Впрочем, вы знаете, что искупление наше от клятвы закона честною кровью Иисуса Христа, есть главное спасения нашего во Иисусе Христе, предавшем Себя за нас и предавшемся нам. Что искупление наше не сребром или золотом тленным от суетной жизни, преданной нам от Адама ветхого, но тою же драгоценною кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца. Отсечение наше от дикой маслины, и к доброй прививка, есть главное спасения нашего, совершаемого Иисусом Христом в душе, предавшейся Иисусу Христу и предавшей себя на все за Христа, есть начало и верх освящения во Христе, возможного в жизни земной. И я думаю, что к сему искуплению относятся и сии слова Ап. Павла: «умросте, и живот ваш сокровен есть со Христом в Боге; древняя мимоидоша, се быша вся нова», равно как и сии слова Иоанна Богослова: «всякой, пребывающий во Иисусе Христе, не согрешает; всякой, рожденный от Бога, не творит греха; ибо семя Его в нем пребывает, и он не может грешить, потому что рожден от Бога». Иное дело творить грех, и иное – иметь грех. Имеют грех, как бремя и те, которые возрождены во Иисусе: аще речем, яко греха не имеем, себе прельщаем; творят же грех рабы его, тлеющие в ветхом Адаме. Ибо Господь сказал: всяк творяй грех, т. е, с полным произволением предающийся и работающий греху, есть раб греха. А наперсник Христов говорит: «Дети мои! сие пишу я вам, чтобы вы не грешили; впрочем, если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира». Но к чему хочу привести вас, усерднейшая сотрудница, сею нитью мыслей? К тому, чтобы мы с вами не сбивались с истинного к истинной жизни пути, который нам показал Иисус Христос, когда сказал: «Аз есмь путь, истина и жизнь», чтобы мы с вами не думали самодельщиною своею прибавить к возрасту преуспеяния во Христе локоть один. Чтобы мы в самолюбивом стремлении к чистоте совершенства и к полному освобождению от самолюбия, не предваряли времени искупления вожделенного и окончательного, сего времени, которое во власти Божией, чтобы мы в суетливости горделивой и своенравной ее бегали из угла в угол, безрассудно изменяя дела служения, но чтобы веруя в простоте сердца, что Бог, начав Свое святое дело в нас, совершает оное, как и когда благоугодно Ему, усердно старались угождать Ему трудами всякими – внешними и сердечными.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Впрочем, говорил отец Фотий вполне разумно и обладал прозорливостью. Занимался он изготовлением ложек и продавал их довольно дешево. Если ему давали больше денег, не брал. Часто он жил на подаяния. В то же время Фотий непрестанно совершал молитву, повторяя «Богородице Дево, радуйся». Как-то его спросили, видел ли он Пресвятую Богородицу, и он с готовностью ответил: «Много раз... я видел Иверскую...». Хотя он ни разу не был в Иверском монастыре. Говорят, что преподобный Савва, Христа ради юродивый, и неизвестный святой Евдоким из Ватопедского монастыря 314 – это одно и то же лицо. Он проводил жизнь, свойственную Ангелам и бесплотным. В пустынных местах он питался дикой травой, в городах и селениях – тем, что давали в качестве милостыни. У него не было ни каливы, ни постели, ни одежды, ни друзей, ни знакомых... Ходил отец Савва совершенно обнаженным, если не считать тряпицы, покрывавшей самые сокровенные части тела. Он руководствовался словами Священного Писания : Мы безумны Христа ради... Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне ( 1Кор.4:10,11–13 ). Как-то шел отец Савва в один город на Кипре, нагой, «безумный», не имеющий пристанища. Одна женщина сказала: «Какое прекрасное тело у этого человека». Святой, с одной стороны, чтобы пресечь стремление к неге и удовольствию, а с другой – чтобы вразумить женщину не восхищаться суетными и плотскими предметами, пошел и упал в некое вместилище грязи и нечистот. Оттуда он выбрался черным и измазанным, источая зловоние. Этот случай потряс многих очевидцев, особенно ставшую причиной этому женщину, которая горячо и со слезами каялась. Дионисий, Христа ради юродивый (1814–1880) из скита Кавсокаливия, однажды в Великую Пятницу тайно молился в кириаконе в темном углу у дверей. Он думал, что никто его не видит, весь был поглощен молитвой, а ум его пребывал в неком экстатическом состоянии, так что казалось, что он находится в мире ином.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Все это необходимо для того, чтобы семя Нового человека « стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его » (Лк. 13: 19). Свт. Кирилл Александрийский пишет: « Он есть виноградная лоза; а мы срослись с ним на подо6ие розог, связуемые с Ним чрез освящение единением по Духу » [viii] . Свт. Тихон Задонский ему вторит: « Чрез крещение люди прицепляются истинной Лозе » [ix] . В Евангелии Господь Иисус Христос говорит: « Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего » (Ин. 15: 5). В данном случае опять же идет обращение к области сельского хозяйства. Деревья, плодами которых так любит лакомиться человек, появляются все же не сами по себе. Сначала такое дерево существует в виде побега-дичка - т.е. дикой яблони, выросшей от корней исходного культурного древа. Плоды такого дичка мелкие, горькие и, фактически, непригодные в пищу. Когда же дичок окрепнет (1-2 года) к нему прививают черенок (кусочек ветки) от культурной яблони, из которой впоследствии (за 2-3 года) формируют основной ствол. Так выращивают саженцы культурных яблонь, которые и покупают садоводы. Таким же образом происходит привитие смертной природы человека Животворящей Лозе - Христу. Однако, в отличие от растений, которые не имеют сознания и силы воли для человека жизнь во Христе - это постоянное волевое действие. Свт. Иоанн Златоуст предупреждает: « Не просто будем держаться Христа, но прилепимся (κολληθμεν - приклеимся) к Нему; так как, если отделимся, погибнем » [x] . В наши дни очень важно подчеркнуть, что Таинство Крещения - это не магическое действие, «прикрывающее» крещаемого младенца «щитом небесной безопасности» и награждающее взрослого «волшебной палочкой» благополучия. Таинство Крещение - это действие, открывающее «дверь» целому ряду других действий (в совокупности именуемым духовной жизнью) и бессмысленное, если оных (иных действий) нет и даже не предвидится. В Евангелиях духовная жизнь уподобляется « закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё » (Мф.

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/20/...

Выше было сказано, что Иисус Христос, для удаления от многолюдства, приказал ученикам отплыть на другую сторону Галилейского озера или моря (18 ст.). Евангелист Марк, повествуя о том же, говорит, что за лодкою И. Христа последовали другия лодки с народом (гл. 4, ст. 36). 24. И с, трсъ великъ бысть въ мори, коже кораблю покрыватис волнами: той же спаше. И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал Так как Галилейское озеро окружено горами, то, при появлении ветра, быстро, часто совершенно внезапно, происходили тут сильные бури: ветер, вырываясь из-за гор, производил их. Бури эти были опасны для пловцов (чит. объясн. 18 ст. 4 гл.). Той же (а Он, И. Христос) спаше (спал); у Евангелиста Марка говорится, что Христос спал на корме; спал потому, что это путешествие было вечером, после утомивших Его дневных трудов (4:35–38). Своим примером Господь показывал, что и во время опасности можно быть совершенно спокойным, когда совесть мирна и чиста. 25. И пришедше учнцы возбдиша глаголюще: гди, спси ны, погибаемъ. Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем 26. И гла имъ: что страшливи маловри; Тогда воставъ запрет втрмъ и морю, и бысть тишина И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина Что страшли ви есте, маловере (что вы так боязливы, маловерные?). Т. е. «зачем вы забыли, что с вами Сын Божий и что с Ним вы всюду безопасны? Как могли вы подумать, что может погибнуть Тот, Кто творит пред вами столько чудес? Если же Он с вами, то нечего бояться вам». Не называет неверными, а маловерными, потому что, когда они сказали: Господи, спаси нас! показали в этом веру; но слово погибаем, не было уже от веры (Феоф.). Как равно и в том, что апостолы думали, что И. Христос, вставши от сна, может укротить бурю, была вера, но в том, что Он может сделать это и во время сна, было маловерие. Запрети ветром и морю, и бысть тишина велия (сделалась великая тишина). В минуту своей дикой ярости, природа узнала голос Того, Кто был её Творец и Владыка, и радостно возвратилась в послушание Ему (Троиц, лист.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Глава 32 Втор.32:2 .  Польется как дождь учение мое, как роса речь моя, как мелкий дождь на зелень, как ливень на траву. Сравнения, указывающие на благотворность внимательного отношения к последующим словам пророка. Втор.32:8 .  Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых Втор.32:9 .  ибо часть Господа народ Его, Иаков наследственный удел Его. Расселяя на земле после потопа и столпотворения человеческий род, Господь уже предвидел те географические грани, в которые будет заключен Его будущий избранный народ; расположение и пределы других народов как бы стояли в теснейшей связи с численностью, пределами и назначением Его «удела» ( Исх. 19.15 ). Втор.32:10 .  Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего; Фактическое усвоение еврейского народа Иеговой произошло в пустынях, лежавших на пути странствования из Египта в Ханаан. Втор.32:13 .  Он вознес его на высоту земли и кормил произведениями полей, и питал его медом из камня и елеем из твердой скалы, «Вознес его на высоту земли», т. е. возводил на высокие горы. «Питал его медом из камня», т. е. медом, который в безлесных местностях собирается и копится пчелами в расщелинах скал. «Елеем из твердой скалы», т. е. елеем маслин, растущих на твердой почве. Втор.32:14 .  маслом коровьим и молоком овечьим, и туком агнцев и овнов Васанских и козлов, и тучною пшеницею, и ты пил вино, кровь виноградных ягод. Скот, пасшийся на тучных пастбищах Васана, отличался особенной упитанностью ( Пс 21.13 ; Иез 39.18 ). Втор.32:17 .  приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали, новым, которые пришли от соседей и о которых не помышляли отцы ваши. «Приносили жертвы бесам». См. 1Кор 10.19–21 . Втор.32:21 .  они раздражили Меня не богом, суетными своими огорчили Меня: и Я раздражу их не народом, народом бессмысленным огорчу их; В ближайшем смысле разумеются народы, порабощавшие Израиль; в более отдаленном – призвание темных, лишенных истинного боговедения, язычников в лоно Христовой Церкви вместо стоявших у ее порога израильтян. «Уверовавшие в Христа Спасителя, – замечает блаж. Феодорит, – не один народ, но бесчисленное множество народов. И они были некогда «неразумливы» и несмысленны, как говорит блаженный Павел: « Бехом бо иногда и мы несмысленни, и непокориви и прельщени, работающе похотем и страстем различным» ( Тит 3.3 ). Потому Бог и говорит: «Как вы, оставив единого Бога, предпочли многих лжеименных богов, так и Я, отвергнув один народ, дарую спасение всем народам. Но вы, воздав почитание тем, которые не суть боги, но сделали их богами; а Я и неразумливые народы исполню божественной мудрости; и вы, видя это, будете истаевать от зависти» (Толк. на кн. Втор., вопр. 41).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX XXI XXII XXIII XXIV XXV XXVI XXVII XXVIII Предисловие О том, что много было таких, которые написали Евангелия, об этом свидетельствует и евангелист Лука, говоря: «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова» ( Лк. 1, 1–2 .), это ясно показывают и сохраняющиеся до настоящего времени памятники, которые были изданы различными составителями и послужили началом разного рода ересей, – каковы Евангелия и от Египтян, и от Фомы, и от Матфея, и от Варфоломея, а также от Двенадцати апостолов и от Василида, и Апеллеса, и прочих, которых было бы трудно и перечислить. Вместе с тем в настоящее время нам необходимо сказать только то, что были некоторые из них, кто без содействия Духа и благодати Божией заботились более о том, чтобы только составить повествование, чем о том, чтобы представить действительно бывшие деяния. К этим именно по справедливости может быть применено такое пророческое слово: «Так говорит Господь Бог: горе безумным пророкам, которые водятся своим духом, и ничего не видели! Они видят пустое и предвещают ложь, говоря: «Господь сказал»; а Господь не посылал их» ( Иез.13:3, 6 ). О них же и Спаситель говорит в Евангелии от Иоанна: «Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники» ( Ин.10:8 ), [и именно:] «приходившие», а не «посланные», ибо Он Сам говорит: «Я не посылал их, а они сами побежали» ( Иер.14:14, 23:21 ). В самом деле, в приходящих обнаруживается безумная надменность, а в посланных – преданность верных рабов. А Церковь , основанная по слову Господа на камне, – Церковь , которую Царь ввел в чертоги Свои ( Песн 1:3, 2:4 .) и которой Он протянул руку Свою через скважину тайного входа 1 , подобна дикой козе и лани ( Песн.2:9 ) 2 ; через нее протекают как бы четыре райские реки ( Быт.2:10–14 ); она имеет четыре угла и кольца, посредством которых она движется подобно ковчегу Завета и стражу Закона Господня на деревянных, никогда не вынимаемых из колец шестах ( Исх.25:10–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Глава XLIV 1 . А ныне слушай, Иаков, раб Мой, и Израиль, которого Я избрал. 2 . Так говорит Господь, создавший тебя и образовавший тебя, помогающий тебе от утробы матерней: не бойся раб Мой, Иаков, и возлюбленный Израиль, которого Я избрал; „Возникала ли страна в один день? рождался ли народ в один раз, как Сион? вопрошает пророк в гл. 66-й (ст. 8). Образование народа Израильского в один день, в пустыне было чудом, совершившимся после прообразовательного крещения „в облаке и в море“ ( 1Кор. 10:2 ), когда беспорядочная толпа почувствовала себя охваченною живительною силою Духа Божия, почувствовала себя единым народом в общности веры и благодарности к Господу, что и выразилось во вдохновенной песни, записанной в XV главе кн. Исход. О чудесном образовании народа говорит и Моисей во Второзаконии ( Втор. 32:10–13 ): „Господь нашел этот народ в пустыне, в степи печальной и дикой.... и вознес этот народ на высоту земли“. К этому народу, созданному не обыкновенным историческим путем 1455 , а возникшему и введенному в число народов, с дарованием ему удела, по особой воле Божией, призывавшей его и к особой высшей духовной деятельности, – к этому народу обращены слова пророчества, напоминающие ему о том, что он создан и образован и избран по особой воле Божией 1456 . 3 . ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; изолью дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих. 4 . И будут расти между травою, как ивы при потоках вод. Мы видели в конце 43-й главы (ст. 25), что Господь обещает Сам изгладить преступления человеческие; но народ Израильский лишается священства (ст. 28). От этого времени пророчества обращены ко всему человечеству, хотя чрез Израиля 1457 , из которого, как и прежде указывал Исаия, только остаток спасется 1458 . Поэтому слова ст. 3–4 наст. главы обращены к верующим Израиля, к тому „остатку“, который разнесет по всему миру благую весть о пришествии Еммануила и о спасении. Ст. 3 повторяет мысль, высказанную Исаией XXXII, 15: „Дух излиется на нас свыше“ 1459 . Вода на священном языке символ жизни, как мы видели выше. Очевидно, что это пророчество получило свое исполнение лишь после священной великой тайны Искупления, ниспосланием Утешителя, Духа Святого, на всех верующих в Господа Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Голод его был так силен, что когда Иаков заметил ему, чтобы он продал ему за это кушанье свое первородство, то Исав даже не обратил внимания на предложение Иакова и в нетерпении заметил: «вот я умираю, что мне в этом первородстве?» Исав знал, что с первородством он продавал все свои духовные преимущества и все права на обладание землею обетованной. Но по своей дикой и грубой натуре он, видимо, не придавал никакого значения первым, а что касается последних, то быть может надеялся возвратить их себе при помощи благосклонности к себе отца и даже прямым насилием над кротким братом, и таким образом он из-за удовлетворения своего голода продал свое первородство за «красную» чечевицу, отчего и «дано ему прозвание: Эдом» (красный). Между тем, в стране наступил один из тех голодных годов, которые и прежде вынуждали патриархов выселяться для пропитания в соседние, более плодородные страны. Исаак решил последовать примеру своего отца патриарха и хотел переселиться в Египет, но ему запрещено было, и он провел голодный год в пределах филистимского царя Авимелеха, где с ним и с Ревеккой повторилась та же история, которая была и с Авраамом 42 . Именно, он выдавал Ревекку за свою сестру, но когда открылась правда, Авимелех (вероятно сын Авраамова современника того же имени) оказал ему особенное покровительство и почтение. Благодаря этому Исаак мог начать более оседлую жизнь и приступил к земледелию. «И сеял Исаак в земле той, и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь. И стал великим человек сей, и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим. У него были стада мелкого и стада крупного скота и множество пахотных полей». Но филистимляне скоро стали завидовать его богатству, начали притеснять его, зарывали колодцы, вырытые Авраамом, и вообще заводили ссоры, вынудившие, наконец, Исаака выселиться отсюда в Вирсавию. Там в подкрепление ему явился Господь, подтвердивший ему Свое благословение и обетование, и Исаак устроил там жертвенник, и призвал имя Господне.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Грозно, неумолимо слово Божие, и все исполнится по реченному Богом. Однако Бог бесконечно милостив — долготерпелив и многомилостив, — и Он никогда не лишает нас надежды. Если мы послушны заповеди Его, Он не замедлит с исполнением Своих самых лучших обетований. Вот что обещает Бог Аврааму: «Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословении». Еще раз нам открывается, откуда берется, в чем заключена крепость народа. Она от Бога и в Боге. Бог обещает произвести от одного верного Ему человека целый народ — любимый Им народ, избранный Им народ, который всегда будет любимым, пока он хранит верность своему Господу. Когда Бог взял Авраама от своего собственного народа, Он дал ему обетование сделать его родоначальником другого народа. Он отсек его как ветвь от дикой маслины, чтобы тот стал корнем доброй. Здесь было великое испытание веры Авраама, потому что он был уже стар, и жена его была давно неплодной. И пусть это будет нам также в напоминание — как бы ни был ослаблен наш народ, сколь бы численно не уменьшился он, какие бы непреодолимые естественные преграды для его роста ни возникали — Бог может все чудесно изменить. Услышим то, что Бог говорит Аврааму, устанавливая завет между Собой и верным Ему человеком: «Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну». Теперь как никогда должно быть ясно, что в нашей нынешней войне, последней всемирной и духовной войне, которая идет сейчас, вся наша защита от многочисленных врагов — Господь Бог наш. И все нападение наше — Господь Бог наш. Если Бог с нами — кто против нас? Но если Бог против нас, говорит святитель Феофан Затворник, — то кто за нас? И вот обетование, венчающее все остальное: «И благословятся в тебе все племена земные», потому что это обетование указывает на Мессию, на Христа, в Котором все обетования «да» и «аминь». Иисус Христос — великое благословение рода человеческого, самое величайшее, какое когда-либо было. Если покается наш народ и если он снова будет со Христом, он не только себя сохранит, но благословение его распространится на все народы. В последние времена, как и в первые, все совершается по слову Господню: «Вот Я положил пред тобою жизнь и смерть. Избери жизнь, чтобы жил ты и потомство твое». Уразумеем самое главное, что речь здесь идет не только о временной жизни и смерти, а о вечной нашей участи, о вечной участи всех людей. И столь велика сила покаяния, что Бог силен Крестом Своим «из камней сих воздвигнуть чад Авраамовых».

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/12/v_...

Грозно, неумолимо слово Божие, и все исполнится по реченному Богом. Однако Бог бесконечно милостив ? долготерпелив и многомилостив, ? и Он никогда не лишает нас надежды. Если мы послушны заповеди Его, Он не замедлит с исполнением Своих самых лучших обетований. Вот что обещает Бог Аврааму: «Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословении». Еще раз нам открывается, откуда берется, в чем заключена крепость народа. Она от Бога и в Боге. Бог обещает произвести от одного верного Ему человека целый народ ? любимый Им народ, избранный Им народ, который всегда будет любимым, пока он хранит верность своему Господу. Когда Бог взял Авраама от своего собственного народа, Он дал ему обетование сделать его родоначальником другого народа. Он отсек его как ветвь от дикой маслины, чтобы тот стал корнем доброй. Здесь было великое испытание веры Авраама, потому что он был уже стар, и жена его была давно неплодной. И пусть это будет нам также в напоминание ? как бы ни был ослаблен наш народ, сколь бы численно не уменьшился он, какие бы непреодолимые естественные преграды для его роста ни возникали ? Бог может все чудесно изменить. Услышим то, что Бог говорит Аврааму, устанавливая завет между Ним и верным Богу человеком: «Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну». Теперь как никогда должно быть ясно, что в нашей нынешней войне ? последней всемирной и духовной войне, которая идет сейчас, ? вся наша защита от многочисленных врагов ? Господь Бог наш. И все нападение наше ? Господь Бог наш. Если Бог с нами ? кто против нас? Но если Бог против нас, говорит святитель Феофан Затворник, ? то кто за нас? И вот обетование, венчающее все остальное: «И благословятся в тебе все племена земные», потому что это обетование указывает на Мессию, на Христа, в Котором все обетования «да» и «аминь». Иисус Христос ? великое благословение рода человеческого, самое величайшее, какое когда-либо было. Если покается наш народ, если он снова будет со Христом, он не только себя сохранит, но благословение его распространится на все народы. В последние времена, как и в первые, все совершается по слову Господню: «Вот Я положил пред тобою жизнь и смерть. Избери жизнь, чтобы жил ты и потомство твое». Уразумеем самое главное, что речь здесь идет не только о временной жизни и смерти, а о вечной нашей участи, о вечной участи всех людей. И столь велика сила покаяния, что Бог силен Крестом Своим «из камней сих воздвигнуть чад Авраамовых».

http://moral.ru/о-призвании-авраама/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010