Один человек погиб 8 сентября. ПРАВМИР. В Баренцевом море, у берегов Мурманской области, перевернулось судно, сообщает «Интерфакс». На борту находилось пять человек. Один человек найден живым, один погиб. Еще три человека пропали без вести. Спасатели занимаются поисками, задействован вертолет Ми-8. По имеющимся данным, на борту судна Grizzly 740 Cabin Pro Jet находились хозяин и четыре пассажира. Они направлялись на рыбалку. Из-за плохих погодных условий катер перевернулся в воде, позже его вынесло на берег около бухты Долгая Щель (Печенгский район). Катер вышел в море утром 7 сентября, вечером того же дня его нашли перевернутым на берегу сотрудники пограничной службы. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 26 февраля, 2024 17 января, 2024 10 ноября, 2023 6 октября, 2023 4 октября, 2023 31 августа, 2023 29 августа, 2023 28 июня, 2023 10 мая, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/v-barenczevom-more-pro...

Статист. Комитета) 1942 1859 (По данным Фриса) 2205 1867 (По данным Чубинского) 1959 1880 (По сведениям Исправника) 1749 1882 (Тоже) 1834 TOC o «1–5» h z 1884 (Тоже) 1398 38 1887 (Тоже) 1788 1889 (Тоже) 1763 1897 (по переписи) 1724 1898 (По отчету Исправника) 1866 1900 (Тоже) 1834 1902 (Тоже) 1727 1904 (Тоже) 1758 1906 (Тоже) 1797 Лопари по языку и происхождению принадлежат к финскому племени и из всех кочующих и полуоседлых племен земного шара стоят на сравнительно высшей степени умственного и нравственного развития. Тихие, кроткие, вдумчивые и честные, лопари представляют собою полезное в северных пустынях племя. По своему знакомству с местностью и по своей выносливости лопари незаменимые и вполне надежные проводники. Некоторые считают лопарей робкими, даже трусливыми, но народ, который живет по одиночке среди суровой природы, отважно плавает по бурным водам, упорно борется с холодом и вьюгой, бьет медведя – ни в каком случае нельзя назвать трусливым. Постоянная и упорная борьба со стихийной природой, при самой убогой обстановке, выработали в этом дикаре-кочевнике осторожность и безобидную хитрость самосохранения, не утратив в тоже время и тонких чувств. Он является поэтому как бы трусом только перед любоначалием и празднословием людей, видящих достоинство лишь только в себе. Подобная робость только возвышает человеческое достоинство лопарей. Всякое насилие несомненно содрагает и смущает душу лопаря, но обиды своей он не выражает никакими резкостями, он скорее огорчается, чем возмущается насилием, и потому не отвечает тем же оружием и не жаждет мести, но переваривает обиду в самом себе. Жизнь лопари ведут полуоседлую, проводя зиму со своими оленями в зимних погостах и летом, отпуская их в тундру, сами перекочевывают ближе к морю и озерам. Лопарская тупа представляет собою небольшую избу в 3–4 кв. саж., из 6–7 венцов, крытую тесом или дерном и отапливается камельком (род камина или открытого горна с прямою трубою); такая печь сложена из плитняка на глине и очень практична: она не дымит, быстро нагревает избу, отлично ее вентилирует, удобна для просушки мокрого платья, согревания воды и приготовления пищи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мнение промышленника города Колы и Мурманского берега г. Оскерко идет еще далее, – он говорит, что «на всем протяжении берега, природа, ставя оплот вечно плещущих волн, укрепила берег почти сплошным крупнозернистым гранитом и образовала много значительных, защищенных, закрытых от моря, заливов или загибов моря, или отдельными обломками скал, дающих безопасный приют, с множеством ручьев, дающих пресную воду. Во всех этих заливах, или лучше сказать, по всему берегу, вдаваясь в глубь материка, можно найти луговые места, где с успехом может быть разведено скотоводство и в некотором размере огородничество... Самое состояние крутых берегов материка имеет большое гигиеническое значение, потому что при отливах морской воды только понижается ее уровень, но не открывается, как в других местностях, на большое пространство дно моря. Это предохраняет Мурманский берег от вредных миазмов. Проявления какой-либо особенной местной болезни не бывает, не смотря на допускаемое промышленниками неряшество. Хотя и указывают, прибавляет г. Оскерко, на скорбут и цингу, но зародыши этой болезни приносят промышленники уже с собою от чрезмерного напряжения и изнурения трудовых сил и резкого потом перехода к отдыху». О здоровом климате Мурмана вот еще несколько строк – из письма г. Д. А. Проташинского (1907 г.): «Я прожил здесь, – пишет он, – пять лет; уроженец крайнего юга – Бессарабии, я прибыл в Печеньгу с крайне расшатанным здоровьем. За все время моего пятилетнего пребывания был болен два раза очень легкой простудой, которая продолжалась не более трех дней. В настоящее время чувствую себя прекрасно: настроение у меня очень бодрое и жизнерадостное, одной из причин этого является, конечно, прекрасный здоровый климат Мурмана, с его необычайно мягкой зимой. Здесь лихорадок и нервных болезней совсем не существует, здесь редко кто кашляет; местные жители пользуются прекрасным здоровьем. Что касается норвежцев, которые живут в соседнем Финмаркете – еще севернее нас, то они просто поражают своим бодрым и жизнерадостным видом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слово игумена Митрофана на освящении храма Да и вообще, кто сказал, что здесь, на Севере, простая жизнь? Северный менталитет складывался среди народа пришлого, в среде людей оказавшихся на этих бесприютных берегах в поисках иной доли, людей «с прошлым», сильных и способных на поступок. Люди — личности, лишь они могут помочь тем, кто по той или иной причине потерял что-то важное, где-то надломился, ослаб. И, конечно, первостепенное значение в этом процессе имеет мощная молитвенная поддержка, предстояние пред Господом за всех нас величественного Собора Кольских святых, в котором, поистине, что не святой, то потрясающая личность, подлинный «адамант веры» и титан духа.  Читайте также: Авраамово гостеприимство северного игумена Русский север в фотографиях (45 фото) Терский берег — последняя Россия   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 28 августа, 2023 21 мая, 2023 3 сентября, 2022 19 июня, 2022 6 мая, 2022 10 апреля, 2022 4 апреля, 2022 12 марта, 2022 10 марта, 2022 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.)

http://pravmir.ru/trifonov-pechengskij-m...

распространения Евангелия и труд устроения обители. Чтобы продолжать дело евангельской проповеди надлежало путешествовать. А что это значило в той стране? Жилища Лопарей разбросаны по местам болотистым, пересеченным горами и скалами; ни сел, ни деревень нет, а только уединенные шалаши. Каково же было не встретив готовности сердец в одном жилье идти по тундрам и горам, чтобы встретить, может быть, подобный же прием в другом отдаленном месте? Но подвижник Божий трудился терпеливо. Когда между обращенными им нашлись готовые по- святить жизнь свою служению Господу, это облегчило труды проповедника веры. Лопари, наученные Трифоном живому благочестию, с живым одушевлением передавали другим семена благочестия и целый дикий край получил совсем новый вид. Крещенные Лопари до того полюбили св. веру, что одни приносили в пользу обители плоды торговли своей деньги, другие отдавали земли, озера и приморские угодья. Звание игумена в новой обители преп. Трифон предоставил другому иноку, а сам озаботился тем, чтоб оградить рассадник благочестия, насажденный в дикой стране, защитою гражданской власти. Он отправился в Москву и испросил у государя охранную грамоту. 240 С 1557 года во всем северном краю был сильный, продолжительный голод. Несколько лет сряду мороз убивал посев хлеба. Это вызвало блаж. Трифона на новые тяжкие труды для обители. Взяв с собою нескольких братий, он ходил по Новгородскому краю из одного поселения в другое, испрашивая у боголюбивых подаяния. Все, что получал, отсылал он на содержание братии. Так кормил он духовных детей своих целых 8 лет. С юных лет возлюбив Господа, перенесши столько трудов и скорбей для Него в летах зрелости, дивный старец продолжал подвизаться до гроба. Раз купил он в Коле ручные жернова и положил их себе на плечи, чтобы нести в свою обитель. Ученики просили его не мучить себя такою ношею. «Братия! сказал старец, тяжелое бремя лежит на потомках Адама, с рождения до самой смерти; лучше повесить камень на шею, нежели соблазнять братию праздностью.» И 158 верст от Колы до Печенгской обители, дорогою то болотною, то гористою, нес он жернова на себе и при таком труде мало вкушал пищи.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Тихое и доброе пристанище яви нам Господь, в земли Олонецтей Божественный Свой виноград насадив, из коего вино чудное источи, спасительным и духовным питием нас напояя. Явил еси, Христе Боже, угодники Твоя, Авраамия и Корнилия Палеостровских, ихже терпеливно на добрых пажитех веры возрастил еси. Преподобнии отцы наши, Ионо Яшезерский и Ионо Клименецкий, вы слезными потоки души напоили есте и непорочнаго жития духовное благомощие явили есте, богомудрии. Радуйся, преподобне отче Макарие Высокоезерский, ты, яко мудрая пчела, мед духовный собирая, сосуд избранный явился еси. Темже достойно тя ублажаем. Богородичен: Б огородице Дево, Ты еси нам святое ограждение, источник исцелений и совершенное спасение душ наших. Песнь 6 Ирмос: В бездне греховней валяяся,/неизследую милосердия Твоего призываю бездну:/от тли, Боже, мя возведи. Воспеваем вас, вси святии земли Олонецкия, яко противу начал и властей злобы поднебесныя дерзновенно ополчистеся и тех коварства любовию и смирением победисте. Звезды пресветлыя явистеся, вернии раби Господни: Пахомие Кенский, Александре Ошевенский, Кириаче Каргопольский. Вы бо, узким путем шествовавше, яко постницы, в алчбе и жажде временное житие проводисте; яко послушницы, Христово смирение стяжасте; и яко молитвенницы, блаженство плача о гресех познасте. Трудницы Господни бысте, преподобнии отцы наши, Афанасие Сяндемский, Елеазаре Анзерский, образ злострадания и терпения показавшии, страстей прилоги и козни вражия попалившии и поругания яко врачество чистительное испившии. Врага рода человеческаго именем Христовым отгнав, преподобне Трифоне Печенгский, языческая жертвы упразднил еси и жертву хвалы на месте сем Богу принесл еси. Богородичен: И сцелений неоскудное Сокровище еси нам, Богородице Дево, молим Тя, Владычице, даруй нам душ очищение и от бед свобождение. Кондак, глас 3: Днесь лик святых, в земли Карельстей Богу угодивших,/предстоит в церкви и невидимо за ны молится Богу./Ангели с ним славословят/и вси святии Церкве Русския ему спразднуют,/о нас моляще купно Превечнаго Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В переговорах с боярами Боус объявил, что королева его не прежде может начать войну с врагом царским, как попытавшись помирить его с царем. Бояре отвечали на это: «Это условие как написать в договор? Если обсылаться с недругом, то недруг в это время изготовится: и как его извоевать, если он готов будет?» Боус возражал: «У нас так не ведется, что не обославшись с недругом, да идти на него ратью». Потом Боус начал требовать исключительной торговли для англичан; бояре отвечали: «Что это за любовь к государю нашему от королевны Елисаветы, что всех государей хочет отогнать от нашей земли и ни одного гостя не хочет пропустить к государю нашему в его землю? От этого будет прибыль только одной королевне, а государю нашему убыток будет». Боус говорил: «Дорогу к Белому морю нашли гости нашей государыни, так они одни пусть и ходят этою дорогою». Бояре донесли о переговорах Иоанну, и тот велел писать в грамоту: Елисавета должна послать к Баторию с требованием, чтоб он помирился с царем, возвратил ему Полоцк и Ливонию, а не отдаст, то пусть Елисавета рать свою на него пошлет. Боус, услыхавши об этом условии, сказал: «Это дело новое, мне с ним к королевне ехать нельзя, меня королевна дураком назовет». Царь соглашался, чтоб одни англичане входили в пристани Корельскую, Воргузскую, Мезенскую, Печенгскую и Шумскую, но Пудожерская останется для испанского гостя, Ивана Белоборода, а Кольская – для французских гостей. Посол говорил, что по прежней льготной грамоте одни англичане входили во все северные гавани; ему отвечали, что прежде у Московского государства было морское пристанище – Нарва; но шведы стали этому пристанищу помешку делать и вместе с шведскими пленными при этом пойманы и английские наемные люди, за что первая и вторая льготные грамоты англичанам уничтожены, а дана третья – полегче; бояре говорили: «Вот теперь к государю нашему прислал французский король к морскому пристанищу к Коле, просит любви и братства; мы слышали, что Елисавета королевна с французским королем в дружбе и с Нидерландами тоже: так как нам их не пускать – сам рассуди?» Боус на все отвечал одно: «Мне ничего другого говорить нельзя, чего мне от королевны не наказано: пусть государь посылает к королевне своих послов».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Перед туристом, совершающим путь на пароходе из Архангельска вдоль Мурмана, открываются суровые картины арктической природы. Пустынный берег загроможден высокими, угрюмыми горами, заметно тронутыми процессом выветривания. Иногда горы принимают вид набросанных какой-то гигантскою рукою друг на друга колоссальных кубов и параллелепипедов, изборожденных трещинами. Кое – где горы прерыва­ются следами ледников в виде широких каменистых донных морен, похожих издали на гигантские, нарочно устроенные к морю спуски, вы­мощенные булыжником. По мере приближения парохода к нашей границе, с Норвегией, бе­реговой пейзаж несколько смягчается, но все – таки унынием веет от него на туриста, располагающего полным комфортом на пароходе. Наконец судно вступает в воды, обогреваемые теплым Гольфстримом, и только здесь можно заметить на берегу проблески растительной жизни. Паутина горных речек и сеть озер хотя и заболачивают почву, но на тонком торфяном слое позволяют расти низкорослым деревьям и кустарникам. В одной из таких местностей лопарской тундры, не­далеко сравнительно от норвежской границы, приютился Печенгский мо­настырь. Мурманский берег имеет очень мало оседлого населения. Оживляется он несколько летом, когда на морские промыслы являются поморы промышлять треску. Приходят они главным образом с Кемского бе­рега Белаго моря, т. е. из внутренних частей Архангельской губернии, рассыпаются на житье в облюбованных прибрежных становищах и уходят по окончании лова на зиму домой. Как живут в заброшенном краю эти «труженики моря», мне довелось увидеть несколько лет тому назад. Это было в одном из крупных Мурманских становищ – Гаврилове. Грязный, ненадежный с виду рыбачий карбас, с затопленным во­дою дном, принял меня с парохода и доставил к груде скользких от воды прибрежных валунов, по которым предстояло добраться до берега. Налипшие массами на мокрых камнях фукусы, усоногие рачки, «морские блюдечки» и съедобные ракушки мешали уверенности в движениях по валунам. Но, вот и берег, неровный, скалистый, кое-где поросший чахлою травою. На берегу беспорядочно разбросаны жалкие рыбачьи жилища, похожие на хижины дикарей. Одну стену хижины образует скала, другую стену заменяет бок разбитой лодки. Крыша – днище старого карбаса. Между лачугами развешаны рыболовные снасти. На жердях нанизана для сушки треска, распространяющая нестерпимую вонь. Кругом на земле догнивали брошенные внутренности и головы выпотрошенной рыбы. Тут же нечистоты...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Петропавл.-Соломен., Олон. г., II, 1152. Петропавл.-Старчицкий, Мин. г., I, 359. Петропавл.-Серектин, Сереткин или Сироткин, Пск. г., I, 358. Печенгская-Спасск., Волог. г., II, 1053. Печенгский-Новый-Кольский, II, 1284. Печеницкий-Стародубский, II, 1326. Печенский-Спасо-Преображ., Волог. г., II, 1054. Печерская-Киевская, II, 871. Печерский-Вознес.-Нижегор., II, 1055. Печерский – Молчанский – Путивльский, II, 934. Печерский-Успен.-Псковский, I, 398. Печеры Новые Успен. – Посолотин, С.-Петерб. г., II, 1078. Пивский-Городищенский, Киевской г., II, 1056. Пинский-Богоявл.-Братский, I, 71. Пирогова, Новг. г., II, 1213. Пичерская – Казан.-Богород.-Жадовск., Симб. г., I, 240. Пищугова или Пищеговская, Влад. г., II, 961. Плескова или Плесская-Никол., Пск. г., II, 962. над Плесом Спасо-Преобр., Костр. г., II, 1165. Плесская-Ильин., Туль. г., II, 823. Плотинский – Евфимиев – Новгородский, I, 188. Площанская-Богор., Орл. г., II, 1057. Подгородная-Геронтиева-Влад., Каз. г., I, 459. Подгородный-Богосл.-Хлынов., Вят. г., II, 661. Подгорский – Пушкаровский – Ладинский, Полт. г., II, 1071. Подлесская-Николаев., Смоленской г., II, 1100. в Подлесье Николаев. – Сендегская, Костр. г., II, 963. Подлютовский, Новг. г., II, 741. Подольный-Успен.-Николаев., Волог. г., II, 1058. Подольский-Петропавл.-Киевск., I, 357. Покров.-Авраамиев-Чухлом., II, 597. Покров.-Аграфенинск., Ряз. г., I, 3. Покров.-Балахнинский, II, 1061. Покров.-Болдинский-Астрах., II, 1068. Покров.-Васильевск., Нижег. г., I, 371. Покров.-Верхотурский, I, 372. Покров.-Воронежский, II, 1060. Покров.-Высоцкий-Боровский, II, 754. Покров.-Глушицкий, Волог. г., II, 766. Покров.-Данковский, II, 1063. Покров.-Добрый, Калуж. г., II, 784. Покров.-Зверин-Новгородск., II, 806. Покров.-Краснослободский, II, 1062. Покров.-Кукарский, Вят. г., II, 1069. Покров.-Кукоцкий, Влад. г., II, 1070. Покров.-Ладинский, Полт. г., II, 1071. Покров.-Макошинск., Черн. г., II, 1073. Покров.-Нерлинский, Влад. г., II, 1072. Покров.-Озерский или Озеретцкий, С.– Петерб. г., II, 1067.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Он говорил новокрещённым пермякам: «люди и братья Пермяне! Почто оставляете своих отеческих богов и веру? Зачем перестаёте приносить богам жертвы, как приносили отцы ваши? Кого слушаете: человека ли из Москвы пришедшаго? Может ли нам из Москвы быть какое добро, и женам нашим, и детям нашим? Не оттуда ли нам были тяготы многие и насильство безмерное, тиуны частые, доводчики и приставы? Тяжко, братья, житье наше будет». В прении со Стефаном пермский кудесник, между прочим, говорил: «вера наша многим лучше вашей – христианской веры, потому что у вас христиан один Бог , а у нас много богов и много помощников: они дают нам ловлю, всё, что в водах – рыбы, в воздухе – птиц, и всё, что в болотах, борах, лугах, в порослях, в чащах, в березняках, в ельниках, в сосняге и в раменьи и в прочих лесах – белок, соболей, куниц, рысей, и прочая ловля наша от них, от богов наших и до вас доходит: ныне нашею ловлею и ваши князья и бояре обогащаются и одеваются, ходят и гордятся опушками на подолах своих шуб» и проч. 19 Известно также, какие страдания претерпел Трифон Печенгский, просветитель кольских лопарей, в борьбе с их кебунами-кудесниками: «народ, омрачённый неведением, – говорит жизнеописатель Трифона, – а паче кебуны их спорили с ним, и ярились как звери, за волосы его терзали, о землю метали, били и пихали, называя его незнаемым странником и юродом, кричали на него: «если он не выйдет из их страны, то горькою мукою и самою смертию угрожали ему, и говорили между собой: пойдём, убьём его, ибо поносит нас падением в беззаконие» 20 . И после такой открытой оппозиции против христианских учителей, – кудесники и волхвы постоянно старались отвлекать массу народную от усвоения христианской веры и снова обращали их к языческому идолослужению. Великий пермский волхв и чародей Пам, по словам жизнеописателя Стефана Пермского, «ненавидя веры христианские и не любя христиан, некрещённым пермякам не веляше креститися, хотящим же веровати возбраняше, запрещаше; уверовавших же и крестившихся снова развращаше своим ветхим учением» 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010