Сохранились также некоторые древние толкования на книгу Иова, принадлежащие неправославным авторам. Два толкования принадлежат арианским авторам. Одно толкование на греческом языке составлено в IV веке арианином Юлианом. Другое толкование, составленное на латинском языке, принадлежит неизвестному арианину. Сохранилось также токование на книгу Иова, составленное в V веке пелагианином Юлианом Экланским. Юлиан Экланский использовал перевод блаженного Иеронима . На сирийском языке сохранилось токование несторианского епископа IX века Ишодада Мервского. 9 2.4. Личность праведного Иова. Место и время его жизни «Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удален от всякого зла» ( Иов.1:1 ). Имя Иов означает «враждующий». Согласно приписке к 42 главе книги Иова, это имя было ему дано после перенесенных им страданий. Первоначальное же имя Иова было Иоав. Существуют разные предположения о местоположении земли Уц. По наиболее распространенному мнению, эта местность находилась между Палестиной и Аравией, простираясь от северо-восточных границ Идумеи до реки Евфрат. Содержание приписки к 42 главе, заимствованной из «Сирской книги», интересно тем, что в ней делается попытка возвести родословную праведного Иова к библейским патриархам Аврааму и Исааку через Исава и его потомков. Для этого в ней используется родословная идумейских князей, потомков Исава, взятая из книги Бытия. Приписка отождествляет Иова с одним из этих князей – Иоавом: «И умер Бела и воцарился Иоав, сын Зераха из Бесоры» ( Быт. 36, 33 ). Существует восходящая к древним временам арабская традиция, согласно которой Иов (араб. – Айюб) жил в Авране (Ватанее), являющемся частью древней скотоводческой области Васан (позже Васан был известен под именем Ватанея). Авран – это область, лежащая к юго-востоку от Дамаска. На западе Авран граничит с упоминаемой в Евангелии землей Генисаретской (Гергисинской). Местность Макам-Айюб (благодатная могила Иова) – место паломничества арабов. Вблизи Макам-Айюба еще в 19 веке находились развалины христианского монастыря св. Иова. Тогда же там показывали купальню Иова, камень Иова, источник Иова. Монастырь св. Иова существовал в Макам-Айюбе в доисламскую эпоху. Евсевий Кесарийский и блаженный Иероним именно Васан считали местом жизни Иова.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

В восемнадцати километрах к югу от Иерусалима, в низине, между холмов, расположен город Вифлеем. Здесь родился Господь наш Иисус Христос. По другую сторону Иордана, на восток, вся местность называется Заиорданье. В древние времена там жили моавиты и аморреи, преграждавшие Моисею путь к обетованной земле. Севернее лежала земля Уц, родина праведного страдальца Иова. В своей северной части Заиорданская Палестина обнимала пять округов: Итурею, Голан, Трахонитиду, Ватанею и Авран. К югу от Голана и к западу от Аврана был расположен ряд городов, известных в Евангелии под общим названием Десятиградия, или, по-гречески, Декаполис. Эти города не раз посещал Христос. Южная часть Заиорданья называлась Галаад, или Перея. Политическое положение Палестины. Перед пришествием в мир Спасителя и во время Его земной жизни Палестина находилась под властью Римской мировой Державы. Еще в 63 году до Рождества Христова римский полководец Помпеи ввел свои войска в Иудею и присоединил ее к римской провинции Сирии. Спустя немного времени (в 713 году от основания Рима, или в 37 году до Рождества Христова) идумейский князь Ирод, прозванный Великим, получил от Римского Сената царский титул и в течение тридцати семи лет управлял всей Палестиной и Идумеей. Войдя в состав Римской империи, иудеи оказались в самой гуще мирового политического, социального и религиозного брожения. В те годы Рим достиг высшего расцвета. Капитолий гордо вознесся над миром, внушая почтение и страх многочисленным народам, населявшим и окружавшим империю. Римские чиновники наводняли отдаленнейшие уголки огромного государства, взимая с провинций колоссальные налоги. Не затрагивая видимости самоуправления провинций, римские диктаторы постепенно лишали их военной и политической самостоятельности. Обещая, подкупая, принуждая, они и у себя на родине положили конец всем политическим свободам, разгромив республиканскую партию и создав режим военной диктатуры. После борьбы диктаторов в гражданской войне Октавиан Август стал самодержавным правителем Римской империи с титулом принцепса. Вскоре по всей стране Августу стали воздвигать храмы и статуи, ему пели славословия, его объявили «сотером»— спасителем мира.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

4:42,43. Новый удел сынов Симеона. Новые земли, на которых поселились потомки Симеона, расположены к югу от предназначенной им территории в пустыне Негев, но, вероятно, далее к западу от равнины Арава и к востоку от Кадес-Варни. Чтобы добраться туда, требовалось преодолеть расстояние в 40–50 миль. 5:1. Лишение Рувима права первородства. Более подробные сведения об этом приводятся в Быт. 35:21,22 . 5:8,9. Область поселения. Земля рувимлян в Трансиордании простиралась вдоль северной половины Мертвого моря, от реки Арнон на юге до плато Медева и горы Нево на севере. Эта территория, часто находившаяся во владении моавитян, составляет около 20 квадратных миль. 5:10. Агаряне. В надписях Тиглатпаласара III упоминается арамейское племя Hagaranu, которое ряд исследователей отождествляют с агарянами. О них в тот период, однако, практически ничего неизвестно. 5:16. Земля Гадова колена. Галаад и Васан тянутся с севера на юг почти на 100 миль. Галаад – это холмистая местность в ТрансИордании от реки Иавок на юге и почти до реки Ярмук на севере. На севере Васана (ныне известного как район Голанских высот) расположена гора Ермон, на востоке – гора Jebel Druze (Авран), на западе к нему примыкает Галилейское море, а на востоке – долина реки Ярмук. Собственно Васан ограничен районом верхнего течения реки Ярмук и представляет собой обширное плодородное плато, которое славится своими пастбищами. Салха (ст. 11) находится примерно в 60 милях к востоку от Галилейского моря, к югу от горы Авран. Пастбищные угодья Саронской долины расположены в Трансиордании, точное место их не установлено. Надпись на Моавитском камне также связана с этой областью, хотя не приводит точных данных о ее местонахождении. 5:19. Война с агарянами и их союзниками. Союзниками агарян были племена из Аравии. Иетур (в новозаветное время – Итурейская область, к юго-востоку от Галилеи, см.: Лк. 3:1 ) и Нафиш были потомками Измаила ( Быт. 25:15 ). Район Нафиша упоминается в письме VII в. до н. э. ассирийскому царю Ашшурбанипалу. Надав (возможно, Адбеел в Быт. 25:13 ), по-видимому, тоже присутствует в ассирийских анналах Тиглатпаласара III как племя в Трансиордании. Об этих народах и об этой войне, помимо данных упоминаний, больше ничего не известно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

У Арама было четыре сына: Уд, Хул, Гефер и Маш. Имя первого из них Уд тождественно с именем местожительства патриарха Иова. Вследствие этого оно подвергалось самым тщательным и многочисленным исследованиям, но позднейшее и более тщательное исследование всего этого предмета, по-видимому, приводит к отождествлению его с Васаном, к востоку от Иордана, включая округ Ватанею, Трахонитскую область, Авран и Итурею, исключая однако же Галаада. В этой области, по преданию, находилась «земля Иова», и народ еще и теперь называет ее так, указывая и самое местожительство патриарха в плодороднейшей части Авранских равнин. Там доселе существует хижина, известная под названием «Иовово место», и показываются источники, в которых, по свидетельству Корана, Иов омывался после выздоровления. Уже в IV веке по Р. Хр. Евсевий Кесарийский считал эту страну родиной патриарха, и Златоуст свидетельствует о том, что народ стекался туда со всех частей света с целью увидеть груды пепла, на которых сидел Иов, и облобызать землю, ставшую священною вследствие воспоминаний о нем. Такому предположению не противоречит и то обстоятельство, что местожительство Иова иногда относится, по-видимому, к Аравии, так как это последнее название прилагалось одинаково и к Аврану, причем его южный город Восора относился к Аравии даже И. Флавием, который считает самый Авран страною Уца, признававшегося основателем Дамаска и Трахониты. Хул был, по-видимому, родоначальником племени, поселившегося вокруг озера Меромского, еще и доселе известного под названием Эл-Хуле. Это отчасти болотистая местность, покрытая густыми камышами, и впоследствии была любимым местом охоты Ирода Великого, который охотился здесь за дикими кабанами и другими большими животными. Но область эта поднимается к западу более, чем на 1000 футов и еще выше по направлению к востоку, хотя весь округ не более 8–9 верст шириною и около 30 от севера к югу. С именем Гефера, третьего сына Арамова, связывается название области Итуреи, лежащей между Уцом или Авраном на востоке и Хулом на западе. Это быть может тот округ, из которого, как царства Гесурского, Давид взял себе жену Мааху, мать Авессалома. Маш, называемый в переводе 70 Месехом вероятно населил окрестности горы Масия, в северной Месопотамии, к югу от Армении; но еще с большею вероятностью следы этого племени можно находить неподалеку от Эл-Хуле в местности, известной под названием Маис-эл-Джебель. 99

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Современный нам ученый путешественник Ветцштейн сообщает следующие интересные сведения о месте-жительства Иова: «Во всех больших описаниях путешественников по Палестине и Сирии Авран называется отечеством Иова. В самом же Авране путешественник слышит это на каждом шагу. Удивляется ли плодородию целой страны или пашням какой-либо деревни; ему говорят: не есть ли это страна Иова? не принадлежит ли она к деревням Иова? Так что в народном представлении Авран и страна Иова – понятия однозначащие. Если же справляться собственно о той части страны, в которой жил сам Иов, то укажут на центральный пункт Аврана, авранскую равнину и еще определеннее – на местность между городами Нава и Эдреат, которая считается самою плодородною частью страны, покрыта развалинами деревень, монастырей, древних зданий, и еще доселе относительно хорошо обработана» 1 . И бе человек он истинен, признавая ложь злом, он желал быть безукоризненно честным пред строгим судом своей совести; непорочен, желал быть невинным, пред лицом закона, карающего за нарушение прав ближних; праведен, внутренние свои великие достоинства он обнаруживал в добродетельной жизни, сохранял в себе совершенство человеческой души, подавляя страсти, избегая пороков; благочестив, постоянно памятовал о Боге, питал благоговейный страх к Нему,, приносил Ему жертвы, старался и в других воспитывать и поддерживать богопочтение, удаляйся от всякия лукавыя вещи, не позволял себе никого ввести в обман, или принять участие в коварном совете, или явиться в суде в качестве обвинителя, свидетелем, судии – по неправому делу против невинного. Ст. 2. Быша же ему сынове седьм, и дщери три. Таким семейством благословил Господь Иова за его великое благочестие. Иметь и видеть живыми многих детей, преимущественно сыновей, было особенно великим утешением для родителей в ветхозаветные времена. Ст. 3 И бяху скоти его – супруг (сопряженных пли запряженных попарно) волов пят сот, для обширных полевых работ и для торговли; и дела велия бяху ему на земли, предметов хозяйства и дел этого рода у Иова было весьма много.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

798 Эта психологическая вероятность вполне подтверждает историческую достоверность Аравийского путешествия и совершенно устраняет возражения R. Smeck«a (Der Galaterbrief, S. 89–91) и Prof. Daniel Völmer»a (Die Komposition der paulinischen Hauptbriefe, I. Der Römer – und Galaterbrief. Tübingen 1890. S. 124), достаточно разобранные у Prof. Johannes Glöel (Die jungste Kritik des Galaterbriefes auf ihre Berechtigung geprüft, Erlangen und Leipzig 1890, S. 48–51) и у Dr. J. M. S. Baljon, Verhandeling over den brief aan Galatiërs, bl. 141–142. 799 Так думает the Rev. George Matheson в своем сочинении The Spiritual Development of St. Paul (p. 76), весьма интересном и поучительном по многим наблюдениям, но построенном крайне искусственно и богатом разными странностями. 800 Этим достаточно устраняются все сомнительные предположения относительно данного эпизода. Таково мнение (W. J. Tiersch " а в Die Kirche im apostolischen Zeitalter, S. 715, по примеру Sepp ’s Das Leben Christi IV, 1845, S. 46–47), будто св. Павел пошел в Аравию ради своей защиты у царя Арефы. Личность последнего не играла существенной роли в деле Апостола и соприкасается с ним совершенно случайно ( 2Кор. 11:32 ). Посему и нельзя отрицать Аравийское путешествие на том основании, что обращенный не мог удаляться в область повелителя враждебного ему этпарха, как это находим в книге Die unechtheit des galaterbrifes. Ein beitrag zu einer kritischen geschichte des urchristentums von J. Friedrich (Maeliss) [Halle a. d. S. 1891, S. 35], который напрасно (и несправедливо, если намеренно) забывает, что вмешательство Аравийского правителя Дамаска должно падать во всяком случае на позднейший период – по возвращении Апостола в этот город. 801 На этом основании, подкрепляемом снесением с Гал. 4:25 , нельзя согласиться с интерпретациею арабского переводчика, который передает термин ραβα чрез El Belka – в смысле местности, прилегающей к Мертвому Морю. Значит, это и не Авран, как думают многие из новейших экзегетов, а Синайский полуостров, к чему склоняется (к сожалению, не вполне решительно) и Prof. George Adam Smith в The Historical Geography of Holy Land, London 1894, p. 620. Cp. еще Prof. George Rawlinson, St. Paul in Damascus and Arabia, London (Society for Promoting Christian Knowledge), p. 131–135.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

«— А я, каюсь вам, не люблю России. — Для какой причины?— спросил Евангел. — Да что вы в самом деле в ней видите хорошего? Ни природы, ни людей. Где лавр да мирт, а здесь квас да спирт, вот вам и Россия. Отец Евангел промолчал, нарвал горсть синей озими и стал ею обтирать свои запачканные ноги. — Ну, природа,— заговорил он,— природа наша здоровая. Оглянитесь хоть вокруг себя, неужто ничего здесь не видите достойного благодарения? — А что же я вижу? Вижу будущий квас и спирт, и будущее сено! Евангел опять замолчал и наконец встал, бросил от себя траву и, стоя среди поля с подоткнутым за пояс подрясником, начал говорить спокойным и тихим голосом: — Сено и спирт! А вот у самых ваших ног растёт здесь благовонный девясил, он утоляет боли груди; подальше два шага от нас, я вижу огневой жабник, который лечит чёрную немочь; вон там на камнях растёт верхоцветный исоп, от удушья; вон ароматная марь, против нервов; рвотный капытень; сон-трава от прострела; кустистый дрок; крепящая расслабленных алиела; вон болдырян, от детского родилища и мадрагары, от которых спят убитые тоской и страданием. Теперь, там, на поле, я вижу траву гулявицу от судорог; на холмике вон Божье деревцо; вон львиноуст от трепетанья сердца; дягиль, лютик, целебная и смрадная трава омен; вон курослеп, от укушения бешеным животным; а там по потовинам луга растёт ручейный гравилат от кровотока; авран и многолетний крин, восстанавливающий бессилие; медвежье ухо от перхоты; хрупкая ива, в которой купают золотушных детей; кувшинчик, кукушкин лён, козлобород... Не сено здесь, мой государь, а Божья аптека» 325 . Тут не просто ботанические познания выявляются, но умение увидеть богатство и красоту творения, умение славить Творца— там где безбожный примитивный рассудок способен усмотреть лишь убогое однообразие. Недаром возражает именно священник— и именно беспомощному умом нигилисту. Вообще к русскому началу «новые люди» испытывают ненависть. «...Я бы лучше всех этих с русским направлением передушила» 326 ,— заявляет энтузиастка Ванскок. Русским направлением называли в то время славянофильство. Ненависть к России раскрывается таким образом как неприятие Православия прежде всего. Как безбожие. Такое отношение сохранится навсегда— тут Лесков тоже пророк.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Дом же или двор Тикон Симмах переводит двор средний, который простирается до границ Аврана, следовательно Тикон означает средину; Авран, который LXX на греческий язык перевели чрез Аврантиду, – гнев. Асер же Енон, составляющий границу с Дамаском, на нашем языке называется двор источника. Таким образом, северная сторона начинается от моря великого чрез Ефалон, означающий колыбель скорби, и чрез покаяние достигает Садады, где происходит уклонение сбоку [то есть в стороны]. Ибо мы понимаем грозящий нам Емаф, то есть гнев Божий, или, когда мы познаем Емаф, как истину, то открываются для нас колодези Берота, ископанные праотцами (principes), Авраамом, Исааком и Иаковом, и чрез долгий обход достигаем гор Саварим, находящихся между Дамаском, то есть кровью власяницы, и границей Емафа, [то есть], как выше мы сказали, истины. Ибо, как чрез скорбь мы отвращаем грозящие нам бедствия и уклоняемся в сторону; так после крови и власяницы кровавой жизни, прежде чем достигнуть границ Емафа, мы делаем обход и достигаем гор, о которых написано: горы окрест его и Господь окрест людей Своих ( Пс. 124:2 ). Это место называется двор Тикон, то есть двор средний, как перевел Симмах, на границах Аврана, что означает гнев, и вместе с пророком мы можем сказать: гнев Господень стерплю, яко согреших Ему ( Мих. 7:9 ). И от моря до границ Дамаска, в котором и апостол Павел после иудейской ярости и пролития церковной крови узрел при слепоте свете и, приняв власяницу старого преследования, проповедал евангелие, чтобы прибыть во двор вечного источника и, быв прежде на севере, достигнуть области истины. Далее восточная сторона между Авраном, и между Дамаском, и между Галаадом и между землею Израильскою; Иордан разграничивает [ее]; до моря восточного измерьте восточную сторону. Вместо сего в книге Числ находим написанным следующее: «затем пусть будут отмерены границы с восточной стороны от города Енана, то есть Асер-Енона, до Сефама, и от Сефама пойдут границы до Реблы к источнику, потом они пойдут на восток к морю Хенерет и дойдут до Иордана и, наконец, преградятся морем» ( Чис. 34:10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Салманасар обычно отправлялся в военные походы в начале мая, но, учитывая, что от Ассирии до Дамаска около 550 миль, он не мог появиться здесь ранее середины июня. Как только Азаил получил донесение о приближении Салманасара, он поспешил на север и встретил ассирийское войско у горы Ермон. Ииуй, оставаясь в Рамофе Галаадском, также получил известие о приближении Салманасара и столкнулся с необходимостью ответить на вопрос, какой будет позиция Израиля в сложившихся условиях. Опирающийся на поддержку проассирийской группировки и воодушевленный пророческим помазанием, Ииуй решился на государственный переворот. За то время, что Салманасар безуспешно осаждал Дамаск и опустошал Авран, Ииуй истребил дом Ахава и всех почитателей Ваала. Утвердив свою власть, он добровольно позволил Салманасару пройти через Изреель и заплатил ему дань у горы Кармил. 9:14–16. Путь из Рамофа Галаадского в Изреель. Расстояние от Рамофа до Изрееля составляет около 45 миль. Изреель представляет собой городище площадью 15 акров, расположенное у юго-восточного входа в Изреельскую долину между холмом Море и горой Гелвуй. Именно здесь Ахав построил свою зимнюю резиденцию. Раскопками обнаружены остатки огромного царского дворца этого периода, занимающие большую часть кургана (см. коммент. к 9:30). 9:21. Навуфей. О событиях, связанных с Навуфеем, см. в коммент. к 3Цар. 21 . 9:22. Идолопоклонство и волхвование. Подобное обвинение приводилось в качестве повода для низложения царицы-матери уже в середине 2-го тыс. до н. э., когда хеттский царь Мурсили выступил против вавилонской жены своего покойного отца на том основании, что она занимается колдовством. Следует иметь в виду, что оба царя, с которыми говорит Ииуй, были связаны с Иезавелью родственными узами: она была матерью Иорама и бабкой Охозии. 9:27. Беф-Агган, Гур при Ивлеаме, Мегиддон. Охозия бежал по дороге, ведущей из Изрееля на юг. Это был не только путь к дому (в Иудею), но и в северную столицу, Самарию, где он мог рассчитывать на защиту. Дорога на юг огибает восточный край Изреельской долины вдоль подножия горы Гелвуй.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Он назначал призы для пришедших к упадку олимпийских игр, чтобы вновь придать им прежний блеск. За все это его превозносили до небес даже обыкновенно недолгопамятные легкомысленные сирияне и греки. Август был доволен им и выражался касательно его, что «Ирод достоин того, чтобы носить корону Сирии и Египта». Осязательную пользу он получил от этой своей безумной страсти в том, что Август подарил ему округ Батанею (Васан), возвышенность Авранитскую (Авран), и изрытую вулканами дикую Трахопитиду к северу от Аврана, и кроме того по-видимому Итурею, к востоку от Ермона и Ливана, так как эти области кишели разбойничьими шайками и владеть ими никто не был бы в состоянии, кроме Ирода. Подарок был не совсем приятный; так как Ироду приходилось выдерживать много борьбы с жителями, которые жили как дикие звери, и для обуздания отправить в Трахонитиду 3000 идумеев. Даже и позднее, незадолго до своей смерти, Ироду приходилось принимать меры для предотвращая разбойнических набегов трахонитидцев. Чтобы обуздывать трахонитидцев, Ирод пригласил поселиться в Васане одного вавилонско-иудейского вождя Цамариса, который, с большим семейством в сто человек и с пятьюстами вооруженных всадников переселившись за Евфрат, получил от Августова наместника в Сирии позволение поселиться к северу от озера Меромского, близ Улафы. Смелые воины Цамариса с успехом исполнили это свое назначение и заложили в этой области замки и город Бафиру. Они служили также и прикрытием для храмовых приношений, который ежегодно провозились из Вавилонии в Иерусалим. Так как вся политика Ирода направлялась только к тому, чтобы нравиться чужеземцам, заискивать у римлян, и встречать любовь у греков, то он и во внутренней жизни своего дворца окружал себя только чужеземцами, в особенности греками. Его ближайшим другом был Николай Дамаскский, в свое время знаменитый, философски образованный оратор и историк, который часто действовал вместо него и, в случае надобности защищал его пред Октавианом кесарем. Брат его Птоломей был его советником и управителем государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010