Откроем напр. книгу Второзакония, и мы читаем следующее: «не должно быть блудницы из дочерей Израилевых, и не должно быть блудника из сынов Израилевых. Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость перед Господом Богом твоим».( Втор. 23:17, 18 ) И вот книга, в которой находится такое место, будто бы доказывает, по мнению критики, что кедешимы и кедешоты (блудники и блудницы) вносили в сокровищницу храма Иаве доходы от своего блудодейства, что их принимали там и что, будто бы, при помощи этих приношений отчасти оплачивались и расходы культа в Иерусалиме, как это было в храме Венеры в Пафе! Приведенный критик, очевидно, поступает так, как поступил бы историк, который, для изображения нравов и обычаев известного народа, перелистовал бы свод законов о наказаниях и приписал бы ему все преступления, который он нашел бы там запрещенными. Ни одно законодательство не было столь строгим против проституции, как законодательство Моисеево. В то время, как новейшие законы терпят ее, закон Моисеев безусловно запрещал ее дочерям израильтян, и если не по букве, то по духу – и всем прочим, как туземицам, так и чужеземкам. Строгость в этом отношении он доводил до того, что осуждал на сожжение дочь священника, которая нарушала правила стыдливости 611 . Что эти строгие предписания не всегда соблюдались, это, конечно, не должно быть предметом особенного изумления, особенно среди нас. Было время, когда храм Божий осквернялся временным торжеством идолопоклонства, которое вводило кедешимов в дома, смежные с храмом иерусалимским. Царь Иосия разрушил эти жилища. Подобные злополучные периоды торжествующего нечестия известны и в новейшее время. В конце прошлого столетия на престоле Парижской Богоматери, как известно, восседала постыдная куртизанка, да и в самое последнее время в некоторых государствах христианской Европы можно слышать самые ужасные богохульства против истинной религии и Бога. Но эти безумства позорят только их виновников.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Отношение Библии к медицинской науке ясно из слов 38 главы Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова: «Почитай врача честию по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего – врачевание... Господь создал из земли врачества, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими... В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце... И дай место врачу, ибо и его создал Господь». Таково отношение Библии к врачам и к медицине. Наука есть дар Божий. Этот драгоценный дар вверяется ученым. Но им необходимо иметь ту скромность, без которой нет подлинного знания, нет настоящей науки. Парижский врач Арман Венсан был приглашен прочесть на медицинском конгрессе доклад на тему: «За гуманную медицину». В введение к этому докладу, он привел слова одной своей пациентки: «Нам мешают умереть, но нам не помогают и жить». Поль Турнье думает, что эти слова больной женщины вызов всей медицине. Перед врачами встают глубокие вопросы жизни, на которые наука не дает ответа и никогда на них не ответит: «Что такое жизнь?.. Что такое смерть?.. Что такое человек, его болезнь, его здоровье?» За молчанием науки кроется ее бессилие медицинскими методами решить основные вопросы жизни и даже такие свои прямые проблемы, как определение сущности болезни. Доктор Лериш, профессор Колеж де Франс, говорит: «Как только мы хотим вникнуть в то, почему дела у нас обстоят именно так, как мы их видим, как только мы хотим научно установить тайну возникновения человеческой болезни, мы ничего не можем найти в книгах, кроме поверхностных и наивных объяснений, за которыми или ничего нет, или мало что есть». Наука анализирует явления, дает им названия, наклеивает на них этикетки, но она не имеет ясного определения сущности человека, его жизни, болезни и смерти. И потому, говорит Турнье, мы, врачи, не можем не обратиться к Божиему Откровению, к страницам Библии. Нас к этому зовет Паскаль: «Что такое жизнь и что такое смерть, – говорит он,– мы знаем только через Иисуса Христа. Вне Христа нам непонятна ни наша жизнь, ни наша смерть, ни что такое Бог, ни что такое человек». Паскаль прав: Без Священного Писания , говорящего (прямо или преобразовательно), в сущности, лишь об Иисусе Христе, мы, конечно, ничего не знали бы о самом источнике нашей жизни и о своей человеческой природе. Без Откровения мы – во тьме. Мы можем прикрывать эту тьму учеными терминами, но за ними – ничего нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Победные знамена над парижскими и берлинскими триумфальными арками не восстановили ни одной сожженной избы " . Что же, получается, что не надо было нам воевать с нашими врагами?! Но если бы Россия следовала подобным " рецептам " , у нас не было бы не только империи, но не осталось бы и избушек. У меня на даче разваливается дом. Денег на его починку, а тем более на строительство нового, у меня нет. Но если бы мне предложили миллионы долларов на обустройство моего жилья взамен на забвение красного флага над Рейхстагом, то мне было бы нелегко удержаться от желания продемонстрировать предлагавшему сделку умение русского солдата бить врага в рукопашном бою! Высказывания Солоневича, приводимые Соловьем, очень должны быть по сердцу львовским бендеровцам. Так чего же желает нам господин Соловей? Что же касается формулы " жить для себя " , т.е. определения биологии как самодовлеющей основы и сущности жизни, то формула эта неизбежно приводит к другой, выведенной Достоевским: " Одна гадина пожирает другую гадину " . Идеологема " жить для себя " - это богоборческий проект, враждебный евангельской истине: " Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную " (Ин. 12: 24-25). К книге В. Авдеева " Расология " В. Соловей предпослал обширное предисловие, которое предваряется эпиграфом, конечно же, снова из Фридриха Ницше: " Ибо так гласит справедливость: люди не равны. И они не должны быть равны " . Автор предисловия воздает должное рационалистическому уму Авдеева, " чуждому всякому мистицизму, как мистицизму " крови " , так мистицизму религиозному или оккультному " . Соловей полностью солидаризируется с Авдеевым в его главном " научном " выводе: " Человечество не представляет собой единый биологический вид, разные расы суть разные биологические виды. Или, в утрированном виде, разные расы произошли от разных обезьян " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Посему да убоимся, братия, таковых примеров и избежим пагубы преслушания, чтобы нам не быть осужденными вместе с вышеупомянутыми. Потому что какая польза будет [человеку,] сохранившему тело девственным, а душой через преслушание блудящему с демоном? Или как увенчается тот, кто одержал верх над чревоугодием и всяким вожделением, а о возношении и славолюбии не позаботился? Говорит же и Приточник: сын благоразумный послушлив отцу, сын же непокорливый — в погибельбудет (Притч. 13:1). И опять-таки: Понеже звах, не послушасте, и простирах словеса, и не внимасте… убо и аз вашей погибели посмеюся… Будет бо егда призовете Мя, Аз же не послушаю вас: взыщут мене злии и не обрящут, потому что страха Господня не прияша… Темже снедят своих путий плоды и своего нечестия насытятся (Притч. 1:24-31). И еще: Не нечествуй много и не буди жесток, да не умреши не во время свое (Еккл. 7:18). И еще: Уклоняяй ухо свое не послушати закона и сам молитву свою омерзил(Притч. 28:9). И другой: Сын, оставляяй хранити наказание отчее, поучится словесем злым (Притч. 19:27). И опять-таки: Сеявый злая пожнет злая (Притч. 22:8); и: ненаказанных сретает смерть (Притч. 24:8). Говорит же и Иеремия: «Обратитесь ко Мне, и не будет слушающего» (ср. Иер. 3:14); Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы вам не совратиться (2 Фес. 3:14). И к Титу говорит: Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков… каковым должно заграждать уста (Тит. 1:10-11). И к евреям: Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть (Евр. 2:1). Посему отступим, возлюбленные от смертоносного этого преслушания и станем послушными во всем духовным отцам нашим, чтобы услышать нам от Господа: Слушающий вас, Меня слушает, а Кто принимает вас, принимает Пославшего Меня (Мф. 10:40; Лк. 10:16). Ему же слава во веки. Аминь. [Col. 1556]    То есть в Персию в 614 году, после взятия Иерусалима.    Данный текст под именем преп. Нила Синайского содержится во фрагменте из Парижского кодекса 1188 † 1066.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Примеры суда Божия ( Иуд.1:5–8 ). Архангел Михаил и дальнейшее изображение лжеучителей ( Иуд.1:9–13 ). Грядущий на них суд Божий ( Иуд.1:14–15 ). При виде лжеучителей читатели, по наставлению апостольскому, сами должны стоять в вере и любви ( Иуд.1:16–20 ) и увлеченных лжеучителями возвращать к вере ( Иуд.1:21–23 ). Славословие Богу Спасителю ( Иуд.1:24–25 ). Иуд.1:1–3 .  Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом: милость вам и мир и любовь да умножатся. Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание – подвизаться за веру, однажды преданную святым. По глубокому смирению, св. Иуда называет себя не братом или сродником Господа по плоти, но рабом Его. Вместе с тем, именует себя братом Иакова-Праведного, первого епископа Иерусалимского, пользовавшегося высоким уважением в Церкви Христовой и даже у неверующих иудеев. «По моему мнению, – замечает блаж. Феофилакт, – для настоящего Апостола достаточно было в доказательство своего достоинства, после того как он назвал себя рабом Христовым, указать еще на родство свое с Иаковом, ибо Иакова все хвалили за его добродетель. Это обстоятельство должно было и этому Апостолу доставить большое доверие от слушателей слова». Читателей послания Апостол именует «освященными» ( ηγιασμνος) или, по более заверенному (в код. Синайск., Ватиканск., Парижск., Сирск., Вульг. и др.) чтению, «возлюбленными» ( ηγαπημνοις), «званными» ( κλητος), т. е. обычным апостольским приветствием в обращении к общинам, христианам (ср. Иак.1:1 ; 1Пет.1:1 ; 1Кор.1:2 ). «Говорит, что любимые Отцом сохранены Иисусом Христом, почему и называет их призванными, так как они не сами собою пришли, но привлечены и призваны Отцом. Он желает, чтобы им умножились милость, и мир, и любовь: «милость» потому, что мы призваны Богом и восприняты в рабы Его по благоутробию милости; «мир» потому, что и его даровал нам Сам Бог и Отец: примирив с Собою нас, оскорбивших Его, через Сына Своего Иисуса Христа; «любовь» потому, что Единородный Сын Божий предал Себя на смерть за нас по любви к нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

ПРИШЛО ВРЕМЯ СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ В 1856 году закончилась Крымская война. Поражение в ней было оглушительно. Великая держава, два столетия не знавшая чувствительных поражений, должна была, согласно подписанному в Париже миру, уничтожить свой флот и все вооружения на Черном море. Южные рубежи страны становились беззащитными. Гарантами унижения России выступили сильнейшие государства Европы. Общество роптало. Казна была пуста. После завершения войны новым министром иностранных дел был назначен князь Александр Горчаков. В специальном циркуляре, разосланном по русским миссиям за рубежом, он, поясняя дипломатам, какую линию поведения они должны избрать в сложившейся ситуации, писал: " Говорят, Россия сердится. Нет, Россия не сердится, а сосредотачивается " . Слова будущего канцлера не были пустыми. Спустя полтора десятилетия Горчаков решительно перечеркнул неприемлемые для России статьи Парижского мира 1856 г. 90-е годы ушедшего столетия ввергли Россию в положение, куда более опасное, чем Крымская война. К внешнему унижению и пустующей казне добавился распад страны, распад экономики, ослабление и злокачественное перерождение власти. Традиционные культурные опоры, обеспечивающие общественную устойчивость и не уничтоженные до конца даже большевиками, начали активно разъедаться кислотами чуждых идеологий. Если бы у страны была душа, подобная душе человеческой, она возопила бы словами Псалмопевца: " Псы окружили меня, скопище злых обступило меня " (Пс. 21:17), " объяли меня муки смертные, и потоки беззакония устрашили меня; цепи ада облегли меня, и сети смерти опутали меня " (Пс. 17:5-6). Однако, горько стеная, что делает Россия сегодня? Сосредотачивается? Или хотя бы сердится? Нет... Кажется, она тихо угасает, как угасает безнадежный больной, и никакой врач уже не в силах вырвать ее из цепких лап смертельного недуга. А вместе с ней угасаем и мы - те, для которых без нее жизнь кажется ущербной. Но правы ли мы, отдавая себя во власть этой смертной тоски? Не забываем ли в своем гибельном унынии о том Враче, во власти Которого не только исцелить умирающего, но и воскресить умершего? Помним ли мы о том, что были сотворены свободными, сами согрешали, сами навлекли на себя тяжкие наказания, и теперь сами должны заслужить Его прощение? И лишь тогда сбудется сказанное Им: " Что вопиешь ты о ранах твоих, о жестокости болезни твоей? По множеству беззаконий твоих Я сделал тебе это, потому что грехи твои умножились. Но все, пожирающие тебя, будут пожраны; и все враги твои, все сами пойдут в плен; и опустошители твои будут опустошены, и всех грабителей твоих предам грабежу... " (Иер. 30:15-16).

http://pravoslavie.ru/97.html

«Против вина не показывай себя храбрым, ибо многих погубило вино» ( Сир. 31:29 ).    «Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими» ( Сир. 38:4 ).    «Выслушал ты слово, пусть умрет оно с тобою: не бойся, не расторгнет оно тебя. Глупый от слова терпит такую же муку, как рождающая – от младенца» ( Сир. 19:10–11 ).    «Живущих с тобою в мире да будет много, а советником твоим – один из тысячи. Если хочешь приобрести друга, приобретай его по испытании и не скоро вверяйся ему» ( Сир. 6:6–7 ).    «Сколько ты велик, столько смиряйся, и найдешь благодать у Господа» ( Сир. 3:18 ).    «Чрез меру трудного для тебя не ищи, и, что свыше сил твоих, того не испытывай» ( Сир. 3:21 ). «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» (слав.: «Помни последняя твоя, и во веки не согрешиши») ( Сир. 7:39 ; ср. 14:12 ). 195 Иоанн Златоуст , свт. Полное собрание творений: В 12 т. (Репринт по изд.: СПб. Духовная Академия, 1898–1906). М.: Православное братство «Радонеж», 1991–2004. Т. 6. Кн. 2: Обозрение книг Ветхого Завета. М., 1998; с. 664. 198 Иоанн Златоуст , свт. Полное собрание творений: В 12 т. (Репринт по изд.: СПб. Духовная Академия, 1898–1906). М.: Православное братство «Радонеж», 1991–2004. Т. 6. Кн. 2: Обозрение книг Ветхого Завета. М., 1998; с. 668. 199 См. Иоанн, еп. Тайна Иова [Электронный ресурс]//http://www.bible-center. ru/article/jobsecret  – адрес сайта на 12.10.2007. Текст приведен по изданию: Буэнос-Айрес, 1950 (перепечатка с первого парижского издания 1933 г. Предположительно автором является архиепископ Иоанн (Шаховской) . С. 9. 200 Иоанн Златоуст , свт. Полное собрание творений: В 12 т. (Репринт по изд.: СПб. Духовная Академия, 1898–1906). М.: Православное братство «Радонеж», 1991–2004. Т. 6. Кн. 2: Обозрение книг Ветхого Завета. М., 1998; с. 670. 201 См. Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхаго и Новаго Завета (издание преемников А.П. Лопухина ): В 12 т. (Репринт по изд. СПб., 1904–1913. Т. 4. 1907). Стокгольм, 1987, с. 17.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Разве же не усомнились в Нем теперь и все Его ученики? Но теперь уже не остается места сомнению: Он есть Христос, Сын Бога Живаго. Да, Он – Мессия, и однако не такой мессия, о котором он, Иуда, имел свою идею и ради нее пошел на предательство. Он не хочет совершать чудес для торжества над Своими врагами, хотя и сохраняет Свою чудодейственную силу. Он не призывает легионов Ангелов в Свою защиту, но отдается безропотно в руки врагов, согласно древнему пророчеству о страждущем праведнике, невольно встающему в сердце при зрелище страданий Его: «Он истязуем был, но страдал добровольно, и не открывал уст Своих: как овца, веден был Он на заклание и, как агнец пред стрегущим Его, безгласен» ( Ис.53:7 ). И все многократные слова Его о предстоящем вольном страдании во искупление многих, начиная от Кесарии Филипповой до Тайной Вечери, стали понятны в своей истине и действительности: «Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается» ( Мф.26:24 ). Прав ли был Иуда в своей идее мессии царя? И перед лицом страждущего Господа эта идея рассеивается как сатанинский соблазн, как ослепление. Иуда уже не разумеет умом происходящего, не может связать своих мыслей. Если Христос не являет Себя как мессианский царь даже перед лицом смертной опасности, перед которой он, Иуда, намеренно Его поставил, то Кто же Он? Безумец, иллюминат и, однако, чудотворец? Или же столь великое и святое, что доселе еще не вмещалось в сознании Иуды, Кровь Неповинная? Стало быть, он ошибся, впал в заблуждение, которое привело к предательству, чернейшему из черных преступлений, имя ему на все века есть «лобзание Иудино». Он предал на истязание и смерть Учителя, которого он не переставал любить и в самом предательстве. И теперь он видит Его среди мучителей и сознает, что это он, Иуда, тому виновник. Он теперь только начинает вспоминать всю любящую скорбь о нем Иисуса на Тайной Вечере и все слова Его, которыми Он тихо взывал к его сердцу. Он постигает, что Иисусу было открыто сердце его, и мысли его, и намерения его, и тем не менее, Учитель, не воспротивившись Сам, пошел навстречу предательству.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Самоэротизм природы - это порождение смерти, а то, что за пределами природы, - победа эроса над смертью. Чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения (Лк.20:34-36). Причинный союз " ибо " в третьей фразе отрывка бросает свет на связь половых отношений со смертью: в " том веке " половой связи нет, ибо нет вероятности смерти. Насколько смерть господствует над природой, настолько природа выживает за счет своей половой силы. И это не значит, что чтобы смерть была побеждена, достаточно убрать половой инстинкт. Но когда смерть будет побеждена, смешение полов будет уже излишним. Эта эсхатологическая перспектива тем не менее не оправдывает близорукой наивности моралистов, которые верят, что могут победить смерть пренебрежением или индивидуальным уклонением от полового смешения. Однако в эсхатологической перспективе смерть побеждается только смертью - и первым это показал Жених, смертию смерть поправший. Отказ от честолюбия саможизни, смиренное принятие смерти, которое есть согласие в ответ на призыв любви Восставляющего мертвых. Христиане обитают в городах, какой каждому выпал, ни землею, ни гласом, ни обычаями не отличаясь от прочих людей, будучи причастными всему и вступающими в брак, как все. Единственное их отличие - мольба к Восставляющему мертвых: Подвигни во мне разумение Твоего смирения, да прииму со сладостию смирение естества моего. Это " со сладостию " - лезвие ножа, по которому мы ходим. Принятие смерти, превращенное в эрос. 18. ТЕ DEUM Выйди, голубица моя, в ущелье скалы под кровом утеса! Покажи мне лицо твое. Идеальный город под коричневым туманом Зимнего рассвета Струится людской поток По Лондонскому мосту, Их так много, Я не думала, что смерть не унесла ещё так многих Поток людей на Лондонском мосту - их так много. Парижские бульвары и люди-муравьи, вбегающие и выбегающие из муравейника метро. Их так много. Еще одна шумная человеческая река - проспекты Токио. Стадионы Лос-Анджелеса во время матчей по регби. Их трибуны, как травяным ковром, покрыты разноцветной толпой. Затем этот возбужденный людской рой выплескивается на улицы. Точно так же, как по гудку сирены с фабрик выливается многомиллионная рабочая толпа: Осака, Кельн, Торонто.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/329/...

Своими страданиями Спаситель обессилил грех в человеческой природе, Своей кровью и крестной смертью Он победил силу смерти. Вопреки падшему состоянию человека Он явил его в безгреховном, должном, естественном состоянии. Он прославил его воскресением потому, что смерть не могла удержать безгрешного Мертвеца. Он воскрес в славе и вместе с Собой воскресил, дал силу воскресения всему человеческому роду. В воскресшем Теле Христа человечество достигло высшего состояния, ему предназначенного при творении, но им утерянного даже в возможности силой греха. Человек создан для славы Божией, то есть для Церкви, чтобы стать Церковью и быть Ею. В грехопадении путь этот к воцерковлению был им отвергнут. Новым Адамом , Христом, путь этот был пройден до конца, и Христово человечество стало Церковью. О чем и свидетельствует Сам великий Первосвященник в первосвященнической Своей молитве: ...И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им... Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира... ( Ин.17:22, 24 ). Господь в Своем Лице прославил весь человеческий род и всему ему сообщил силу Своего Воскресения: на Страшный Суд ...соберутся... ecu языцы... ( Мф.25:32 ). Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут... ( 1Кор.15:22 ). Господь, как совершенный Человек, приял на человечество Свое и совершенное излияние даров Святаго Духа, сошедшего на Него в виде голубя при крещении от Иоанна в водах Иорданских, – по Божеству же Своему Он всегда оставался неразлучен с Духом Святым, исходящим на Него от Отца. После крещения Он явился уже ...исполнен Духа Свята... ( Лк.4:1 ) и мог свидетельствовать о Себе словами Исаии: ...Дух Господень на Мне... ( Лк.4:18 ). Но сего Духа Святого Он по воскресении Своем ниспослал от Отца Своего, как Он обетовал на Тайной Вечери ученикам Своим: ...Уне есть вам, да Аз иду.... послю Его к вам... ( Ин.16:7 ). Пятидесятница, сошествие Святого Духа на Церковь в лице апостолов, явилась завершением спасения человечества через обожение, она была совершительным действием дела Христова, Его воплощения: ...Он (Дух Святой) прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010