Слова епископа сбылись в свое время. Августин, на которого исключительно благотворное влияние оказало знакомство его с великим святителем западной церкви святым Амвросием Медиоланским , в конце концов твердо стал на путь истинного благочестия. Блаженная Моника имела счастье отойти ко Господу с сознанием полностью исполненного долга матери, с благодарной молитвой за своего сына на устах. Но не каждому из нас дано подобное счастье – увидеть воочию искреннее и полное обращение ко Господу, к благочестивой христианской жизни дорогих сердцу заблудшихся ближних наших. Нередко причиной этому бывает или наша собственная рассеянная и далекая от идеала нравственного совершенства жизнь, или недостаточное усердие в молитвах. Иногда же терпеливое ожидание момента, когда Господь, не хотящий смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был ( Иез. 33:11 ), победит Своей любовью его сопротивляющуюся волю, является задачей и спасительным крестом всей нашей жизни. В этом случае мы становимся подобными смиренному и трудолюбивому труженику евангельской притчи, который «бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем, и как семя всходит и растет, не знает он; ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе» ( Мк. 4:26–28 ). Будем же всегда помнить и это евангельское назидание, и апостольские увещания к непрестанной молитве и спасительному терпению. Будем чаще вспоминать ту безмерную любовь и заботу, которой Сам Господь лелеет и окружает каждое Свое создание, дабы даровать ему спасение и жизнь вечную. Пророк Божий Исаия так говорит нам об этой божественной любви и заботе: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» ( Ис. 49:15 ). Завещанный же нам труд любви по отношению к ближним, труд молитвы, благовестия и исповедания, да не будет казаться нам напрасным и бесполезным. Когда утомленные безрезультатной ловлей рыбы Апостолы услышали повеление Господне, данное Симону: »отплывы на глубину, и закиньте сети свои для лова«, то они сказали устами Петра: »Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали: но по слову Твоему закину сеть». И " сделавши это, – говорит Евангелист, – они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась» ( Лк. 5:4–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Тем более, совершая чудесные действия, апостолы не присваивали себе славы, не возвеличивали собственные успехи, а чудотворили именем Господа, утверждая: …нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастить ( Деян.4:12 ). Ученики Христовы говорили, что не они спасают, не их сила благодетельствует, а только Господь, только Божественным могуществом совершаются исцеления! Таким образом Бог выражает волю и благость Свою через святых угодников Божиих. Рассуждения апостолов не могли не поразить членов синедриона еще и потому, что они знали происхождение этих людей и их образование. Между тем речь их была преисполнена многими познаниями, красива, смела, понятна и очень логична. Так могли говорить только люди в достаточной степени владевшие различными знаниями. И вожди иудейские, видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом; видя же исцеленного человека, стоящего с ними, ничего немогли сказать вопреки. Да, эти простые люди в одночасье преобразились из обвиняемых в обвинителей, дерзновенно, но обоснованно призывавших к ответственности за совершенное страшное злодеяние весь синедрион. Но когда же и где они могли так научиться? Блаженный Феофилакт Болгарский, комментируя это место Деяний апостольских, пишет: «Возможно быть и неграмотным (некнижным) и непростым, и простым и небезграмотным; но тут совпадало то и другое (то есть и неграмотность, и простота). Поэтому (иудеи) и удивлялись, когда Петр и Иоанн говорили и ораторствовали». Запретить им говорить правду, вещать Божественную истину можно было только пригрозив беспощадной расправой, чтобы не говорили об имени сем никому из людей. Но апостолы не устрашились угроз. Смерть ради Господа не представлялась им ужасной потерей, а виделась в новом свете только как приобретение. Всей душой желали они поскорее соединиться со своим Возлюбленным Учителем. Однако понимали, что этот час пока не настал, что Господь ждет от них непрестанного и трудолюбивого служения в деле благовестия здесь, на земле, в просвещении сердец и умов человеческих.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Тиран же, рассвирепев, метался, как кровожадный зверь, от пренебрежения к творцу их заблуждения и от хулы на воображаемого их пророка, [причину] их погибели. И, ошеломленный, он не знал, какое еще зло причинить святым. Он отдал приказ немедленно покончить с ними. И палачи повели их на место мученичества. А они с такой быстротой устремились [к лобному месту], словно шли к брачному ложу. Призываемые на поприще мученичества, шли они беззаботно веселые. В пути они ободряли друг друга с бесстрашным мужеством вступить на поприще мученического подвижничества и не печься о жизненных делах, о женах и детях, и говорили друг другу: «Будем помнить о нашей надежде на благовещенное пришествие Христа, сказавшего: «Кто оставит дом, жену, детей или земли свои из-за гонений ради меня или ради Евангелия, тому если не воздастся во сто крат в этом мире, то в следующем, грядущем, [будет дарована] вечная жизнь» 1026 . Вспомним сказанное Петром Спасителю и ответ Спасителя: «Вы, идущие за Мной, в следующее пришествие Мое Я воздам вам». Вспомним увещание Спасителя, сказавшего: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» 1027 . Не забудем о увещании: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» 1028 . Вспомним о предостережении и обещанном [воздаянии] Спасителя исповедникам и отступникам. Не воспротивимся отправиться за зовущим в вечную пристань, возложим на себя сладкое ярмо и легкое бремя. Трудолюбивому работнику не подобает возлагать руку свою на плуг и озираться назад 1029 . Воин, потрудившийся в поте лица и преданный ратному делу, не прислушивается к болтовне вокруг и не оказывается лишенным даров вознаградителя. Не бойтесь тех, кто убивает тело и более этого ничего не может сделать. Терпением нашим сохраним [заполучим] наши души. Воззрим на Творца [нашей] веры священнодействующего Иисуса, который мог мирно пребывать во славу своей Божественной природы, но ради нас, грешных, покорился смерти на кресте.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

«Чадо, всякий, достигнув этого посредством трудолюбивого упражнения и увидев себя в свойственном [его природе] состоянии, обыкновенно созерцает воскресение души прежде ожидаемого общего воскресения, так что и сама душа, таким образом очистившаяся, может сказать с Апостолом: в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю ( 2Кор. 12, 2 ); мало того, она, недоумевая и всецело изумляясь, с удивлением восклицает: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! ( Рим.11:33 )» [ 22 .С.34–37]. Подвизаясь таким образом, преподобный Григорий Синаит достиг высшей степени духовного просвещения, что, разумеется, не могло остаться не замеченным его учениками. Всякий раз, как он выходил из своего безмолвия для беседы или совместной молитвы с пустынниками, невыразимое блаженство и радость невольно светились на его лице. «Его видом и благодатными словами ученики настолько вдохновлялись, что являлись как бы ярким созвездием вокруг своего солнца – аввы Григория» [ 55 .С.33]. Число учеников преподобного Отца быстро росло, и он всем «приходящим давал участие в душевной пользе» [ 22 .С.53], всех воспитывал и заботился с предупредительностью и расположением об исправлении каждого. Его наставления ученикам повествуют о «заботах относительно спасения души, о воздержании идущих ко спасению души тем или иным способом, о терпении и смирении и о том, что надежды всегда следует возлагать на Бога, от Которого людям бывает всякое исправление, что не следует пренебрегать правилом, но во всякое время иметь непрестанную заботу о смерти» [ 22 .С.51]. Первым и самым близким учеником преподобного Григория был упоминавшийся выше инок Герасим, присоединившийся к Святому еще на Синае. После кончины своего учителя Герасим вступил под духовное руководство патриарха Исидора [ 68 .С.270–273]. «С самого начала прекрасно воспитанный в добродетели и жизни, свойственной монахам... он был соревнователем великого Герасима, сделавшего обитаемой Палестину... и воздвигшего честные обители» [ 22 .С.37]. Ученик преподобного Григория также основал свой монастырь в Греции и распространял среди греческого иночества исихастское учение.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Sinai...

805 Здесь и далее ссылки на оригинальный текст «Саги о Стурлауге Трудолюбивом Ингольвссоне» приведены в нормализованной орфографии, по тексту в кн: Глазырина 1996, опубликованному на основе издания Zitzelsberger 1969. 806 Стюрлауг (также Стурлауг; орфографические варианты написания имени в редакциях саги различаются) – согласно саге, сын знатного норвежского херсира. Титульный персонаж «Саги о Стурлауге Трудолюбивом», вероятнее всего, является вымышленным лицом. 808 Аустрлёнд (Austrlönd) – «Восточные страны» – собирательный термин для обозначения земель, лежащих к востоку от Скандинавских стран (Metzenthin 1941. S. 8). Исследование термина, проведенное на основе анализа контекстов употребления топонима в произведениях древнескандинавской письменности, позволило Т. Н. Джаксон уточнить ареал, охватываемый им, и предположить, что он также распространялся на «области севера Восточной Европы (от Балтийского моря до Беломорья)» (Джаксон 1994в. С. 196–197). 809 Урархорн – букв, «рог зверя», рог крупного рогатого животного (зубра, тура и т. п.). Изготовленные из них сосуды, использовались для питья, а также в ритуальных обрядах, и особенно ценились скандинавами. Подобные роги неоднократно упоминаются в источниках, например, в «Саге об Одде Стреле», «Старшей Эдде», «Пряди о Хельги Ториссоне», «Деяниях данов» Саксона Грамматика. Регион, с которым в этих текстах ассоциируются эти предметы, – Бьярмаланд (Davidson, Fisher 1980. Р. 91, 145). Ниже в тексте (фрагмент Х.5.6) приводится легенда, объясняющая необычное происхождение Урархорна. 810 Хундингьяланд (Hundingialand) – «Земля хундингов». Эпоним названия, конунг Хундинг из рода Вёлсунгов, упоминается в «Старшей Эдде». Этноним «хундинги», помимо «Саги о Стурлауге Трудолюбивом», встречается и в других памятниках. В энциклопедических сочинениях он включен в списки «удивительных народов» в одном ряду с великанами, циклопами, пигмеями. Приведенное в саге описание хундингов, как людей, имеющих песьи головы и лающих, как собаки, восходит, вероятно, к тому месту в «Этимологиях» Исидора Севильского , где он рассказывает о кинокефалах – песьеголовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Горе ленивому, но благо трудолюбивому: – Аще же не ленив будеши, приидет, яко источник, жатва твоя, скудость же, аки злый течец, от тебе отбежит. Леность приводит к нищете, трудолюбие же награждается обильными плодами. Жатва на поле трудолюбивого земледельца будет походить на обильный поток, так что её достаточно будет не только для продовольствия домашнего и для удовлетворения нуждающимся, но еще останется избыток, – как из обильного потока пьют и берут воду все кому угодно, и поток не убывает. Трудолюбие восстановляет то, что утрачено от лености. Нищета скоро приходит к ленивому, но она бежит от трудолюбивого, как злой скороход. В первой половине стиха нищета названа благим скороходом, а здесь злым, т.е. плохим, не очень быстрым. Мысль та, что нищета скорее приходит, чем уходит. Приходит она как легкий скороход, уходит не так быстро, хотя и это хорошо. 12. Муж безумный и законопреступный ходит в пути неблаги. В чем состоят неблагие, т.е. неодобрительные пути или поведение мужа безумного, – нечестивого, или чуждого страха Божия, служащего началом мудрости, – и законопреступного, – о том говорится в следующих стихах. 13. Той же намизает (мигает) оком и знамение (знак) дает ногою, учит же (научает) помаванием перстов. Изображается свойственное нечестивому и законопреступному мужу лукавство и коварство, состоящее в том, что под услужливостию и ласковостию он скрывает измену. Обращаясь с одним услужливо и ласково, он в тоже время условными знаками – движением глаз, ног, перстами рук – дает понять другому, своему соумышленнику, свои настоящие замыслы, клонящиеся ко вреду того, кто доверчиво принимает от него ласки и услуги. Он поступает подобно Иуде предателю, который устами дружелюбно приветствовал Христа, а знаком поцелуя выдал Его врагам. 14. Развращенно же сердце кует злая. На всякое время мятежи (смуты) составляет (причиняет) граду. Лукавый и коварный человек делает зло ближним не случайно, не вследствие вспышки, неблагоразумия, неосторожности, но обдуманно: он кует зло в развращенном сердце, прежде чем обидит их делом. Привычка к кознодейству обратилась у него в потребность. И горе городу или обществу, где водворились такие злые люди: они во всякое время сеют смуту между гражданами, вооружают одних против других наговорами и клеветами, с сатанинскою целию насладиться зрелищем их вражды или извлечь из ней для себя какую-нибудь выгоду, чего и достигают, поддерживая одних в борьбе с другими.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Рассказ в этих баснях и притчах не отличается замысловатостью, но за то проводимые в них идеи и нравственные правила выражены с такою силою и меткостью, что многие из них перешли в жизнь и стали употребляться как пословицы. К сожалению, Сумарокову недоставало самообладания и спокойного тона, каким должен отличаться истинный сатирик; его сатира часто походит на памфлет. Сумароков, как издатель литературного журнала И как первый критик. До 1759 г. Сумароков помещал свои сочинения большею частью в Ежемесячных сочинениях Миллера; в этом же году оп начал издавать свой ежемесячный литературный журнал «Трудолюбивую Пчелу». Образцом при издании этого журнала служили для Сумарокова английские нравоучительные журналы Стиля и Адиссопа. Ив этих журналов иногда и переводились или переделывались и статьи для Трудолюбивой Пчелы. Но сотрудников при издании у Сумарокова было не много-Козицкий, Мотонис, Полетика, Тредьяковский; да и они помогали плохо, так что Сумароков часто один был и издателем и писателем. В майской книжке «Трудолюбивой Пчелы» было приложено такое примечание: «Весь сей месяц сочинения Александра Сумарокова». С другой стороны, у Сумарокова не было достаточно и денежных средств на издание журнала. Поэтому Трудолюбивая Пчела издавалась только один год. С журнальною деятельностию Сумарокова соединяется его критическая деятельность. Сумарокова обыкновенно считают первым по времени критиком в новой русской литературе. Согласно с этим и самая критика его представляет самую первоначальную ступень в этой области; она имеет еще чисто внешний, стилистический характер т. е. направлена против недостатков правописания, языка и слога сочинений. Руководством при критике для Сумарокова, как и для других писателей того времени, служили поэмы Горация и Буало. Подражая им, Сумароков и сам написал «Эпистолу о русском языке» и «Эпистолу о стихотворстве», в которых изложил правила литературного языка и слога. Вот правила, изложенные в Эпистоле о русском языке: «Для общих благ мы то перед скотом имеем, Что лучше, как они, друг друга разумеем, И помощию слов пространна языка, Все можем изъяснить, как мысль ни глубока... Довольно наш язык в себе имеет слов, Но нет довольного числа на нем писцов. Одинъ 306 , последуя несвойственному складу, Влечет в Германию российскую Палладу, И мня, что тем он ей приятства придает, Природну красоту с лица ея берет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

В 59-й главе 3-й сотницы перевод наш оставлен непрекосновенным; а перевод с Греческого поставлен в примечании, – потому что несколько сомнительно, которое чтение правильнее, хотя, по моему мнению вероятнее, что истинное чтение – Греческое, ибо только догадочно и принужденно можно дать значение словам в трудолюбивом друге ты найдешь покров очам твоим; но слова: в трудолюбивом друге ты найдешь покров твоим погрешностям дают ясный смысл, и можно видеть их источник в словах Апостола: обративый грешника от заблужденья покрыет множество грехов. О том, что 89 и 92 главы 4-й сотницы не на своем месте, прилагается при сем особая записка. Прилагаю также последние 21 главу, переписанных особо, дабы Вы лучше могли прочитать нежели то, что я связно пишу по недосугу, по немощи, а более всего по лености, от которой избавиться помогите мне молитвами Вашими. – Паки целование мира Вам, и о. Архимандриту, и о. Антонию 41 . Ф. М. М. XXIX. Ответ о. Макария Митроп. Филарету 25 июня 1855 г. (Ответ о. Макария Митрополиту Филарету). В. В. Милостивый Архипастырь и Отец. Неоднократно получая от В. В. через Н.П. К. Архипастырское благословение, принимал оное благоговейно с чувством благодарности и не смея беспокоить В. В. писаниями моими для выражения оного, сохранял в молчании доселе; но ныне вновь излиянная Архипастырская и Отеческая милость Ваша подала смелость к написанию сих моих скудоумных строк. При всех Ваших многотрудных и полезных занятиях Вы изволили уделить время для рассмотрения представленной от нас В. В. через Н.П. рукописи Аввы Фалассия первой сотницы с Славянским текстом переводи на Русский языки. Получа оную обратно, с радостию увидели во многих местах исправление перевода, сделанное Святительскою рукою В. В., которое нам ясно показало правильность Славянского текста и наше скудоумие, и еще столько явили милости – изволили принять и остальные три сотницы на Ваше благорассмотрение. Простите, милостивейший Владыко, такую нашу дерзость, что мы осмелились сим утруждать особу В. В.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В другом же месте было не так, вероятно, потому что пропущено было одно слово в подлиннике. Вот, отдайте от меня старцам и спросите, угодны ли будут им мои поправки. Я озабочивался и не знал, как мне им переслать эту сотницу. Очень рад, что вам могу отдать ее». Я очень благодарила и говорила, что вы примете милость владыки с глубочайшим чувством признательности и что ваши поправки – благодеяние. Владыка сказал: «Ну, это как старцы найдут». Потом я спросила: «Когда старцы перепишут, то позвольте к вам обратно доставить?» – «Можно и в цензуру отдать – как хотите». По возвращении же первой сотницы аввы Фалассия митрополит писал к старцу Макарию: «Мир свышний преподобному отцу Макарию! Возвращаю перевод аввы Фалассия, испещренный мною, может быть, так же некрасиво в отношении к разуму, как в отношении к буквам. Отдаю на Ваше рассуждение. Не излишним думаю сказать, что мною сделано и почему. Первую сотницу сличал я только с переводом старца Паисия. В немногих главах усомнясь, прибегнул к подлиннику. Три остальные сотницы что-то побудило меня постоянно сличать с греческим подлинником, а иногда и с латинским переводом, который напечатан при греческом подлиннике, но не всегда с ним сходен. Оказалось, что для некоторых глав необходима была помощь греческого подлинника, а иногда и латинского перевода, хотя в некоторых других главах наш перевод, очевидно, верен, а печатный греческий темен – очевидно, испорчен. В 59-й главе 3-й сотницы перевод наш оставлен неприкосновенным; а перевод с греческого поставлен в примечание, потому что несколько сомнительно, которое чтение правильное, хотя, по моему мнению, вероятнее, что истинное чтение – греческое; ибо только догадочно и принужденно можно дать значение словам: в трудолюбивом друге ты найдешь покров очам твоим. Но слова: в трудолюбивом друге ты найдешь покров твоим погрешностям – дают ясный смысл. И можно видеть их источник в словах апостола: обративый грешника от заблуждения покроет множество грехов». О том, что 89-я и 92-я главы 4-й сотницы не на своем месте, прилагается при сем особая записка.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Люди часто разочаровываются из–за того, что видят лицемерие среди религиозных руководителей и прихожан; их смущают многочисленные деления на конфессии и сектантский дух, сопутствующий таким разделениям. Их беспокоят проявления национализма, многочисленные войны, которые велись между христианскими народами, притеснение меньшинств, и тот факт, что для устранения расовой дискриминации в «христианском» обществе порой требуется вмешательство политических сил. Одна бывшая Свидетельница, живущая в северной Вирджинии, после выхода из организации примкнула к небольшой церкви. Она рассказывает, что «всегда была трудолюбивой, находясь среди Свидетелей», и продолжала быть такой же трудолюбивой и в этом маленьком собрании. В результате ей стали доверять большую ответственность, и это продолжалось около двух лет. Однако она отмечает, что чем выше становилось её «положение на лестнице», тем больше она видела «церковной политики», и, в конце концов, она оттуда ушла. В результате подобных разочарований люди могут примкнуть и часто примыкают к различным движениям, поддерживаемым теми, кто оставил организацию. Бывшая Свидетельница, о которой только что говорилось, пишет о телефонном звонке одной молодой женщины, которая была исключена за «общение с исключенным». Женщина сказала, что она получила от адвоката Общества Сторожевой башни Лесли Лонга [Leslie Long] объемный документ, целью которого было показать, что любые юридические действия против Общества обречены на неудачу. Она была так возмущена этим документом, что решила обратиться к кому–нибудь из бывших Свидетелей. Сперва она обратилась к мужчине, имя которого узнала в новостях. Она рассказала, что говорила с ним по телефону около двух часов. По ее словам, он очень догматично настаивал на определенном «ортодоксальном» учении и был озабочен тем, как получить от нее деньги, прежде чем выслать ей какую–либо информацию, в результате чего она почувствовала, что если бы он был единственным из известных ей бывших Свидетелей, то она вернулась бы в организацию.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-poiska...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010