Сея-Мартен Ж.-А. (Saint-Martin), французский арменовед – 51 Силко , правитель блеммиев и нубийцев 1-й пол. VI в. – 204 Сильвестр II (Герберт), папа Римский в 999–1003 гг. – 432 Симеон Логофет (Магистр, Х в.), византийский хронист – 479 Симеон Метафраст (1-я пол. Х в.), византийский агиограф – 477 Симеон , царь Болгарии в 893–927 гг. – 417–421, 478 Симмах (Квинт Аврелий, ок. 345–403), латинский оратор, префект Рима в 384–385, консул в 391 г. – 138, 139 Сияезий Киренский (Синесий, между 370 и 375 или 379 – 412), философ-неоплатоник (ученик Ипатии), поэт и оратор, впоследствии под влиянием Феофила Александрийского стал христианином и епископом Птолемаиды в Ливии – 150, 151, 182, 183, 185 Сичилиано Луиджи (SIciliano-VIIIanueva, род. 1869), итальянский историк греко-римского права – 91 Скала Р. фон (Scala), немецкий византинист – 73 Созомен (V в.), византийский церковный историк – 126, 181, 254 Сократ (47069–399 до н. э.), древнегреческий философ – 132 Сократ (V в.), византийский церковный историк – 181, 254 Соломон, византийский полководец, евнух и придворный имп. Юстиниана Великого – 199 София, жена Юстина II – 238 Софроний Палестинский (f 638 или ок. 642), патриарх Иерусалимский в 634–638 гг., автор проповедей, житийных и других сочинений, соавтор Иоанна Мосха – 289, 313 Спасский Анатолий Алексеевич (1866–1916), историк Церкви, редактор журнала «Богословский вестник» – 105, 109 Ставракий , византийский император в 811 г.– 364, 375 Стилихон , временщик при дворе имп. Гонория – 148 Страбон (63 до н. э.–24 н. э.), греческий географ – 110 Стржиговский Йозеф (Стриговский, Стжиговский, Strzygowski, 1862–1941), австрийский историк византийского искусства, востоковед – 188, 261, 488, 489 Сулейман, арабский халиф в 715–717 гг. (седьмой халиф из династии Омейядов) – 320 Сулейман ибн Куталмыш , основатель Румийского султаната –468 Тайлер P. (Tyier), английский историк византийского искусства – 92 Тарасий , патриарх Константинопольский в 784–806 гг. – 353, 378, 380 Тацит (Публий Корнелий, ок. 55 – ок. 120), римский историк – 44, 48, 110, 187

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

В этом же письме Серапиона имеются подписи разных епископов; один из них подписался так: «Аврелий Кириний мученик, молюсь о вашем здравии». Другой так: «Элий Публий Юлий, епископ Девельта, фракийской колонии». В указанных писаниях имеются собственноручные подписи многих единомысленных им епископов». Это свидетельство Евсевия не дает ответа даже на вопрос, что именно происходило в Антиохии в эпоху епископства Серапиона (190—212). Harnack предположительно высказывается, что в Антиохии происходил «какой-то собор». Тот факт, что письмо Серапиона снабжено подписями других епископов, делает близким предположение, что от него ведет происхождение «какой-то собор». Если принято это предположение, то возникает вопрос, был ли этот собор собранием-собором или церковным собранием, усиленным присутствием приглашенных епископов. Различие между первой и второй формой, как было указано, заключается в том, что при первой форме участие епископов не является обязательным, как это имеет место для второй формы собора. Трудно предположить, чтобы Серапион специально созвал столь отдаленных епископов, как епископ фракийской колонии. С другой стороны, после серии пасхальных соборов вряд ли можно предположить, чтобы в Антиохии по-прежнему считали церковное собрание правомочным обсуждать и решать догматические вопросы. Поэтому, скорее всего, можно думать, что Серапион воспользовался пребыванием в Антиохии епископов, сведущих в монтанистических ересях и было решено составить собор. Составление собора из случайно находящихся епископов в истории соборов становится обычным явлением, и, может быть, Антиохийский собор Серапиона является первым собором такого рода. Однако следует заметить, что такое предположение ничем не может быть доказано. С не меньшей вероятностью можно выказаться и за то, что в Антиохии происходил собор в первоначальной форме. Из области предположений мы могли бы прийти к уверенности только в том случае, если бы мы знали, каково было церковное сознание как самого Серапиона, так и Антиохийской церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Венелин (наст. фамилия Хуца) Юрий Иванович (1802–1839) – рус. филолог Вергилий Марон Публий (70–19 до н. э.) – рим. поэт Веспасиан Тит Флавий (9–79) – рим. император с 69 Веспуччи Америго (между 1451 и 1454–1512) – флорентийский мореплаватель Викрамадитья (VI в.) – царь Уджайини в Индии; от него ведет счет «Эра Викрамы» Виллеброд (Вильброд; 658–739) – герм. проповедник Вильфрид (634–709) – епископ Йоркский Вине Александр Рудольф (1797–1847) – швейц. реформат, богослов и историк литературы Владимир II Мономах (1053–1125) – великий князь киевский с 1113 Всеволод Святославич (? – 1196) – князь Трубчевский и Курский, брат Игоря Святославовича Новгород-Северского Всеслав Брячиславич (? – 1101) – князь Полоцкий (с 1044), внук великого князя Владимира Вульстон Томас (1669–1733) – англ. богослов, настаивавший на аллегорическом истолковании чудес Христа, умер в тюремном заключении Вяземский Петр Андреевич (1792–1878) – рус. поэт и критик Вяземский Павел Петрович (1820–1888) – сын П.А. Вяземского, историк литературы, писатель Гагарин Иван Сергеевич (1814–1882) – публицист, религ. мыслитель Газневиды – династия, правившая в Газневидском гос. (X–XII вв.), располагавшемся на территории совр. Афганистана, Ирана, Ср. Азии, Индии Гален Клавдий (ок. 130 – ок. 200) – др.-рим. врач, философ-эклектик Гален Христофор-Бернгард (1600–1678) – князь, епископ Мюнстерский Гампден Рен Диксон (1793–1868) – епископ Гертфордский Ганка Вацлав (1791–1861) – чешский писатель, филолог Ганнибал (247 или 246–183 до н. э.) – карфагенский полководец Ганноверская династия – англ. королевская династия в 1714–1901 Гаральд Гильдетанд (к. VII – н. VIII вв.) – полулегендарный король Дании и Швеции Гардарик – легендарный славянский князь Гейнрих Латыш (1187–1259) – латвийский хронист Гелиогобоал – см. Аврелий Марк Антоний Геннадий (? – 1505) – архиепископ Новгородский (1484–1504), требовавший на соборе 1490г. расправы над т.н. новгородско-московской ересью Генрих II Плантагенет (1133–1189) – англ. король с 1154, основатель династии Плантагенетов

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Указатель имен Абгар V (Авгар, бар Ману Уккама, т. е. Черный), в 13–50 гг. топарх сирийского государства Осроена со столицей в Эдессе, адресат писем Иисуса Христа – 413 Абдаллах ал-Баттал (ум. 740), мусульманский герой, борец за веру – 321 Абу Бекр (Абу Бакр, ок. 568–634), тесть Мухаммеда, халиф в 632–634 гг. (первый из четырех праведных халифов), при котором началась арабская экспансия – 288 Август (Октавиан, 63 до н.э.–14 н. э.), римский император в 27 г. до н.э.–14 г. н. э. – 63, 70, 113, 252 Августин Аврелий (Aurelius Augustinus, 354–430), епископ города Гиппона в Северной Африке, один из отцов древней Церкви, представитель латинской классической патристики, католический святой – 129, 187 Аврелиан , префект Константинополя при имп. Аркадии 1082 149, 150, 151 Аврелиан (Луций Домиций, 214–275), римский император в 270–275 гг. – 114,141,275 Агапит-диакон – 41 Агапит I , папа Римский в 535–536 гг. – 217 Агафий Миринейский (VI в.), византийский историк – 252, 253, 258 Адонц Николай Георгиевич (Тер-Аветикян Геворгов, 1871–1942), кавказовед, арменист – 414 Адриан (Публий Эллий, 76–138), римский император в 117–138 гг. – 106, 159,207,210 Адриан I , папа Римский в 772–795 гг. – 353 Азаревич Дмитрий Иванович (1848–1920), историк римского и византийского права, канонист – 91 Айналов Дмитрий Власьевич (1862–1939), византинист и искусствовед – 188 Акакий , патриарх Константинопольский в 471–489 гг. – 166, 167 Аларих (ок. 370–410), вождь вестготов с 395 г., король Аларих I с 409 г. – 148,149,161,186 Аларих II , король вестготов в 484–507 гг. – 160 Александр , византийский император в 886–913 гг., сын имп. Василия I, соправитель имп. Льва VI – 401 Александр Великий (356–323 до н. э.), македонский царь в 336–323 гг. до н. э., сын Филиппа II – 113, 146, 271 Алексей I Комнин , византийский император в 1081–1118 гг. – 462, 464, 468,470,471,490 Алексей Михайлович , русский царь в 1645–1676 гг. – 448 Алеман Николай (1583–1626), итальянский византинист греческого происхождения, хранитель Ватиканской библиотеки – 41, 191

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВРЕЛИЙ И ПУБЛИЙ (II в.), священномученики (пам. зап. 12 нояб.). В мартирологе Беды Достопочтенного названы Африканскими епископами. А. и Публий известны из сочинения Евсевия Кесарийского , приводящего их подписи в письме еп. Антиохийского Серапиона против монтанистов: «Аврелий Квириний мученик» и «Элий Публий Юлий, епископ Девельта, Фракийской колонии». Место и обстоятельства подвига этих святых неизвестны. Ист.: Евсевий. Церк. ист. V 19; PG. 20. Col. 481; Bedae Martyrologia//PL. 94. Col. 1102. Лит.: Duchesne L. Histoire ancienne de l " Église. P., 1906. T. 1. P. 270 sq.: DHGE. T. 1. P. 741-742. О. Н. З. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/80996.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВУНДИЙ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 1 , С. 211 опубликовано: 21 марта 2008г. АВУНДИЙ (IX в.), сщмч. Испанский (пам. зап. 11 июля). Священник из г. Ананелос (Сьерра-Морена, Испания); при кордовском эмире Абдаррахмане II (822-852) за исповедание христианства брошен на растерзание псам. Рубрики: Католические святые Ключевые слова: Святые Римско-католической Церкви Священномученики Римско-католической Церкви Авундий (IX в.), священномученик Испанский (пам. зап. 11 июля) См.также: АВГУЛ (haч.VI в.?), еп. Британский, сщмч. (пам. зап. 7 февр.) АВГУСТИН [Август], еп. Никомидийский, сщмч. (пам. зап. 7 мая) АВЗОНИЙ (III в.), еп. Ангулемский, сщмч. (пам. зап. 22 мая) АВКСИЛИЙ († 483), еп. Фрежюса, сщмч. (пам. зап. 26 янв.) АВРЕЙ († ок. 450 или 460), еп. Майнцский, сщмч. (пам. зап. 16 июня) АВРЕЛИЙ И ПУБЛИЙ (II в.), священномученики (пам. зап. 12 нояб.) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/63046.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Феликсе» найдены статьи: АГАПИЙ, ВАЛЕРИЙ, ПУБЛИЙ, ВАСС, ИУЛИАН, ФЕЛИКС, ПАВЕЛ, МАВР, ГЕРТУЛА, ВЕРЕКУНДА († ок. 304), и 42 др., мученики (пам. зап. 12 апр.) АКВИЛИН, СПЕРАТ, КИВИН, ФЕЛИКС, КРЕСКИН, ЛУТАТ, НАЗАРИЙ, ВЕТУЗА, ГЕНЕРОЗА, ЯНУАРИЙ, ДРУГОЙ ЯНУАРИЙ, ТИТИАН, НЕССА мученики, пострадавшие в Африке (пам. зап. 18 июля) АНТОНИЙ И ФЕЛИКС КАРЕЛЬСКИЕ праведные (пам.18 апр., 21 мая - в Соборе Карельских святых) ГЕОРГИЙ, АВРЕЛИЙ, ФЕЛИКС, НАТАЛИЯ И ЛИЛИОЗА († 852), мученики (пам. зап. 27 июля, 20 окт. — перенесение мощей) ЕМИЛИЙ, ФЕЛИКС, ПРИАМ, ФЕЛИЦИАН мученики (пам. зап. 28 мая), почитаемые на Сардинии ИОВИАН, ИУЛИАН, ЕМЕЛ (ЕМИЛИЙ), ФЕЛИКС, МАРКИАН, МАКСИМА, САТУРНИН(А), ГЛОРИОЗА И ЕМЕЛ (ЕМИЛИЙ) мученики Лаодикийские (пам. зап. 26 июля) МИНУЦИЙ ФЕЛИКС (2-я пол. II - 1-я пол. III в.), лат. раннехрист. писатель, апологет НАБОР И ФЕЛИКС († нач. IV в.), мученики Медиоланские (пам. зап. 12 июля), пострадали при имп. Диоклетиане (284-305) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Феликсе.html

В этом же веке своеобразным ответом Церкви на соблазн такого политического хилиазма стало развитие монашества. Из земного царства, в котором во всеуслышание звучали слова христианской проповеди, слова декларации христианских ценностей, началось бегство людей, стремившихся не на словах, а на деле осуществить евангельский идеал. Житие основателя монашества, Антония Великого , напишет епископ Александрийский Афанасий, которого преследовали придворные епископы. Христианские отшельники своей жизнью будут демонстрировать то, что спасение человека совершается через борьбу с грехом, которая совершается внутри человека, и никак напрямую не связана с политическими процессами и государством. Хилиастические воззрения как некий соблазн возникали и в последующее время жизни христианства. В своей земной истории Церковь постоянно сталкивается с проблемой сопряжения своей не-от-мирности с необходимостью преображающего мир присутствия в мире. Путь преодоления хилиастического соблазна – в примере Самого Иисуса Христа, провозгласившего истину о духовном Царстве, Царстве не от мира сего, созидание которого для каждого отдельного человека является не внешним актом, a сложным, длительным внутренним процессом преображения, преображения, путь к которому пролегает через Крест. 156 Изображение Вергилия, как своеобразного языческого пророка, предвозвестившего рождение Христа, имеется в приделе Благове- щенского собора Московского Кремля. 157 Вергилий Публий Марон. Буколики. Георгики. Энеида/Публий Вергилий Марон. M.: Художественная литература. 1979. 165 «И будет пастись волк вместе с агнцем и барс будет покоиться вместе с козлом, и теленок, и вол, и лев будут пастись вместе, и малый отрок будет водить их. И вол и медведь будут пастись вместе, и дети их будут вместе, и лев, как вол, будет есть плевы; и малый отрок возложит руку на пещеру аспидов и на ложе детей аспидовых, и они не сделают зла и не могут погубить кого-либо на Святой горе Моей». 166 «Вот Я отверзу гробы ваши и выведу вас из гробов ваших, когда изведу из гробов народ Мой, и дам вам дух и вы будете жить; и поставлю вас на земле вашей и познаете, что Я Господь».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чрез сотника Юлия рука Божия удержала взволнованных во время крушения корабля воинов от пролития крови и апостола, и других узников. Час Божий еще не настал для них. Снова Юлий, «желавший спасти Павла», является его ангелом, помощником того ангела Божиего, который ночью явился Павлу и сказал: «не бойся, Павел; тебе должно предстать пред кесаря». 50. Жители острова Малоинтересно изыскивать, к какому племени принадлежали жители острова Мелита (Мальты), когда кораблекрушение выбросило на этот остров апостола Павла и его спутников. Достойна примечания религиозность жителей этого острова. Она проявляется двояко: во-первых, эти «иноплеменники» «оказали немалое Человеколюбие», по свидетельству Луки. «Они, по причине бывшего дождя и холода, разложили огонь и приняли всех нас, всех путников, выброшенных на их берег». У костра, во время происшествия с ядовитой шеей, выявилась другая сторона религиозности этих язычников. Увидав «висящую на руке» апостола Павла змею, они говорили друг другу: «верно, этот человек убийца, когда его, спасшегося от моря, суд Божий не оставляет жить»... Какое ясное понятие о законе Божиего правосудия. В своей детской вере в близость и реальность суда Божиего над человеком во всех обстоятельствах его земной жизни эти примитивные люди ближе к Богу, чем многие последователи современного отвлеченного христианства, отдаляющего силу Божию от земли на небо, оставляющего земле только законы природы или одинокую самость человека. 51. Публий (28, 7–10) Начальник острова Мальты принял потерпевших аварию «и три дня дружелюбно угощал», не подозревая, конечно, кто находится в числе безвестных и наименее почетных путешественников. Но некая часть апостольской силы приоткрылась ему вскоре в исцелении его отца страдавшего горячкой и болью в животе. «Павел вошел к нему, помолился и, возложив на него руки свои, исцелил его». Как просто это исцеление: «пришел, увидел, победил», – величие простоты Юлия Цезаря. «Пришел, увидел, исцелил» и – никаких по этому поводу не сказал слов или фраз; сделал это «по пути» смешавшись потом с толпою и, может быть, позабыв сделанное. Таков характер и стиль людей нового мира, Нового Завета с Богом, Люди острова использовали, конечно, время пребывания у них этого страшного преступника и чудотворца, охраняемого от людей, заслоняемого от них стражей, но исцеляющего их болезни и немощи. Все островитяне, имевшие болезни и пришедшие к апостолу, исцелились за эти месяцы. Благодарность за это была оказана апостолу и «почестями» и «нужным». Несомненно, в этом приношении принимал участие и благодарный душою Публий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

19. Авва Нил говорил: что ни сделаешь ты в отмщение брату, оскорбившему тебя, все то будет тебе в соблазн во время молитвы. 20. Опять сказал: молитва есть отросток кротости и безгневия. 21. Еще сказал: молитва есть врачевство печали и уныния. 22. Он же сказал: иди, продай имение твое и раздай нищим; потом возьми крест и отвергнись себя, чтоб мог ты молиться без развлечения. 23. Опять говорил: что потерпим любомудренно, плод того обретем во время молитвы. 24. Еще говорил: желая молиться, как должно, не опечаливай души своей, иначе всуе течешь. 25. Еще сказал: не желай, чтоб с тобою было так, как тебе кажется, должно быть, но как Богу угодно, – и будешь не смущен и благодарен в молитве своей. 26. Брат спросил авву Пимена: отче, хорошо ли молиться? Старец ответил ему: авва Антоний сказал, что от лица Божия исходит глас, говорящий: утешайте, утешайте люди Моя, глаголет Бог ( Ис. 40:1 ). 27. Когда Юлиан-отступник шел на персов, то послал демона на запад принести ему оттуда некоторое известие. Достигши места, где жил один монашествующий, демон стал недвижим и пребыл на месте том десять дней, не будучи в силах двинуться вперед, ибо монах не переставал молиться ни днем, ни ночью. Посему возвратился демон к пославшему его без успеха. Тот спросил: почему ты умедлил? Демон ответил: умедлил и пришел без успеха, потому что пробыл десять дней, ожидая, когда монах Публий перестанет молиться, чтоб мне миновать его, но он не переставал, а я не мог перейти то место и возвратился. Разгневавшись, нечестивый Юлиан сказал, что по возвращении расправится с ним, однако по воле провидения чрез несколько дней был заклан. Тогда один из бывших при нем, отойдя, продал все, что имел, и раздал бедным; потом пришел к старцу, принял монашество и, соделавшись великим подвижником, скончался в Господе. 28. Брат спросил авву Сисоя: отче, что мне делать? Как спастись? Как угодить Богу? Старец ответил: если желаешь угодить Богу, исступи из мира, отступи от земли, оставь творение, прейди к Творцу, сочетай себя Богу молитвою и плачем – и найдешь покой в нынешнем веке и в будущем.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010