3Цар. 11:26–40 Самый опасный враг Соломону и его дому нашелся между его подданными. Это был Иеровоам, сын вдовы, Ефремлянин, из города Цартана 110 . Он работал на укреплениях, которыми Соломон обводил город Давидов. Заметивши трудолюбивого и расторопного молодого человека, Соломон сделал его начальником над работами, порученными колену Иосифову. Раз Иеровоаму случилось быть за городом: там встретил его Ахия, пророк из Силома. Они были в поле одни. Ахия был в новой одежде. Снявши с себя одежду, пророк разорвал ее на двенадцать частей; и, повелевши Иеровоаму взять из них десять, сказал ему: «Так говорит Господь Бог Израилев: «вот Я отторгну царство от рук Соломона, и дам тебе из них десять колен за то, что меня оставили и поклонились Астарте, Хамосу и Молоху. Впрочем, не отниму Я царства от самого Соломона; пока жив, он останется царем ради Давида, раба Моего, которого Я избрал, и который сохранил повеления Мои. А отниму царство от рук сына его: тебе дам десять колен, но оставлю и ему колено, чтобы светильник (наследник) раба Моего Давида всегда горел передо Мною в Иерусалиме, в этом городе, который Я избрал для прославления в нем имени Моего. Итак, Я назначаю тебя быть царем над Израилем. Если ты сохранишь все, что Я заповедаю тебе, и будешь исполнять повеления Мои, как Давид, раб Мой: то Я буду с тобою, и укреплю дом твой, как дом Давидов». Иеровоам не имел столько покорности высшему избранию, чтобы предоставить свое будущее Божию Провидению, он выказал покушение овладеть верховною властию. Соломон искал убить его, но он бежал в Египет к Сусаку 111 , царю Египетскому, и оставался там до кончины Соломона. Обличение, которое слышал Соломон из уст пророка, и испытания, которые он имел в последние годы своей жизни, конечно, должны были произвести в нем благую перемену. Есть основание верить, что он обратился к Богу. Господь Сам обещал Давиду, что Он будет отцем его сыну и в том случае, если этот сын будет худо поступать. Он накажет его ударами сынов человеческих, но милости Своей не отнимет от него, как отнял от Саула 112 . Книга Екклесиаста, или проповедника, написанная Соломоном в такие годы, когда он чувствовал над собою всю тягость старости, показывает, что, убедившись собственным опытом, как суетны все утехи мира, как безплодны усилия человеческого благоразумия охранить себя от падения после уклонений от точного исполнения законов Божественной правды, горьки последствия угождения женам коварным, он нашел успокоение в богобоязненности, и верховное благо в неуклонном исполнении заповедей Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

А когда спросили: скоро ли придет Иисус Христос на суд? – Сие неизвестно: и потому надобно жить так, чтобы мы всегда были к тому готовы. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением, но продолжает терпеть нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Но придет день Господень, как тать. Итак, бдите; потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын человеческий ( Матф. 25. 13 .). При этом, желая вам щедротных милостей от всещедрого Бога, усердно прошу святых молитв ваших. н. р. Е. Мая 29-го дня, 1824 г». 16. К А.П.Р. Как лекарство пользует тело, так и болезнь пользует душу. Когда постигнет смертный час, тогда смертная коса не отсрочит удара ни на одну минуту – всё тогда поздно! Наперед надобно знать это о себе и всегда так жить, чтобы неостановочно быть во всякое время готовым к смерти. Благодарение вседействующему Богу – Промыслителю нашего истинного спасения, и вам, матушка, за призрение странных. Сердечно благодарю вас за гостинцы, принесенные вами от святых пещер. Утешение за утешением! О радости святые! И я, непотребный раб, удостоился обонять благовоние святых угодников, почивающих в святой Лавре! О богатство нетленное! Вы сделали меня, ленивого, наследником шапочки трудолюбивого Арсения! Никто здесь не видит, как я радуюсь! Радуйтесь и вы о -Господе. Сентября 12-го дня, 1824 года 28. А.Н.Ш. Слабость и немощь моя учат меня уничтожаться в самом себе; болезнь моя не отступает от меня; только о укрепляющем Господе движусь еще, и рука моя пишет еще вам слово сердца. Да исполнит Господь ваше желание – в бесконечной жизни благ небесных наслаждаться, а здесь тесноту душевную и скорбь сердечную благодарно перенести с терпением, в славу Божию!.. Вот уже минули дни прошедшие; быстро протекли лета младости, лета юности, лета мужества и все житие земное, как вчерашний день, как искорка потухшая, как сон проснувшегося, только что в памяти оставшийся. Едва помнится бывшее – и уже нет того!.. Что ж, душа моя, познала ли ты свое достояние, свое звание? Где твое сокровище вечное? Видно, мы здесь не в своем отечестве; видно, мы здесь странники и ничто здесь удовольствовать нас без изменения не может! Это мы дознаём в повседневных применениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

А монахиня Сергия имела такой режим дня, что, я думаю, ни один подвижник так не трудился, так не молился, как она трудилась и молилась всю жизнь. Она вставала очень рано, долго читала молитвы, правило у нее было очень серьезное, а потом начинала лить свечи. Она ставила чайник с воском, расплавляла и лила, лила свечи. И у нее отдых состоял в том, что она лила свечи, а потом опять на молитву становилась. И вот так у нее проходила вся жизнь. Я эти свечи берегу. У меня остались свечи монахини Сергии, я их храню. Когда мне или кому – то еще тяжело -  я зажигаю эти свечи, которые изготовлены этой трудолюбивой женщиной. Она  совмещала в себе трудолюбие святой праведной Марфы и молитвенность святой праведной Марии. У праведного Лазаря Четырехдневного были две сестры: Марфа и Мария, а, вот, у матушки Сергии было совмещение этих добродетелей: трудолюбие Марфы и молитвенность Марии. Если кого – то интересует место ее захоронения, я узнаю более подробно и постараюсь в ближайшей из передач рассказать об этом. - Батюшка, вопрос чисто  женский. Я знаю, что некоторые священнослужители очень строго относятся к тому, когда женщина в критические дни приходит в храм. А некоторые говорят: вы можете приходить, только не прикасайтесь к иконам. Но вот у меня подросла дочь, которая мне говорит: мама, почитай книгу Левит. Там все четко описано. Если мы придерживаемся Ветхого Завета, то здесь та же самая история. Здесь стих 19,  а дальше она мне показала стих 28: «Когда она освободится от течения своего, она должна отсчитать себе семь дней и потом будет чиста». Батюшка, прокомментируйте пожалуйста, это. - Я прочитаю этот стих, на который вы ссылаетесь. Это 15 глава книги Левит, 19 стих: «Если женщина имеет истечение крови, текущей из тела ее, то она должна сидеть семь дней во время очищения своего, и всякий, кто прикоснется к ней, нечист будет до вечера; и всё, на чем она ляжет в продолжение очищения своего, нечисто; и всё, на чем сядет, нечисто; и всякий, кто прикоснется к постели ее, должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера;

http://radonezh.ru/text/chto-takoe-geenn...

В то время, когда Иисус Христос возносился на небо, тогда ученики долго смотрели на Него и не спешили сходить с горы Елеонской; Иисус Христос уже совсем скрылся в облаке небесном из их глаз, а они все еще продолжали стоять и смотреть. Вдруг пред ними предстали два мужа в белых одеждах и сказали им: «галилеяне, что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». Тогда ученики сошли с горы и возвратились в город с великой радостью, так как они теперь совершенно убедились, что вознесшийся в их глазах Иисус Христос опять придет на землю в такой же славе, в какой славе Он и вознесся. Это второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа последует уже не за тем, чтобы спасать нас, а чтобы судить нас. Последует оно тогда, когда воскреснут все мертвые, обновятся небо и земля, и Он, как Судья неба и земли, воссядет на престоле славы своей и произведет всемирный суд. На суде, отделив праведников на правую сторону, а грешников на левую, Он, стоящим одесную Его, скажет: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царствие, уготованное вам от сложения мира; стоящие же ошуюю Его услышат от Него: «отидите от Мене, проклятии, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф.25:34, 41 ). После этого приговора сердца праведников исполнятся самой светлой, неизреченной радостью и праведники пойдут, в Царство вечное, сердца же грешников будут терзаться самой страшной, нестерпимой скорбью и грешники пойдут в муку вечную. Нам, братья, чтобы избежать на последнем, страшном суде Христовом безотрадной участи грешников и получить блаженство праведников, необходимо жить так, как жили праведники, жить вот как: трудолюбиво, трезво, правдиво, благочестиво, свято и богобоязненно. При такой жизни мы будем иметь полную надежду в страшный день последнего суда Божия услышать от Него, вознесшегося ныне Судии и Господа, первый призыв, обращенный к праведникам, а не те слова отвержения, которые Он скажет грешникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Вскоре Евлогий действительно чудесным образом разбогател. Что же стало с богатым Евлогием? Богачу тесна кажется старая его хижина, низко прежнее ремесло; он отправляется в Царьград, там покупает себе великолепный дом, входит в знакомство с вельможами и сам, наконец, становится вельможею, из трудолюбивого делается изнеженным празднолюбцем, из приветливого и гостеприимного - надменным и жестокосердным: приказывает своим слугам странников выгонять, а докучливых нищих даже бить. Вот как почести и богатство переменили нравы Евлогия! Еврейский царь Соломон был мудрее всех живущих на земле и одновременно он же был богаче и славнее всех. Но и мудрость не предохранила его от падений и слабостей, присущих всем людям. Вот почему царь Давид свидетельствует пред Богом: благо мне, что я пострадал, прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню (Пс. 118, 71, 67). Равно и о Евреях слово Божие возвещает: ел Иаков, и утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего (Втор. 32, 15). Когда Господь наказывал их войнами и другими бедствиями, тогда они обращались к Нему, вспоминали, что Он есть их прибежище; когда же пребывали в покое, неге и довольстве, тогда опять забывали Бога и отступали от Своего Творца. Что же касается Навуходоносора, то он, будучи царем Вавилонским, восседая на троне царском, украшаясь лаврами побед своих, возмечтал о себе, вздумал уподоблять себя Вышнему и не хотел признать над собою власти Вседержителя. Но вот Господь унижает его до скотоподобного состояния, и тот же Навуходоносор отрезвляется, начинает славить Господа и вслух всех говорить, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет.., и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: " что Ты сделал? " (Дан. 4, 22; 32). Видите, какая разница в мыслях, чувствованиях и действиях бывает у человека при перемене его состояния: в счастье он возносится, забывает Бога, а при несчастье приходит в себя, смиряется и вспоминает Создателя своего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1461...

Дорогие! Кто всем сердцем отвечает на воззвание Христа, тот отдает себя целиком, обретая в этом великую радость. Принося себя в жертву Господу, нужно отбросить все прежние привычки, ибо, по словам апостола Павла, ученик Христов не должен ходить на «кумирище зла». В нынешнее время Церкви нужны такие пастыри, которые вслед за св. апостолом могли бы сказать: «Я ни на что не взираю и не дорожу своей жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией» ( Деян.20:24 ). И пусть эти слова будут эпиграфом к вашей будущей пастырской деятельности. Вы теперь переживаете весну своей жизни. Никогда не будет для вас более приятного и отрадного времени. Цените его, берегите, как драгоценную жемчужину. Со всех сторон вас окружают искушения, враг рода человеческого хочет сорвать цвет вашей жизни прежде, чем он расцветет полным цветом. Будьте благоразумны и внимательны. Премудрый Иисус, сын Сирахов, говорит: «Сын мой! От юности твоей предайся учению, и до седин твоих найдешь мудрость» ( Сирах 6,18 ). Учитесь здесь здравомыслию, ибо должны будете отличать добро от зла. Пусть целью вашей жизни будет Христос, служба Ему и Его верным чадам. Используйте весну вашей жизни, трудолюбиво готовясь к великому делу, к которому призвал вас Господь. Следите, чтобы ваше тело не восставало против духа, а дух — против правды Божьей. Сегодня, обращаясь к Пресвятой Деве Марии, будем просить, дабы по Ее святым молитвам Господь влил в наши души страх Божий, вселил в наши сердца твердую веру и любовь ко всем, дабы мы достойно прошли предназначенное нам поприще. Аминь. Рождество Христово «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь»  ( Лк.2:10-11 ). Так Ангел Господень возвестил всей грешной земле пришествие Спасителя, в ту холодную, для обычно знойной Палестины, декабрьскую ночь. О, как же не радоваться, когда на землю явился Сам Христос — Бог, Свет миру! Кто из нас не ценит солнечного света! Согласимся, что без него не было бы жизни на земле. Когда наступают вечерние сумерки, человека, особенно находящегося вдали от селений, охватывает тревога. А тот, кому довелось пережить на море штормовую ночь, хорошо знает цену солнечному свету спокойного дня.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-propo...

И вручил ему монастырь и братию с такими словами: «Итак, брат Арсений, оставляю тебя о Господе управителем и наставником этой святой обители и всей собранной во Христе братии. Но блюди, брат, более всего, да ни в чем не нарушишь монастырский обычай, который имеет Церковь Божия по правилам святых апостолов и святых отцов семи Вселенских Соборов! Пение и чтение соборное да будет у тебя без суетности со вниманием, и за трапезой еда и питие – в молчании, с благодарением и слушанием Божественного Писания! Исполняй весь обычай этого монастыря, установленный нашим о Господе смирением, и Господь Бог да направит стопы ваши к деланию заповедей Его, молитвами Пречистой Богородицы и всех святых, и преподобного отца нашего старца Савватия! И Господь да сохранит вас и утвердит в любви своей! Я же, хотя телесно ухожу от вас, но духом неотступно пребуду с вами! И да будет вам известно: если обрету благодать у Господа, то после ухода моего обитель эта еще более распространится, и соберется множество братии в любви духовной, – и в телесных потребностях ни в чем у вас нужды не будет». И так, поучив их довольно и поцеловав всех Христовым целованием, отпустил их каждого в свою келию, молитвами одарив и скрепив благословением. Сам же, непрестанно славя Господа, готовился в вечный путь. И, воздев руки к небу, осенил себя крестным знамением, – и, перекрестив лицо, призвал души всех к миру, и сказал: «Владыко Человеколюбче, сподоби меня стать одесную Тебя в последний день, когда придешь во славе судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его!» И, сказав это, возлег на ложе. И так предал честную свою душу в руки Божии блаженный игумен Зосима, основатель Соловецкого монастыря, в лето 6986 (1478)-е, месяца апреля в 17 день, в день памяти преподобного отца нашего Симеона Персидского. И спеленали честное и трудолюбивое тело его; и был он с честью погребен братией – с каждением и со свечами и с надгробным пением. И положили его в могилу, которую он выкопал себе своими руками, – за алтарем церкви Святого Преображения Господа нашего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И так блюдем себя осторожно от ожесточения и от всего такого, что приводит к разорению и охлаждению единодушия и дружелюбия о Христе Иисусе Господе нашем, Ему же со Отцем и Святым Духом слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.   О смиренномудрии   Не самое ли величайшее безумие возноситься помыслом, якобы что для Бога сделали, оставив мир и все что в мире и вступив в жизнь иноческую на ближайшее служение Господу, и тем яко бы одолжили Богу, принеся такую Богу жертву? Вот подумайте: если Господь сказал ученикам Своим: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал» (Ин. 15, 16). Они, то есть апостолы, имели сердца чистые, нелестные, как Сам Господь о них свидетельствует: «вы чисты» (Ин. 13, 10). И еще: «вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства» (Ин. 1, 47). И жизни они были трудолюбивой, смиренной, тихой, в скудости и простоте, не имея и ночного покоя; от труда рук своих питались, ибо были рыбаками. — Но и это все оставив и пренебрегши, самопроизвольно, неотлучно вместе с народом день и ночь ходили за Господом. И если таких достойных, так ко Господу любовью прилепившихся и уверовавших в Него, избрав, возбранил им Господь подумать, что они сами пошли в след Его, говоря им: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал»: нас же не Христу, но мирскому прельщению более внемлющих, так от Христа Господа отчужденных и отдаленных, во всяких житейских сластях и грехах погрязших, покою и веселью и всяким пристрастиям только внемлющим: - таких, говорю, недостойных, не вслед за Христом ходящих, истиннее же сказать, от Христа бегущих, и подражающих миролюбцам за миром гонящихся, — таких нас избрал Господь и всемогущими судьбами Своими призвал в равноангельное служение Себе, говорю в иноческое житие. Можно ли помышлять, что мы пошли служить Богу? не более ли подобает с удивлением чувствовать такое величайшее Его к нам грешным милосердие, и от благодарности предаваться со смирением во всеусерднейшее служение и благоугождение Ему, за что Он же милосердный опять воздаст стократно в жизни этой, а в будущей жизнь вечную?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

Как праведные жертвуют Отечеству тем, что имеют любезнейшего, так и праведный Бог дает благородному самопожертвованию дивную помощь и силу. Братия, по вере и вы — народ Божий, продолжайте и подвигами являть в себе народ Божий. Для такого народа не оскудеет дивная помощь Божия. II. Побуждение воинам жить по заповедям Божиим Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их, то… будете прогонять врагов ваших, и падут они пред вами от меча; пятеро из вас прогонят сто, и сто из вас прогонят тьму, и падут враги ваши пред вами от меча ( Лев.26:3,7–8 ). Вопрос. Что содержится в этих словах? Ответ. Бог обещает сделать избранный народ Свой победоносным в награду за исполнение заповедей Своих. Вопрос. Какое из этого наставление для воина? Ответ. Воин должен жить по заповедям Божиим, чтобы благовременно приобрести благословение и помощь Божию ко времени брани. Некогда в Иерусалиме одни и те же люди в одно и то же время должны были и строить городские стены, и ежеминутно быть готовыми отразить врагов: одною рукою производили работу, а другою держали копье ( Неем.4:17 ). И такой сугубо тяжкий подвиг перенесла и совершила любовь к отечественному граду. Вы можете обеими руками безопасно, беспрепятственно делать предоставленное вам дело поселянина или гражданина. Делайте мирное дело ваше спокойно, трудолюбиво, честно, для довольства и блага вашей собственной жизни, но не забывайте и вашего меча, который может еще понадобиться Отечеству. Дух порядка, совершенного повиновения, точности в исполнении должного, который составляет одно из отличительных достоинств военного звания, сохраняйте и в гражданском положении вашем, и легким способом доброго примера простирайте его на других. Не забывайте, что добрый воин, лев против врагов, должен быть агнцем между своими. Живите кротко и любовно, а гнев и грозу берегите для врагов Отечества. III. Важность молитвы для воинов … Когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик ( Исх.17:11 ).

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvoslov...

Можно ли сказать, что Христос как Пастыреначальник побуждал человека к творчеству во внешнем мире и вообще вне чисто религиозной области? Можно. Думается нам, что для такого заключения Евангелие дает прямые основания, а еще более – косвенные. Притча о талантах ( Мф.25:14–30 ) ясно и определенно восхваляет трудолюбие, энергию, предприимчивость и осуждает леность, бездействие, неиспользование человеком предоставленных ему сил и средств. Но вот ряд других мест. Вот классическое: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» ( Мф.22:21 ), – разве не говорят эти слова: «Исполняйте не только обязанности, налагаемые на вас небом, но и обязанности в отношении земли». Возьмем притчу о злых виноградарях: «Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградой, выкопал в нем точило, построил башню» и т. д. ( Мф.21:33 и д.). В каждом из этих слов так и чувствуется любовь, одобрение, похвала Господа этому домовитому, трудолюбивому, культурному хозяину. Но особенно ценным при решении трактуемого вопроса представляется нам изречение Спасителя: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить». И дальше: «Истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» ( Мф.5:17–18 ). «Закон и пророки» – законы (кроме, конечно, обрядовых, имевших временное значение и упраздненных пришествием Мессии-Спасителя), выраженные в писаниях Моисея и ветхозаветных пророков. В первых же главах писаний Моисея заповеданы человеку законы, послужившие основами для развития всей последующей культуры, скажем больше, – обязывавшие человека к творческо-культурной деятельности. Таковы законы: о господствовании человека над землею и всем, что на ней, и обладании всем этим ( Быт.1:28–29 ), о возделывании и хранении земли ( Быт.2:15 ), об изучении животного мира ( Быт.2:19–20 ) и др. Ясно, что Христос считал эти законы обязательными для своих последователей. Вникая в пастырское служение Христа Спасителя, мы наблюдаем в нем следующие моменты.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010