Просветився Божественною благодатию,/неверныя люди наставил еси к свету Богоразумия,/и по смерти сияя светлостию жития твоего,/источавши исцеления притекающим с верою к тебе,/Аврамие отче наш,/Христа Бога моли даровати нам велию милость. Кондак, глас 2 Иго Христово прием, Аврамие,/и Того крест на рамо взем,/последовал еси Ему,/насажден быв в дому Господни,/и процвел еси яко финикс, и яко кедр, иже в Ливане,/умножил еси чада твоя, муж желаний духовных,/от возлюбленнаго же апостола Иоанна Богослова благодать восприим,/жезлом сокрушил еси идола,/и рассыпал еси его яко прах,/и чудотворец убо велий явился еси, преподобне./Темже Христа Бога моли/непрестанно о всех нас. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Аврамие,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь преподобному Феодосию Сийскому, глас 8 Подвигом добрым подвизався от юности твоея, преподобне Феодосие,/мирскую суету отвергл еси,/девство же и целомудрие возлюбил еси Царствия ради Небеснаго,/вина и упояющаго пития до кончины не вкусивый,/Единаго Бога взыскуя,/пустыню пречуднаго отца Антония достигл еси/и в ней во смиренномудрии и слезах все житие препроводил еси,/оного житию подобяся/и во всем быв образ добродетелей твоим учеником./И ныне в Горния обители преселився,/Святей Троице предстоиши,/поминай нас, чад твоих, Пресвятей Троице моляся,/от всяких бед и скорбей избавити и спасти души наша. Кондак, глас тойже От юности твоея, преподобне, Господеви возложив вся,/плотская мудрования воздержанием увядил еси,/в постах, молитвах образ быв твоим учеником,/добродетели Богомудраго Антония наследовав,/и того обитель измлада достигл еси,/и в ней трудолюбие свою жизнь препроводил еси в терпении мнозе,/и ныне со всеми святыми Святей Троице предстоиши,/поминай нас, чтущих всечестную память твою,/да вси велегласно вопием ти:/радуйся, досточудне Феодосие, наставниче духовный. Величание

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мучч. 3 в Мелитине сокрушением бедр. Хлуд. 146. Муч. Николая хиосского, пострадавшего от турок в 1754 г. Солов. III. Пр. Анатолия печерского, затворника в Антониевой пещере, в XII в. IV. Освящение молельни ( εκτ ηρου) Богоматери в патриархии, где лежит глава Аверкия иерапольского. Акад. Нан. 2. В Царьграде был монастырь – Патриархия и также еще древняя Ирина называлась патриархиею. Дю-Канж IV. 160. Бандурий Anmiq. 32 сн. 6 сент. Муч. Панталеона . Остр. (27 июля). Германа . Син. 1 (сн. 30). Св. Романа и Ниссия . Син. 1. Феодора купца. 1621. 51. По случаю повести о сем купце в прологе. По свидетельству паломника Антония в 1200 г. образ Спасителя, его же Феодор христианин дал в поручение жидовину Аврамию, быд в приделе Хадкопратийском в Царьграде. Ему покланялся диакон Игнатий в XIV в. V. Муч. Ираклия . Син. 1. Неап. Екл. Остр. Асс. (22 окт.). Св. Павла великого. Мст. Рум. 112 (15 янв). Маркиана , еп. сиракузского. Иер. Синод. 400. Нан. 1 и 2. Моск. Сирм. (окт. 30). Зиновия и Зиновии . Син. 1 и 2. Вас. 239. Готф. и др. (окт. 30). Иакова , еп. Мигдонии т.е. нисивийского. Сирл. МГр. Хлуд. 146 (1З янв.). Леонтия Философа. Ап. 346. Нан. 2. Мед. (19 окт.). Евстолии, Матроны и Сопатры , дочери импер. Маврикия. Италогр. (9 нояб.). Гордиана и Епимаха римского. Гр. 111. Петр. МГр. и Копт. 1425 (9 мая втор.). Пр. Мароя , целителя от огневицы и трясавицы. Старопечатн. славян. канонник. (Марон 14 февр.). Иулиана, Крониона, Макария, Александра и инех 13 при Декии. Петр. 239 (МГр. 30 окт.). Св. Кириака , еп. константиноп. Нан. 3 (МГр. 27 окт.). Пр. Аврамия . У. XII в. Тип. У. 1236 (29 окт.). Зинаиды . Рум. ев. 106 (11 окт., если не из Зиновия 30 окт.). Клавдия, Астерия и Неона . Син. 2 (29 окт.). Ноябрь 1 I. Свв. бессребренников и чудотворцев Космы и Дамиана . Сыны Феодотии от Асии погребены в Феремане. Конст. 42 и все, (кроме Неап.). МКр. М. 11 и 12 в. Первый канон Иосифа, он в Гр. Мин. 1 июля, второй I. монаха. Кондак Романа. Стих. Германа, Феофана и др. Служба. (Феодотии, матери их, 1295 и Никод. 2 янв., Вас. 1 янв.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Пр. Павла το προαντονου т. е. фивойского. Син. 1. (15 янв.). Космы и Дамиана и 3 братьев. Готф. Сирм. Моск. (17 окт.). Домнина , муч. селунского. 1295. Сирм. (1 окт.). Св. патриарха Иосифа и Трофима . Деч. (30 и 31 МГр.). Св. Савы . Екл. (15 апр.). Васса . Екл. (31 окт. МГр.). Ап. Клеопы , брата Иосифа обручника. Нан. 3. (4 янв.). Афанасия , патр. константин. МГр. (24 окт.). Муч. Капетолины . Сев. 2. Ап. 346. (27 окт.). Преставление св. Димитрия , митрополита ростовского. Филар. (21 сент.). 29 I. Св. преподобномуч. Анастасии римлянины (и с нею Кирилла) при Декии и Валериане. Син. 1. Синод. 400. Петр. ЧГр. XI в. 175. Акад. 43. Мст. Коал. 2. Слепч. У. 1298. 1295 и др. МКр. М. 446. М. 424. Канон Иосифа. Служба (Клар. 29 сент. Копт. у Люд. и др. 28 сент. Вас. 12 окт. М. Р. 28 окт. Пролог втор. 30 октября). Преп. Аврамия затворника и блаженной Марии племянницы его в Месопотамии, ок. 360 г. Син. 1. Вас. Кал. Иер. Флор. 1. Нан. 1. Петр. Сир. Акад. Слепч. Зогр. Рум. Терн. и др. МКр. М. 11 и 12 в. Канон Иосифа. Служба. (Екл. Маз. и др. Авраамия 1 окт. Папебр. Филим. 25 окт. Ап. 346 окт. 27. У. XII в. 31 окт. Неап. Екл. еще 22 дек. М. Р. 16 марта). Пр. Анны , подвизавшейся под именем Евфимиана, дочери диакона Влахернские церкви, † 826. 1295. (ДоМак. Мак. 16 июня. 239. 1142 и др. 28 окт. Она же 13 июня с сыном Иоанном). Свв. мучч. Клавдия, Астерия, Неона и Феониллы , † 285 в Егах киликийских. Вас. (42. Конст. Остр. 1295. Сирл. 30 окт. Син. 1 и 2 окт. 31. Флор. 1. 248. Нан. 1. Екл. 44 . МКр. со службою янв. 26. Петр. Сирм. 27 янв. М. 76 с каноном Иосифа янв. 30. М. Р. Иерон. Ф. У. авг. 23 †.) Пр. Авраамия , архимандрита Богоявленского, ростовского чудотворца, подвиз. ок. 1073–1077. 1610. 1625. 1639. Н. Подл. XVI в. М. XVI в. Белоз. М. 1558 г. Служба. (Св. 382 сент. 28. 51 сент. 29). Мощи в Богоявленском соборе обите-. II. Мучч. Кирилла, Мины и Минея мечем. 1295. Хлуд. 146. (См. об них еще 1 авг., где вместо Кирилла – Кирика). Муч. Мелитины мечем. 1295. (Сирл. 30 окт. По мнению Никодима отхична от Мелитины 16 сент.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Разве стал бы он все это терпеть так благодушно, если бы не было ни рая, ни ада, ни суда, ни воздаяния? Видно его Бог – есть истинный Бог , – не то, что наши бездушные идолы, видно он – истинный Божий слуга; пойдемте же к нему все и станем веровать в Бога, Которого он проповедует!» – И пошли к нему всем селением, и приняли от него святое крещение – в один раз до тысячи душ! Нет нужды говорить, какой радостью преисполнилось тогда сердце угодника Божия, – как он горячо благодарил и прославлял Господа, благословившего его терпение спасением стольких душ! – Прибавим только, что преподобный, утвердив в вере новообращенную паству свою, чрез год удалился снова в свой затвор и стал подвизаться по-прежнему. Вот, друзья мои, что может сделать добродетель христианская! Будем же и мы жить так, чтобы и другие брали с нас добрый пример, чтобы и евреи, и татары, и идолопоклонники (есть еще и идолопоклонники на обширном пространстве русского царства!) – чтобы и они, смотря на нас, говорили: «Ах, какие добрые люди эти православные Христиане! Какие они правдивые, кроткие да милостивые! Видно – их вера хороша! Видно их Бог – есть истинный Бог, когда Его служители такие хорошие люди!» И будут так говорить, и сами будут исправляться, будут стыдиться греха, и обращаться в святую веру нашу православную, и будет тогда чрез нас святиться Имя Божие, – только бы мы сами жили по-Божьи, – так, как велит нам святая вера православная! И никто не назовет нас за это лицемерами, хотя и будут у всех на виду наши добродетели: ведь не приходило же и на мысль язычникам упрекать преподобного Аврамия в лицемерии. Да если бы и упрекнул кто: что за беда? Ведь ты делаешь свое дело доброе не напоказ, не ради похвалы людской, а ради славы Божией, делаешь открыто только потому, что нельзя тебе укрыться со своей добродетелью; итак, стоит ли заботиться о том, что будут говорить о тебе злые языки? И о Христе Спасителе чего – чего не говорили лукавые фарисеи?.. 175. Священный памятник 1812 года «Не нам, Господи, не нам, но Имени Твоему даждь славу о милости Твоей!..» ( Пс.113:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

22 января. Доктор Завадский, пользовавший Аврамия Сергеевича уже несколько лет, сказал нам положительно, что едва ли больной доживет до следующего воскресенья. Пригласили на консилиум лучших докторов, сначала аллопатов, а потом гомеопатов. И те и другие, при тщательном осмотре, признали положение Аврамия Сергеевича безнадежным. Больной видимо был недоволен посещением докторов, убедительно просил не предлагать ему лекарств, не беспокоить его, и предоставить все натуре. Он уверял, что не чувствует никакой боли... признак, по мнению докторов опасный. Я решился не отходить от Аврамия Сергеевича; на мне лежала священная обязанность напутствовать сына своего духовного отходною молитвою в жизнь вечную. С 22 на 23-е января я находился при Аврамии Сергеевиче всю ночь, не смыкая глаз. Ему давали гомеопатические лекарства, большею частию обманом. Внутренний жар был в нем сильный. Часто и настойчиво больной требовал подслащенного капустного соку, составленного домашним врачом его; бреду не было; но слова его не совсем были внятны, особенно, когда он говорил тихо, и это происходило, кажется, не столько от слабости сил, сколько от усилившейся сыпи во рту и на губах. Утро, 23 января. Память Аврамия Сергеевича начала заметно ослабевать; силы истощались. Уже время было оказать ему духовное содействие... Я начал читать ему утренние молитвы. Больной часто произносил за мною некоторые слова молитвы, правильно ограждая себя крестным знамением; глаза его были постоянно влажны от слез. По окончании молитвы, Аврамий Сергеевич очень благодарил меня. В 12 часов дня я начал читать ему канон в скорби душевной (Феостирикта). Во время чтения 4-ой песни в смежную комнату вошел адъютант Государя Императора, посланный узнать о здоровье болящего. Дома были в это время одни только слуги. Высокие верноподданнические чувства Аврамия Сергеевича мне были хорошо известны; известно было даже и самое выражение оных; я сказал г. адъютанту: «Аврамий Сергеевич глубоко тронут отеческим вниманием Государя Императора, верноподданнически падает к стопам Его, благодарит сердечно, и молит Господа о здравии и благоденствии обожаемого Монарха и всего царствующего дома».

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Память 5 июля Житие преподобного отца нашего Афанасия Афонского Преподобного Афанасия [ 1 ], достойного бессмертных похвал к смертной человеческой жизни произвел город Трапезунт [ 2 ]. В обучении книгам его возрастила Византия (Константинополь [ 3 ]), а обитель Кименская [ 4 ] и гора Афонская [ 5 ] принесли его как плод, угодный Богу. Родители Афанасия были люди благородные и благочестивые. Его отец происходил из Антиохии [ 6 ], а мать из Колхиды [ 7 ]. Проживали же они в Трапезунде. Отец Афанасия умер еще до появления последнего на свет, а мать, родивши Афанасия и возродивши его святым крещением, отошла к Богу вслед за мужем. Отроку во святом крещении дано было имя Аврамия. Ребенка, уже в пеленах, по смерти родителей, оставшегося круглою сиротою, взяла на воспитание одна благородная черноризица. Еще в отроческом возрасте Аврамия проявлялись признаки, предуказывавшие на образ его жизни в будущем, когда он станет совершеннолетним. Малым ребенком он вел себя наподобие разумного и добронравного мужа, так что даже когда у него происходили со сверстниками детские игры, то последние не назначали Аврамия царем или воеводой, но — игуменом. И действительно, уже с детства он привыкал к иноческой жизни; видя воспитывавшую его черноризицу, непрестанно пребывающую в молитвах и посте, и он насколько возможно для отрока, старался подражать ей, постясь и совершая молитвы. Больше своих сверстников преуспевал он и проходя начальную по тому времени школу. Так возрастая телом и разумом, Аврамий вышел из отроческого возраста. — В то время скончалась черноризица, заменявшая ему мать. Вторично осиротевший отрок Аврамий оплакал ее кончину, как кончину действительной матери своей. Затем он пожелал побывать в Византии для приобретения дальнейшего образования. Бог, заботящийся о сиротах, следующим образом привел в исполнение его желание. В то время в Греции царствовал благочестивый император Роман [ 8 ]. Им был послан в Трапезунд для собирания торговых податей один из дворцовых евнухов [ 9 ]. Последний, познакомившись с благовидным и разумным отроком Аврамием, взял его с собою в Византию и здесь поручил одному выдающемуся учителю, по имени Афанасию, заботу о его философском образовании.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

«Сказания» печатаются вполне согласно оригиналу 8 ; мы исключили только вторую часть, не представляющую историчского интереса и содержащую многие повторения сказанного в первой: из нее мы печатаем лишь одно место, где защищается святость и равночестность четырехконечного креста против резкой раскольнической брани на него в сочинениях Аввакума. VI. Новооткрытые сочинения инока Аврамия Три небольшие, доселе остававшиеся неизвестными сочинения Аврамия о любимом предмете его рассуждений – антихристе отысканы нами в одном сборнике библиотеки графа А. С. Уварова 905; тетр. 2-я, л. 31 об. – 34, 36–37 об., 38–40 об.). Хотя они особенной важности не представляют; но в дополнение к полному собранию сочинений Аврамия в VII т. Материалов мы почли не излишним их напечатать. Настоящим томом «Материалов для истории раскола» мы заключаем второй отдел нашего издания, т. е. «историко-и догматико-полемические сочинения первых расколоучителей». Третий отдел, в состав которого должны войти «сочинения современных первым расколоучителям православных писателей, направленные против раскола», как мы говорили в свое время (т. I, стр. 16), не может быть обширен, и потому, что самое количество сочинений не велико, и потому, что важнейшие из них были уже напечатаны вскоре же по появлении их на свет («Жезл Правления» и «Увет») или же в позднейшее время (как напр., сочинение Юрия Крижанича о Соловецкой челобитной). Мы желали бы издать только весьма оригинальное, хотя в сущности не особенно важное, сочинение Паисия Лигарида, в переводе Полоцкого, содержащее разбор челобитной Никиты Добрынина (Пустосвята), да некоторые мелкие сочинения, находящиеся в сборниках Синодальной библиотеки 9 . Но если бы желанию этому и не суждено было осуществиться (ибо время наше сокращено есть прочее), мы утешаемся тем, что с помощию Божиею успели издать восемь томов таких материалов для истории раскола за первое, важнейшее время его существования, которые будущему его историку несомненно послужат на пользу, и быть может он с некоторою признательностию помянем скромный труд наш, извинив нам неизбежные его недостатки. А мы с своей стороны поставляем долгом принести глубокую благодарность Братству св. Петра митрополита, давшему средства на издание этого труда. Братство руководилось тем убеждением, что обогатив многими новыми сведениями науку о расколе, оно этим самым принесет пользу и православной церкви в ее заботах об ослаблении раскола.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Память 5 июля Житие преподобного отца нашего Афанасия Афонского Преподобного Афанасия достойного бессмертных похвал к смертной человеческой жизни произвел город Трапезунт В обучении книгам его возрастила Византия (Константинополь а обитель Кименская и гора Афонская принесли его как плод, угодный Богу. Родители Афанасия были люди благородные и благочестивые. Его отец происходил из Антиохии а мать из Колхиды Проживали же они в Трапезунде. Отец Афанасия умер еще до появления последнего на свет, а мать, родивши Афанасия и возродивши его святым крещением, отошла к Богу вслед за мужем. Отроку во святом крещении дано было имя Аврамия. Ребенка, уже в пеленах, по смерти родителей, оставшегося круглою сиротою, взяла на воспитание одна благородная черноризица. Еще в отроческом возрасте Аврамия проявлялись признаки, предуказывавшие на образ его жизни в будущем, когда он станет совершеннолетним. Малым ребенком он вел себя наподобие разумного и добронравного мужа, так что даже когда у него происходили со сверстниками детские игры, то последние не назначали Аврамия царем или воеводой, но — игуменом. И действительно, уже с детства он привыкал к иноческой жизни; видя воспитывавшую его черноризицу, непрестанно пребывающую в молитвах и посте, и он насколько возможно для отрока, старался подражать ей, постясь и совершая молитвы. Больше своих сверстников преуспевал он и проходя начальную по тому времени школу. Так возрастая телом и разумом, Аврамий вышел из отроческого возраста. — В то время скончалась черноризица, заменявшая ему мать. Вторично осиротевший отрок Аврамий оплакал ее кончину, как кончину действительной матери своей. Затем он пожелал побывать в Византии для приобретения дальнейшего образования. Бог, заботящийся о сиротах, следующим образом привел в исполнение его желание. В то время в Греции царствовал благочестивый император Роман Им был послан в Трапезунд для собирания торговых податей один из дворцовых евнухов Последний, познакомившись с благовидным и разумным отроком Аврамием, взял его с собою в Византию и здесь поручил одному выдающемуся учителю, по имени Афанасию, заботу о его философском образовании.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Будучи искусным иконописцем, он написал две большие иконы: на одной изобразил страшный суд, на другой мытарства; на этих картинах он часто останавливал взор своих слушателей, напоминая им о страшных испытаниях, встречающих душу по смерти, и о будущем всеобщем суде Христовом. Пр. Аврамий проводил весьма строгую подвижническую жизнь, умерщвляя плоть свою чрезвычайным постом: сухота его тела и бледное его лице выражали труженический его подвиг. Вина он совсем не пил и даже воду употреблял в меру; он не любил также дорогих одежд, а одевался в худые одежды. Много испытал пр. Аврамий искушений демонских как видимых, так и невидимых: думая устрашить преподобного, диавол являлся несколько раз ему в страшных образах, но молитвою преподобного всегда был побеждаем. Наконец диавол, не будучи в силах действовать лично на святого, возбудил против него людей. Многие из мирян и из духовных стали распускать молву, будто Аврамий проповедует еретическое учение и совращает в свое лжеучение молодых людей, читает «голубиные книги», живет нечисто, прикрывая темные дела наружною святостью. Такие разнообразные толки дошли до самого смоленского епископа Игнатия и восстановили его также против святого; весь народ пришел в волнение и движение: бояре, духовные и многие из простого народа восстали против святого мужа, совещаясь, что бы сделать праведному мужу. Некоторые советовали сослать его в заточение, другие сжечь на костре, иные настаивали, чтобы Аврамия водить по городу с побоями и потом бросить в воду, наконец согласились все в одном: пошли просить у епископа Игнатия суда над Аврамием. Городское духовенство собралось для суда на владычний двор; послали слуг привести на суд Аврамия. Когда слуги явились в обитель, Аврамий в это время молился; они схватили его и двух учеников его и с бесчестием и бранью повели к епископу. Но смиренный инок безмолствовал; ни слова не отвечая на все укоризны, он только молился во время пути и так с спокойным духом предстал он на суд во владычний двор, где ожидали его враги.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Для сего я послал к вашему боголюбию боголюбезнейших пресвитеров Ипатия 271 и Аврамия – хорепископов – и Алипия, экзарха наших монахов, – украшенных славною жизнью и словесно могущих в точности сообщить вам о том, что делается против нашего ничтожества. Письмо 117. Епископу Флорентию 272 Благодать Бога и Спасителя нашего не вполне оставила род человеческий, но семя свое дала нам в вашей святости, чтобы мы не делались как Содом и не уподобились Гоморре (ср. Иса. I, 9). Это не позволяет нам совершенно изнемогать, но заставляет ожидать разрешения тяжкой бури, Посему-то мы и послали к вашей святости боголюбезнейших пресвитеров Ипатия 273 и Аврамия – хорепископов и Алипия, экзарха наших монахов, чтобы они разрушили постигшее церкви «Востока» бедствие. И, прежде всего, утвердите переданную нам от святых Апостолов веру, ниспровергните возникшую ересь и ясно изобличите дерзающих искажать проповедь домостроительства, а потом поборайте и за преследуемых за благочестие: ибо, святейшие, за апостольскую веру мы подверглись этому несправедливому низвержению (закланию) 274 , так как не хотели пожертвовать истиною евангельских догматов. Вашему преподобию приличествует не презирать единомышленников, которых несправедливо преследуют, но справедливою помощью прекратить несправедливость и научить дерзновенно восстающих против истины, что не все можно совершать даже и тем, которые бесстрашно стараются делать все, что угодно. Письмо 118. Архидиакону Римскому 275 Весьма тяжкая буря постигла наши церкви, но держащиеся апостольской веры имеют в вашей святости удобную и спокойную гавань, ибо вы не только сражаетесь за евангельские догматы, но и решительно отвращаетесь совершенной по отношению к нам несправедливости. Когда мы пребывали далеко оттуда и находились в расстоянии тридцати пяти дневных переходов ( σταθμος), «справедливейшие» судьи осудили нас, как им хотелось, и, оставивши учение, господствовавшее в церквах со времени явления Бога Спасителя до сего дня, ввели некоторое новое, нечестивое и прямо противное преданию Апостолов и явно враждуют против держащихся древних благовествований. Итак, соблаговоли, боголюбезнейший, возжечь ревность во всем святейшего и благочестивейшего архиепископа (Римского Льва), чтобы и церквам «Востока» он дал возможность воспользоваться вашею заботливостью, в особенности же – чтобы сражался за преданную святыми Апостолами веру, сохранил отеческое наследие невредимым, рассеял облежащую мглу так, чтобы вместо тьмы воссиял ясный свет, и изобличил несправедливость нашего низвержения (заклания) 276 . Твоей святости прилично к другим хорошим качествам присоединить и такого рода ревность. Письмо 119. Патрицию Анатолию

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010