Целью посылки было специальное обучение корабельному искусству и архитектуре, а поэтому они отправлены в такие страны, где в то время процветало мореплавание: в Голландию, Англию и Италию, преимущественно в Венецию. Мера эта возбудила сильный ропот: в России, жившей столько веков в отчуждении от Запада, постоянно господствовала боязнь, чтобы русские, усваивая знания от иноверных народов, не потеряли чистоты своей веры; духовенство толковало, что русским православным людям, новому Израилю, не следует сообщаться с иноплеменниками, подобно тому, как это было запрещено Богом в Ветхом Завете израильскому народу. В начале 1697 года некто монах Аврамий смело подал самому Петру обличение поступков царя. Аврамия пытали; он показал на многих лиц, которые осуждали поступки царя и его правление; между прочим, жаловались, что царь ничьих советов слышать не хочет и сам в Преображенском приказе пытает людей и жестоко казнит. Оказавшихся виновными в таких толках наказали кнутом и сослали, но неудовольствие не прекращалось. Даже намерение прорыть канал между Волгою и Доном считали неугодным Богу: " Нельзя, - говорили русские люди, - обращать потоки в одну сторону, когда уже Бог обратил их в другую " . Отцы, отправляя за границу юношей, скорбели о разлуке с ними и проклинали судостроение, которым так увлекался их государь. Сами молодые люди с неохотою оставляли отечество - тем более, что некоторые имели жен и должны были покинуть их. Петр не смотрел ни на что; преданный до страсти своему делу, он решился ободрить и увлечь подданных собственным примером. Он сознавался перед боярами, что, не получив надлежащего образования, не способен еще совершать дела, которые считал полезными для своего государства, и не видит иного средства, как, сложивши на время для видимости корону, отправиться в просвещенные европейские страны учиться. Подобного примера еще не было в истории русских царей. Приверженцы неподвижной старины с негодованием встретили это намерение. Петр не смотрел на них, учредил правительство из бояр под председательством князя Ромодановского, которому прежде дал титул князя-кесаря, и снарядил великими полномочными послами в Вену, Голландию и Англию Лефорта, в звании адмирала и новгородского наместника, сибирского наместника Федора Алексеевича Головина и белевского наместника думного дьяка Прокопия Возницына.

http://sedmitza.ru/text/435687.html

392. Архимандриту Досифею. О монахах, употребляемых для прислуживания. Служения при яствах для многих послужили к тому, что научили их чревоугодию, потому что не все трезвенно приступают к сему подвигу. Посему брата Амвросия отставь от прислуживания странным, чтобы, оставив при оном, тебе не устранить его от себя. 393. Кириллу. Совершение первого чуда Господом произошло не просто. Ибо, если Он удовлетворил потребности брачного пира, то восполнил и недостававшее закону. Поскольку закон крестил одною водою, то Господь усовершил крещение Своею Кровью, срастворяя в Себе то и другое и соединяя закон с благодатью. 394. Евдикию. Волы без намордников усерднее делают свое дело на жатве, а когда намордники препятствуют вкусить плоды трудов, ленятся и отворачиваются от дела. А учителя, не оскорбляемые непослушанием, с радостью продолжают труды, а когда не видят плода трудов, теряют охоту учить без пользы. Посему, если хочешь узнать то, о чем теперь еще спрашиваешь, покажи на деле то, чему научился прежде. Если же окажешься не знающим того, то для какой пользы будем объяснять тебе и это? 395. Авсонию соправителю. Царь наградил тебя медною статуею, для большего блеска позолотив эту награду, потому что не знал, чем иным очевиднее доказать свою щедрость в вознаграждении добрых трудов твоих. Но награды, который не подлежать здешнему тлению, — нестареющуюся жизнь, бесконечное блаженство, вечную славу, которым нет и изменения, — соблюдает тебе там Христос. 396. Схоластику Феодору. Сего Аврааму подобного Аврамия представляю тебе от себя, хотя он и лучше меня. Но по любви переносит он это, даже и оскорбляемый тем, что сравниваю его с собою. Имей его в чести, потому что от Бога дано ему искусство, которое умеет и угашать огонь юности, и к мертвому обучению присоединять живое. 397. Закхею. Если разглашаемое действительно чудесно и совершено по упованию на Бога, то навсегда пребудет неизменным. А если это — обольщением произведенные призраки, то они не постоят и не будут иметь силы, потому что все, вновь производимое человеческими измышлениями, вскоре рушится, если только не охраняется Божиею благодатью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Тому же наклону Святейший Синод следовал и после. 16 октября 1745 г. канцелярия представляла Синоду об учреждении при канцелярии вместо третьего секретаря, должности казначея. Указывая на неудобство нахождения и хранения казенных денег в разных руках канцеляристов, канцелярия просила Синод как для наличной, так и имеющей поступать денежной суммы определить казначеем духовную персону, дабы в одних руках была сумма. Синод, уважив ходатайство канцелярии, назначил казначея, хотя и не из тех лиц, на которых указывала канцелярия, и определил ризничего синодального дома иеромонаха – Аврамия, некогда временно управлявшего казенным приказом, с тем, чтобы он и заседание имел в той канцелярии с прочими духовными персонами. 433 Настоящее определение вызвало возражение со стороны тогдашнего обер-прокурора князя Шаховского, который и по данному случаю отстаивал значение светского элемента. В предложении от 16 января 1746 г. Шаховской писал: «Святейший Синод по представлению присутствующих в синодальной экономической канцелярии... которые, не показав надлежащих резонов, требуют об определении в эту экономическую канцелярию из духовных персов казначея, каковую должность сами они, яко присутствующие, исполнять по силе указов обязаны, определил, чтобы в той экономической канцелярии к принятию наличной и к содержанию впредь проходящей денежной казны быть казначеем синодального дома ризничему иеромонаху – Авраамию, которому и заседание иметь в той канцелярии с прочими духовными персонами; а понеже оному ризничему в той канцелярии казначеем быть, яко духовной персоне, к немалому его монашеской должности помешательству, за порученными ему другими делами, в которых он еще не сочтен (каковых, по силе указов из светских к другим делам определять не велено), весьма не приличию, да и не надлежит, ибо все канцелярские приходы и расходы учрежденным по силе указов порядком и по ныне везде содержатся от определенных к тому особливых расходчиков, как и в той канцелярии чинимо было. Что же касается до сбережения казны, то оную по указу же 1736 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

О монахах, употребляемых для прислуживания Служения при яствах для многих послужили к тому, что научили их чревоугодию, потому что не все трезвенно приступают к сему подвигу. Посему брата Амвросия отставь от прислуживания странным, чтобы, оставив при оном, тебе не устранить его от себя. 393. Кириллу Совершение первого чуда Господом произошло не просто. Ибо, если Он удовлетворил потребности брачного пира, то восполнил и недостававшее закону. Поскольку закон крестил одною водою, то Господь усовершил крещение Своею Кровью, срастворяя в Себе то и другое и соединяя закон с благодатью. 394. Евдикию Волы без намордников усерднее делают свое дело на жатве, а когда намордники препятствуют вкусить плоды трудов, ленятся и отворачиваются от дела. А учителя, не оскорбляемые непослушанием, с радостью продолжают труды, а когда не видят плода трудов, теряют охоту учить без пользы. Посему, если хочешь узнать то, о чем теперь еще спрашиваешь, покажи на деле то, чему научился прежде. Если же окажешься не знающим того, то для какой пользы будем объяснять тебе и это? 395. Авсонию соправителю Царь наградил тебя медною статуею, для большего блеска позолотив эту награду, потому что не знал, чем иным очевиднее доказать свою щедрость в вознаграждении добрых трудов твоих. Но награды, который не подлежать здешнему тлению, – нестареющуюся жизнь, бесконечное блаженство, вечную славу, которым нет и изменения, – соблюдает тебе там Христос. 396. Схоластику Феодору Сего Аврааму подобного Аврамия представляю тебе от себя, хотя он и лучше меня. Но по любви переносит он это, даже и оскорбляемый тем, что сравниваю его с собою. Имей его в чести, потому что от Бога дано ему искусство, которое умеет и угашать огонь юности, и к мертвому обучению присоединять живое. 397. Закхею Если разглашаемое действительно чудесно и совершено по упованию на Бога, то навсегда пребудет неизменным. А если это – обольщением произведенные призраки, то они не постоят и не будут иметь силы, потому что все, вновь производимое человеческими измышлениями, вскоре рушится, если только не охраняется Божиею благодатью. 398. Ему же

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Pelusio...

Мы видим, что Аввакум в Москве поселился у Морозовой. «У света у Федосьи Прокопьевны Морозовой, не выходя, жил во дворе: понеже дочь моя духовная, и сестра ее княгиня Евдокия Прокопьевна дочь же моя» 826 . По всему заметно, что он был очень близок с этими мученицами староверства. Он знает тайные подвиги Морозовой: ночные молитвы, власяницу под одеянием, милосердие и нищелюбие, служение больным и непрестанный труд; знает все это потому, что сам руководил ее в подвигах 827 . Он видел боярыню счастливой матерью, когда она гладила по головке своего единственного сына Ивана, любовалась, как он на лошадке пойдет или стегала чётками 828 . Помнил хорошо Аввакум, как «боярила» Морозова, рассуждала «домочадцев и деревенские крестьянские нужды», сколько сотен рабов и тысяч крестьян было в ее распоряжении и владении, – как вообще велики ее богатства. Так же хорошо знал Аввакум и об Урусовой, «дети бо мне духовные, объясняет он, и ведаю про них известно» 829 . В доме Морозовой был приют для раскольников, и здесь мы встречаем духовных детей Аввакума: Федора юродивого, которого сам протопоп отвел к ней, также юродивых Киприана и Афанасия (в иночестве Аврамия) 830 . Аввакум был сослан сначала на Мезень, потом в Пустозерск. Родная семья его бедствовала, и Морозова дает деньги бедной протопопице Марковне с детьми. 831 Много тратила она на помощь страдавшим за старую веру, и они охотно пользовались ее благостней; даже домогались, чтобы Морозова отдавала на общее дело пятую долю своих доходов 832 . Недавно открытые письма Аввакума и самой Морозовой дают знать, что отношения внутри покинутой им духовной семьи не были чужды трений. Любимый сын протопопа юродивый Федор каким-то проступком возмутил Морозову, и она вынуждена была изгнать его из своего дома. За это Федор всячески поносил ее, вооружил против боярыни Марковну и детей Аввакума, писал ему жалобы в Пустозерск. Морозова со своей стороны жалуется на обидчика, просит духовного отца наказать епитимией Федора. Аввакум, однако, становится на его сторону и негодует на то, что боярыня посмела делать указания ему как духовнику 833 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Котошихин передает о погребении русских царей ночью: «Горе тогда людем, будучим при том погребении, потому что погребение бывает в ночи, а народу бывает многое множество». О России в царствование Алексея Мих. 2 , 17. Но это, по-видимому, единственные известия. Во время осады Троицкой лавры поляками среди осажденных развились заразные болезни, так что один из монастырских храмов был постоянно полон трупами; но и при таких крайних обстоятельствах, по свидетельству Аврамия Палицына, «никогда же нощию с вечера не отпевали умерших». Так прочен был обычай. Сказание об осаде Троицкого Сергиева монастыря, М. 1822, стр. 159. Потом, Арсений Суханов , деятель половины XVII в., еще справлялся на Востоке, у тамошних иерархов: «достоит ли погребати мертвого.... по захождении солнца»? И получил ответ, что можно погребать «и по захождении солнца и в ночи». С. А. Белокуров , Арсений Суханов , 2 ч., 1 в., стр. 125; то же самое в Проскинитарии, Каз. изд., 52 стр. Е. В. Барсов (Причитания сев. края, I, 306) свидетельствует, что и до сих пор на севере хоронят мертвецов до захода солнца. Параллельное явление у пермяков. «Опуская умершего в могилу, открывают крышку гроба, чтобы покойник взглянул на свет последний раз» (хоронят без священника). И.Смирнова Пермяки, Казань, 1891, стр. 242. «Во многих Волошских деревнях никого не хоронят до полдня, потому что родные умершего хотят направить его душу к ее цели вместе с отходящим на покой солнцем. Они боятся, что душа покойника, похороненного в то время, когда солнце еще идет вверх, заблудится и станет жертвою какого-нибудь рыщущего вампира». Потебня, О мифическом значении некоторых обрядов и поверий. Чт. Общ. И. и Др. 1865, II, 34. В связи с описанным предрассудком стоит другой: после захода солнца не давали из дома огня, сосуда и под. Тексты, XXV, 1; ср. исповедный вопрос женам и девицам: «или по захожени солнца не дава чего из дому»? Алмазов, III, 167. 535 В Слове с именем Златоуста против двоеверных христиан говорится: «кумирскую жертву ядят и кровь и удавленину и зверем уядено и птицами угнетено».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Но по ту сторону увалов, в областях верхне-волжских, начинает преобладать более или менее чистый славянский тип, особенно в женских физиономиях. Впрочем, и в самой Ростовско- Московской области не вдруг исчез древний чудско-мерьский элемент. До XIII столетия, ростовцы, как видно из жития Аврамия Ростовского, живяху чудски, и Ростов, по племенному и религиозному антагонизму, делился на два конца: Славянский и Чудский. Следы чудско-Мерьского обличья не вдруг, конечно, изгладились и в городе Галиче-Мерьском, в селах московских, называвшихся по имени мери, и в тех многочисленных селениях Московской, Ярославской, Владимирской, Костромской и других губерний, в которых некогда господствовал народ чудский, и которые от него сохранили названия: Чудь, Чудины, Чудские, Чудиново, и т. д. Независимо от финской стихии, Московское Государство с XVI века представляло смесь, амальгаму всяких других народностей в смутное время, новгородцы в своей стокгольмской грамоте так, например, характеризовали его этнографическую разносоставность: «Московского Государства всяких чинов люди, царевичи разных государств, князи и мурзы, атаманы и казаки, новокрещеные и татарове, и литва, и немцы», и проч. Население Рязанской Земли представляло смесь славяно-русского населения с мордовскою и мещерскою стихиею. Некоторые погосты Рязанского Княжества еще в XIV века удерживали прежнее этнографическое название – мордовское и мещерское; например, были погосты мордовские, станы мещерские. В числе бояр рязанских, в XIV веке, были люди инородческого происхождения, вроде Софония Алтыкулачевича. Кроме историко-этнографического разнообразия и особности, разно- составности, велико-русские областные общины имели некоторые отличительные особенности в духовно-нравственном и материально-бытовом характере народонаселения. Например, население Рязанской, украинской области, сложившееся из беглых и добровольных выходцев из разных русских областей, жаждавших степного простора и битвы с «погаными», как тогда говорили, закаленных в постоянном бою сперва с половцами, потом с татарами, мордвою, крымцами, ногаями и с Москвою, население рязанское отличалось суровым, храбрым, воинственным, отважным характером: по выражению Герберштейна, было «gens audacissima, bellicosissimaque».

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Вторая поездка на Восток, предпринятая для исследования о м. Амвросии в 1892 году и результаты этой поездки От автора Братие, не приобщайтеся к делом неплодным, паче же и обличайте: бываемая бо от них срамно есть к глаголати... сего ради... блюдите убо како опасно ходите, не якоже немудри, но яко премудри, искупующе время, яко дние лукави суть ( к Ефесс. 229 зач.). Возлюбленная о Христе моя братия, христиане Ветковского согласия, и все любознательные читатели! Решив предложить вашему вниманию посильный мой труд сего изложения касательно второй поездки на Восток в сем 1892 году, для исследования об учредителе Белокриницкой иерархии, греческом м. Амвросии, я с глубокоземным поклоном прошу вас: аще узрите в сем изложении что погрешительно, то не кляните меня, а благословите, и погрешительное исправьте, ибо грубость ума человеческого над всеми нами хвалится, но я свидетельствуюсь вам пред нелицеприятным Судиею, что все зде мною изложенное о причинах, вызвавших Мельникова на поездку, я узнавал от достоверных лиц, а соборы лужковские изложил как очевидец всего происходящего на оных, и заключение мое относительно Белокриничной иерархии сделано на основании достоверных данных. Полагая в основание сего изложения привезенные Мельниковыми с Востока греческого Синода Протокол, который не что иное как смертный приговор всей Белокриницкой иерархии, я начну мою повесть чинить с причин, вызвавших новозыбковского белокриницкого попа Ефимия Мельникова на эту поездку. Автор: А. Ф. Б. 1. Протокол Святейший Синод согласно ходатайству временно пребывающих в Константинополе христиан, подданных Русского государства, Федора Семеновича Малкова, Аврамия Федоровича Боброва и Василия Ефимовича Мельникова, о выдаче им некоторых сведений о бывшем некогда Босносараевском митрополите Амвросии, нашел нужным выдать копию документа, сохраняемого в архивах, помеченного 18-го марта 1876 года. Документ сей был выдан впервые по подробной же просьбе представителям старообрядцев. Он гласит следующее: Прошением от 25 августа 1875 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

«Ты пастырь – говорил он, не позволяй же всем напрасно говорить, беспокоить себя и путников, идущих к вечности. Ибо слово твое сильно, и посох, как бич, для всех страшен». Игумен Нифонт убедился этими словами старца, и дал свое согласие на то, чтобы о. Серафим не изменял образа своей жизни и по-прежнему продолжал всех принимать к себе, ради их душевной пользы. По примеру пр. Аврамия и блаженного старца Серафима и о. Леонид, как истый делатель заповедей Христовых, не обращал внимания на препятствия человеческие. Думаем, что, присмотревшись ближе к его деятельности, и порицатели его стали бы иначе судить о нем. Припомним, с чего началось Валаамское гонение на него и на о. Феодора. Оно началось с того, что о. Евдоким, бывший ученик Валаамского настоятеля, томимый тоской и отчаянием, и помышлявший уже о самоубийстве, обратился за духовной помощью к этим старцам. Могли-ли они из каких-либо человеческих опасений отказать ему в помощи, когда он находился в такой страшной беде? Но подобных случаев бывало и бывает очень много. Порицателям же о. Леонида, без сомнения, и на мысль не приходило, какие были душевные нужды прибегавших к нему за советами. Однажды о. игумен Моисей, проходя по монастырю, увидел огромную толпу народа перед кельей старца, между тем как недавно последовало из Калуги повеление никого не пускать к нему. О. игумен вошел в келью. «О, Леонид! Сказал он, как же вы принимаете народ? Ведь владыка запретил принимать». Вместо ответа старец, отпустив тех, с кем занимался, велел келейникам своим внести к себе калеку, который в это время лежал у дверей его кельи. Они принесли его и положили перед ним. Игумен с недоумением смотрел на это. «Вот, начал свою речь о. Леонид, посмотрите на этого человека. Видите, как у него все члены телесные поражены. Господь наказал его за нераскаянные грехи. Он сделал то и, то, и за все это он теперь страдает, – он живой в аду. Но ему можно помочь. Господь привел его ко мне для искреннего раскаяния, чтобы я его обличил и наставил. Могу ли я его не принять? Что вы на это скажете?».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

392. Архимандриту Досифею. О монахах, употребляемых для прислуживания. Служения при яствах для многих послужили к тому, что научили их чревоугодию, потому что не все трезвенно приступают к сему подвигу. Посему брата Амвросия отставь от прислуживания странным, чтобы, оставив при оном, тебе не устранить его от себя. 393. Кириллу. Совершение первого чуда Господом произошло не просто. Ибо, если Он удовлетворил потребности брачного пира, то восполнил и недостававшее закону. Поскольку закон крестил одною водою, то Господь усовершил крещение Своею Кровью, срастворяя в Себе то и другое и соединяя закон с благодатью. 394. Евдикию. Волы без намордников усерднее делают свое дело на жатве, а когда намордники препятствуют вкусить плоды трудов, ленятся и отворачиваются от дела. А учителя, не оскорбляемые непослушанием, с радостью продолжают труды, а когда не видят плода трудов, теряют охоту учить без пользы. Посему, если хочешь узнать то, о чем теперь еще спрашиваешь, покажи на деле то, чему научился прежде. Если же окажешься не знающим того, то для какой пользы будем объяснять тебе и это? 395. Авсонию соправителю. Царь наградил тебя медною статуею, для большего блеска позолотив эту награду, потому что не знал, чем иным очевиднее доказать свою щедрость в вознаграждении добрых трудов твоих. Но награды, который не подлежать здешнему тлению, - нестареющуюся жизнь, бесконечное блаженство, вечную славу, которым нет и изменения, - соблюдает тебе там Христос. 396. Схоластику Феодору. Сего Аврааму подобного Аврамия представляю тебе от себя, хотя он и лучше меня. Но по любви переносит он это, даже и оскорбляемый тем, что сравниваю его с собою. Имей его в чести, потому что от Бога дано ему искусство, которое умеет и угашать огонь юности, и к мертвому обучению присоединять живое. 397. Закхею. Если разглашаемое действительно чудесно и совершено по упованию на Бога, то навсегда пребудет неизменным. А если это - обольщением произведенные призраки, то они не постоят и не будут иметь силы, потому что все, вновь производимое человеческими измышлениями, вскоре рушится, если только не охраняется Божиею благодатью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/940/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010