«И так, как бы по попущению промысла Божия, медведь посещал Печенгскую колонию всегда вечером в 9 часу, бегал по улицам и гонял у всех и на глазах незапертых телят и уносил овцу или теленка не смотря на то, что в него стреляли из ружей не один раз, но убить его не могли. В течение двух недель медведь успел затравить 5 коров, 4 нетели и до 20 овец. От такого небывалого нападения лесного зверя на скот, колонисты пришли к тому убеждению, что этот зверь – чудный медведь, берущий наш скот со дворов, а с пастбища не трогающий – послан от преподобного Трифона за наш упорный отказ строителю Печенгской обители о. Ионафану уступить святое место под обитель, и перейти самим на другое место. Когда колонисты начали между собою совещаться о переходе, к удивлению всех, в начале же сентября зверя не стало и куда он вдруг скрылся никому неизвестно, и никто нигде его не видал до сих пор. Такое неожиданное появление зверя и внезапное его удаление без вести остается у колонистов в памяти, и считается между ними за чудное событие, посланное от преподобного Трифона в защиту своего святого места 15 . Перенос колонии «Монастырской» производился братией постепенно, в течение шести лет (1894–1899 г.). Некоторые пожелали получить деньгами за свои дома и постройки, а 28 домохозяев перенесены или точнее выстроены для них новые дома, а из их избушек сделаны надворные постройки. Во всех этих домах сделано до 50 печей разного устройства из кирпича монастырского производства (1894–1900 г.). Переселенцы поместились в новых домиках, о каких они не могли и мечтать. Колония эта на правом берегу Печеньги приехавшего по Печенгскому заливу заставляет забывать, что он находится на далеком севере, а не в Ярославской или Новгородской губернии. Осматривая теперь хозяйство монастыря, его постройки, дороги, проведенные с замечательным искусством через горы и болота, цветущие луга – сенокосы, превращенные из непроходимых болот и тундр, можно только удивляться; видевший раньше владения монастыря не узнает их теперь: он найдет здесь почтовую контору, телеграф, телефон и электрическое освещение. Каждая постройка, хотя и незначительная на обычный взгляд, каждое предприятие имеет здесь свою особую цену, свою историю деннонощного труда и трудностей, которые нужно было настойчиво превозмогать. Чтобы не утомить читателя рассказом о каждом из предприятий монастыря отдельно, приводится простое перечисление выдающихся построек и работ, произведенных с 1890 по 1908 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А дьявол тут-как-тут, отбил дверь, будто человек какой прохожий, да в келью. Девчонка к нему, повисла на шее, дрожит вся, и горько так заплакала: — Батюшка, родимый мой, кому ты оставил нас? Меня замучал к худым делам, а брату вон отрубил голову. И уж полна келья, Бог его знает, кто набежал, — лягастые, квакастые и ивкают, и гайкают, ногами затопали, прыгают, хлопают, и все на старца, да как вцепятся и потащили… — Наша! Наша душа! — и потащили. А сам дьявол-то по головке его, по головке… — Погляди-ка мне через левое-то плечо! Сколько лет я ходил, сколько лаптей проносил, да вот и уловил голубчика! Тут старец словно бы опамятовался, — оградился крестом. — Нет, ты погляди мне через правое-то плечо! Бес поглядел, да так и согнулся. — Святый Боже, Святый Крепкий! — душу несли его ангелы с пением райским. И все бесы, кто как был, так и проскочили сквозь землю. 1915 г. Семь бесов 1 Есть такие города у нас на матушке на Руси, куда в Христову ночь не только серебряный кремлевский ясак, а зазвони и сам царь-колокол, сам царь-колокол не донесет. В Сольвычегодске на пустынном усолье, где над холмиками-домами одни церкви-кресты стоят, там случается, задастся год, и счастливые в полночь слышат звон… разливной, гудёт по Устюжине шире Сухоны, Лузы, Юга и Вычегды — «Христос воскрес!» А Сольвычегодск ведь — на полпути от той дебери печорской, где нам выпало провождать дни, и среди нас Винокурову с замоскворецких Толмачей. Человек по языку и ухваткам московский, жилистый и упорный, от крепкого кореня гостя московского, был Винокуров не без того… и чем кончил, одному Богу известно. А ожидать всего можно было, и сказывали — лет пять назад такой слух прошел, — будто уж вольный, очищенный от грехов всяких, попался он в мошенничестве и угнан под наказание. Впрочем, может, и неверно все, и живет он себе, слава Богу, где у печенгских старцев в работе духовной, да китов ловит мурманских, либо на Алтае где дела делает, либо… и совсем недельно, замореный, гнет свою линию деловую в Петрограде на Неве-реке. Мы его семь бесов называли. А окрестил его так Костров Веденей Никанорыч, человек учительный и верховой, с тем и пошло.

http://azbyka.ru/fiction/na-vse-gospod/6...

В прежние годы моей «боевой юности» я бы просто посмеялся над самой мыслью об этом. Но Господь призвал, и, как я понимаю сейчас, слава Богу, я эту работу выполняю довольно успешно. Вы упомянули мой последний труд «Кольский Север в Средние века». Цель этой моей работы – критическое переосмысление средневековой истории нашего края. Поэтому одним из принципов, положенных в основание этой работы, стал отход от механического переписывания ранее исследованного исторического материала, перечисления общеизвестных фактов и повторения устоявшихся мнений. У нас уже проведены исследования по всем Кольским святым. Преподобные Трифон Печенгский, Феодорит Кольский, Варлаам Керетский имеют обоснованные жития, достойные исследования их жизни и подвигов. Каждая история жизни этих трех удивительных подвижников, соработников, единомышленников – это шедевр Божиего Промысла о человеке. Случаются такие коллизии, испытания, через которые должен пройти человек, чтобы достичь Царствия Небесного! Например, человек впадает в тяжелейший грех, и, казалось бы, он погубил себя, но, переплавляя этот грех через покаяние и веру, он восходит на вершину святости, становится великим святым. – Но уныние, бывает, просто убивает человека. Как не впасть в этот смертный грех? – Унынием мы страдаем все. В определенном смысле это признак успешности нашего пути к Богу. Святые отцы отмечают, что этот искус Господь посылает как особое избранничество тем, кто может понести. (Как тут не впасть в грех гордыни!) Само проявление этого весьма тяжелого искушения может подчас свидетельствовать о том, что мы идем в правильном направлении. И главная наша задача в этой ситуации – употреблять максимальную настойчивость, полное напряжение сил и продолжать идти. Победить уныние – это значит заставить себя заняться богоугодной работой, тем, к чему ты призван Так что отчаиваться не надо. Бог предлагает нам новую линию борьбы, новый рубеж, новую высоту, которую мы должны взять в этом сражении. Да, тяжелый период, да, скорбный, но воевать-то надо: победить уныние – это значит заставить себя заняться богоугодной работой, тем, к чему ты призван. Заняться тем, к чему у тебя есть данный Богом талант, тот, за который ты дашь ответ перед Господом. Важен сам факт борьбы. Только не отступать, а продолжать бороться до победы, которую Бог обязательно даст, и все непременно просветлеет.

http://pravoslavie.ru/103238.html

— Существует ли православная служба на норвежском языке? — Уже не одно десятилетие существуют норвежские переводы основных богослужебных текстов, которые осуществлялись в столичных православных приходах в Осло. Есть переводы жития преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Трифона Печенгского. Число православных норвежцев и просто интересующихся истинной верой растет. Для человека важно молиться на родном языке. Имеются и переводы некоторых акафистов, часть их сделана в Ирининском приходе Ставангера. Во всех случаях, насколько мне известно, переводы выполнялись этническими норвежцами. Чужая душа — потемки — Что вас удивляет в норвежцах? Чем для вас привлекательна эта страна? — Когда 17 лет назад я приехал в эту для меня прежде малоизвестную — и то лишь по школьным урокам географии и выпускам новостей — холодную северную страну, то был согрет тем, как много тут оказалось родного: березы и ели, ромашки и одуванчики, сороки и воробьи. Восхищает любовь норвежцев к спорту, особенно — лыжам и конькам. Это характерно для всех поколений. Массово распространены прогулки и походы в лес и горы. С самого начала Норвегия, помимо своей масштабной и уникальной природы, поразила меня миролюбивым отношением к иностранцам. Их искренняя доброжелательность во многом облегчила мою интеграцию в общество. С детского сада и школы воспитывается доброе и заботливое отношение к слабым и людям с физическими недостатками. Здесь в обществе индивидуалистов как-то парадоксально ценится общность в жизни людей, хотя в межличностных отношениях все же больше дистанция и формализованность, когда редкость — простосердечная откровенность и внутренний мир нараспашку, так что быстро убеждаешься, что «чужая душа — потемки». Это законопослушный народ. Импонирует способность норвежцев выслушивать иное мнение и уважать его, что упрощает попытку рассказать о Православии. В этом же ряду принято держать свое слово, исполнять обещанное. Политика государства, направленная на бережное отношение к окружающей среде, это и внутреннее убеждение, и повседневная норма жизни большинства жителей страны.

http://patriarchia.ru/db/text/5396399.ht...

Но есть и своя, на мой взгляд, «ложка дегтя». Например, чрезмерна тенденция распланировать все в своей жизни. Удивляет отсутствие целостности, глубины и широты знаний людей по базовым вопросам. Прискорбно, когда безграничная терпимость к чужим взглядам имеет явный побочный эффект в плане утраты критерия истины, когда перевес отдается субъективному фактору, непреображенной самости человека. Печально, что вместо поиска Царства Небесного доминантой в жизни многих все больше становится земное благополучие. Но надежду в отношении норвежцев, как и остальных скандинавов, дает флаг Норвегии, (кстати, в тех же цветах, что и флаг России), зримо несущий на себе тот знак, который узрел равноапостольный Константин Великий в канун поворотной битвы – «сим победиши», который воздевает в своей руке и «вечный король Норвегии», креститель своего народа Олаф Харальдсон перед своей последней битвой на Стиклестадском поле – знак Креста.  Справка Христианская вера в Норвегии была заложена еще в X веке святым Олафом Норвежским, королем, подобно князю Владимиру, крестившим свой народ. В XVI веке на норвежской земле подвязался святой Трифон Печенгский, построивший для народа саами православную часовню на реке Нейденельва. После революции 1917 года, русских беженцев в Норвегии окормляло священство православного прихода в Стокгольме. В 1996 году, в связи с наплывом эмигрантов из бывшего СССР, в Осло был образован собственный приход - во имя святой равноапостольной княгини Ольги юрисдикции Московского Патриархата. Сегодня общее число прихожан в 5 приходах в разных городах составляет около 7 тысяч. Причем несколько общин в разных городах могут быть объединены юридически в одном приходе. Наших соотечественников окормляют три священника, постоянно проживающие в Осло, в Бергене и в Тронхейме (Подробнее: оrtodoks.no/russisk/). Всего в стране живет около 25-30 тысяч эмигрантов из бывшего СССР. В Норвегии государство финансирует религиозные организации, причем на равных основаниях с Норвежской лютеранской церковью. Размер выплат зависит от числа зарегистрированных в приходах прихожан. 

http://e-vestnik.ru/interviews/svyashche...

Тут Посол с досадою возразил, что нет Венценосцев знаменитее Елисаветы; что она не менее Императора, коего отец ее нанимал воевать с Франциею; не менее и Царя. За сие слово, как пишет Баус, Иоанн с гневом выслал его из дворца, но скоро одумался и, хваля усердие Посла к Королевиной чести, примолвил: «Дай Бог , чтоб у меня самого был такой верный слуга!» В знак особенного снисхождения Государь соглашался, чтобы одни Англичане входили в пристань Корельскую, Варгузскую; Мезенскую, Печенгскую и Шумскую, оставляя Пудожерскую и Кольскую для иных гостей. Баус твердил: «мы не хотим совместников!» Думая, что Вельможи Царские, в особенности Государственный Дьяк Андрей Щелкалов, подкуплены Нидерландскими купцами, он требовал личных сношений с Царем: Иоанн призывал – и всегда с неудовольствием отсылал его, как упрямого, непреклонного. Надеясь по крайней мере кончить с ним дело о сватовстве, Государь велел ему быть у себя (Декабря 13) тайно, без меча и кинжала. Все Царедворцы вышли из комнаты: остались только Бояре, Князь Федор Трубецкий, Никита Романович Юрьев, Дмитрий Иванович Годунов, Бельский и Думные Дворяне: Татищев, Черемисинов, Воейков: они сидели далее от Царя; а Дьяки (Щелкалов, Фролов, Стрешнев) стояли у печи. Дав знак рукою, чтобы Баус с толмачом своим, Юрьев, Бельский, Андрей Щелкалов к нему приближились, Иоанн рассказал всю историю Английского сватовства, все слышанное им от медика Роберта и Писемского; изъявил добрую волю жениться на Марии Гастингс; хотел знать, желает ли Королева сего брака и согласна ли, чтобы невеста приняла нашу Веру? Баус ответствовал, что Христианство везде одно; что Мария едва ли решится переменить Закон; что она слабого здоровья и не хороша лицом; что у Королевы есть другие ближайшие и прелестнейшие свойственницы, хотя он, без ее ведома, и не смеет назвать их; что Царь может свататься за любую... «С чем же ты приехал? – спросил Иоанн: – с отказом? с пустословием? с неумеренными требованиями, на которые мой Посол уже ответствовал в Лондоне Министрам Елисаветиным? с предложением нового, безыменного, следственно невозможного сватовства?» Назвав его Послом неученым, бестолковым, сказав: «не прошу Елисаветы быть судиею между Баторием и мною, а хочу только союза Англии», Иоанн велел Баусу готовиться к отъезду.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

военнопленных. К 1951 г. численность населения М. о. достигла довоенного уровня. Форсированное развитие промышленности и рыбного промысла сопровождалось дальнейшим увеличением этого показателя. Его максимум в М. о. был достигнут к нач. 90-х гг. XX в., когда в регионе проживало ок. 1,2 млн чел., в т. ч. в Мурманске - ок. 500 тыс. чел. В 40-х - 50-х гг. были образованы новые рабочие поселки: Никель (1945), Печенга (1945), Ревда (1950), Зеленоборский (1952), Африканда (1955), Тюва-Губа (1957), Зареченск (1957), Росляково (1959), Шонгуй (1959). На 1 янв. 1955 г. в состав М. о. входило 6 городов, 8 сельских и 3 городских района, 19 рабочих поселков, 41 сельсовет. В 1957 г. пос. Оленья (основан в 1947) преобразован в г. Оленегорск, рабочий пос. Заполярный - в город районного подчинения, выделена пригородная зона г. Кандалакши. В 1965 г. статус города получили поселки Ковдор и Кола, а в 1966 г.- пос. Апатиты. В 1965 г. образован пос. Серебрянский, населенный пункт Урица был переименован в Видяево, в 1966 г. создан пос. Верхнетуломский, а в 1967 г.- пос. Сафоново. В 1973 г. в пригородной зоне г. Апатиты построен пос. Полярные Зори (с 1983 город), в 1978 г. в Кольском р-не появился пос. Туманный, а в 1979 г.- пос. Молочный. По Указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 февр. 1963 г. на территории области осталось 4 района - Кольский, Ловозерский, Печенгский и Терский. Сразу после войны возобновили работу Мурманский учительский ин-т, педучилище, Кировский горно-химический техникум, вернулось из эвакуации из Нарьян-Мара Мурманское среднее мореходное уч-ще. В 1950 г. в Мурманске было открыто Высшее мореходное уч-ще, к-рое начало осуществлять подготовку высококвалифицированных инженеров-судоводителей и инженеров-судомехаников. В 1956 г. Мурманский учительский ин-т был преобразован в Мурманский гос. педагогический ин-т. В 1949 г. был открыт Кольский филиал АН СССР, состоявший из Геологического и Биологического ин-тов, в нач. 1958 г. в филиале были созданы специальный Институт химии и технологии минерального сырья, а также Лаборатория природного газа.

http://pravenc.ru/text/2564372.html

Чем дальше к северу, тем более попадается корявая береза, видом похожая на яблонь, и березовые леса становятся здесь похожими на фруктовые сады с правильно и редко рассаженными деревьями; причем своеобразность этих лесов увеличивается еще тем, что вся земля покрыта белым сплошным и густым ковром оленьего моха. Ближе к морю лес постепенно мельчает, и на прибрежных скалах и только в местах защищенных от ветра, стелется, плотно прижимаясь к земле, полярная береза-карлица. Здесь лес уже лежит под ногами путника. Не нужно забывать, что местные леса составляют важную опору существования здесь человека и населяющих полуостров животных, потому что эти леса дают им возможность укрываться от холода и вьюги. Это не платоническое соображение и может казаться таковым лишь близорукому стремлению обратить все в деньги. Плохое качество лесов в этом отношении составляет некоторым образом даже счастье Кольского полуострова, потому что лучше всего сохранит значительную часть лесов от истребления, хотя бы и в видах пользы. Свести лес не трудно, но насаждать его едва ли кто станет, да едва ли это и возможно. Внутри Кольского полуострова живут только лопари. Всех же постоянных жителей на Кольском полуострове насчитывалось в 1895 году мужчин 4.260 ч.. женщин 4.430 ч. итого – 8.690 чел., из них русских 5.720, финляндцев 810, норвежцев – 220 и лопарей 1.940 чел. Живут лопари в поселках (погостах,) состоящих из 6–20 изб (туп) и называются по местностям: лопари пазрецкие, печенгские, мотовские, кильдинские и т. д. К Кольско- Лопарской волости приписаны следующие лопарские погосты: Кицкий, Вороньеручьевский, Масельгский, Разноволоцкий, Вороньезерский, Иокостровский, Рикотайбольский, Воронежский, Кильдинский, Бабенский, Мотовский, Пазрецкий, Печенгский, Ловозерский, Семиостровский, Нотозерский, Сонгельский, к Понойской волости: Сосновский, Каменский, Иокангский и Лумбовский. Всего 21 погост. Количество лопарей в Александровском (Кольском) уезде, Архангельской губернии за разные годы 37 . Года. 1772 (По данным Озерецковского) 785 ревизских душ или около 1600 1802 (По данным Пошмана) 1793 1848 (По данным Арханг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И. Маноцкова 34 , было золотым веком для северного русского торгового флота. Это было время господства русских поморов в северных водах. Они не только фактически владели финмаркенскими рыбными промыслами, но и ходили на Шпицберген, Новую Землю, в Карское море, увозя оттуда обильную рыбную, китовую и звериную добычу». VI. Климат и природа Мурмана Климат и природа Мурмана далеко не представляют чего-либо исключительного по своей суровости, а в некоторых отношениях отличаются даже в выгодную сторону, сравнительно с местностями, лежащими более глубоко внутрь страны. Взгляды на климат и вообще природу Мурмана крайне разнообразны и находятся в зависимости от точки зрения и особенностей самих наблюдателей. Приведем здесь некоторые из них. Известный г. Максимов , считаемый за знатока севера, пишет: «Тоска хватает, глядя на берег. Серенькое небо, мрачные берега, темные ущелья, господствующие восточные ветры, нагоняющие из Карского моря и от Новой Земли постоянные туманы; частые дожди весной, летом и осенью; постоянный холод и недели без просвета, без солнца, луны и звезд. Что за мрачный край! Какая скучная природа! Как тяжко жить на этом берегу!»,.. Другой исследователь доктор Вл. Гулевич характеризует климат Мурмана умеренным и дает ряд метеорологических данных, из которых видно, что в течение года вообще и в частности в течение лета преобладают далеко не восточные ветры, что туманы, не составляя редкости, вовсе не характерны для лета и, наконец, что, начиная с средины мая и в особенности с 20-ых чисел июня до 1-го, а иногда и до 20-го августа, преобладает положительно тихая и ясная погода с южным и юго-восточным ветрами. Третий исследователь г. Верещагин снова утверждает, «что на Мурмане лето существует только по имени, а на самом деле это осень сырая, дождливая и холодная»... и что наоборот «внутри Лапландии летом выдаются иногда такие дни, которые будто по ошибке природы занесены сюда из далеких стран теплого пояса»... Между тем четвертый, г. Дергачев утверждает, «что летом на Мурмане дуют юго-восточные и южные с ясною погодой и теплом ветры»...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иначе обстоит дело с пением. Ученики школы прекрасно поют, под управлением П. М. Федорова, большого знатока и умелого учителя пения. Мы слушали исполнение учащимися церковных песнопений и гимнов, слушали и удивлялись: пели лопари, у которых, по общему мнению, нет даже своих песней, пение которых – крайне однообразное, до тоски утомительное повторение каких-то не членораздельных звуков, унылых, как вид мертвой тундры... Нам приходилось читать суждение обозревателя севера о неспособности лопарей к пению, причем в подкрепление своего взгляда автор ссылался на отсутствие у лопарей своего рода певческой традиции: не поют родители, не будут петь и дети, нет у лопарей необходимых следов в нервной системе, полученных от предков, поэтому лопари вообще народ не музыкальный и т. п. Достигнутые в монастырской школе результаты говорят против приведенного взгляда. Заслуживает внимания, что учащиеся поют одинаково хорошо по нотам и без нот. Интересно, что учитель пения не налегает на вычурные, т. е. партесные песнопения, как нередко делают другие руководители хоров, напр., в приходских храмах, старающиеся зарекомендовать себя перед публикой «регентами» и берущиеся за исполнение «партесов», не соразмерив своих сил с трудностями песнопения и нередко казнящиеся за свою смелость. Приятно было встретить в школьном хоре подтверждение того взгляда, что красота и художественность пения в простоте пения, в том исполнении их, которое сообщает учащимся руководитель, прекрасно знающий свое дело...» «Приятно было видеть в школе отсутствие мертвящей дисциплины, требующей от детей почти неподвижного сиденья за партами, дозволяющей говорить детям только по вызову учителя. Это проявление формализма отсутствует в монастырской школе. Дети чувствуют себя свободно и легко, они подходят к учителю, обращаются к нему за разъяснениями и снова принимаются за свою работу. Учителю не приходится командовать: «Тише... Сидите как следует... Слушайте... Держите руки на столе»… и т. п. И дело идет свободно, легко, без ненужных потуг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010