Граница России с Норвегией в современных очертаниях существует с 1826 г. Достаточно взглянуть на подробную карту Варангерского залива, чтобы убедиться, что вся Южная часть его коренное русское владение. Такие названия, как губа Червяная, Хлебная, Вересь, Нявдема, Утинга, Косая и др., острова Вересь, Челемес, Шалим и Становище Шанкино не могли быть норвежскими владениями. Между тем весь юго-западный берег Варангерского залива принадлежит теперь Норвегии. Мало того русские владения не начинаются у губы р. Пазы, к морскому берегу которой подходит вплоть русская Государственная межа. Русская Государственная граница с Норвегией, проведенная в 1826 году, подойдя к океану, от устья р. Паз круто поворачивает на юго-восток до реки Ворьемы, и потом уже по этой реке доходит до моря. Таким образом, кроме громадного пространства, между реками Паес, Таной и Паз, вопреки естественной границы, оказалась в руках норвежцев еще громадная территория с лучшими гаванями Варангерского залива. Печальный факт проведения такой границы между Россией и Норвегией теперь трудно объяснить и он вызывает лишь недоумение. Едва ли будет погрешностью, предположить, что норвежцы, хорошо знавшие Лапландию, умышленно воспользовались неведением прибывшего издалека русского уполномоченного полковника Галямина и определили границею реку Паз, вместо Паес, Тани; быть может помогло тут норвежцам и созвучие названий. Относительно деятельности Галямина Кольский земский суд в 1828 году доносил (Архангельскому) Губернскому Правлению следующее: по приезде в этом году Кольского исправника Кривковича на старую границу лопари Нявдемского и Пазрецкого погостов единогласно объявили, что они, в бытность полковника Галямина в оба раза, т. е. в 1825 и 1826 годах, старались показать ему старую границу и просили рассмотреть оную подробно; но Галямин не обратил на сие никакого внимания и далее стоящей на реке Паз церкви Бориса и Глеба в первый раз, т. е. в 1825 г. нигде не бывал; проходили же для проведения нынешней черты с нижней шведской стороны и с верхней от р. Ворьемы только одни норвежские комиссары и присоединились к Галямину у означенной церкви. В следующий же 1826 год он, Галямин, до постановления пограничных теми же комиссарами знаков, все время находился в местечке Васине норвежского владения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Какие там службы, молитвенные правила. Сколько сил потребовалось отцам Геронтию и Вячеславу, чтобы держать в узде такое общество… Но ничего, слава Богу, справились. Когда владыка Митрофан назначил меня настоятелем Архиерейского подворья, мы решили так: для того, чтобы не закрывать приют и дать возможность искренне ищущим Бога продолжать свои поиски, этот несплоченный коллектив нужно разделить. Кому-то предложили обратиться в центр реабилитации для наркозависимых (некоторые согласились), другим сообщили, что приют меняет свой статус, и здесь будут не рабочие, а монастырские трудники. Кто хочет – милости просим, но правила здесь именно монастырские, и нарушение их приводит к выселению из обители. Мы не требуем от вас становиться монахами, но требования к достойному поведению в монастыре естественны: труд и молитва, дисциплина, трезвость. Если вы согласны, оставайтесь, если нет – уходите. Часть ушла, часть осталась, и я стал приходить к ним в бараки каждый вечер, год-полтора ходил – мы читали утреннее и вечернее правила, вели беседы. Через какое-то время трудники уже сами стали исполнять молитвенное правило, поддерживать необходимую дисциплину, опять же, с помощью людей, имеющих дар разумного руководства, педагогический дар, из своей среды. Рыбий жир как помощь в дороге к Христу – Каково жить монастырю в городской суете? Мурманск – порт, большой город со всеми искушениями. Как чувствует себя обитель Преподобного Феодорита Кольского в таких условиях? – Напомню слова преподобного Феодора Студита, жителя другого портового города – Константинополя: «Невелика похвала безмолвствовать в пустыне и в уединении блюсти безмятежие. Но другое дело – в городе жить, как в уединении, и среди шумной толпы быть, как в пустыне». Это не значит, что мы «напрашиваемся» на похвалу, претендуем на нее, нет, конечно. Просто у монастырей разные служения – Трифонов Печенгский, например, находится в труднодосягаемом месте, и там свои условия, свои особенности служения Богу, а здесь – свои. Разумеется, у нас много трудностей: город со своими «благами цивилизации» в этом случае – большое искушение для кого-то.

http://pravoslavie.ru/153498.html

Возникает вопрос о наличии подсудимого на заседании и о двукратном отложении дела из-за неявки. Сведения об этом не опубликованы в рассматриваемых материалах, но контекст говорит в пользу отсутствия этого. По нормам Положения (п. 4, ст. 40) при наличии перспективы лишения сана дело в любом случае откладывается до двух раз. Конечно, эти нормы неприменимы к рассматриваемому делу из-за его рассмотрения Синодом, а не судом, однако по справедливости они могли были быть применены по аналогии. Такая норма, вероятно, взята из упомянутого выше 5-го правила Антиохийского Собора, которое, в свою очередь, возможно, является перифразом евангельского отрывка о порядке обличения согрешающего — сначала наедине, потом с двумя или тремя свидетелями, а потом — Церковью (Мф. 18:15–17). Рассмотрение дел в отношении обоих епископов Игнатиев состоялось приблизительно в то же время, что и в отношении еп. Флавиана. В мае 2020 г. указами патриарха они были отстранены от управления епархиями в связи с поступившими аргументированными сообщениями об их действиях, несовместимых со священством, их дела были переданы в Высший общецерковный суд, а сами они были определены на временное пребывание под наблюдением местных митрополитов — в Краснодаре (еп. Игнатий (Бузин) и в Петрозаводске (еп. Игнатий (Тарасов) [Решение Святейшего Патриарха, 2020]. Синодальным решением от августа 2020 г. (Определения Священного Синода от 25.08.2020, журналы и устанавливались аналогичные решения, но с пребыванием этих лиц в других местах — соответственно, в Свято-Троицком Антониево-Дымском монастыре Тихвинской епархии и Свято-Троицком Трифоновом Печенгском монастыре Североморской епархии. Судебные заседания состоялись 02.03.2021 г. и 03.03.2021 г. соответственно (Решение от 02.03.2021, Решение от 03.03.2021). Решения вступили в силу со дня утверждения патриархом (со ссылкой на п. 2 ст. 49 Положения) [Утверждение судебного решения, 2021]. В заметке не указана дата утверждения решений, поэтому следует сделать вывод, что это произошло не позднее даты опубликования — 08.04.2021 г. Рассматриваемые дела примечательны тем, что это были первые за время существования Высшего общецерковного суда (с 2008 г.) случаи его работы по первой инстанции, в отношении архиереев. Все ранее рассмотренные им дела были по апелляционным заявлениям клириков.

http://bogoslov.ru/article/6172796

Варлаам Керетский жил в XVI в. Родиной его было село Кереть на берегу Кандалакшской губы (залива) Белого моря, а имя до монашеского пострига — Василий. В 1535 г. его назначили приходским священником в Колу — маленькое рыбачье поселение на Ледовитом океане (ныне Кола — пригород Мурманска). Мурманский край тогда только начинал познавать христианство трудами просветителей — Феодорита Кольского и Трифона Печенгского. Северной нечисти, державшей в плену идолослужения местное население — саамов-лопарей, был нанесен лишь первый удар. У окрестных народов Лапландия пользовалась дурной славой как страна сильных колдунов — приемами колдовского общения с бесами владел чуть ли не каждый лопарь. Одно из многочисленных идольских капищ находилось на скале у Кольской губы, но ко времени служения в Коле иерея Василия оно, видимо, запустело. Предание гласит, что там поселился бес, который препятствовал рыбакам выходить в море, топил корабли. И крещеные поморы начали оставлять на скале продукты в качестве жертвы — только тогда бес пропускал их. Узнав об этом, кольский священник пришел на скалу и молитвами прогнал нечистого. А через несколько лет демон отомстил ему. К тому времени отец Василий был переведен на приход в родную Кереть. Там все и случилось. Нечистый вселился в жену священника, и тот решился на проведение чина изгнания беса. Во время обряда он, вовсе того не желая, нанес ей смертельную рану литургическим копием. Священник стал невольным убийцей собственной жены. Потрясенный своим преступлением,  он отправился в Колу к духовному отцу — Феодориту Кольскому. На исповеди тот наложил на кающегося небывалую епитимью: взять из могилы гроб жены и идти с ним в море; оплакивать грех, плавая вокруг Кольского полуострова до тех пор, пока не истлеет мертвое тело. Покаянное плавание в Белом и Баренцевом морях длилось три года — летом и зимой. Карбас (поморская лодка) стал для него плавучим «гробом», который, как надеялся отчаявшийся женоубийца, вскоре найдет свою могилу в море. Сильные шторма, подводные скалы, частые туманы… Белое море считается тяжелым для мореходства — в летний период. Зимой, когда ко всему этому добавляются полярная ночь и ледяные торосы, навигация практически невозможна. А если среди льдов плывет даже не большая промысловая ладья поморов, а маленькая лодка на веслах?

http://radonezh.ru/analytics/pritcha-o-g...

В 69-й том вошел ряд биографических статей. Следует особо отметить (в алфавитном порядке) материалы об основоположнике русского стиля в архитектуре Константине Тона, римском императора Марке Ульпии Траяне, армянском царе Трдате III, первом из правителей провозгласившем христианство государственной религией, авторе стихотворного переложения Псалтыри Василии Тредьяковском, композиторе Александре Третьякове, церковном историке Сергее Троицком, композиторе Сергее Трубачеве, религиозном философе Евгении Трубецком, авторе замечательных произведений о русской иконе, а также его брате, религиозном философе Сергее Трубецком, политическом авантюристе монахе Илиодоре (Сергее Труфанове), нашем современнике, замечательном ученом Анатолии Турилове, ученике преподобного Максима Грека Василии Тучкове, координаторе антицерковных действий организаторе репрессий против православной церкви Евгении Тучкове, мастере позднего классицизма в архитектуре Евграфе Тюрине, супругах Алексее и Прасковье Уваровых, много сделавших для развития российской археологии. В 69-й том вошли также биографические статьи о деятелях Церкви, в частности (в алфавитном порядке) о священномученике, пострадавшем при Диоклетиане Транквиллине, новомученике Триандафилле, казненном в Константинополе в 17 в. за исповедание христианской веры, о тридцати отцах Киево-Печерских в Дальних пещерах почивающих, о мученице Трифене Кизической, епископе Трифиллии Лефкосийском, константинопольском патриархе Трифоне, святом ростовском архиепископе Трифоне, преподобном Трифоне Печенгском, преподобном Трифоне Вятском (Подвизаеве), Трифоне, мученике Апамейском, епископе Суздальском Трифоне (Ступишине), митрополите Трифоне (Туркестанове), апостоле от 70 Трофиме, юродивом Христа ради Трофиме Суздальском, мучениках Трофиме, Доримедонте и Савватии, почитаемом на Руси египетском мученике Уаре, убитом в Карлаге священномученике Уаре (Шмарине). Том содержит ряд страноведческих статей. В него вошли материалы о государствах Тонга, Тринидад и Тобаго, Тувалу, Тунис, Туркменистан, Турция и Уганда. Из статьи о Турции читатель сможет получить подробную информацию о географии, государственном устройстве, религии и религиозном законодательстве, истории страны с момента распада Османского государства. Статья содержит данные о религиозных и этнических меньшинствах в Турции. Статьи о других странах обладают схожей структурой.

http://pravenc.ru/shop/2746433/

164 См.: Fedotov G. P. The Russian Religious Mind, Kievan Christianity: The 10th to 13th Centuries, p. 94–131. См. также: Pierre Kovalevsky. Saint Sergius and Russian Spirituality, trans. W. Elias Jones (Crestwood, N. Y.: St. Vladimir’s Seminary Press, 1976). 165 См.: Meyendorff J. St. Gregory Palamas and Orthodox Spirituality, trans. Adele Fiske (Crestwood, N. Y.: St. Vladimir’s Seminary Press, 1974), p. 162–166. 166 См.: Meyendorff J. The Orthodox Church, p. 182. Cp.: Zoe Brotherhood, eds. A Sign of God, Orthodoxy 1964 (Athens: Zoe, 1964), p. 63. 168 Наиболее доступное описание жизни и трудов преп. Стефана содержится у Fedotov G. P. The Russian Religious Mind, vol. 2: The Middle Ages (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1966), p. 230–245. 169 Никита Струве утверждает, что преп. Стефан для составления алфавита использовал местные руны (Orthodox Church and Mission//History’s Lessons for Tomorrow’s Missions, p. 106). 170 «По его примеру русские миссионеры с этого времени проповедовали Евангелие народам, далеким от цивилизации, на их родных языках... Одной из наиболее характерных черт русских миссий было содействие как можно более быстрому образованию духовенства из местных жителей, стремление учителей дать дорогу своим ученикам» (Nikita Struve. The Orthodox Church and Mission, p. 107). 171 Cp.: Gavin F. Some Aspects of Contemporary Greek Orthodox Thought (Milwaukee: Morehouse Publishing Co., 1923), p. 307. О греческой миссии XX века существует очень хороший роман, герой которого Филофей был избавлен от необходимости совершать обряд крещения над обращенными им туземцами появлением на острове (тоже в результате кораблекрушения) православного епископа. См.: Elias Voulgarakis. The Greek Orthodox Missionary, Philotheos//Porefthendes 10 (1968), p. 2–4, 41–46, 55–62. 173 Преп. Трифон Печенгский, Кольский († 1583), просветитель лопарей, память его – 15 дек. – Ред. 175 В конце концов, разве они не были последователями политики «огня и меча» князя Владимира? Однако, хотя ни в коем случае нельзя отрицать факта близкого сотрудничества государства и Церкви, сложившегося в ходе истории, разница в том, что сам князь Владимир действительно привел свой народ к вере, – вере, которая с самого начала была понятна народу, так как преподана она была на славянском языке. Позже русские миссионеры, не делая ничего, чтобы донести содержание веры до обращаемых, пытались силой привести неверующих к крещению. Результатом было массовое богоотступничество при первой же возможности. См.: Nadejda Gorodetzky. The Missionary Expansion of the Russian Orthodox Church, p. 402f.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/pravos...

Как тут не обрадоваться! После недолгого отдыха на водопое пчелы покидали отмель и скрывались из глаз за рекой. При обыкновенных полетах за взятком так не бывает. Но недолго пришлось об этом раздумывать. Скоро потом на тропинке за рекой с большим букетом заполярных медоносов показалась девушка, и Родионов узнал в ней Эльзу из тундры, столь славно убедившую заведующего райсельхозотделом на Оке продать пчел. Встретясь, новые друзья, конечно, обменялись общей фразой: – Как свет невелик! И после того она сказала: – Идемте скорее на пчел смотреть! Они на том берегу сидят на этих самых цветах. И когда пчеловоды пришли в тундру, там сплошь на цветах были пчелы, и каждая пчела сидела на своем цветке. А вечером было и в «Арктике», как в «Индустрии», и в Ботаническом саду, и в Мончегорске: каждая семья собрала меду от двух килограммов до четырех. Последняя партия пчел совершила путь по Баренцеву морю и потом из Печенгской губы на машинах в самую Печенгу. Особенно трудно было с пристани на руках подавать ульи на корабль, высоко поднятый приливом, и обносить висящие шлюпки. Опасно было везти пчел на машинах по неровной дороге, но тем радостней было потом встретить их уже почти под семидесятой широтой со взятком, превышавшим нормы на более низких широтах Заполярья. И тут определилось довольно отчетливо правило, что чем северней и чем больше света, тем больше нектара в цветах и тем больше ежедневный у пчел медосбор. На этом можно было бы и кончить рассказ об открытии заполярного меда, но я начал с описания моего детства на Оке среди пчеловодов и теперь чувствую, будто оно продолжается на Севере. Я так много отдал души своей Северу, что кажется, будто Север стал продолжением моей родины, и кто-то со стороны задает мне вопрос: «Ты же сам, своими глазами видел в тундрах великое множество цветов, ты сам говоришь, что в сухое время приходил из Хибинской тундры в мокрой от меда одежде, так почему же ты сам в свое время не предложил Обществу привезти на Север пчел? Каждый цветок на Севере ждет пчелу, и ты мог бы сделать такое доброе дело: ты отдал бы в распоряжение северных кочующих с оленями людей миллионы пудов питательного и целебного вещества?»

http://predanie.ru/book/221328-lesnaya-k...

Спасо-Преображ.-Севастьянов – Сохотский, Яросл. г., I, 424. Спасо-Преображ.-Сойгинская, Волог. г., I, 448. Спасо-Преображ.-Старорусский, I, 472. Спасо-Преображ.-Толшевский, Ворон. г., II, 1222. Спасо-Преображ.-Тумовская, Пенз. г., II, 1290. Спасо-Преображ.-Хутынский, Новг. г., II, 1349. Спасо-Преображ.-Ярославский, I, 458. Спасо-Прилуцкий-Вологодск., 1174. Спасораевский, Нижегор. г., II, 1175. Спасо-Ренская, Твер. г., II, 1176. Спасорябовский, Волог. г., II, 1173. Спасо-Софийский-Киевский, I, 438. Спасо-Суморин, Волог. г., II, 1177. Спасо – Яковлевский – Димитр. – Ростовский, I, 465. Спасская – Александрова на Воче, Костр. г., II, 602. Спасская-Братская, Иркут. г., II, 1179. Спасская-Дерновск., Нижег. г., II, 780. Спасская-Ефремовская, II, 1082. Спасская-Задне-Никифоровская-Вашезерская, Олон. г., I, 193. Спасская – Оскуйская или Оксуйская, Новг. г., II, 1029. Спасская-Печенгск., Волог. г., II, 1053. Спасская-Пронская, I, 468. Спасская-Радогожская, Орл. г., 1109. Спасская-Ростовская, II, 1178. Спасская-Репная, Волог. г., II, 1180. Спасский- Александро-Свирский, Олон. г., II, 607. Спасский-Арзамасский, II, 1184. Спасский-Астраханский, I, 449. Спасский-Братский-Слуцкий, I, 394. Спасский-Брянский, II, 1077. Спасский-Великоустюжский, II, 1095. Спасский-Верейский, Моск. г., II, 1189. Спасский-Верендовск., Новг. г., II, 708. Спасский-Вожеозерск., Новг. г., II, 1188. Спасский-Горнетцкий, Новг. г., II, 771. Спасский на Долбине-Псковск., II, 1190. Спасский-Енисейский, II, 1166. Спасский-Загородный-Тверск., II, 1202. Спасский-Звадский, Новг. г., II, 1191. Спасский-Зеленогор., Нижег. г., II, 1192. Спасский-Ивицкий, Новг. г., II, 906. Спасский из-за Иконного ряда-Московский, II, 802. Спасский-Ковалев, Новгор. г., II, 875. Спасский-Козорский, Волог. г., II, 1172. Спасский-Коломенский, I, 473. Спасский-Красногорск.-Богосл., Полт. г., I, 259. Спасский-Лебедянский, II, 1096. Спасский-Леохнов, Новг. г., II, 906. Спасский – Максаковский, Чернигов. г., I, 281. Спасский-Малоюгин., Каз. г., II, 1193.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Мурманске завершились IV Трифоновские образовательные чтения 31.12.2008 В Мурманске завершили работу IV Трифоновские образовательные чтения «Образование и культура в Заполярье: духовно-нравственные основы и пути развития. Путями преподобного Трифона Печенгского». Организатором научного форума выступила Мурманская и Мончегорская епархия. В ходе работы секции «Православное воспитание и образование» были подняты такие вопросы как: существует ли необходимость в религиозном христианском воспитании и образовании, какие существуют формы работы с учащимися как современные, так и дореволюционные, как преподавать православные дисциплины, чтобы заинтересовать, не оттолкнуть и, в то же время, преподать необходимые знания, навыки и воспитать христианина? В итоге работы и обсуждений была подчеркнута необходимость ренессанса православного воспитания и образования, в связи с общемировым упадком культуры и межличностного общения. Вся история европейской цивилизации построена на христианском мировоззрении. Знание литературы, архитектуры, истории полноценно невозможно без знания основ христианской веры, а применительно к нашей стране, без знания основ Православия. Были заслушаны доклады по теме секции. Руководитель отдела религиозного образования Мурманской епархии Антон Тучков показал ретроспективу от античных времен к современности, отметил, что те или иные процессы, происходящие в мире, связаны с религией. Войны, государственные кризисы, общественная напряженность являлись и являются результатом отношения человека и государства к религиозному воспитанию. По его мнению, без малого, сто лет коммунистической идеологии наложили отпечаток на сознание людей в нашей стране, как на простых верующих, так и на священнослужителей. В подтверждение этого А. Тучков привел пример становления воскресных школ Мурманской и Мончегорской епархии. Во многих воскресных школах поначалу велось преподавание предметов, вообще не относящихся ни к Православию, ни к религии; преподаватели были, а иногда и остаются людьми малосведущими в христианском знании, малоцерковными, иначе говоря, остаются неофитами. Внося светские традиции, такие преподаватели иногда искажают вероучение и церковные традиции, накопленные многими веками. В связи с этим была подчеркнута необходимость минимального религиозного образования для тех, кто имеет дело с духовным просвещением и воспитанием в православной традиции. Для этого существуют Свято-Феодоритовские катехизаторские епархиальные курсы, а в перспективе намечено и открытие Духовного училища в Мурманской епархии.

http://drevo-info.ru/news/6020.html

А там долго не протянули, два года пожили, он уехал обратно в Казахстан. Только уехал, неделя проходит, высылает телеграмму: «Выезжайте». И деньги. Мать все давай продавать, скотину, мебель. В поезд, и опять на целину. Пожили еще два года и опять уехали. Он как перекати-поле был, тоже непоседа. Сюда, в Вытегру приехали. Он устроился в сельхозтехнику топливные насосы ремонтировать. Он башковитый мужик насчет техники был, ой. Любой трактор, любой двигатель, все разберет и соберет. А потом в 72 году он захотел Урал себе купить, мотоцикл, и поехал на уборочной работать. Через две недели телеграмма: «Тамара, Женя умер, выезжай на похороны». Отца там и похоронили. Крестят Аркадия прямо в водах Онеги. До места добираемся на вездеходе «Черная каракатица». Еще в монастыре есть яхта «Беда» Самостоятельная жизнь Мать запила. Загуляла. Я в 14 лет хотел в «мореходку» (мореходное училище – прим. авт.) пойти. Мне с трех мореходок приходит, с Одессы, с Мурманска, с Ленинграда: «принимаем с 15 лет. На будущий год только поступайте». А куда мне еще год? Я в Питер на монтажника-высотника пошел. Три года там отучился, потом работал по распределению, а потом на флот, три года на корабле отслужил. (Аркадий выпрямляется, приставляет руку к виску и выдает на одном дыхании, чеканя каждое слово) Второй Отдельный Гвардейский Печенгский Краснознаменный Дивизион Противолодочных Кораблей, Командир Отделения Рулевых Сигнальщиков Гвардии Старшина Первой Статьи Запаса. Чуть ли не Чапай. А потом Норильск, там 10 лет в экспедиции работал НКГР. Норильская комплексная геологоразведочная экспедиция. Ты с НКВД не путай. Там шикарно было. Мне квартиру дали благоустроенную. Пахал я, молодой специалист, как пчелка. Мы там буровые, дизельные варили. По командировкам ездил, в Туркмению, Афган рядом. А потом приехал в Сочи на два месяца, у нас там турбаза «Геолог» была. Такие крутые специалисты, елки-палки, свой самолет АН24. Два краснодеревщика, я, как сварщик, Сашка и Толик. Но те так, на подхвате. Они стекла вставляли да мебель ремонтировали, ну а я трубы подваривал. Два месяца мы там хорошо отдохнули. А потом меня посадили. Иеромонах Лазарь крестит в первый раз в жизни Одним ударом

http://pravmir.ru/kak-arkashka-zhiteysko...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010