Давид вручил свою жизнь в волю Божию, и Господь хранил Своего помазанника; так, когда Давид находился в Кеиле и Саул намеревался схватить его там, Господь открыл Давиду, что жители города выдадут его царю, почему Давид со своим отрядом оставил этот город и «они ходили, где могли» (1 Цар. 23:13). Найдя себе убежище в гористых, лишенных всякой растительности, пустынях Зиф и Маон, на западном берегу Мертвого моря, Давид едва не был окружен царским войском, но в это время Саул получил известие о набеге филистимлян и должен был на время прекратить преследование. Отразив неприятелей, царь вернулся с войском из пустыни, чтобы поймать Давида. Разыскивая беглецов в этой дикой местности, изобилующей ущельями и пещерами, Саул однажды зашел в одну из пещер, где в это время скрывался Давид с некоторыми из своих приверженцев. Не заметив врагов, притаившихся в темноте, Саул снял свою мантию, между тем окружавшие Давида узнали царя и стали говорить своему предводителю: — Ныне день, о котором говорил тебе Господь: вот Я предам врага твоего в руки твои и сделаешь с ним, что тебе угодно. Давид отвечал: — Да не попустит мне Господь сделать это господину моему, помазаннику Господню, чтобы наложить руку мою на него, ибо он — помазанник Господень. Он осторожно отрезал край мантии Саула и, когда царь, выйдя из пещеры, удалился на некоторое расстояние, кликнул его. Саул оглянулся, а Давид, поклонившись ему до земли, стал убеждать царя не верить злым наветам. — Отец мой, — говорил юноша, — посмотри на край одежды твоей в руке моей; я отрезал край одежды твоей, а тебя не убил. Узнай и убедись, что нет в руке моей зла, ни коварства, и я не согрешил против тебя, а ты ищешь души моей, чтобы отнять ее. Да рассудит Господь между мною и тобою, и да отмстит тебе Господь за меня, но рука моя не будет на тебе. Господь рассмотрит и разберет дело мое, и спасет меня от руки твоей. Саул был глубоко растроган великодушием гонимого им человека и со слезами сознавался в своей неправоте, после того царь возвратился в свою столицу, а Давид продолжал странствовать в пустыне.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

Дальнозоркие пророки уже ранее заметили появление этой новой опасной державы. Амос, хотя и не называя Ассирии по имени, уже предсказывал, что восстанет народ, который сокрушит могущественную державу Иеровоама от конца до конца, и будет увлекать народы один за другим в плен ( Ам. 1:2–15; 6:14; 7:17; 9:7–10 ). Осия еще определеннее выставлял опасность, иногда называя грозную монархию по имени, иногда говоря о ней только под видом царя Иарева, то есть, царя споров и браней ( Ос. 5:13; 10:6 ). Чуткое ухо боговдохновенного Исайи уже слышало звуки опустошительного движения ассирийских войск, и он предсказывал о их дикой воинственности, их странном языке, быстроте их походов, их неутомимой энергии. Это был тот народ, у которого, по словам пророка, „Стрелы заострены, и все луки его натянуты; Копыта коней его подобно кремню; И колеса его, как вихрь. Рев его, как рев львицы; Он рыкает подобно скимнам, И заревет, и схватит добычу, и унесет, И никто не отнимет. И заревет на него в тот день, как бы рев разъяренного моря, И взглянет он на землю, II вот тьма, горе, и свет померк в облаках“ 234 . Делая подобные предостережения, пророки показывали, как глубоко понимали они действительное положение вещей, и истинность их предсказаний, равно как и верность их определения действительного характера ассирийского народа блистательно подтверждается новейшими научно-историческими исследованиями. Ассирийская монархия действительно была великим предметом мыслей и опасений народов в VIII столетии до Р. Хр. Она лежала в области двух больших рек, Евфрата и Тигра, далеко к востоку и северо-востоку от Палестины, от которой она отделена была Сирийской пустыней, проходящей, подобно огромному клину или треугольнику, почти до подошвы большой горной цепи, простирающейся от Малой Азии до Армении. Вынужденные этой необходимой преградой двигаться вверх по Евфрату, прежде чем перейти чрез эту реку в Западную Азию, ассирийские войска могли достигать Палестины только с севера, и поэтому о них всегда говорится, как приходящих с этой стороны света.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Действительно, с грехопадением вошли в мир страдания и смерть: тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (Рим. 8, 20, 22) . Однако я не советовал бы Вам идеализировать животных (на самом деле большинство видов вовсе не расположены любить человека, и если говорить о дикой природе, в своей среде они достаточно беспощадны друг к другу) и так резко, даже безжалостно относиться к людям, желая им наказания. Взаимосвязь человека и живой природы так глубока, что только человек может избавить тварь от страдания, исполнив заповеди Божии: И сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих (Рим. 8, 21), говорит Апостол. В глобальном смысле это произойдет тогда, когда исполнятся пророчества Апокалипсиса, в новом мире, преображенном Богом. Пророку Исаие было открыто, что на новой земле будут и животные, но тоже в ином, преображенном состоянии, когда они никому не смогут причинить зла: Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь (Ис. 65, 25). Однако примеры восстановленной гармонии между человеком и животными можно видеть и сейчас: и в житиях святых, и даже в жизни наших современников. Вспомните, например, житие преподобного Герасима Иорданского: ему до конца дней служил лев, из лапы которого святой вынул занозу… Особо почитаемые в России преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский даже на многих иконах изображаются с дикими животными с медведями, которые с доверием приближались к ним и брали пищу из рук святых. Удивительно много подобных случаев встречается в воспоминаниях очевидцев о старце Паисии Святогорце, который относился с горячей любовью и к людям, и к твари, и она отвечала ему взаимностью (среди «близких друзей» старца были и птицы, и ящерицы, и змеи, и лягушки). Однако, повторяю, восстановление утраченной гармонии происходит тогда, когда человек исполняет заповеди Божии. А главные из них, как говорит нам Сам Спаситель: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 37-39). Обретение полноты любви к Богу и людям вот к чему нам следует стремиться, чему следует посвятить все силы души. Опыт показывает, что всей жизни человека может не хватить на это…

http://pravoslavie.ru/36838.html

для немощных был как немощный, чтобы преобрести немощных» 78 . Но иудеи имели большую неприязнь к ап. Павлу. Когда подходил к концу семидневный срок обета назорейства, малоазийские иудеи, пришедшие из Ефеса на праздник Пятидесятницы, увидев ап. Павла в храме, возмутили весь находившийся тогда в Иерусалиме иудейский народ против него и наложили на него руки, крича: «Мужи израильские, помогите! Этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего; притом и еллинов ввёл в храм и осквернил святое место сие». Иудеи обвинили апостола в осквернении храма, так как видели его в городе с ефесянином, по имени Трофимом, христианином из язычников, и думали, что ап. Павел вводил его в храм 79 . Немного было нужно для возбуждения иерусалимлян. Весь город пришёл в движение. Большая толпа собралась в храме и около храма. Ап. Павла схватили, повлекли вон из храма, ворота храма немедленно были закрыты, чтобы святое место не было осквернено пролитием крови. Удары сыпались на апостола, и разъярённой толпой он мог быть разорван на части, если бы своевременно не вмешался тысяченачальник (командир) римского полка, стоявшего в соседнем замке Антония, на северо-западе от храма, по имени Клавдий Лисий. Он отнял жертву у разъярённой толпы и, полагая, что схватил важного преступника, приказал сковать его двумя цепями. На вопрос Лисия ап. Павлу: «Кто он и что сделал?» – ответом были беспорядочные выкрики толпы, полные злобы и дикой ненависти, из которых можно было только разобрать: «смерть ему». Не имея возможности среди этой сумятицы узнать ничего верного, Лисий приказал вести апостола в крепость. Однако от большого стечения народа была такая давка, что римским солдатам пришлось на руках нести апостола по лестнице. При входе в крепость ап. Павел обратился к Лисию на греческом языке с просьбой разрешить ему говорить с народом. Удивлённый знанием греческого языка узником, Лисий разрешил ему обратиться к народу. С лестницы крепости на родном еврейском (арамейском) языке апостол обратился с речью к народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Nikols...

е. что на уме, то и на языке), уста же премудрых в сердце их. Стыдись… повторения слухов и разглашения слов тайных: и будешь истинно стыдлив, и приобретешь благорасположение всякаго человека ( Сир. 21:28, 29; 41:29 ). Иной раз даже и добрые и прекрасные деяния теряют всю свою силу и ценность от простой неделикатности и грубоватости того, кто их делает. Так драгоценна и привлекательна деликатность! Что, например лучше благотворительности и милосердия? Но иной сделает милость и благодеяние, и не утерпит, чтобы не дать это почувствовать благотворимому лицу, и недогадливо подольет ему этим желчи и горечи. Только один деликатный и благовоспитанный человек и милость сделает и облегчит самую-то возможность принять эту милость, как бы дело с его стороны самое естественное и незначительное. Этой-то деликатности в подобных случаях учит и мудрец библейский: сын мой! при благотворениях не делай упреков, и при всяком даре не оскорбляй словами. Роса не охлаждает ли зноя? так слово – лучше (иной раз), нежели даяние... а у человека и доброжелательного и деликатного и то и другое ( Сир. 18:15, 16, 17 ). Но нельзя исчислить, да и нужды нет исчислять и всех случаев, и способов, как и когда может проявляться и деликатность, и благоприличие во внешнем поведении человека. Это есть некоторый неуловимый элемент, которым растворяться может всякое слово и деяние человека, даже самая внешность его и телодвижения, способ говорить, ходить и держать себя во всех мелочах ежедневной практики. Можно лишь чувствовать благоухание и красоту этого элемента в живых сношениях с человеком деликатным и вежливым, но нельзя заключить его в какие-нибудь известные правила и уловить в определенные формы, чтобы потом можно было взять его так сказать механически, и перенести на себя по первому желанию. От того и премудрый в своих наречениях и правилах о вежливости и деликатности, касаясь даже и таких например мелких обстоятельств, как облокачиванье на стол – по распущенности и невыдержанности манер, молчания пред приветствующими – по дикой застенчивости, отворачиванья лица от , знакомых и родственников – по гордости и пренебрежению ( Сир. 41:24, 25 ), – делает между прочим и общее примечание, и что одежда и оскалобление зубов и походка человека, – значит – все, до него касающееся, – показывает свойство его ( Сир. 19:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Её жизнь в данном случае сливается с жизнью ребёнка; её заботы о своем детище носят характер непосредственности, с какой она раньше, не будучи ещё матерью, заботилась о самой себе 1 . Так и истинный христианин, проникнуты святой любовью, позабывает своё собственное существо, оставляет его, как бы стряхивает с себя, отрекается от него и на место этого изгнанного эгоистического «я» ставит своего ближнего, и переносит на него, но в сильнейше степени, всю ту нежность, которую человек обыкновенно тратит на самого себя. Истинный христианин живет не для себя, а для ближних свои, и ближним своим считает каждого человека, – всякого, кто носит образ Божий. О той пресловутой и дикой «любви к самому себе», о которой распространяются западные богословы, а за ними и наши духовные писатели у истинного христианина не может быть не только речи, но даже мысли. Истинные христианин, – скажем словами преп. Нила Синайского – «всякого человека считает как бы богом после Бога и в каждом видит самого себя 2 ». Душа его всегда связана с душами ближних, и он чувствует их скорби, их грехи, их нужды, как свои собственные. Таким был, например, великий апостол Павел, который в послании к Галатам, подобно сердобольной матери, восклицал: «дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос» ( Гал.4:19 ). В другом месте он, радуясь доблестям христиан, как бы своим собственным, убеждает их: «итак, братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой, стойте так в Господе, возлюбленные» ( Флп.4:1 ). Изображая свои чувства к служителям его проповеди , он говорит: «уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено; вам не тесно в нас» ( 2Кор.6:11 ). «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, т. е. Израильтян» ( Рим.9:3 ). Вот до какой степени разгоралась в его сердце любовь к его ближним! Горя подобной любовью, христианин обнимает духом свои всё человечество: его молитва охватывает всех людей – добрых и злых. «Теми, которые сподобились сделаться чадами Божиими, – говорит преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Lollij-Yurevsk...

Если все иудеи захотят обратиться ко Христу, то останется только открыться Царству Христову и воскресению мертвых. Апостол так ревнует об обращении Израиля еще и потому, что он есть «начаток», «корень», из которого произрастает спасение миру. Этот корень свят, несмотря на то, что некоторые ветви и обломились (этот «начаток» – Авраам, отец верующих, и все, ходящие верою по стопам его, а также первые ученики Христовы и уверовавшие иудеи. Иначе Апостол называет его «остатком Израиля», детьми обетования). Израиль изображается как благородное масличное дерево, к которому Бог , взамен отломившихся ветвей, прививает побеги дикой маслины, т. е. уверовавших язычников ( Рим.11:17–24 ) (садоводы поступают иначе: к дикому стеблю прививают хорошую ветвь, и она, питаясь его соками, приносит хорошие плоды. Но действию благодати прямо противоположно действию земных сил и способов человеческих. Мы, дикая маслина, спасаемся только прививаясь ко Христу, а не наоборот). Это дает право Апостолу приоткрыть завесу будущего, тайну судьбы Израиля и промыслительное значение его отпадения: «ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников» ( Рим.11:25 ). «Отчасти» можно понимать двояко: или «не навсегда», или же «не все». И то и другое понимание истинно. О том, что «не все» ожесточились, ап. Павел сказал выше, приведя пример сохранения остатка верных при Илии и себя самого. А о том, что «не всегда», Апостол уточняет здесь: «до времени, пока войдет полное число язычников» ( Рим.11:25 ), т. е. пока не обратятся к вере все, предузнанные Богом. Тогда придет великий пророк Илия и возвестит им учение веры ( Мф.17:11 ). И тогда «весь Израиль» спасется, как написано: «придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова» ( Рим.11:26 ). Как понимать выражение «весь Израиль?» Еп. Феофан говорит, что здесь надо понимать его в духовном смысле, т. е. это большинство верующих вообще, будут ли они из евреев или из язычников, так как только верующие есть в подлинном смысле Израиль (см. 9, 6–9) (Израиль в подлинном смысле слова, как народ Божий, включает в себя верных как из израильтян по плоти, так и из язычников. Этот духовный Израиль, конечно, спасется, но в него войдет только некоторый «спасенный остаток» от Израиля плотского).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Если израильский народ уклонился от своего духовного пути «Богоизбранного народа», то тем самым он перестал быть духовным Израилем. Только незначительная часть народа осталась верной. К таковым принадлежали все апостолы и их последователи. Св. ап. Павел вспоминает пророчество Исаии об Израиле: «хотя бы сыны Израилевы были числом как песок морской, только остаток спасется» (9:27), т. е. большинство народа погибнет, а спасется только меньшинство. Однако, проповедь Христова учения, которое родилось в недрах израильского народа, («ибо от них Христос по плоти, сущий над всеми Бог» (9:5), вызовет к жизни дух «Нового Израиля». Этот Израиль не по плотскому происхождению, а по «избранию благодати» (11:5). Здесь уже «нет различия между иудеем и эллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех призывающих Его» (10:12). Историческая и духовная судьба израильского народа (по плоти) еще не кончилась. В ней есть тайна. Ап. Павел объясняет, что падение и ожесточение Израиля вызовет ревность к принятию христианства у всех прочих народов и, таким образом, упорством своего неверия и отвержения, Израиль сыграет большую роль в распространении христианства. «Не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, – пишет апостол, – чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется...» (11:25–26). Апостол сравнивает израильский народ с «веткой маслины», которая отломилась от дерева, но которую «Бог силен опять привить» (11:23). В этом отношении Новый Израиль, т. е. христиане из язычников, не должны гордиться перед историческим Израилем. Они как ветви «дикой маслины», привившиеся к духовному древу израильского народа, должны помнить, что «если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя... не гордись, но бойся» (11:20–21). Ибо и «те (израильтяне), если не пребудут в неверии, привьются, ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» (11:23 и 32). «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! – восклицает ап. Павел, – как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его... Все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (11:33 и 36).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Если Святой Дух способен вместить в Себе Сына Божия, значит, Он — Единосущный Богу Отцу и Богу Сыну, и вместе с тем Сам — третье Лицо Пресвятой Троицы. И Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден. Какой мир будет обличать и просвещать Святой Дух? Мир, погрязший в грехе и обмане. Мир, где перепутаны понятия добра и зла. Мир, видящий воочию Сына Божия и не верящий в Него. Почему иудеи возненавидели Господа нашего Иисуса Христа? Почему кричали: распни! — и приговорили к самой жестокой казни? Разве было в Спасителе и во всей Его жизни что-то, что заслуживало подобного отношения, что служило источником такой дикой ненависти? Нет, конечно. Господь, Сам безгрешный, призывал к искоренению греха, взывал к человеческой совести, призывал людей быть чадами Божиими. Греховность и привязанность к земному не позволили этому миру принять и признать Христа, поверить в Него как в Истинного Мессию, Сына, посланного Отцом. Утешитель засвидетельствует о правде, связанной с Иисусом Христом. Удаление Господа от людей, возвращение Его к Отцу Небесному непонятно пока даже ученикам Его, которые, безусловно, любят Божественного Учителя и по земной любви своей огорчаются, а не радуются этому удалению. Но Утешитель Дух, снизойдя на апостолов, раскроет им истинное значение этого события, правду о Крестной смерти Спасителя и о преславном Его Воскресении. И они сумеют засвидетельствовать эту правду перед иудейским народом. Пройдет немного времени, и апостол Петр со всей твердостью веры и уверенностью в своих словах возвестит: Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли ( Деян.2:36 ). Святой Дух просветит мир о том, что диавол, князь греховного мира, виновник смерти Христовой навеки осужден. В Церкви нет для него места, и он отныне ничего не сможет сделать с верующими во Христа людьми. Господь наш Иисус Христос избавляет нас от коварных сетей врага рода человеческого. И если мы верим в Бога, пребываем в общении с Господом, соделываем душу свою нерукотворным храмом Божиим, то никакие силы зла не способны одолеть нас.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Естественно, что народ, на который Господь имел громадное влияние, начинал отворачиваться от своих лжеучителей — фарисеев, саддукеев и книжников. Они не могли смириться со складывающимися обстоятельствами и постоянно искали случая унизить, оклеветать в лице евреев Пречистый Лик Господа Иисуса Христа. Спаситель не боялся врагов. Однажды, как повествует Евангелие, Его схватила толпа разъяренных противников и повела на гору, чтобы сбросить с обрыва. Но Христос прошел посреди них, и расступившиеся злодеи не могли причинить Ему зла. Евангелие поясняет, что это случилось, потому что еще не пришел час Его (Ин.7:30). Однако Христос, дабы не обострять обстановку, после великих святых дел в Иудее, удалился в языческую страну Финикию. Как я уже сказал, в страну Тирскую и Сидонскую. Проповедь Христа проходила для Него и Апостолов с большим напряжением сил. Евангелие рассказывает, что ему даже не было времени есть хлеб. Усталая дружина Апостолов со Своим Учителем продвигалась по этой дикой языческой стране. Вдруг издали раздался отчаянный женский голос: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня». Женщина кричала и кричала, но Христос продолжал идти, как бы игнорируя эти призывы о помощи. Видя, что Господь не обращает на нее внимания, языч- нлца (ее евангелист называет сирофиниянкой) подбежала к Господу и упала на колени, продолжая молить о помощи. Но почему она сразу не подошла ко Христу? Иисус был евреем, а иудеи считали общение с язычниками недопустимым. Еврей никогда не возьмет из рук язычника хлеб. Если язычник использует для питья сосуд, то эта чаша будет считаться оскверненной и подлежит уничтожению. Если язычник напьется из колодца, принадлежащего иудеям, колодец следовало очищать и освящать. Возможно поэтому женщина-язычница не подходила ко Иисусу, боясь оскорбить Его иудейское достоинство. Она лишь издали молила о пощаде. Взглянув на несчастную, Иисус сказал странные слова: «…нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». «Но и псы, — воскликнула женщина, — едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мф.15:21–27).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010