Римский святитель стоял неусыпно «на божественней стражи» и лишь с теми мирствовал, кто Иоанна Златоуста признавал непереставшим быть архиепископом Константина-града 1121 . И в конце концов достиг желаемого, – стал «миротворцем христианского мира» 1122 . Так что, когда священный гроб Святителя Иоанна Златоуста в 437 году был вознесен на высоту его Константинопольской кафедры, в этот знаменательный день все, видящие святые останки святого архиепископа и слышавшие об этом чудном событии, могли сердцем чувствовать священное слово любви Христовой, как бы изшедшей из уст Святителя страдальца: «мир всем»! 1123 Послесловие Приступая к нашему труду, среди размышлений о трудности предположенного нами дела, в искреннем сознании недостаточности наших сил, в книге «Искра любомудрия» (Москва 1892 г.) мы встретили следующий эпиграф: «Если кому недоступна вся глубина и широта научного знания, то неужели он вовсе не должен касаться науки? Без сомнения должен (Алексакис)». И вот, воодушевившись этим словом, мы дерзновенно коснулись науки Истории древней церкви. К благосклонным же читателям обращаемся со следующим древним словом некоего труженика науки: «Забвению и недостатку всяк человек подлежит, аще и вельми остроумен и опасен и без погрешения некоего неудобно быти тому. Посем же и вы, почерпающие книгу сию, прошу, да помолитесь ко Господу, яко да даст ми прошение многих моих и бесчисленных грехов (из пред. к сл. рук. М. Син. Биб. 226, стр. 2521 и 2523)». В искреннем благоговении пред святым автором творений, давших нам возможность составить «Историю церквей Антиохийской и Константинопольской, за его время», оканчиваем труд наш теми словами, какими сам Великий Вселенский Учитель закончил свое последнее слово проповеди: «Возблагодарим Бога, Которому слава и держава, вместе с Сыном и благим животворящим Духом и ныне и присно и во веки веков. Аминь». 600 Фаррар и о. Агапит помечают 26 февраля, другие, как Малышев, 28. Мы склоняемся на сторону первых. 676 Внешний быт народов с древнейших до наших времен.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Nikolsk...

Все изменилось в Италии со смертью Феодорика и воцарением великого Юстиниана , который напомнил империи времена Константина и Феодосия (527). Слабые преемники Феодорика в Равенне, вдова и малолетний сын, не могли противиться силе оружия и нравственного влияния Восточного императора на Италию. Он только что покорил Африку и сокрушил там царство Вандальское, победами славного вождя своего Велисария. Рим и его епископ были на стороне Юстиниана при его столкновениях с королевством готов. Феодот, новоизбранный король их, напрасно искал себе участия в древней столице. 4 Она договаривалась с ним, чтобы все его приговоры над епископом и сенатом имели только силу с согласия императора. По внушению короля, а может быть и во избежание его угроз, опять отправился в Царьград, римский святитель Агапит, и, хотя, не был принят, с такими почестями как его предместник, однако, имел большое влияние на духовные дела Востока. Он утвердил там православие, избрав на частном Константинопольском Соборе нового Патриарха Мину, на место сомнительного Анфима, и сам скончался в Царьграде, достигнув всего, что составляло цель его посольства; так говорит жизнеописатель его Анастасий. Но не так легко досталась Италия в руки Юстиниана, как он это предполагал. Готы, раздраженные против слабого короля своего, умертвили Феодота и возвели на его место доблестного Витикинда, который возбудил на двадцать лет войну в Италии, война окончилась совершенным истреблением племени готского и покорением всей Италии римскому владычеству (как это называли в то время), то есть власти императоров Восточных. Велисарий и Наркисс были славными полководцами Юстиниана. Во время сей долгой борьбы древняя столица не один раз переходила из рук в руки и властно распоряжался в ней Велисарий, выбором епископов. После смерти Агапита, Сильверий был законно поставлен на кафедру, но происками архидиакона своего Вигилия, которому благоприятствовали и полководец, и императрица Феодора, знавшая его еще в Царьграде, низложен, а Вигилий возведен на его место.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Житие преподобного отца нашего Зосимы, игумена Соловецкого первый раз на остров Соловецкий преподобный Зосима прибыл в 1429 г. Преподобный Зосима вместе с Германом высадились близ горы Секирной, в десяти верстах от места нынешней обители, где и водрузили деревянный крест. было в 1435 г. Иона был архиепископом новгородским с 1459 г. по 1470 г. Память его празднуется святой Церковью 5 ноября. его празднуется 4 февраля. мощи преподобного Савватия были перенесены в 1465 г. даровании ему духа пророческого в сугубой степени сравнительно с духом Илии (4 Цар.2:9–13). Bacuльebuч IV (Грозный) княжил с 1533 по 1584 г. (Здесь явная ошибка: имеется в виду Великий Князь Иоанн Bacuльebuч III, с 1462 по 1505 г. — прим. ред. ). преподобного Зосимы последовала в 1478 г. В 1566 г. 8 августа мощи его были торжественно перенесены в придел соборного храма во имя Зосимы и Савватия, где покоятся и доныне в серебряной раке. Память во святых отца нашего Агапита, папы Римского Агапит был папою римским с 535 по 536 г. Великий, король ост-готов, царствовал с 485 по 526 г. Ост-готы жили между реками Днепром и Доном и составляли восточную ветвь готского народа, распавшегося в IV столетии на остготов и вестготов. римский Юcmuhuah I царствовал с 527 по 565 г. было в 536 г. патриаршествовал с 535 по 536 г. был убежденным монофизитом и лицемерно принял православие для того только, чтобы получить константинопольский патриарший престол. Монофизиты неправильно учили о соединении в Иисусе Христе двух естеств; именно они говорили, что Божеское естество в Иисусе Христе поглотило человеческое. Ересь монофизитов называется еще евтихианством, по имени своего основателя — Константинопольского архимандрита Евтихия. Эта ересь была осуждена на IV Вселенском соборе, происходившем в 451 г. в Халкидоне. Мина патриаршествовал с 536 по 552 г. См. житие его под 25 августа. патриарх антиохийский (с 512 по 519 г.) принадлежал к числу «умеренных» монофизитов; отличием его учения от учения других монофизитов было то, что он признавал тело Иисуса Христа «подобосущным» нашему и подверженным тлению.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   Осенью 535 г. пожаловал в Константинополь Севир. Так как в 535 г. не стало Епифания константинопольского, то его место было занято епископом трапезундским Анфимом. Феодосию, патриарху александрийскому, монофиситу, пришлось удалиться из Александрии, ввиду симпатий александрийцев к его противнику Гаяну, и он был также приглашен в Константинополь. Таким образом, оказались одновременно в Константинополе Севир и Феодосий, два отъявленных монофисита, и Анфим, им сочувствующий. Но оказалось, что за этим положением дел орлиным взором следил из Антиохии патриарх Ефрем – личность замечательная.    В Антиохии при Юстине не раз были беспорядки: «голубые» безобразничали и здесь. Для водворения порядка нужна была твердая рука. Выбор императора пал на Ефрема амидского, который был сделан генерал-губернатором Сирии, и он укротил голубых. Но в 526 г. Антиохия сделалась жертвою землетрясения. Патриарх Евфрасий погиб, и вместо него был избран Ефрем: довольно любопытное явление – переход с высшего гражданского поста на церковный. Ефрем был человек энергичный, он был не только аскет, но заявил себя и на литературном поприще. Он единственный писатель своего времени, который удачно полемизировал с монофиситами. Когда он объезжал епархии, то некоторые монофиситы говорили, не настали ли уж времена антихриста. Он захватывал выдающихся монофиситов и заставлял их вести публичные прения с православными. Таким образом народ узнавал шаткость основ монофиситства. Ефрем указывал, что в сущности разница между православными и монофиситами незначительная, что Халкидонский собор не постановил тех ужасов, о которых говорят монофиситы.    И вот этот Ефрем узрел, что в Константинополе православию угрожает опасность. А так как в Риме произошла перемена на кафедре, то Ефрем воспользовался, вероятно, тем, что римский епископ Агапит прислал ему послание, в котором выражал желание пребывать с ним в мире; Ефрем отправил ему ответное послание. Это послание отправлено было через Сергия в Рим, как говорит Захария митилинский, с целью убедить нового римского епископа приехать в Константинополь спасать православие. У папы явилось и свое побуждение прибыть в Константинополь. Теодагат, король готский, дал ему чисто политическое поручение. Таким образом, нежданно-негаданно явился в Константинополь сам папа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

Но главные интересы его по-прежнему сосредоточивались на религиозно-философских и национальных вопросах: старокатолическом движении в Германии, движении в пользу балканских славян. Бурачок выступал в печати с резкой критикой католицизма и протестантства. В совет Общества духовного просвещения им были предоставлены книги: «Слово к западным христианам», «Папство, протестантизм, кальвинизм и православие», «Римский истукан». – 117. Варсонофий – Оптинский старец, схиархимандрит, скитоначальник. 5 июля 1845 † 1 апреля 1913. В мире Павел Иванович Плиханков. Родился в Самаре, в купеческой семье, род его происходил из оренбургских казаков. Учился в Оренбургском военном училище и на офицерских курсах в Петербурге. В чине полковника служил при штабе Казанского военного округа. В миру жил по-монашески, проходил Иисусову молитву. В 1889 г. впервые был в Оптиной; по благословению старца Амвросия, после чудесного исцеления от смертельной болезни, поступил 25 декабря 1891 г. в Иоанно-Предтеченский скит. 24 марта 1892 г. пострижен в рясофор, десять лет провел в затворе под руководством старцев оо. Анатолия и Иосифа. В 1900 г. по болезни келейно пострижен в мантию, назначен письмоводителем скита и участвовал в подготовке к изданию рукописей духовных книг. 13 декабря 1902 г. мантия была открыта, 29 числа того же месяца о. Варсонофий рукоположен в иеродиакона, а 1 января 1903 г. – в иеромонаха. В этом же году он назначен помощником скитоначальника и старца и духовником Предтеченского скита, Шамордина и богомольцев. В 1904–1906 гг. служил военным священником в действующей армии в Манчжурии. По возвращении в Оптину 14 мая 1907 г. назначен скитоначальником и старцем с возведением в сан игумена. В его управление Предтеченский скит упрочился материально и процвел духовно. 11 июля 1910 г. о. Варсонофий в тяжелой болезни был пострижен в тайную схиму. В апреле 1912 г. вследствие нестроений в монастыре и несправедливых обвинений был переведен настоятелем в Старо-Голутвин Богоявленский монастырь под Москвой с возведением в сан архимандрита. Скончался там ровно через год по предсказанию блаженной Паши Саровской. Погребен у южной стены Введенского собора Оптиной Пустыни. О. Варсонофий находился в духовном общении со св.прав. Иоанном Кронштадтским , старцем Варнавой Гефсиманским , митрополитом Петербургским Антонием, митрополитом Московским Трифоном. Господь сподобил его даров прозорливости, способности изгонять бесов и исцелять телесные и душевные болезни. О. Варсонофий зрел наяву бесов, его видели озаренным светом на молитве, многим он являлся по своей смерти. Его «Беседы с духовными детьми» представляют замечательный духовный и литературный памятник эпохи. – 67.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

– 9 дня. Преподобный Роман из города Роса имел волосы длинные до пят, и носил тяжёлые вериги на шее, руках и чреслах. (Из Синаксаря 12 века и 1249 года). – 18 дня. Святый Лев, папа римский , скончался в глубокой старости. (Из Синаксаря 12 века и 1249 года). В Русском Списке с подлинника: – в глубоцей старости ко Господу отыде. Власы рус, брада подоле Златоустовы.... в иных подлинниках пишется: у ног зверь лежит подобием рыси. –Того же дня. Святый Агапит, епископ синауйский, исповедник и чудотворец, был крепок и силен. (Из Синаксаря 12 века и 1249 года). В Русском Списке с подлинника: – подобием надсед, власы просты (т. е. прямые), брада короче гораздо Иоанна Богослова и уже... – 19 дня. Преподобный Марий из города Кора скончался в мире, прожив 90 лет в аскетических подвигах. (Из Синаксаря 1249 года). –Того же дня. Преподобный Равула жил немного более 80 лет. (Из Синаксаря 12 века). В Рус. Списке с подлинника: – Равула поживе 80 лет, подобием надсед, власы терхавы, брада доле Николины, проста, некурчевата, в руках свиток и в нём написано: приидите ко Мне все труждающиеся и обремененние, и Аз упокою вы. (Эти слова он слышал свыше пред кончиною своею. ) – 25 дня. Святый Тарасий, архиепископ Константина града, всем телом был похож, на Григория Богослова , кроме седины и язвины у глаза; ибо он был не очень сед. (Из Синаксаря 12 века). Точь в точь описали его Елпий Ромей и Никодим святогорец . А в Рус. Списке с подлинника сказано: «подобием стар, сед вельми (?), брада аки Григория Богослова , власами кудреват... Пролог: бяше же по всему телу и подобию подобен Григорию Богослову , но не бяше сей вельми сед. – (Итак этот подлинник противоречит сам себе). Месяц март – 1 дня. Святая мученица Евдокия была благообразна. (Из Синаксаря 1249 года). В Рус. Списке с подлинника: – подобием стара, лицом благоизрядна, бледна, взором смиреннейша, телом исхудавши от великого пощения… В младости толикая бяше лица ее лепота, яко ни иконописцу можно бы тое подобие изобразити. – 5 дня. Преподобный Марк подвижник и чудотворец начал подвизаться на 41 году от рождения, и проведши в подвигах 60 лет, скончался 100 лет. Он был мал ростом, без бороды, плешив, исполнен благодати Духа Святого. (Из Синаксаря 1414 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Подобный случай рассказан в гл. 108-й. Св. Агапит был папой с 535 г. до 536 г. Память его 17 апреля. По словам Симеона солунского (De divino Templo, ubi agit de processione ante Missiam), диаконы во время богослужения изображают чин ангельский. То же знаменование имеют и рипиды. В древности их изготовляли или из тонкого пергамента, или из полотна, или из перьев павлина. Теперь, с указанием на таинственное знаменование, на рипидах изображаются херувимы. Заметим глубокую древность обрядов при совершении Божественной литургии. Из освященного сосуда – δíσκον ηγιασμενον. Очевидно указание на дискос. Глава 151 Рассказ аввы Иоанна персианина о божественном Григории, папе Римском Папа первый бросился предо мною на землю. Когда мы прибыли в Келлии к авве Иоанну персидскому, он рассказал нам о блаженнейшем епископе Римском Григории Великом. «Я ходил в Рим на поклонение гробам свв. апостолов Петра и Павла. Однажды я стоял в городе и увидал, что идет папа Григорий и что ему придется проходить мимо меня. Я решился поклониться ему. Заметив мое намерение, каждый из его свиты, один перед другим, говорили мне: «Авва, не кланяйся!» Но я не понимал, почему это, и считал вовсе неприличным не поклониться папе. Когда папа приблизился ко мне, заметив мое намерение поклониться ему, – говорю, как перед Богом, братия! – папа первый бросился предо мною на землю и не прежде встал, как я первым стал на ноги. И облобызав меня с великим смиренномудрием, из своих рук дал мне три номисмы и приказал дать мне еще кусуллий и все нужное. Я прославил Бога, даровавшего ему такое смирение, милосердие и любовь ко всем». К главе 151 О Кельях см. прим. к гл. 145. О путешествиях см. прим. к гл. 100. Св. Григорий Великий, Двоеслов, папа Римский от 590–604. Отличался великим смирением и называл себя «рабом всех священников»: Cunctorum sacerdotum servus sum! Ego per episcopatus onera servus sum omnium factus. Epist. 20, 44. О сочин. его см. подробнее в кн. Ист. учение об отц. Церкви, пр. Филар. Черн., т. III, § 239. Он особенно велик в области нравоучения и в устроении богослужения. См. о нем также в прим. к гл. 146–148.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В 533 г. он устраивает трехдневный диспут с участием двенадцати богословов - по шести с каждой стороны. Несмотря на мирный тон и высокий богословский уровень спора, диспут кончается ничем. Вскоре после этого Феодоре даже удается провести в Константинопольские патриархи некоего Анфима, почти открытого монофизита. Встреча с Севиром Антиохийским, которого Императору удалось выманить из Египта тоже для богословских диспутов, завершает его обращение. Но в это время в Константинополе появляется сам римский папа Агапит. Ересь патриарха вскрывается, он исчезает - и на его место рукою папы возводится православный Мина. Юстиниан снова меняет курс. Эдиктом 536 г. монофизитство еще раз торжественно осуждено, книги Севира Антиохийского изъяты из обращения, вход в столицу запрещен еретикам. Он решается даже на более решительный шаг: после стольких лет почти официального признания монофизитской иерархии в Египте, туда посылается теперь православный епископ, - с неограниченными полномочиями. По всей стране снова прокатывается волна террора... Но как раз в этот момент и происходит непоправимое: возникновение параллельной монофизитской иерархии, которое окончательно и бесповоротно превратит в разделение то, что доселе все еще могло считаться богословским расхождением. С помощью все той же Феодоры, некий епископ Иоанн, сосланный за ересь, под предлогом лечения добивается своего перевода в столицу. Здесь, скрываемый от полиции императрицей, он у себя на дому начинает рукополагать священников. Ему удается затем с этой же целью тайно обойти почти всю Малую Азию. Немного позднее другой тайный епископ Яков Барадай («оборванец») под видом нищего проходит по Сирии. На этот раз с помощью двух сосланных египетских епископов он рукополагает уже и епископов. Эти последние вскоре избирают своего монофизитского патриарха. Начало «яковитской» (от имени Иакова Барадая) церкви положено: она существует и сейчас... Копты и сирийцы получили свою национальную церковь, первое разделение Церквей совершилось.

http://sedmitza.ru/lib/text/436723/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФЕОПАСХИЗМ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Феопасхизм (или теопасхизм, от θες - Бог, Божество и πσχω - претерпевать, страдать; буквально «богострадание») - монофизитская ересь, согласно которой в страданиях Спасителя страдало не только Его Божество, но даже и вся Святая Троица . Патриарх Антиохийский Пётр Кнафей (конец V века), будучи монофизитом, сделал добавление к Трисвятому — «распныйся за ны» ( σταυρωθες δι’μς). Преемник Петра на антиохийской кафедре Каландион несколько оттенил, с целью смягчить его, выражение «распныйся за ны», поставив перед ним слова: «Христе царю». Вышеуказанные выражения были встречены с большим подозрением в среде православия и вызвали много споров и волнений. Впоследствии отсюда возникла новая ветвь монофизитства под названием феопасхитов. Православные всегда настаивали на том, что Бог пострадал не божественной природой, а человеческой, тогда как монофизиты, для которых во Христе была только «одна природа Бога Слова», вынуждены были утверждать страдание божества, то есть божественной природы, которая, согласно разделявшемуся самими же монофизитами учению, не может страдать. Монофизиты видели в страдании божественной природы такой же логический парадокс, каким является воплощение Бога и всё остальное, что происходит для спасения рода человеческого. Православные с ними не соглашались: они видели тут не логический парадокс, а простую путаницу понятий . В 536 году на Константинопольском соборе были осуждены еретики-феопасхиты, в числе которых были: патриарх Константинопольский Анфим I , Севир Антиохийский , Юлиан Галикарнасский : " и переведен был в Константинополь Анфим еретик, епископ Трапезундский; в это же время Агапит, епископ Римский , прибыв в Константинополь, составил собор против нечестивого Севера, Юлиана Галикарносского и других феопасхитов, в числе которых и Анфим, епископ Константинопольский, как единомышленник их, был низвержен и прогнан после десятимесячного епископства "

http://drevo-info.ru/articles/2364.html

Духовенство выражало недовольство междоусобными конфликтами светских сеньоров; протесты против насилия и бесчинств знати получили отражение в «Книге о чудесах св. Веры», составленной в нач. XI в. Бернардом из Анже. Ок. 1013 г. еп. Стефан III был убит неким Теотардом, отлученным от Церкви за присвоение владений мон-ря Клюни. При поддержке церковных иерархов возникло движение за «Божий мир» , призванное положить конец междоусобным конфликтам и насилию. Среди инициаторов движения был еп. Стефан II (942/3-982/4); в 951 г. папа Римский Агапит II поручил ему наказать виновных в ограблении владений мон-ря Сосийанж. Папа Бенедикт VIII рекомендовал франц. прелатам, среди к-рых назван еп. К. Стефан IV, отлучить от Церкви сеньоров, отнимавших земли у мон-ря Клюни (1016). Преемник Стефана II еп. Бегон (ок. 990-1010) в сопровождении вооруженных вассалов принял участие в собрании знати, созванном в Ле-Пюи еп. Ги Анжуйским. Прелаты заставили участников собрания дать клятву сохранять мир, воздерживаться от грабежей, не причинять вред духовенству, а также крестьянам и торговцам. Нередко епископ призывал сеньоров к порядку, опираясь на вооруженную силу. Так, в 1105 г. аббат мон-ря Сен-Пьер-ле-Виф в Сансе посетил принадлежавший этой обители мон-рь Мориак, однако по наущению монахов был захвачен в плен сеньором замка Мирмон. Находившийся поблизости еп. Пьер Ру (1105-1111) заставил сеньора освободить аббата. Проведение григорианской реформы в Оверни было поддержано духовенством, стремившимся к независимости от светских сеньоров. Реформа осуществлялась при поддержке монахов, гл. обр. принадлежавших к Клюнийской конгрегации . От светских сеньоров требовали уступить Церкви контроль над содержанием храмов и назначением должностных лиц, вернуть захваченное церковное имущество, передать церковным иерархам право собирать десятину. В 1022 г. гр. Роберт I вернул соборному капитулу церковь в Эда; ок. 1077 г. Бертран из Турноэля передал каноникам церковь в Себаза. Мн. сеньоры уступали права на приходские церкви крупным мон-рям.

http://pravenc.ru/text/1841313.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010