35-39). В следующих трех главах — девятой , десятой и одиннадцатой святой Апостол выражает свою " великую печаль " и " непрестанное мучение сердца " (Рим. 9:2 [ 1 ]) об упорном неверии иудеев во Христа Спасителя и отвержении их Богом от Церкви Христовой, и доказывает, что сам Израиль виновен в своем отвержении, так как ищет оправдания не в вере во Христа Спасителя, а в исполнении внешнего обрядового закона Моисеева. При этом святой Апостол выражает убеждение, что как отвержение касается не всех иудеев, потому что есть и верующие из них ( " остаток сохранился " Рим. 11:5 [ 2 ]), так оно не будет вечным для иудейского народа: в свое время и иудеи уверуют во Христа и войдут в Его Церковь. Во временном отвержении иудеев, вполне ими заслуженном, святой Апостол видит особенное проявление премудрости Божией в отношении спасения всего человечества. Фанатизм иудеев, упорно отвергавших веру во Христа, как в Мессию, заставил Апостола обратиться с проповедью о Христе к язычникам. И таким образом упорное ожесточение иудеев против апостольской проповеди имело своим последствием обращение ко Христу язычников (Рим 11:25 [ 3 ]). Успех веры Христовой среди язычников и те духовные блага, которые они получают, возбудит ревность иудеев, и в результате " весь Израиль спасется " (Рим 11:26 [ 4 ]). Поэтому святой Апостол внушает уверовавшим из язычников не кичиться перед иудеями своим спасением. Сравнивая иудейский народ с благородным садовым масличным деревом, у которого " отломились неверием " только ветви, но корень цел и свят , святой Апостол уподобляет язычников " дикой маслине " , привитой к масличному дереву на место отпавших ветвей: " если... ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись пред ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень — тебя " (Рим 11:17-18). К тому же отпавшие ветви опять могут привиться, ибо " Бог силен опять привить их " (Рим 11:23). " ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине " ... (Рим. 11:24).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

35–39). В следующих трех главах — девятой , десятой и одинадцатой святой Апостол выражает свою «великую печаль» и «непрестанное мучение сердца» (Рим 9:2 [ 53 ]) об упорном неверии иудеев во Христа Спасителя и отвержении их Богом от Церкви Христовой, и доказывает, что сам Израиль виновен в своем отвержении, так как ищет оправдания не в вере во Христа Спасителя, а в исполнении внешнего обрядового закона Моисеева. При этом святой Апостол выражает убеждение, что как отвержение касается не всех иудеев, потому что есть и верующие из них («остаток сохранился» Рим 11:5 [ 54 ]), так оно не будет вечным для иудейского народа: в свое время и иудеи уверуют во Христа и войдут в Его Церковь. Во временном отвержении иудеев, вполне ими заслуженном, святой Апостол видит особенное проявление премудрости Божией в отношении спасения всего человечества. Фанатизм иудеев, упорно отвергавших веру во Христа, как в Мессию, заставил Апостола обратиться с проповедью о Христе к язычникам. И таким образом упорное ожесточение иудеев против апостольской проповеди имело своим последствием обращение ко Христу язычников (Рим 11:25 [ 55 ]). Успех веры Христовой среди язычников и те духовные блага, которые они получают, возбудит ревность иудеев, и в результате «весь Израиль спасется» (Рим 11:26 [ 56 ]). Поэтому святой Апостол внушает уверовавшим из язычников не кичиться перед иудеями своим спасением. Сравнивая иудейский народ с благородным садовым масличным деревом, у которого «отломились неверием» только ветви, но корень цел и свят , святой Апостол уподобляет язычников «дикой маслине» , привитой к масличному дереву на место отпавших ветвей: «если… ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись пред ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень — тебя» (Рим 11:17–18). К тому же отпавшие ветви опять могут привиться, ибо «Бог силен опять привить их» (Рим 11:23). «ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине» … (Рим 11:24).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=737...

5 . Но посмотрим, что дальше. После разорения Иерихона спасается только блудница Раав. Ибо сказано о ней: «Раав же блудницу и дом отца ее и всех, которые у нее были, Иисус оставил в живых, и она живет среди Израиля до сего дня» ( Нав.6:24 ). Мне бы хотелось спросить у иудеев и тех, кто хоть и считают себя христианами, но придерживаются иудейского толкования Писаний, как они объясняют, что «Раав блудница живет среди Израиля до сего дня»? В каком смысле сказано, что «Раав живет до сего дня»? Ведь в Священном Писании так обычно говорится о том, что длится до конца жизни или до конца этого века. Например, когда сказано: «Он отец Моавитян доныне» ( Быт.19:37 ), это означает «до конца этого века». И еще сказано в Евангелии: «И понеслось слово сие между иудеями до сего дня» ( Мф.28:15 ), то есть пока стоит мир. Но что же женщина Раав, как же о ней сказано, что она живет среди Израиля до сего дня? Может, имеется в виду ее род по материнской линии и что она, непрестанно обновляясь, живет в своих потомках? Или, скорее, это нужно понимать так, что она живет среди Израиля и связана с ним до сего дня? Если хочешь ясней увидеть, как Раав связана с Израилем, посмотри, как ветвь дикой маслины привилась на место обломившихся ветвей и стала «общником корня и сока маслины» ( Рим.11:17 ). Тогда ты поймешь, что о тех, кто привился к вере Авраама, Исаака и Иакова, справедливо сказано, что они живут «среди Израиля» и связаны с ним «до сего дня». Ибо мы прикреплены к старому корню до сего дня, мы, ветви дикой маслины, взятые из язычников, мы, которые некогда вместо истинного Бога поклонялись дереву и камню (ср. Втор. 4:28 ). И согласно пророчеству Второзакония мы через веру во Христа оказались «на высоте», а закосневшие в неверии остались «внизу». Поэтому если кто имеет в себе Христа, Который глава всему, того соделал «Господь главою»; те же прежние, кто отверг Иисуса Христа, остались «хвостом» ( Втор.28:13 ), и те, кто были «первыми», стали «последними» ( Мф.19:30 ). 6 . Не обойдем мы молчанием и то, что из-за одного грешника гнев падает на весь народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

И намереваясь соблюсти бесспорную последовательность суждений, он прежде всего предлагает доказательство на основании всемогущества Божия. Хотя иудеи отсечены и отвержены, и другие заступили их место, но ты, при всем том, не отчаивайся. « Потому что Бог силен , — говорит он, — опять привить их », так как Он производит и то, что сверх надежды. Но если ты ищешь ряда событий и последовательности заключений, то на себе самом имеешь вполне достаточный пример. « Ибо если ты , — говорит (апостол), — отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине » (ст. 24)? Если вера смогла произвести то, что не по природе, тем более произведет то, что согласно с природой. Если язычник, отсеченный от естественных своих родителей, не по природе присоединился к Аврааму, тем более можешь ты получить свое собственное. Язычнику по природе свойственно зло, так как он по природе и был дикой маслиной; добро же не в его природе и не по природе он прицепился к Аврааму. А тебе, напротив, по природе свойственно добро; ты, если захочешь возвратиться, утвердишься не на чужом, как язычник, а на собственном корне. Итак, можешь ли ты быть достоин какого–либо извинения, когда для язычника стало возможным то, что не в его природе, а ты оказался не в силах сделать то, что в твоей природе, и даже погубил это? Затем, так как (апостол) сказал: « не по природе », и: « привился », то, чтобы ты не подумал, что иудей имеет пред тобою некоторое преимущество, он опять устраняет такое заключение, говоря, что и иудей привьется. « То тем более сии , — говорит он, — природные привьются к своей маслине »? И еще: « Бог силен опять привить их ». И выше сказал: « Если не пребудут в неверии, привьются ». А всякий раз, как слышишь, что (апостол) постоянно употребляет выражение: « не по природе » и: « природные », не подумай, что он разумеет здесь эту непреложную природу, но этими наименованиями он означает как сообразное и соответствующее, так и несообразное природе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Ибо опять сказано: «и необрезанный по природе 762 исполняющий закон (то есть необрезанный из язычников поистине 763 исполняющий закон) не осудит ли тебя, преступника закона при... обрезании». 764 И снова: «Ибо если Бог не пощадил природных 765 ветвей (то есть истинно 766 соединенных с корнем), то смотри, пощадит ли и тебя», 767 снискавшего истину. Опять давайте ловко изменим это выражение и скажем: «Ибо если Бог не пощадил личных 768 ветвей». Каких таких личных, скажи мне? Где вообще в этом выражении смысл и согласование? Итак, природа не есть лицо. «Ибо если ты отсечен от дикой по природе 769 маслины (то есть поистине 770 от неверия) и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине». 771 Схолия. Неверие названо «дикой маслиной», никто ведь не является неверующим по природе, но по свободному выбору. Потому что и здесь «по природе» стоит вместо «поистине». Когда я это говорил и старался различными доказательствами от Писания установить, что природа и лицо не одно и то же, снова взял мою руку святой апостол, вручив свое Первое Послание к Коринфянам, в котором он опять ясно нас учит, что природа обозначает ничто иное, как саму истину вещей. 772 Порицая некоторых женщин, молящихся с непокрытой головой, он говорит: «Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою [головою]? Не сама ли природа учит вас», 773 то есть, не само ли обстоятельство 774 ? Если мы переиначим и произнесем вместо «природа»: «не сама ли ипостась учит вас?», разве это выражение вообще имеет стиль и согласование? Конечно, нет, потому что природа не одно и то же, что лицо и ипостась. Однако риторы – начальники Севирова десятирога – об этом никак не подумали: в словах о природе, ипостаси и лице они не упомянули ни Моисея, ни Соломона, ни Христа, ни Иакова, ни Павла. Ибо если нечестивцы познали бы их, то, пожалуй, не злословили бы Христа славы, говоря: «Нет безличной природы, ведь природа и лицо – одно и то же». Они считают, что Халкидонский Собор, точнее же Святые Отцы, сказавшие о двух нераздельных природах во Христе, непременно говорят и о двух у Него лицах, что согласно с Несторием, и поэтому праведный судья Севир уничтожил их.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Из снесения разных мест Библии, в которых встречаются слова «тогу» и «богу», и из уяснения их, можно без труда вывести истинный смысл выражение 2-го стиха «тогу вабогу», и этот смысл будет совсем не тот, который усиливается придать ему автор. Втор.32:10 говорится: «Он (Бог) нашел его (народ еврейский) в пустыне, в степи печальной и дикой», ближе к еврейскому тексту: «нашел его в земле пустынной и дикой (тогу)». Здесь «тогу» употреблено для характеристики запустение, господствующего в пустыне. В земле, лишенной воды и выжженной солнцем, глаз не видит обыкновенных признаков земли плодородной, возделанной и населенной; она – «тогу». Иов.12:24 – «оставляет их блуждать в пустыне (тогу), где нет пути». Здесь выражение: «где нет пути», прибавленное для пояснения смысла, заключающегося в «тогу», указывает опять на характерный вид пустыни, который и состоит именно в отсутствии вида обыкновенной населенной земли; она – пустая, однообразная, безразличная поверхность; в ней нет даже дорог, с помощию которых можно бы было совершать движение разумно, не наугад. Она – оборотная сторона, отрицание настоящего вида земли, как жилища человеческого, и потому названа прямо «тогу». Ис.34:11 ... «и завладеют ею пеликан и еж; и филин и ворон поселятся на ней; и протянут по ней вервь разорения (тогу) и отвесе уничтожения (богу). И никого не останется там из знатных ее... И зарастут дворцы ее колючими растениями»... и проч. Здесь «тогу» и «богу» указывают на высшую степень запустения: пышная столица будет опустошена в конец; ничто в ней не будет напоминать ее прежнего благоустроенного вида, это будет груда развалин, хаос, «тогу вабогу». Тоже самое Ис.24:10 : «разрушен опустевший город», собственно: город запустения, кир’аф – тогу. Итак, что же такое «тогу вабогу»? По толкованию автора «Библейской космогонии» «тогу» – это то, что закрыто, загорожено чем-нибудь, что поэтому нельзя видеть глазом; «богу» – то, что лишено обитателей. Но и дикая пустыня, и разрушенный город ничем от глаз наблюдателя не закрыты, в них есть и живые существа и даже люди; а между тем они «тогу вабогу», невидимы и пусты.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Итак, где, казалось бы, низлагает язычника, там показывает, что падение иудеев было не извинительно. Но исправляет он тех и других. Ты, язычник, скажешь, что ветви отломились, чтобы тебе привиться? Да, отломились, но своим неверием, а не потому, будто Бог обязан тебе честью той: ибо ты держишься верой, привившись к корню. Поэтому бойся, потому что привитие не есть дело природы, но веры. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. Иудеи были сыновьями патриархов по природе, однако неверием отломились. Тем паче бойся ты, привитый, пощадит ли Бог тебя в случае твоего падения. Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен. Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их. Не сказал; видишь заслугу свою, но: благость Божию; ибо все есть дело благодати Божией. И пребывать старайся - не сказал: в вере, но: в благости, то есть до конца жизни делай достойное человеколюбия Божия. Если не будешь поступать так, то будешь отсечен. Так и иудеи были бы привиты, если бы не продолжали оставаться в неверии; ибо не Бог сначала отсек их, но они сами по себе отпали и отсеклись неверием своим. Говоря, что Бог не пощадил, имеет в виду, что Бог не милует иудеев, но почитает их недостойными общения и общества святых предков. Весьма мудро устрашает Павел язычника тем, что случилось с иудеями, а иудею примером случившегося с язычниками внушает смелость привиться верой и обнадеживает его упованием на могущество Божие. Силен, говорит. Бог привить их; Он делает все, что превышает надежды наши. Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине. Если, рассуждает, если ты, язычник, которому по естеству сродно зло и который имеешь предков, подобных дикой маслине, отсечен от них верой, и, что было не в природе твоей, привит к хорошей маслине, то есть к патриархам, то не тем ли паче возвратится к своей маслине, то есть к отцам своим, иудей, которому по природе сродно добро? Когда же слышишь, что Павел говорит: по природе, то понимай: естественно и последовательно, например: естественно было, чтобы сын святого Авраама был свят.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Правильнее поставить стих 6-й в параллель с 7-м. Основание к параллели даны в 5-м стихе, где указаны две причины отсутствия всякой, даже дикой растительности: 1) отсутствие плодотворной силы дождя и 2) культурного воздействия со стороны человека. Что же требовалось для появления дикой и культурной растительности? С одной стороны, появление правильного орошения посредством дождя, с другой, появление высшей культурной силы – человека, одаренного способностью улучшать и видоизменять природу диких растений. То и другое и было сделано: и дождь пошел для орошения почвы (ст. 6-й), и человек создан Богом (ст. 7) в полном обладании жизненными силами, необходимыми для обладания землей и возделывания ее почвы. Тут повествования клонится к тому, чтобы изобразить далее жизнь человека в раю, где он мог применить вложенные в него Богом способности; и ошибочно думать, что автор изображает последовательность моментов в происхождении органической жизни. Что он мало заботится об этой последовательности, указанной в повествовании 1-й главы, но идет к другой цели, – до очевидности ясно из последующего. Ст. 8: и насадил Господь Бог рай (т. е. сад) в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. Ст. 9: и произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. Стих 9-й описывает не появление растительности вообще, а насаждения рая; здесь упоминается дерево жизни посреди рая: дерево познания добра и зла, по 3-й главе, было тоже в раю; там же были и деревья, «приятные на вид и хорошие для пищи»; и Бог , по 16 стиху, говорит человеку: от всякого дерева в саду ты будешь есть. Сад, разумеется, немыслим без деревьев: однако, о насаждении его говорится в 8-м стихе, а о произращении его деревьев в 9-м; и так как здесь не говорится о появлении растительности вообще, то невозможно предполагать, что сначала создан человек, а потом уже насажден и сад для него. Человек с самого момента сотворения его был помещен в раю, а не дожидался где-либо в другом месте, пока Бог изготовит для него приличное помещение: и взял, сказано в 15 стихе, Господь Бог человека...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

Рим 10:11–11:2 Вторник 4 седмицы. Послание к Римлянам, зачало 105 Братья, не знаете ли вы, что говорит Писание в повествовании об Илии? Как он обвиняет Израиля пред Богом: “Господи, пророков Твоих они убили, жертвенники Твои разрушили, и я остался один и ищут душу мою”. Но что говорит ему Божий ответ? “Я соблюл Себе семь тысяч мужей, которые не преклонили колена перед Ваалом”. Так же точно в нынешнее время есть, по избранию благодати, остаток. Если же благодатию, то уже не по делам, потому что иначе благодать уже перестает быть благодатью. Что же? Чего ищет Израиль, того он не достиг. Избранные же достигли, а прочие были ожесточены, как написано: “Дал им Бог дух нечувствия, глаза, чтобы не видеть, и уши, чтобы не слышать, до сегодняшнего дня”. И Давид говорит: “Да будет трапеза их западней, и сетью, и петлей, и воздаянием для них. Да будут помрачены глаза их, чтобы не видеть, и хребет их навсегда согни”. Итак я говорю: до того ли они преткнулись, что и упали? Отнюдь нет. Но в их преткновении – спасение язычникам, чтобы вызвать ревность в них. Если же преткновение их – богатство мира, и поражение их – богатство язычников, – то насколько более полнота их. Рим 11:2–12 Среда 4 седмицы. Послание к Римлянам, зачало 106 Братья, вам говорю, язычникам: как Апостол язычников, служение мое я прославляю: не возбужу ли я ревность в братьях моих по плоти и не спасу ли некоторых из них? Ибо, если отвержение их – примирение мира, что будет принятие их, как не жизнь из мёртвых. Если же начаток свят, то и тесто; и если корень свят, то и ветви. Если же некоторые из ветвей были отломлены, и ты, будучи дикой маслиной, был привит между ветвями и стал общником тучного корня маслины, – то не превозносись перед ветвями; если же превозносишься, – знай: не ты корень носишь, но корень тебя. Ты скажешь: “Отломлены были ветви для того, чтобы я был привит”. Хорошо. Они были отломлены по неверию, а ты держишься верою. Не думай высоко о себе, но бойся. Ибо, если Бог не пощадил природных ветвей, то и тебя не пощадит. Итак, учти благость и строгость Бога: к павшим строгость, но к тебе благость Бога, если будешь пребывать в Его благости, потому что иначе и ты будешь отсечен. Но и те, если не пребудут в неверии, будут привиты: ибо силен Господь снова привить их. Ибо, если ты был отсечен от дикой по природе маслины и, вопреки природе, привит к благородной маслине, тем более эти природные будут привиты к своей маслине.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

Св. православная церковь учит что «крещение изглаждает, уничтожает в нас первородный грех. Это значит, что крещение очищает собственно греховность нашей природы, наследованную нами от прародителей: это значит, что чрез крещение мы выходим из состояния греховного, перестаем быть виновными перед Богом, делаемся совершенно чистыми и невинными пред Ним благодатью Духа Святого, вследствие заслуг нашего Искупителя. Но это не значит, чтобы крещение уничтожало в нас самые последствия греха – удобопреклонность ко злу более чем к добру, болезни, смерть и пр., – потому что все означенные следствия остаются и в людях возрожденных, как об этом свидетельствует опыт и Слово Божие». 9 В послании к Римлянам св. ап. Павел пишет о себе, что он, будучи даже апостолом, не может побороть в себе преклонности более ко злу, чем к добру. «Доброго, говорит он, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, – уже не я делаю то, но живущий во мне грех» – (т. е. следствие первородного греха). В членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» ( Рим.7:19–20,23 ). Прекрасным пояснением этих слов апостола служит следующее рассуждение бл. Августина: «тот грех , говорит он, который еще в раю изменил человека на худшее, наследуется от всякого родителя и изглаждается только в возрожденном, так что и от родителей возрожденных, в которых он бывает прощен и покрыт, передается в виновность рождающимся от них детям, если только и из, подлежат ему (первородному греху) по первому плотскому рождению, не освобождает от него второе духовное рождение. Этой удивительной вещи Творец преподал удивительный пример 10 в доброй маслине и маслине дикой, где не только из семени дикой маслины, но и из семени маслины доброй одинаково вырастает дикая маслина. Посему, хотя и в людях, рождающихся по природе, но возрождающийся по благодати, есть противящаяся закону ума похоть, однако она не вмениться им во грех, поелико прощается в прощении грехов, – и не представляет собой ничего преступного, если только сами они не соглашаются с ее движениями к непозволительному. Но дети из по той причине, что зесеменяются не духовной, а плотской похотью, путем рождения (как бы от доброй маслины некая дикая нашего рода маслина) навлекают на себя виновность, так что освободиться от сей заразы могут лишь путем возрождения. Посему дети, еще не осквернившие себя грехами собственными, личными, по самому рождению своему, подлежат власти дьявола и вечному осуждению» 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-neobho...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010