рабби Салман Цеви (конец I в.) писал, что Иисус Назарянин родился в Вифлееме Иудейском в царствование Ирода и был умерщвлён в Иерусалиме при Понтийском Пилате ; Плиний Младший, будучи проконсулом Вифинии, производил обстоятельное исследование христианства; и вот что он в итоге пишет императору Траяну в 111 г.: «вся вина их (христиан) состояла в том, что они сходились в известные дни и пели песнь Христу как Богу (письмо ». Публий Корнелий Тацит (115 г.): «виновник этого имени (христианского), Христос, был подвергнут смертной казни при управлении Тиверия прокуратором Понтием Пилатом (Анналы, 15 кн; 4 гл)»; Вавилонский Талмуд, Санхедрин (II век): «Вечером накануне Пасхи они повесили Иисуса из Назарета », и в другом месте: он «был 33-х лет, когда Пинтий Грабитель (т.е. Понтий Пилат) убил его... Говорят, его мать была из рода царей, но стала женой плотника »; Также в Талмуде написано об Иисусе: «Рабби Елизар сказал: Смотря в будущее, Валаам видел, что будет сын женщины, который возвысится и постарается сделать себя Богом и совратит весь мир... и обманно скажет, что уйдёт, но снова вернётся в конце ». Император Адриан (130 г.) в своём письме к Сервиану кратко замечает об александрийцах, что некоторые из них «боготворят Христа »; Марк Корнелий Фронтон (140 г.): «Говорят также, что они (христиане) почитают человека, наказанного за преступление страшным наказанием, и бесславное древо креста »; Цельс (150 г.), полагая распятие Иисуса позором христианства, говорит «о голосе с креста при последнем вздохе, и о землетрясении, и о мраке »; он же замечает в одном месте, что христиане «допускают многие Лица в Боге » и цитирует в другом слова христианских проповедников: «Я Бог, Я Сын Божий, Я Божественный Дух… » и ещё: «Иисус, возвратившись из Египта, объявил Себя Богом», и в другом месте: «христиане ставят евреям в вину то, что они не веруют в Иисуса как в Бога »; Лукиан Самосатский (160 г.) пишет, что «они (христиане) обожают своего распятого мудреца и живут по Его закону » и что Он «был распят в Палестине за то, что основал этот новый культ (христианство) (О смерти Перегрина) »;

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

453 Cp. Macrob. Saturn. III, 4; I, 17; Aug. De civ. Dei Vil, 16; Preller. Op. cit. S. 150, 151, 156. 454 Имя Минервы сродно с mens (разум) и memini (помнить). В связи с этим стоит название Minerva Memor. 455 По Орелли – Mentis. По одним сказаниям, Минерва была дочерью Юпитера и Метиды (Μτις, Mens – разум, мудрость), по другим – она родилась из головы Юпитера после того, как он проглотил Метиду. 456 В сохранившихся мифах она не называется дочерью Виктории (Победы или Победительницы), хотя ставится в близкое отношение к ней и носит эпитет Победы или Победительницы (Νκη) (см.: Preller. Op. cit. S. 177–178). 458 Она считалась покровительницей наук и искусств, к которым относились также ремесла и рукоделия. 461 Такого же рода объяснение имени Меркурия, считавшегося богом речи и в частности искусной речи, или красноречия, см.: Aug. De civ. Dei. VII, 14; Isidor. Origin. Vili, 11. – Ho Меркурий признавался, главным образом, богом торговли, и имя его, несомненно, сродно со словами merx (товар) и mercari (торговать). 462 Меркурий, отождествленный римлянами с греческим Гермесом, считался также глашатаем или вестником богов, родившимся на горе Киллене в Аркадии. 463 Также Исидор Севильский говорит, что земля называлась Церерой, Великой Матерью, и Вестой (Origin. XI, 11). Под Великой Матерью или Матерью богов, как она далее называется, имеется в виду Кибела, отождествлявшаяся с Реей, супругой Кроноса (Сатурна). Имя Цереры также Теренций Варрон (De lingua lat. V, 64) и Цицерон (De nat. deor. II, 26; III, 20) производят от gerendo, но в вышеуказанном месте Исидора оно более правильно производится от creando. Явно несостоятельное объяснение имени Весты, излагаемое Арнобием, встречается также у Овидия (Fast. VI, 299: Stat vi terra sua: vi stando Vesta vocatur) (cp. Aug. De civ. Dei VII, 10). 464 Публий Нигидий Фигул, современник и друг Цицерона, известный своей широкой ученостью, из-за которой его ставили рядом с Теренцием Варроном, и своими сочинениями по грамматике, теологии и естествоведению. Мать богов, или Кибела, отождествлялась с Реей, супругой Кроноса (Сатурна).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

16. «Консул Луций Лентул объявляет: тех иудеев римскоподданных, которых я нашел отправляющими свое богослужение в Эфесе, я освобождаю сим вследствие соображений ритуального свойства [от военной службы]. Постановление это сделано за двенадцать дней до календ месяца квинтилия» 953 . 17. «Проквестор и пропретор Луций Антоний, сын Марка, сим шлет привет свой должностным лицам, совету и населению города Сард. Так как римские граждане иудейского закона явились ко мне с заявлением, что у них имеются издревле существующие собрания и судилище, где они разрешают все свои [внутренние] дела и личные споры, и просили меня сохранить за ними эти учреждения, я решил исполнить их просьбу и предоставить и дальше им его». 18. «Марк Публий, сын Спурия, Марк, сын Марка, и Луций, сын Публия, заявляют: после того, как мы доложили проконсулу Лентулу о просьбе александрийца Досифея, сына Клеопатрида, чтобы римские граждане иудейского вероисповедания, отправляющие издавна свое богослужение, были освобождены от военной службы и спросили его мнения на сей счет, он освободил этих иудеев ввиду соображений ритуального свойства. Постановление его состоялось за двенадцать дней до календ месяца квинтилия». 19. При консулах Луций, Лентуле и Гае Марцелле, в присутствии трибуна Тита Аппия Бальба, сына Тита, из горацианской трибы, Тита Тонгия из кростолинской трибы, Квинта Раисия, сына Квинта, Тита Помпея Лонгина, сына Тита, из корнелийской трибы, военного трибуна Гая Сервилия Гракха, сына Гая, из трибы теретинской, Публия Клузия Галла, сына Публия, из ветурийской трибы, военного трибуна Гая Тевтия, сына Гая, из эмилийской трибы, Секста Атилия Серрана, сына Секста, из эмилийской трибы. Гая Помпея, сына Гая, из сабатинской трибы, Тита Аппия Менадра, сына Тита, Публия Сервилия Страбона, сына Публия, Луция Пакция Капитона, сына Луция, из коллинской трибы, Авла Фурия Тертия, сына Авла, и Аппия Менаса – в присутствии всех этих лиц Лентул постановил следующее решение: «Сим освобождаю [от военной службы] тех римских граждан иудейского вероисповедания, которые издавна отправляют свое богослужение в Эфесе; я делаю это в настоящем заседании ввиду соображений ритуального свойства».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лукиан пишет, что сам видел своими глазами лишь малую часть истории – хотя в его изложении именно эта часть выглядит кульминацией Александровых злодеяний. Около 165 года Лукиан побывал в Абонотихе: здесь Александр сначала гостеприимно принимал его и демонстрировал ему свои чудеса, однако затем покусился на его жизнь, так что Лукиан едва ушел от него живым. Однако из какого источника (или источников) получил Лукиан всю остальную информацию об Александре? Разумеется, многое он мог услышать от посетителей святилища, не говоря уж о том, что некоторые прорицания Александра были широко известны (как приведенное в § 36, о котором Лукиан говорит, что его «можно увидеть повсюду над дверями как заклинание от чумы»). В одном месте Лукиан рассказывает о диалоге между богом Гликоном и Сакердотом, «человеком из Тия», говоря, что видел позолоченную надпись с пересказом этого диалога в доме у самого Сакердота (§43). Однако имеется очевидный кандидат на роль основного источника Лукиана: римский аристократ Рутилиан. Публий Муммий Сисенна Рутилиан – известный исторический персонаж: в 146 году он был консулом 362 . Этот человек был усердным и очень влиятельным пропагандистом Александра (§§40–41) и в возрасте шестидесяти лет по указанию одного из Александровых оракулов (§35) женился на Александровой дочери (матерью которой якобы была богиня луны Селена). Лукиан пишет, что лично знал Рутилиана и отговаривал его от этого брака (§54), и в этом нет оснований ему не верить 363 . Он написал свою книгу вскоре после смерти Рутилиана, так что не мог бы заявлять о своем знакомстве с ним, будь это неправдой (другие члены семьи были еще живы и могли бы его опровергнуть) – однако теперь мог честно высказать свое мнение о Рутилиане, которого, очевидно, считал легковерным глупцом, попавшимся на удочку суеверия (§§30–31), а Александра откровенно назвать мошенником, не опасаясь неприятностей от Рутилиана – человека очень влиятельного 364 . Лукиан пишет, что читал письмо Александра к Рутилиану, в котором Александр сравнивает себя с Пифагором (§4; судя по другим неопифагорейским сторонам культа Александра, это вполне правдоподобно), и цитирует три ответа оракула, данные Рутилиану по его личным делам (§§33–35).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

Жизнь двенадцати цезарей. М., 1990. Комментарии, с. 220. 27 “De Vita XII Caeserum». 28 Кобринский А. Из эпохи зарождения христианства. М., С. 29. 29 В биографиях по названы: галльское восстание Флора и Сакровира в 21 г. н. германское восстание Цивилиса в 70 г. и. э.; иудейская война упомянута только как повод к возвышению Веспасиана; британское восстание – лишь как ложное исполнение одного из пророчеств Нерону. Гай Светоннй Транквнлл. Жизнь двенадцати цезарей. Комментарии, С. 230. 30 Полностью – Клавдий Друз Нерон Германик Тиберий римский император с 41 по 54 гг. н. э. 31 Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. Кн. 5, 25. С. 185. 32 То есть между двумя различными произношениями η – эты, υ – юпсилона (ипсилона) и большинства дифтонгов. Дифтонг – это сочетание двух гласный, образующих единый слог. 33 Проф. В. В. Болотов . Лекции по истории древней Церкви, II. С. 40 – 47. 34 Нерон Клавдий Тиберий – император с 54 по 08 г. н. э. 35 Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. Кн. 6, 10. С. 202 – 203. 36 Жизнь двенадцати цезарей. Кн. 6, 16. 37 Публий (или Гай) Корнелий Тацит издал в 117 г. н. э. “Анналы”, охватывающие время от смерти Августа до смерти Нерона (т. е. с 14 г. до н. э. по 68 г. н. э.), в 10 книгах, из которых сохранилось неполных девять. К большому сожалению, в описании времени правления императора Тиберия (14–37 гг. н. э.) наличествует большая лакуна, охватывающая почти всю пятую книгу и начало шестой. В лакуну попали события конца 29 г., весь 30 г. и большая часть 31 г. – наиболее интересные для целей нашего повествования. О Спасителе говорится позднее в пятнадцатой книге, и лишь в контексте пожара Рима при Нероне. 38 Слова подлинника “exitiabilis superstitio” можно перенести как “гибельное суеверие”, “пагубное суеверие”. 39 Корнелий Тацит. Анналы, т. I; История, т. 2. СПб., 1993; Анналы. Книга 44. С. 285. 40 Анналы. Книга 15, 44. 41 «Татиана речь против эллинов», 1–3, 34. – Сочинения древних христианских апологетов, Спб., 1999. С. 11–12, 13, 40.

http://azbyka.ru/voskresenie-hristovo-vi...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Квириний Квириний (Публий Сульпиций Квириний), рим. наместник в Сирии. В годы его правления по приказу имп. Августа в империи проводилась перепись населения (⇒ Оценка, оценивать ), что заставило Иосифа и Марию отправиться в Вифлеем ( Лк. 2:2 ). Это упоминание вызывает большие затруднения, поскольку оно имеет отношение к событиям, происходившим еще при жизни Ирода Великого (ум. в 4 г. до Р.Х.), а античные источники и монеты 9–6 гг. до Р.Х. свидетельствуют, что наместником в Сирии в тот период был Сатурнин, а после него – Вар. Однако греч. текст можно понимать и т.о.: Квириний был не гражд. чиновником, а, напр., командующим рим. войсками в Сирии. И в этом качестве после 11 г. до Р.Х. он совершил воен. поход в Киликию. Упомянутая в Ев. от Луки перепись была лишь частью проводившихся по приказу Августа мероприятий, призванных определить численность населения и оценить имущ. состояние каждого жителя империи. На основании этого учета надлежало упорядоч. гос. бюджет и налогообложение. Перепись началась в 27 г. до Р.Х. с Галлии, а затем распространилась и на другие провинции. Существуют егип. док-ты, подтверждающие тот факт, что регистрироваться нужно было по месту рождения. В Сирии сбор сведений начался, видимо, в 12–11 гг. до Р.Х., причем руководство акцией, которая затем охватила и соседние области, могло находиться в руках военачальника, т.е. Квириния. Сведения о восстании Иуды Галилеянина во время переписи ( Деян. 5:37 ) относятся, вероятно, уже ко второму этапу переписи, который проходил в Самарии и Иудее после отстранения Архелая и превращения его царства в рим. провинцию. Об участии в этом Квириния, ставшего к тому времени наместником в Сирии, хорошо известно. Но было бы неоправданно на этом основании подвергать сомнению сведения из Лк. 2:2 , даже если помимо НЗ их ничем нельзя подтвердить. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Город Зевгма находился в северной части Евфратской Сирии на Евфрате и был в древние времена важным местом; чрез него шел главный путь от Средиземного моря в Месопотамию и Персию, так как в нем находился чрез Евфрат мост, соединявший Месопотамию с Сирией. Он имел свой округ. В христианском мире город не малым пользовался значением: в нем было епископская кафедра, происходили иногда частные соборы. 44 Существовало в округе Зевгмском и подвижничество; исторически известна славившаяся в свое время Киновия преп. Публия. Судя по сильно развитому у христиан того времени стремлению к подвижничеству и на основании свидетельства бл. Феодорита, надо полагать, что были в округе Зевгмском и другие обители, были также и отшельники; но о них не сохранилось исторических сведений. Поэтому мы скажем только о Киновии Публия. Киновия преподобного Публия Киновия преп. Публия находилась близь Зевгмы в десяти от неё стадиях. Основана оно во второй половине 4 в. славным подвижником Публием и в первое еще время пришла в цветущее состояние. Обитель была весьма благоустроена. Все, требовавшееся для удобств жизни и особенно для подвижничества иноков, в многолюдстве собравшихся в неё уже на первых порах, как-то: кельи, храм, хозяйственные постройки и пр., заботами и трудами Св. основателя её, было ей предоставлено. Иноки по народности и языку разделялись на две группы: одну составляли греки, другую сирийцы; каждая группа жила в отдельном помещении. Два раза в день утром и вечером иноки обеих групп сходились в храм, где, разделившись на две стороны, возносили славословия Богу и совершали песнопения попеременно то на одном языке, то на другом. Такой порядок свято сохранился в киновии и по кончине Св. Публия. Это установление, говорит бл. Феодорит, 45 сохранилось там доселе: ни время, изменяющее подобные вещи, не переменило его, ни преемники служения Публиева не решились отменить что-нибудь в учрежденном им порядке, хотя его начальство преемственно принимали не двое или трое, но очень многие. Публий один управлял обителью; но после его кончины для двух отделений иноков явились два настоятеля, для каждого отделения особый. Подвижничество в обители находилось на высокой степени развития. Последующее состояние её неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– A. C.), а частью из тех, которые собрались из Египта». Жители Кефрона сначала преследовали св. Дионисия и прочих христиан, забрасывая их камнями, но потом немалое количество ( οκ λγοι) их обратилось в веру Христову. «Как будто для того именно Бог и привел нас к ним; как только мы исполнили это служение, Он опять вывел нас оттуда». По приказу Эмилиана всех ссыльных христиан собрали в Мареотской области 440 . Св. Дионисия поместили рядом с каким-то местечком, называемым Колутион. Свое состояние в том же письме он описывает так: «Сначала я был опечален и сильно негодовал. Хотя те места нам были более известны и привычны, но сказывали, что нет там братий и людей честных («усердных [в вере], ревностных» – σπουδαων νθρπων), что та страна подвержена нападениям бродяг и набегам разбойников. Впрочем, я утешился, когда братия напомнили мне, что это место гораздо ближе к городу и что как ни многочисленно было в Кефроне стечение братий из Египта, позволявшее нам делать большие собрания ( πλαττεροι κκλησιζειν), но там, по причине более близкого расстояния от города, мы будем чаще наслаждаться лицезрением истинно возлюбленных, родных и друзей» 441 . По каким-то нам неизвестным причинам вторая фаза гонений на христиан в правление Валериана, отличавшаяся большей жестокостью, не коснулась египетских христиан и св. Дионисия 442 . После того как Валериан был пленен персами и погиб жестокой смертью в плену (260) 443 , св. Дионисий и прочие ссыльные христиане вернулись в Александрию. Это возвращение было связано, скорее всего, с рескриптом императора Галлиена, текст которого приводит Евсевий (Церк. ист. VII, 13): «Самодержец, кесарь Публий Лициний Галлиен, благочестивый, счастливый, август – Дионисию, Пинне, Димитрию и прочим епископам. Я приказал распространить на весь мир щедроты моих благодеяний: да удалятся все из ваших богослужебных мест, дабы смогли вы поступать согласно моему рескрипту, не будучи ни от кого докучаемы. Все это в меру возможного может быть вами совершаемо, и давно уже дано на это мое согласие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Из подвижников киновии преп. Публия, кроме самого её Св. основателя, известны по именам: Феотекн 1-й, Феодот, Феотекн 2-й, Григорий – настоятели греческого отделения, и Аффоний, настоятель сирийцев. Преподобный Поплий или Публий Преподобный Поплий или Публий (память 25 января) родился в Зевгме и происходил из богатого и знатного семейства. Высокого роста, красивый лицом, статный и стройный, он был одарен превосходными душевными способностями: здравым умом, чувствительным и добрым сердцем; воспитание получил по своему времени самое лучшее. По смерти родителей, Публий сделался наследником богатого имения. Он уже достиг зрелого возраста. Блестящая будущность ожидала молодого человека в свете. Но не привлекала Публия мирская жизнь, не радовало его богатство, коим обладал, не пленяли его сердца блага и удовольствия, коим мог он предаться; у него было влечение к высочайшему благу – Богу, Источнику всех благ; его душу наполняло желание небесных благ и радостей. Распорядившись своим имением, раздав все, что получил от отца, т. е., дом, имение, стада, одежды, сосуды серебряные и медные и проч., он оставил город и в 30 стадиях от него на возвышенном месте построил маленькую хижину и в ней поселился. Освободившись от житейских забот, он имел теперь одну заботу – служить единому Господу, одну мысль – благоугождать Ему единому, сделаться Его достойным, приобрести Его благоволение. Мысль эту он постоянно поддерживал и хранил, день и ночь ею был занят, проводя время в телесных и духовных подвигах. А подвизался он непрерывно. Никто никогда не видал, говорит бл. Феодорит, 46 чтобы он хотя самую малую часть дня проводил в праздности; но за псалмопением у него следовала молитва , молитву сменяло псалмопение, после той и другого обращался к чтению Божественных писаний; затем следовало попечение о приходящих посетителях, потом уже какие-нибудь необходимые занятия домашние. Любовь к Богу в нем разгоралась сильнее, и подвиги он усиливает с каждым днем более и более. Он уже не чувствует их тяжести и трудности, напротив сладостны они для него и вожделенны, доставляют ему величайшее духовное удовольствие, так что никогда не мог он ими насытиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Заимствуя, говорил он, друг от друга то, чего у нас нет, мы достигнем большего совершенства в добродетели. Как на городских рынках один продает хлеб, другой зелень, иной торгует одеждами, иной приготовляет обувь, и все, заимствуя друг от друга что кому нужно, живут с полным удобством, (потому что кто уступает другому одежду, вместо её берет себе обувь, покупающий зелень продает хлеб): так и нам должно обмениваться взаимно многоценными видами добродетели. Ревнители подвижничества, собравшиеся к Публию, были греки. Нашлись и из местных жителей благочестивые люди, пожелавшие проводить подвижническую жизнь в обществе Публия под его богомудрым руководством. Они просили Св. старца допустить и их в его стадо и сделать учениками в его святых наставлениях. Он согласился принять их. Построено было новое отдельное здание, в котором сирийцы и поместились. Старец, видя, что общество его стало многочисленно, позаботился соорудить храм, построил и другие необходимые здания, и явилась киновия, сделавшаяся в следующих столетиях славною между сирийскими обителями. Преп. Публий дал своей обители правила и устав богослужения. Строгость правил так была велика, что масло разрешалось инокам употреблять только в дни Пятидесятницы. В уставе богослужения особенность была та, что все иноки, и сирийцы и греки, должны были ежедневно утром и вечером сходиться в храм и отправлять богослужение, разделившись на две стороны и совершая молитвы и песнопения попеременно, то на одном языке, то на другом. Такое установление и по кончине Публия долго сохранялось в основанной им обители. Преп. Публий скончался около 380 г. Преподобный Феотекн 1-й Преподобный Феотекн 1-й управлял отделением греков после преп. Публия. Долго подвизаясь под руководством великого подвижника, он проявил в своей жизни те же высокие качества и добродетели, какие обнаруживал Публий. По словам Феодорита, 47 Феотекн, также как Аффоний, первый настоятель сирийцев, был одушевленным памятником и отпечатком жизни великого отца, и как братьям обители, так и посторонним не давал чувствовать потери дивного подвижника, являя в себе подобие его жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010