Молите милостиво, да нас избавит от агарянских обстояний». Очевидно, эта служба составлена была под гнетом татарского ига. В каменном храме обители один придел посвящен пр. Аврамию. Но мощи его; во время польского разгрома 1609 года, не известно где сокрыты (Четьи-Минеи. Русс. свв. Филарета, ар. черн. Жит. свв. Муравьева. Ист. Росс. иер. ч. 3, стр. 65). Пр. Феоклиты чудотворицы Родиною св. Феоклиты была провинция оптиматов, в малой Азии. Родители ее, Константин и Анастасия, были искренние христиане и воспитывали дочь свою с раннего возраста в благочестии. Вышедши замуж за Захарию, она уговорила его жить с нею, как с сестрою, вследствие чего никогда не узнала удовольствий брачного ложа и осталась навсегда девственницею. Феоклита усердно занималась чтением душеполезных книг; все свои средства, свои труды и силы она посвящала преимущественно на пользу ближних. Родина ее доставляла ей много случаев к тому: провинция оптиматов (вельможей) называлась так в насмешку. Эта была самая бедная страна; жители ее, по словам императора Константина Порфирородного, денщики офицеров и высших придворных чиновников; они же погонщики при походах войск; при бедности они грубы. В такой-то стране совершала подвиги милосердия св. Феоклита. Оптиматы с их разнородными нуждами находили в ней неисчерпаемый родник утешений. Св. Феоклита не утомлялась трудами служения другим, не оскорблялась не признательностью людскою; каждому помогала с любовью и радостью. Подвигами самоотверженной любви она настолько возвысилась в духовной жизни, что, когда приблизилось время ее кончины, объявила знакомым о дне своей смерти и частных будущих ее обстоятельствах. По смерти ее, мощи ее прославились множеством чудес. Подвиги догробного ее милосердия совершались при пмператоре Феофиле, а потому кончину ее относят к 1 пол. IX века. (Подв. вост. церк. Филарета, арх. чер. стр. 249–252) Пр. Ефрема смоленского, ученика пр. Аврамия Пр. Ефрем был самым любимым учеником пр. Аврамия; он в особенности из всех учеников его прославился святостью жизни и описал жизнь своего учителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Так же хорошо знал Аввакум и об Урусовой, «дети бо мне духовныя, – объясняет он, – и ведаю про них известно» 4254 . В доме Морозовой был приют для раскольников, и здесь мы встречам духовных детей Аввакума: Федора юродивого, которого Аввакум сам отвел к ней, также юродивых Киприана и Афанасия (в иночестве Аврамия) 4255 . Аввакум был сослан сначала на Мезень, потом в Пустозерске. Родная семья его бедствовала, и Морозова шлет деньги бедной протопице Марковне с дтьми 4256 . Много тратила она на по- —523— мощь страдавшим за старую веру, и они охотно пользовались ее благостыней; даже домогались, чтобы Морозова отдавала на общее дело пятую долю своих доходов 4257 . Недавно открытые письма Аввакума и самой Морозовой дают знать, что отношения внутри покинутой Аввакумом духовной семьи не были чужды трений. Любимый сын протопопа юродивый Федор каким-то проступком возмутил Морозову, и она вынуждена была изгнать его из своего дома. За это Федор всячески поносил ее, вооружил против боярыни Марковну и детей Аввакума, писал ему жалобы в Пустозерск. Морозова с своей стороны жалуется на обидчика, просит Аввакума наказать епитимьей Федора. Аввакум, однако, становится на его сторону и негодует на то, что боярыня посмела делать указания ему, как духовнику 4258 . Родные дети Аввакума перехватывали письма отца к боярыне и прочитывали их. Из замечания Морозовой: «А духовныя наши все разно стали, немного, которы правды вовсе держатьца; да не диво так, батюшко: время то пришло» видно, что ее кружок расстроился, согласия в нем не стало. Но даже, разошедшись друг с другом, они остались верны общему духовному отцу, томившемуся в ссылке 4259 . Скоро пришла очередь страдать за веру и духовным детям протопопа. Разосланные по разным местам, разлученные силой от духовного отца своего, дети Аввакума не разрывают с ним связей и общения. Происходит оживленная переписка. Дети шлют ему многочисленные грамотки; он им отвечает посланиями. Урусова и Данилова послали Аввакуму письмо с жалобами на свою судьбу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Желаю, писал св. чтобы жены в приличном одеянии, со стыдливостию и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию ( 1Тим.2:9, 10 ). Деньги, истрачиваемые другими на наряды, она назначала для лучшего употребления. Средства свои, труды, силы посвящала она преимущественно на пользу ближних: всякий день, так или иначе, помогала она бедным. Родина ее доставляла ей много случаев к тому. Провинция оптиматов (вельможей) называлась так в насмешку. Это была страна самая бедная; жители ее, говорит император Константин, – деньщики офицеров и высших придворных чиновников; они же погонщики при походах войска; при бедности они грубы 212 . В такой-то стране совершала подвиги милосердия св. Феоклета. «Стыдись, говорил Квинтилиан, склоняться пред бедным, а скорее отвращайся от него с презрением». Плавт писал: «для чего ты даешь подаяние бедному? Твоя помощь только удлиняет страдания его. Он беден? Ну, пусть и пропадает с голоду». Вот как рассуждала философия языческая! Она то от гордости не уделяла бедняку и ласкового взгляда; то при недостатке самоотверженной любви отчаивалась в возможности успешно лечить раны бедного. Как неизмеримо высока пред тем любовь христианская! Оптиыаты с их разнородными нуждами находят в ней неисчерпаемый родник утешений! Что нужно для того, чтобы подвиг сострадательной любви был вполне христианским, вполне угодным Господу и потому сильным благодатию? Нужно, чтобы совершался он в духе смирения, без поисков за славою человеческою и без самоуслаждения самолюбивого ( Мф.6:2 ); нужно, чтобы совершался он веселою душою, с радостию (2Kop.10:7; Рим.12:8 , Мк.12:42 ); нужно, чтобы не ослабляли его ни неблагодарность человеческая, подчас и грубая, ни собственное желание покоя ( Гал.6:9 ; 2Сол.3:13 ). Так подвизалась Феоклета. Она не утомлялась трудами служения другим, не оскорблялась непризнательностию людскою; каждому помогала с любовию и радостию; не дозволяла себе и тешиться своими делами, славя за все Господа и твердо помня о своей греховности.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Захария Мафу в Христ. Чт. 1862 г., ч. 1, стр. 635). 32) Иоасаф. Упоминается под 1628 г. (Сношений с Востоком ч. 2, стр. 51 fin.). 33) Аврамий. Упоминается под 1629 г. (Сношений с Востоком ч. II, стр. 69); в 1634 г. был в Москве за милостыней (ibid. ч. II, стр. 158). У Льва Алляция под именем Аврамия Мезапсы, бывшего прежде митрополитом Новых Патр, вероятно, этот Аврамий разумеется в числе архиепископов ахридских, принимавших унию с папой (De perpetua consensione lib. III, cap. XI, § VII, p. 1092). 34) Харитон. Упоминается под или перед 1643 и под 1644–46 годами (Сношений с Востоком ч. II, стр. 838,851 нач. и 352 fin., ч. III, рук. ля. 523, 544 fin., 553 и 573 об., – в последний раз вместе с константинопольским патриархом Иоанникием II, который вступил на престол в 1648 г.). 35) Мелетий. Упоминается одновременно с Харитоном, быв или его предшественником и потом остававшись без места, или на время восхищавши у него архиепископскую кафедру; после смерти иерусалимского патриарха Феофана (в 1644 году) пытался было занять иерусалимский патриарший престол, но за интриги был казнен великим визирем (Сношений с Востоком ч. II, стр. 343). У Льва Алляция поставлен в числе архиепископов ахридских, вступавших в унию с папой (De perpetua consensione lib. III, cap. XI, § VII, p. 1892). 36) Даниил. Упоминается под 1650 г. в малом, так называемом раскольничьем, проскинитарии Арсения Суханова , – он встречен был последним в Торговище, в Валахии, где жил тогда, может быть уже будучи в отставке, у валашского митрополита (см. Записи о беседах 11 мая и 2 июня; в нашей нового письма рукописи он называется вместо архиепископа епископом и вместо ахридонского архндонским). 37) Дионисий. Приезжал в Москву за милостыней в 1653 г. (Сношений с Востоком ч. 3, л. 711, и ч. 4, л. 1976, – недовольный полученной от царя дачей, подавал челобитную о прибавке, представляя, что он есть не простой епископ, а архиепископ, имеющий под собой 17 епископов; из записей не видно, получил ли он прибавку, но всего ему дано было 60 рублей и кроме того жалованная грамота на приезды за милостыней через каждые четыре года).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Около сего времени возвратился из-под Смоленска знаменитый Келарь Аврамий Палицын, два раза уже прокормивший Москву при Шуйском монастырскими хлебами: он был посылам, вместе с Митрополитом Филаретом и Князем Голицыным, для испрошения Королевича Владислава на престол Российский и тайно оставил посольство, не видя успеха от честолюбия Сигизмунда. Когда же услышал в лавре, о разорении Москвы воеводою Польским Гонсевским и о заточении Гермогена, он и Дионисий немедленно послали 250 своих слуг и стрельцов, под предводительством Князя Тюменского, для защиты столицы, и сей благой пример подействовал на всю окрестность. Они же отправили в Переяславль грамоту к воеводам Волынскому и Волконскому, моля о скорой помощи; во все соседние и дальние пределы помчались гонцы их, и вот, по их слезному зову, поднялись воеводы Переяславские и от Калуги Князь Трубецкой, и от Коломны Ляпунов, и Заруцкой от Тулы и от Владимира Просовецкой. Они обступили предместья Московския, стесняя врагов в голодный, убийственный круг. Новые грамоты, к Владыке Казанскому Ефрему и в понизовые земли и на поморие, подвигли к Москве новых защитников. Келарь Аврамий, со святою водою, был отпущен Архимандритом в стан ратных, для подкрепления их духа. Скоро возникли между вождями распри и мятежные казаки убили Ляпунова, а между тем с свежими войсками подступил Гетман Ходкевич: – тогда неусыпный Дионисии, отправив нужные запасы и снаряды к осаждающим, разослал еще гонцов в Ярославль и Владимир и Нижний, где вспыхнула искра чистого самоотвержения в сердце Минина, и пролилось от нее пламя по всему народу и наконец сосредоточилась сила, долженствовавшая освободить отечество, под руководством воскресшего с одра болезни Князя Пожарского. Но и здесь одни только непрестанные моления Дионисия и Аврамия могли заставить Князя пренебречь всею опасностью, какая угрожала ему в стане от смут и заговоров соотечественников, и двинуться сперва из Ярославля, а потом из-под лавры для довершения великого дела. С тех пор Келарь, ходивший на встречу ему в Ярославль, был уже безотлучно при войсках, лицом не менее действующим Князя и Минина, а вместе и летописцем. Его красноречивое перо передало потомству современные подвиги, подобно как его сладкие речи восстановляли мир и тишину посреди враждующего стана. Он даровал победу воинству Пожарского, в продолжении жестокой битвы с Гетманом на Девичьем поле, убедив Казаков, удалившихся в свои окопы, принять участие в кровавой сече. «От вас началось дело доброе; вы стали первые за истинную, православную веру, приняв многие раны, терпя холод и наготу: прослывшие храбростью и мужеством своим во многих государствах, ныне ли хотите в одно мгновение все погубить!» Так говорил старец и они умилились и, приняв от него ясаком имя Св. Сергия, бросились чрез Москву реку и с кликами: «Сергиев! Сергиев!» разбили и прогнали Литву.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Сказать ли вам, что еще кажется мне очень худым предзнаменованием? – Петербург сходит с ума в идолопоклонстве пред французскою плясавицею. Говорят, в то самое время, как она в театре бросалась в огонь, от которого должен был избавить ее бесстудный языческий божок, – сделался пожар, истребивший дворец. Господу помолимся, да простит людские неведения и да очистит наши грехи. Сделайте пристройку, чтобы в ней была храмина для измовения одежд. С указа о первоначальном обучении по духовному ведомству беру из С. Синода список и скажу вам, что нужно. На моем ночлеге в деревне Химках, слава Богу, и в голову не приходило мне винить вас, или кого-нибудь. Я думал только, как бы ехать, и как бы не разнемочься на дороге. Андрей Николаевич Муравьев жалуется, что в бытность в лавре не получил книжки Аврамия Палицына. При сем случае кстати жалуюсь и я, что мне не отдали моего собственного экземпляра сей книги, который читали Государю Наследнику в Троицком соборе и который я кому-то из своих тут отдал. Удовлетворите нас. Если же будете посылать сии книги, то приложите по экземпляру службы Преподобному Сергию и жития Преподобного Дионисия. Января 25-го 1838. Письмо 187 Мир вам, о. наместник, и братии. Дела о иеродиаконе Викторе не вижу, и не помню я, ни моя канцелярия. Помню только, что вы писали мне в письме, и что я вам отвечал. Если оно прошло уже чрез мои руки: то вероятно, он принят. А если еще придет, то не помедлить ли мне решением, а вы чрез месяц не напишите ли, что возьмет перевес, исправление, или привычка? О служении в церкви Преподобного Никона ответствую, что мороз не может повредить таинству, совершившемуся по чиноположению, с употреблением всего должного. И то не беда, что, по особенной причине, теплоты вливается более обыкновенного. Ни оскорбления таинству здесь нет, ни смущения служащему быть не должно. Впрочем для устранения помыслов, употребите такое распоряжение, чтобы на проскомидии употребляемо было меньше воды, а больше вина, дабы потом обилие теплоты менее несообразно было. А чтобы еще действительнее устранить затруднения, мне кажется, можно устроить потир и дискос, у которых бы нижняя часть имела дно, и в сию нижнюю пустоту было сверху или со стороны поддона закрываемое отверстие, в которое бы пред начатием проскомидии можно было положить разгоряченный железный шарик, или два, смотря по надобности, чтобы достаточно противодействовать морозу в потире и на дискосе до времени причащения.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Совершая сам с благоговением литургию, он не терпел того, чтобы разговаривали во время литургии, и строго внушал стоять в храме со страхом Божиим. Он усердно предлагал наставления, в храме и в кельи. «Уста его не умолкали для великих и малых людей, для рабов и свободных, для ремесленников и других, приходивших то на церковное пение, то для бесед... Когда облевался он в священнические одежды: то походил на великого Василия, украшенный такою же черною брадою, но с главою безвласою». Дух злобы много творил пакостей подвижнику Божию, домогался смутить его мечтами и привидениями и потом возбудил против него людей. На Аврамия поднялось городское духовенство, огорчавшееся тем, что он привлекал к себе множество духовных чад. Начали распускать слухи, что Аврамий то еретик, – читает «гълубинные книги» 187 , то живет нечисто, прикрывая темные дела наружною святостию, – наконец подняли такое волнение в городе, что знать городская явилась к епископу Игнатию и просила подвергнуть Аврамия суду. Злость против Аврамия до того была велика, что иные требовали сжечь его на костре, другие настаивали, чтобы Аврамия водить по улицам с побоями и потом бросить в воду 188 . – Посланы были слуги – доставить Аврамия на суд. Аврамий стоял на молитве, когда явились в обитель слуги: они схватили его и двух учеников его и повлекли с бесчестием и бранью к епископу. В это самое время один благочестивый инок, Лука Прусин, совершавший девятый час молитвы в монастыре св. архангела Михаила 189 , слышал с неба глас: «вот ведут угодника моего. Аврамия с учениками его на сонм, но ты не соблазняйся тем». Блаж. Лука старался образумить притеснителей праведника. «Невинен тот, говорил он, кого хулите вы. О! когда бы грехи его были на мне»! Но его не слушали. На суде епископа, совершившемся в присутствии князя и вельмож, все обвинения, какие выставляли против Аврамия, оказались клеветою. Но «безчинные попы» как волы, рыкали на Аврамия, игумены – также». Князь и вельможи говорили, что не видят они вины в Аврамие; и однако не приняли мер к обузданию людей безпокойных, так нагло оскорблявших невинность.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В это время один благочестивый инок, Лука Прусин, совершавший девятый час молитвы в монастыре св. архангела Михаила, слышал с неба глас: «вот ведут угодника Моего Аврамия с его учениками на суд, но ты не соблазняйся этим». Лука поспешил на суд и стал обличать неправедных судей. «Невинен тот, говорил он, кого хулите вы. О! когда грехи его были бы на мне!» Но его не слушали. На суде епископа все обвинения, какие выставляли против Аврамия, оказались клеветою. Напрасно князь и вельможи искали вины на праведного мужа! они ни в чем не могли обличить его; однако не приняли мер к обузданию людей беспокойных. Епископ для общего покоя велел Аврамию удалиться в Богородичный монастырь, запретив ему совершать богослужение и даже говорить с людьми. Но из запрещения, возложенного на Аврамия, вышло много вредных последствий. Люди слабые, которых он удерживал от пороков своими наставлениями, стали жить теперь порочно; многие из учеников его разошлись вследствие неприятностей из монастыря и стали заниматься прежними мирскими делами. Тогда благочестивый смоленский священник Лазарь тот самый, который после Игнатия был епископом, пришел к епископу Игнатию и сказал: «город строго будет наказан, если не раскается в своей несправедливости против Аврамия». Епископ, призвав всех игуменов и священников города, строго запретил им оскорблять Аврамия, так как весь город за осуждение праведника навлек уже на себя наказание: тяжкие бедствия посещали виновный город, иногда засухи и бездождие, иногда же болезни смиряли врагов пр. Аврамия; поражены были смертью некоторые из священников, несправедливо клеветавшие на него; но он не осуждал их, в душе своей говоря: «Бог им судья». Наконец наступила страшная засуха в Смоленской стране. Напрасно совершались молебствия о дожде, его не было. Игнатий чувствовал, что он допустил слабость, сделав уступку проискам злобы. Он послал сказать врагам Аврамия, чтобы пришли в себя и перестали поносить Аврамия. Но те мало думали о себе. Тогда один благочестивый священник, пришед к епископу, сказал: «мы молились Богу и не были услышаны; не от того-ли это, что невинному Аврамию запрещено священнодействовать?» Тронулся этим благовременным напоминанием Игнатий и, призвав к себе Аврамия, разрешил ему священнодействие; просил у него прощения себе и городу и молитв его о дожде.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

7008 Жизнь преподобного Аврамия Ростовского излагается здесь по древнейшему «житию», которое с сокращениями пересказано в Прологе и с некоторыми позднейшими добавлениями в Великих Минеях-Четьих митр. Макария. Древнее житие преподобного Аврамия впоследствии дважды дополнялось, главными образом в начальной части, где рассказывается о жизни Аврамия до пришествия его в Ростов. 7009 В первичном дополнении сообщается, что Аврамий родился в пределах Галицких, в городе Чухломе (ныне Костромской губернии), отправился в Новогородские пределы для ознакомления с иноческим подвижничеством в тамошних обителях и принял пострижение в Валаамском монастыре на Ладожском озере. Во вторичном дополнении говорится, что родители Аврамия, в Чухломе, были еще язычники. Аврамий назывался сначала Иберик и до семнадцати лет лежал на одре болезни в расслаблении и не мог ходить. Новгородские захожие купцы сообщили ему первые начатки христианского учения. Иберик после глубокого размышления уверовал во Христа, внезапно получил исцеление от болезни, отправился в Новогородские пределы и на Валааме принял крещение с именем Аверкия, а потом и пострижение в иноки с именем Аврамия. 7010 Здесь разумеется древний Ростов, называвшийся Ростовом Великим; теперь это уездный город Ярославской губернии на шоссе и при железной дороге из Ярославля в Москву; Ростов стоит при озере, которое называется Ростовское или Неро. 7011 Под Чудским концом нужно разуметь часть города по левую сторону дороги из Ярославля. – Языческий бог древних русских славян Велес иначе называется Волосом, который, по летописям, считался покровителем скота. 7012 Река Ишна пересекает дорогу из Ростова в Москву при своем впадении в озеро Неро близ самого города Ростова, в четырех верстах от того места, где стоял идол Велеса. 7013 Основанный преподобным Аврамием Богоявленский монастырь существует и в настоящее время на том же месте, в одной версте от Ростовского кремля, при въезде в Ростов от Ярославля, по левую сторону дороги. 7014 Преподобный Аврамий погребен был в основанном им монастыре. Святые мощи его в настоящее время почивают открыто в серебряной раке в приделе его имени при главном монастырском каменном храме во имя Богоявления Господня, построенном по повелению и на средства царя Ивана Васильевича Грозного и освященном в его присутствии 2 октября 1553 года. Царь Иван Васильевич не раз бывал в Ростове и поклонялся тамошним святыням. В одно из посещений Аврамиева монастыря, еще до взятия Казани, он взял хранившийся при гробнице Аврамия жезл, которым преподобный сокрушил идола. Медный крест, служивший рукоятью жезла, до сих пор хранится в отдельной киоте в арке при входе в придел преп. Аврамия.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

– Епископ, для общего покоя, повелел Аврамию удалиться в Богородичный монастырь, запретив ему беседовать с людьми и совершать священнослужение. Врагам пр. Аврамия не удалось сделать более того, что праведник удален был в загородную обитель с запрещением. – Но и из запрещения, возложенного на Авраамия, вышло много последствий вредных. Люди слабые, которых удерживал он от пороков своими наставлениями, стали теперь жить по-прежнему, порочно. – Благочестивый смоленский священник Лазарь, тот самый, который после Игнатия был епископом, пришел к епископу Игнатию и сказал: город строго будет наказан, если не раскается в своей несправедливости против Аврамия. И точно скоро наступила страшная засуха в стране Смоленской. – Напрасно совершались молебствия о дожде с крестным ходом вокруг города; дождя не было. Блаженный Игнатий чувствовал, что он допустил слабость, сделав уступку проискам злобы. Он послал сказать врагам Аврамия, чтобы пришли в себя и перестали поносить Аврамия. Но те мало думали о себе. По их милости Аврамий стоял под такою строгою опалою, что мечники стерегли на дорогах и не пущали никого к Аврамию, а иных и грабили. Но один благоговейный священник, явясь к епископу, сказал: мы молились Богу и не были услышаны; не оттого ли это, что невинному Аврамию запрещено священнодействовать? Тогда епископ, призвав к себе Аврамия, разрешил ему священнослужение, просил у него прощения себе и городу и молитв его о дожде. Угодник Божий с глубоким смирением называл себя грешником, недостойным милости Божией, но обязанным исполнить волю святителя. Возвращаясь в обитель, дорогою молился он в душе о дожде и еще не дошел до обители, как сильный дождь напоил жаждущую землю. Все увидели в этом силу молитв праведника, все признали невинность Аврамия и стали высоко уважать его. Блаженный святитель Игнатий, построив близь города новый «монастырь в честь положения ризы Богоматери», почтительно, чрез протопопа Георгия, пригласил к себе блаж. Аврамия и поручил ему настоятельство в новой обители. Преподобный скоро украсил новый храм иконами и утварию. По-прежнему стали стекаться к преподобному бояре и простолюдины, богатые и бедные, чтобы пользоваться наставлениями его. Много было желавших поступить в Аврамиеву обитель; но преподобный принимал их весьма разборчиво и после испытаний, так что у него было только 17 братий. Преп. Аврамий пережил духовного друга своего, епископа Игнатия 190 . После его смерти он еще более прежнего стал готовиться к исходу из сей жизни, молился день и ночь о том, дабы не быть осужденным на суде Божием, и внушал братии помнить о смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010