В 476 г. после падения Рима формально закончилось существование Западной Римской империи. На рубеже IV и V вв. власть на Апеннинах перешла к основателю Остготского королевства Теодориху, который планомерно укреплял территорию своего государства, т. к. не хотел допустить вторжения Византии на Апеннины для воссоединения Римской империи. Соответственно, королю был не безразличен вопрос, кто именно занимает папский престол. Когда в 498 г. возник спор, кому занять Римскую кафедру, Теодорих поддержал противника Византии Симмаха, а его конкуренту Лаврентию, стороннику императора, пришлось удалиться. Хотя существует версия, что король Теодорих был всего лишь подкуплен Симмахом. Не менее напряженными были отношения понтификов и с византийским императором. Осложнял ситуацию тот факт, что в первой половине V в. часть византийской иерархии склонялась к монофизитской ереси. Папе Агапиту I пришлось совершить нелегкое путешествие в Константинополь, т. к. до него дошли слухи о том, что в столице империи монофизиты могут занять господствующее положение. На этой поездке также настаивал король готов Теодат, которому необходимо было заключить мир с императором. По прибытии в Константинополь папа отказался вступить в общение с патриархом Анфимом и открыто обличал последнего в ереси, что послужило причиной  конфликта с императором Юстинианом. Римский источник  «Liber pontificalis» следующим образом передает разговор между императором и папой:   «Исполни мои требования или я тебя сошлю», - сказал Юстиниан. «Я, пастырь, - ответил Агапит, - явился сюда, чтобы видеть христианнейшего императора Юстиниана, а вместо него нахожу Диоклетиана. Я  не боюсь твоих угроз». В результате 13 марта 536 г. папа рукоположил нового предстоятеля Константинопольской Церкви Мину (александрийца). Но папе Агапиту не суждено было увидеть торжество православия в Константинополе, т. к. в апреле того же года он скончался. Вопрос об Анфиме решал уже Мина, который отлучил своего предшественника, а также других лидеров монофизитской партии. И император Юстиниан утвердил это постановление.

http://bogoslov.ru/article/3200588

Gratia par cunctis, sanctus labor omnibus unus; Dissona verba quidem sed tarnen una fides. Почтенная когорта святых восседает длинным рядом, Мистическим изречениям Закона божественного обучая. Есть среди них Агапит, священник законный, Им для кодексов чудных красивое построено место. Равная у всех благодать, труд святой их всех единяет, Хоть у каждого различны слова, вера однако, едина. Термин sacerdos (священник), использованный в этих стихах по отношению к Агапиту, в то время применялся не собственно к сану священника (sacerdotium), для которого использовался термин – presbyter, но именно к епископу, и, преимущественно, к епископу Рима. Во время понтификата св. Агапита в Риме существовал интеллектуальный кружок, объединявший образованных людей, почитателей классической культуры Античности, в который, по-видимому, входили последний римский ритор Феликс, комментировавший Марцианна Капеллу, и консуляр Маворций, влюбленный в стихи Горация и Пруденция. Папа также был дружен со знаменитым Кассиодором. Объединенные мечтой о соединении классического образования с религиозной жизнью, они хотели организовать в Риме христианский «университет» по подобию существовавших в Александрии и Низибии. Но мечты их так и остались мечтами: начавшееся вскоре завоевание Италии Юстинианом и связанное с этим полное разорение страны, погасило лампаду интеллектуальной жизни в Риме. Кассиодор писал: «Я прилагал все усилия вместе с блаженным Агапитом, Папой города Рима, чтобы сделать так, как это в свое время было учреждено в Александрии, а сейчас, говорят, в Низибии, городе сирийском, где усердно читают лекции евреям, чтобы собираемые в Риме средства получали бы учителя и профессора христианской школы, благодаря бы этому и души бы получали вечное спасение и язык бы верных совершенствовался в чистой и правильной речи. Но из-за ожесточенной войны, опустошившей Италийское королевство, я не смог исполнить свое желание». (Cassiodorus. De institutiones litterarum divinarum et secularum. I, praef.: PL. – T. 70. – Col. 1105 – 1106 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Неверно было бы умалчивать о том, что великие дела св. Юстиниана нередко имели и обратную сторону. Борьба с монофизитами, объективно неизбежная, вела всё же к постепенному обособлению Египта и Сирии и развитию сепаратистских настроений. Большое напряжение податных сил населения также подрывало экономику Римской империи и не способствовало благодушному отношению граждан к верховной власти – впрочем, это обязательное следствие любой войны, даже победоносной. Когда царствование св. Юстиниана естественным образом завершилось, оценка императора была двойственной. Им восхищались, но его преемника население нередко встречало словами: «Сжалься над нами, иначе мы погибнем; облегчи нашу нищету!». Конечно, далеко не все мероприятия св. Юстиниана дали немедленные и эффективные результаты, но, вот вопрос: можно ли было рассчитывать на большие успехи? Император боролся с внешними врагами, недостатками государственного управления и расколом Церкви и сделал всё, что мог. При всех ошибках его царствования в Египте и в Италии с неизменным восхищением говорили о превосходных мерах, которые помогли восстановить порядок в этих странах. Вокруг его имени народное воображение соткало целый цикл живописных и чудесных рассказов 332 . Сразу же после смерти его назвали «Великим», а затем в течение многих веков его имя неизменно оставалось символом Римской империи. Век спустя, римский папа св. Агафон (678–681) свидетельствовал о святом императоре следующее: «Блаженной памяти Юстиниан Август – ревнитель истинной Апостольской веры; правота его веры была столь же угодна Богу за своё чистое исповедание, сколько и за то, что возбуждала христианское царство, поэтому у всех народов почитается достойным уважением благочестивая память того, правая вера которого хвалится во всём мире за его святейшие постановления» 333 . Другой папа – св. Агапит (535–536) восторженно писал святому императору: «Мы благодарим тебя, о достойнейший император, за твоё горячее усердие в кафолической вере, за то, что, живя в страхе Божием, ты ежедневно являешь столь преданную решимость сохранить и укрепить мир Церквей; за твоё горячее желание, чтобы всем христианским народам была проповедана одна и та же вера, твёрдо охраняемая и неизменная» 334 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В сер. X в. почти одновременно с лотарингскими еп-ствами Мец, Туль и Верден к монашеской реформе примкнули герм. архиеп-ства Трир, Кёльн, Бамберг, в кон. X в. реформа распространилась на мон-ри Фландрии (Льежское еп-ство) и далее. В отличие от клюнийского движения, к-рое оформилось в виде конгрегации реформированных монастырей, управляемых непосредственно из Клюни (современники говорили даже о «клюнийской Церкви» - «ecclesia cluniacensis»), Горце и реформированные почти одновременно с ним аббатства Сент-Эвр в г. Туль и Санкт-Максимина в Трире, напротив, не стремились к созданию централизованного союза зависимых мон-рей. Исходной моделью распространения лотарингской реформы была филиация - прямая передача монастырского «обычая» (consuetudo): монахов из Горце приглашали в др. обители (обычно аббатами), чтобы они устанавливали там «горцский устав» (ordo gorziensis). Т. о. были реформированы лотарингские аббатства св. Мартина (935) и св. Арнульфа (941/2) в Меце, св. Губерта в Арденнах (937), Ставло (938), а затем по инициативе еп. Адальберона I и все подчиненные Мецской кафедре мон-ри - Мармутье, Гландьер, Нёвиллер (Нойвайллер), Сен-Набор, Сенон, Муайенмутье. В 950 г. папа Римский Агапит II пригласил неск. монахов из Горце в Рим для укрепления дисциплины в мон-рях, подчиненных Римской кафедре. Инициатива мон-ря Горце в монашеском реформировании опиралась на идею институционального обновления; целью реформы было напомнить монашеству о принципах «vita communis»: смирении, послушании аббату, аскетической самодисциплине, активном труде и распределении материальных благ по потребностям. Залогом успеха такого обновления являлось обновление персональное - монашеское «conversio», личный пример монашеской дисциплины и благочестия стали ключевыми факторами распространения реформы. В этом аспекте отраженный в Житии пример И. из Г. как образцового монаха реформированного бенедиктинского мон-ря обретает особое значение: описание образа жизни и религиозности, которые позволили И. из Г. подняться до вершин духовного совершенства, являлось своего рода программой персонального обновления реформируемого монашества ( Barone. 1993), хотя в Житии святость И. из Г. показана только через его поступки и их мотивацию.

http://pravenc.ru/text/471237.html

Центром новой династии стал Еллинг (Центр. Ютландия). Там рядом с церковью XII в. сохранились рунические камни, на одном из к-рых высечено, что сын Горма Харальд I Синезубый (ок. 958-986) подчинил себе всю Д. и Норвегию и крестил данов. Там же были обнаружены остатки деревянного храма, основанного Харальдом Синезубым после принятия христианства. В новый храм конунг перенес останки отца, умершего язычником. В 948 г. папа Римский Агапит II поручил управление Церковью в Д. архиеп. Адальдагу. При участии герм. имп. Оттона I в Д. были основаны 3 еп-ства (Хедебю, Рибе, Орхус), однако назначение епископов осталось номинальным, т. к. они не имели постоянных резиденций в стране. Вероятно, Хедебю и Рибе были сначала лишь центрами миссионерской деятельности; постоянное пребывание епископской кафедры в Хедебю стало возможным в 974-983 гг., когда город находился под властью империи. Миссийные епископы в качестве опорных пунктов использовали королевские резиденции, что привело к укреплению их как центров еп-ств к XI в. (Оденсе, Виборг, Роскилле, Лунд и Дальбю). Т. о., до правления Кнуда I Великого , несмотря на офиц. принятие христианства в 1-й пол. 60-х гг. X в., церковной организации в Д. не существовало. Адам Бременский называет только 2 епископов, к-рые проповедовали в Скандинавии: Одинкара, датчанина по происхождению, к-рый крестил многих на островах Фюн и Зеландия, в Сконе и Швеции, и фриза Лиафдага, побывавшего в Швеции и Норвегии (Ibid. II 26). После разрушения датчанами нем. крепости, построенной герм. имп. Оттоном II в Шлезвиге близ Хедебю (983), руководивший этой экспедицией буд. дат. кор. Свен I Вилобородый (986-1014), сын Харальда, возглавил восстание родовой знати, недовольной политикой короля. Власть Харальда была ослаблена из-за разрыва союза с ярлом Хоконом из Хладира, правителем Норвегии, а также из-за попыток Харальда продолжить распространение христианства в Вестфолле и во всей Зап. Норвегии. Раненный в бою Харальд бежал к тестю, правителю вендов Мстивою, и вскоре умер. Его тело было доставлено в Роскилле и погребено в основанной им церкви. Адам Бременский объяснял восстание Свена против Харальда языческой реакцией на христианизацию страны (Ibid. II 27), хотя Свен был крещен еще в младенчестве (с именем Оттон, в честь имп. Оттона I). После восшествия на престол он чеканил монету с изображением креста, а в 90-х гг. X в. построил церкви в Лунде и Роскилле. Позднее Свен, не признав притязаний Гамбургско-Бременского архиеп-ства, оказывал поддержку Церкви в Англии, что, вероятно, было расценено Адамом Бременским как отступление от христианства.

http://pravenc.ru/text/171341.html

3. «Первенства» среди епископских кафедр и все «прерогативы» отдельных Церквей были установлены не апостолами, а отцами и императорами. Все эти «первенства» и «прерогативы» были установлены в позднейшее время для удобства управления, и, соответственно, для удобства управления могут быть изменены . Таким образом, византийская полемика резко разводила «примат Петра» и вообще «преемство апостолам», с одной стороны, и «первенства и прерогативы» кафедр, с другой. Преемниками апостолов равным образом признавались вообще все епископы вселенной, и этим данная проблема радикально снималась, а неравенство между ними понималось как своеобразное удобство, учрежденное по ходу истории исключительно в силу церковного благочиния. Наиболее ярко этот тезис Варлаама выразил св. Нил Кавасила: «Я не считаю необходимым делать в настоящем вопросе изыскания о начальстве блаженного Петра, о том, был ли он начальником других Апостолов и в какой мере ему подобало подчинение со стороны священного лика; пусть каждый имеет свое мнение. Но я только утверждаю, что папа не от блаженного Петра имеет первенство среди прочих епископов [... ] а от блаженных отцов» . В этом итоговом сведении аргументов, прежде всего, обращает на себя внимание отождествление «служения первенства» самого по себе и «прерогатив кафедр», которые вытекают из первенства. В рамках мысли Варлаама и последовавших за ним полемистов это одно и то же. Может показаться, что, собственно, православной точкой зрения является отрицание учения о каком-либо особом «служении первенства» среди епископов самом по себе, а утверждение о существовании такого «служения» как раз и является папизмом. Однако, исследуя восточное богословие, такой вывод представляется поспешным. Для показания этого сделаем краткий экскурс в византийские представления о «служении первенства».   2. Византийские представления о «первенстве среди епископов» до Х в. Многие исследователи видят уже в эпоху составления новозаветных текстов наделение какого-то одного из апостолов «особым служением», которым в иудейском контексте являлось служение иудейского первосвященника . Тексты донесли до нас обрывки предания о наделении таким «исключительным служением» не только Петра, но и некоторые конкурирующие традиции, в которых фигурирует, например, апостол Иаков . Как бы там ни было на самом деле, для IV–V вв. у нас есть свидетельство о том, что в Антиохийском патриархате существовала концепция «особого служения» Антиохийского патриарха, на основании специфически понимаемого «первенства» апостола Петра, который поставил первого Антиохийского епископа. В силу этой концепции «примат Петра» – один на весь мир, и только Антиохийский епископ может обладать им, тогда как все остальные епископы вселенной должны рассматриваться как подчиненные обладателю этого примата. Эту концепцию донес до нас Агапит, митрополит Бет-Лапатский в своей речи .

http://bogoslov.ru/article/1876128

    Скан Patrologia Latina 129     PL 130: «Собрание декретов» (Исидор Меркатор); анонимная «Песнь о веке Карла».     Скан Patrologia Latina 130     PL 131: Фульк (архиепископ Реймса); Рикульф (епископ Суассонский); Манцио (епископ Шалонский); Марциан (монах); Иоанн IX (папа римский); Бенедикт IV (папа римский); Христофор (антипапа); Ремигий Осерский; Сергий III (папа римский); Ноткер Санкт-Галленский; Хаттон II (архиепископ Майнцский); Анастасий III (папа римский)     Скан Patrologia Latina 131     PL 132: Регинон Прюмский; Бертарий Верденский; Роберт (епископ Меца); Радбод Утрехтский; Саломон (епископ Констанцский); Одилон из монастыря св. Медарда в Суассоне; Стефан (епископ Льежа); Хервей (епископ Реймсский); Вальтерий (епископ Сансский); Радбод Дольский; Аббон Сен-Жерменский; Дадон (епископ Верденский); Агий (архиепископ Нарбонны); Иоанн X (папа римский); Лев VI (папа римский); Хукбальд Сен-Амандский; Стефан VII (VIII) (папа римский); Иоанн XI (папа римский); Сеульф (архиепископ Реймса); Лев VII (папа римский); Стефан VIII (IX) (папа римский)     Скан Patrologia Latina 132     PL 133: Одон Клюнийский; король Людовик III; Леотальд Маконский; Гийом Клермон-Ферранский; Берно (аббат); Каппид Ставоренский; Марин II (папа римский); Козьма Япиг Матерский; Иоанн Итал Клюнийский; Лаврентий Кассинский; Агапит II (папа римский); Одон (архиепископ Кентерберийский); Артольд (архиепископ Реймса); Одальрик (архиепископ Реймса); Сигехард Трирский; Фридегод Бенедиктинец; Иоанн XII (папа римский)     Скан Patrologia Latina 133     PL 134: Атто Верчелльский; Адальгер (епископ); Бруно (епископ Кёльнский); Лев VIII (папа римский); Уто (епископ Страсбургский); Вибольд (епископ Камбре); Гийом Шалонский     Скан Patrologia Latina 134     PL 135: Флодоард; Гумпольд (епископ Мантуанский); Эралий (епископ Льежский); Иоанн XIII (папа римский); Ульрих (епископ Аугсбурга); Бенедикт VI (папа римский)     Скан Patrologia Latina 135     PL 136: Ратхер (епископ Веронский); Лиутпранд Кремонский; Фольквин Сен-Бертенский; Гунцо Новарский; Рихард, аббат Флёри; Адальберт Мецский

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Авив, муч. Персидский (327), с Ионой и Варахисием. 28 марта. Авив, из 26 мучч. готфских, 4 века. 26 марта. Авив, муч. Самосатский, с Романом и др. 29 янв. Авид, или Авдий, муч. Персидский в нач. 5 века. 5 сент. Авксентий, муч. Севастийский при Ликинии, с Евстратием и др. 13 дек. Авксентий, преп. Вифинский, ум. ок. 470. 14 Февр. Авксентий преп., сострадалец Космы, еписк. Халкидонского, при иконоборцах. 18 апр. Авкт, Таврион и Фессалоникия, мучч. Македонские. 7 ноября. Авраам праведный и Лот, племянник его. 9 окт. Авраам преп., еписк. Каррийский, сконч. при Феодосии Младшем (408–450). 14 Февр. Аврамий, еп. Арвильский, муч. Персидский при Сапоре, в 344. 4 февр. Аврамий преп., затворник, ск. ок. 570, и блаж. Мария, племянница его. 29 окт. Аврамий, архимандрит Ростовский. 29 окт. Аврамий, муч. Болгарский (1229). 1 апр. Аврамий, преп. Смоленский, прест. в 12 в. 21 авг. Аврамий, преп. Галицкий, ум. 1375. 20 июля. Автоном, еп. Италийский, муч. Вифинский при Диоклетиане. 12 сент. Авудим, муч. Тенедосский при Диоклетиане. 15 июля. Авундий, муч. Римский при Валериане, с Ипполитом и др. 13 авг. Авундий св., ученик Валентина, еп. Интерамнийского. 30 июля. Агавва Измаильтянин, преп. Сирийский 5 века. 22 ноября. Агав, ап. из 70, предрекший узы Павловы. 8 апр. Агапит диакон, муч. Римский при Валериане, с Лаврентием архидиаконом. 10 авг. Агапит преп., еп. Синадский, исповедник при Ликинии. 18 Февр. Агапит, папа Римский, ум. 535. 17 апр. Агапит преп., ученик Саввы Освященного. В субб. с. Агапит, преп. Печерский, ум. ок. 1095. 1 июня. Агапий, муч. Римский при Адриане, с Евстафием Плакидой. 20 сент. Агапий, муч. Севастийский при Декии, с Аттиком и др. 3 ноября. Агапий, муч. Сицилийский, с Вавилою, в 3 веке. 24 янв. Агапий, Публий, Тимолай и др., мучч. Палестинские в 305 году. 15 марта. Агапий, муч. Кесарийский в Палестине 306 г., с Тимофеем и Феклой. 19 авг. Агапий, муч. Едесский при Максимиане, с Вассою и др. 21 авг. Агапия, Хиония и Ирина девы, мученицы Иллирийские в 304 году. 16 апр.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

смоленский, 21 авг.     Аврамий, архим. ростовский, 29 окт.     Аврамий пр. гадициий, 20 июля.     Автоном, (самозаконник, гр.) еп. италийский, муч. вифинский, 12 сент.     Авудим, муч. тенедосский, 15 июля.     Авундий, (изобильнее, лат.) муч. римский, 13 авг.     Авундий св., ученик Валентина, еп. интерамнийского, 30 июля.     Агавва измаильтянин, преп. сирийский, 22 ноября.     Агав, (саранча, евр.) ап. из 70, 8 апр.     Агапит (возлюбленный, греч.) диакон, муч. римский, 10 авг.     Агапит преп., еп. синадский, исповедник, 18 февр.     Агапит, папа римский, 17 апр.     Агапит, преп. печерский, 1 июня.     Агапий, (любимый, греч.) муч. римский, 20 сент.     Агапий, муч. севастийский, 3 ноября.     Агапий, муч. сицилийский, 24 янв.     Агапий, муч. палестинский, 15 марта.     Агапий, муч. кесарийский в Палестине с Тимофеем и Феклою, 19 авг.     Агапий, муч. едесский, 21 авг.     Агапия, (любовь, греч.) мученица иллирийская, 16 апр.     Агафангел (добрый вестник, греч.) муч., 23 янв.     Агафия, (добрая, греч.) муч. катанская, 5 февр.     Агафия девица, мученица никомидийская, 28 дек.     Агафодор, муч. пергамский, 13 окт.     Агафодор, (благой дар, греч.) еписк. херсонский, 7 марта.     Агафоклия (благославная, греч.) мученица, постр. от госпожи своей арианки, 17 сент.     Агафоника, (благопобедная, греч.) муч. пергамская, 13 окт.     Агафоник, (благопобедитель, греч.) 22 авг.     Агафон, (добрый, греч.) препод. скитский, 2 марта.     Агафон преп., папа римский, 20 февр.     Агафопод (доброногий, греч.) диакон, 5 апр.     Агафопус, (доброногий, греч.) из 10 мучч. критских, 23 дек.     Аггей (торжественный, праздничный, евр.) пророк, 16 дек.     Аглаий, ( светлый, греч.) из 40 мучч. севастийских, 9 марта.     Агния (непорочная, греч.) дева, мученица римская, 21 янв.     Агн (агнец, лат.) из 26 мучч. готфских, 26 марта.     Агрипина, мученица римская, 23 июня.     Агриппа (дикая конница, греч.), 18 февр.     Адам (красный, муж, евр.) преп., из числа избиенных в Синае и Раифе, 14 янв.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Авксентий , (возрастающий, греч.) муч. севастийский, 13 дек. Авксентий , преп. вифинский, 14 февр. Авксентий преп., сострадалец Космы, еписк. хадкидонского, 18 апр. Авкт , (умноженный, дат.) муч. македонский, 7 ноября. Авраам (отец множества, евр.) и Лот, пдемянник его, 9 окт. Авраам преп., еписк. каррийский, 14 февр. Аврамий , еп. арвильский, муч. персидский, 4 февр. Аврамий преп. затворник, 29 окт. Аврамий , муч. болгарский, 1 апр. Аврамий пр. смоленский, 21 авг. Аврамий , архим. ростовский, 29 окт. Аврамий пр. гадициий, 20 июля. Автоном , (самозаконник, гр.) еп. италийский, муч. вифинский, 12 сент. Авудим , муч. тенедосский, 15 июля. Авундий , (изобильнее, лат.) муч. римский, 13 авг. Авундий св., ученик Валентина, еп. интерамнийского, 30 июля. Агавва измаильтянин, преп. сирийский, 22 ноября. Агав , (саранча, евр.) ап. из 70, 8 апр. Агапит (возлюбленный, греч.) диакон, муч. римский, 10 авг. Агапит преп., еп. синадский, исповедник, 18 февр. Агапит , папа римский, 17 апр. Агапит , преп. печерский, 1 июня. Агапий , (любимый, греч.) муч. римский, 20 сент. Агапий , муч. севастийский, 3 ноября. Агапий , муч. сицилийский, 24 янв. Агапий , муч. палестинский, 15 марта. Агапий , муч. кесарийский в Палестине с Тимофеем и Феклою , 19 авг. Агапий , муч. едесский, 21 авг. Агапия , (любовь, греч.) мученица иллирийская, 16 апр. Агафангел (добрый вестник, греч.) муч., 23 янв. Агафия , (добрая, греч.) муч. катанская, 5 февр. Агафия девица, мученица никомидийская, 28 дек. Агафодор , муч. пергамский, 13 окт. Агафодор , (благой дар, греч.) еписк. херсонский, 7 марта. Агафоклия (благославная, греч.) мученица, постр. от госпожи своей арианки, 17 сент. Агафоника , (благопобедная, греч.) муч. пергамская, 13 окт. Агафоник , (благопобедитель, греч.) 22 авг. Агафон , (добрый, греч.) препод. скитский, 2 марта. Агафон преп., папа римский, 20 февр. Агафопод (доброногий, греч.) диакон, 5 апр. Агафопус , (доброногий, греч.) из 10 мучч. критских, 23 дек. Аггей (торжественный, праздничный, евр.) пророк, 16 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010