«Auf die gütigen vermöge ihrer Naturwunder thuenden Götter geht der Begriff der Zauberei nicht, скажем словами Гримма; erst den Gesunkenen, Verach­teten hat man Zauberei zugeschrieben. Mittelwesen, zwischen Göttern und Men­schen, altkluge, vielkundige Riesen, böse Riesinnen, listige Elfen und Zwerge zaubern; nur scheint ihre Fertigkeit mehr angeboren, stillstehend, keine errungene Kunst. Eigentlicher Zauberkünstler ist der emporstrebende Mensch» 54 . Вследствие такого языческого, нередко вредного в жизни народной значения, волшебство, кудесничество, – хотя и невдруг, но мало по малу теряло свою силу в христианском народном миросозерцании, под влиянием преследований церкви; никто пред ликами бесчисленных христианских чудотворцев; по учению церковных иерархов и монастырских властей, заменялось верой в чудеса святых. От мифологии языческой, ведунской народ переходил к мифологии христианской, книжно-легендарной. Он большей частью так же мифически, детски верил в чудеса святых, как прежде верил в кудеса ведунов. Почему волхвы, кебуны, чародеи, ревнуя о своих выгодах, отстаивая свое ведунство, всячески старались отвлекать народ от веры во святых, чудесам их пытались противопоставлять кудеса, как напр Зырянский Пама Стефану Пермскому, Лопарские Кебуны – Трифану Печенгскому. Но благочестивые иерархи, монахи и священники, при помощи церковных книг, при содействии, впоследствии, гражданской власти, мало по малу отучали народ от веры в кудеса. Не приводя всем известных, многочисленных, обличительных поучений церкви, направленных против прибегавших к волхвам, и обходивших святых 55 , мы укажем для примера два факта из житий святых: «Есть на Помории наволок Унежма, – читаем напр. в житии Зосимы и Савватия Соловецких, – в месте же том человек некий именем Никон. Сему Никону случися болезнь тяжка зело. Два кудесника бысть в волости той, имуще прю некую меж собой. Никону же тому случися промежу их свидетельствовати. Единому их угоди, а другого оскорби; оскорбленный же он зельне огорчися нань.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Искусство прядения было известно уже более 2000 лет назад. Основными орудиями здесь служили веретено и прялка. К прялке прикреплялась кудель льна и с помощью веретена волокно превращалось в пряжу, которая на него и наматывалась. Веретено известно народам всех частей света. На выставке представлены главным образом прялки, собранные в окрестностях монастыря, но есть и привезенные из деревень Печенгского сельского совета, находящегося на границе Кирилловского района и Архангельской области. Это корневые прялки, отличающиеся своими размерами от местных. Особо выделяются мезенские прялки с характерными растительными и животными орнаментами. В настоящее время в собрании музея есть только вертикальные самопрялки. У русских самопрялки появились в XV веке, а широко распространились они с XVIII века. В дальнейшем напряденные нити перематывали и подготавливали для работы на ткацком станке. Традиционное название ткацкого станка в деревнях – кросна. Само слово это древнее и практически все народы индоевропейской языковой группы так называют ткацкий стан. На выставке можно увидеть кросна трех типов: корневые, задние ноги которых и понебник делались из цельного куска дерева, составные, собираемые из отдельных частей, и смешанные, то есть станки, у которых для понебника использовалась корневая часть дерева, но она не была связана с задними ногами. Основным украшением кросен были набилки и векошки, покрытые резьбой. В коллекции музея сейчас более 20 кросен. На таких станках можно ткать любые узорные ткани, единственным ограничением при этом будет только ширина получаемого полотна. В подклете церкви Благовещения – выставка народной керамики. Это пивные и варочные горшки, растворники, кринки, латки, братины, топники, подойники, кувшины и рукомойники. Формы и приемы их изготовления в большинстве своем древнего происхождения, не менявшиеся на протяжении многих веков. Это позволило использовать в реконструкции братской трапезы керамическую посуду, найденную в окрестных деревнях. К сожалению, многие секреты древнего производства сейчас утрачены, и представленные изделия – лишь воспоминание о былой славе местных мастеров. Еще совсем недавно производилась чернолощеная посуда в деревнях Павлоково, Деницино, Игнатьево, а в Печенгской округе выделывались сосуды с зеленовато-глянцевыми разводами (поливная керамика). На выставке представлены подойники (горшки с рыльцем) для топления масла, кринки-разливчики, рукомойники с двумя ручками и двумя рыльцами, утица (сосуд для сбора талой воды с лотков зимних рам), привезенные из этих деревень.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 69-й том вошел ряд биографических статей. Следует особо отметить материалы об основоположнике русского стиля в архитектуре Константине Тоне, римском императоре Марке Ульпии Траяне, армянском царе Трдате III — первом из правителей провозгласившем христианство государственной религией, авторе стихотворного переложения Псалтыри Василии Тредьяковском, композиторе Александре Третьякове, церковном историке Сергее Троицком, композиторе Сергее Трубачеве, авторе замечательных произведений о русской иконе религиозном философе Евгении Трубецком, а также его брате — религиозном философе Сергее Трубецком, политическом авантюристе монахе Илиодоре (Сергее Труфанове), ученом Анатолии Турилове, ученике преподобного Максима Грека Василии Тучкове, координаторе антицерковных действий, организаторе репрессий против Православной Церкви Евгении Тучкове, мастере позднего классицизма в архитектуре Евграфе Тюрине, супругах Алексее и Прасковье Уваровых, много сделавших для развития российской археологии. В 69-й том вошли также биографические статьи о деятелях Церкви, в частности, о пострадавшем при императоре Диоклетиане священномученике Транквиллине, казненном в Константинополе в XVII в. за исповедание христианской веры новомученике Триандафилле, о 30 отцах Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, о мученице Трифене Кизической, епископе Трифиллии Лефкосийском, Константинопольском Патриархе Трифоне, канонизированном ростовском архиепископе Трифоне, преподобном Трифоне Печенгском, преподобном Трифоне Вятском (Подвизаеве), мученике Трифоне Апамейском, епископе Суздальском Трифоне (Ступишине), митрополите Трифоне (Туркестанове), апостоле от 70 Трофиме, юродивом Христа ради Трофиме Суздальском, мучениках Трофиме, Доримедонте и Савватии, египетском мученике Уаре, убитом в Карлаге священномученике Уаре (Шмарине). Том содержит ряд страноведческих статей. В него вошли материалы о государствах Тонга, Тринидад и Тобаго, Тувалу, а также о Тунисе, Туркменистане, Турции и Уганде. Из статьи о Турции читатель узнает о географии, государственном устройстве, религии и религиозном законодательстве, истории страны с момента распада Османского государства. Статья содержит данные о религиозных и этнических меньшинствах в Турции. Статьи о других странах обладают схожей структурой.

http://pravoslavie.ru/155384.html

Конечно, верность таким предразсудкам ничего общаго не имеет с духом русским и никогда не нашла бы себе места среди потомков русскаго народа, если бы иностранцы не овладели посредством лести и обмана воспитанием его детей и юношей. Правда, кроме влияния Запада все подобные предразсудки имели почву и в общей греховности человечества, которое отпало от Бога, поддавшись горделивому непослушанию, но культура Востока Дальнаго и Ближняго не одобряет этого греховнаго настроения воли потомков падшаго Адама и, подобно Евангелию, ставит во главу угла добродетель смиренномудрия перед Богом, согласно первому блаженству перваго Евангелия. Согласно первому правилу добродетели, т. е. смирению, к душе христианина, усвоившей эту добродетель, постепенно присоединяется и милосердие, и всепрощение, и доброжелательство. Вот замечательныя слова, которыми один русский богатырь наставлял другого, выходившаго в поход: " Н е убей в чистом поле крестьянина, Н е помысли злом на татарина». Это повеление давалось не изнеженному барченку, а воину, выходившему в поход против врагов своего народа. Они неизбежно должны были убивать и воевать, но не имели права помыслить злом, т. е. ненавидеть и злорадствовать. Конечно, на практике такое правило часто нарушалось, но соблюдалось то, что люди никогда не считали своего греха справедливым и принимали покаяние за все грехи подобнаго нарушения. А когда в 1900 г. состоялось избиение 20 тысяч неповинных китайцев, то искренние мыслители говорили, что Бог также с Дальняго Востока покарает русскую землю за такое, хотя и не общенародное, но безчеловечное преступление, что начало сбываться с 1904 года и не окончилось еще доныне. III. Отношение русских к восточноазиатским инородцам не должно прежде всего исчерпываться борьбой или конкуренцией, хотя бы на почве материальных интересов, но выражаться в доброжелательстве не только отдельных лиц к отдельным лицам, но и к целой народности, к целой стране. Святители Стефан Пермский, Препод. Трифон Печенгский, Кирилл и Мефодий справедливо почитались не только, как ревностные проповедники Христа и Христовой веры, но как друзья того народа, к которому они принесли проповедь Евангелия, в этом и заключалась сила их влияния на людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

Подошли остальные. — Умирает олень? — спросил один из них. Стоявший на коленях ничего не ответил на вопрос, он даже не обернулся к подошедшим таким же, как и он сам, людям. — Да, олень умирает... умирает... — послышались голоса. Олень доживал последние минуты. Он было приподнял голову, но она беспомощно упала. Ноги его стали еще сильнее подергиваться, слезы неудержимее потекли из глаз. Стоявший на коленях человек подался всем телом вперед. — Ильмаринен, — обратился к нему один из пришедших людей, — что же ты не собираешь его слез? Ильмаринен — таково было имя стоявшего на коленях. Он вздрогнул и как-то безразлично отозвался: — Ах, да, да... И, достав из-за пазухи долбленую чашечку, стал собирать в нее слезы, текшие из глаз умирающего животного. По верованию этих детей северной пустыни, слезы умирающего оленя обладают чудесной силой и помогают в минуты тяжелых испытаний, которые судьба посылает людям на их жизненном пути. Собрав слезы, Ильмаринен сжал чашечку в руках, продолжая все так же неотрывно смотреть в глаза оленю. Наконец тот потянулся, еще раз поднял голову, но она опять упала, вновь встрепенулся и — остановил на людях свой враз помутившийся взгляд: в стаде одним оленем стало меньше. Ильмаринен обнял мертвое животное, погладил по шее и со вздохом поднялся с колен. — Нет оленя, — промолвил он. — Мало их у нас! Эна, сколько бродит! — с уверенностью отвечал хриповатый голос. В самом деле, по тундре бродило большое оленье стадо, пощипывая ягель. Высокие гранитные горы стояли цепью, которая в одном месте разрывалась, открывая вход в Печенгскую губу. Миль на девять протянулась эта губа и, образовав колено, вдавалась в материк. Вдали блеснуло зеркало озера. Кроме Печенгской губы, далее, на запад, прошла Паза-губа. Громоздятся острова. Утонул в зелени мыс, словно богатырь загородивший вход в Пазу-реку. Из синеватой дали доносится шум падунов (водопадов). Могучая, гордая, но дикая природа! Между тем маленькие люди, одетые в оленьи шкуры, отошли от мертвого животного и вскоре исчезли: одни — в шалашах из древесных ветвей, другие — под землею в ямах с острыми крышами из торфяника. Иных жилищ здесь нет. Эти маленькие люди, кочуя по тундре со стадами оленей, не строят изб. Шалаш служит прекрасным убежищем в непогоду, яма — отличным укрытием от врага: разбойников, вольницы, финнов и новгородских добрых мОлодцев, которые не прочь заглянуть в эту далекую, горькую пустыню и поживиться у простодушных ее детей, даже не имеющих, чем защититься.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1215...

Занесет буйный хвиюс чудь разбойную — пастухи и руки опускают. Знать, кебуны (колдуны и жрецы) не умолили " северного духа " предотвратить нашествие, или чудь сильнее, что ли, этого духа? Но коли нашла она, расплачивайся с нею, разбойною. И пастухи отдают оленей, шкуры животных и всякое наличное добро, сколько чудь потребует. А новгородские добрые мОлодцы или бездомная вольница явятся — тоже на страх пустыне... — " Стало " пришли! Ой, " стало " пришли! — с ужасом повторяют маленькие обитатели пустыни и уже прямо забиваются в свои ямы, оставив на произвол судьбы стада. И сидят в этих ямах ни живы ни мертвы, пока " стало " хозяйничают около стад, занимаясь грабежом. — Ой, страшны " стало " ! Почему страшны? Потому что " стало " — это ведь дюжие мОлодцы, закованные в сталь. Сами закованные в непроницаемые доспехи, они приносят с собою смертоносное оружие. Где же карликам бороться с богатырями? Но кто они, карлики? Кого обижают все пришельцы с мятежной душой и буйным нравом? Это — " дикая лопь " , по-нынешнему, лопари. И над этими дикарями-язычниками, и над этой-то дальней и суровой страной пролился свет веры Христовой. Новгородская сторона озарила этим светом дальний Север: из города Торжка пришел апостол в народ лопарский. То был Митрофан, в иноческом постриге Трифон, просветитель лопарей, Печенгский чудотворец. Дикая лопь Среди русских того времени, к которому относится наше повествование, то есть конца пятнадцатого и первой половины шестнадцатого века, ходили про дальний Север удивительные рассказы. Историк Н.М. Карамзин прямо говорит: " Уверяли, что там, на берегах океана, в горах, пылает неугасимый огнь чистилища; что в Лукоморье есть люди, которые ежегодно 27 ноября умирают, а 24 апреля оживают снова; что перед смертью они сносят свои товары в одно место, где соседи в течение зимы могут брать оные, за всякую вещь оставляя должную плату и не смея обманывать, ибо мертвецы, воскресая весною, рассчитываются с ними и всегда наказывают бессовестных; что там есть и другие странные люди, покрытые звериною шерстью, с собачьими головами, с лицом на груди, с длинными руками, но безногие; есть рыбы человекообразные, но только немые и прочее " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1215...

Успехи обучения в школе могут быть признаны вполне хорошими. Несмотря на то, что учащиеся инородцы обучаются второй год, все они хорошо объясняются по-русски, пройденное из курса Закона Божия: в младшей группе – молитвы, в старшей – из учения о богослужении, о литургии преждеосвященных даров – рассказывают свободно и сознательно, факты священной истории помнят хорошо, на каждый предложенный вопрос дают толковый ответ, механизм русского и славянского чтения выработан почти у всех учащихся. Читая свободно, плавно и правильно по-русски и славянски, учащиеся довольно умело пересказывают прочитанное, причем, при чтении Евангелия, учащий ограничивается переводом наиболее трудных для понимания славянских слов и оборотов речи. Говоря об успехах учащихся в русском чтении, не должно забывать, что учащему приходилось преодолевать особенные затруднения при чтении статей из книги Одинцова и Богоявленского... Материал, находящийся в упомянутой книге, вообще труден для учеников инородцев, хотя он нелегко усвояется и в русских школах, как расположенный без определенной системы, безусловно необходимой при обучении детей. Кроме того, в книге преобладают статьи описательного характера, нередко представляющие художественные описания природы, требующие большого уменья со стороны учителя, чтобы такие статьи были усвоены учащимися сознательно, а не механически. Говоря о своих занятиях с учениками, учитель шутливо прибавил, указывая на книгу Одинцова и Богоявленского: «а статьи-то какие в ней, – право, они впору юному гимназисту младших классов, а мы по ней учим инородцев.» Письмо учащихся старшей группы чистое каллиграфическое, в орфографическом отношении оно может быть признано удовлетворительным. «Труднее усвояется, по мнению г. Проташинского, учениками лопарями материал по арифметике. Учащему пришлось сделать интересное наблюдение о том, что отвлеченное мышление крайне затрудняет лопарей, тогда как все конкретное интересует их и они легко оперируют над тем, что видимо, осязаемо, что вообще воспринимается внешними чувствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В настоящее время лопари начинают устраивать жилища в две комнаты, одну из них с русскою печью, в которой пекут черный и белый хлеб. Летом лопари живут в вежах, шалашах из древесных ветвей, крытых корой и дерном или в парусинных шалашах. Распространенное мнение, что лопари низкого роста, с кривыми ногами, длинными руками, с черными волосами и глазами, смуглым лицом и редкою растительностью на усах и бороде, – несправедливо, между ними встречаются лица европейского типа и немало есть даже красивых лиц. Зимою лопари носят меховую шапку, особого рода шубу (печек) брюки и башмаки (каньги) с острыми загнутыми к верху носками, из оленьих шкур, мехом наружу. Летом вязаный колпак с кисточкой, шерстяную синюю рубаху, кожаные брюки и каньги. Зимою и летом они опоясываются кожаным ремнем, на котором висит длинный нож. Впрочем русские лопари одеваются характерно и оставляют свой костюм только летом. Женщины носят род сарафанов и своеобразный головной убор из красной материи, обшитый позументом и натянутый на деревянную колодку, идущую завитком от затылка на лоб. Свои запасы и домашний скарб лопари хранят в досчатых амбарах, поставленных ради охраны от грызунов и россомах на корневых лапах пли высоко на сосне, ствол которой старательно очищается от коры и сучьев 39 . До принятия христианства лопари, по выражению Соловецкой рукописи «Сад спасения», были «яко звери дивии, живущие в пустынях непроходимых, в разселинах каменных, не имущи ни храма, ни иного потребного к жительству человеческому, но только животными питахуся, – зверьми, птицами н морскими рыбами, одежда же кожа оленей бяша. Отнюдь Бога истиннаго, единого и от него посланного Иисуса Христа не знали, ни разумети хотяху, но имже кто когда чрево насытит, того они и бога сопоставляше, и аще иногда камнем зверя убиет камень почитает, и аще палицею поразит ловимое – палицу боготворит». В уме лопаря, но мнению новейших исследователей, уживались совместно три источника религиозных представлений: поклонение предкам, силам природы и светилам и наконец идолопоклонство (фетишизм). У них были жертвенные обряды и сильно развито волшебство 40 . Представителями религиозных верований лопарей были жрецы – кудесники, называвшиеся кебунами и пользовавшиеся у них почетом. При жертвоприношениях кебуны вели себя как бесноватые; пылали костры, лилась кровь оленей... под звон бубнов, с пеной у рта, они громко выкрикивали слова заклинаний; всклоченные волосы на голове, то нависшие седые брови, то выдававшиеся из орбит глаза, кривлянье всем телом, звук ожерельев и колокольцов на одеждах кебунов, – наводили ужас на простодушных лопарей. 1 Д. Н. Островский. Путеводитель по северу России. Остатки таких ям до сих пор находят в южном Варангере и северной Финляндии, а также в Вологодской губернии близ города Вельска и Никольска, где они известны под названием чудских могил. В лопарских преданиях и сказках сохраняется много указаний на их страдания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Такая компания норвежцев-туристов, руководимая пастором, в 1900 году, в день отъезда, собравшись на монастырской площади, пропела церковный гимн, в котором славила Искупителя рода человеческого от прелести греховной. Затем настоятель о. Ионафан пригласил гостей к себе еще раз на чашку чая; при этом просил принять от обители на память портреты ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА и ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ, а затем, те чашки и стаканы, из которых гости кушали чай; предложение это было принято с большим удовольствием. В заключение пастор произнес речь на русском языке, в которой высказал благопожелания обители и живущим в ней, заявил свое удовольствие и спутников, что они могут вынести из обители доброе и полезное впечатление. Братия проводила гостей норвежцев 4-го, а 9-го февраля они прибыли в город Валсэ, через Паз-реку на пароходе, уведомив о сем архимандрита Ионафана следующей телеграммой: «Прибыли благополучию, за все удовольствие благодарение. Все норвежцы». Трогательно смотреть на оживленную толпу отъезжающих разноплеменных богомольцев: тут русский, колонист и лопарь в оленьих шкурах, тут финн и норвежец в оригинальном наряде: бархатная или суконная синяя четырёхугольная шапка, подобно русской ямщичьей, короткая синяя пли красная юбка с шнурами и меховым воротником на плечах. Приветствуя архимандрита Ионафана в самых сердечных выражениях, Епископ Бекман указал, что они оба веруют в одного и того же Бога и Господа Иисуса Христа и выразил пожелание и надежду также радостно встретиться по отходе в вечность, в загробной жизни в селении Всевышнего. В ответ на это архимандрит Ионафан, поднося, по русскому обычаю, хлеб-соль, высказал, что «если мы будем иметь любовь между собою и чистосердечно прославлять имя Всевышнего, то поэтому узнают нас, что мы ученики Христовы. Я чистосердечно желаю, чтобы любовь наша, указанная Иисусом Христом и любовь народно-государственная крепла между ними и, в знак нашей признательности за Ваше посещение, прошу принять сей хлеб, как знак наших добрых отношении друг к другу».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пока шла переписка о постройке нового каменного храма на могиле 116 мучеников, в это время братиею заготовлен был кирпич для него до одного миллиона. Постройка каменного храма по изготовленному плану на площади древнего монастыря весьма желательна и это вопрос только времени, а силы и средства для этого несомненно явятся. Вид монастырских построек на этой площади в высшей степени живописен и привлекателен, особенно со стороны Печенгской губы. Исключительное положение Трифоно-Печенгского монастыря на далеком севере, естественно, вызывает необходимость изыскивать возможные средства к существованию на месте. Такими средствами являются здесь: рыболовство, оленеводство, скотоводство и в малой степени – огородничество. К разработке этих местных средств братия приступила и уже достигла некоторых успехов. Рыболовные принадлежности, хотя и не в надлежащем количестве, как то: суда, сети и др. имеются, сенокосы разделаны настолько, что в благоприятное лето снимается до 20.000 пудов сена; уборка сена производится, вследствие влажности воздуха и частых дождей, следующим способом: втыкают в землю ряд суковатых кольев на расстоянии один от другого на аршин в одну линию и за тем тонко мечется в зарод на подпорах вышиною до двух саж. и в таком виде остается до совершенной просушки; сено, несмотря на то, что убирается во всякую погоду и тотчас после косьбы, получается зеленое и ароматичное, для питания скота весьма полезное потому, что солнечными лучами не поглощаются соки имеющиеся в растении. На пастбищах летом гуляет до 50 голов рогатого скота и 25 лошадей. Монастырское стадо оленей из 18 голов в 1900 году, доведено теперь до 1000 голов. Чтобы изучить оленеводство, о. Ионафан побывал в селе Ловозеро, в 300-х верстах от монастыря и там самолично познакомился у Ижемских зырян с порядком правильного оленеводства и привез оттуда двух пастухов, чтобы продолжать учиться отрасли этого хозяйства. На очереди стоит разведение гагачьих гнезд. Принадлежащие монастырю Айновы острова до 1903 года отдавались в аренду; арендаторы хищнически истребляли птиц гагу и истребили почти все гнезда, оставалось лишь пятьдесят гнезд.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010