§ 17. Попечение Юстиниана I о мире Церкви. Пятый Вселенский Собор и спор о трех главах В 527 г. на императорский престол вступил Юстиниан I, государь замечательный в истории гражданской и церковной (527–565 гг.). Мысль о присоединении монофизитов к православию, в видах умиротворения Церкви и государства, занимала и этого государя. Особенно много монофизитов было в Египте, где православные составляли меньшинство. Но подобно другим государям, занимавшимся теми же планами присоединения еретиков, Юстиниан не достиг своей цели и даже под влиянием монофизитской партии. Так, в 533 г., под, влиянием Феодоры, он сделал уступку монофизитам, допустив и в Константинопольской церкви прибавление к Трисвятой песне: «Распныйся за ны», хотя строгие последователи определений Халкидонского Собора считали такое прибавление монофизитским. По влиянию той же Феодоры, Юстиниан возвел (535 г.) на Константинопольский патриарший престол Анфима, притворно перешедшего из монофизитов в православие. К счастью, Юстиниан скоро узнал о происках монофизитов. В то время (536 г.) прибыл в Константинополь папа Агапит, в качестве посла остготского короля Теодориха Великого. Узнав о еретичестве Анфима, Агапит, несмотря на убеждение и угрозы Феодоры, донес о нем царю. Юстиниан тотчас же низложил Анфима, а на его место поставил одного пресвитера, Мину. Все-таки он не терял надежды на присоединение монофизитов. В этих видах, под председательством Мины, в Константинополе составлен был небольшой собор из православных и монофизитских епископов, на котором обсуждался вопрос о присоединении монофизитов. Но рассуждения не повели ни к чему, вследствие упорства монофизитов. Патриарх снова осудил монофизитов, а император подтвердил прежние строгие законы против них. Монофизиты, при возобновившихся преследованиях, бежали в Великую Армению и здесь упрочили свою ересь. Между тем Феодора продолжала вести интриги в пользу монофизитов. По её проискам, по смерти папы Агапита (537 г.) на римскую кафедру поставлен был римский диакон Вигилий, давший ей еще в бытность в Константинополе с Агапитом обещание подпиской помогать монофизитам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Потом же, егда евишася сия Арменския предстатели, иже суть сии: Евтихий, Диоскорид, Тимофей, Петр, Иулиян и единомысленники их, первое убо Лев Великий и Флавиян, Святии Патриарси и Великии Вселенскии Соборы 4. 4 Собор Святых Отец 630, иже в Халкидоне, при цари Маркияне, во второе лето царства его, иже собрашеся на Диоскора, бывшего Патриарха Александрийского, и на Евтихия, Архиманрита Царяграда, и на еднномысленники их, извргше их и прокленше и дияволу предавше. Тако и во Иерусалиме, при Анастасии цари, Иоанне Патриарсе Иерусалимском, Феодосий и Сава, Святии Богоноснии Отцы, десеть тысещь черноризец пустынник собравшеся, Евтихиа, и Диоскора, и Тимофея, и Петра Белилника, и Севгира, и единомысленникы их, анафеме предаше. 5 Собор Вселенский 160 Святых Отец, в Цареграде, при цари Иустинияне древнем, в 26 лето царства его, и Святого Собора Халкидонского утвердив, и Евтихия, и Диоскора, и их единомысленникы прокляше; пакы же Мина Святый, Патриарх Царяграда, и Агапит Преблаженный, Папа Римский, на Еутихия, и Диоскора, и Петра Гугнивого, и на Севгира Собор собравше, сия их Богоборныа писание прокляше и их гнаше; Фелекс же и Оммех, Святии Патриархи великого града Римского, и Киндиян, Собор сотворивше со всемм всея вселенныя Святители, сославше Петра Белилника и единомысленникы его, да трижды извргше его, яко Богоборца, и анафеме предаше; потом Мартын Святый, равно(ый?) Ангелом, Папа Римский, 108 Святых Епископ созвав Собор в Риме, сотвори сия паки, яко Богоборца сметав и проклятию предаде; потом Святый Агафон, Папа Римский, созвав 125 Святых Отец Собор в Риме, сотвори сия паки, проклят со единоволникы их. 6 Собор Вселенскый, 170 Святых Отец, иже в Констеньтине граде, сошедшеся при цари Костеньтине, отце Устиниянове, внуце Ираклиеве, в лето 13 царства его, на Нестория, и на Евтихия, и Диоскора и на единомысленникы их, со единоволники их прокленьше и дияволу предаше. Тако ж Святый Вселенский 7 Собор 367 Святых Отец, иже в Никеи, второе собрашеся, в 8 лето царства его, Костентинова, и Ирины, матере его, на иконоборцы, тако ж с ними и Армены проклять.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда в начале шестого столетия господство в Италии готов расширилось весьма далеко и не было силы, чтобы остановить, тем менее уничтожить в ту пору их завоевания, то папы, не желая раздражать их и, по возможности, стараясь удовлетворять их требованиям, не раз лично предпринимали путешествия в Константинополь, чтобы там исходатайствовать свободу вероисповедания арианского, чего требовали короли готские. Так, по крайней мере, поступил папа Иоанн I в 526 году и папа Агапит II в 536 году. Факт в высшей степени важный для разубеждения в исконной верховности и безусловной, неограниченной власти римских епископов. 5 А вот несколько фактов, характеризующих значение папы и в решении дел религиозных. Они также ясно указывают, что и в этом отношении епископ Римский занимал равностепенное место с другими епископами и его голос уничтожался сам собою, как скоро оставался он единичным, не поддерживаемый и не разделяемый другими. В конце второго столетия папа Виктор решился было, по поводу различия во времени празднования Пасхи, требовать от восточных епископов прервать общение с епископом Ефесским и его единомышленниками. Вся церковь восстала против этого, и Виктор, уличенный в несправедливости соборным посланием Ефесского епископа Поликрата, вынужден был взять назад свой приговор. То же самое замечаем и в третьем столетии по поводу вопроса о крещении еретиков, при папе Стефане. Во всех сношениях своих с епископами папа римский относился к ним не иначе, как собрат и соепископ, и едва появлялся какой-либо намек на особое преимущество, как тотчас же он возбуждал против себя протест и опровержение, принимавшиеся всею церковью 6 . В наших глазах, особенно замечателен отзыв о равенстве всех кафедр епископских, высказанный в четвертом столетии блаженным Иеронимом; замечателен потому, что он относится к лицу, которое так близко стояло к Риму по западному своему происхождению, которое едва не было избрано преемником папе Дамасу и которое пользуется столь высоким уважением в церкви Римской: не следует почитать церковь Рима иною, нежели церковь всею мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

в) О священстве. 5– е Апостол. Так как латиняне указывают на слова св. Епифания (αρεσ. 50), что церковь не принимает в священство мужа единой жены, если он не будет воздерживаться от неё, с чем соглашаются Иннокентий и Двоеслов, то должно сказать, что нам нет надобности заботиться о том, что говорили и как мыслили некоторые отцы, но что говорят Писание и Соборы, и каково было общее мнение Отцов, ибо мнение некоторых не составляет церковного догмата. По Созомену, исповедник Пафнутий воспротивился на первом Соборе требованию некоторых – запретить брак священникам. Апостол Павел пишет к Тимофею: дьякон да будет единыя жены муж... и к Титу: кто есть непорочен, единыя жены муж... Гангр. собор (в 4 пр.) предает проклятию не причащающихся от женатого священника. Есть и примеры брачного состояния священников: Филикс епископ Римский был сын Филикса – иерея, папа Агапит – сын Гордиана, пресвитера, папа Галасий – сын епископа Валерия и многие другие. И сам Епифаний свидетельствует, что представленное им мнение есть мнение частное. 13-е 6-го. Латиняне клевещут, утверждая, что 6-ой Вселенский Собор погрешил, полагая определения против безбрачия клириков и для римской церкви. Как вселенский, он по праву полагает законы для всей церкви, без всякого исключения: соборам повинуются и папы, как и всякий епископ, по словам Пелагия 2-го. 6-ой Собор следовал в своих определениях Писанию и 1-му Собору... и имел в виду то, что римский обычай безбрачия приводит клириков к жизни блудной, к содержанию наложниц (что делается у них без зазрения совести и доныне)... Но, обвиняя собор, зачем они сами делают тоже, что предписывается собором? Зачем позволяют иереям латиномудрствующих маронитов быть женатыми? Пусть сами себя осуждают в том, что позволяют маронитским священникам совокупляться с женами в самый день совершения литургии, вопреки Павлу и правилам: 13-му 6-го, 3-му Дионисия, 5 и 13-му Тимофея, в том еще, что позволяют в Ляхии (ν τ Λεχ) двоеженцам – православным удерживать священство, если только они примут папизм, вопреки правилам и всей древности.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/greche...

Таисия (из Алфавитного патерика); – преп. Симон еп. Владимирский (из Печерского Патерика – Пролог, ч. III-я, л. 325 об.); 11-го – св. Кирилл Словенский, память его 14 февраля, но житие помещено сегодня вместе с житием Мефодия, память которого в Прологе – под этим числом; 13-го – св.м. Александр Римский, о нем в Прологе: «Тут положити Александра мученика, его же в Прологах и месяце- слове Московском несть, токмо в Львовском и прочих таких (?) месяцесловах; в Чете житие его сегодня л. цле»; 14-го – преп. Симеон Синдонит (по повести в Прологе); 16-го – блаж. отроковица Муза (по повести в Прологе, заимствованной из Диалогов св. Григория Двоеслова) ; 22-го – св.м. Евстигней, о котором впрочем, только упоминает, что его память почитается 5-го августа; 29-го – преп. м. Феодосия, о ней в Прологе заметка: «В той же день 29-й другой Феодосии девицы инокине, за свв. иконы пострадавшия, мая 8 зри, также 18-го» (по Макарьевским Четиим- Минеям, где под этим числом ее житие); в Июне: 1-го – преп. Агапит Печерский (из Патерика, рукоп. 420, л. 454); 3-го – св.м. Лукиан Белгийский (из Acta SS., январь, т. I, л. 459, см. там же); 4-го – св.м. Конкордий (по Martyr. Roman., где он 1 января, и Acta SS., январь 1, с. 9, см. ту же рукоп., л. 468); – свв.мм. Фронтасий, Северин и Сильван (оттуда же, см. там же); – преп. Зосима Киликийский (из Луга духовного, см. Четии- Минеи 4 июня); 5-го – преп. Анувий пустынник (по Макарьевским Четиим-Минеям, в указанной выше рукоп. заметка: «В Чете взменкуется преп. Ануфа чудотворец et in vita ss.pp. est quidam Anups... De illo vide ibi et hic pone illius пред Игорем может будет с поллиста»); – блаж. Константин митроп. Киевский (из Летописца Печерского, см. Четии-Минеи, 5-го июня); – преп. авва Дорофей (из Макарьевских Четиих-Миней, см. заметку в Четиих-Минеях); 6-го – свв.мм. девы Архелая, Фекла и Сусанна; Acta SS., январь, II, с. 192; 7-го – св. Маркелл, папа Римский и св. священномученик Маркеллин, (заимствованы – первый из Acta Sanctorum, январь, II, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

По др. версии, слово «кардинал» происходит от прилагательного cardinalis - «основной, главный», к-рое употреблялось в отношении священников, возглавлявших рим. приходы, т. к. они являлись главными помощниками Римского епископа в делах управления Римской Церковью. К V в. в Риме складывается система из 25 (позднее 28) главных приходов, чьи настоятели отвечали за совершение таинств и наблюдали за дисциплиной подчиненного им духовенства; с нач. VI в. существуют списки К.- настоятелей рим. церквей. Согласно этой традиции, большинство К. формально являются настоятелями римских храмов, закрепленных за ними в качестве титулярных церквей. Помощь Римскому епископу в управлении Римской Церковью также осуществляли К.-диаконы. Со времени Римского еп. (папы) Фабиана (236-250) Рим был разделен на 7 округов (диаконий), возглавлявшихся диаконами, к-рые отвечали за благотворительную деятельность в христ. общинах. С нач. VII в. К.-диаконы стали участвовать в работе Римских синодов. Первое упоминание К.-епископов относится к 769 г., когда, согласно установлениям папы Римского Стефана III (IV) , епископам находившихся близ Рима 7 пригородных (субурбикарных) кафедр (a septem episcopis cardinalibus hebdomadariis - LP. Vol. 1. Col. 478) вменялось в обязанность поочередное еженедельное служение в папской Латеранской базилике. 13 апр. 769 г. на заседании Римского синода папа Стефан III (IV) определил, что никто не может быть избран Римским папой, если до этого он не являлся К.-пресвитером или хотя бы К.-диаконом. Однако данная норма не стала строго обязательной; в последний раз в 1378 г. на Папский престол под именем Урбана VI был избран архиеп. Бартоломео Приньяно, не являвшийся К. К. принимали активное участие в Римских синодах, на к-рые собирались епископы из др. городов, что способствовало увеличению роли К. в Зап. Церкви. В 946 (или 950) г. папа Римский Агапит II назначил К.-пресвитером Адемара, аббата нем. бенедиктинского мон-ря в Фульде. В 975 г. папа Римский Бенедикт VII назначил в рим. ц. Четырех Мучеников (Sanctorum IV Coronatorum) Трирского архиеп. Дитриха I (965-977), он стал 1-м епископом, получившим рим. приход в качестве титулярного. Однако практика титулярных назначений не сразу получила развитие (в отличие от аббата Адемара архиеп. Дитрих не включен в офиц. списки К.).

http://pravenc.ru/text/1681025.html

Помог св. Юстиниану замечательный подвижник Православия Антиохийский патриарх Ефрем (526–545), ставший на кафедру после смерти патриарха Евфрасия (521–526), погибшего во время землетрясения. Аскет, чрезвычайно порядочный и образованный человек, он пользовался непререкаемым авторитетом у своей паствы. Видя положение дел на Востоке и всерьёз обеспокоенный ситуацией в столице, он написал напрямую Римскому папе Агапиту (535–536) письмо, в котором объективно описал состояние Восточной Церкви. Тот как раз отправлялся из Рима в Константинополь в качестве официального посла Остготского короля Феодогаста – кажется, это был единственный, хотя и малопривлекательный, способ для понтифика непосредственно переговорить со св. Юстинианом по наиболее важным вопросам, не опасаясь обвинений в измене остготам. Под восторженные крики православных, папа прибыл в столицу Империи и первым делом отказался вступать в общение с Анфимом Константинопольским, сославшись на формальное нарушение древнего канона, согласно которому не разрешалось переводить епископа с кафедры на кафедру. Человек тихий и кроткий, Анфим решил добровольно оставить кафедру и укрылся по предложению императрицы в её покоях царского дворца. Рассказывают, первоначально император без энтузиазма встретил инициативу апостолика и даже заявил, что отправит его за своеволие в ссылку. На что Агапит ответил: «Я думал, что еду к христианнейшему императору Юстиниану, а приехал к Диоклетиану. Но твои угрозы не запугают меня!». Император понял и признал свою ошибку, и с его согласия Римский папа поставил в патриархи православного Мина (536–552), которого рукополагал он сам, шесть итальянских епископов и пять римских диаконов. Как видим, никто из восточных епископов при хиротонии не присутствовал 224 . Это было время решительного перелома в религиозной политике императора. Апостолик сразу после этого заболел и умер, но император св. Юстиниан довёл дело, начатое папой, до конца. В 536 г. он созвал Собор, который осудил нескольких предводителей монофизитства, после чего утвердил это осуждение государственным законом. В этом законе (42-я новелла) говорится, что издание таких церковных актов – дело не необычное для царства, поскольку всякий раз, когда епископы осуждали и низлагали еретиков, царство присоединяло свой голос к авторитету иереев, таким способом сходились воля Божественная и воля человеческая, составляя единое согласие – «симфонию». Анфим, писал св. Юстиниан, виноват в том, что не захотел принять человеколюбие и снисхождение императора, который, заботясь о его спасении, предлагал ему отречение от ереси. Постановление епископов на соборах само по себе действительно, но, как отмечает император, ещё более законным его делает царство. Патриарху Константинопольскому Мине, на имя которого был издан этот закон, предписывается сообщить содержание этого закона всем подчинённым митрополитам, чтобы они довели его до своей паствы 225 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И явишася пастырие, сиречь патриарси, подобии апостолом, иже имяху основание верховнаго в апостолех Петра. И основася добре православие от христианских царей: Константина и прочих, ревновавших за Христа. И во взысканиих, яже бываху по времени за православие и за святая предания, не законополагаше токмо един архиерей, но с повелением и тщанием благочестивых царей вси архиерее от всего мира собирахуся. И папа римский ту бяше, или, егда не случашеся имети удобство быти самому, посылаше иных вместо себе, яко же бе Агапит и потом Мартий, или местохранителми. И патриарх Александрийский, и антиохийский, и божественнаго града Иерусалим. Еще и иже везде вси избраннии. Иже вси вкупе, исчистивше оная, о нихже имяху сумнение, утвердиша истинну чисту, с пределы и главами, исполненными православия. По сему образу творяху и апостоли. Зане егда изнесеся слово от неких о обрезании, не надеястася на себе Павел и Варнава положити закон един, но в сборе и прочих апостол. От него же, еже подобаше, прияша с писанми тогда, егда не учаше токмо Петр, но и Иаков, и Иоанн, и прочии. И аще что пишут – вкупе в послании своем. И пред сим Петр, егда хотяше избрати апостола вместо Иуды, да совершится двонадесятица учеников, не наделся на себе, но рече всем и вкупе с ними соверши дело. И егда прият Корнилиа со откровением, со многими словесы и свидетельствы показа апостолом, яко дело бе от Бога, а не от себе, да примут его и тии. И Павел подобие хождаше и глаголаше проповедь и иным, да не течет в суетну проповедь. Или тече Павел, иже носяше Христа на себе, – Павел, его же двизашеся язык всегда от Святаго духа, толико соблюдашеся? Сицевым образом и нам подобает держати в жертве святаго и священнаго хлеба, соединити и влагати святую кровь и воду в чашю, яко же суть предана и утвержденна от всех святых отец, егда собрашася вкупе во святых своих соборех. Глава 74. Зри паки прилежно начинания проскомидии Священное убо блюдо священнейший хлеб имать, божественная же чаша – вино с водою, возложенна Богу. Сам же священник, взем и другую просфору, изимает частицу едину копием от печати, яже есть посреде 190 , и приносит ю в честь и память Богоматере, и полагает ю на десной стране святаго и священнаго хлеба.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

Так же, как и папы, они сменяли один другого с ужасающей быстротой, оправдывавшей всевозможные подозрения. Можно бы сказать, что и этих преступлений для этой новой Мессалины было мало. По ее желанию был избран папой ее сын, которого она имела от маркиза Альбериха Тускуланского. Молодой человек, достойный сын такой матери, имел тогда всего двадцать лет. Он украсился тиарой и принял имя Uoahha XI (931–936). Его старшому брату Альбериху II всемогущая властительница поручила общее управление Римским государством. Так наследие Святого Петра оказалось разделенным между двумя братьями в результате беспутного поведения их родительницы: старший имел ключи от крепостей, младший занимал святой престол. Можно ли было предполагать, что гражданская власть совершит столь чудовищное покушение на независимость Церкви? Это была настоящая мерзость запустения на месте святе. Злосчастная роль Марозии не окончилась со смертью ее сына Uoahha XI . Четыре его преемника: Лев VII (936–939), Стефан IX (939–942), Марин II (942–946), Агапит II (946–955) – были избраны или по ее влиянию, или по влиянию ее сестры Феодоры; обе эти женщины, несмотря на взаимное соперничество, были душой итальянской национальной антигерманской партии. Пятым преемником Uoahha XI был сын его брата Альбериха, следовательно, внук Марозии, молодой девятнадцатилетний мирянин, при вступлении на престол Святого Петра принявший имя Uoahha XII (955–964). Этот сын Альбериха и его наложницы был папой негодным, кровавым и развратным, protervum et socleratum pontificem (папой наглым и преступным)». Весь процитированный отрывок взят из «Католической богословской энциклопедии» 13 . При представленном выше положении вещей трудно было патриарху Николаю Мистику , его преемникам и другим первосвятителям Восточных Церквей налаживать с Римом полезные для церковного дела отношения. Правда, есть основания предполагать, что Николаю Мистику удалось уговорить папу Иоанна Х (914–928) восстановить каноническое общение с Востоком. Но едва ли это общение было прочным и едва ли от него можно было ждать безусловной пользы для общецерковного дела.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zap...

Но в ту минуту, когда святой изгнанник писал к Олимпиаде эти строки, полные надежды, его непримиримые враги, Севериан гавальский, Аттик константинопольский , Порфирий антиохийский и некоторые другие, составляли уже новые замыслы против него. Иначе впрочем, и не могло быть. Никогда св. Златоуст, ни в Антиохии, ни в Константинополе, не был в такой славе, как теперь; его имя повторялось на всех концах земли; рассказ о гонениях, им терпимых, слух о его высоких добродетелях разносился повсюду; весь мир был занят мыслию об нем. Но по чувствам к нему все делились на две части: на одной стороне были папа и римский двор, епископы, пресвитеры, девственницы, и все вообще жаждавшие правосудия, ревновавшие о славе св. Церкви и любившие св. Златоуста; с другой бродяги, низкие душею царедворцы, недостойные своего звания епископы и пресвитеры, движимые завистию, увлекаемые честолюбием, и достигшие высших степеней священства низкими происками и преступным ласкательством. Кукуз и Арабисса сделались бессмертными в памяти потомства. Письма, писанные св. Златоустом из этих мест, поставили его в тесные отношения со всеми знаменитейшими и вместе благочестивыми лицами империи; в эти пустынные и отдаленные места стекались лица достопочтенные со всех концов земли: из Финикии. Сирии, Сицилии, Константинополя и Антиохии, Одни приходили для того, чтоб припасть к ногам святого изгнанника в знак своего благоговения к нему, услышать из его уст добрый совет и утешение и испросить охранение в святых его молитвах; другие, увлекаемые рассказами о высоких его достоинствах, не хотели умереть, не видевши столь знаменитого изгнанника; некоторые же даже поселялись в Кукузе, или окрестностях его для того только, чтоб иметь счастие чаще наслаждаться его беседою. Те же, которые не имели возможности сами прийти к нему, присылали своих служителей с разными подарками, знаками искренней любви к нему и попечительности о его благосостоянии. К нему прибегали епископы, пресвитеры и все верные, преследуемые и изгоняемые из своих мест двумя епископами антиохийским и константинопольским. Из Кукуза и Арабиссы, наконец, разносились письма с пастырскими распоряжениями и ободрением пустынникам и пресвитерам, занимавшимся проповеданием Евангелия в Армении, Финикии, Аравии, Персии и других местах; вместе с этим посылаемо было миссионерам, для вспоможения нуждающимся, множество разных пожертвований от лиц усердствующих и от самого св. Златоуста, имевшего всегда избыток в приношениях друзей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010