Под влиянием революционных событий весной 1917 г. в «Вятских ЕВ» публиковались статьи, содержавшие критику синодального управления Церковью, а также резкие высказывания в адрес правящего Вятского еп. Никандра (Феноменова) , к-рый с 15 авг. 1917 г. присутствовал на заседаниях Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. в Москве, был избран заместителем члена Синода. Собор во имя блгв. кн. Александра Невского в Вятке. 1839–1864 гг. Архит. А. Л. Витберг. Фотография. Нач. ХХ в. (Архив ЦНЦ «Православная энциклопедия») Собор во имя блгв. кн. Александра Невского в Вятке. 1839–1864 гг. Архит. А. Л. Витберг. Фотография. Нач. ХХ в. (Архив ЦНЦ «Православная энциклопедия») 23 янв. 1918 г. вышел в свет декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», накануне было обнародовано послание Патриарха Московского и всея России св. Тихона (Белавина) с анафематствованием богоборцев, разоряющих Церковь. После прочтения в храмах В. е. послания Патриарха начались аресты духовенства. 15 февр. был арестован протоиерей Казанского собора в Орлове сщмч. Михаил Тихоницкий , признанный виновным, он был расстрелян 20 сент. В Елабуге расстреляли сщмч. прот. Павла Дернова и 3 его сыновей. В сент.-дек. 1918 г. в Вятской губ. работала комиссия по проведению в жизнь декрета «Об отделении церкви от государства», епархия лишилась имущества и зданий на сумму свыше 730 тыс. р. Еп. Никандр предложил духовенству применять по отношению к экспроприаторам «тягчайшие духовные кары, вплоть до отлучения от Церкви». В соответствии с положением ВЦИК «О единой трудовой школе в РСФСР», принятым 16 окт. 1918 г., все церковноприходские школы и второклассные уч-ща В. е. были преобразованы в школы 1-й ступени. По губернии прокатилась волна крестных ходов, протестовавших против насилия над Церковью, в Вятке во время крестного хода произошли столкновения с солдатами. Ок. 1918 г. Сарапульское и Елабужское вик-ства В. е. были объединены в самостоятельную Сарапульскую и Елабужскую епархию . К кон.

http://pravenc.ru/text/161163.html

При этом он «ясно указал, что дело духовенства не политика, а религиозное строение жизни, которое проводил в жизнь досточтимый батюшка о. Иоанн» 589 . В переполненном храме было много матросов и солдат. За всенощной в соборе присутствовали и ксендзы, один – даже в алтаре 590 . Во время многолюдного крестного хода по городу, продолжавшегося почти 4 часа, народу раздавалось отпечатанное воззвание епархиального собора. Архиепископ совершил литию в квартире о. Иоанна Кронштадтского и панихиду на братской могиле павших в дни революции 1905 и 1917 годов. По пути он заходил во все церкви, где священники приветствовали владыку краткими проповедями. Архиепископ Вениамин посетил Морской госпиталь и обошел каждую палату, благословляя болящих. «Простой и добрый, он внес успокоение в мятущиеся души своей паствы... Пускай же он и везде и всюду насадит такой мир и любовь, какие он принес в Кронштадт», – писал очевидец первых служений новоизбранного Петроградского архипастыря 591 . 2 июля владыка в сопровождении протопресвитера Александра Дернова прибыл в уездный город Петергоф, чтобы совершить литургию в местном Петропавловском соборе. Петергофский собор, высящийся в центре города, до революции относился к придворному ведомству. Теперь же он становился епархиальным, и у местных верующих сразу зародилась надежда, что когда-нибудь «этот Петропавловский собор явится кафедральным собором уездного епископа» 592 . Мечты их сбылись меньше, чем через пять лет, а будущий епископ Петергофский Николай (Ярушевич ; 31 декабря 1891 – 13 декабря 1961) в тот первый приезд архиепископа Вениамина в Петергоф участвовал в службе в соборе в сане иеромонаха. Молодой преподаватель Петроградской духовной семинарии, магистр богословия иеромонах Николай к тому времени успел зарекомендовать себя и как даровитый проповедник, и как ученый. В Троицын день 1917 года тысячи богомольцев слушали его слово во время крестного хода – о. Николаю было доверено проповедовать на площади перед Александро-Невской лаврой. Уже в 1919 году митрополит Вениамин сделает его одним из своих ближайших помощников, а затем и представит к посвящению во епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Априори считая владыку Мануила агентом компетентных органов, автор с помощью «вероятно», «возможно» и «может быть» пытается определить начало такого «сотрудничества». И одним из ее «доказательств» становится тот факт, что преосвященного Мануила арестовали не сразу после хиротонии, а через четыре месяца. Между тем всякому исследователю того времени хорошо известно, что любому назначенному епископу надлежало незамедлительно представиться местным властям. Без этого служить было невозможно. Запрещено. Контрреволюционно. Владыка и так подзадержался с визитом в политическое управление, оттягивая эту тягостную обязанность. А вопрос, о чем было собеседование владыки с товарищем Коршуновым, оставшийся для Кривошеевой неразрешенным, легко разъясняют дневники того же протоиерея Николая Чукова: «Завтра октября н.ст.] еп. Мануил явится в Исполком и ГПУ с сообщением, что он прибыл в качестве представителя Патриарха, просит по всем делам, касающимся духовенства- " тихоновцев " , обращаться к нему, он за него отвечает своей головой и ручается за его неконтрреволюционность». Что же касается Тучкова, то владыка Мануил раздражал его вовсе не потому, что тот являлся осведомителем, а тем, что при всех своих заверениях в лояльности советской власти (как это делал и Патриарх Тихон, и практически все правящие архиереи), он ни на йоту не желал отступить от православных канонов. Да, владыка Мануил не исключал возможности сотрудничества со светскими властями, но совсем не в том смысле, в каком это пытаются представить его обвинители. Ему, как и многим архипастырям, в то время казалось, что гонения на верующих есть результат какого-то недопонимания и нужно только убедить власть, что Церковь ей не враг, что она ищет пути возможного «мирного сосуществования»... К слову сказать, о вездесущих агентах ГПУ-НКВД-КГБ владыка Мануил знал не понаслышке. Их незримое присутствие явственно ощущается даже между строк следственного дела 1924 года. Откуда следователю было знать, что брат выделил на поездку епископу Мануилу 15 долларов? Откуда ему было известно, что на похоронах протопресвитера Александра Дернова и за всенощной в Сергиевском соборе епископ что-то говорил о «новой прекрасной жизни», недостаточно ясно выражал свое отношение к существующему государственному строю и допускал резкие выражения в адрес живоцерковников? Кто ему сообщил, что в окружении владыки есть «неблагонадежный» элемент - некто Н.Н. Поляков (царский полковник, проходивший по одному делу с епископом Мануилом и также осужденный к трем годам заключения на Соловках)?

http://ruskline.ru/news_rl/2018/04/27/po...

Того ж дни запечатана грамота к Соли Галицкой Федору Готовцову по челобитью белянина Федора Парсково Галицкого уезду Жиленские волости церкви Дмитрея Селунского по попа Нефедя Иванова в ыску. Пошлин гривна. Взято. Того ж дни запечатана грамота на Белоозеро губному старосте Обросиму Козлову по челобитью Белозерского уезду смолня (Л. 49 об.) нина Фирса Дернова бобыля Еупатка Понкратова. А велено ему, бобылю, женитца по обыском на другой жене, а первая ево жена збежала и урошные лета отошли. Пошлин гривна. Взято. Того ж дни запечатана грамота в Нижней Новгород Савину Потапову по челобитью из Нижнего соборные церки Преображения Спасова попа Александра. А велено про ево, попово, убойственное дело сыскать. Пошлин гривна. Взято. Генваря в 23 де[нь] запечатана грамота в Торопец десятильнику Петру Сурмину по челобитью торопченина княз Ивана Шеховсково по торопчан по кузнеца по Ивашка Оксенова да по посадцково человека по Ваську Хухаева (Л. 50) в ыску да в духовном деле. Пошлин две гривны. Взято. Того ж дни запечатана грамота в Белгород воеводе Миките Бобарыкину по челобитью из Белагорода Гуляшеево человека Овдокимовской жены вдовы Марьицы Дмитреевой дочери. А велено ей по обыском идти замуж, а прежней ее муж сшол без вести и урочные годы отошли. Пошлин гривна. Взято. Того ж дни запечатана грамота в Переславль Залеской Филипу Паливанову по челобитью Онтонова крестьнина Башмакова Василья Левонтьева. А велено патриарша домового Борисоглебского монастыря на крестьянех на Фадейке да на Девятке Дьяконовых по судному делу доправить иск. (Л. 50 об.) Пошлин гривна. Взято. Того ж дни запечатана грамота в Верхней город Ломов воеводе князю Василию Козловскому по челобитью Верхнево города Ломова пушкаря Ермолки Мордвинова тово ж города соборные церкви по воздвиженского попа Филипа Иванова, да подьякона Фрола Феофонова, да по пушкаря по Сеньку в ыску. Пошлин гривна. Взято. Того ж дни запечатана благословенная грамота по челобитью яблоновских стрельцов Андреева приказу Балавна на два престола Успения Пречистые Богородицы да Николы Чюдотворца. Пошлин две гривны. Взято.

http://sedmitza.ru/lib/text/4109389/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской внесены новые имена 16.10.2018 15 октября 2018 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви в Минске был заслушан рапорт председателя Синодальной комиссии по канонизации святых епископа Троицкого Панкратия о включении протоиерея Павла Дернова и его сыновей Бориса , Григория и Симеона , а также священника Константина Верецкого в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской (журнал 84). Участники заседания постановили включить в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской имена протоиерея Павла Дернова и его сыновей Бориса, Григория и Симеона, а также священника Константина Верецкого. Память священномученика протоиерея Павла Дернова и его сыновей будет совершаться 14 (27) февраля, священномученика Константина Верецкого — 10 (23) февраля, в дни их мученической кончины. Священный Синод также постановил сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 17.10.2018 20:20:44

http://drevo-info.ru/news/24183.html

Вот чтобы сохранить видимую невинность, избежать каторги нравственной - дети убиваются. Таким образом, конечно, не в " метриках " дело, это -снаружи (хотя важно), а во внутреннем, скрытом дуновении " зазора " ; в образовании мнения, что дитя рождается из " сала " и " сальною девицею " от " сального господина " во всех безусловно случаях, когда оно рождено " без нашего соизволения " . Иными словами: отождествление человеческой нравственности и особенно женского целомудрия с " духовным послушанием " владыкам, которых сущность и обеты заключаются в совете, в идеале, в завете - " лучше не рождать " , " не жениться " , " не выходить замуж " , это отождествление повиновения и нравственности и есть корень всего дела. В. Р-в. ______________________ В " Уложении " 1649 года, Алексея Михайловича, в главе 10, статье 280 читаем: " А будет кто с кем побраняся, назовет выблядком и тот, кого он назовет выблядком, учнет на него Государю бити челом о бесчестье, и с суда сыщется про того челобитчика допряма, что он не выблядок, и ему на том, кто его назовет выблядком, велеть по сыску доправить бесчестие вдвое безо всякия пощады. А будет про того челобитчика с сыску скажут, что он прямой выблядок, прижит он у наложницы до законныя жены, или и при законной жене, или после законной жены, и таким выблядкам в бесчестьях отказывати, и к законным детям того, кто его у наложницы приживет, не причитати, и поместей и вотчин того, кто его беззаконно прижил, ему не давать. А будет тот, кто того выблядка у наложницы прижил, на той наложнице и женится: и ему того выблядка в законные дети не причитати же, и поместей его и вотчин тому его выблядку не давать потому, что он того выблядка прижил у наложницы своей беззаконно до женитьбы " ______________________ Везде у А.А. Дернова: " сын блуда " , с оговоркой в примечании под страницей: " В подлиннике поставлен термин более резкий " (курс. А. Дернова). У меня есть " Уложение " Алексея Михайловича, - и я, уже студентом его читая, был поражен термином " выблядок " .

http://predanie.ru/book/219719-semeynyy-...

Вышла в свет книга о первых новомучениках Вятской земли 14 марта 2008 г. 09:03 К 90 летию мученической кончины протоиерея Павла Дернова и его сыновей в кировском издательстве «Буквица» вышла книга о  протоиерее из Елабуги и его семье, члены которой стали первыми новомучениками Вятской земли и одними из первых новомучеников ХХ века. Автор книги, член комиссии по канонизации святых Вятской епархии А.В.Маркелов, ряд лет занимается историей православной Вятки. Эти исследования воплотились в четыре книги и десятки публикаций. Первые новомученики Вятской земли. К 90-летию мученической кончины протоиерея Павла Дернова и его сыновей./Составитель Маркелов А.В. — Киров: Буквица, Приход  церкви Рождества Иоанна Предтечи, 2008. 32 с. Формат 140x200. Тираж 500 экз. «Православная книга» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/378109.htm...

______________________ Да что же делает Дернов, как не оспаривает это во всей брошюре! " Половое влечение дано Богом " . А " дитя " , плод " полового влечения " ? Разве хотя единое в мире дитя зачато без " полового влечения " ? Ведь не из " доклада " же Дернова рождаются дети, пусть он будет даже и боговдохновенен. Но все это - шашки Ноздрева, с которым хочется бросить игру, и ведешь ее потому только, что по судьбе истории и игре недоразумений находишься в его владениях, власти, под его жестоким чубуком и делаешь bonne mine au mauvais jeu. В. Р-в. Тут в одной и той же цитате (не знаем, откуда взятой, но ясно не принадлежащей Дернову) сверху называется " Божиею волею " то, что снизу через три строки называется " текущим от первородного греха " . Ясно, однако, из последующего изложения, что " устав консисторий " , регламентировавший брак, по мнению Дернова, " дан Самим Богом " , а Библия и законы верховночеловеческие суть, по нему же, " главное зло, проистекающее из первородного греха " . В. Р-в. Вот если этого " влечения " нет, нет и содержания брака, и, след., его самого. Тогда расторгните же брак, где умерло " влечение " . Но вам и " влечение " надо: это - украшение, оправдание брака, и вы записываете его себе в итог доходов, хотя ни малейше в деловых суждениях о браке его не принимаете во внимание (развод). Но сбросьте, как не вам принадлежащее, всю эту любовь, согласие, чадородие - что есть и в незаконном сожитии - и у вас получится подлинное ваше богатство: " договор, обязательство, законное рабство " (см. выше). При ужасе от вида этой скудости вы и кидаетесь воровать и присваивать себе плоды " незаконных сожитии " : любовь, дружбу, чадородие. Ибо уж, поверьте, в " незаконных-то сожительствах " и любят друг друга, и рождают детей в любви: ибо, когда их закон не держит, что же их друг около друга держит, как не любовь? В. Р-в. Если цель не достигнута и брак бесплоден - опять почему не расторгнете его? Но и эта цель мнима, нужна автору в риторических целях: а подлинная " цель брака " - расширение " нашей компетенции " , к сожалению, не распростершейся своевременно на всемирные рыбные ловли, " ибо Петр был рыбак " . В. Р-в.

http://predanie.ru/book/219719-semeynyy-...

Елабуга. Часовня Павла Дернова, пресвитера Елабужского. Деревянная часовня. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:Между 2020 и 2023. Адрес: Республика Татарстан, г. Елабуга, Троицкое кладбище. Координаты: 55.759045, 52.043464 Проезд:по трассе М7 Волга от Казани на Елабугу, на 1004 км правый поворот. Въезд в город по ул. Чапаева. Часовня расположена по адресу пр-кт Нефтяников, 80А. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Статьи Статей пока нет. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=60598

Этим решается спор о " выблядках " уложения Алексея Михайловича, а с тем вместе упраздняется и этот трактат А. Дернова. В. Р-в. ______________________ Что касается, собственно, так называемой г. Розановым религиозно-философской тяжбы, то его слова: " Не пытаясь никого убедить, я сохраняю про себя и для себя убеждение, что " таинства брака " , " брака как религиозного таинства " , в Европе не существует. Если есть и пока есть хоть один ребенок, именуемый " незаконнорожденным " , - невозможно доказать живость и присутствие у нас этого таинства по следующей причине: " Есть еда, сон и множество еще других физиологических действий или состояний. Конечно, вся жизнь наша таинственна, - но в разной мере. Однако Церковь не возвела ни одно состояние или действие, духовное или физиологическое, например науку или вкушение пищи, - в " таинство " и только возвела в него брак - очевидно - по исключительной таинственности и важности момента размножения. Но этот момент или, точнее, круг моментов при наличности всякого рождения - тот же; следовательно, как в гражданском браке могут быть дети " законные " и " вне-законные " , так в круге учения о таинстве все дети суть равно " законные " ( " в таинстве текущие " ) - и далее его вопрос: " Можно ли говорить о появлении человека на свет, о ниспадении на землю его бессмертной души в порядке " Гражданского уложения " ?, т.е. называть рождение " незаконным " , так как это вопрос религиозный... " - имеют себе в словах св. Писания: " Я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя " (Пс. 50, 7). ______________________ Ну, вот, это ясно и уже " не подает на два колена " : " и любим и не любим " . Твердо поставлено: " Не любим " , " не хотим рождения " , " вообще никакого и ни от кого " . Только напрасна ссылка на Псалом: это лишь применительно к случаю и минуте с Урией и Вирсавией вырвалось у Давида как впечатление воззрения на грех свой. Воображать, что тут универсальный закон сказан, значило бы думать, что Давид не читал никогда Книги Бытия с " раститеся, множитеся " . Впрочем, гениальный в подробностях разбор этого места Псалма сделан А.П. Устьинским и помещен мною в книге: " В мире неясного и нерешенного " , куда и отсылаем А.А. Дернова и читателей. В. Р-в.

http://predanie.ru/book/219719-semeynyy-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010