Златоуст, что Он льстит Иоанну». Ученики Иоанна и без похвал были преданы своему учителю. «Но исправляя сомневающихся из числа народа, Он не обнаруживает их сомнения, а только разрешает смущающие их помыслы, показывая тем, что Он знает тайные мысли всех. Он не говорит им, как некогда Иудеям: «для чего вы мыслите худое» ( Мф.9:4 ), потому что, если они и думали так, то думали не по злобе, но только потому, что не понимали сказанного. Потому-то Спаситель не укоряет их, но только исправляет их мысли, и защищает Иоанна, показывая, что он не переменил прежнего своего мнения. Ибо он человек не легкомысленный и переменчивый, но твердый и постоянный, и не может в вверенном ему быть неверен»... Господь ссылается при этом на их собственное свидетельство об Иоанне: ЧТО СМОТРЕТЬ ХОДИЛИ ВЫ В ПУСТЫНЮ? «Для чего, оставив города и дома свои, толпами текли вы в пустыню Иудейскую? Неужели для того, чтобы видеть какого-нибудь бедного и непостоянного человека? Нет, такое множество народа из столь многих городов не устремилось бы с таким усердием в пустыню на берега Иордана, если бы не надеялось увидеть такого великого, удивительного и твердого, как камень, мужа!» Там, на берегах Иордана, много растет тростнику, тонкого, гибкого, колеблемого и небольшим ветерком: этому тростнику подобны люди легкомысленные и переменчивые, которые говорят ныне то, а завтра другое, и ни на чем не останавливаются. ТРОСТЬ ЛИ, такую, ВЕТРОМ КОЛЕБЛЕМУЮ ходили вы смотреть? Питомцу ли дикой пустыни, закалившему свой дух в подвиге, быть легкомысленным? Неужели вы думаете, такому тростнику подобен Иоанн, что мог он переменить свои мысли о Том, Кого прежде превозносил похвалами, называя Агнцем Божиим, вземлющим грехи мира, а теперь стал спрашивать для себя же: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого»? Конечно, нет! Но если не это, если Иоанн не походил на тростник, ЧТО ЖЕ СМОТРЕТЬ ХОДИЛИ ВЫ? ЧЕЛОВЕКА ЛИ изнеженного, ОДЕТОГО В МЯГКИЕ, в тонкие, легкие ОДЕЖДЫ? Своим усердием вы доказали, что Иоанн не был по природе непостоянен; но и того никто не может сказать, что он впоследствии сделался слаб, предавшись роскоши.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Знаете ли вы, что все святые, которые, казалось бы, и не нуждались в труде, которые все время жизни посвящали духовным подвигам, делили время суток на три части: одну часть — молитве, другую часть — чтению слова Божьего, одну часть — работе, труду. Они жили в пустыне, в дикой Ливийской пустыне, жили в лесах Дальнего Севера, в непроходимых дебрях, и посвящали труду одну часть своего времени. Разный труд избирали они: плели корзины, рогожи, разводили огороды, рубили лес, строили келии, церкви и целые монастыри. То, что делали руками, продавали в ближайший город, питались сами и питали нищих. Считали они труд важным и необходимым делом. Святой апостол Павел проповедовал по целым дням Бога, а по ночам делал палатки. При свете луны или лампы он усердно трудился, считая для себя обязательным труд. Главный труд, главное его стремление было в том, чтобы бежать, чтобы спешить сколько было сил к цели — бежать в Царство Божие. Знаете ли его удивительные слова:  Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе ( Фил.3:13-14 ). Он, нисколько не считая себя достигшим, стремился все вперед, забывая уже достигнутое, стремился к цели высшей, к получению высшего звания Божественного во Христе Иисусе. Это пример жизни, противоположной жизни праздных людей. Никакого следа праздности не найдете в жизни апостола Павла, в жизни отшельников-постников, в жизни монашеской, в жизни великих святых. Все они занимались с утра до ночи. Праздности чуждались, праздность считали великим и гибельным злом. Надо, слыша молитву святого Ефрема Сирина, которая так часто повторяется, внимательно вслушиваться в каждое слово молитвы, запоминать, вникать в смысл этих слов и запечатлеть их навсегда в сердце своем. Буду помогать вам запечатлевать их. Сегодня запечатлел прошение святого Ефрема об избавлении от духа праздности. Помните, что жизнь коротка, надо спешить, спешить, как апостол Павел спешил, — надо спешить в делании Господу. Аминь. Молитва святого Ефрема Сирина — об унынии

http://azbyka.ru/pomogi-gospodi-izzhit-g...

И мы читаем далее опять про эту саранчу: «у ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала; власть же ее была – вредить людям пять месяцев» ( Откр.9:10 ). Опять, видите, это словосочетание – «пять месяцев». Бог все равно будет их контролировать, как бы они ни хотели воздействовать на наши пять чувств, всё подчинить себе, всё испортить, всё осквернить, Господь все равно будет всё контролировать. Он будет ограничивать их время. Помните, что Господь однажды сказал: «И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» ( Мф.24:22 ). Господь будет контролировать зло. В наше время, братья и сестры, мы должны сплотиться вокруг нашей Церкви, мы должны сплотиться вокруг священноначалия, надо молиться за Патриарха, за епископов наших, они апостолы Христовы наших дней. Надо молиться о том, чтобы наши приходы Московского Патриархата укреплялись, чтобы мы духовно готовились к этой последней брани, великой и страшной брани. По милости Божией сейчас возрождение духовной жизни в России еще продолжается. Не в тех темпах, как это было пять, десять лет назад, но продолжается. Возможно, что то время, которое мы переживаем, это и есть та свобода, о которой в Писании сказано: свобода на малое время. На малое время. Поэтому вы видите, какая брань готовится, какая саранча ужасная выступает против народа Божия? Хвосты, как у скорпионов, и в хвостах жала, но все-таки власть же ее – вредить людям только пять месяцев. И мы читаем 11 стих: «Царем над собою она имела ангела бездны…» ( Откр.9:11 ), а мы уже знаем, что дьявол руководит всеми глобализационными процессами. Львиные зубы-то видны уже под этой маскировкой. «Царем над собою она имела ангела бездны; имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион» ( Откр.9:11 ). Святые отцы говорят, что Аполлион – это Аполлон, то есть греческий бог красоты. Сейчас же понятие красоты эксплуатируется и тоже унифицируется: детская красота, женская красота, мужская красота, проводят конкурсы красоты. Все это делается ради сладострастия. Ради каких-то греховных педофильных, гомосексуальных, блудных утех. Мир полностью разлагается. Женщины, которые созданы, чтобы спасаться через чадородие, отказываются от чадородия. Смотрите, как женщины, которые участвуют в конкурсах красоты, стремятся изуродовать свое тело. Они то сидят на какой-то дикой диете, то делают какие-то упражнения. Стягивают, перетягивают, вживляют в себя какую-то пластмассу, силикон. Сейчас же тип красоты, который навязывается нам – это узкобедрая шлюха голливудского образца. То есть женщина для блуда. Помните: Ламех взял себе двух жен – Аду и Циллу. Одна для чадородия, другая для блуда. Вот сейчас в основном женщины используются для блуда. И праздник 8 марта – это как раз декларация того, что женщина используется, прежде всего, для блуда.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

«И отпустил (Иосиф) братьев своих, и они пошли. И сказал им: не ссорьтесь на дороге (Быт. 45:24).» Ссора бывает и между братьями, и между самыми близкими. А как избавиться от ссоры? Взаимной уступкой друг другу. Кроткие и смиренные наследуют землю. Кто ссорится, тот мучит и себя, и других, а снисходительный к другим всем дорог, с ним легко, и ему отрадно... В одном лишь не может быть у нас уступки — в вопросах веры. Как бы ни сердился наш ближний или родной, сделать послабление в вере мы не можем, ибо это значит изменить истине, перестать быть православным, то есть учеником Христовым. Кротость и здесь должна быть, но уступок – нет. «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно (Исх. 20:7).» А что же сказать о хульных словах на Господа? В настоящее время появилась особая отвратительная и гнусная ругань «в Бога»! В тюрьме мне не раз приходилось слышать эту кощунственную ужасную брань. На меня находило тогда какое-то оцепенение! Замечательно, что эти гнилые слова появились у нас именно теперь, в дни открытого безбожья. И за этими наглыми и безумными криками потерявших всякий вид человеческий, бесноватых людей слышится взрыв дикой ненависти и неисправимой ожесточенности самого сатаны: он этим выражает всю свою злобу к Господу Богу, Творцу и Промыслителю мира! Однако пусть знают эти кощунники, что хотя они и не знают, что творят, но без наказания они не останутся. И дай Господи, чтобы это наказание они потерпели еще здесь, на земле и покаялись в своем безумии, и вошли туда, куда вошел сначала хуливший Бога, но потом раскаявшийся благоразумный разбойник. «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, (ни поля его), ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его), ничего, что у ближнего твоего (Исх. 20:17).» Все, что принадлежит нашему ближнему, всякая собственность для нас неприкосновенна. Чужой копейки, гвоздика нельзя нам брать самовольно — это есть беззаконие. А сколько грабительств теперь кругом у нас. Почему? Потому что люди провозгласили, вопреки Богу, что чужого нет, а все чужое можно спокойно брать. Среди простого народа это новое учение проявляется главным образом в воровстве, а среди интеллигенции — в разврате: в том, чтобы посягать спокойно на чужую жену, на честь девушки. Этот разврат, впрочем, перешел уже и в среду простых людей. Береги, возлюбленный, свою душу! Когда видишь чужую вещь — не трогай, она не твоя, а если возьмешь — ты вор, преступник, враг Божий, как нарушитель Его святого закона. Спеши покаяться и дай себе слово, с Божьей помощью, больше не грешить. Также, когда заметишь красивую женщину — не касайся ее: она жена или невеста твоего ближнего. Кто живет незаконно — без брака церковного — тот прелюбодей и грешен перед Богом. Храни чистоту души и тела! Слушайся Бога и Его слуг, а убегай злых людей, которые сами на гибельном пути и туда влекут других!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3774...

и поразили всю страну Амаликитян, и также Аморреев, живущих в Хацацон-Фамаре. Страна Амалекитян, т. е. та страна, которая впоследствии (при Моисее) известна была под этим именем. Амалекитяне, потомки Исава от Ады, впоследствии жили в Аравии близ Петры до самых границ Египта. Племя, здесь упомянутое, или носило то же имя, или занимало те же страны, которые при Моисее были известны под именем «страны Амаликитян». Амалик при Моисее были сильнейшим племенем Аравии и были первыми врагами иудеев ( Исх. 17:8–16 ). Аморреи – одно из сильнейших племён хананейских, живших на запад от Мёртвого моря в пустыне Иудеи, но владычество их, как видно из Чис. 21:13 , простиралось – вероятно, временно, – и по ту сторону Иордана до потока Арнона. Некоторые производят их имя от слова Амор или Эмор – возвышение, гора. Хацацон-Фамар [впоследствии Эн-Гедди, или источник дикой козы ( 2Пар. 20:2 )], «месторождение пальм», известно было ещё при Плинии (Hist. Natur. V, 17) красотою пальм. Плиний уже называет его Ен-геди. Но пальмы теперь исчезли, только дикая коза живёт ещё в этих местах (Станлей). Место это в пустыне Иуда, по всей вероятности, то, которое называется Аин-Джидди, где видны ещё развалины. Быт. 14:8 И вышли царь Содомский, царь Гоморрский, царь Адмы, царь Севоимский и царь Белы, которая есть Сигор; и вступили в сражение с ними в долине Сиддим, Быт. 14:9 с Кедорлаомером, царем Еламским, Фидалом, царем Гоимским, Амрафелом, царем Сеннаарским, Ариохом, царем Елласарским, – четыре царя против пяти. Быт. 14:10 В долине же Сиддим было много смоляных ям. По всей вероятности, вся эта долина изобиловала нефтяными источниками; вероятно, отсюда местные жители брали горную смолу для своих построек, для которых, как мы знаем из Быт. 11и из остатков построек в Халдее, она заменяла известь, и от этих работ, вероятно, остались глубокие ямы, которые делали эту местность почти непроходимою. И цари Содомский и Гоморрский, обратившись в бегство, упали в них, Царь Содомский, как видно из Быт. 14:17 , остался жив и не был взят в плен; остаётся предположить, что здесь разумеются не собственно цари, а то войско, во главе которого они стояли: т. е., вероятно, надо понимать это место так, что когда вся линия союзного войска царей ханаанских дрогнула и побежала перед войсками Кедорлаомера, то войско царей Содома и Гоморры, в тылу которого находилась опасная пересечённая местность, погибло, завязнув в нефтяных болотах, остальные же, у которых путь отступления не был отрезан, спаслись, отступив в горы.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

И потому, когда Салманассар, преемник Феглаффелласаров начал войну с Финикийцами, – Осия пристал к их союзу, что и было причиною нового нападения Ассириян на Израильскую землю и нового ее подчинения своим прежним победителям. Ст. 4. …И заметил царь Ассирийский в Осии измену, так как он посылал послов к Сигору, царю Египетскому, и не доставлял дани царю Ассирийскому... Т. е. Осия заключил наступательный и оборонительный союз с царем Египетским против Ассирии. Выше говорилось, что еще при царе Манаеме была сильная партия в Израильском царстве, настаивавшая на необходимости и важности этого союза. Теперь же, когда опытом узнали железный гнет Ассирийского покровительства, которого некогда искали сами цари Израильские, у Израильтян явилось неудержимое желание сбросить этот гнет и искать защиты у просвещенных Египтян против дикой и необузданной силы Ассирийской. Многие даже убежали в Египет 626 . Замечательно, что, как первоначальные судьбы Израильского царства связаны с покровительством царей египетских 627 ; так и при конце своем это царство думало опереться на египетскую помощь. Неудачи Ассириян в Финикийской войне воспламеняли несбыточные надежды у Израильтян. ... и взял его (Осию) царь Ассирийский под стражу, и заключил его в дом темничный... Но, когда это случилось, прежде или после взятия Самарии? Вероятно, прежде; ибо в разгаре военного раздражения Салманассар не стал бы щадить жизни царя Израильского, а прямо убил бы его, как поступил его предшественник с Раасоном, царем Сирийским. Полагают, что, не получивши дани от Осии, Салманассар предварительно вызывал его к себе для объяснений и для оправданий, результатом которых и было темничное заключение царя Израильского. Ст. 5. …И пошел царь Ассирийский на всю землю, и приступил к Самарии, и держал ее в осаде три года… Это показывает, с каким ожесточением сопротивлялись Израильтяне; ибо войны тогдашних восточных народов, с необозримыми массами людей, решались иногда двумя или тремя сражениями. Однако же, все мужество и ожесточение Израильтян ни к чему не повело, когда судьба нечестивой Самарии уже решена была на суде Божием.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

И празднуйте этот праздник Господень семь дней в году: это постановление вечное в роды ваши. В седьмый месяц празднуйте его. В кущах живите семь дней; всякий туземец израильтянин должен жить в кущах, чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской». Мы знаем, что евреи совершали этот праздник даже и во времена земной жизни Спасителя (срв. Иоан. 7, 2 ). Под открытым небом они устраивали палатки или кущи, которые были украшаемы ветвями маслины садовой и ветвями маслины дикой, ветвями миртовыми и ветвями пальмовыми, и ветвями других широколиственных дерев“ ( Неем. 8, 14–18 ). В этих кущах евреи проживали обыкновенно семь дней, празднуя, в собственном смысле, только первый и восьмой дни. Но ни откуда не видно, чтобы этот праздник носил грубо-чувственный вакхический характер на подобие греческих оргий в честь Дионисия, и никакого права он не дает на заключение, что в Иегове древние евреи боготворили разрушительные или благодетельные явления внешней природы. По требованию своей религии, в один из праздников и христиане украшают сбои храмы и жилища подобно тому, как евреи украшают сбои кущи. Но что же отсюда следует? Неужели защитники натуралистической гипотезы о происхождении религии станут на этом основании утверждать, что в лице Духа Святого, в честь Которого совершается этот праздник, христиане первоначально боготворили какие либо силы природы. Антропоморфизм, как и образность религиозных представлений вообще, также ничего не говорит в пользу рассматриваемой гипотезы. Мы уже имели однажды повод 129 говорить о том, что человек не имеет в своем распоряжении даже языка, на котором бы он мог с точностию выражать истинное понятие не только о существе, но и о свойствах Божиих и что по этой причине он по необходимости очеловечивает Бога (антрономорфизирует Его), неизбежно перенося на Него, по аналогии, то, что может принадлежать только конечным вещам. Мы не имеем в своем распоряжении достаточно точных слов для обозначения даже своих собственных душевных способностей и состояний и для этого часто заимствуем черты из окружающего нас мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

И сей Бог есть Господь Бог наш, законы и устные повеления Которого (судбы уст Его) мы должны знать и хранить. Они, эти «судьбы Его по всей земле». «Вечно помнит Он завет Свой, слово, которое поставил на тысячу родов. То, что завещал Аврааму и в чем клялся Исааку». Из этих слов видно, что хотя владычество Бога распространяется на всю вселенную, и судьбы Его видимы повсюду, но народ израильский должен знать и помнить, что он один из всех других народов имеет в Нем особливого для себя Всевышнего Бога, Который, «когда давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых; ибо часть Господа народ Его; Иаков наследственный удел Его. Он нашел Его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его как зеницу ока Своего ( Втор.32:8–10 ). Это было в Ханаанской земле при Аврааме, которому Бог явился и дал обетование о происхождении от него многочисленного потомства, и самого Мессии, и о том, что отдаст всю эту землю во владение его потомству ( Быт.13:15 ; Евр.11:8–9 ). И далее пророк говорит, что все обетования сии были повторены и неоднократно подтверждены при сыне Авраама Исааке и при Иакове, сыне Исаака, которому они даны как повеление, а народу израильскому в завет вечный, которым точно определялось, что земля Ханаанская отдана в вечное владение сему народу, как бы отмеренная ужем (греч., лат. funiculus – веревка, землемерная цепь), отмежеванная: уже достояния вашего. Пс.104:12–14 Внегда быти им малым числом, малейшым и пришелцем в ней, и преидоша от языка в язык и от царствия в люди ины: не остави человека обидети их и обличи о них цари. В то время, продолжает свою повесть пророк, когда Господь Бог назначил Аврааму и его потомству жить в земле Ханаанской, они были в малом, незначительном числе: сначала Авраам с женою Саррою и племянником Лотом, потом сын его Исаак с женой и малой семьей его, затем сыновья Исаака – Исав и Иаков, тоже с небольшими их семьями; и все они были люди незначительные, малоизвестные (малейшым и пришелцем в ней): в земле Ханаанской их, как пришельцев и странников, почти никто не знал.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

И теперь, вместо того, чтобы оправиться от первого смущения и проявить ту сильную римскую власть, какая ему вверена над народом иудейским, Пилат совсем растерялся. Судьей теперь стала толпа, а он ограничился ролью робкого защитника. « Какое же зло сделал Он вам, что вы требуете позорной казни Его?» — спросил Пилат. Вместо прямого ответа на этот вопрос, толпа еще сильнее закричала: да будет распят. Странный Пилат! Добивается, чтобы настроенная и озверелая толпа ответила ему, за что она требует казни Иисуса! В третий раз он обращается к этой толпе: « Какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашел в Нем и потому не могу согласиться на Его казнь. Если хотите, в угоду вам, я накажу Его, но смерти не предам». Тут уже и первосвященники с прочими членами синедриона слились с толпой в один голос и с великим криком требовали, чтобы Иисус был распят. Крик был так силен, что заглушил голос Пилата. Правитель римский растерялся окончательно; к тому же он испугался, что дальнейшая настойчивость в защите Праведника может вызвать волнение народа, которое придется усмирять силой, и что озлобленные первосвященники могут донести на него кесарю, обвиняя его самого в том, что он вызвал это волнение неуместной защитой какого-то Галилейского Учителя. Под давлением этих чувств Пилат решил прекратить дальнейший спор с народом и удовлетворить его жажду крови обещанным уже бичеванием Невинного. Он все еще надеялся ограничиться одним истязанием Страдальца, все еще думал, что этой уступкой народной ярости он освободит Его от крестной смерти. Но, как оказалось, уступчивость только усиливала наглость и требовательность дикой толпы, руководимой первосвященниками, книжниками и фарисеями. Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. Бичевание Иисуса Бичевание, которому Пилат велел подвергнуть Иисуса в угоду синедриону и озверелой толпе народа, назначалось у римлян за тяжкие преступления, и притом большей частью для рабов. Бичи делались из веревок и ремней, и в концы их вделывались острые костяные и металлические палочки. Число ударов не определялось и зависело от числа бичующих воинов и их усердия. Истязание это было настолько мучительно и опасно для жизни бичуемого, что многие под бичами умирали. Такому-то наказанию Пилат велел подвергнуть Того, в Ком не находил никакой вины!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

И увидел их бедствующих в плавании, потому что ветер им был противный; около же четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их (ст. 48). Он ждет, чтобы человек, обуреваемый волнами, обратился к Нему и призвал Его. И наконец сквозь свист и вой бури когда бушующая пучина грозит уже гибелью, слышны тихие, ласковые слова: ободритесь; это Я, не бойтесь. И вошел к ним в лодку, и ветер утих (ст. 60-51). Не забудем этой картины. Это сама жизнь. Когда буря вражды и ненависти вздымает волны над вашей головой, грозя поглотить вас, когда свист и вой дикой злобы становятся оглушительными, когда с грохотом рушатся ваши планы и, как гнилые нитки, рвутся снасти ваших проектов, когда изменяют силы и руль уже выбит из вашей ослабевшей руки, тогда вспомните, что Господь следит за вами, Он не забыл вас. С горячей мольбой призовите Его, и вы услышите тихие, ласковые слова: ободритесь; это Я, не бойтесь. Он войдет к вам в лодку, и ветер утихнет. Зачем Господь допускает такие моменты испытаний и временного оставления? Они необходимы для нас, для укрепления наших сил, нашей веры, нашей надежды, для воспитания нашей самостоятельности и твердости в борьбе. Видели вы, как мать учит ходить свое дитя? Сначала она поддерживает его, приучая уверенно перебирать ножками, потом оставляет одного где-нибудь около стула, отходит шага на три и манит. Малютке страшно. Поддержки нет. Надо оставить стул и сделать три шага самостоятельно. Целых три шага! Правда, мама близко. Если споткнешься, она сейчас подхватит на руки и не даст ушибиться больно. Но три шага! Целая пропасть! Малютка мнется в нерешительности. Но стоять скучно. Мама манит. Надо к ней. Тихонько выставляет он одну ножку вперед. Секунда колебания. Потом вдруг страшное усилие, два неверных, быстрых-быстрых, спотыкающихся шага, и он с размаху бросается в мамин подол. Какая радость! Какой восторг! Так и Господь, как любящая мать, учит Своих детей. Их необходимо иногда оставлять одних, чтобы заставить сделать нужное усилие, приучить держаться твердо на ногах и собственной волей ходить по стезям жизни в Боге.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1922...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010