Затем Аврамий пришел в селение и, войдя в церковь, стоял, воспевая и творя молитву. Вторично, с наступлением утра, пришли язычники и, увидев его живым, сначала изумились, но потом снова стали мучить блаженного: повалив его на землю, они накинули ему веревку на шею и волочили его по селению. Так страдал блаженный до трех лет, претерпевая все муки, как твердый камень веры, будучи и побиваем, и гоним. За все эти мучения он не гневался на них, не роптал, не был малодушен и, терпя, не унывал, но еще сильнее возгорался любовью к Богу и сожалением к заблуждающимся; он умолял и поучал - старцев, как отцов, юных - как братий, детей же, как собственных чад, подвергаясь сам обидам и поруганиям. Однажды все живущие в том селении, от малого до великого, собрались все вместе и, удивленные жизнью Аврамия, стали так говорить между собою: - Видите ли великое терпение сего мужа? видите ли неизглаголанную его любовь к нам? он, будучи сильно озлобляем нами, не отошел отсюда и никому не сказал обидного слова и даже не отвернулся от нас, но претерпевает все сие с большою радостью. Поистине он послан к нам для жизни нашей от Бога, о Котором он всегда говорит; он говорит, что наступит небесное царство, рай, вечная жизнь, и слова его истинны; потому что если бы не было так, как он говорит, он не претерпевал бы столь много зла от нас. Им обнаружено бессилие и наших богов, так как они не могли его наказать, когда он сокрушал их. Поистине он - раб Бога Живого, и все им сказанное суть истина. И так приступите, чтобы уверовать в проповедуемого им Бога. Таким образом, все, устремившись, единодушно пришли в церковь, взывая: - Слава Богу Небесному, пославшему Своего раба, который спас нас от диавольского обольщения! Увидев пришедших язычников, блаженный возрадовался великою радостью, и лицо его было подобно утреннему свету. Отверзши уста свои, он сказал им: - Отцы мои, братия и чада! приидите и воздадим славу Богу, просветившему ваши сердечные очи, дабы познать Его и очиститься от нечистоты идольской. Итак, от всей души веруйте в Живого Бога, так как Он - Творец неба и земли и всего, что в них, - безначальный, несказанный, непостижимый, светоподатель, человеколюбец, грозный и правосудный Господь. Веруйте же и в Единородного Его Сына, Который есть Его премудрость, сила и воля, и в Пресвятого Его Духа, все оживляющего, - и, уверовавши, получите жизнь небесную.

http://pravicon.com/info-1623

И всегда сиял сей дивный свет благочестия среди нечестия людского, и взирали на него души, грехом помраченные, и невольно привлекал их к себе этот дивный свет, и сколько грешников обратилось на путь покаяния только потому, что видели пред собой дивные образцы христианских добродетелей!.. Из бесчисленных примеров такого обращения вот один, рассказанный преподобным Ефремом Сириным . В окрестностях того города, близ коего подвизался в затворе преподобный Аврамий, находилось селение, в котором жители – все до одного – были идолопоклонники. Сколько ни посылал туда епископ проповедников слова Божия – все они, не стерпев оскорблений, возвращались без успеха. Наконец Бог внушил епископу рукоположить преподобного Аврамия во пресвитера и послать в это селение. Нелегко было склонить смиренного затворника на этот подвиг; долго Аврамий отказывался: «Прости меня, отче святый, – говорил он, – позволь мне оплакивать свои грехи, а такое дело мне не по силам». Но епископ настаивал на своем: «Вот, – говорил святитель: – ты и мир оставил, и все мирское возненавидел, и все добродетели исправил, а послушания не имеешь... Рассуди сам: затворившись в келлии, ты спасаешь себя одного, а там, при помощи Божией, обратишь многих ко Господу и спасешь их». – Аврамий заплакал... «И кто я, пес умерший, что ты так высоко думаешь обо мне?! – сказал он епископу. – Но если так Богу угодно, то за послушание иду». – Тогда епископ посвятил его в сан иерея и отпустил в упомянутое селение. Горько было преподобному видеть, как его пасомые преклоняли колена пред идолами! «Единый безгрешный Боже, – так со слезами молился он, – не презри Твоих созданий!» Немедленно приступил он к построению храма Божия на средства, оставшиеся после его родителей. Скоро храм был отстроен и благолепно украшен. При освящении церкви преподобный пролил пред Господом слезную молитву о своей заблуждающейся пастве: «Собери, Господи, рассеянных людей Твоих, введи их в сей храм Твой и просвети их душевные очи к познанию Тебя, единого истинного Бога».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

4) Село Кользиваново. Храм Рождества Христова, с приделом во имя Всех Святых, каменный, построен в 1868 г., расстоянием от г. Пензы 185 в. Причта положено: священник и псаломщик. Земли 92 д. Жалованья священнику 294 р., псаломщику 98 р. Дом для священника общественный. Прихожан м. п. 396, ж. п. 331. Приход состоит из одного села. Церк.-прих. школа. 5) Село Гумны. Храм Рождества Христова, с теплыми приделами во имя св. Аврамия затворника и в память Усекновения главы Иоанна Крестителя, каменный, построен в 1815 г., расстоянием от г. Пензы 180 в. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли 125 д., в том числе, неудобной 25 д. Жалованья 122 р. 40 к. Прихожан м. п. 804, ж. п. 811. Приход состоит из одного села. Училище земское. 6) Село Плужное. Храм Богоявления Господня, деревянный, построен в 1798 г., расстоянием от г. Пензы 180 в. Строится новая каменная церковь ; отстроен и освящен придел во имя св. арханг. Михаила. Причта положено: священник и псаломщик. Земли 112 д., из коих неудобной 20 д. Жалованья 104 р. 90 к. Прихожан м. п. 688, ж. п. 723. Приход состоит из одного села. 7) Село Тенишево. Храм в честь Тихвинской иконы Б. Матери, с приделом во имя св. арханг. Михаила, каменный, холодный, построен в 1824 г., расстоянием от г. Пензы 175 в. Причта положено: священник и псаломщик. Земли усадебной 1 д., пахотной и сенокосной 33 д. Жалованья 150 р. Прихожан м. п. 478, ж. п. 535. Приход состоит из одного села. Училище земское. 8) Село Шаверки. Храм во имя Пресвятой Троицы, с теплым приделом во имя арханг. Михаила, деревянный, построен в 1837 г., расстоянием от г. Пензы 168 в. Причта положено: священник и псаломщик. Земли пахотной 44 д. Жалованья 141 р. 12 к. Дом для священника общественный. Прихожан м. п. 845, ж. п. 796. Приход состоит из одного села. Церк.-прих. попечительство открыто в 1873 г. Церковно-прих. школа. 9) Село Ефаево. Храм во имя св. арханг. Михаила с приделом во имя св. Крестителя Господня Иоанна (строится), расстоянием от г. Пензы 165 в. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли пахотной 44 д. Жалованье по окладу V кл. Прихожан м. п. 1230, ж. п. 1254. Приход состоит из села и дер. Лосевки и Лепьева. Училище в селе земское.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Слово это в виде эпитета постоянно встречается в церковно-славянских книгах (ср. акафист Пресвятой Богородице, кондак 6: «Ирода яко блядива», то есть как болтающего пустые речи, в исправленном тексте: «буесловяща»), прологах, житиях святых (в приложении к разным игемонам., соблазняющим мучеников обольстительными речами отступить от Христа; к бесам, прельщающим подвижников) и прочей церковной литературе. Оно показывает, каким должно быть отношение христианина к подобным вещам, а именно – отрицательным. Никогда нельзя любопытствовать и интересоваться областью демонов и их речами, как бы они блестящи и гениальны ни были. А у нас что? Занятия спиритизмом, вызывание духов, разговоры с ними, записывание их речей, издание журналов, переполненных этими записями, медиумические сеансы, разговоры во время гипноза и припадков беснования – чего только нет!.. Христианин, желающий спасаться, беги от столоверчений, вождений блюдечек! Кое согласие Христу с велиаром! ( 2Кор. 6,15 ) 468 Св. Ефрем Сирин . Творения. Т. 2. М., 1881. С. 19. Жизнь блаж. Аврамия и племянницы его Марии. Важно здесь обратить внимание на то, что демоны не только наизусть знают Псалтирь (книгу, которую против них-то и читают), но и сами могут безнаказанно ее распевать. (Хотя так бесы только с Ветхим Заветом обращаются, Нового же, Св. Евангелия, не выносят; см. житие преп. Никиты, затворника Печерского, память 31 января: Патерик Печерский. Киев, 1883. Лист 151/об-152). Следовательно, только тогда мы можем отгонять демонов и помыслы словами молитвы и Свящ. Писания, когда произносим их с верою и с сердечным чувством. Конец начатой истории желающим советую прочесть. 471 Св. Исаак Сирин. Творения. С. 69. Слово 17. Как человек страстный не может смотреть прямо в лицо ангела (см. ниже, прим. 49) или особы, объятой Духом Святым (ср. ответ Мотовилова преп. Серафиму, когда тот был в Духе: «Не могу, батюшка. Смотреть (на вас), потому что из глаз ваших молнии сыплются. Лицо ваше сделалось светлее солнца...»), так и демон не может смотреть на душу человеческую, особенно когда она благочестива.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Именно тогда архиепископ Вениамин попытался передать рукопись " Искателя непрестанной молитвы " святителю Феофану Затворнику. В это самое время выходит первое издание книги, осуществленное отцом Паисием по своему, по-видимому, достаточно несовершенному списку. Святитель Феофан вскоре получил экземпляр " Откровенного рассказа странника " . В его письме к Н.В. Елагину от 26 октября 1882 года читаем: " Помните, - или знали ль Паисия Саровского - теперь игумена где-то в Казанской епархии? Он издал рассказ странника, искавшего молитву Иисусову. (Может быть я про это уж сказывал вам? ... забыл). И мне прислал. - Я эту книжку поправил, - и дополнил... и послал для второго издания " Этот маленький фрагмент частного письма святителя опровергает мнение, будто бы Феофан сам написал изданную отцом Паисием книгу Кроме того, для богословского и литературного таланта Вышенского Затворника совершенно не характерна художественная форма повествования, мировидение героя, сам стиль " Рассказов странника " , тот особый тип " народного мистика " , к которому тяготеет их автор. Так был создан ныне известный, " канонический " для последующих изданий текст " Рассказов странника " . Почему отец Паисий изменил авторское название книги? Нелишне будет вспомнить, что одновременно с " Рассказом странника " отец Паисий публикует в нескольких томах письма своего духовного отца протоиерея Авраамия Некрасова. Издание это было названо " Письма духовного отца к духовным детям " . Как и в случае с " Рассказом странника " , собрание писем отца Аврамия вышло без имени автора. В одном случае - анонимный рассказ духовному отцу, в другом - анонимные послания духовного отца... Знал ли отец Михаил о том, что в Казани вышла его книга? У нас нет никаких сведений о его реакции на это событие. Но когда после смерти отца Михаила, последовавшей 30 января 1884 года, для печати была составлена статья-некролог, ее безымянный автор оказался неосведомлен о публикации " Искателя непрестанной молитвы " , хотя и под другим названием. Иначе нельзя объяснить появление в некрологе следующих слов: " Самое же главное в трудах почившего благовестника - это голос истины, запечатленный в его письменных трудах, начиная с писем к друзьям со св. горы Афонской до монографии " Искатель непрестанной молитвы " и бесед со старообрядцами. В них светит облагодатствованный дух подвижника и видны все степени восхождения его из пагубного раскола на путь спасительный, когда он, окрепши в силе духа благодатию Божией, возмог стать путеводителем и других. Нельзя не пожелать, чтобы все его подвижнические и миссионерские труды были собраны в одно целое и изданы на пользу любителей благочестия и ищущих истины для спасения своей души "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/168/...

Умилительную повесть рассказывает преподобный Ефрем Сирин о своем святом друге – преподобном Аврамие затворнике. Была у преподобного Аврамия племянница, сирота Мария. В семилетнем возрасте родные привели ее к святому дяде, который и поместил ее в соседней келье, так что между ними было окно, через которое Аврамий и обучал ее чтению слова Божия и молитвам. Малютка участвовала в молитвенных подвигах своего дяди и подражала его строгому воздержанию, а святой дядя сердечно радовался, смотря на ее усердие, кротость и любовь к Богу. Так жила она под руководством дяди двадцать лет, как прекрасная агница и чистая голубица. Но этому тихому счастью двух святых душ позавидовал ненавистник добра, диавол, и нашел себе усердного помощника в лице одного недостойного монаха. Часто хаживал он к преподобному Аврамию под видом беседы с ним и целый год подстерегал девушку, пока не обольстил ее... О, в какой ужас пришла бедная Мария, когда потеряла чистоту боголюбезного девства! Она растерзала свою власяницу, била себя по лицу и хотела задушить себя. «Умерла я теперь, – так говорила она, рыдая, – погубила я дни свои, погубила все свои труды и слезные подвиги, прогневала я Господа и убила себя! В какую горькую печаль повергла я преподобного дядю своего!.. Что я теперь? Посмешище диавола!.. К чему мне жить после этого? И что это со мной сделалось? Как я поддалась обману лукавого? Где теперь укрыться мне? Ах я несчастная! Где наставления дяди моего? Где уроки друга его Ефрема?.. Как я взгляну теперь в это окно, как заговорю со святым дядей? Не выйдет ли пламень из окна и не пожрет ли меня?.. Нет, уйду я отсюда, уйду туда, где никто не знает меня, – все равно я погибла теперь!..» И она ушла в город и поселилась там в одной гостинице. Между тем, преподобный Аврамий видит сон: большой страшный змий подполз к его келье, схватил и пожрал голубку... Проснулся блаженный и заплакал: «Господи! Ужели сатана воздвигнет гонение на Святую Церковь Твою? Человеколюбие, Ты един ведаешь, что значит видение сие». Прошло два дня и преподобный видит новый сон: змий входит в его келью, кладет голову к его ногам и расседается (трескается), а голубка оказывается живой и невредимой. Пробудился Аврамий и стал звать Марию: «Встань, что ты заленилась? Вот уже два дня не славословишь Господа?» Но ответа не было... Тогда понял преподобный, что видение касалось его племянницы, и горько заплакал старец: «Увы! Злой волк похитил агницу мою, – мое чадо попалось в плен!.. Спаситель мира, Господи! Возврати агницу Твою Марию в ограду жизни, чтобы старость моя не сошла с печалью во ад. Не презри, не отринь молитвы моей, Господи!..».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

«и в Киеве трие певцы приидоша из грек, с роды своими». ТЕСНАЯ связь между обоими известиями – о начале Печерского монастыря и о прибытии певцов из Греции устанавливается тем, что они помещены рядом не только в названных списках, но также в Архангелогородском летописце и в летописи Аврамия, где под 1037 годом, вслед за известием об Антонии печерском (и принесен бысть Автоней Печерский; при сем и Антоний Печерский бысть), читаем: «в то же время певцы (Арханг.: краснопевци) три приидоша из Царьграда». Ниже я вернусь еще раз к вопросу о связи этого известия с Историей Печерской обители, а пока ограничусь выводом, что оно попало в Повесть временных лет из Печерской летописи. Оставляя пока вопрос о взаимном отношении всех приведенных известий, находившихся в восстановляемой нами летописи, обращаюсь к другим памятникам, пользовавшимся ею, как источником. Связь между именем Нестора и Печерскою летописью, указанная Костомаровым, несомненна. Другой вопрос, действительно ли Нестор составил эту летопись, все ли, что в ней содержится, принадлежит перу Нестора; но ясно, что Несторовой называлась именно Печерская летопись, причем лишь впоследствии это название получила Повесть временных лет. Впервые усматривается связь между именем Нестора и летописью в сказаниях Поликарпа. В сказании о Никите затворнике в числе прочих преподобных отцов, пришедших к Никите в его пещеру и отогнавших от него бесов, назван Нестор иже написа летописец (Берсен. сп. и Кассиановския редакции). В конце своего сказания об Агапите Поликарп, сравнивая свой труд с предшествующими описаниями житий печерских угодников, говорит: «якоже блаженный Нестор в летописци написа о блаженных отцех, о Дамиане, Иеремии и Матфеи и Исакии» (Румянц. 305). Вслед за Костомаровым думаю, что Поликарп не имел основания называт Несторовой Повесть временных лет и что следовательно «летописец», написанный Нестором, – это Печерская летопись. Итак, Поликарп нашел в Печерской летописи жития Дамиана, Иеремии, Матфея и Исакия; что эти жития действительно читались в Печерской летописи, мы заключили выше на основании данных Повести временных лет. Отсюда следует, что Поликарп был знаком с Печерской летописью и что те места, которые он приводит из «летописца», не определяемого при этом ближе, заимствованы им именно из Печерской летописи. Приведу места, где он ссылается на летопись.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Только совсем недавно в библиотеке Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон была выявлена официально заверенная копия свидетельства о рождении Георгия Васильевича Говорова. Этот документ в числе прочих был приобретен монастырем у наследников святителя и хранился все эти годы за пределами нашей страны. Ввиду значимости документа, приведем его полностью. «Свидетельство о рождении Георгия Васильевича Говорова копия от 8 сентября 1861 года Мы нижеподписавшиеся, Орловской Епархии, Елецкаго уезда, села Чернавска Владимирской церкви священнослужители, сим свидетельствуем, что в Метрической книге нашей церкви за 1815 год, в первой части — о родившихся, под 3-м записано: “ Генваря десятаго дня у местнаго священника Василия Тимофеева сына Говорова [родился] сын Георгий. Восприемники были: села Пониковца Священник Иван Саввин, Паниковский и села Чернавска Покровскаго священника Аврамия Попова дочь, девица Анна”. Священник Александр Крутиков. Диакон Алексей Вавилов. Уездный Дьячек Гавриил Виноградов. Пономарь Феодор Вал ав. 8 Сент 1861 г.» Крещение Георгия состоялось 11 января 1815 года , то есть на следующий день после его рождения, что было принято в то время. Согласно свидетельству о рождении его восприемником был священник Иоанн Попов из села Пониковец, который приходился ему дедом со стороны матери. Восприемницей также была родственница святителя по материнской линии, его двоюродная сестра — дочь сестры матери Устиньи и священника Авраамия Иоанникиевича девица Анна 14 лет . Восприемники святителя скончались, когда он был еще семинаристом . Братья и сестры Георгий был пятым ребенком в семье. Всего у священника Василия и матушки Татьяны Говоровых было семеро детей: четыре сына (Иван, Семен, Георгий и Гавриил) и три дочери (Любовь, Евдокия и Анна). Один из них, Семен, умер в юные годы, во время обучения в старших классах Севской духовной семинарии . Остальные его братья и сестры имели типичную для семейств сельского духовенства XIX столетия жизнь, полную трудов и лишений. Они с семьями проживали преимущественно в родном Чернавске и в селе Вышнее Ольшаное Ливенского уезда, а также в других селах Елецкого и Ливенского уездов.

http://bogoslov.ru/article/5033762

Кроме того, огненный язык вещал твоими устами. На это Святой Василий сказал ему: — По истине я вижу ныне то, что слышал о тебе, житель пустыни и любитель безмолвия! Так пишется и у пророка Давида: «Ефрем крепость главы Моей» (Пс.59:9). По истине к тебе относятся эти пророческие слова, ибо ты многих наставил на путь добродетели и укрепил в ней. Кротость же твоя и незлобие сердца сияют для всех, как свет. После того Василий Великий сказал: — Почему, честный отче, ты не принимаешь посвящения в сан пресвитера, будучи достоин его? — Потому что я грешен, владыка! — отвечал ему Ефрем чрез переводчика. — О, если бы и я имел грехи твои! — сказал Василий, и прибавил: «сотворим земной поклон». Когда же они поверглись на землю, Святой Василий возложил руку свою на главу преподобного Ефрема и произнес молитву, положенную при посвящении в диакона. Преподобный Ефрем пробыл после того со святым Василием три дня, в духовной радости. Василий поставил его в диакона, а переводчика его в пресвитера и потом с миром отпустил их. Преподобный Ефрем имел великую любовь к преподобному Аврамию затворнику, память которого празднуется 29 октября. Они часто посещали друг друга и умилялись взаимно назидательными дружескими беседами. А когда блаженная Мария, племянница Аврамия, подверглась обольщению врага, преподобный Ефрем своими молитвами много содействовал спасению ее. Он много болел сердцем о согрешающих и много заботился об исправлении их. Преподобный Ефрем то пребывал в пустыне [ 11 ], в безмолвии работая Богу, причем собрал там и множество учеников, — то, по повелению Божиему, жил в городе Эдессе, приводя многих людей к покаянию и приобретая для Бога погибшие души своими поучениями. Настолько он изобиловал душеполезными словами и был преисполнен благодати Божией, что много раз у него изнемогала гортань от напряжения голоса, а язык от произнесения слов; однако, речи его не становились короче, тем более что ум его был преисполнен глубины премудрости и разума [ 12 ]. Кроме того, он был исполнен глубокого смирения, всячески избегал человеческого почитания и временной славы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Раскольники-безпоповцы утверждают, что св. муч. Гликерия (II или Ш в.) ни разу в жизни не причащалась св. тайн, так как в житии ее об этом не говорится; но в житии ее, а равно и многих других св. угодников умолчано и о крещении их: неужели следует отсюда, что она не крестилась? «Ей вси убо крестишася и вси причащахуся. Но сего ради списателие молчаша о сем, ведяще, яко не нужно есть о сих писати, еже вси человецы ведят, яко не нужно есть христианину именоватися, аще не будет крещен или не причащается св. Христовых таин» (Иос. Волоц. II о иноч. жит. стр. 495). 23. Св. ап. Иакова, брата Божия; перенесение честн. мощей св. Иакова боровичковского, новгород. чудотв.; св. Игнатия, патр. цареградского. Предание утверждает, что св. ап. Иаков, по повелению Господа, был поставлен апостолами во епископа Иерусалимской церкви. 24. Св. Афанасия, патр. царегр.; мч. Арефы; мц. Синклитикии; блаж. Елезвоя, прп. Арефы печерск.; ик. Б. М. «Всех Скорбящих Раодости». 25. Мучч. и нотарий (скорописцев) Маркиана и Мартирия; муч. Анастасия. 26. Влч. Димитрия мироточца, селунского; пр. Афанасия микидийск. Воспоминание великого и страшного трясения (землетрясения), бывш. в Константинополе в 740 г. 27. Мч. Нестора селунск., Марка; мц. Капитолины и Еротииды; прп. Нестора летописца; обр. мощей благ. кн. Андрея смоленского. Муч. Марк, не будучи священником, совершал крещение, но в крайней нужде, во время гонений, и потому раскольники-безпоповцы напрасно указывают на его пример в доказательство правильности принятой ими практики относительно совершения таинства крещения. 28. Свят. Арсения, прест. свт. Димитрия ростовского ; сеящ.-муч Кириака; мч.: Терентия, Сарвила, Фота, Фсодула, Иеракса, Нита. Вила, Африкана, Терентия, Максима, Помплия; мц. Неонилы, Евникии; вл.-мц. Параскевы (Пятницы); прп. Стефана и Иоанна, прп. Иова почаевского ; свящ.-муч. Неофита урбнисск. 29. Пр.-муч. Анастасии римлян.; пр. Авраамия затворника; преставление пр. Аврамия, ростов. чуд.; препп.: Марии и Анны; мучч.: Клавдия, Астерия, Неона и Феониллы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010