ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ ОБНОВЛЕНЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ «Живая Церковь » – обновленческая группировка, возглавляемая прот. В. Д. Красницким; в августе 1923 г. группа откололась от обновленческого движения. Союз Церковного Возрождения (СЦВ) – обновленческая группа, возглавлявшаяся епископом Антонином (Грановским), отколовшаяся от «Живой Церкви». Союз Общин Древле-Апостольской Церкви (СОДАЦ) – возникшая в 1922 г. обновленческая группировка, занимавшая промежуточную позицию между «Живой Церковью» и «Союзом Церковного Возрождения». Союз возглавлялся А. И. Введенским . Просуществовав чуть больше года, СОДАЦ в конце 1923 г. растворился в обновленческой церкви, а его лидер вошёл в состав обновленческого синода. «Народная церковь » – обновленческая группа, созданная в 1920 г. в Пензе епископом Владимиром (Путятой), вскоре после своего возникновения растворилась в обновленческой церкви. Указатель имен 680 Аарон, первосвященник 119, 138 Абакумов Алексей Григорьевич, обн. протоиерей 527, 529, 555, 982 Август, римский император 173, 413 Августин (Разумовский), бывш. обн. епископ 276, 350, 421, 613 Августин, бл. 386 Авдентов см. Александр (Авдентов), обн. архиепископ Авирон 138 Авраамий (Иванов), обн. архиепископ 614 Агапит (Вишневский), архиепископ 277, 340, 484, 614, 1009 Агапит, архиепископ Екатеринославский см. Агапит (Вишневский), архиепископ Агафангел (Преображенский), митрополит, исп. 32, 38, 69, 70, 71, 74, 87, 95, 96, 213–215, 217, 219–223, 226, 227, 229, 243, 249, 250, 294, 334, 398, 430, 436, 449, 993 Агафангел, Высокопреосвященный см. Агафангел (Преображенский), митрополит, исп. Агафангел, митрополит см. Агафангел (Преображенский), митрополит, исп. Агафангел Ярославский см. Агафангел (Преображенский), митрополит, исп. Аггеев К. М., протоиерей 169 Адам (Филипповский), епископ 424 Адамов Дмитрий Александрович, обн. протопресвитер 244, 302, 361, 363, 391, 441, 454, 462, 510, 519, 524, 526, 541, 548, 982, 1013 Адаменко, протоиерей см. Феофан (Адаменко Василий Иванович), архимандрит Адриан (Анцино-Чекунский), епископ 615

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Однако ситуация резко изменилась, когда в марте 536 г. в Константинополь во главе остготского посольства прибыл римский папа Агапит I (535– 536). Уже извещенный Ефремом Антиохийским (528–546) о тайных переговорах Анфима с монофизитами, папа отказался вступить с ним в общение, требуя оправдаться от обвинений в ереси и вернуться в Трапезунд, откуда он был призван на константинопольский престол (перемещение епископов с кафедры на кафедру осуждается канонами, хотя и допускается, как исключение). Юстиниан попытался вступиться за своего патриарха, но, встретив резкую отповедь папы, пошел на уступки. Анфим был вынужден отречься от престола, а на его место был избран Мина (536–552), хиротонию которого возглавил сам папа Агапит. Вслед за низложением Анфима папа анафематствовал Севира и его соратников по оппозиции к Халкидону – бывшего епископа Апамейского Петра и сирийского монаха Зоору. В мае-июне 536 г. в Константинополе состоялся собор, где решениям Агапита Римского (который умер накануне его открытия) был придан общецерковный характер: Анфим был осужден за незаконное занятие патриаршей кафедры и сближение с еретиками, а Севир, Петр и Зоора преданы анафеме. Эти решения были подтверждены особым указом Юстиниана (42-я новелла от 6 августа 536 г.), предписавшего Севиру удалиться в «укромное место» и впредь не вступать в богословские дискуссии. Через полтора года престарелый лидер антихалкидонитов скончался в Египте. В это же время завершаются теопасхитские споры: положительные ответы Константинополя на догматические вопросы папы Uoahha II положили конец 14-летним прениям, начатым в 519 г. с коллизии относительно libellus Hormisdae. В ознаменование этого события в 536 г. в храме святой Софии был впервые пропет написанный Юстинианом гимн «Единородный Сыне», в котором есть слова: «Един сый Святыя Троицы (unum е Trinitate), спрославляемый Отцу и Святому Духу». Уступчивость, которую Юстиниан проявил в отношении требований Рима, объяснялась политическими обстоятельствами. В том же 536 г. византийская армия во главе с Велисарием высадилась в Италии и в начале декабря без боя вступила в Рим. После 60-летнего перерыва Вечный город вновь оказался под властью Империи. В марте следующего года на римский престол при самом активном вмешательстве Константинополя был возведен (при живом еще папе Сильверии, 536–537) папа Вигилий (537–555).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В том же году Юстиниан заповедал петь в церквах: Единородный Сыне и Славе Божий. Устроил также часы на Милие. л. м. 6029, Р. Х. 529. Первый год епископства Анфима Константинопольского. В этом году скончался епископ Епифаний месяца июня 5, индиктиона 15, занимавший кафедру 17 лет и 3 месяца; и переведен был в Константинополь Анфим еретик, епископ Трапезундский; в это же время Агапит, епископ Римский, прибыв в Константинополь, составил собор против нечестивого Севера, Юлиана Галикарносского и других феопасхитов, в числе которых и Анфим, епископ Константинопольский, как единомышленник их, был низвержен и прогнан после десятимесячного епископства. И рукоположен вместо него Мина, пресвитер Сампсониевой странноприимицы, от руки Агапита, папы римского. Агапит же, епископ римский, будучи в Константинополе, скончался, рукоположен вместо него Сильвестр, живший один год. л. м. 6030, Р. Х. 530. Первый год епископства Сильвестра римского, Мины Константинопольского, Гвины Александрийского. В этом году декабря 27, было первое обновление великой церкви. И шел крестный ход от святой Анастасии, причем патриарх Мина сидел на царской колеснице, а царь шел пешком вместе с народом. А прошло от дня пожара святейшей великой церкви до обновлений в 5 лет, 11 месяцев и 10 дней. л. м. 6031, Р. Х. 531. Первый год епископства Вигилия римского, Феодосия Александрийского. В этом году 119 поднялись болгаре. Два князя 120 со множеством болгар и друнгом 121 вторглись в Скифию и Мисию в то время как в Мисии начальствовал войсками Юстин, а в Скифии Баударий 122 . Эти полководцы двинулись против болгар, решились на битву; и пал в битве вождь Юстин; и назначен был вместо него Константин, сын Флоренция. И дошли болгары до пределов Фракийских. И вышел против них полководец 123 Иллирика Акум гунн, которого царь воспринимал от крещения. И римские войска, оцепив болгар со всех сторон, стали их рубить и избили многое множество, и отняли всю добычу и рубили наголову, умертвив и двух князей болгарских. И когда победители возвращались с радостью, напали на них другие болгары 124 и поймали на аркан бегущих Константина, Акума и Годиллу. Из них Годилла кинжалом перерезал аркан и убежал; а Константин и Акум были взяты живые. Константина болгары выдали на выкуп за 1000 копеек 125 , и он возвратился в Константинополь, Акума же повели в свое отечество 126 вместе с другими пленниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

Наиболее значительным событием понтификата Иоанна I стало посольство в Константинополь . В 523 году имп. Юстин I ужесточил меры против монофизитов и ариан . Их церкви закрывались и передавались православным; многие ариане под давлением власти принимали православие. Готы как федераты империи сохраняли право свободного исповедания арианства, однако меры, принятые имп. Юстином I против ариан, привели к напряженности в отношениях с Константинополем остготского короля Теодориха Великого (он считал себя покровителем арианства на всей территории бывшей Римской империи, как на Востоке, так и на Западе). В качестве ответной меры король остготов угрожал начать преследование православных на подчиненных ему территориях в Италии. Теодориху принадлежала также инициатива отправить в Константинополь посольство во главе с папой Римским, чтобы добиться от императора отмены мер против ариан. В Liber Pontificalis сообщается, что незадолго до этого к Теодориху в Равенну прибыла делегация в составе Иоанна I и представителей римского сената. Они обратились с просьбой не принимать каких-либо мер против православной Церкви, пообещав уладить с императором " арианский вопрос " . Во 2-м фрагменте Анонима Валезия об этих событиях рассказывается иначе: король Теодорих вызвал папу в Равенну, насильно посадил на корабль и отправил в Константинополь. Кроме Иоанна I в состав посольства вошли святитель Екклесий, епископ Равеннский , Евсевий, епископ Фанский , епископ Сабин (неизвестная кафедра в области Кампания), а также Феодор, римский сенатор и бывший консул (в 505), сенаторы Импортун (консул в 509), Агапит (консул в 517) и другой Агапит, патрикий. Сведения о прибытии Иоанна I в Константинополь в источниках разнятся. В сообщении пресв. Прокопия, которое является дополнением к " Пасхальной хронике " , компиляции середины VII века , говорится, что посольство прибыло в столицу к концу 525 года. Согласно Прокопию, на праздник Рождества папа служил с Константинопольским патриархом Епифанием . Тогда встал вопрос о первенстве, и патриарх был вынужден уступить Иоанну I.

http://drevo-info.ru/articles/13679733.h...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Отцы V Вселенского собора, свтт. - житие V Вселенский Собор. Роспись Успенского храма Любостинского монастыря, 1402-1405 гг. Пятый Вселенский собор, состоялся в 553 году в Константинополе. Память 25 июля и в 9-ю неделю по Пятидесятнице (память святых отцов шести Вселенских соборов) Император Юстиниан Великий, вступивший в 527 году на императорский престол, желал присоединить монофизитов к Церкви. В Египте православные составляли меньшинство и такое разделение представляло опасность для Церкви и государства. Его жена, императрица Феодора, была тайной монофизиткой, и под ее влиянием он иногда действовал в ущерб Православию. Например, под ее влиянием, в 533 году он сделал уступку монофизитам, допустив прибавление в трисвятой песне: распныйся за ны, хотя строгие последователи Халкидонского собора считали такое прибавление монофизитским. В 535 году Юстиниан возвел на константинопольский патриарший престол Анфима, тайного монофизита. В 536 г. в столицу прибыл папа Агапит, в качестве посла остготского короля Теодориха Великого. Узнав о еретичестве Анфима, Агапит, несмотря на угрозы Феодоры, донес о нем царю. Юстиниан тотчас же низложил Анфима, а на его место поставил пресвитера Мину. Под председательством Мины был составлен небольшой собор из епископов православных и монофизитских, на котором обсуждался вопрос о присоединение монофизитов. Но вследствие их упорства рассуждения ни к чему не привели. Патриарх снова их осудил и император подтвердил прежние строгие законы против них. Монофизиты бежали в Великую Армению, где упрочили свою ересь. Между тем Феодора продолжала вести интриги в пользу монофизитов. По ее проискам, после смерти папы Агапита (+ 537) на Римскую кафедру был поставлен римский диакон Вигилий, давший ей еще прежде обещание с подпиской помогать монофизитам. Потом она нашла себе еще двух усердных помощников, проживавших при дворе епископов — Федоре Аскиде и Домициане, которые были тайными монофизитами. Оба они советовали императору заняться обращением монофизитов и даже предложили для этого план. Именно, что они смогут присоединиться только тогда, когда Православная Церковь осудит учителя несторианства Феодора Мопсуестийского и его последователей — блаженного Феодорита и Иву Эдесского. Так как их сочинения не осуждены, то это служит соблазном для монофизитов, и они подозревают православную Церковь в несторианстве. План это был составлен в пользу монофизитов и во вред православным: в случае его исполнения Церковь оказалась бы в противоречии сама с собой, осудив Феодора и Иву, признанных православными на Халкидонском соборе.

http://pravicon.com/info-3114

Разделение было слишком вредно для Церкви и государства. Но, подобно другим государям, задавшимся теми же планами присоединения еретиков, Юстиниан не достиг своей цели и даже под влиянием монофизитской партии, особенно жены своей, Феодоры, тайной монофизитки, действовал иногда в ущерб Православию. Так, в 533 году под влиянием Феодоры он сделал уступку монофизитам, допустив и в Константинопольской Церкви прибавление к трисвятой песни: распныйся за ны, хотя строгие последователи определений Халкидонского собора считали такое прибавление монофизитским. По влиянию той же Феодоры Юстиниан возвел (535 г.) на константинопольский патриарший престол Анфима, притворно перешедшего из монофизитства в Православие. К счастью, Юстиниан скоро узнал о происках монофизитов. В то время (536 г.) прибыл в Константинополь папа Агапит в качестве посла ост-готского короля Теодориха Великого. Узнав о еретичестве Анфима, Агапит, несмотря на убеждения и угрозы Феодоры, донес о нем царю. Юстиниан тотчас же низложил Анфима, а на его место поставил одного пресвитера Минну. Все-таки он не терял надежды на присоединение монофизитов. В этих видах под председательством Минны в Константинополе составлен был небольшой собор из православных и монофизитских епископов, на котором обсуждался вопрос о присоединении монофизитов. Но рассуждения не повели ни к чему вследствие упорства монофизитов. Патриарх снова осудил монофизитов, а император подтвердил прежние строгие законы против них. Монофизиты при возобновившихся преследованиях бежали в Великую Армению и здесь упрочили свою ересь. Между тем Феодора продолжала вести интриги в пользу монофизитов. По ее проискам, по смерти папы Агапита (537 г.), на Римскую кафедру поставлен был римский диакон Вигилий, давший ей, еще в бытность в Константинополе с Агапитом, обещание с подпиской помогать монофизитам. Потом она нашла себе усердных помощников в двух проживавших при дворе епископах Феодоре Аскиде и Домициане, которые были тайными монофизитами. Аскида и Домициан присоветовали императору заняться обращением монофизитов и предложили даже для этого план.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так, под ее влиянием, в 533 году он сделал уступку монофизитам, допустив прибавление в трисвятой песне: распныйся за ны , хотя строгие последователи Халкидонского собора считали такое прибавление монофизитским. Юстиниан также возвел (535 г). на константинопольский патриарший престол Анфима, тайного монофизита. К счастью, Юстиниан вскоре узнал о происках монофизитов. В то время (536 г). в столицу прибыл папа Агапит, в качестве посла остготского короля Теодориха Великого. Узнав о еретичестве Анфима, Агапит (несмотря на угрозы Феодоры) донес о нем царю. Юстиниан тотчас же низложил Анфима, а на его место поставил пресвитера Минну. Все-таки он не терял надежды присоединить монофизитов. Поэтому под председательством Минны был составлен небольшой собор из епископов православных и монофизитских, на котором обсуждался вопрос о присоединение монофизитов. Но вследствие их упорства рассуждения ни к чему не привели. Патриарх снова их осудил и император подтвердил прежние строгие законы против них. Монофизиты тогда бежали в Великую Армению и здесь упрочили свою ересь. Между тем Феодора продолжала вести интриги в пользу монофизитов. По ее проискам, после смерти папы Агапита (537 г). на Римскую кафедру был поставлен римский дьакон Вигилий, давший ей еще прежде обещание с подпиской помогать монофизитам. Потом она нашла себе еще двух усердных помощников, проживавших при дворе епископов — Федоре Аскиде и Домициане, которые были тайными монофизитами. Оба они советовали императору заняться обращением монофизитов и даже предложили для этого план. Именно, что они смогут присоединиться только тогда, когда Православная Церковь осудит учителя несторианства Феодора Мопсуетского и его последователей — блаженного Феодорита и Иву Эдесского. Так как их сочинения не осуждены, то это служит соблазном для монофизитов, и они подозревают православную Церковь в несторианстве. План это был составлен в пользу монофизитов и во вред православным: в случае его исполнения Церковь оказалась бы в противоречии сама с собой, осудив Феодора и Иву, признанных православными на Халкидонском соборе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2187...

Незадолго до начала кампании остготская королева-регентша Амаласунта , поддерживавшая дружественные отношения с Юстинианом, была убита с ведома нового короля Теодахада , что и послужило толчком к новому столкновению. Велисарий добился впечатляющих успехов и 9 декабря 535 года уже взял Рим , тогда как Юстиниан убедил франков одновременно ударить на готов с севера. Однако, впоследствии раздоры между военачальниками имперских войск и дипломатический успех готов, которые примирились с франками и подтолкнули персов к новой войне с империей, ухудшили положение в Италии. Поворотным моментом было разрушение Милана в 539 году, после которого Юстиниан отозвал из Италии одного из своих полководцев – Нарсеса. Одновременно с расширением и укреплением владений Юстиниан прикладывал много стараний к достижению примирения в делах Веры. Он устроил весной 532 года трехдневное совещание видных архиереев – по пять с обеих сторон христологического конфликта. Севир Антиохийский прибыл в столицу зимой 534 - 535 года, вместе с Феодосием , сделавшимся в начале 535 года Александрийским патриархом. Эти два вождя монофизитсва сумели достичь договорённости с монофизитствующим Константинопольским патриархом Анфимом . Однако, это соглашение было на деле победой монофизитов и святитель папа Римский Агапит , отправленный остготским королём Теодахадом в Константинополь как политический посол, убедил Юстиниана отвернуться от ложного мира с монофизитством и встать на сторону халкидонских решений. На место смещенного Анфима был возведён православный святитель Мина . Юстиниан составил исповедание веры, которое святитель Агапит признал вполне православным. Около того же времени император и составил православное молитвословие «Единородный Сыне и Слове Божий», вошедшее в чин Божественной литургии . 2 мая 536 года в Константинополе открылся Собор в присутствии императора для окончательного разбирательства дела об Анфиме. В ходе Собора были осуждены ряд монофизитских вождей, среди них Анфим и Севир. Однако, в то же время Феодора склонила императора согласиться на поставление в наследники скончавшемуся папе Агапиту показавшего готовность к компромиссу диакона Вигилия .

http://drevo-info.ru/articles/15637.html

Хотя Юстиниан был «синодит», то есть приверженец собора Халкидонского. его жена Феодора, которую он возвел в положение сотоварища по управлению империей, была ревностной монофизиткой, Так как ее влияние на своего супруга было безграничным во всех других отношениях, то полагают, что это разделение богословских интересов могло быть предметом особого политического соглашения между императорской четой. Феодора собрала вокруг себя партию монофизитов; она склонила Юстиниана пригласить Севера, изгнанного патриарха антиохийского, в столицу (535 г.), и даже возвела Анфима, тайного врага собора Халкидонского, на патриарший престол Константинополя (536 г.). Через год после этого назначения, Агапит, епископ римский, был принужден готским царем Теодагатом предпринял миссию в Константинополь, с целью отвращения угрожавшему ему нападения со стороны Юстиниана. Миссия не достигла своей политической цели, но, по просьбе православной партии, Агапита обличил перед императором неправославие Анфима, и добился его низложения на том основании, что он был неканонически переведен с другой кафедры. На вакантную кафедру был возведен Минна, который был рукоположен папой, и вскоре затем он созвал собор, на котором Анфим, после исследования его мнений, найден был виновным в ереси и отлучен 2215 . Агапит умер в Константинополе до созвания этого собора, и сопровождавший его архидиакон Вигилий, по понуждению Феодоры, сделался кандидатом на папский престол. Император обещался поддерживать его своим влиянием и деньгами, если только он осудит собор Халкидонский и войдет в общение с Анфимом и другими монофизитами. Но прежде чем он достиг Рима, на папский престол был избран субдиакон, по имени Сильверий, сын папы Ормизды. В следующем году, когда Велизарий был осажден в Риме готами (537 г.), Сильверий вытребован был явиться к нему. Жена полководца, Антонина, развалившись на лежанке, причем Велизарий занимал место у ее ног, укоряла папу за изменнические сношения с врагом. Его попытки устранить это обвинение были опровергнуты представлением письменных доказательств; он немедленно же был лишен знаков своего достоинства и отправлен морем на восток, причем Вигилий был избран на его место и выплатил в пользу Велизария 200 фунтов золота 2216 . Сильверий, после изгнания в Патеру, в Ликии, был отправлен Юстинианом назад в Италию, с целью нового расследования его дела; но по наущению своего соперника он был схвачен и отправлен на остров Пальмарию (Пальмарола), где и умер от голода. Хотя однако же Вигилий таким образом освободился от своего соперника, положение его было весьма затруднительное и опасное, потому что он вошел в тайное соглашение с Феодорой действовать против собора Халкидонского, между тем как его общественное положение обязывало его как раз к противоположному образу действия 2217 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Лаврентий Римский, мч. - житие Мученики архидиакон Лаврентий, Папа Сикст, диаконы Феликиссим и Агапит, воин Роман, Римские пострадали в 258 году при императоре Валериане (253-259). Святой Папа Сикст, родом из Афин, получил хорошее образование, проповедовал в Испании и был поставлен епископом в Рим после мученической кончины святого Папы Стефана (253-257, память 2 августа). Это было время, когда Папа, занимавший Римский престол, избирался на верную смерть. В скором времени святой Сикст был также схвачен и посажен в темницу вместе с двумя своими диаконами Феликиссимом и Агапитом. Когда святой архидиакон Лаврентий встретил Папу Сикста, которого вели в темницу, он со слезами воскликнул: " Куда ты, отче, грядешь? Зачем оставляешь своего архидиакона, с которым всегда приносил Бескровную Жертву? Возьми своего сына с собой, чтобы и я был общник тебе в пролитии крови за Христа! " Святой Сикст отвечал ему: " Не оставляю тебя, сын мой. Я старец и иду на легкую смерть, а тебе предстоят более тяжкие страдания. Знай, что через три дня после нашей смерти и ты пойдешь за мной. А теперь пойди, продай церковные сокровища и раздай гонимым и нуждающимся христианам " . Святой Лаврентий с усердием исполнил завет святителя. Услышав, что святой Папа Сикст поведен с диаконами на суд, святой Лаврентий пошел туда же, чтобы видеть их подвиг, и сказал святителю: " Отче, я уже выполнил твое поручение, раздал врученное тобою сокровище, не оставь меня! " Услышав о каком-то сокровище, воины взяли его под стражу, а мучеников усекли мечом († 6 августа 258 г.). Император заключил святого Лаврентия в темницу и поручил надзирать за ним начальнику тюрьмы Ипполиту. В темнице святой Лаврентий молитвой исцелял собиравшихся к нему больных и многих крестил. Пораженный этим, Ипполит сам уверовал и принял Крещение от святого Лаврентия со всем своим домом. Вскоре архидиакон Лаврентий был вновь приведен к императору с приказанием показать спрятанные сокровища. Святой Лаврентий ответил: " Дай мне срок три дня, и я покажу тебе эти сокровища " . За это время святой собрал множество нищих и больных, питавшихся лишь милостыней Церкви, и, приведя их, объявил: " Вот те сосуды, в которых вложены сокровища. И все, кто влагает свои сокровища в эти сосуды, с избытком получают их в Царствии Небесном " .

http://pravicon.com/info-2758

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010