III. «В благоустроенном обществе должно искать преемника там, где предшественник оставил достоинство свое по смерти». Что ап. Петр не имел достоинства князя апостолов, главы Церкви, а только первенствовал в лике апостольском, это мы уже видели; а что в благоустроенном обществе должно искать преемника там, где предшественник оставил достоинство свое по смерти, это – вопиющая ложь. Здравый разум говорит, что личное достоинство принадлежит только тому лицу, которому усвоено оно, и что никак не может быть усвоено оно местом каким-нибудь, без нарушения законов справедливости. Так, из истории гражданской знаем, что государи, путешествуя по своему царству и управляя им по-царски везде, где только бывали, оканчивали иногда жизнь свою вне столицы, в каком-нибудь другом городе своего царства. В праве ли города эти требовать, чтобы, по кончине в них государя, все прочие правители их были государями же? Знаем и из церковной истории, что некоторые и из епископов римских умирали вне Рима, напр. Kлuмehm I в Понте, Понтиан в Сардинии, Uoahh I в Равенне, Агапит в Константинополе, Иннокентий IV в Неаполе; однако ни Понт, ни Сардиния, ни Равенна, ни Константинополь, ни Неаполь не приобрели чрез это права на то, чтобы в них жили мнимые главы Церкви вселенской. Знаем, наконец, и то, что в Иерусалиме скончал дни плоти своея ( Евр. 5:7 ) Господь Иисус Христос, истинная глава Церкви ( Еф. 1:22–23; 4:11–16; 5:23 . Кол. 1:18 ): между тем епископу иерусалимскому и латины не усвояют права быть преемником Господа, как главы Церкви. Притом, чтобы первенство ап. Петра (личное достоинство его) было собственностию города Рима и неразлучно пребыло навсегда с стенами Ватикана, на это нет ни повеления от Господа Иисуса Христа, ни соизволения от Его апостолов. Посему напрасно стали бы говорить латины даже то, что – IV. Епископ римский есть истинный и законный преемник ап. Петра, как первого в апостольском лике. Таковым преемником сего апостола справедливо был бы тот, кто преемствовал бы ему собственно в первенстве его, а не в блюстительстве вообще над паствою.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Григорий Бар-Эбрей Абу-ль-Хасан бар Бахлул – см. Ишо бар Бахлул Ава 10 , ученик Ефрема Сирина (IV в.) Ава (Map Ава) I Старший (Рабба), католикос Востока (540−552) Ава II бар Брих-Севьянех 11 из Кашкара, католикос Востока (741−751) Авгарь (Авгар) I, царь Эдессы, см. также Письма Авгаря и Спасителя Авгарь IX, царь Эдессы Авдишо 12 бар Бриха 13 , митр. Нисибинский и Армянский Авдишо бар Шаххаре (бар Шаарах) (Х в.) Авдишо Хаззайа – см. Иосиф Хаззайа Авдишо, друг Фомы Маргского (IX в.) Авдишо (Map Авдишо) Авель Аверкий Авзуд, учитель в Багдаде (IX в.) Авив, мученик – см. Хаббив Авида Авимелех, монах Авиценна (Ибн Сина) Авлавий Авраам бар Дашандад 14 (VIII в.) Авраам бар Лифе (VIII в.) Авраам из Бет-Раббана, глава Нисибинской школы (569) Авраам Картаминский, сир. антипатриарх (808−837) Авраам Кашкарский, основатель Великого монастыря на Изле (588) Авраам Кидунский (Кидунайа), затворник (IV в.) Авраам Мидинин (из Бат-Мадайе), ученик Нарсая (V в.) Авраам, глава Нисибинской школы, племянник Нарсая (нач. VI в.) Авраам Нефтарский (Натпарский) – вв.) Авраам, автор Жития Баридты (VII в.) Авраам, диакон, друг Ишо бар Али в.) Авраам Затворник – см. Авраам Кидунский Авраам, священник в Эдессе (VI в.) Авраам, священник, корреспондент Иакова Эдесского (VII в.) Авраам, ученик Авдишо в.) Авраам, ученик Ефрема Сирина (IV в.) Авраамий из Лавры св. Саввы, переводчик Исаака Сирина Авсамья, священник в Эдессе (=Кириллона) (IV –Vbb.) (πα) Агапит I, папа Римский Адам – см. Завещание Адама, Книга Адама Аддай (Аддей, Фаддей), апостол; см. также Учение Аддая Аддай, священник, друг Иакова Эдесского (VII в.) Адельфий Адорпарва, мученик персидский (IV в.) Азазаил Айталаха (Италаха) 15 Мосульский (VII в.) Айталаха Ниневийский Айталаха Эдесский Акакий (Акак), католикос Селевкии (484/485−496) Акакий, еп. Верии (Алеппо) (Vb.) Акакий, патриарх Константинопольский Аксенайа – см. Филоксен Маббугский Александр Антиохийский Александр Великий – см. также Жизнь Александра Великого, История Александра Великого Алексий Человек Божий, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

Первые годы эпохи Юстиниана отмечены восстановлением общения с Римской Церковью, которое было прервано более чем на 30 лет, и вместе с тем так называемыми " теопасхитскими " спорами (я не касаюсь догматического содержания самих споров). Риму теопасхитские формулы представлялись впадением в монофизитство и отречением от Халкидонского собора. Для многих монофизитов, напротив, категорическое отвержение так называемых " теопасхитских выражений " означало обличение несторианства. Юстиниан хотел утвердить единство с Римской Церковью, привлечь к церковному общению хотя бы умеренных монофизитов, разъясняя им вероопределение Халкидонского собора. И уже в первый год своего самостоятельного правления он издал безупречно православный закон " О Всевышней Троице и кафолической вере " , и включил в этот закон теопасхитскую формулу. Следующее событие - осуждение патриархов Анфима Константинопольского и Севира Антиохийского вместе с другими деятелями умеренного монофизитства. В этом событии принял активное участие Римский папа Агапит, который прибыл в Константинополь, настоял на низложении Анфима и рукоположил его преемника. Вскоре после этого папа заболел и умер, но император Юстиниан довел дело, начатое папой, до конца: созвал Собор, который осудил нескольких предводителей монофизитства, после чего утвердил это осуждение особым законом. Этот закон - " новелла 42-я " , где говорится, что издание таких церковных законов - дело не необычное для царства, поскольку всякий раз, когда епископы осуждали и низлагали еретиков, царство присоединяло свой голос к авторитету иереев, и таким образом сходились воля Божественная и воля человеческая, составляя единое согласие - симфонию. Анфим - патриарх Константинопольский - виноват в том, что не захотел принять человеколюбие и снисхождение императора, который, заботясь о его спасении, предлагал ему отречение от ереси. Постановление епископов на Соборе само по себе действительно, но, как отмечает Юстиниан, еще более действительным его делает царство. Патриарху Константинопольскому Мине, на имя которого издан этот закон, предписывалось сообщить содержание закона всем подчиненным митрополитам, чтобы они ознакомили с ним паству. Итак, " Новелла­42 " - результат инициативы иерархии. Юстиниан, в свою очередь, предписывает иерархии соблюдать то, что он законоположил на основе соборных определений.

http://pravoslavie.ru/37859.html

Камнем преткновения оставалось халкидонское исповедание. Напрасно Леонтий и скифские монахи перетолковывали формулы в кирилловском смысле таким образом, что при добром желании, пожалуй, возможно было бы согласиться с Севером, самым выдающимся монофизитским учителем; напрасно в своих декретах император обходил халкидонские формулы. Величайшая предупредительность на религиозном диспуте 533 года осталась без всякого влияния на монофизитов. «Боголюбезная августа» неустанно хлопотала за своих друзей и даже надеялась провести формальную отмену халкидонского исповедания. В лице Анфима был уже возведён единомышленник на столичную кафедру. Но римский папа Агапит, предупреждённый Ефремом Антиохийским , успел вовремя вмешаться. Нельзя было толкать к новому церковному отделению Запад, только что приобретённый политически, и собор 536 года произнёс анафему на Анфима и Севера. В 537 году смерть александрийского архиепископа Тимофея и вызванный ею раскол между знатью и народом в вопросе о выборе ему преемника дали императорскому правительству желанный повод добиться, при помощи неслыханных насилий, признания государственной церкви, конечно, чисто внешнего, и в этом последнем убежище монофизитов. Лишь иерархия, щедро наделённая церковными доходами разорённых монофизитов, высшее чиновничество и часть греческой городской знати стояли за церковь императора. Но все испытанные им до сих пор неудачи не отклонили его от своих униональных планов и не ослабили его болезненного стремления работать в области догматики. Одной из церковно-политических мер, и притом чрезвычайно тонко придуманной, было осуждение «трёх глав». Великий учитель антиохийской школы Феодор Мопсуестский, о котором Халкидонский собор молчит, различные творения Феодорита Кирского и Ивы Эдесского, православие которых определённо признано четвёртым собором, были теперь – сто лет спустя – задним числом осуждены. Это было не только совершенным противоречием духу Халкидонского собора и молчаливым осуждением богословия Льва Великого, но и фактическим исправлением собора и косвенным устранением, если не формальным уничтожением его.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Собор именуется «Маджоре», что значит «больший», так как по своей величине превосходит все существующие в Риме храмы во имя Божией Матери, а их — около восьмидесяти. Здесь хранятся ясли , в которых лежал Богомладенец Христос. Эти ясли перенесены в Рим в 642 году вместе с мощами блаженного Иеронима , и тогда же положены в этом соборе. Ясли в первоначальном их виде уже не существуют: пять досок, из которых они были составлены, разобраны и сложены вместе. Эти доски из тонкого, почерневшего от времени дерева. Церковь Честного и Животворящего Креста Господня [ править править код ] Эта церковь возведена на том самом месте, где некогда возвышался Сессорианский дворец. Здесь жила святая равноапостольная императрица Елена , мать святого равноапостольного императора Константина. Святая царица привезла сюда из Иерусалима часть Животворящего Древа с бывшим на нем титлом , землю с Голгофы и другие святыни. Эти драгоценные святыни хранятся теперь в приделе реликвий. Среди них есть гвоздь Христов, большая часть креста разбойника благоразумного , и честной перст святого апостола Фомы . Мамертинская темница [ править править код ] Из Мамертинской темницы святые апостолы Петр и Павел были выведены на мученическую кончину. Темница находится у подножия Капитолийского холма, со стороны Римского Форума. В верхнем этаже темницы устроен храм во имя святого апостола Петра «в Темнице». В нижнем этаже сохранился небольшой мрачный столб, к которому были прикованы оба первоверховных апостола. Сохранился и источник воды, чудесно изведенный апостолом Петром для крещения темничных стражей и 47 заключенных. В Мамертинской темнице, во времена гонения императора Валериана, содержались многие христианские мученики: Адриан, его супруга Павлина и чада Неона и Мария; диакон Ипполит; диакон Маркелл; пресвитер Евсей; священномученик Сикст, папа Римский ; диаконы Фелициссим и Агапит, и многие другие. Темница находится у подножья Капитолийского холма, со стороны Римского Форума под церковью Иосифа Обручника (Chiesa di San Giuseppe dei falegnami al Foro Romano), построенной братством плотников.

http://azbyka.ru/palomnik/Рим

Не относительно святителей, а относительно царей мы положительно знаем, что некоторые из них, прежде чем стать настоящими, канонизованными, святыми, то или другое время были почитаемыми усопшими, о которых во дни их памятей (кончин) возносились нарочитые молитвы Богу. Из слова св. Иоанна Златоустог о на день царя Феодосий,  ν τ μερα Θεοδοσου Βασιλως, – Патр. Миня т. 63, col. 491, видно, что таким почитаемым усопшим во времена Златоустого (398404) был императора Феодосий Великий († 395). Из Константинопольского календаря VIII- IX века, напечатанного Морчелли’ем, видно, что b VIII-IX веке такими почитаемыми усопшими были Иустиниан и Феодора (см. под 14-м Ноября, под которым записаны их имена без положенного им евангелия, что было бы, если бы они записаны были как cbяmыe, cfr o заупокойной по ним службе в первой чacmu Imoмa Описания (греческих) литургических рукописей  А. А. Дмитриевского , стр. 156, и слова продолжателя хронографа Амартолова под 860-м годом, что  μνμη ατο (Иустиниана)  νν οκ στιν, – по изд. Муральта р. 735, в славянском переводе читаемые в Никоновской летописи под 869-м годом, I, 17); празднование их памяти как святых, по свидетельству Никифора Каллиста, установил во времена импер. Алексея Комнина (1081–1118) патр. Иоанн Иеромнинон (Агапит, 1111–1134), см. у Морчелли и ibid., I, 228. – В Римский церкви в IX веке пример почитаемого усопшего представлял собою между прочим Константин философ, наш первоучитель славянский. По свидетельству так называемого паннонского жития его, при его гробе, доложенном в римской церкви св. Климента, тотчас после погребения начали совершаться многие чудеса, «яже видевше римляне, – говорит житие, боле приложишася святыни его и чьсти и написавше икону его над гробом его начата светити над ним дьнь и нощь, хваляще Бога прославляющего тако, иже его славят». 19 Патриархи Константинопольские указанного древнего времени почти все находятся в теперешних греческих святцах, но в святцах нет всех или почти всех патриархов других кафедр и епископов каких-либо кафедр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

7 . В «Луге Духовном» Иоанна Мосха (умершего в 619 году) 2276 рассказывается об одном епископе, как по злому навету папа римский Агапит заключил его в темницу и лишил священнослужения. Когда же, чудесным образом, папа убедился в невинности оклеветанного святителя, то «λγον τεϑεκεν, μηκτι κατ τν ρπαγν νοσα τι, λλ μετ πολλς σκψεως κα πολλς μακροϑνμας – non jam amplius per subreptionem quidpiam agere, sed cum maturo consideratoque judicio, et magna longanimitate procedere–дaл себе слово никогда впредь не решать чего-либо по вдохновению, но – после внимательного рассмотрения и долгого терпения» 2277 . Слово «ρπαγ» имеет здесь, вероятно, значение нашего «вдохновения», употреблённого в, несколько ироническом тоне. Папа принял за правило впредь решать что-нибудь не по мгновенно нашедшему вдохновению, но по тщательной поверке и, давая решению вылежаться в душе. Понятно, что Иоанн Мосх , сам, кажется, не мистик, а лишь вращавшийся в обществе мистиков и с ними —525— неоднократно беседовавший, пользуется словом «ρπαγ» в смысле расплывчатом, не имея нужды в технической отчётливости терминологии, заимствованной из мистики и, вероятно, употребляя это слово понаслышке. 8 . Совершенно то же словоупотребление находим и у преп. Иоанна Лествичника , жившего в 525–600 гг. 2278 , или, по более новым воззрениям, умершего около 649 г. 2279 Вот что, именно, читаем у него: «Начало молитвы – приражения, единым словом отражаемые при самом их начатии; средина же – пребывание ума в том одном, что произносится словом и содержится в мысли; а совершенство её – восхищение ко Господу. – Αρχ μν προσευχς προσβολα μονολογστως διωκμεναι κ προοιμων ατν. Μεστης τ ν τος λεγομνος νοουμνοις μνοις εναι τν δινοιαν. Τ δ τατης τλειον ρπαγ πρς Κριον – raptus in Deum» 2280 . 9 . Некоторое отражение этого же мистического словоупотребления содержится у преп. Исаака Сирина . У него, как писавшего свои творения по-сирски, мы, конечно, не можем надеяться найти прямые данные к истории словоупотребления «ρπαγ» и «ρπζειν». Тем не менее, косвенно и он может быть включён в эту историю, ибо в своём «Послании к преп. Симеону Чудотворцу» преп. Исаак Сирин выражает, хотя и не по-гречески, соответствующие «ρπαγ» и «ρπζειν» понятия; при переводе же «Послания» на греческий язык, эти понятая были выражены именно в занимающих нас терминах. Следовательно, не без основания мы могли бы счесть и время преп. Исаака, жившего во 2-й половине VII века и умершего, всего вероятнее, в 1-й половине VIII-ro 2281 , причастным интересующему нас словоупотреблению. Однако, ради осторожности, нижеприводимое место мы будем датировать не вре-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но св. Златоуст, готовый на все скорби ради Христа, не мог быть равнодушным зрителем страшных бурь, волновавших Церковь константинопольскую и сокрушавших немощных членов ее. Сам в себе он уже не находил сил к водворению мира, разрушенного его врагами, и потому стал просить пособия у других. В это время Иннокентий, папа римский, пользуясь благорасположением и доверием Гонория, императора западной империи, и, сохраняя в себе ненарушимым пастырское влияние на подчиненных себе епископов, мог содействовать, если не к прекращению раздора рассмотрением дел на новом многочисленнейшем соборе, по крайней мере, к уменьшению соблазна, обличением клевет на св. Златоуста и злонамеренных толков об нем, распространяемых повсюду врагами его. Поэтому к нему отправлены были четыре епископа 399 с письмами; одно было от святого Златоуста, другое от 40 епископов, имевших с ним общение, третие от клира, остававшегося верным своему епископу. В письме своем к Иннокентию св. Златоуст со всею искренностию объясняет все хитрые и злонамеренные действия Феофила, все неблагонамеренные действия собора, бывшего при Дубе, несправедливые обвинения против него, отпадение некоторых клириков, увлеченных его врагами, осуждение на изгнание, ссылку, потом возвращение и наконец, его заточение в Кукуз, и смуты, произведенные его врагами в Константинополе. Изложив все это, св. Златоуст прибавляет: «но особенно плачевно то, что все эти бедствия еще не кончились, напротив умножаются с каждым днем, и из Константинополя зло разливается и по всем областям. Мы соделались всеобщим посмешищем народов, или лучше, нет столь злаго человека, который бы стал смеяться над нами, так велико зло! Повсюду священнослужители отделяются от своих епископов, епископы с народом также разъединяются, везде видишь только болезненное возрождение разных скорбей и всеобщее превращение земли». «Умоляю тебя: покажи в этих обстоятельствах силу и усердие, столь обычные тебе, и поспеши исцелить зло, вкравшееся в Церковь . Если допустить укореняться этому столь гибельному обычаю, чтобы один епископ самоуправно действовал в епархии другаго, какое бы ни было между ними разстояние; если дать свободу епископу, действовать по своей воле, низлагать и изгонять своих сослужителей по одному капризу, то вся вселенная скоро обнимется огнем, и.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Год спустя, в августе 258 г., император Валериан издал но­вый эдикт против христиан, которым предписывалось казнить всех оставшихся твердыми в вере епископов, пресвитеров и ди­аконов; сенаторов и всадников из числа мирян лишать граждан­ства и подвергать конфискации имущества, а затем, если они останутся упорными в исповедании Христа, казнить и их, хри­стианок из числа знатных матрон ссылать в отдаленные места, а христиан, состоящих на императорской службе, отправлять на сельские работы в императорские сальтусы. Многие из христи­ан были по эдикту Валериана приговорены к каторжным рабо­там на рудниках. Сразу после издания этого эдикта был схвачен и заточен в тюрьму преемник священномученика Стефана Римский епи­скоп Сикст вместе с двумя диаконами Феликиссимом и Агапитом. На пути в темницу им встретился первый из семи римских диако­нов Лаврентий. Святитель предсказал ему близкую смерть и велел поторопиться с раздачей церковного имущества нищим. Испол­нив повеление епископа, Лаврентий пришел на суд, перед кото­рым предстояли уже Сикст, Феликиссим и Агапит, и доложил свя­тителю об исполнении его поручения, после чего его подвергли аресту. 6 августа епископ Сикст вместе с диаконами Феликиссимом и Агапитом были обезглавлены. Диакона Лаврентия заточи­ли в темницу и подвергли пыткам: его бичевали плетьми с желез­ными крючьями, оловяными прутьями, обжигали кровоточащие раны огнем. Свидетели его страданий воин Роман, а также на­чальник тюрьмы Ипполит вместе со своими домашними приня­ли крещение. Мученика Романа усекли мечом. Святого Лаврентия положили на железную решетку, и палачи рогатиной прижима­ли его тело к жаровне. Обращаяст к мучителям, святой, по пре­данию, сказал: «Вот, вы испекли одну сторону моего тела, повер­ните на другую и ешьте мое тело!». Его последние предсмертные слова были обращены к Спасителю: «Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, что Ты сподобил меня войти во врата Твои» (На­стольная книга священнослужителей. Т. 3, М., 1979, с. 698). 10 ав­густа 258 г. святой Ипполит похоронил мощи мученика в пещере, а три дня спустя и сам он вместе с другими римскими христиана­ми пролил кровь за Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Арианам предоставлен был один выход из бесправного положения: приносить раскаяние в своих заблуждениях и воссоединяться с господствующей церковью. Державшиеся еще в Африке от старых времен донатисты были поставлены в такое же бесправное положение, как и ариане. 511 На ариан, проживавших в Константинополе, преследования не распространялись, и только уже в 538 году их церкви были закрыты и воспрещено отправление культа. 512 Подготовленное заранее возведение Анфима на константинопольскую кафедру вызывало подозрения в среде константинопольского монашества, относившегося с недоверием к его правоверию. Монахи имели сведения о его сношениях с монофизитами. Они потребовали от него публичного исповедания веры по Халкидонскому вероопределению, но Анфим не удовлетворил их желания. С находившимся в столице Севером он обменялся синодальной грамотой, и Захария сохранил нам текст его письма и ответ Севера. 513 Одновременно с тем, как произошла перемена на константинопольской кафедре, сменился и римский папа, и преемником Uoahha II стал Агапит (3 июня 535 г.). Юстиниан поспешил отправить к нему свое исповедание веры и получил от него одобрение. 514 Неудовлетворенные Анфимом в своем требовании монахи отправили к нему жалобу на зловерие патриарха. 515 Осведомленный обо всем происходящем в столице, антиохийский патриарх Ефрем послал также от себя папе извещение о том же через одного известного тогда на Востоке врача и священника, человека очень образованного и красноречивого, Сергия, из города Ретайны в Месопотамии. 516 В начале 536 года произошла перемена и на троне св. Марка. Патриарх Тимофей IV, занимавший кафедру с 518 года, скончался 10 февраля. Александрийская церковь была резко разделена на два враждебных лагеря по вопросу о признании тленным или нетленным тела Христова. Представитель партии, единомышленной с Севером, т. е. признававший тело Христа тленным, был посвящен в епископы при ближайшем участии кубикулария императорского двора Калотиха. По старому обычаю преемник почившего александрийского патриарха должен был стать у гроба почившего и возложить себе на голову его руку, а совершив погребение, возложить на себя омофор св.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010