Если в Петербурге явственно ощущалось превосходство высшей светской бюрократии над Синодом, то в провинции столь же очевидно было неравное положение епархиального владыки по сравнению с любым губернатором, атаманом крупного казачьего войска, а тем более – генерал-губернатором. С точки зрения российской правовой системы явление вполне объяснимо: архиерей при всей сложной процедуре его назначения оставался предстоятелем Церкви, тогда как главы административных округов согласно тому же закону являлись представителями монарха 170 . Они чувствовали себя полновластными хозяевами на вверенной территории. Считалось вполне допустимым, если в отчете или рапорте губернатора содержались оценки деятельности, поведения, уровня профессиональной подготовки приходского духовенства и даже епархиального владыки, тогда как никто из архиереев не мог и помыслить, чтобы в официальной переписке оценивать действия светской администрации, а тем более жаловаться на губернатора в Синод. В результате практика вмешательства в дела Церкви, ущемления архиерейских полномочий, стала обычным явлением, особенно на периферии. Иркутский губернатор А. С. Трескин, по рассказам очевидцев, самодурствовал не только над чиновниками и их женами, заставляя на приемах целовать свою руку дам, старших чиновников и купцов первой гильдии. Местному епископу он приказал непременно бывать на вечерах в губернаторском доме, а в торжественные дни тот мог сказать проповедь только с разрешения Трескина, которое тот пересылал через полицмейстера 171 . Не пользовался расположением местных властей томский епископ Агапит (Вознесенский), пытавшийся требовать от всех чиновников исполнения христианского долга, например, посещения обедни 172 . Архиепископ Иркутский и Нерчинский Ириней (Нестерович) по произволу генерал-губернатора Сибири Лавинского был смещен с кафедры как якобы сумасшедший и заточен в монастырь. В особенно сложном положении находились архиереи западных и прибалтийских епархий. Здесь сильно ощущалось влияние «немецкой» партии при дворе, противодействие местных чиновников, в большинстве католиков и протестантов. Из тех же генерал-губернаторов и гражданских губернаторов Виленского края некоторые ко всему прочему не были православными. В результате архиерей оказывался под усиленным вниманием властей, а высшие административные лица, ощущая собственное особое положение и полновластие, вели себя достаточно бесцеремонно. Не случайно даже всеведущий митрополит Филарет не упускал случая узнать о положении Православия в этом крае от тамошних губернаторов или их доверенных лиц 173 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

святитель Агапит Римский (†536) Послания святитель Агапит Римский Папа Римский. Борец за Православие. Предание приписывает ему дар чудотворений. Святитель Агапит, Папа Римский, был ревностным поборником Православия. Своей благочестивой жизнью он заслужил всеобщее уважение и был возведен на папский престол в 535 году. Готфский король Теодорик Великий направил святого Папу Агапита в Константинополь для переговоров о мире. По дороге святитель Агапит встретил хромого и немого человека. Он исцелил его от хромоты, а после причащения Святых Таин немой заговорил. В Константинополе святитель исцелил слепого нищего. В это время в Константинополе был собран Поместный Собор. Святитель Агапит принял в нем участие и ревностно отстаивал Православное учение против еретика Севера, который учил, что Тело Господа Иисуса Христа было подвержено тлению, подобно человеческому. Святитель Агапит скончался в Константинополе в 536 году, пробыв на престоле всего десять месяцев. Его мощи были уложены в свинцовый гроб и доставлены в Рим, где похоронены в притворе собора Святого Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Rimskij...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГАПИТ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 1 , С. 224 опубликовано: 1 апреля 2008г. АГАПИТ († нач. IV в.), мч. Римский (пам. зап. 7 авг.), субдиакон, пострадавший вместе с диак. Кириаком (пам. 7 июня), одним из 14 «святых помощников». Почитается в рим. ц. Санта-Мария-ин-виа-лата. А. И. М. Рубрики: Католические святые Ключевые слова: Святые Римско-католической Церкви Мученики Римско-католической Церкви Агапит († нач. IV в.), субдиакон, мученик Римский (пам. зап. 7 авг.) См.также: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый АВГУРИЙ, ИУЛИЙ, ИУЛИАН, ВИНЦЕНТИЙ И ЭКЛОДИЙ мученики Испанские (пам. зап. 21 авг.) АВГУСТ мч. Италийский (пам. зап. 9 апр.) АВГУСТИН И ЕГО МАТЬ ФЕЛИЦИТА († ок. 255), мученики (пам. зап. 15 нояб.) АВГУСТИН, САНКЦИАН, ЕГО СЕСТРА БЕАТА и др. († 273 или 274), мученики Санские (пам. зап. 6 сент.) АВИТ, КИННАНК, АРТЕМОН, ЕРЕМИТ, АЛИК, КАПИТОН мученики Никомидийские (пам. зап. 23 июня) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/63128.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агапит II, папа Римский. Гравюра (Sacchi P. Vitis pontificum. 1626) ( дек. 955, Рим), папа Римский (10.05.946 - дек. 955). Римлянин по происхождению. Проводил реформы монашества в духе клюнийских идеалов (см. Клюнийская реформа ) при поддержке Альбериха II († 954), герц. Сполето, в то время самого могущественного сеньора Центр. Италии. Несмотря на зависимость от него, А. сумел поднять авторитет Римской курии , напр. в споре о кандидатуре на Реймсскую кафедру, в утверждении за Гамбургом прав митрополии по отношению к Скандинавии (948). Под давлением Альбериха А. отклонил притязания герм. кор. Оттона I на имп. корону (952), но расширил его права в церковной организации завоеванных западнослав. земель (955). Лит.: Jaff é. RPR. Vol. 1. P. 459-463; Vol. 2. P. 706; LP. Vol. 2. P. 1892; K ö lmel W. Rom und Kirchenstaat im 10. und 11. Jh. B., 1935; Brezzi P. Roma e l " Imperio medievale. Bologna, 1947; Zimmermann H. Das dunkle Jahrhundert. Münch., 1973. О. С. Воскобойников Рубрики: Ключевые слова: ВИКТОР II (ок. 1020 - 28.07.1057; мирское имя Гебхард, гр. Долленштайн-Хиршбергский), папа Римский (с 13 апр. 1055) АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/63150.html

Никогда в жизни она так спать не хотела – засыпает стоя и все. Тут она видит, что неладно что-то, раскаялась и понесла четки обратно. Хочет их незаметно повесить на место, а старец Агапит открыл глаза, смотрит на нее и смеется: «Открой-ка мой ящик.» Дуня открыла. «Вот возьми там четочки. Те легонькие, а эти мои слишком тяжелы для тебя.» Невольно вспоминается эпизод в одной из любимых оптинских книг о молитве Иисусовой – «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу»: святость старца передалась его четкам, и когда странник отмахнулся ими от волка, то был спасен от растерзания хищным диким зверем 154 . В последние годы своего земного жития о. Агапит порой впадал как бы в слабоумие, хотя в просветах сохранял и прозорливость и духовную высоту. Старец Нектарий говорил, что болезнь ему попущена за отказ от общественного служения. Небесный покровитель архимандрита Агапита преподобный Агапит Исповедник был против его желания рукоположен в сан пресвитера епископом города Синады. Тот епископ вскоре скончался, и тогда по избранию духовенства и народа на его место был поставлен святой Агапит, который с принятием святительского сана был удостоен от Господа дара пророческого прозрения. О. Нектарий и сам не хотел выходить из полузатвора – он тоже предвидел разгром Оптиной и все последующие страдания, – поэтому подвиг старчества принял только тогда, когда от него этого потребовали «за послушание». За два года до избрания старцем о. Нектарий в таинственном сне видел огромное поле, на котором происходила «страшная битва между бесчисленным полчищем богоотступников и небольшой ратью христиан». И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут ( Деян.2:17 ). О своем пророческом сновидении о.Нектарий поведал в оптинской больнице Сергею Александровичу Нилусу, причем начало рассказа совпало с приходом о. Агапита. В дневниковой записи от 17 марта 1910 года С.А.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Отправившись, он встретил на пути человека, страдавшего двумя недугами, — немого языком и хромого ногами. Взяв его за руку, святой Агапит исцелил его от хромоты; причастив же его Святых Таин Тела и Крови Христовых, разрешил язык его. Пребывая в Константинополе, святой Агапит увидел там слепого, сидевшего у так называемых Золотых ворот и просившего милостыню. Сжалившись над ним, святой Агапит возложил ему на глаза свою правую руку, после чего слепой прозрел. Во время пребывания святого Агапита в Константинополе здесь, по повелению императора Юстиниана, собрался поместный собор [ 4 ], на котором был низложен патриарх Анфим [ 5 ], возведенный на патриарший престол незаконно, противно церковным правилам [ 6 ]. На место низложенного Анфима был возведен некоторый пресвитер, по имени Мина [ 7 ], проводивший жизнь святую и строгоподвижническую. Вместе с тем на этом же соборе была предана осуждению ересь Северова [ 8 ]. Вскоре после этого святой Агапит преставился ко Господу [ 9 ] и был погребен в Константинополе. Память 18 апреля Память преподобного отца нашего Иоанна, ученика святого Григория Декаполита Мы знаем две страны с именем Декаполиса [ 1 ]. Одна из них находилась в Палестине, близ Галилеи [ 2 ]; о ней упоминает святой Евангелист Матфей, говоря: «И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана» (Мф.4:25). Именем Декаполиса называлась еще одна небольшая страна находившаяся в Исаврии [ 3 ]. Из этого-то последнего исаврийского Декаполя и происходил преподобный Григорий [ 4 ], учитель сего преподобного Иоанна, память которого совершается в настоящий день. С юных лет отрекшись от этого мира и возлюбив Христа, преподобный Иоанн удалился к упомянутому своему учителю Григорию Декаполиту и, приняв от него пострижение в чин иноческий, подвизался вместе с ним, добродетельною жизнью своею угождая Богу. Он достиг такого смирения, послушания и вообще духовного совершенства, что за него радовался и прославлял Бога и сам учитель его святой Григорий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

После этого разболелся Агапит, и пришел посетить его армянин, о котором мы говорили прежде. И начал он беседовать с иноком о врачебном искусстве, спрашивая его, каким зельем какой недуг лечится? И отвечал блаженный: «Каким господь подаст здоровье». Армянин понял, что он нисколько не сведущ в этом, и сказал своим: «Ничего он не знает». Потом взял его руку и сказал, что через три дня он умрет. «И это истинно, — прибавил врач, — и не изменится слово мое; если же будет не так, то я сам стану монахом». Блаженный же с негодованием сказал ему: «Так вот в чем суть твоего врачевания: смерть мне предсказываешь, а помочь не можешь! Если ты искусен, то дай мне жизнь, а если этим не владеешь, — за что же укоряешь меня, осуждая на смерть через три дня? А меня господь известил, что я через три месяца умру». И сказал ему армянин: «Раз сам ты уже понял, что умрешь, то никак не переживешь третьего дня», а блаженный изболел уже весь так, что сам и двинуться не мог. В это время принесли одного больного из Киева, и Агапит встал, как будто вовсе и не болел, взял зелье, которое сам ел, и показал лекарю, говоря: «Вот целебное зелье, смотри и разумей». Лекарь посмотрел и сказал иноку: «Это не из наших зелий, думаю, что его из Александрии приносят». Посмеялся блаженный невежеству его, дал зелье больному, и тот стал здоров. Потом сказал лекарю: «Сын мой, поешь и ты, но не погневайся: убоги мы, и нечем нам угостить тебя». Армянин же сказал ему: «Теперь, отче, четыре дня этого месяца мы постимся». Блаженный же спросил его: «Кто же ты и какой веры?» Лекарь же ответил ему: «Разве ты не слыхал, что я армянин?» И сказал ему блаженный: «Как же смел ты войти, и осквернить мою келью, и держать мою грешную руку? Иди прочь от меня, иноверный и нечестивый!» Армянин, посрамленный, ушел. Блаженный же Агапит прожил три месяца, потом, немного поболевши, отошел к господу. После смерти его пришел армянин в монастырь и сказал игумену: «С этих пор и я буду черноризцем, и отрекаюсь от армянской веры, и истинно верую в господа Иисуса Христа. Явился мне блаженный Агапит, говоря: «Ты обещался принять иноческий образ, и если солжешь, то с жизнью и душу погубишь». И так я уверовал. Но если бы этот блаженный захотел долгое время жить здесь, то бог не взял бы его к себе из этого мира, но, принявши его, господь даровал ему жизнь вечную, и думаю я, что отошел он от нас по своей воле, желая небесного царства, а мог бы и еще жить с нами. Так как я узнал, что жить ему не больше трех дней, — он прибавил себе три месяца; а если бы я сказал: три месяца, — он три года бы прожил. Хотя и умер он, но вселился в обители пребывающих в жизни вечной и там жив». И постригся этот армянин в Печерском монастыре, и тут кончил жизнь свою в добром исповедании.

http://sedmitza.ru/lib/text/438101/

Святой Агапит исцелил, между прочим, и князя Владимира Мономаха , послав ему в Чернигов свои целебные травы. Искусством врачевания святой Агапит превзошёл знаменитого в Киеве врача-армянина, и тот, поняв, что Агапиту посылается помощь свыше, крестился и принял иночество в Печерском монастыре. Бедный ходатайствует перед Богом за дающего Христианин не должен ослабевать в милосердии, воодушевляясь той великой пользой, которую приносит милостыня человеку. Человек, подающий милостыню, расточает тленное, а приобретает нетленное; расточает земное, а получает Небесное; расточает малое, принимает неисчетное. На памятнике одного доброго человека значилась следующая надпись: «Всё, потраченное им на себя, — потеряно; всё, накопленное для других, всё розданное — осталось с ним». Подающий милостыню подаёт нищему, а принимает Христос. О чудное действие милостыни! Христа под рубищем она находит, и Всесодержащему благодетельствует! Ибо Искупитель наш, испив некогда чашу горьких страданий, и до сих пор ещё страдает в Своих членах. Он, когда настанет день Его правосудия, скажет милосердым: Ибо алкал Я и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне ( Мф.25:35–36 ). И хоть пред целым светом они признаются, что никогда в таком состоянии не видели Его, милосердый Спаситель объявит им, что сделанное ими благодеяние бедным Он принимает как сделанное Ему: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне ( Мф.25:40 ). Святитель Иоанн Златоуст так рассуждает о пользе милостыни: «Она не обувь нам делает, не одежду доставляет, не дома каменные созидает, но жизнь вечную приготовляет, из рук смерти исторгает, и в той и в другой жизни прославляет и созидает нам обители и вечные чертоги на Небесах… Милосердие созидает вечную жизнь на Небесах, учит учеников своих избегать вечной смерти и дарит им сокровища неистощимые, которые не могут потерпеть вреда ни от воров, ни от моли, ни от тления, ни от времени.

http://azbyka.ru/pomogi-gospodi-izzhit-m...

http://www.foma.ru/article/index.php?news=4216 Лука-Агапит (Киев, Пушкинский парк) 30 августа 2012, 12:24 о.Андрей писал: " Студент тогда, к сожалению, ушел из храма на своих ногах и не был разодран на части возмущенными людьми, собравшимися для молитвы, чего он был, несомненно, достоин. Говорю это с полной ответственностью за каждое слово... " св.ап.Иоанн писал: " Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его... " (Ин.14.17) и св.ап.Лука писал: " Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа... " (Лк.9,55) и " ...Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают... " (Лк.23,34) Так что же? Рвать студентов-кощунников с благословения стяжателей славы Гапона, или - подражать Христу? Евфросиния 30 августа 2012, 11:55 Батюшка, благодарю от всего сердца, что вы находите те самые слова, которые вновь и вновь делают меня вменяемой и адекватной, вы каждый раз потрясаете и протрясаете мое сознание, вы как компас! Милости от Господа и крепости пера! Наталия 30 августа 2012, 11:46 Спасибо за текст. Вроде факт известный, но забытый. Много чего мы как бы знаем, а на самом деле не знаем. Всё повторяется, возможно, Господь нам ясно показывает, чем может кончится. Такое кощунство, что тогда, что сейчас стало возможным и потому, в самой Святой Церкви не отделяются овцы от козлищ. Существуют рядом священники молитвенники и труженики, их в церковных СМИ не особенно заметно, и либералы с известными мыслями и запахом весьма громко, постоянно, и очень соблазняют своими речами интеллигентов-православных. А вонь она сильнее мира в страшные наши дни всеобщего предательства. Артём 30 августа 2012, 10:20 " Если бы народ действовал в подобных случаях более жестко и адекватно, наглость шакалов уменьшалась бы на глазах " Полностью согласен с отцом Андреем и теми, кто призывает не размазывать сопли, а защищать Православные Святыни и Церкви от кощунства. Ведь закон для всех один: один-два раза продемонстрировал слабость, в третий раз тебя сотрут в порошок. Видимо настало время православным демонстрировать силу. Не жестокость, не религиозный фанатизм со взрывчаткой вокруг талии! Нет! Силу и готовность защищать свою Веру не только словом, но и крепким кулаком.

http://pravoslavie.ru/55726.html

В духе любви и мира, призываем всех вас, дорогие отцы, братия и сестры, словами Апостола: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях». (1 Кор. 1:10). В Послании Архиерейского Собора 2006 г. находится следующий призыв: «Итак, обращаемся мы к нашей дорогой пастве с молитвенным призывом — отложить споры и разногласия, и влиться в спасительное делание возстановления единства Русской Церкви». Мы повторяем сей призыв, а также и выраженные в том же Послании Архиерейского Собора другие слова назидания: «Мы призываем нашу паству молитвенно продолжить вместе с нами ту благодатную созидательную работу, начатую IV Всезарубежным Собором, завершение которой должно стать всеми нами чаемое единство Поместной Русской Церкви». «В прочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, — и Бог любви и мира будет с вами» (2 Кор. 13:11). Аминь. + Лавр, Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви + Марк, архиепископ Берлинский и Германский + Иларион, архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский + Кирилл, архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский + Евтихий, епископ Ишимский и Сибирский + Михаил, епископ Женевский и Западно-Европейский + Гавриил, епископ Манхеттенский + Агапит, епископ Штуттгартский + Петр, епископ Кливлендский 26 ноября/9 декабря 2006 г. Сайт Русской Православной Церкви Заграницей /Патриархия.ru Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 .

http://patriarchia.ru/db/text/169988.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010