И святыя мученицы Параскеви. Идеже храм, подобне поется. Тропарь, глас 4. Премудрая и всехвальная Христова мученица Параскева, мужескую крепость приемши, женскую же немощь отвергши, диавола победи, и мучителя посрами, вопиющи и глаголющи: приидите, тело мое мечем ссецыте, и огнем сожгите: аз бо радующися иду ко Христу Жениху моему, тоя молитвами, Христе Боже, спаси души наша. Кондак, глас 3. Подобен: Дева днесь: Всесвятое и непорочное мучение принесши, яко вено пречестное безсмертному Жениху Христу, ангельское ликостояние возвеселила еси, и победила еси демонския козни: сего ради тя честно верою чтим, мученице Параскево многострадальная. 29. Святыя преподобномученицы Анастасии Римляныни: И преподобнаго отца нашего Аврамиа затворника. Стихиры мученицы, 3, глас 8. Подобен: Что вы наречем: И преподобнаго 3, глас тойже. Подобен: О преславнаго чудесе! На стиховне октоиха. Тропарь мученицы, глас 4: Агница твоя Иисусе: септемвриа в 16-й день. Слава, преподобнаго, глас 8: В тебе отче: сего месяца в 1-й день. На утрени, канон октоиха един, на 6: И святых два: мученицы, глас 8: И преподобнаго, глас тойже. По 3-й песни, Кондак мученицы, глас 3. Подобен: Дева днесь: Девства водами очищена преподобная, мученичества кровьми, Анастасие, венчавшися, подаеши сущим в нуждах, недугов исцеление и спасение, приступающим от сердца: крепость бо тебе подает Христос, источаяй благодать приснотекущую. И седален, глас 8. Слава, преподобнаго. По 6-й песни. Кондак Аврамия, глас 3. Подобен: Дева днесь: Во плоти яко ангел на земли явился еси, и пощением был еси яко древо насажденное, водою воздержания добре возрастився, теченьми твоих слез скверну омыв: сего ради явился еси приятелище Божественное, Аврамие, Духа. И икос. По 9-й песни, светилен, и на стиховне, октоиха. На литургии, прокимен, глас 7: Честна пред Господем смерть преподобных его. Стих: Что воздам Господеви о всех: Апостол к галатом, зачало 213: Плод духовный: Аллилуиа, глас 6: Блажен муж: Стих: Сильно на земли будет: Евангелие Матфеа, зачало 43: Вся мне предана суть: Причастен: В память вечную:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1786 году сюда были переведены инокини упраздненного Печеницкого монастыря; обитель стала женской. В соборном храме находится икона Божией Матери, именуемая Новодворской, в своем первообразе написанная великим угодником Божиим, Святым Петром, митрополитом Киевским и всея России чудотворцем, первым святителем в Москве. Торжественное празднование в честь Новодворской иконы Божией Матери ежегодно совершается в Каменском монастыре 20 декабря, накануне дня блаженной кончины святителя Петра, митрополита Всероссийского, великого угодника Божия, трудившегося в написании первообраза святой Новодворской иконы. Кроме этой святыня, в обители есть и другие, а именно: в малом кипарисном ковчежце, под серебряной вызолоченной доской, хранятся частицы св. мощей, видимые сквозь отверстия. По надписям это мощи: Св. Иоанна Предтечи, Св. первомч. архидиакона Стефана, Св. мч. Феодора Тирона, свмч. Власия, Св. мч. Аврамия, прп. Николы Святоши к. Черниговского, кн. Феодора, прп. Алипия иконописца, прп. Прохора Печерского, прп. Матфея Прозорливого, прп. Агапита врача, прп. Исаакия Затворника, прп. Василия Печерского и др. Всего 24 частицы. 26 июня ежегодно, с 1889 г., совершается в Каменском монастыре, вокруг храма и вокруг стен обители, торжественный крестный ход с святой Новодворской иконой в память грозного посещения обители, бывшего летом означенного года и числа, когда от громового удара сильно пострадала внутренность и внешность главного храма обители в честь Успения Божией Матери. Управляет обителью игуменья. Максаковский Троицкий монастырь в Сосницком уезде. Обитель расположена в 28 в. к югу от у. г. Сосниц, на возвышенности, не далеко от р. Десны, у бывшего перевоза Максаковского. Основан монастырь в 1642 году Трубчевскими монахами на земле давшего им убежище киевского каштеляна Адама Кисела, а с 1829 года обращен в женский. Управление игуменское. Малино-Островский Рождество-Богородицкий единоверческий монастырь в Новозыбковском уезде. Монастырь стоит на левом берегу р. Ипути, на острове, именуемом Малиновым, в 17 в. от у. г. Новозыбкова, в 2 вер. от посада Тимошкин-Перевоз, в 7 в. от посада Злынки и в 4 в. от станции «Злынка» Полесских ж. дорог.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

20. Житие Пр. Илариона великаго (372 г.). От Иеронима сокращенне. – Иеронимово жизнеописание в его творениях, по изданию Миня во 2 т. стр. 29. Бл. Иероним написал жизнь Пр. Илариона спустя 20 лет после его кончины. О его подвигах в Палестине он мог знать от учеников его, во время своего долговременного пребывания в сей стране. Подробности, с какими Иероним замечает дни и места странствования Пр. Илариона, подтверждают мысль о знакомстве писателя со спутниками Преподобного. 24. Страдание св. Арефы и иже с ним (6 ст.). От Метафраста. – У Сурия то же самое с именем Метафраста 24 окт. стр. 370. Сказание, известное под именем Метафраста, сходно с древнейшим греческим, изданным у Боассонада (Anecdota Graeca vol. V. р. 1.) и близким к современности. Есть и на сирском языке современные свидетельства о мученичестве Арефы. Asseman. Biblioth. Orient. Т. I. р. 358. 26. Страдание св. великомученика Димитрия (ок. 306 г.). От Метафраста и от четьи Макария. – В «Деяниях Святых» Метафрастово сказание 8 октября, стр. 96. Метафрастово сказание составлено на основании древнейшего повествования (Acta SS. Octobr. 8. р. 90.), на которое указывает Иоанн, Солунский Епископ, в своем похвалъном слове Великомученику, как это хорошо доказано Болландистами (р. 52. Comment, prvius.). Некоторые чудеса по смерти мученика, упомянутые в четьих-минеях, описаны тем же Иоанном как современником (Acta SS. Oclobr. 8. p. 104.). 27. Страдание св. Нестора. Заимствовано из одного источника с предыдущим. 29. Страдание св. Клавдии, Астерия, Неона и Неонилы (285 г.). Не сказано откуда. –У Руинарта о том же самом судебная запись (Т. II. р. 138.), которая помещена и в «Деяниях Святых» 23 августа, стр. 571. Славянское повествование кратко, но сходно с упомянутою записью изображает страдания мучеников. 29. Житие Пр. Аврамия затворника и блаженной Марии анепсии (племянницы) его (4 в.). Списанное Пр. Ефремом Сириным . – В «Деяниях Святых» то же самое сказание в лат. переводе 16 мар. стр. 437., а на греч. языке между творениями Пр. Ефрема. Т. II. р. 1. ed. Rom.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

В пещерах сего монастыря почивают под спудом мощи Преподобных: отшельника Марка, другого отшельника Ионы, бывшей до иночества сожительницы его, инокини Вассы, затворника Иоанна и игумена Корнилия. СПАСО-ВЕЛИКОПУСТЫНСКИЙ, или ЕЛИЗАРЬЕВСКИЙ, муж. 2 класса, в 25 верстах от губернского города Пскова, при реке Толве, текущей в Псковское озеро; находится под управлением архимандрита, который есть и ректор Псковской семинарии. – Монастырь этот основан в 1447 году Преподобным Евфросином; был прежде общежительным, и назывался Елеазаровским, по мирскому имени основателя, и Трехсвятительским, по главной оного церкви; но когда Псковский Великопустынский монастырь уничтожен (1766) и иноки оного переведены сюда, то и обитель Елизарьевская приняла нынешнее название. Здесь соб. церковь Трех Вселенских Святителей, с приделом Рождества Богородицы, построенная в XV веке Преподобным Евфросином, которого и мощи, вместе с мощами ученика его, Преподобного Серапиона, здесь почивают под спудом. Тут же находится чудотворный образ Спасителя, с которым бывают крестные ходы в Псков: 1, по древнему установлению, в 4 воскресение по Пасхе, а 2, учрежденный в 1813 году, в память избавления Пскова от нашествия французов – в октябре месяце. – Вне монастыря есть еще церковь во имя Преподобного Евфросина. В ризнице этой обители хранится подлинное духовное завещание св. Евфросина, с свинцовою печатью архиепископа Новгородского, Феофила. В XV веке в Елизарьевском монастыре принял иночество Преподобный Иларион Псковский. СПАСО-МИРОЖСКИЙ, муж. 3 класса, в губернском городе Пскове, на устье речки Мирожи; состоит под управлением архимандрита. Основан в 1156 году св. Нифонтом, епископом новгородским, и учеником его, Преподобным Аврамием, который и был тут первым игуменом. Обитель эта в последствии времени подвергалась нередко с прочими Псковскими монастырями разорению от лифляндцев; а особливо в нашествие их, в 1299 году, когда и игумен здешний, Препод. Василий, был ими убит. Ныне здесь три церкви: 1) Соб. Преображения Господня, построенная каменная св. Нифонтом и с XII века доныне существующая; в ней почивают под спудом мощи игуменов: основателя обители Преподобного Аврамия и убиенного Василия. Тут же находится явившаяся в 1198 году икона Знамения Пресвятой Богородицы, известная ныне под названием Мирожской, которой празднество совершается 24 сентября; во время бывшего в Псковской области, в 1567, ужасного морового поветрия, произошли от этой иконы чудотворения и заступлением Богородицы болезнь утишилась. 2) Николая Чудотворца. 3) Архидиакона Стефана, над св. вратами, построена в 1405 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Деяния седьмого Вселенского Собора; Письмо Авгаря Христу и письмо Христа Авгарю; Неизданные письма епископа Феофана Затворника; Митрополит Серафим (Чичагов). О святых мощах; А.В. Комаровская. О первых иконописных работах моего отца; Б. Кутузов. Феодор Христианин (главы из книги «Русское знаменное пение»). 4–1998 Святитель Игнатий (Брянчанинов). Понятие о ереси и расколе; Деяния седьмого Вселенского Собора; Святаго Геннадия, Патриарха Константинопольскаго. О вере; Блаженаго учителя нашего Константина Философа. Слово и азбучная молитва; Возвращение иконы преподобных Андроника и Саввы; Н. Аввакумов. О древнерусских хоросах; Я. Зеленина. «Христианская символика» графа А.С. Уварова; А.С. Уваров. Кентавр; Приложения; Святитель Иоанн, архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский. Слово об иконописании в Неделю Торжества Православия; И.С. Красовский. Архитектура Спасо-Андроникова монастыря XVIII века; Б.П. Кутузов. Местные центры певческого искусства. 5–2000 Л.А. Успенский. Большой Московский Собор и Образ Бога Отца; Деяния седьмого Вселенского Собора; История Андроникова монастыря в миниатюрах; Стоглав. Главы об иконописи; Священник Сергий Дубровин. Юные годы святого Андроника в граде Ростове Великом; Т.Л. Никитина. Жезл преподобного Аврамия Ростовского; В.Ф. Козлов. Епископ Владимир (Соколовский); Стихиры Пасхи. 6–2002 Иосиф Волоцкий. Слово тринадцатое, против ереси новгородских еретиков; Седьмой Вселенский Собор. Деяние Шестое; О.В. Никифорова. Последний настоятель Спасо-Андроникова монастыря; Житие и похвала Аврамию Ростовскому; Князь А.А. Ухтомский. О церковном пении; Н.Б. Кишилов. Изображение Успения на Донской иконе Богоматери; Э.К. Гусева. О Николае Борисовиче Кишилове; И.С. Красовский. Церковь Архангела Михаила Спасо-Андроникова монастыря. 7–2002 К 100-летию Л.А. Успенского: Л.А. Успенский. Искусство литургическое и искусство религиозное; В.Н. Сергеев. Из истории иконологических споров; Л.А. Успенский. По поводу одной из тем будущего предсобора; Седьмой Вселенский Собор. Деяние шестое. Продолжение;

http://pravoslavie.ru/12054.html

Описание, Крест четырёхконечный с нижней несколько удлинённой ветвью, с трёхлопастными, слегка заострёнными концами, полый. На лицевой стороне резное Распятие на фоне стен и зубчатых крыш зданий Иерусалима, выполненных неглубокой, слабо заметной резьбой. Имитация текстуры древесины на кресте также едва просматривается, в навершии креста табличка с надписью: . На концах перекладины – поясные предстоящие Богоматерь и Иоанн Богослов, в возглавии – Спас Нерукотворный (на убрусе). По краю креста с обеих сторон чеканены зигзагообразные полоски. По бокам – винты на длинных стержнях. Внутри креста имеется несколько ячеек для мощей. Оборотная сторона гладкая, разлинована на треугольники, в которых размещены резные записи о мощах: мощи архиепископа Никиты, мощи Николы Святыша, мощи Николы Святыша (sic!), мощи Демьяна врачебнаго, мощи Варьлама болярина, мощи Илии Муромьского, мощи Сисоя посника, мощи Ерасима преподобного, мощи Феофила чюдотворца, мощи Моисея Угрина, мощи Аврамия игумена, мощи Анастасия диякона, мощи Тита священьника, мощи Сергия послушника, мощи Еремея прозоливаго . Внизу – вкладная надпись: сие моление Наума Румянцева . Источники. ПГОИАХМЗ. Книга учёта драгметаллов 1937 года. 165. Перечисленные в надписях святые – древние иноки Успенского Киево-Печерского монастыря, погребённые преимущественно в Антониевой (Ближней) пещере в XI–XIII веках (встречаются в составе реликвий и мощи погребённых в XIV веке в Феодосиевой (Дальней) пещере преподобного Герасима и игумена Авраамия), за исключением архиепископа Никиты, который затворничая в монастыре, а впоследствии стал Новгородским епископом и был погребён в Софийском соборе, где и хранились его мощи. Их частица включена в состав печерских святынь согласно тексту Патерика 1304 . Необычно нахождение среди мощей сразу двух частиц, связанных с именем преподобного Николы Святоши, князя Черниговского. Возможно, одна из них принадлежала к так называемым «вторичным» реликвиям. Известно, что чудотворной целительной силой, согласно преданию, обладала власяница Святоши. Помимо того, хранились и почитались крест почившего преподобного, возглавие и помост, на котором блаженный клал поклоны 1305 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Именно тогда архиепископ Вениамин попытался передать рукопись “Искателя непрестанной молитвы” святителю Феофану Затворнику . В это самое время выходит первое издание книги, осуществленное отцом Паисием по своему, по-видимому, достаточно несовершенному списку. Святитель Феофан вскоре получил экземпляр “Откровенного рассказа странника”. В его письме к Н.В. Елагину от 26 октября 1882 года читаем: “Помните, — или знали ль Паисия Саровского — теперь игумена где-то в Казанской епархии? Он издал рассказ странника, искавшего молитву Иисусову. (Может быть я про это уж сказывал вам? … забыл). И мне прислал. — Я эту книжку поправил, — и дополнил… и послал для второго издания” . Этот маленький фрагмент частного письма святителя опровергает мнение, будто бы Феофан сам написал изданную отцом Паисием книгу . Кроме того, для богословского и литературного таланта Вышенского Затворника совершенно не характерна художественная форма повествования, мировидение героя, сам стиль “Рассказов странника”, тот особый тип “народного мистика”, к которому тяготеет их автор. Так был создан ныне известный, “канонический” для последующих изданий текст “Рассказов странника”. Почему отец Паисий изменил авторское название книги? Нелишне будет вспомнить, что одновременно с “Рассказом странника” отец Паисий публикует в нескольких томах письма своего духовного отца протоиерея Авраамия Некрасова. Издание это было названо “Письма духовного отца к духовным детям”. Как и в случае с “Рассказом странника”, собрание писем отца Аврамия вышло без имени автора. В одном случае — анонимный рассказ духовному отцу, в другом — анонимные послания духовного отца… Знал ли отец Михаил о том, что в Казани вышла его книга? У нас нет никаких сведений о его реакции на это событие. Но когда после смерти отца Михаила, последовавшей 30 января 1884 года, для печати была составлена статья-некролог, ее безымянный автор оказался неосведомлен о публикации “Искателя непрестанной молитвы”, хотя и под другим названием. Иначе нельзя объяснить появление в некрологе следующих слов: “Самое же главное в трудах почившего благовестника — это голос истины, запечатленный в его письменных трудах, начиная с писем к друзьям со св. горы Афонской до монографии “Искатель непрестанной молитвы” и бесед со старообрядцами. В них светит облагодатствованный дух подвижника и видны все степени восхождения его из пагубного раскола на путь спасительный, когда он, окрепши в силе духа благодатию Божией, возмог стать путеводителем и других. Нельзя не пожелать, чтобы все его подвижнические и миссионерские труды были собраны в одно целое и изданы на пользу любителей благочестия и ищущих истины для спасения своей души” .

http://azbyka.ru/fiction/avtorstvo-otkro...

В обители почивают мощи преподобного Аврамия Ростовского, архимандрита. В обители почивают мощи святителя Димитрия Ростовского, под спудом — мощи святителя Иакова Ростовского . Хранится Ватопедская икона Божией Матери. В Борисоглебском монастыре подвизался прп. Иринарх, затворник Ростовский († 1616), по преданию предсказавший разорение Москвы польскими войсками и благословивший князей Д. М. Пожарского и М. В. Скопина-Шуйского на борьбу с интервентами. В монастыре возле ограды находилась тесная, длиной 3 м, шириной менее 1,5 м, келья прп. Иринарха (восстановлена в кон. 90-х годов XX в.), в которой подвижник провел 38 лет в затворе, прикованный цепями к стенам. Вериги подвижника состояли из 142 металлических крестов, камня, цепей, железного кольца на голову и железной палки. В кон. 90-х годов XX в. Угличский музей передал в Борисоглебский монастырь часть вериг подвижника. Прп. Иринарх был погребен в выкопанной им самим могиле, в настоящее время его мощи почивают под спудом в Илиинском приделе Борисоглебского собора. В соборе почивают мощи святителя Леонтия Ростовского . Тутаев [ править править код ] Храм расположен в правобережной, западной части города, бывшей Борисоглебской слободе, которая в настоящее время стала центральным районом города. Одна из наиболее почитаемых икон собора – огромный трехметровый поясной образ Спаса Всемилостивого, созданный, по преданию Дионисием Глушицким. Углич [ править править код ] У левого клироса находится ковчег с мощами младенца мученика Иоанна (Чеполосова) , убиенного 25 мая (8 июня) 1663 года. Он показал высокое исповедничество любви к Богу и родителям, отказавшись учиться магии, за что и претерпел жестокие мучения от своего учителя-изувера. Вскоре мощи были чудесно обретены и прославлены церковной комиссией. Уже его родители строившие храм на могиле сына, молились ему. Ярославль [ править править код ] По легенде, перед основанием Казанского монастыря произошло необычное явление Ярославской Казанской иконы Божией Матери; она была привезена в город Романов в 1588 году. При разграблении Романова в 1609 году икону вывезли. Затем она была выкуплена в Ярославле. С 2002 г. возрожден старинный крестный ход с Казанской иконой до Тутаева (бывший Романов-Борисоглебск). С 2000 г. в казанской обители покоятся чудотворные мощи святителя Агафангела, Митрополита Ярославского и Ростовского, причисленного к лику святых, новомученников и исповедников.

http://azbyka.ru/palomnik/Ярославская_об...

Максаковский Троицкий , единоверческий, 2 кл., близ р. Десны, у бывшего перевоза Максаковского, в 26 в. от г. Сосниц. Основан в 1642 г. и первоначально был мужским; в 1788 г. упразднен; в 1803 г. восстановлен; с 1829 г. стал женским. Здесь находится местночтимая Казанская икона Божией Матери. Малиноостровский Рождество-Богородицкий , единоверческий, 2 кл., общ., в 17 в. от г. Новозыбкова, на бер. р. Ипути, на острове, называемом Малиновым. Со времени своего основания (в 1768 г.) был старообрядческим; в 1842 г. стал единоверческим, до 1865 г. был мужским. Разрытовский Троицко-Покровский , общ., при с. Разрытом, в 15 в. от г. Мглина. Учрежден в 1904 г. из женской общины, основанной в 1900 г. княгиней Александрой Васильевной Голицыной. При нем школа. Якутская епархия Мужской: Е. Спасский Преображенский , 2 кл., в г. Якутске. Основан в 1664 г. При нем учреждено епархиальное церковное древнехранилище. Женский: Покровско-Нининская миссионерская община, в с. Покровском, в 83 в. от г. Якутска. Учреждена в 1902 г. на месте существовавшего до 1762 г. Покровского мужского мон. Ярославская епархия Мужские: Аврамиев-Богоявленский , 2 кл., в г. Ростове, на бер. оз. Неро. Основан пр. Аврамием (см. 29 окт.). Мон. соборный храм во имя Богоявления Господня построен Иоанном Грозным. Здесь находится Корсунская икона Божией Матери – дар Иоанна Грозного. Мощи пр. Аврамия почивают в придельном храме его имени в серебряной раке, устроенной в 1857–1860 г.; у ног лежит его архимандритская шапка; в отдельном киоте на стене хранится крест от жезла Аврамиева (см. выше) – медный, шестиконечный. с изображениями Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи. За алтарем собора стоит каменная часовня над могилами двух живших в XVII в. старцев-подвижников, Пимена затворника и Стахия юродивого; в ней хранятся принадлежавшие им железный камзол в 59 фунт. весов и 2 железные кувшинообразные гири, по 4 пуда каждая, с длинными цепями; усердные богомольцы возлагают эти тяжелые вещи на себя и троекратно обходят с ними часовню. В первое воскресенье Петрова поста совершается крестный ход вокруг города и 29 окт. из городских церквей в мон.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

29/11 Преподобномученицы Анастасии Римляныни (III). Преподобного Аврамия затворника (Хиданского) (ок. 360). Преподобного Аврамия, затворника Печерского, в Ближних пещерах почивающего (XII-XIII). Преподобного Феодосия Сийского (1687). Преподобного Аврамия, архимандрита Ростовского (1073–1077). Тропарь преподобномученице Анастасии Римляныне, глас 4 Агница Твоя, Иисусе... (общий преподобномученице). Кондак, глас 3 Девства водами очищенна, преподобная,/мученичества кровьми, Анастасие, венчавшися,/подаеши сущим в нуждах недугов исцеление и спасение, приступающим от сердца,/крепость бо тебе подает Христос,/источаяй благодать приснотекущую. Величание Величаем тя,/страстотерпице святая Анастасие,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь преподобному Аврамию, затворнику, Печерскому, в Ближних пещерах почивающему, глас 2 Велия веры пещернем затворе, яко на воде упокоения,/преподобне отче Аврамие, радовался еси,/огнем бо любве Божественным распаляем,/бдением и молитвою безстрастия достигл еси/и явился еси равноангельный на земли,/того молитвами, Христе Боже, спаси души наша. Кондак, глас 3 Во плоти яко ангел на земли явился еси,/и пощением был еси яко древо насажденное,/водою воздержания добре возрастився,/и теченьми твоих слез скверну омыв;/сего ради явился еси приятелище Божественное, Аврамие, Духа. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Аврамие,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь преподобному Аврамию затворнику (Хиданскому) глас 8 В тебе, отче... (общий преподобному). Кондак, глас 3 Во плоти, яко ангел, на земли явился еси,/и пощением был еси, яко древо насажденное,/водою воздержания добре возрастився,/и теченьми твоих слез скверну омыв,/сего ради явился еси приятелище Божественное, Авраамие, Духа. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Аврамие,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь преподобному Аврамию, архимандриту Ростовскому, глас 1

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010