К вышеприведенным мнениям о природе и климате Мурмана, чрезвычайно интересно привести здесь также мнения о возможности жизни на Мурмане и его колонизации. Мнения эти собраны в книге М. Сидорова, «Север России» (1870 г.) Так Архангельский губернатор маркиз де-Траверсэ на поданной ему в 1842 году Архангельским, Вятским и Вологодским купечеством просьбе о разрешении учредить в Печенгской губе «Полярную Компанию» для рыболовства, звероловства и мореходства, написал: «Там могут жить только два петуха да три курицы»... Архангельский вице-губернатор А. Софронов в заседании Импер. В.-Э. О-ва в 1867 г. характеризировал природу и климат Мурмана если не так кратко, то и не менее мрачно. – «Каким образом, говорил этот знаток края, – мы заключим контракт с природою, чтобы почва, которая там климатическими условиями осуждена на бездействие, сделалась бы лучше, или климат изменился, чтобы зима сделалась короче, морозы легче и наконец, чтобы там возможно было водворить какой-нибудь живой элемент»... Проживший в Коле семь лет б. лесничий г. Малышев ничего не нашел прибавить к этому мнению как-то, что он «вполне согласен с г. Софроновым» и что там на Мурмане– «устройство путей сообщения немыслимо, колонизация немыслима»... Некто статский советник Клауз, говоря о значительном понижении температуры по всему Мурману, начиная с XV века, прибавляет: «возможна ли колонизация? не нужно ли нам радоваться, что есть еще люди, которые охотно селятся на наш Север – это шведы и норвежцы?» Очевидно г. Клауз думал, что то, что шведу и норвежцу здорово, то русскому смерть... Следующие два мнения людей, близко стоявших к народу и испытавших на себе действие природы и климата Мурмана, совершению противоположны приведенным. Так судебный следователь города Колы и Мурманского берега г. Комповский, проведший много лет на этом берегу, говорит: «Климат в Лапландии менее суров, чем в горной части Архангельской губернии, что происходит от Северного океана и Белого моря. В Коле обыкновенные морозы 10°–15° и только в самую лютую зиму доходят до 23°, – не более».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Видно большой грех сделали мы, пролив праведную кровь», – вскричал испуганный атаман, и все, вместе с проводником в смятении бросились с горы к своей райде и погнали оленей. Долго неслись они, совсем замучив оленей, а на утро стали перебираться в Норвегию. Иван, не доверяясь разбойникам и боясь быть ограбленным, ехал шагов пятьсот впереди на сильном олене-быке, а за ним тянулась райда с разбойниками и добычей. На самом крутом месте задний олень споткнулся и вместе с санями и седоком полетел в пропасть, потащив за собою все остальные, привязанные ремнями одна к другой кережи с их седоками; полные ужаса и отчаяния крики вдруг огласили воздух; адским хохотом отвечал злой дух из пропасти, а ему громко вторило насмешливое эхо гор. Вздрогнул и оглянулся ехавший впереди Иван; увидев, что разбойники пропали из вида, он повернул оленя назад; обезумевшее от страха животное, закинув рога на шею, помчалось, потом бросилось в сторону и как раз на том же месте сорвалось и полетело в пропасть. Полетел вниз Иван и упал на что-то мягкое. На небе горели сполохи (северное сияние); при их свете увидал он, что лежит на куче своих разбитых спутников, которые, поднимая головы, молят о помощи; целая стая волков с жадностью рвет еще живых и пьет их кровь. Накинулись волки на Ивана и его оленя. Иван с силою отчаяния выхватил нож и, поражая бросавшихся на него волков, в ужасе пустился бежать по ущелью. Долго бежал он и очутился наконец в тундре; кругом лес, посредине прогалина, а на ней большой высоко и широко бьющий из земли ключ. Обрадовался ему Иван: изнывая от жажды, он вытащил из-за пазухи серебряную чашу, зачерпнул ею воды и жадно поднес к губам, но вода оказалась теплою, красной, попробовал – кровь... С ужасом бросил он чашу в воду, а она не тонет, стала на воде стоймя и сияет, как огненная, а внутри ея кровь горит, как рубин. Волосы поднялись у христопродавца, глаза полезли из лба; хочет перекреститься – рука не двигается, висит как плеть. Но вот поднялся водяной столб и осторожно понес чашу к небу; как солнце горела в воздухе святая чаша; кругом сразу сделался светлый летний день.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Самый главный, принципиальный вывод, который можно сделать в результате прочтения Канона Варлааму Керетскому, состоит в том, что Кольский край в XVI в. представлял собой единое, цельное духовное пространство. Пространство, пребывающее под сплочённым окормлением и молитвенным попечением великих единомышленников, коими ясно предстают пред нами в сочинении Сергия Шелонина выдающиеся подвижники Крайнего Севера – преподобные Трифон Печенгский и Варлаам Керетский. Приложение 3 Тропарь и Канон преподобному Варлааму Керетскому 678 л. 413 Тропарь. Глас 8: Пустынный житель и во плоти аггел, чюдотворецъ показася, богоносе 679 отче нашь Варламе. Пощения ради и бдния, и молитвъ (б)небесныя дары прием(б) 680 , исцелявши недужных и душа приходящих ти с врою. Слава давшему ти крпость, слава венчавшему тя, слава дющему тобою всмъ исцление. (в)Слава и нын. Богородичен: Стена непобдимая нам Христианом еси, Богородице Дво(в) 681 . Канон преподобному Варламу Керетьцкому, новому чюдотворцу, емуже краегранесие: Похвалу пою Варламу, новому чюдотворцу Керетцкому. До 9-й псни сложено мрою и амьфикою по акростихиде, а в девятой псни имя списавшего Глас 8. Пснь 1 Ирмос: Море огустевая, погрузив со оружием гордаго фараона и люди спасе от работы и введ я в гору святыня, вопиюща: «Поем Теб, Богу нашему, (г)песнь побдную(г) 682 , яко прославися». Прептая соестественная Троице, иже паче ума дары рабомъ си дая, и моему мрачному уму свтлую посла благодать, л. 413 об. всх страстй очищающую, пснь нын начинающи ми. Освящен убо быв Божественною благодатию служити святому жертвенику, всесожжение словесное принеслъ еси приятно Богови, якоже Аарон по закону агньца во всесожжение, преображая волное страдание и смерть Христову за весь мир. Слава: Христову плоть роздробляя рукама, и (д)сего служитель(д) 683 истинный явлься, возношения в премирная вознося и отгулу и мир людемъ своимъ снося, Варламе пречюдне. И нын. Богородичен: 684 Великий во пророцех Моисей Тя написал иногда Скрижаль богообразн, свщникъ свта, и снь, и жезлъ 685 процвтъший, Всенепорочная, и ручку, манну носящую, еюже возведохомъся от земли к высот.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Радуйся, иереа Божия радосте и матере твоея веселие. Радуйся, родителей честных чадо, от Бога зело возлюбленное. Радуйся, девство драгое и чистоту душевную соблюдый непорочны. Радуйся, издетска в дому Божии, аки Христос отрок, приметатися изволивый. Радуйся, услышавый тамо слово реченное: пустынным живот сокровен есть, божественным рачением воскриляющымся. Радуйся, оным гласом, яко воин, на служение Царю призванный. Радуйся, пустынным житием себе в добрем изволении утвердивый. Радуйся, во юности плотския страсти умертвивый. Радуйся, постом душу свою, во еже глас свыше слышати, предочистивый. Радуйся, от Христа языку лопску избранный благовестниче. Радуйся, еже о мире сем отложивый попечение и абие вослед Христу последовавый. Радуйся, Трифоне, страны северныя просветителю, Печенгский чудотворче. Кондак 3 Силою во еже благовестити, свыше Христос облече тя, досточудне Трифоне. В пустыни бо, аки Моисеови древле в купине, глас ти бысть: «Иди в землю необетованную и рцы, яко любы обручения Моего не разорится». Егда же рекл еси: «Кто еси Господи»; отвеща ти: «Иисус Есмь, Егоже ты ищеши». Сия же слышав, со умилением преклонься, возопил еси Тому: Аллилуиа. Икос 3 Имущу ти, аки Моисей, смирение велие, во еже отрещися такова звания, рекл еси, преподобне: «Невежда есмь, Господи, и малокнижен». Обаче Той заповеда ти: «Ничесоже вопреки глаголи, яко на вся послю тя, и идеши. вся, яже заповедаю ти, глаголи, не убойся, с тобою бо Есмь». Сего ради вопием ти: Радуйся, радости родителей твоих оправдание. Радуйся, видевый славы Отчия сияние. Радуйся, яко благодать Божия излияся на тя богатно. Радуйся, яко разумение ти языков дадеся. Радуйся, яко найде на тя дух премудрости и ведения. Радуйся, Духа Святаго приятелище. Радуйся, силою Божиею аки мечем препоясанный. Радуйся, яко рыбарь ко океану на уловление душ человеческих во спасение призванный. Радуйся, Андреа Первозваннаго, на горах Киевских благовестника ревнителю. Радуйся, Мефодиа и Кирилла избранный последователю. Радуйся, Гуриа и Варсонофиа, Стефана и Иннокентиа достойный преемниче.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Никола Новые Прощи – Арзамасский, II, 970. Николо-Радовицкий, Ряз. г., II, 1013. Никонова – Слепушкина – Зоринская, Твер. г., II, 814. Нила-Сорского, Новг. г., I, 337. Нилова-Столбенская, Твер. г., II, 1014. Новая-Ругойская, Новг. г., II, 1232. Новгород.-Антониев-Римлян., II, 617. Новгород.-Благовещ., I, 32. Новгород.-Богосл. на Витке-Радоговицкий, II, 660. Новгород.-Варварин. или Варварейский, II, 686. Новгород. – Десятинский – Богор. – Рожд., II, 781. Новгород.-Духов, I, 179. Новгород.-Евфимиев – Благовещ. – Плотинский, I, 188. Новгород.-Зверин-Покров., II, 806. Новгород. – Ильин. Мокрый, II, 830. Новгород.-Кириллов, II, 866. Новгород.-Ковалев, II, 875. Новгород. – Козмодемьян. – Спасский на Поле, II, 880. Новгород.-Лазарев, II, 903. Новгород.-Михалицкий-Рожд. -Богород. на Молоткове, I, 300. Новгород.-Николаев.-Белый, II, 976. Новгород.-Николаев.-Розважск., I, 328. Новгород.-Пантелеймонов, II, 1036. Новгород.-Петровск. с Белого Костра, II, 1052. Новгород. – Петропавловский на Синичьей горе, II, 1052. Новгород.-Сокольн.-Николаев., I, 436. Новгород.-Успен.-Колмовск., II, 1318. Новгород. – Успен. – Радоговицкий или Роговицкий, II, 1309. Новгород.-Христорожд. или Рожд. у Скуделен, на Божьем дому, II, 1345. Новгород.-Юрьев, Георг. или Егорьев., II, 1363. Новгород-Северский – Спасо – Преобр., I, 457. Новинский-Московский, II, 1015. Новинский-Спасо – Преображ. – Московский, II, 1019. Ново-Вознесен.-Псковский, II, 1016. Новодворский-Успен., Мин. г., I, 549. Новодевичий-Вятский, II, 1090. Новодевичий-Московский, II, 1017. Новодевичий – Страстный – Московский, II, 1211. Новоезерский-Авраамиев, Костром. г., II, 598. Новомлинский-Керботовский-Успенский, Черниг. г., I, 246. Новооскольский-Преображ., II, 1085. Ново-Печенгский-Кольский, II, 1284. Новопечерский-Свенский или Свинский, Орл. г., I, 420. Новоприлуцкий, Арх. г., II, 1194. Ново-Рождест.-Михаиловский, Ряз. г., II, 1018. Ново-Рождест.-Серпуховский, II, 1112. Новосильский-Духов, I, 181. Новосильский-Ильин., II, 827. Новоскитский-Чигиринский, II, 1287.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Спасо-Елеазаров, Пск. г., I, 444. Спасо-Иванов.-Вяземский, II, 1081. Спасо-Ильин.-Слуцкий, I, 445. Спасоказанский, II, 1167. Спасо-Каменная-Белавинская, Волог. г., I, 446. Спасо-Каменный -Духов – Вологодский, I, 184. Спасо-Каргопольский, II, 1160. Спасо-Маткозерская, Олон. г., II, 1161. Спасо-Мирожский-Псковский, II, 1162. Спасо-Нередицкий-Новгород., II, 1163. Спасо-Никол.-Верхомоломская, Волог. г., II, 1164. Спасо-Николаев.-Змиевский, II, 1000. Спасо – Преображ. – Арзаманский, II, 1184. Спасо-Преображ.-Астраханский, I, 449. Спасо-Преображ.-Белевский, II, 1170. Спасо – Преображ. на Болоте-Каргопольский, II, 1160. Спасо-Преображ.-Геронтиева, Каз. г., I, 459. Спасо-Преображ.-Городолюбльский или Горноезерский, Твер. г., II, 773. Спасо-Преображ.-Дятловичский, Мин. г., I, 462. Спасо-Преображ.-Енисейский, II, 1166. Спасо-Преображ.-Иннокентиев, Волог. г., II, 833. Спасо-Преображ.-Казанский, II, 1167. Спасо-Преображ.-Капитоновская, Волог. г., II, 859. Спасо – Преображ. – Кенская, Олон. г., II, 1039. Спасо-Преобр.-Кинешемский, II, 1168. Спасо-Преображ.-Княгинина, Волог. г., II, 859. Спасо – Преображ. – Краснослободский, II, 1169. Спасо-Преобр.-Лосиноборовский, Енис. г., II, 1171. Спасо-Преображ.-Мазаловский, Могил. г., I, 276. Спасо-Преображ.-Муромский, II, 1181. Спасо-Преображ.-Новград – Северский, I, 457. Спасо-Преображ.-Нуромский, Волог. г., II, 1172. Спасо-Преображ. – Острожский, Волын. г., I, 450. Спасо-Преображ.-Охорский, Могил. г., I, 463. Спасо-Преображ.-Пахомиева, Олон. г., II, 1039. Спасо-Преображ.-Пензенский, I, 451. Спасо-Преображ.-Печенгский, Волог. г., II, 1054. Спасо-Преображ. под Плесом, Костр. г., II, 1165. Спасо-Преображ.-Порховский, 1185. Спасо-Преображ.-Посольский, Забайк. обл., I, 383. Спасо-Преображ.-Пыскорский, Перм. г., II, 1101. Спасо-Преображ.-Рабангский, Волог. г., II, 1173. Спасо-Преображ.-Ржаницина, Волог. г., II, 859. Спасо-Преображ.-Рославльский, I, 455. Спасо-Преображ.-Самарский, I, 464. Спасо-Преображ.-Саратовский, I, 454. Спасо – Преображ.-Святоезерский-Сенегский, Влад. г., I, 423.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Смешиваются они и ныне. На Забайкалье жалуются, что там, за недостатком в миссионерах, миссионерствовать вынуждены приходские священники, – а на Алтае, что там, за недостатком священников у быстро нарастающих за последнее время русских колонистов, пастырские обязанности принуждены отправлять миссионеры. Сибирь, как страна сравнительно молодая и еще мало упорядоченная, полна противоречий. Сгладятся они только в будущем, да и то только до известной степени. 5) В недостаточном количестве школ. Это пункт, быть может, важнейший и притом – по следующей причине. Вся история русского миссионерства, в действительности, есть ничто иное, как история христианского просвещения инородцев в России. Таков взгляд великого русского государственного человека и наилучшего знатока России, ее истории, церкви, просвещения и миссионерства, К. П. Победоносцева . Вот почему, занимая в течение двадцати лет пост обер-прокурора Святейшего Синода, он все усилия употреблял на поддержание и развитие Казанского движения. История христианского просвещения инородцев России пока еще не написана. Но, когда она будет написана, то, по словам К. П. Победоносцева , «покажет, как просто и с какою любовью к инородцам и с каким разумом совершали эти великие мужи (разумеются здесь Стефан Пермский, Трифон Печенгский, Гурий и Варсонофий Казанские, а также Иннокентий Алеутский, Макарий Алтайский , Дионисий Якутский и Н. И. Ильминский ) дело просвещения, начиная с приобретения азбуки, посредством коей стремились они провесть свет веры и слова Божия, на народном языке инородцев, в сердца их и в разум». Многое, очень многое уже сделано в России для просвещения инородцев: но еще более остается сделать. В Енисейском крае на 300.000 народонаселения имеется всего 12 миссионерских школ, – в Киргийском крае с населением в 831.000 душ – всего 9 школ, – а в Тобольском – всего лишь 1. Такое положение, конечно, не может быть признано нормальным. Но не следует забывать, что школьное дело в восточной полосе Европейской России и в большей части Сибири часто наталкивается на почти неразрешимую проблему.  Детей, ради обучения грамоте, нужно брать от родителей-кочевников и помещать в школы, снабженные пансионами, в коих они могли бы жить и иметь все необходимое для жизни. Это и делается, но только там, где позволяют материальные средства и где возможно получить согласие родителей. Но родители-кочевники в большинстве случаев школ не любят и полюбить не могут, так как дети отвыкают в них от бродячей жизни своих отцов и дедов. Для кочевников Сибири, быть может, в будущем изыщется свой особый тип школы; пока же его нет. Иными словами, – современная школа возможна лишь для инородцев, перешедших уже к оседлости, хотя, с другой стороны, она сама есть наилучшее средство для проведения в их жизнь начал оседлости.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Smirno...

Ханские ярлыки очень точно определяют права и привилегии духовенства на земельные владения, ср., например, ярлык Менгу-Темира (ок. 1267–1279), в: СГГД. 2. 2. О ярлыках см. работу: Приселков М. Ханские ярлыки русских митрополитов (1916); а также старое исследование: Григорьев. О достоверности ханских ярлыков (1842) и Hermann. Op. cit. S. 69–71. О древнейших жалованных грамотах (XIII–XV вв.) см.: Горбунов. Ук. соч. и Милютин. Ук. соч. О различных видах документов: Горбунов. Ук. соч. и Шумаков C. Обзор грамот Коллегии экономии. Ч. 4, в: Чтения. 1917. 2. С. 17 и след.; Владимирский-Буданов. Обзор (1888). С. 195 и след.; Hermann. Op. cit. S. 69–71; важна также работа: Веселовский С. К вопросу о происхождении вотчинного режима (1926). С. 26 и след., 84–89, 90. Ср.: Горчаков. О земельных владениях. С. 105. Из ряда древнейших, особенно примечательных жалованных грамот назовем лишь некоторые; например, жалованную грамоту князя Ивана Калиты (XIV в.) Юрьевскому монастырю: ААЭ. 1. 4 и 5; князей Белозерских Ферапонтову монастырю (1450): ААЭ. 1. 47; ср. также: 20, 21, 51, 53; все эти грамоты поддерживают колонизационные мероприятия монастырей — возделывание нераспаханной земли, привлечение новых поселенцев и постройку новых деревень. О правах старожильцев ср.: ААЭ. 1. 34 и 35. Особенно обстоятельна жалованная грамота князя Василия Ярославского (1321–1345) Спасскому монастырю (ок. 1325) в: Исторические акты Спасского монастыря в Ярославле. Изд. Вахрамеевым. 1. 1; она была позже восполнена и подтверждена великим князем Иваном (ок. 1464–1466): ОАМЮ. 4. 147. Типичны для XVI в. следующие жалованные грамоты: 1551 г.— Юрьевскому монастырю (ДАИ. 1. 46); 1560 г.— Михайловскому женскому монастырю (ДАИ. 1. 113); 1556 г.— Троицкому Печенгскому монастырю (СГКЭ. 2. 136); 1554 г.— Коневскому монастырю (ДАИ. 1. 48); 1560 г.— Спасо-Каменному монастырю (там же. 1. 115). См.: Милютин. Ук. соч.; Дьяконов. Очерки (1898); Греков В. Юрьев день и заповедные лета, в: Известия АН СССР (1926). 1–2; он же. Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII в. (1946). Льготные грамоты на приказном и разговорном языке назывались также обельными грамотами; обелять — значит освобождать от податей, которые обязаны были платить крестьяне, живущие на черной, т. е. обложенной податями земле.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

В 1979 году я окончила Московский государственный историко-архивный институт (ныне Российский государственный гуманитарный университет) и продолжила работу в Отделе рукописей Ленинской библиотеки. В те годы Отдел рукописей был поистине крупнейшим научным центром, в котором занимались выдающиеся историки, филологи, литературоведы, писатели. Особо выделялись среди исследователей представители духовенства. Их было очень мало (как впрочем, и теперь) и их появление в читальном зале в облачении обращало внимание абсолютно всех присутствующих. Справа митрополит Питирим (Нечаев) и Галина Гуличкина      До сих пор сотрудники рукописного отдела с особой теплотой вспоминают архимандрита Иннокентия (Просвирнина; 1940–1994), замечательного церковного историка, богослова, преподавателя Московской духовной академии, которого они всегда с радостью консультировали. Отец Иннокентий в свою очередь знакомил сотрудников с жизнью Троице-Сергиевой лавры и вообще с церковной жизнью, организуя для них поездки в Загорск (теперь Сергиев Посад). В рукописном отделе я и познакомилась с отцом Иннокентием, который пригласил меня на работу в Издательский отдел Московского Патриархата. Вскоре отец Иннокентий, который в то время был заместителем владыки Питирима и его ближайшим помощником, представил меня владыке, и в сентябре 1981 года я была принята в штат. Владыка Питирим был первым архиереем, которого я видела в своей жизни. Впечатление на окружающих владыка производил неизгладимое. Атмосфера работы в церковном учреждении резко отличалась от работы в учреждении светском. Это, по сути, был другой, неведомый для меня мир. В 1980-е годы по благословению владыки Питирима осуществлялся огромный проект по изданию корпуса богослужебных Миней. Впервые проводилась большая научно-исследовательская работа в крупнейших архивохранилищах страны с целью поиска ранее неизвестных и неопубликованных текстов служб и включение их в это новое издание. Руководил этой работой непосредственно отец Иннокентий (Просвирнин). Самой первой моей работой было как раз участие в этом проекте, в частности, написание житийной справки о преподобном Трифоне Печенгском, Кольском, просветителе лопарей (память 15/28 декабря) для Минеи. Затем были многочисленные командировки в библиотеки и архивы Ленинграда, Киева для сбора уникального материала.

http://pravoslavie.ru/69011.html

Теперь я прощусь с городом навеки. Не въеду николи в сие жилище тигров. Единое их веселие грызть друг друга, отрада им томить слабого до издыхания и раболепствовать власти. И ты хотел, чтобы я поселился в городе! Нет, мой друг, заеду туда, куда люди не ходят, где не знают, что есть человек, где имя его неизвестно. Прости! Сел в кибитку и поскакал. Путешествие, которое описывается в этой книге, не было задумано вперед. Я просто хотел провести три летние месяца, как лесной бродяга, с ружьем, чайником и котелком. Конечно, за это время я много узнал о жизни на Севере. Но не об этой внешней, видимой стороне путешествия мне хотелось бы рассказать своим читателям. Я желал бы напомнить о той стране без имени, без территории, куда мы в детстве бежим… Я пробовал в детстве туда убежать. Было несколько мгновений такой свободы, такого незабываемого счастья… В светящейся зелени мелькнула страна без имени и скрылась. И вот мне, взрослому человеку, захотелось вспомнить это… «Приключения Тартарена из Тараскона»… улыбнутся скептики. Но для них у меня есть отговорка: я имел серьезные поручения от Географического общества. И потом, разве у нас Тараскон? Через два-три дня езды от Петербурга у нас можно попасть почти в совсем не изученную страну. Небольшая поддержка отделения этнографии Географического общества, уменье добывать себе пищу ружьем и удочкой, не очень большая утомляемость – вот и все мои скромные средства. В половине мая 1907 года я по Сухоне и Северной Двине отправился в Архангельск. Отсюда и начались мои скитания по Северу. Частью пешком, частью на лодке, частью на пароходе обошел я и объехал берег Белого моря до Кандалакши. Потом перешел Лапландию (двести тридцать верст) до Колы, побывал в Печенгском монастыре, в Соловецком, на западном Мурмане и морем возвратился в Архангельск в начале июля. Эту первую часть путешествия я описываю в отделе «Солнечные ночи». В Архангельске я познакомился с одним моряком, который увлек меня своими рассказами, и я отправился с ним на рыбацком судне по Северному Ледовитому океану. Недели две мы блуждали с ним где-то за Каниным Носом и приехали на Мурман. Здесь я поселился в одном рыбацком становище и занимался ловлей рыбы в океане. Наконец, отсюда на пароходе я уехал в Норвегию и вокруг Скандинавского полуострова поплыл домой. Эту вторую часть пути я описываю в отделе: «К варягам».

http://predanie.ru/book/221324-v-krayu-n...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010