Это не то значит, что Бог, помимо воли людей, одних предопределил ко спасению, а других — к погибели, но то, что Бог, как всеведущий, знает, кто из людей употребит на добро свою свободную волю, а кто — во зло, и в зависимости от этого и предопределяет вечную участь каждого. В заключение увещаний быть твердыми в надежде на спасение св. апостол восклицает: " кто отлучит нас от любви Божией? " (ст. 35) и восторженно исповедует свою любовь и преданность Христу Спасителю, призывая к тому же и всех верующих (ст. 35-39). В следующих трех главах — девятой, десятой и одиннадцатой — св. апостол выражает свою " великую печаль " и " непрестанное мучение сердца " об упорном неверии иудеев во Христа Спасителя и отвержении их Богом от Церкви Христовой и доказывает, что сам Израиль виновен в своем отвержении, так как ищет оправдания не в вере во Христа Спасителя, а в исполнении внешнего обрядового закона Моисеева. При этом св. апостол выражает убеждение, что как отвержение касается не всех иудеев, потому что есть и верующие из них ( " остаток сохранился " — 11:5), так оно не будет вечным для иудейского народа: в свое время и иудеи уверуют во Христа и войдут в Его Церковь. Во временном отвержении иудеев, вполне ими заслуженном, св. апостол видит особенное проявление премудрости Божией в отношении спасения всего человечества. Фанатизм иудеев, упорно отвергавших веру во Христа как в Мессию, заставил апостола обратиться с проповедью о Христе к язычникам. И, таким образом, упорное ожесточение иудеев против апостольской проповеди имело своим последствием обращение ко Христу язычников (ст. 25). Успех веры Христовой среди язычников и те духовные блага, которые они получают, возбудит ревность иудеев, и в результате " весь Израиль спасется " (11:26). Поэтому св. апостол внушает уверовавшим из язычников не кичиться перед иудеями своим спасением. Сравнивая иудейский народ с благородным садовым масличным деревом, у которого " отломились неверием " только ветви, но корень цел и свят, св. апостол уподобляет язычников " дикой маслине " , привитой к масличному дереву на место отпавших ветвей: " если... ты, дикая маслина, привился на место их и стал общни-ком корня и сока маслины, то не превозносись пред ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень — тебя " (11:17-18). К тому же отпавшие ветви опять могут привиться, ибо " Бог силен опять привить их " (ст. 23), " ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине... " (11:24).

http://sedmitza.ru/lib/text/430619/

103. Слово в Неделю 13-ю по Пятидесятнице 248 «Камень, егоже небрегоша зиждущии, Сей бысть во главу угла: от Господа бысть сие, и есть дивно во очию вашею» ( Пс. 117, 22–23 ; Мф. 21, 42 ). Еще раз словами ныне чтенного Евангелия напоминается нам, братие, печальная судьба народа еврейского, отвергшегося Господа, воспитавшего его, и Мессии, Спасителя своего. Еще законодатель этого народа пророк Моисей предрек страшную судьбу своему народу за его отступление от Господа. «Внимай, небо, я буду говорить; и слушай, земля, слова уст моих», – в пророческом вдохновении говорил этот вождь Израиля, как бы уже созерцая бедствия, постигшие Израиля за отступление его от Бога своего. «Часть Господа народ Его, – продолжал он говорить в своей обличительной песне, – и Иаков наследственный удел Его. Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего... Он вознес его на высоту земли и кормил произведениями полей, и питал его медом из камня и елеем из твердой скалы... И ел Иаков, и утучнел Израиль... и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего». ( Втор. 32:1, 9–10, 13, 15 ). В основание Сиона был положен «Камень многоценный, избранный, краеугольный, честный» ( Ис. 28, 16 ), но Израиль пренебрег своим краеугольным Камнем Христом, «пренебрег, – по слову пророка Исаии, – водами Силоама, текущими тихо» ( Ис. 8, 6 ), то есть царством Давида, от которого должен был произойти Христос, восхищаясь более внешним блеском царств мирских, чем Божественною славою Еммануила Христа, скрывающеюся в уничижении. И что же получил народ еврейский взамен Господа, Которого отверг, захотев устроить жизнь свою на ином основании? Увы! Теперешняя судьба его есть печальное, но точное исполнение пророчественных слов его законодателя Моисея. Доселе народ сей является «не главою, а хвостом» пред другими народами, встречает какое-то невольное презрение и отвращение со стороны их ( Втор. 28:37, 44 ); поистине «небо, которое над головою его, сделалось как бы медным, и земля под ним как бы железом» ( Втор. 28, 23 ). И во что превратилась духовная жизнь этого народа, отвергшего Христа? В погоню за приобретением серебра и золота, которое увы! как некогда золотой телец, сделанный при горе Синае, не является спасительным и не изменяет судьбы этого народа: по-прежнему ненавистные для него христиане господствуют над ним, если только сами не отступили от имени Христова, прославившего их.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

11. И завладеют ею пеликан и еж; и филин и ворон поселятся в ней; и протянут по ней вервь разорения и отвес уничтожения. (И во время много птицы, и ежеве, совы, и вранове возгнездятся в нем: и возложат нань уже землемерно пустыни, и онокентаври вселятся в нем). Вследствие опустошения страны, в ней уже не будут селиться люди; там будут витать пустынные птицы и дикие звери, обыкновенные жители развалин: и прежде роскошно обстроенная земля сравняется с дикой пустыней, по ней снова пройдет вервь землемера, дабы отмерить пространство если не для жилищ, то для пастбищ; потому что не останется и следов прежнего обитания. Следы жизни изгладятся даже из воспоминаний, и никому не придет на мысль, что там жили когда-то люди; там будут жить только онокентавры – страшные чудовища и страшные звери (ср.гл.13:22). 12–15. Никого не останется там из знатных ее, кого можно было бы призвать на царство, и все князья ее будут ничто. И зарастут дворцы ее колючими растениями, крапивою и репейником – твердыни ее; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов. И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой. Там угнездится летучий змей, будет класть яйца и выводить детей и собирать их под тень свою; там и коршуны будут собираться один к другому. (Князи его не будут: цари бо и вельможи его будут в пагубу, и возникнут во градех их терновая древеса, и во твердынях его: и будут селения сирином, и селища струфионом. И срящутся беси со онокентавры, и возопиют друг ко другу, ту почиют онокентавры, обретше себе покоища. Тамо возгнездится еж: и сохранит земля дети его со утверждением: тамо елени сретошася, и увидеша лица друг друга). Некому будет восстановить прежнего порядка общественной жизни в опустошенной стране: здесь не будет ни царей, ни князей, ни вельмож, все погибнут. И города страны, после опустошения, порастут терновником, как порастает необработанное поле; и крепости, на которые жители так надеялись, думая вечно благоденствовать, также порастут терном, в этих твердынях устроят безопасное жилище для себя только сирины и страусы. Здесь будет место привидениям и чудовищам; к дополнению всякого страха здесь будут раздаваться дикие вопли: это место, столь страшное для людей, будет тем удобнее и безопаснее для диких чудовищ пустыни. Там совьет гнездо себе и еж и будет обитать вполне покойно: его дети сохранятся в гнезде своем целыми н невредимыми; там спокойно будут встречаться олени лицом к лицу, никто их не разгонит, тогда как даже и в пустыне они не всегда бывают безопасны от нападения отважных охотников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

1269 . Как и объектом наказания, адресатом такого поучения может быть один человек и целый народ. В первом случае оно чаще всего предстает как мудрость, выраженная в кратких изречениях и делающая мудрым своего слушателя, доставляющая ему благо и избавляющая от зла ( Притч 4:13, 8:33, 19:20, 19:27 ). Она уместна во всякое время, подобно телесному наказанию (μστγες), от которого, тем самым, она отлична, и в противоположность обычной досуговой речи – «рассказу» (διγησις), который может быть несвоевременным ( Сир 22:6 ). Сирах советует «не стесняться в наставлении (περ παιδεας) неразумного и глупого и престарелого, состязающегося с молодыми» ( Сир 42:8 ). Во втором случае поучение выступает как пророческое слово, посредством которого Бог исправляет Свой народ, но тот «не слышал гласа Господня» и «даже не принимает наставления» (οδ δξατο παιδεαν), вследствие чего «удалилась истина от уст их» ( Иер 7:28 , ср. Соф 3:2:7 ). в) обучение (процесс) В том комплексе значений, который объединяется греческим понятием παιδεα, процессу обучения принадлежит главное место. В Септуагинте на основе перевода слова фактически возникает концепция воспитания историей. Так, подводя итог скитаниям по пустыне, пророк Моисей говорит народу, что голод и манна, нетление одежды и безболезненность ног в продолжение стольких лет путешествия имели воспитательный смысл: «И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит (παιδεσει) тебя, как человек учит сына своего» ( Втор 8:5 ). Учить как сына – это значит учить примером, самим образом действия (ср. Ин 5:17 ). Здесь же в качестве предмета обучения называется опытное знание о том, что «не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа» ( Втор 8:3 ). Характер заботы Бога об Израиле именно как обучения осмыслен переводчиками Септуагинты и применен также в другом месте, где слово «lOlu в оригинале отсутствует: «Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним (παδευσεν ατν), хранил его, как зеницу ока Своего» ( Втор 32:10 ) 1270 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

1933 г. Из письма к диакону С. У каждого народа или племени в их психологии, при переходе от патриархальной или дикой жизни к исторической, отдельной или в соединении с жизнью другого народа или племени, был поворотный пункт в ту или иную сторону, которым определялись его будущие история и бытие и определяется настоящее его состояние. 1936 г. Вильно. В православии заблуждение (грех) не карается, как в католичестве (satisfakcija), а карается отступление от истины (ересь – анафема). Келья. Много цари царствуют, но и угнетают – это тоже от Бога, но уже попущение. Кесарево кесарю – не в смысле служения Церкви государству, а в смысле несения тяготы его несовершенства, от страстей бывающего. 1938 г. Падение русского народа (революция, большевизм, коммунизм) есть спасение мира, особенно Европы (от них же), а восстание [русского народа] от него, что, несомненно, будет, будет и воскресение мира для новой жизни ( Рим. 11:11–12, 15 ): (11) Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность. (12)Если же падение их – богатство миру, и оскудение их – богатство язычникам, то тем более полнота их. (15) Ибо если отвержение их – примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых? Но надолго ли? Нет, ибо дары Божии обратятся на служение страстям, чего Господь не потерпит. VII. О современных христианах Современные люди, в частности христиане, вместо того чтобы ненавидеть свои душевные болезни – страсти – и употребить или терпеть для исцеления от них горькие лекарства, требуют признания за ними [страстями] особых прав на жизнь, развитие и удовлетворение и, пожалуй, уважение к ним. Таково безумие современного мира. Требуется сильная власть, чтобы оно не погубило вскоре мир. И она вот-вот придет. Ибо еще есть довольно верующих, и будет мир спасен ради них. 1924 г. Современные люди резко разделяются на живущих земной и психической (духовной) жизнью. Первые находятся в подчинении работном у последних и под духовным руководством их или [духовным] воздействием на них. Вторые же разделяются на живущих по духу диавола, по лукавству его, и на живущих по Духу Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

1) Где будет проповедано евангелие сие, в целом Мире, там будет сказано и о жене сей ( Мф. 26:13 , Мк.14:9 ). 2) Нет мужеского пола, ни женского, ибо все вы едино о Христе Иисусе ( Гал. 3:28 ). 3) Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа ( Мф. 28:19 ). 4) Свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля ( Лк. 2:32 ). 5) Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари ( Мк. 16:15 ). 6) Принимающий вас, принимает Меня, а принимающий Меня, принимает Пославшего Меня ( Мф. 10:40 ). 7) «Ибо Мария была так возлюблена Богом, что Он всегда внимал истинным словам Её». 8) Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убити ( Мф. 10:28 ). 9) «Иисус говорит Марии Магдалине: иди к братии Моей и скажи им – проповедуйте всегда во имя Отца, и Сына и Святого Духа». Подкреплённая таким образом и ободрённая на предшествующий ей трудный путь, св. Нина, несмотря на все препятствия среди окружающей её дикой и угрюмой природы Кавказа, без страха вступила, наконец, в грузинское царство, неся с собой источник жизни – св. крест и данные ей Господом девять заповедей. Водрузив крест на горах Джавахетских, она проповедует евангелие в городах Ахалкалаки и Урбниси, а затем при основателе династии Сассанидов, царе Мириане († 342 г.), современнике Константина Великого , является на истоках неведомой ей реки Куры, следуя по течению которой, достигает Мцхета в день празднования народом Армазу. На высокой горе стоял исполинский кумир, горевший золотом; по сторонам его два других, поражавших огнём, как говорит предание, всякого дерзавшего подступать к ним без воли жрецов. Гремели трубы, курился фимиам, текла кровь жертв; царь Мириам со всем народом распростирался ниц перед идолами, и только одна чуждая, никому не ведомая дева, не преклонила колена. Внезапно, среди ясного дня, разразилась страшная буря с молниями и громом; капище рушилось, и среди развалин его лежали остатки разбитых, поверженных кумиров. В ужасе бежал народ, и на развалинах осталась одна св. Нина, спокойно смотревшая на возникшую и утихшую около неё бурю стихий. Это было 6 августа (ст. ст.), и день Преображения Господня стал для Иверии днём, сменившим тьму язычества на свет христианской истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

23. Веруем же мы, что воскресение Господне совершилось в первый день недели, а не в седьмой, как полагают многие. Сей есть день воскресения Господа нашего Иисуса Христа, и мы так и называем его днем Господним ради святого Его воскресения. День сей первым увидел свет по сотворении мира, и он же первый сподобился узреть воскресение Господа из гроба. От взятия же Иерусалима и разрушения храма до страстей Господа нашего Иисуса Христа, то есть до семнадцатого года правления Тиберия, насчитывается 668 лет 72 . 24. И вот после воскресения Господь в течение сорока дней беседовал со Своими учениками о Царствии Божием, затем на их глазах Он был поднят в облака и вознесен на небеса, где воссел во славе Своей одесную Отца. Пилат же послал императору Тиберию донесения, в которых сообщалось и о чудесных деяниях Христа, и о Его страстях и воскресении. Эти письма дошли до наших дней. Тиберий сообщил о них сенату, но сенат с гневом отверг их, ибо не впервые к нему поступало такое. Вот отсюда-то и выросли первые ростки ненависти к христианам. Пилат же не остался безнаказанным за свое злодейское преступление – убиение Господа нашего Иисуса Христа: он наложил на себя руки 73 . Многие считают его манихеем 74 , согласно сказанному в Евангелии: «Пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их» 75 . Так же и царя Ирода за то, что он преследовал апостолов Господних, поразил гнев Божий: чрево его вздулось и наполнилось червями, а он, взявши нож, чтобы очистить яблоко, собственной рукой порешил себя 76 . 25. При императоре Клавдии, четвертом после Августа, в Рим пришел блаженный апостол Петр 77 ; там он проповедовал и многочисленными чудесами с полной очевидностью доказывал, что Христос – Сын Божий. Именно в те дни в городе Риме начали появляться христиане. И так как имя Христа все более и более распространялось в народе, это вызвало зависть у старого змия, и переполнилось сердце императора дикой злобой. Пресловутый Нерон, погрязший в роскоши, суетный гордец, ненасытный мужеложец, гнуснейший осквернитель матери, сестер и родственниц, исчерпав свои злодеяния, первый начал жестокие гонения против Церкви Христовой и верующих. Был же с ним и Симон Маг 78 , человек полный всякого коварства и мастер в искусстве волхвования. Этот Симон был отвергнут апостолами Господними, Петром и Павлом 79 . Нерон же. разгневавшись на них за то, что они проповедовали Христа, Сына Божия, и отказывались поклоняться идолам, приказал умертвить Петра на кресте, а Павла зарубить мечом. Сам же Нерон, пытаясь скрыться от поднявшегося против него восстания, покончил с собой 80 у четвертого от города мильного столба.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

2 . С этим согласуются и слова Апостола о том, что ветви неверия срублены этой секирой, чтобы отделить от дерева не корень, а побеги, растущие от корня, и можно было привить ветви дикой маслины к корню старого дерева (ср. Рим.11:17 ). «Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь». Таков его конец – сгореть в огне. Затем говорится о трех группах людей, вопрошающих Иоанна о своем спасении: первая группа названа в Писании «приходивший креститься от него народ», вторая – «мытари», и третья – «воины». «И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же» ( Лк.3:10–11 ). 3 . Я не знаю, нужно ли было давать такое наставление простому народу, ибо говорить, чтобы тот, у кого есть две одежды, одну дал тому, у кого ее нет, следовало апостолам, а не народу. А чтобы убедиться, что такое наставление более подходит апостолам, чем простому народу, послушайте, что Спаситель говорит им: «Не имейте по две одежды» ( Лк.9:3 , ср. 10:10). Итак, мы облачены в две одежды, и каждому из нас велено отдать одну одежду «неимущему»; однако это имеет и другой смысл. И так же, как мы не можем «служить двум господам» ( Лк. 16:13 ; Мф. 6:24 ), Спаситель не хочет, чтобы у нас было две одежды или чтобы мы были одеты в двойное облачение, дабы одна одежда была ветхого человека, а другая – нового. Он, напротив, желает, чтобы мы совлеклись «ветхого человека с делами его» и облеклись «в нового» ( Кол.3:9–10 ). До этого места все объясняется достаточно просто. 4 . Далее посмотрим, как, согласно этому толкованию, отдать одну одежду тому, у кого ее нет. Кто есть тот, кому нечем прикрыть свое тело, кто обнажен, у кого нет никакой одежды? Этим я вовсе не хочу сказать, что щедрость, милосердие к нищим и даже непомерное мягкосердечие не заповеданы нам и мы не должны одеть нагого в свою лишнюю одежду. Я говорю это скорее к тому, что сказанное здесь, что должно нам отдать одну одежду тому, у кого ее нет, имеет более глубокий смысл. Кто есть тот, у кого нет одежды? Очевидно, тот, в ком нет Бога. Поэтому мы должны раздеться и отдать одежду тому, кто обнажен. У одного есть Бог , другой всецело лишен Его; очевидно, это – противная сила. И как сказано: «Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» ( Мих.7:19 ), так и мы должны совлечь с себя наши грехи и пороки и бросить их в того, кто стал для нас их причиной. Иоанн продолжает: «У кого есть пища, делай то же». У кого есть пища, должен дать ее тому, у кого ее нет, ему следует великодушно дать ему не только одежду, но и что-нибудь поесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

4. Ни ли уразумеют вси делающии беззаконие, снедающии люди моя в снедь хлеба? Господа не призваша. Припоминая событие потопа, когда Господь наказал страшною смертию всех сынов человеческих, Давид обращается к своим современникам и с изумлением спрашивает, ужели они не знают о том, как Господь наказывает беззаконных, тех, которые в своем беззаконии достигли крайней степени? – По-видимому, не знают, ибо они не только не творят благостыни (ст. 3), нет, они даже делают жертвой своей дикой алчности и зверского насилия других людей, всецело принадлежащих Богу. Поядают их в снеде хлеба, или – вместо хлеба. Поступая так, они совсем забывают Бога, не желают называть Его и по имени. 5. Тамо убояшася страха, идеже не бе страх, яко Господь в роде праведных. И у людей, уклонившихся с пути правды и не разумевающих Бога, есть страх – или пред безличной судьбой, или пред идолами; но таково заблуждение безумия: люди находят предмет страха или рабского почтения там, где его нет, и не находят там, где есть он. Господь, вот – предмет благоговейного страха: таков Он, действительно, в обществе праведных Таким всегда имел Господа сам Давид. 6. Совет нищаго посрамисте, Господь же упование его есть. Не имея страха пред Богом, нечестивые посрамляют совет нищего, который, не имея никакого богатства, полагает все свое богатство в Боге – и достояние и часть части своей имеет в Боге ( Пс.15:5 ). Между тем, беззаконные надеются создать свое благополучие, «поедая людей вместо хлеба» (ст. 4), – погубляя их то лихоимством, то мздоимством ( Пс. 14, 5 ). 7–8. Кто даст от Сиона спасение Израилево? Внегда возвратит Господь пленение людий своих, возрадуется Иаков, и возвеселится Израиль. Если на Сионе находится «жилище Господа» ( Ис.14:1 ), то Он, живя здесь, как Царь Израиля, даст отсюда и спасение своему народу, при грозных бедствиях войны. Он именно возвратит и пленение своих людей, взятых в плен из числа народа Израильского – к общей радости всего народа. Во дни Давида Израиль не раз испытывал бедствия войны, когда враги неожиданно нападали на города Евреев, разоряли их, жгли, а жителей отводили в плен. Давид молился за бедствующих, и Господь спасал пленных. – Так, однажды «Амаликитяне напали с юга на город Секелаг, и взяли Секелаг, и сожгли его огнем. А женщин и всех бывших в нем, от малого до большого, не умертвили, но увели в плен, и ушли своим путем... И подняли Давид и народ, бывший с ним, вопль, и плакали, доколе не стало в них силы плакать... Давид сильно был смущен, так как народ хотел побить его камнями; ибо скорбел душею весь народ, каждый о сыновьях своих и дочерях своих. Но Давид укрепился надеждою на Господа, Бога своего... И отнял Давид все, что взяли Амаликитяне» ( 1Цар.30:1–4,6–7,18 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

5) Хотя и посылает Бог рабам Своим скорби, но не оставляет их в скорбях, а с ними в скорбях их, как и говорит: «С ним Я в скорби» ( Пс.90:15 ). Так читаем о святом Иосифе, сыне патриарха Иакова, что «Бог был с ним» ( Деян.7:9 ). Хотя в рабство продан был Иосиф, «стеснили оковами ноги его, в железо вошла душа его» ( Пс.104:18 ), однако был Бог с ним. Был и со святыми патриархами Авраамом, Исааком и Иаковом, хотя и многие беды окружали их. Потому пишется, что «никому не позволял обижать их, и наказывал за них царей (говоря): Не прикасайтесь к помазанным Моим и пророкам Моим не делайте зла» ( Пс.104:14–15 ). Был с потомками их, людьми Израилевыми во Египте, хотя и великое порабощение и озлобление терпели они от беззаконного народа. Потому Сам Бог говорил Моисею: «Я увидел страдание народа Моего в Египте» ( Исх.3:7 ). Был с ними и во исходе их из Египта. «Море увидело и побежало; Иордан возвратился вспять; горы прыгали, как овцы, и холмы, как ягнята у овец», и прочее. «От лица Господня подвинулась земля, от лица Бога Иаковля» ( Пс.113:3–4, 7 ). Был с ними и в пустыне, как поет Моисей в песне своей: «Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего; как орел покрывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих», и проч. ( Втор 32:10–11 и след.). Был с ними и в земле, которую дал им в наследие. И хотя многие посылал им напасти, но не оставлял их в напастях их, как читаем в книгах Ветхого Завета. Был с тремя отроками в печи разожженной ( Дан 3:49, 92 ), как Церковь поет Ему: «В пещь огненную ко отроком еврейским снизшедшаго, и пламень в росу преложшаго Бога, пойте дела», и прочее (Песнь 8-я гласа 2-го). Был с мучениками посреди печи скорбей, мучений и страданий, был и с прочими святыми. Есть и ныне неотступно с рабами Своими, чтящими Его, и до скончания века будет: «Се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). Но когда слышишь, возлюбленный христианин, что Бог с верными рабами Своими есть в скорбях, не просто разумей это, как Божие пребывание с ними, но Он и сохраняет их, помогает им, утешает их, растворяет горесть крестную сладостью любви Своей, подавая ко вкушению благость Свою, как матерь малое дитя свое скорбящее и плачущее различно утешает; и так или облегчает тягость скорбей, или когда нужно, совсем изымает их от печи скорбей.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010