1. Объясняется, какое человеколюбие оказали иноплеменники. " Разложили огонь " , говорит (писатель), " и приняли всех нас " . Так как не было никакого другого средства к спасению, потому что холод угрожал им смертью, то они разлагают огонь. Потом Павел, набрав хворосту, положил его в огонь, как гово­рит (писатель) далее: " Павел набрал множество хвороста " . Смотри, как он трудится, и чудеса творит везде не просто, но по необходимости: во время бури он пророчествовал, когда представилась причина, а не просто; и здесь опять, собирая хво­рост и бросая его. Видишь, как он делает все не из тще­славия и не напрасно, а для того, чтобы они спаслись, несколько согревшись. При этом ехидна, вышедши от жару, повисла на руке его; а что она повисла, видно из следующего: " иноплеменники, когда увидели висящую на руке его змею, говорили друг другу: верно этот человек – убийца, когда его, спасшегося от моря, суд Божий не оставляет жить " (ст. 4). Не напрасно попустил (Бог) варварам видеть и говорить это, но для того, чтобы они не отвергли чуда, когда оно совершится. Смотри, какое выражают иноплеменники естественное суждение, как почтительно говорят между собою и не осуждают без всякого основания. Они видят это теперь, чтобы больше удивлялись после. " Но он, стряхнув змею в огонь, не потерпел никакого вреда. Они ожидали было, что у него будет воспаление, или он внезапно упадет мертвым; но, ожидая долго и видя, что не случилось с ним никакой беды, переменили мысли и говорили, что он Бог " (ст. 5, 6). Те самые, которые думали, что " у него будет воспаление " , т.е. погиб­нет от воспаления, видя, что с ним не произошло ничегохудого, говорят, что он Бог. Опять воздают ему излишнюю честь, подобно как жители Ликаонии. " Около того места были поместья начальника острова, именем Публия; он принял нас и три дня дружелюбно угощал " (ст. 7). Вот и еще странноприимец, Публий, человек богатый и весьма радушный. Он не видел ничего, но единственно из сострадания к их несчастью, принял их и оказал им услугу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

1. Объясняется, какое человеколюбие оказали иноплеменники. " Разложили огонь " , говорит (писатель), " и приняли всех нас " . Так как не было никакого другого средства к спасению, потому что холод угрожал им смертью, то они разлагают огонь. Потом Павел, набрав хворосту, положил его в огонь, как говорит (писатель) далее: " Павел набрал множество хвороста " . Смотри, как он трудится, и чудеса творит везде не просто, но по необходимости: во время бури он пророчествовал, когда представилась причина, а не просто; и здесь опять, собирая хворост и бросая его. Видишь, как он делает все не из тщеславия и не напрасно, а для того, чтобы они спаслись, несколько согревшись. При этом ехидна, вышедши от жару, повисла на руке его; а что она повисла, видно из следующего: " иноплеменники, когда увидели висящую на руке его змею, говорили друг другу: верно этот человек убийца, когда его, спасшегося от моря, суд Божий не оставляет жить " (ст. 4). Не напрасно попустил (Бог) варварам видеть и говорить это, но для того, чтобы они не отвергли чуда, когда оно совершится. Смотри, какое выражают иноплеменники естественное суждение, как почтительно говорят между собою и не осуждают без всякого основания. Они видят это теперь, чтобы больше удивлялись после. " Но он, стряхнув змею в огонь, не потерпел никакого вреда. Они ожидали было, что у него будет воспаление, или он внезапно упадет мертвым; но, ожидая долго и видя, что не случилось с ним никакой беды, переменили мысли и говорили, что он Бог " (ст. 5, 6). Те самые, которые думали, что " у него будет воспаление " , т.е. погибнет от воспаления, видя, что с ним не произошло ничегохудого, говорят, что он Бог. Опять воздают ему излишнюю честь, подобно как жители Ликаонии. " Около того места были поместья начальника острова, именем Публия; он принял нас и три дня дружелюбно угощал " (ст. 7). Вот и еще странноприимец, Публий, человек богатый и весьма радушный. Он не видел ничего, но единственно из сострадания к их несчастью, принял их и оказал им услугу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1709...

   Поселенцы Мальты, вероятно, были пунического происхождения (финикийско-карфагенского). Они оказали теплое гостеприимство потерпевшим кораблекрушение, разложив огонь, чтобы согреть их, так как был дождь и холод. Когда Павел собрал много хвороста и бросил его в огонь, оцепеневшая от холода в хворосте ехидна от жара пробудилась, вышла из огня и повисла на руке Павла. Жители острова, увидев эту ядовитейшую змею на руке Павла, были уверены, что его ожидает немедленная смерть от ее укуса и стали говорить, что он, вероятно, убийца, если его, спасшегося от моря, суд Божий не оставляет жить. Но когда они увидели, что он стряхнул змею в огонь, не потерпев никакого вреда, то стали говорить, что он бог, то есть, по их языческому представлению, один из богов, принявший на себя образ человека. В настоящее время на Мальте нет ядовитых змей, а у туземцев есть предание, что с тех пор, как святой Павел стряхнул ехидну в огонь, вся эта порода ядовитых пресмыкающихся утратила свою ядовитость. Деян.28:7. Около того места были поместья начальника острова, именем Публия; он принял нас и три дня дружелюбно угощал. Деян.28:8. Отец Публия лежал, страдая горячкою и болью в животе; Павел вошел к нему, помолился и, возложив на него руки свои, исцелил его. Деян.28:9. После сего события и прочие на острове, имевшие болезни, приходили и были исцеляемы, Деян.28:10. и оказывали нам много почести и при отъезде снабдили нужным.    Начальник острова по имени Публий, имевший по близости имение, принял у себя его и дружелюбно в течение трех дней угощал Павла и его спутников («нас», как выражается Дееписатель, то есть Павла, Луку и Аристарха, а конечно, не всех 276 путников, что особенно видно из ст. 10). Тут Павел совершил чудо исцеления от лихорадки и кровавого поноса отца Публия, после чего к нему стали приводить и других больных на острове, и он также исцелял их. Благодарность их была велика, они оказали Павлу со спутниками много почестей и снабдили их всем нужным на дальнейший их путь. Деян.28:11. Через три месяца мы отплыли на Александрийском корабле, называемом Диоскуры, зимовавшем на том острове, Деян.28:12. и, приплыв в Сиракузы, пробыли там три дня.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

Идеал наружного вида Спасителя она извлекала из описаний пророка Исаии, представлявшего Его таким, что нет в Нем ни вида, ни величия: и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему ( Ис.53:2 ). Как многие изумлялись смотря на Тебя, – столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его паче сынов человеческих ( Ис.52:14 ). Она изображала лик Спасителя по этим описаниям, хотя описания эти прямо указывали на лик Спасителя во время Его крестных страданий. Такие странные выводы дошли до ужасных крайностей. Напротив того, другие представляли в чертах Иисуса отражение дивной красоты Давида, Его великого предка, а блаженный Иероним и Августин предпочитали применять к Нему слова псалма: Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих: посему благословил Тебя Бог на веки. Препояшь Себя по бедру мечем Твоим. Сильный, славою Твоею и красотою Твоею ( Пс.44:3–4 ). «Естественно, что этот взгляд встретил сильнейшее сочувствие и был осуществлен в величайших произведениях Фра-Анжелико, Микель-Анджелло, Леонардо-да-Винчи, Рафаэля и Тициана». Наконец, в конце XIII, или в начале XIV века, найдено послание некоторого очевидца Христа, римского консула Публия Лентула в римский сенат об Иисусе Христе. Вот что пишет этот Публий Лентул: «Говорят, Он великий пророк; Его ученики называют Его Сыном Божиим. Он высокого роста, прекрасно сложен; вид Его строгий, лицо выразительное. В одно и то же время Он располагает к Себе и внушает страх. Волосы у Него (светло-русые) с красным отливом: они гладки до края ушей, начиная от которого, они, виясь, падают на плечи и ниже; на темени они у Него раздвоены по обыкновению жителей Назарета; лоб гладкий и ясный, лицо (овальное) чистое, с легким румянцем, что придает Ему красоту. Взгляд у Него открытый и приятный; нос и рот безупречные, борода Его одного цвета с волосами, раздвояется; глаза голубые и необычайно блестящие. Упреки и укоры Его ужасны; когда же Он наставляет и увещевает, слова Его приятны и полны привета.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Может быть они видели и слышали, что Павел узник, – тем понятнее их суждение. Под именем Суда (Δκη – Iustitia) у греков разумелась богиня, мстящая за преступления людям, дочь верховного Юпитера. – Не потерпел никакого вреда: это – без сомнения, чудо, совершившееся с великим апостолом во исполнение обетования Господа ( Мк.16:18 ): будут брать змей верующие в Христа безвредно. – Переменили мысли и говорили, что он бог: т.е. по их языческому представлению – принявший на себя образ человека один из богов (ср. 14, 11 и прим.), ибо они видели действие необычайное, превосходящее силы человека, и догадывались, что человек простой не может сделать того, что сделал Павел. – Ныне нет ядовитых змей на Мальте; у туземцев есть предание или поверье, что с тех пор, как апостол Павел стряхнул ехидну в огонь, вся эта порода ядовитых пресмыкающихся утратила свою ядовитость, – предание, свидетельствующее о пребывании Павла на этом именно острове и именно при тех обстоятельствах, о которых говорится здесь. 7. Около того места были поместья начальника острова, именем Публия; он принял нас, и три дня дружелюбно угощал. 8. Отец Публия лежал, страдая горячкою и болью в животе: Павел вошел к нему, помолился, и возложив на него руки свои, исцелил его. 9. После сего события и прочие на острове, имевшие болезни, приходили и были исцеляемы. 10. И оказывали нам много почести, и при отъезде снабдили нужным. Начальника острова: буквально – первого на острове человека. Первым называется Публий, без сомнения, не по роду своему или богатству, ибо в этом смысле первым был бы его отец, который был еще жив. Посему надо полагать, что первым он называется по должности, занимаемой им на острове, вероятно, он был легат претора сицилийского, к провинции которого принадлежала Мальта, управлявший островом. – Принял нас: не всех спасшихся от кораблекрушения, но – нас в тесном значении слова, т.е. Павла и его спутников – Луку, дееписателя, и Аристарха ( Деян.27:1–2 ); на это ясно указывает ст. 10, так как всем 276 людям не за что было оказывать особенные многие почести, и невероятно, чтобы всех снабдили нужным на дорогу островитяне.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

На берегу узнали, что это – остров Мелит (нынешняя Мальта). Жители острова приняли всех человеколюбиво; и, чтобы осушить их, и согреть, по причине наставшего дождя и холода, развели огни. И Павел набрал охапку хвороста; но, когда он клал его на огонь, от жары выползла из хвороста ехидна, и повисла у него на руке. Жители острова, увидавши змею, повисшую на руке его, заговорили между собою: «верно, это убийца; хотя он и спасся от моря, но суд Божий не оставляет его жить». Между тем, Павел, стряхнувши змею в огонь, не потерпел от нее никакого вреда. Напрасно ждали, что у него будет воспаление, или он, тотчас же, упадет мертвым: с ним не случилось никакой беды. Тогда переменили мысли, и стали говорить, что он – бог. Публий, начальствовавший на острове, принявши Павла, вместе с его спутниками, три дня дружески угощал их. Павел, узнавши, что отец Публия лежит в горячке и страдает болью в животе, вошел к нему, помолился и, возложивши руки на больного, исцелил его. После этого, и другие больные приходили к Павлу, и получали исцеление. За то, при отъезде снабдили их всем нужным. Через три месяца отплыли в Италию на другом корабле, и вскоре достигли Рима. Там уже были христиане, которые и встретили Павла. (Вероятно, семена веры посеяны были теми Римлянами, которые были свидетелями сошествия Святого Духа на Апостолов в Иерусалиме). Павлу позволено было жить в частном доме с воином, который составлял его стражу. Он обратился, прежде, со словом истины к Иудеям: в назначенный для общего собрания день, излагал им учение о царствии Божием; и из закона Моисеева, и из книг пророческих доказывал им, что Иисус есть обетованный Мессия. Одни убеждались его словами, а другие не верили. Тогда Павел сказал им: «хорошо Дух Святый говорил через пророка Исаию отцам нашим: иди к людем сим и рцы: слухом услышите, и не имате разумети; и видяще узрите, и не имате видети ( Ис. 6:9 ).... Да будет же известно вам, что спасение от Бога послано язычникам; они и услышат». Иудеи пошли от него, и только лишь спорили между собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

По северному течению Иордана проходил рубеж другой «тетрархии» (после смерти Ирода Великого Иудейское царство было поделено на четыре части). Там правил Филипп, брат Ирода Антипы, человек, как говорили, ни в чем не похожий на него, скромный и респектабельный. Он придал Вифсаиде, рыбачьему поселку, статус города, назвав его Юлиадой в честь дочери императора Августа. ... Все сказанное выше можно узнать лишь из книг и отчетов археологов. В отличие от Капернаума или Хоразина, от Вифсаиды осталось мало следов. Здесь Господь исцелил слепого. Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему. Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно. И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении ( Мк. 8, 22–26 ). Неправда ли, выразительно? Чудо, сотворенное в Вифсаиде, должно было совершиться тайком, чтобы не вызвать ожесточения и конфликта. Неслучайно от трех заклятых Господом городов ничего не осталось. Поистине, как сказано: «если придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: и прах от вашего города отрясаем...» Гамала (Гамла), соседний город, к востоку от Вифсаиды, – от нее тоже остались лишь развалины синагоги, – представляла в спектре духовных движений Израиля «революционную», мессианскую линию. Подобно орлиному гнезду, возвышалась Гамала на скалистом гребне, защищенная со всех сторон глубокими лощинами. Отсюда выходили не апостолы – лжемессии. ...В год Рождества Христова, перед самым воцарением Иродова сына Архелая, вспыхнуло по всей Иудее, Галилее и Идумее восстание против римлян. Поднял его уроженец Гамалы, Иуда Галилеянин, – полумессия- полуразбойник, фарисей-книжник, сын казненного Иродом в 47 г. до Р.Х. Езекии, такого же не то главаря шайки, не то «полевого командира». Главное гнездо мятежа было в соседней с Назаретом столице Нижней Галилеи, Сепфорисе, где, ограбив царскую казну и овладев оружейными складами, засел Иуда и откуда, делая вылазки, грабил, жег, убивал своих и чужих, воспевая Осанну Господу и проповедуя наступающее царство Мессии. Римский проконсул Публий Квинтилий Вар, во главе сирийских легионов, жестоко подавил восстание, разрушил и сжег дотла Сепфорис, продал жителей в рабство и, преследуя по всей Святой Земле рассеянные шайки мятежников, две тысячи их распял на крестах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

По толкованию А.П. Лопухина фараон верил, что смерть его сына от действия иного Бога была невозможна. В итоге фараон признал, что он и его сын не являются богами. Таким образом библейская фраза «и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь» (Исх. 12:10) также применима и к фараону, а не только к египетским идолам. А с языческим царем Кира Бог говорит напрямую так: « Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму поясы с чресл царей, чтоб отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись; Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю; и отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства, дабы ты познал, что Я Господь, называющий тебя по имени, Бог Израилев» (Ис. 45:1-3). Мы можем предположить, что и великий полководец, человек высокой чести, нравственности, доблести и языческой набожности Сципион Публий Корнелий был возможно направляем и руководим Богом. Но здесь истинный Бог не являлся ему напрямую ни наяву, ни во снах. Здесь возможно Бог действовал через языческие верования римских граждан. Почему так? Нам это неизвестно, но именно, по словам самого Сципиона, откровения языческого бога Нептуна во сне дали чёткое указание Сципиону о помощи ему во время будущего штурма Нового Карфагена и об отливе озера и канала у стен города, и о возможности захватить город с этой стороны отлива. При этом как утверждают некоторые историки, что Сципион об отливе якобы узнал у рыбаков, и якобы обманул своих воинов, что это Нептун ему помог с отливом. Но тогда логически, если рыбаки знали о якобы регулярных отливах, то и жители Нового Карфагена тоже бы знали, и укрепили бы город, увеличили высоту стен на этом участке и оставили бы солдат для обороны, но никого не было на этом участке, т.к. новокарфагенцы были уверены, что канал и озеро никто не преодолеет в брод. Значит, отливов никогда и не было. А тут отлив случился именно по Божественной Воле для помощи Сципиону и римлянам в успешном штурме и начале сокрушения Карфагенского языческого государства с более мрачными языческо-сатанинскими культами Карфагена.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/03/pe...

Последующие события явились не менее удивительными для жителей Мелита. Начальник острова Публий, по всей видимости, римский наместник, радушно принял апостола Павла и его ближайших учеников, щедро угощал в своем доме и оказывал им всяческие почести. Отчасти это объяснялось его личным удивлением пред чудом, совершенным апостолом Павлом. Но вот произошло не менее потрясающее: Отец Публия лежал, страдая горячкою и болью в животе; Павел вошел к нему, помолился и, возложив на него руки свои, исцелил его. Евангелист Лука рассказывает: После сего события и прочие на острове, имевшие болезни, приходили и были исцеляемы, и оказывали нам много почести, и при отъезде снабдили нужным. Этот стих Апостольского чтения наводит нас, братья и сестры, на интересные размышления. Фактически Лука повествует нам о врачевании местных жителей. Некоторые исследователи текста полагают, что больные люди приходили не только к апостолу Павлу, но и к Луке, который, как мы знаем, был искусным врачом и, видимо, на острове Мелит помогал апостолу Павлу. Если это так, то перед нами первое упоминание о деятельности врача-миссионера. Не менее важно и то, что эти строки напоминают нам о том, что апостол Павел щедро подавал дар исцеления всем страждущим и болящим, сам же всю жизнь вынужден был претерпевать тяжкие и болезненные страдания от жара в плоти. Но сей недуг был послан апостолу Павлу от Бога, дабы постоянно напоминать ему о несовершенстве человеческой плоти и немощности пред Господом. Апостол мог исцелять именем Божиим, но сам не имел возможности исцелиться. И с радостью терпел выпавшие ему в земной жизни страдания. Опять-таки потому, что в сердце его не было отчаяния и скорби, так он смирялся пред Господом и ни во что ставил плотское естество. Нам тоже выпадают в жизни плотские искушения и соблазны. Господь испытывает нас в плоти и ее желаниях. И только в нашей власти — поддаться на страстное движение плоти или нет. В том да служит нам благословенный пример апостола Павла, который совершенно не предавал значения требованиям плотского естества, подчиняя их стремлениям духа. Для этого он применял все средства — испытывал себя различными подвигами, изнурял постом и постоянным бодрствованием, пребывал в непрестанной молитве. А самое главное, что апостол Павел осознавал себя не своим, а Божиим. Жил Господом и все действия свои соизмерял с Божественной волей. Вот это-то и помогло ему еще в земной жизни достигнуть ангельской чистоты и святости. И все равно, чтобы в сердце его не возгорелась гордость, чтобы в душу не вкралось тщеславие от собственной праведности, Господь оставил верному ученику Своему пожизненное испытание — непрекращающийся жар в плоти. И болезнь эта была во спасение, так как помогала смиряться.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Человеколюбие сотника Юлия к Павлу (27:3) уже открывает смягченность его сердца в отношении апостола. Конечно, «кормчему и начальнику» малого корабля он еще доверял «более, нежели словам Павла» (ст. 11), знавшего тайны Небесного Кормчего жизни. Этого Кормчего Юлий не знал, и оттого много трудного пережил на своем пути. Чрез сотника Юлия Рука Божия удержала взволнованных, во время крушения корабля, воинов от пролития крови, и апостола, и других узников. Час Божий еще не настал для них. Снова Юлий, «желавший спасти Павла», является его ангелом, помощником того Ангела Божьего (ст. 24), который ночью явился Павлу и сказал ему: «не бойся, Павел; тебе должно предстать пред Кесаря». Жители острова (гл. 28). Мало интересно изыскивать, к какому племени принадлежали жители острова Мелита (Мальты), когда кораблекрушение выбросило на этот остров ап. Павла и его спутников. Достойна примечания религиозность жителей этого острова. Она проявляется двояко: во-первых, эти «иноплеменники» (28:2) «оказали немалое человеколюбие», по свидетельству Луки. «Они, по причине бывшего дождя и холода, разложили огонь и приняли всех нас, всех путников, выброшенных на их берег». У костра, во время происшествия с ядовитой змеей (ст. 36), выявилась другая сторона религиозности этих язычников. Увидав «висящую на руке» ап. Павла змею, они говорили друг другу: «верно этот человек убийца, когда его, спасшегося от моря, суд Божий не оставляет жить..». Какое ясное понятие о законе Божьего Правосудия. В своей детской вере в близость и реальность суда Божьего над человеком, во всех обстоятельствах его земной жизни, эти примитивные люди ближе к Богу, чем многие последователи современного отвлеченного христианства, отдаляющего силу Божию от земли на небо, оставляющего земле только законы природы или одинокую самость человека. Публий (28:7-10). Начальник острова Мальты принял потерпевших аварию «и три дня дружелюбно угощал», не подозревая, конечно, кто находится в числе безвестных и наименее почетных путешественников.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1902...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010