Но главное основание единства рода человеческого – происхождение их от одного Господа: все люди – дыхание Божие; цель жизни нашей – соединение с Господом, от Которого произошли. Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня [ Ин. 17, 21 ]. После этого достойно и праведно любить всякого человека, как самого себя: возлюби ближнего твоего, как самого себя [ Мк. 12, 31 ], – ибо все люди от единого Бога и от единого человека и все в одном Боге, особенно же все спасаемые во Христе – едино суть по Главе своему Христу и по единому одушевляющему их Духу Божию. [...] Если воистину ты называешь Бога Отцом своим, то надейся же на Него, как на Отца единого, всеблагого, всемогущего, премудрого, неизменяемого в любви Своей и во всех совершенствах. Надейся на Него касательно благ временной жизни, но особенно касательно дарования будущих благ во Христе Иисусе. Глубоко напечатлей на сердце слова: Бог – мой Отец. Отче наш, Иже ecu на небесех! Но как по любви Отца Небесного к тебе ты сам сделан некоторым образом богом, как от Него [...] имеющий разум и свободную волю, то ты должен непременно употреблять свои усилия к достижению блаженного и вечного наследия небесного; ты должен знать и всегда помнить, что ты – падшее существо, и как пал, имея разум и свободу, волею своею, то при том же разуме, просвещаемом светом слова Божия и озарениями Духа Святого, при той же свободной воле, подкрепляемой благодатию Святого Духа во Христе Иисусе, восставай от своего падения и иди безостановочно к небесному, бесконечному животу, презирая всё земное как тленное и скоропреходящее, особенно же не привязываясь к сребру и злату, к пище и питию, к этой яди, из-за которой в такую глубину зол пал весь род человеческий. Не верь безотчетно этому льстивому другу – плоти своей, ее позывам к пище и питию и телесному соитию. Она часто требует есть и пить, совокупляться, когда это не нужно, когда это не только не полезно, но даже весьма вредно для здоровья и противно закону Божию. Перетерпи – и убедишься в этом сам. Не говори мне о естественном побуждении, не говори мне, что [...] исполняешь будто бы веления природы, что ты член и вместе раб ее со всеми прочими животными, безотчетно повинующимися ее требованиям, [...] и тебе, как и им, необходимо во всем следует [подчиняться ее требованиям; а] вспомни, [что] твое существо падшее, [грешное], содружное с лживым естеством бесов. [...] Да не искушает вас, говорит апостол, сатана невоздержанием вашим [ 1Кор. 7, 5 ]. Итак, будь крайне умерен и благоразумен в употреблении пищи и пития и, если ты супруг, в допущении телесного соития, а если не супруг – вовсе не дозволяй его себе. Не бойся: целомудрие, соединенное с умеренностию в пище и питии и с трудолюбивою жизнию, никого еще не сделало больным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Нужно нам со всем усердием и умением, не прибегая к греховным средствам, нести это сокровище ко всем людям, чтобы они восприняли это сокровище, иначе оно для них пропадет, как зерно при дороге, которое клюют птицы (Мф.13:4).    В притче о талантах Христос Спаситель осуждает того раба, который поленился пустить в ход свои деньги; хвалит же Господь тех, кто трудолюбиво и умело воспользовался талантами, с пользою для всех (Мф.25:14—30). «У каждого поколения, – говорит известный историк, проф. В.О.Ключевский, — могут быть свои идеалы, у моего – свои, у вашего — другие, а жалко то поколение, у которого нет никаких. Для осуществления идеалов необходимы энергия действия, энтузиазм, убеждения, при осуществлении их неизбежны борьба, жертвы. Но это не все: что необходимо для их торжества: нужны не только крепкие нервы и самоотверженные характеры, нужны еще и сообразительные умы. Как легко испортить всякое хорошее дело, и сколько высоких идеалов успели люди уронить и захватить неумелыми или неопрятными руками» (Курс русской истории. ч.1, изд. ГИЗ М.Л. 1923г. стр.41)... В настоящее время развелось много подделок, фальсификаций святого Православия (обновленчество, григорианство, самосвятство и другие); а исконный враг Святой Церкви – католичество, а с ними и лютеранство, и англиканство, и их разветвление – секты – тоже выдаются за истинное христианство. Носителям святой веры — православным, нужно быть настороже, чтобы не попасть в ложные сети, а православные святители и пастыри, призваны от Христа Спасителя указывать своим пасомым на опасности духовные и направлять их по истинному пути – Церкви Православной. «Не вы Меня избрали, — говорит Спаситель всем Сврим служителям Церкви, преемникам Апостолов, – а Я избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал» (Иоанн 15,16).    дер. Романова. 14 1928г. Верность Богу    «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк. 16:10)...    На днях я беседовал с одним интеллигентом. Я узнал.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Очи Господни на праведные, и уши его в молитве их: лице же Господне на творящия злая, еже потребити от земли помять их. Воззваша праведнии и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их ( Пс. 33:16–19 ). Милость Господня от века и до века на боящихся его: и правда его на сынех сынов, хранящих завет его, и помнящих заповеди Его творити я ( Пс.102:17–18 ). И апостол Павел говорит «знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» ( Рим. 8:28 ). Промышляя в частности о человеке, Господь промышляет вообще о всем роде человеческом. Он устрояет царства, возвышает или смиряет народы. Сам поставляет царей над народами. Владеет Вышний царством человеческим, и ему же восхощет дастъ е ( Дан.4:22,29 ), той поставляет цари и преставляет ( Дан.2:21 ), говорится в слове Божием. Итак, по свидетельству слова Божия, Бог, сотворивши мир, не оставил его, а продолжает заботиться о нем, дает жизнь и все необходимое для жизни тварям и человеку. Однако, братие, этот промысл Божий о человеке не дает права ленивым людям ничего не делать для своего сохранения. Сам Бог в четвертой заповеди говорит: шесть дней делай и сотвори в них вся дела твоя. Апостол Павел завещал пастве своей, говоря: «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Слышим, что некоторые у вас поступают безчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб» ( 2Сол. 3:10–12 ). Точно также и народная мудрость выразила необходимость труда при надежде на Бога в известной пословице: «на Бога надейся, а сам не плошай». Каждого из нас Господь одарил различными силами и способностями. Это есть дело промысла Божия. Господь наделил ими нас для того, чтобы мы употребляли их в пользе своей и ближних своих и в славе Создателя и Промыслителя нашего. Исполняющий трудолюбиво и свято дело свое, какое бы оно ни было, содействует таким образом промыслу Божию. – С другой стороны, братие, надеясь на промысл Божий, мы не должны подвергать себя намеренно и безрассудно каким-либо опасностям.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Почему Иисус Христос взял именно этих трех учеников? На это преподобный Иоанн Дамаскин отвечает: «Господь взял Петра для того, чтобы показать, что свидетельство его (Петра), неложно им данное, подтверждается свидетельством Отца, и чтобы уверить его в Своих словах, что Отец Небесный открыл ему это свидетельство». (Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отеи, Мой, Сущий на небесах). Он взял Иакова, поскольку ему прежде всех предстояло умереть за Христа, испить чашу Его и креститься Его крещением. (И убил (Ирод) Иакова, брата Иоаннова, мечом). Наконец, взял Он Иоанна, как девственника и чистейший орган богословия, чтобы он, увидев вечную славу Сына Божия, возгласил: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Кроме того, на горе Преображения апостол Петр, еще и не мысливший о страдании и смерти своего Учителя и Господа (Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!), мог теперь видеть истинную славу Его, которая навсегда останется неприкосновенной, несмотря на поползновения враждебных сил. Иаков же и Иоанн, ожидавшие наступления земного царства Мессии и домогавшиеся почетных мест в этом царстве, могли созерцать истинное величие Христа Спасителя, которое превосходило всякое земное могущество. По закону трех человек было достаточно, чтобы засвидетельствовать откровение славы Божией, и, по выражению святого Прокла, они «по духу представляли в лице своем и всех прочих апостолов». В Евангелии еще сказано, что Господь возвел их на гору высокую. Блаженный Феофилакт по этому поводу говорит: «Он возводит их на высокую гору, чтобы показать, что тот, кто не возвысится над земным, недостоин таких небесных созерцаний и спасения». Кроме того, Господь хочет научить их и всех нас богомыслию и трудолюбию: без труда не поднимешься на высоту. Высота горы — образ богомыслия, восшествие на гору — указание на труд. Хорошо ум возносить к Богу, но не следует и труда оставлять. Богомыслие без трудолюбивой жизни недейственно, не приносит пользы и трудолюбие без богомыслия.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Поэтому говорит: «Милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь» (Пс. 100:1). Мы научены, к кому «милость», ибо сказано: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7). Видишь ли, как рассудительно употребляет милость? Не без суда милует и не без милости судит. Ибо «Милостив Господь и праведен» (Пс. 114:5). Поэтому не будем знать Бога вполовину и человеколюбие Его обращать себе в повод к лености. Для того громы, для того молнии, чтобы не была презираема благость. Кто велит сиять солнцу, Тот наказывает и слепотою, Кто дает дождь, Тот дождит и огнем. Одно показывает благость, другое — строгость; или за первое будем любить, или за последнее страшиться, чтобы и нам не было сказано: «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева...» (Рим. 2:4—5). Итак, поскольку невозможно спастись, не творя дел, сообразных с заповедью Божиею, и не безопасно пренебрегать чем-нибудь из заповеданного (ибо ужасно превозношение — поставлять себя судьями Законодателя, и одни законы Его избирать, а другие отвергать); то мы, подвижники благочестия, предпочетшие жизнь безмолвную и безмятежную, как споспешествующую к соблюдению евангельских догматов, сообща позаботимся и порассудим, как сделать, чтобы ничего из предписанного не осталось у нас без исполнения? Ибо, если должен быть «совершен Божий человек» , как написано (2 Тим. 3:17), и как доказало слово в изложенном ранее этого; то по всей необходимости надобно ему, посредством всякой заповеди, быть уготованным «в меру полного возраста Христова» (Еф.4:13); потому что и по закону Божию, хотя и чистое, но поврежденное, не приемлется в жертву Богу. Поэтому, в чем каждый почитает себя неопытным, то пусть и предложит на общее рассмотрение; потому что при трудолюбивом исследовании многих удобнее найдется сокровенное, если только Бог, по обетованию Господа нашего Иисуса Христа, дарует нам найти искомое, по научению и напоминанию Святого Духа (Иоан.14:26).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4083...

Прекрасное назидание помещено в Троицком слове. Выписываю его тебе: «Не берись за все горячо, но держись за то, что избрал. Лучше прибавлять доброго, нежели убавлять у него что-либо. Не тех называем худыми, которые стоят низко, но тех, которые поднявшись – низко падают. От малой искры возгорается пламень». Видя сие, уклоняйся от того, что производит малый вред. Теперь вред не велик, но со временем он сделается большим. Тебе предлежит длинный путь. Представляя себе вдруг весь этот труд, не откажись от всего. И море переплывают не вдруг. Не всегда полезно бывает желание все сделать вдруг, например, уничтожить все недостатки во всем и во всех зараз, все исправить в один год. Напоминаю тебе басню о трудолюбивом медведе и присловие к ней, что дуги гнут с терпеньем и не вдруг. Великий Четверток. Бывшие сегодня в храме высказывали свои впечатления при виде воспоминательного торжества умовения ног. Мысль их невольно переносилась ко временам события. Спаситель, как бы пред глазами их снимает одежду, препоясуется лентием без всякой посторонней помощи, наливает воду, переносит кувшин и таз от одного апостола к другому, плещет водой на ноги их и отирает. Весь этот умилительный обряд заканчивается трогательными словами Спасителя, обращенными к его ученикам: “Знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господином, и правильно говорите, ибо Я точно – то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу; ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что и Я сделал вам”. – Вечером в 6 12 ч. было чтение 12-ти евангелий, также – масса народа со свечами. Великий Пяток, утро. Солнышко взошло очень весело, прямо в глаза. Пишу это, имея перед глазами твои строки, о раздражении, при молчании языка. Верно не напрасно повелено во весь пост ежедневно 14 раз повторять: “Господи, дух терпения и любви даруй ми рабу Твоему”. Проси, ищи, толки, и впоследствии дан тебе будет этот великий дар кротости. Помнить надо, что учиться кротости и смирению сердца, Господь зовет к Себе, – “научитеся от Мене”. Письмо 77

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance «Врачи стояли на коленях и пытались его реанимировать» — история одного странного совпадения 4 мин., 22.10.2019 Игумен Алипий (Животиков), клирик храма Пресвятой Троицы в Новых Ватутинках Эта история произошла с моим давним приятелем. Он разрешил мне ее записать, я лишь изменил имена героев. Это случилось три года назад. Было обычное августовское утро. Мой приятель Александр по заведенной недавно традиции читал главу из Евангелия: «У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весть хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет…» (Лк 12:16-21) Саша, хоть ему и было уже за пятьдесят, к вере пришел совсем недавно, и многое ему было еще непонятно. Вот и на этот раз смысл притчи о безумном богаче — такой парадоксальной! — от него ускользал. Почему Господь называет безумным трудолюбивого человека, который, не ленясь, честно исполняет свои обязанности? Что в его жизни было неверно? Мой приятель так и не смог ответить для себя на эти вопросы. Но ломать над ними голову не было времени — пора на работу. Через десять минут волны моря житейского уже несли его по подземным каналам метро. А в конторе из первого же открытого им отчета плеснула такая мутная волна стандартных фраз и цифр, что сразу потянуло на перекур. «Эх, я же курить бросил, — обреченно подумал он. — Делать нечего, придется нырять в это болото». Ближе к обеду он все-таки решил сделать перерыв, вышел в коридор и столкнулся там с начальником одного из филиалов его фирмы. — О, Сергеич! Ты чего здесь делаешь? — Да вот, увольняюсь!

http://foma.ru/vrachi-stoyali-na-kolenya...

Святителю Феофану вторит и святитель Димитрий Ростовский в Слове на Преображение: «Богомыслие и трудолюбие для желающего достигнуть небесных благ и радостей так же необходимы, как птице крылья, птица с одним крылом не может летать по воздуху, и человек, обладая только одной из этих добродетелей, не может вознестись на высоту совершенного спасения; богомыслие без трудолюбивой жизни не действительно, и не приносит пользы трудолюбие без богомыслия». И как научал своих монахов преподобный Венедикт Нурсийский – «молись и трудись» (Ora et labora). Ведь и апостольский путь к святости и духовному преображению начался с того, что они не просто «приняли к сведению» поучения Господа, но на деле последовали за Ним – об этом тоже говорится в сегодняшнем Евангельском чтении: Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним. И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним ( Мк.1:1 6–20). Итак, с чего же нам начать свое восхождение на гору Фавор вслед за Господом, свой путь преображения? Конечно, всегда имея в качестве своей цели наибольшую из добродетелей – добродетель любви. Взращивая в своей душе нелицемерную деятельную любовь к Богу и людям – не сентиментальное чувство, но ту подлинную любовь, которая прежде всего стремится ко благу любимого, – нам неизбежно придется стяжать и все прочие добродетели. Но и они, и все подвиги благочестия без любви, по слову апостола Павла, не имеют ценности. Вот что говорит об этом преподобный Андрей Критский: «Любовь заключает в себе все добродетели, есть самая высшая истина из всего, что возвещено Священным Писанием, и нет ни одной добродетели, приближающей человека к Богу и удостоивающей его высшей славы и царства, которая не зависела бы от любви и в ней не содержалась. Посему высшую чистоту и совершенство человека, стремящагося к Верховному Благу, Которое есть Бог, производит одна только любовь».

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Восприемник или восприемница являются свидетелями веры крещаемого. Если таинство крещения совершается над младенцем, крёстный родитель произносит исповедание веры, отрекается от диавола, соединяется с Христом. Если крестится взрослый, то восприемник или восприемница выступают поручителями его веры. В любой случае перемена невозможна, потому что крёстные родители однажды приняли на себя ответственность перед Богом. В целях лучшего духовного воспитания дочери можно обратиться за помощью к близкому духовно-опытному человеку. С ее стороны это будет дело христианской любви. Все трудящиеся во спасение людей не останутся без награды. Как бороться со страхованиями и суеверием? иеромонах Иов (Гумеров) Дорогая Елена! То, что Вы подробно описываете, в духовной литературе называется страхованиями. Происходит это от демонов. Причину определить не всегда легко. Чаще всего такие явления возникают при ослаблении духовных сил или при сильной душевно-нервной усталости. В Вашем положении это усугубляется переживаниями за здоровье будущего ребенка. Избавляется человек от этого на путях веры. Полностью свободен от страхований тот, кто всецело вверил себя всеблагой и премудрой воле Божией. В качестве первых шагов постарайтесь усилить домашнюю молитву. В утреннее и вечернее правило включите 90-й псалом. Необходимо освятить дом и очистить его от всего духовно чуждого. Регулярно исповедаться и причащаться. С рождением ребенка может быть все пройдет. Является ли лень грехом? иеромонах Иов (Гумеров) Лень есть проявление вялости и бездействия. Мудрый Соломон советует брать пример с трудолюбивого муравья: Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? ( Прит.6:6–9 ). Ленивый человек является обузой для других людей. Поэтому Священное Писание определяет лень как нравственный порок: Что уксус для зубов и дым для глаз, то ленивый для посылающих его ( Прит.10:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Скачать epub pdf Гомилия I 1 . Мне думается, что каждое слово Божественного Писания подобно семени, которое по природе своей должно распространяться и множиться и, брошенное в землю, перерождается в хлебный колос или какое другое растение, а его урожайность возрастает усердием и умением земледельца и плодородием почвы. Например, тщательным возделыванием крохотное горчичное зерно, «которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» ( Мф.13:32 ). Так и со словом, которое читают нам из Божественных книг. Сначала, когда мы слышим его, оно кажется нам малым и незначительным, но если обретет оно умелого и трудолюбивого земледельца, начнет возделываться с духовным умением, то вырастет и превратится в большое дерево с раскидистыми ветвями и густой листвой. Мудрец и книжник мира сего могут прийти к нему. Словно легкокрылые птицы небесные, возвышаясь мыслью к сложным предметам посредством одних лишь замысловатых слов, будучи пленниками собственных доводов, желают они укрыться в его ветвях, где нет красноречия, но лишь правило жизни. Так что же нам делать с тем, о чем нам читают? Если бы Господь удостоил меня даром духовного возделывания, если бы даровал мне умение обрабатывать поле, одно из услышанных нами слов можно было бы разбросать повсюду – если позволит ваша способность слушать, – так что едва ли нам хватит целого дня, чтобы возделать его. Но все же мы можем попытаться, по мере своих сил, обсудить некоторые предметы, даже если невозможно охватить все, а тебе все услышать. Ибо, я думаю, важно признать, что полное познание этих слов недоступно нам. Так давайте же посмотрим, о чем говорится в начале книги Исход и кратко проследим по ее тексту, как она наставляет своих читателей. Помогите вашими молитвами, чтобы Слово Божье было с нами и удостоило нас Само направлять наши рассуждения. 2 . Сказано: «Вот имена сынов Израилевых, которые вошли в Египет с Иаковом, вошли каждый с домом своим: Рувим, Симеон, Левий и Иуда» и иные патриархи.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010