В своем содержании и настрое этот текст не изолирован, а вполне типичен для исихастской литературы. В старинных патериках, рассказах из опыта отцов-пустынников, найдем те же экологические мотивы, найдем истории об аввах, что оплакивали смерть птиц, жили в мире и дружбе с дикими зверями. Изобилуют такие истории и в русской монашеской, житийной литературе. И можно с уверенностью сказать, что они доносят не столько некие стилизованные легенды древности, сколько живую реальность исихазма, присущую ему искони и всегда. Известия о русском подвижничестве XV в. включают и не просто некую «историю», но цельный «Уклад Досифея», свод правил жизни для талавов, жителей Талабского острова на Псковском озере. В этом укладе, составленном, по преданию, преп. Досифеем Верхнеостровским (+ 8.10.1482) и не один век соблюдавшемся талавами, есть строгие, подробные правила сохранения природной среды, и преп. Досифей по праву был назван в недавней публикации о нем «экологом XV в.». А совсем к недавнему времени и к светской, а не церковной литературе относится рассказ об удивительном обычае, что сложился у русских подвижников Печенгской обители Св. Трифона на Крайнем Севере, в Мурманском Заполярье. После долгой полярной ночи, в день первого появления солнца, во дворе обители для встречи светила собирались не только монахи монастыря, но и... полное сообщество из восьми медведей, обитавших в округе. Так описывает это событие настоятель о. Ионафан: «Медмеди... лесные звери, вольные... ух и здоровые, как горы! А только они заходят и сюда к нам... Эта скамейка большая, видите там, под стеною... Сидим мы на скамейке все в сборе... ждет братия, как после зимы и ночи солнышко впервые заиграет благодатное... А они, медмеди, тоже рядом тут сидят и на небо глядят... Как только солнце выглянет из-за горы, мы молитву поем... А медмеди тоже бурлыкать зачнут: и мы, мол, солнцу рады. Хотя и звери, а понимают» . В итоге, исихастский принцип чистоты пути, чистоты сердца в одном из важных своих аспектов оказывается экологическим принципом.

http://radonezh.ru/analytics/ekologiches...

В 69-й том вошел ряд биографических статей. Следует особо отметить материалы об основоположнике русского стиля в архитектуре Константине Тоне, римском императоре Марке Ульпии Траяне, армянском царе Трдате III — первом из правителей провозгласившем христианство государственной религией, авторе стихотворного переложения Псалтыри Василии Тредьяковском, композиторе Александре Третьякове, церковном историке Сергее Троицком, композиторе Сергее Трубачеве, авторе замечательных произведений о русской иконе религиозном философе Евгении Трубецком, а также его брате — религиозном философе Сергее Трубецком, политическом авантюристе монахе Илиодоре (Сергее Труфанове), ученом Анатолии Турилове, ученике преподобного Максима Грека Василии Тучкове, координаторе антицерковных действий, организаторе репрессий против Православной Церкви Евгении Тучкове, мастере позднего классицизма в архитектуре Евграфе Тюрине, супругах Алексее и Прасковье Уваровых, много сделавших для развития российской археологии. В 69-й том вошли также биографические статьи о деятелях Церкви, в частности, о пострадавшем при императоре Диоклетиане священномученике Транквиллине, казненном в Константинополе в XVII в. за исповедание христианской веры новомученике Триандафилле, о 30 отцах Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, о мученице Трифене Кизической, епископе Трифиллии Лефкосийском, Константинопольском Патриархе Трифоне, канонизированном ростовском архиепископе Трифоне, преподобном Трифоне Печенгском, преподобном Трифоне Вятском (Подвизаеве), мученике Трифоне Апамейском, епископе Суздальском Трифоне (Ступишине), митрополите Трифоне (Туркестанове), апостоле от 70 Трофиме, юродивом Христа ради Трофиме Суздальском, мучениках Трофиме, Доримедонте и Савватии, египетском мученике Уаре, убитом в Карлаге священномученике Уаре (Шмарине). Том содержит ряд страноведческих статей. В него вошли материалы о государствах Тонга, Тринидад и Тобаго, Тувалу, а также о Тунисе, Туркменистане, Турции и Уганде. Из статьи о Турции читатель узнает о географии, государственном устройстве, религии и религиозном законодательстве, истории страны с момента распада Османского государства. Статья содержит данные о религиозных и этнических меньшинствах в Турции. Статьи о других странах обладают схожей структурой.

http://patriarchia.ru/db/text/6048886.ht...

Поняв смысл этих примеров, можно уяснить себе границы самой заповеди. Распространять же заповедь дальше ее пределов равносильно ее дискредитированию и это, конечно, подрывает ее значение, лишая оную существенного элемента - исполнимости. Если рассерженный чем-нибудь карло пожелает зарезать перочинным ножом несколько здоровенных молодцев - ужели они должны дать ему это учинить? Каждому постороннему зрителю, покажется, если молодцы допустили бы такую, над собою операцию, что они просто дураки; и даже едва ли кто их пожалеет. Скорее пожалеют о карле, которому дали молодцы совершить это злодейство. Чисто формальное понимание заповеди живой свидетельствовало бы, конечно, о необычайной кротости тех молодцев, над которыми карло совершил злодеяние; но вместе с тем и о том, что они не усвоили эту заповедь духом, а лишь буквально, как бы в разрез с обще евангельским началом «понимания в духе». Если они дадут себя убить, не удержавши руки, вооруженной перочинным ножом, то они дадут совершиться над собою «акту», настолько легко отвратимому, что допущение его равносильно самоубийству (невольно вспоминается, как почти тождественное, мартирологи Печенгских иноков); остановив же направленную на них руку и проявляя при сем в ответ на ярость кротость и полное, до любовности, незлобие к покусителю, они применили бы заповедь, которая состоит в том чтобы любить врагов, но не непременно позволять им делать практически вредное, когда эту сторону « зла» устранить возможно без вреда для желающего причинить вред по злобе. Если же для устранения последствий (материальных) чей-либо злой воли нужно бороться, силой физической, могущей причинить противнику вред, то, конечно, такая борьба предусматривается заповедью о не делании другому того, чего себе не желаешь, т. е. материального вреда. По сему - если борьба эта имеет исход вполне несомненный, т. е. такой, что препятствующая сила может остановить вред, имеющий произойти от проявления злой воли, на меня направленной, то тут не может быть и речи о незаконности принятия мер против нападающего, ибо я упраздняю этим вред без вреда для него: это не борьба, а просто лишение возможности учинить вредное.

http://ruskline.ru/analitika/2010/05/28/...

Подошли остальные. — Умирает олень? — спросил один из них. Стоявший на коленях ничего не ответил на вопрос, он даже не обернулся к подошедшим таким же, как и он сам, людям. — Да, олень умирает… умирает… — послышались голоса. Олень доживал последние минуты. Он было приподнял голову, но она беспомощно упала. Ноги его стали еще сильнее подергиваться, слезы неудержимее потекли из глаз. Стоявший на коленях человек подался всем телом вперед. — Ильмаринен, — обратился к нему один из пришедших людей, — что же ты не собираешь его слез? Ильмаринен — таково было имя стоявшего на коленях. Он вздрогнул и как-то безразлично отозвался: — Ах, да, да… И, достав из-за пазухи долбленую чашечку, стал собирать в нее слезы, текшие из глаз умирающего животного. По верованию этих детей северной пустыни, слезы умирающего оленя обладают чудесной силой и помогают в минуты тяжелых испытаний, которые судьба посылает людям на их жизненном пути. Собрав слезы, Ильмаринен сжал чашечку в руках, продолжая все так же неотрывно смотреть в глаза оленю. Наконец тот потянулся, еще раз поднял голову, но она опять упала, вновь встрепенулся и — остановил на людях свой враз помутившийся взгляд: в стаде одним оленем стало меньше. Ильмаринен обнял мертвое животное, погладил по шее и со вздохом поднялся с колен. — Нет оленя, — промолвил он. — Мало их у нас! Эна, сколько бродит! — с уверенностью отвечал хриповатый голос. В самом деле, по тундре бродило большое оленье стадо, пощипывая ягель. Высокие гранитные горы стояли цепью, которая в одном месте разрывалась, открывая вход в Печенгскую губу. Миль на девять протянулась эта губа и, образовав колено, вдавалась в материк. Вдали блеснуло зеркало озера. Кроме Печенгской губы, далее, на запад, прошла Паза-губа. Громоздятся острова. Утонул в зелени мыс, словно богатырь загородивший вход в Пазу-реку. Из синеватой дали доносится шум падунов (водопадов). Могучая, гордая, но дикая природа! Между тем маленькие люди, одетые в оленьи шкуры, отошли от мертвого животного и вскоре исчезли: одни — в шалашах из древесных ветвей, другие — под землею в ямах с острыми крышами из торфяника. Иных жилищ здесь нет. Эти маленькие люди, кочуя по тундре со стадами оленей, не строят изб. Шалаш служит прекрасным убежищем в непогоду, яма — отличным укрытием от врага: разбойников, вольницы, финнов и новгородских добрых мОлодцев, которые не прочь заглянуть в эту далекую, горькую пустыню и поживиться у простодушных ее детей, даже не имеющих, чем защититься.

http://azbyka.ru/fiction/na-severe-dikom...

Занесет буйный хвиюс чудь разбойную — пастухи и руки опускают. Знать, кебуны (колдуны и жрецы) не умолили “северного духа” предотвратить нашествие, или чудь сильнее, что ли, этого духа? Но коли нашла она, расплачивайся с нею, разбойною. И пастухи отдают оленей, шкуры животных и всякое наличное добро, сколько чудь потребует. А новгородские добрые мОлодцы или бездомная вольница явятся — тоже на страх пустыне… — “Стало” пришли! Ой, “стало” пришли! — с ужасом повторяют маленькие обитатели пустыни и уже прямо забиваются в свои ямы, оставив на произвол судьбы стада. И сидят в этих ямах ни живы ни мертвы, пока “стало” хозяйничают около стад, занимаясь грабежом. — Ой, страшны “стало”! Почему страшны? Потому что “стало” — это ведь дюжие мОлодцы, закованные в сталь. Сами закованные в непроницаемые доспехи, они приносят с собою смертоносное оружие. Где же карликам бороться с богатырями? Но кто они, карлики? Кого обижают все пришельцы с мятежной душой и буйным нравом? Это — “дикая лопь”, по-нынешнему, лопари. И над этими дикарями-язычниками, и над этой-то дальней и суровой страной пролился свет веры Христовой. Новгородская сторона озарила этим светом дальний Север: из города Торжка пришел апостол в народ лопарский. То был Митрофан, в иноческом постриге Трифон, просветитель лопарей, Печенгский чудотворец. Дикая лопь Среди русских того времени, к которому относится наше повествование, то есть конца пятнадцатого и первой половины шестнадцатого века, ходили про дальний Север удивительные рассказы. Историк Н.М. Карамзин прямо говорит: “Уверяли, что там, на берегах океана, в горах, пылает неугасимый огнь чистилища; что в Лукоморье есть люди, которые ежегодно 27 ноября умирают, а 24 апреля оживают снова; что перед смертью они сносят свои товары в одно место, где соседи в течение зимы могут брать оные, за всякую вещь оставляя должную плату и не смея обманывать, ибо мертвецы, воскресая весною, рассчитываются с ними и всегда наказывают бессовестных; что там есть и другие странные люди, покрытые звериною шерстью, с собачьими головами, с лицом на груди, с длинными руками, но безногие; есть рыбы человекообразные, но только немые и прочее”.

http://azbyka.ru/fiction/na-severe-dikom...

Норвегии от нем. войск. Общий ущерб, нанесенный фашистами хозяйству М. о., составил 920 млн р. Работа по восстановлению началась еще в ходе Великой Отечественной войны, однако только с 1945 г. она приобрела приоритетный характер: происходило возрождение горно-химической, металлургической и лесной промышленности. Наиболее быстро шло восстановление рыбной промышленности, которая уже в 1948 г. на 11,5% превзошла наивысшие довоенные достижения. В 1953 г. было создано Мурманское гос. морское арктическое пароходство - крупное предприятие, в задачи которого входило обеспечение транспортных нужд портов и полярных пунктов зап. сектора Арктики, Кольского п-ова, осуществление загранперевозок в межнавигационный период. К 1989 г. в составе Мурманского морского пароходства было более 60 транспортных судов ледокольного типа, 6 дизель-электрических ледоколов, единственный в мире специализированный атомный ледокольный флот (ледоколы «Ленин», «Арктика», «Сибирь», «Россия»), 4 порта и др. предприятия и подразделения. Более сложной задачей после войны являлось восстановление тяжелой промышленности, однако и в этой отрасли к кон. 40-х - нач. 50-х гг. XX в. комбинаты «Апатит» и «Североникель» достигли довоенного уровня производства, были восстановлены разрушенные мощности никелевого комбината в Печенгском р-не. В кон. 40-х гг. на Кольском п-ове возникли предприятия 2 новых отраслей - железорудной (Оленегорский горно-обогатительный комбинат) и алюминиевой (Кандалакшский алюминиевый завод). В 1949 г. введена в строй Нива ГЭС-3 на р. Нива. С 1955 по 1965 г. были запущены Оленегорский и Ковдорский горно-обогатительные комбинаты, Кировская гидроэлектростанция и Апатитонефелиновая обогатительная фабрика в Апатитах. В 1966 г. начала работу самая крупная гидроэлектростанция Кольского п-ова - Верхнетуломская ГЭС. 18 мая 1969 г. началось строительство Кольской атомной электростанции, а 29 июня 1973 г. она была введена в эксплуатацию. В процессе восстановления М. о. использовался труд заключенных 12 ИТЛ ГУЛАГа (в районе городов Кировска, Мончегорска, Оленегорска, Мурманска), а также нем.

http://pravenc.ru/text/2564372.html

2294 Напр., по словам Е Lombard’a, первую стадию глоссолалии, её рудиментарную форму, представляют звуки еще очень далекие от артикулированного и организованного слова, неопределенные, хотя иногда шумные, – крики, вздохи, бормотанье, глухой шум (Classification d. glossolalies, Archiv. d. Psych. 1907, 25, p. 6). Ренан, по поводу древне-христианской глоссолалии, говорит: «В моменты экстаза верующий, охваченный Духом, произносил нечленораздельные и бессвязные звуки, которые принимались за слова на иностранном языке» (Les apôtres, ch. IV). Возражения против такого понимания древне-христианской глоссолалии см. в статье: «Das urchristliche Zungenreden» von Theologus (Preussische Jahrbücher, 1897, 88 Bd., S. 230). 2299 Рукопись Нижегород. д. семинарии о скопцах и хлыстах, л. 47. Другие примеры см. Б. В. 1907, март, с. 611–612. 2300 Rossteuscher, Der Aufbau d. Kirche Christi, S. 256. Ср. Самар. Е. В. 1870, 16, с. 451 (Сведения о монтанской секте в с. Дубовом Умете, Самар. у.): «Иногда пророчествующий просто или плачет, или смеется, или запоет «Святый Боже»». 2301 Архим. Досифей Немчиков, Открытие тайностей ереси скопцов (Чтения общ. ист. и древн. росс. 1872, ч. 1, с. 154). Ср. объяснение Кудимова (там же, с. 75–76): «Дух пророчества, действительно отвне приходящий, делает у пророчествующего (скопца) изменение странного и ужасного лица». 2302 Д. Скворцов, Очерки Тверского раскола и сектантства, Москва, 1895, с. 115. См. у Шестакова, Просветители лопарей Феодорит и св. Трифон Печенгский (Журнал мин. народ. просвещ. 1868, 7, июль, с. 253), описание шаманского прорицания в экстазе: «Колдун ведет себя, как бешеный; речь его становится громкою и полною силы, у рта пена, зубы стучат, волосы подымаются дыбом, глаза выворачиваются, брови сходятся, он часто плюет, кривляет всячески тело, бьет ногами об пол, прыгает вверх и делает необыкновенные движения». Ср. Тэйлор, Первобытная культура, 2 изд. под ред. Коропчевского, т. 2, Спб. 1897, с. 190–191: Фиджийский жрец-прорицатель, когда в него входит божество, – «с вращающимися выпученными глазами, бледным лицом и посинелыми губами, обливаясь потом, с видом совершенно бешеного человека, высказывает неестественным голосом волю божества».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Итак, 1 февраля 1532 года в " предгорчайшей пустыне " состоялось событие, подобного которому этот край не ведал: новые христиане с умилением молились Богу в храме пред иконами святых, лики которых озарялись возжженными свечами. Кадильный дым возносился, наполняя храм благоуханием. И аропат ладана, казалось, проникая в души новообращенных лопарей, вытеснял из них память о годах языческого существования. Митрофан, теперь уже инок Трифон, пел и читал в храме и своим примером благочестия увлекал всех. Сам вид его вдохновлял обращенных, каждый чувствовал себя исполненным каким-то особенным, неизведанным до сего времени счастьем. Трифон ликовал, может быть, больше всех. И как было не ликовать ему, если сбылось наконец то, к чему он так стремился, если сбылась мечта его юношеских лет и свет христианства озарил десятки человеческих душ! Север осиян! Север пробужден! Мрак язычества рассеивается! Над тундрой звучит святое имя — Христос! Разрушены жертвенники кебунов: одни из них где-то затаились, посрамленные, другие, узрев всю ложь своего учения, прониклись верой в Господа. Теперь громче плача белых чаек, громче шума океанских волн над тундрой звучит хвала и благодарение Царю царей, Владыке неба и земли. Точно сквозь пологи туч, распахнув их края, солнце выглянуло и согрело землю, и осветило горы, и возрадовались души людские. Отныне уже не царить мраку! Прошлое не возвращается. Свет Истины, воссияв у печенегского устья, разольется по всему великому северному краю, и ничто не заглушит благовеста печенгской монастырской звонницы… Если Митрофан был еще как-то связан с миром, то Трифон стал чужим для него. Иноку чужды все мирские блага, радости и невзгоды. Он живет духом в Боге, всецело угождая Ему. Трифоном овладело одно желание – устроить на Печенге обитель, чтобы она изливала свой неугасимый свет на тундру, всегда являясь днем, победившим мрак языческой ночи. Считая себя не равным, и уж не бОльшим среди других, но последним и меньшим, смиренный инок наметил и будущего игумена, настоятеля обители. Но если явилась надобность в игумене, значит, были и иноки? Да, были.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1215...

- Начало войны я встретил курсантом 2-го курса Тихоокеанского высшего военно-морского училища в городе Владивостоке. Из курсантов, пожелавших идти на фронт, был сформирован сводный отряд. Я был зачислен командиром отделения роты противотанковых ружей (ПТР) 70-й отдельной морской стрелковой бригады, состоящей из моряков Тихоокеанского флота. В ноябре 1941 года бригада была доставлена из Сибири под Москву. Затем перебазирована на Карельский фронт и стояла в обороне на Свирьском направлении. В начале 1942 года я был переведен из роты ПТР в роту связи артдивизиона радистом. Радистом и провоевал до конца войны. В 1944 году бригада участвовала в известных Тулоксинской десантной и Петсамо-Киркенесской наступательной операциях Карельского фронта. Бригада получила имя Печенгской и Краснознаменной. Я был награжден орденом Красной Звезды. В 1945 году, после пополнения, бригада воевала на 4-м Украинском фронте, участвовала в Моравско-Остравской наступательной операции, закончила военные действия 13 мая 1945 года под городом Пардубицы (Чехословакия). Героических поступков совершать не пришлось. Выполнял положенную работу, которая отличалась тем, что рядом стояла смерть. Приходилось ходить и в атаку, и в разведку, и входить к немцам и их расположения. - Вы являетесь руководителем научного семинара «Проблемы миропонимания». Расскажите, пожалуйста, о вопросах, рассматриваемых на семинарах. - Научный семинар был организован в 1993 году в Московском государственном агроинженерном университете им. В.П. Горячкина. Научный интерес семинара - системное понимание нашего мира: что мы о нем знаем, какие имеются гипотезы и как представляем наше мироздание. На семинаре выступали ученые, писатели, общественные и религиозные деятели, представители различных школ и направлений. Выступали известные ученые П.П. Горяев, А.Н. Кожин, В.С. Шевелуха, И.Н. Яницкий, А.П. Федотов, С.Г. Кара-Мурза, И.А. Гундаров, Ю.И. Мухин, С.А. Шатохин, В.А. Задерей, В.А. Грязнов и др. По содержанию докладов выделяются такие группы проблемных направлений как: построение мира, мироздание; человечество и его деятельность; наука о Духе, религии, Священное Писание; Россия в мировой системе. Семинар дает нам понять каково состояние нашего земного Мира, человечества.

http://ruskline.ru/analitika/2015/05/07/...

«На географических картах, изданных в 1713–1715 г.г. граница между Россией и бывшею Датскою Норвегией значится за Верес-Наволоком и губою сего названия; далее, на р. Паес, протекавшую в пределах бывшей Шведской Финляндии; река же Паз на карте Российской наименована Пас и по объявлению Кольского Исправника, хотя норвежцы считают границею р. Пас, т. е. Пазреку, но из этого видно, что р. Пазреку именуют норвежцы Паес, но собственно Паес река далее Нявдемы, как значится по карте. Затем Архангельский гражданский губернатор 14 июня 1828 г. просил Архангельского генерал-губернатора о присылке бумаг и актов, коими руководствовался полковник Галямин при разграничении. Но по отзыву Министерства Внутренних Дел 13 сентября не оказалось делопроизводства о посылке полковника Галямина в Кольский уезд для разграничения земель ни в Министерстве Внутренних Дел, ни в Министерстве Финансов. 18 мая 1829 г. между прочим было сообщено Управляющим Министерствами: Внутренних Дел и Иностранных, за 1276 и 1277, что в делах Архангельской чертежной отыскана карта Архангельской губернии за подписом генерал-губернатора Тутолмина, сочиненная в 1784 г., по именному ВЫСОЧАЙШЕМУ указу от 27 сентября 1782 года на предмет расположения по губернии таможенной стражи. На карте этой за Верес-губою значится место нахождения таможенной стражи, а именно неподалеку р. Паес, где, должно полагать, были в то время выстроены для таможенных объездчиков казенные лома, которые ныне норвежскими жителями истреблены; на той же карте в экспликации 12 пункта сказано о границе норвежской: «река Енерап или озера, принимающия в себя реку Паес, которая и граничит с Датскою Лапландиею от горы Ево – до устья реки, по близости Верес губы». В акте, хранящемся в Королевско-Шведском государственном архиве в книге называемой Muscovitica 1340–1661, на странице 183, сказано, что съезжавшимися тогда воеводами в исполнение мирного трактата по наветам старых обывателей бывшая издревле граница между Государями Королем Швеции Сигизмундом и Великим Государем Царем и Великим Князем Феодором Иоанновичем Всероссийским Самодержцем исследована и оказалось, что от Иовари через средину Енари т. е. Енарап и между Воронгером, что Воронгерская губа и Нявдема, где межа оных трех деревень составляет границу до северного моря, лежащия вправо и к востоку от сказанного направления земли принадлежат России, а все то, что к западу или по левой стороне находится – Швеции.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010