В начале 1917 года мне пришлось познакомиться с профессором Верховским в Ростове, и он признался, что не написал бы своей статьи, если бы был раньше знаком с моими взглядами на церковно-государственные задачи… И за то спасибо! . Я погружался все глубже в те глубины, где зарождалась общественная мысль, где выдавались аттестаты людям, стоявшим у власти, и намечались линии государственной жизни. И какой же огромной показалась мне сила печати, какими наивными и слепыми казались те, кто оценивал события текущей жизни с точки зрения внешних причин, или видел в Распутине источник главного зла… Я чувствовал себя игрушкой в руках печати и знал, что скоро сделаюсь и ее жертвой. Глава XXXVIII. Вступление в должность и первые впечатления 30-го сентября 1916 года я впервые вошел в Синод в качестве Товарища Обер-Прокурора и в этот же день принял участие в заседании Св. Синода. Меня очень тронуло то сердечное отношение, с каким меня встретили митрополиты С.-Петербургский Питирим и Московский Макарий, а также Обер-Прокурор Св. Синода Н.П.Раев, и очень удивила та сдержанность, с которой отнеслись ко мне прочие иерархи. Удивила меня эта сдержанность потому, что, до своего назначения, я встречал с их стороны не только внимание, но самое искреннее, как мне казалось, расположение, о котором свидетельствовала также и та груда приветственных писем и телеграмм, какая лежала у меня на письменном столе, среди которой были и приветствия со стороны заседавших в Синоде иерархов. Что касается обоих протопресвитеров, Г.Шавельского и А.Дернова, то они не проявили ко мне внимания даже в степени, требуемой обычной благовоспитанностью; но иного отношения я и не мог ожидать от них. Люди мы были разные и понимали это. За Обер-Прокурорским столом сидели Н.П.Раев, Н.Ч.Заиончковский и я. Перед началом заседания митрополит Питирим обратился ко мне с приветственным словом, и это до того смутило меня, что я ограничился только словом благодарности, а в ответ на приветствие ничего не сказал. Я впервые столкнулся с иерархами в положении Членов Синода, разрешавших дела, поступившие на рассмотрение Св.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

Если не ошибаюсь, собранный в начале 1916 года Свечной Съезд постановил образовать комиссию для расследования злоупотреблений при закупке воска за границей и выделил из своего состава группу членов Съезда, оставшихся в Петербурге, на которых возложил обязанность следить за работами означенной комиссии. Остальные же члены Съезда разъехались по местам, и Съезд закрылся. Председателем этой группы Съезд выбрал члена Св. Синода, протопресвитера А.Дернова; а председателем комиссии по расследованию злоупотреблений был назначен Товарищ Обер-Прокурора Н.Ч.Заиончковский. С его уходом, эта тяжелая обязанность перешла ко мне, к вящей досаде А.Осецкого, полагавшего, что, после отставки А.Н.Волжина и Н.Ч.Заиончковского, отношение к нему новых представителей Обер-Прокуратуры изменится и комиссия будет закрыта. Самый факт избрания протопресвитера Дернова председателем группы и его своеобразные приемы зашиты А.Осецкого убеждали меня в несомненной виновности последнего, для чего, впрочем, имелись основания и помимо моего личного убеждения. Но обосновать обвинения фактическими данными было трудно потому, что сношения Хозяйственного Управления с германскими фирмами по поставке воска велись на немецком языке, и требовалось много времени для рассмотрения и изучения документов, сваленных в кучу и заполнивших почти целую комнату. Лично для меня казалось несомненным то, что в таком переводе документов на русский язык не было ни малейшей надобности и что он был предпринят с умышленной целью затянуть дело и отсрочить развязку… Было совершенно очевидно, что для такого перевода понадобились бы многие месяцы, а может быть и годы. Не было в этом надобности еще и потому, что обвинения, предъявлявшиеся Осецкому, сводились к указанию на предпочтение им иностранной фирмы, а не русской, несмотря на то, что условия последней были выгоднее. Нужно было выяснить причины такого предпочтения и опровергнуть утверждения печати о проявлении А.Осецким недобросовестности и допущенной им умышленной растрате казенных денег, уплаченных им за купленный в Германии воск.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

«Выхода нет»  Наталью Панарину обвинили в организации несанкционированного митинга: по части 1 статьи 20.2  КоАП РФ районный суд оштрафовал ее на 5 тысяч рублей.     – За что меня судили — за правду? — не понимает учительница. Оплатить штраф Наталье Панариной помог совершенно чужой человек — программист Михаил Файто из Москвы: 3 августа 2019 года он был задержан и избит на встрече независимых кандидатов в Мосгордуму с избирателями, которую полиция посчитала несанкционированной акцией. Районный суд назначил Михаилу штраф, но с помощью правозащитников удалось добиться, чтобы Мосгорсуд прекратил дело за отсутствием состава правонарушения. Михаил Фаито — Несправедливо и то, что педагог остался без работы, потому что защищал права детей, и то, что она наказана штрафом, несмотря на свою смешную зарплату, — считает Михаил. — Мне жаль, что Наталья Владимировна не сможет опротестовать решение суда: ездить в райцентр для нее накладно. Но я рад, что педагог проявила свою позицию. Как показывает практика, чем чаще люди выражают свое мнение, тем выше у них уровень жизни.  Уровень жизни у аксеновцев, конечно, выше не стал. Но после шумихи в прессе так же внезапно нашлись и более комфортные условия для ребят, и работа для Панариной.  С 1 декабря в Увалобитиинской школе им выделили отдельный кабинет — и учит, и сопровождает в дороге теперь их первый учитель. В деревню даже наведалась министр образования Татьяна Дернова. Пообещала к весне выделить автомобиль «повышенной проходимости», на что, впрочем, сельчане только хмыкают — тут танк нужно. Как ни умоляли они оставить детей доучиваться дома, чиновники остались непреклонны. Причем так и не поняли, чем недоволен народ.  — Нет такой ситуации, где со всех сторон идеально будет, — считает глава Саргатского района Владимир Хохлов . — Родителям неудобно? А детей они спросили? Мы хотим дать им образование или свои проблемы решить? Вовлекли их в свои игры. Нехорошо это, непорядочно. Посмотрите школу, которую мы им предложили: компьютерный класс, музей, кружки, секции, спортзал. Учитель физкультуры — заслуженный тренер РФ, мастеров по лыжам, по полиатлону воспитывает. Дети должны расти в коллективе! Если начинаются шероховатости, надо искать другие варианты. Дорога не наша — региональная. Там в одном месте проседает, надо трубу класть. Министр приезжала, мы ей об этом сказали. Добиться, чтоб ее отремонтировали, легко. А что вы думаете — деревни, где школы есть, процветают? Как показывает практика, численность классов растет только в райцентре. Идет миграция из маленьких сел в большие, из больших — в райцентр, из райцентра в город. 

http://pravmir.ru/zhizn-v-derevne-obreza...

В процессе петроградских церковников «в качестве обвинителя» выступал приехавший из Москвы Красиков, главным защитником был старая петербургская знаменитость Бобрищев-Пушкин. На скамье подсудимых сидело несколько десятков человек; состав подсудимых поражал своей разношерстностью еще более, чем на таком же процессе в Москве. Казалось, ничто в мире не могло бы соединить столь различных людей. Наряду с двумя владыками – митрополитом Петроградским Вениамином и епископом Ладожским Венедиктом (Плотниковым) – на скамье подсудимых находились настоятели Исаакиевского собора протоиерей Л.Богоявленский, Казанского собора -Н.К.Чуков (впоследствии митрополит Ленинградский Григорий), Измайловского собора – о. Чельцов, Троице-Сергиева подворья – архимандрит Сергий (бывший член Государственной Думы от фракции националистов Шеин), благочинный Бычков – цвет петроградского духовенства; далее следует упомянуть крупных представителей петроградской интеллигенции: профессора уголовного права Новицкого (председателя правления православных приходов), бывшего петербургского присяжного поверенного Ковшарова, проф. Военно-юридической академии Огнева и др. – и рядом с ними церковная мелкота – консисторские чиновники и канцеляристы. На месте защиты – рядом с почтеннейшим Бобрищевым-Пушкияым – восседал А.И.Введенский , который еще в своей знаменитой речи в Таврическом дворце публично объявил, что он берет на себя защиту митрополита Вениамина; он также просил отдать ему на поруки митрополита, но ему в этом было отказано. Удалось взять на поруки лишь престарелого протопресвитера Дернова. – Я думал, – рассказывал впоследствии А.И.Введенский , – построить защиту на психологическом анализе характера митрополита; трудно было представить себе более некомпетентного в политике человека, чем митрополит. Вот я и хотел изобразить трагедию благочестивого, доброго монаха, которым вертели, как хотели, церковники, и думаю, что защитил бы – да вот не пришлось... Действительно, А.И.Введенскому не пришлось выступить на этом процессе, хотя его речь была бы, вероятно, очень эффектна; однако эффект, который он произвел после первого заседания, превзошел все ожидания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

23 мая/5 июня 1922 г. Понедельник. Духов день. С утра опять по молитвослову прочел службу. В 12-м часу позвали гулять. Отец Сергий, Ковшаров и Парийский гуляли раньше. Парийский устроился и с нами. Дернова не видно. Левицкого сегодня тоже нет. Вероятно, их выпустили. Парийский (секретарь митрополита. - Л.А. ), по молодости, горячности темперамента и избалованный близостью к митрополиту, непримиримым тоном возмущался тем, что епископ Алексий снял отлучение с Введенского и вступил в управление епархией. По нему, митрополит не считает себя уволенным, потому что все временное высшее управление будто бы незаконно. Из Москвы будто бы во вторник привезена копия патриаршей резолюции, которая говорит только о поручении трем лицам (священникам) передать при посредстве Нумерова (секретарь Патриарха. - Л.А. ) дела митрополиту Агафангелу. И только. На этом основании митрополит отказался признать законность его увольнения. Собрание викарных епископов тоже высказалось за недостаточность полномочий у Временного Высшего Управления. Тут возникает целый ряд недоумений: 1) Какая же редакция патриаршей резолюции подлинная: а) переданная Парийским (где, не упомянут даже епископ Леонид), б) сообщенная мне Введенским (где говорится о Леониде и о кооптации) или в) сообщенная мне Боярским (из 4-х епископов, нескольких священников и 3 мирян)? 2) Если подлинна редакция Парийского, то могла ли группа с Преосв. Леонидом вступить в Управление из-за невозможности прибыть митрополиту Агафангелу? И если не канонически, то " по нужде " ? 3) Если могла вступить " по нужде " , то, как смотреть на увольнение ею митрополита? Законно ли? 4) Если увольнение незаконно, то вступление епископа Алексия в управление может рассматриваться как временное, особенно под давлением квалифицирования отказа Балаевым, как шага контрреволюционного. Но тогда - как смотреть на снятие им отлучения с Введенского? Как это указывается правилами и практикой? Мог ли он снять, если уверился, что наложение было вызвано недоразумением (не было документа от Патриарха). А если не так (если подлинна все-таки редакция Парийского), то мог ли (по практике древней) Преосв. Алексий снять отлучение и вообще ради спокойствия Церкви?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Разнообразием и крайним удешевлением изданий она овладевает умами людей всех наций, состояний и возрастов. Ни невинная юность, ни подрастающие дети, ни простые поселяне, ни рабочие люди - никто не защищен от ее разрушающего влияния, когда она принимает ложное направление. А каковы результаты ее современного влияния на юные поколения и народные массы, можно видеть из статьи некоей г-жи Гурко, помещенной в журнале " Радость христианина " , в февральской книжке 1898 года. Ее статья: " Мысли, возбужденные современным направлением литературы " - есть истинный вопль скорбящей о том, что современная литература помрачает чистый смысл детей бесстыдными, грязными описаниями страстей и отношений, которых они еще не подозревали. В литературе ныне замечается полное понижение идеалов, вследствие чего, конечно, понижаются и нравы. А между тем не имеет ли литература, - напротив, - священным призванием своим пробуждать, обновлять, очищать и возвышать идеалы человечества? Гениальные описания зла никогда не исправят человечество. Самый простой смысл говорит, что, видя человека, утопающего в болоте и тине, будет совершенно бесцельным описывать ему это болото и тину, во всех и без этих описаний слишком знакомых ему подробностях, а что надо ему указать путь, по которому другие прежде него вышли из этого болота, и возбудить в нем энергию, которая заставит его сделать необходимое усилие для того, чтобы освободиться от втягивающей его тины. ______________________ Ну, вот то-то. Не редакция " Радости христианина " , не монах, не священник - а мать завопила. Ведь никак эти рассуждения Дернова нельзя назвать " воплем " : они довольно холодноваты. А когда мать завопила - то матери все и спасут, им все и надо предоставить, а дирижеров из " Радости христианина " надо попросить управлять другой губернией, отнюдь не семейною. И спасибо этой вопленнице-семьянинке! Ей templum [святилище (лат.)], как veneri-genitrici, ибо она и " genitrix " как мать, и venus - ибо, конечно, прежде чем стать матерью, была страстной супругою, - и вместе выступила как dea [богиня (лат.)] в высоких своих порывах на страницах " Радости христианина " .

http://predanie.ru/book/219719-semeynyy-...

Жалобная панихида. В. Р-в. ______________________ Чем иным можно объяснить нетерпеливое желание некоторых народов Западной Европы заменить христианский благословляемый церковью, так называемым гражданским, если не стремлением совершенно освободить свою совесть от напоминания закона христианского о хранении и целомудрия в супружеской жизни? Когда люди с своим собственным гражданским законом в руках сами могут заключать браки и расторгать их без мысли о и без страха ответственности перед судом тогда и пред людьми, и перед детьми, происходящими от таких браков, стыдиться нечего; все, даже и оставление детей без попечения отца и матери при поставлено на законную почву и не имеет ничего заслуживающего порицания. Как же нашим слепым подражателям Европы не желать подобных законов? При них не будет этих церковных правил, запрещающих браки в близком родстве, стесняющих произвольные разводы, предписывающих крещение и христианское воспитание Для них не важно, что сама природа восстает против нарушения ее законов, производя золотушных и детей от браков в близком родстве, что дети без христианского становятся грубыми язычниками, что произвольные разрывы супружеств разрушают вконец эти естественные гнезда, называемые семействами и предназначенные для размножения, охранения и воспитания птенцов рода Но у нас замечается нечто еще худшее, чем борьба в Европе за гражданские браки: у нас люди, свободно сошедшиеся, без разрешения всякого закона, не краснея, живут вместе, выезжают, принимают гостей и развязно говорят: " Мы живем в гражданском " браке " . ______________________ Мне кажется, - брак христиан и есть христианский брак. Какой же, не мордовский же? В. Р-в. Да ведь именно в " христианском браке " , соглашаясь с терминологией Дернова, верности не требуется (Лаврецкий и жена его, Каренин и жена его). В. Р-в. Какая же чистота у Анны, живущей с мужем и Вронским? и у жены Лаврецкого, отдающейся парижским актерам? Но консистория в обоих случаях не развела их, опираясь на слова Евангелия: " только ради прелюбодеяния можно разводиться " - и, след., не признав " прелюбодеянием " жизнь втроем и даже - со многими. А консистория чей " орган " ? Секрет усилий к " гражданскому браку " едва ли и не есть единственный способ вырваться к чистоте в браке. Ибо если секретарю духовной консистории не претит, как будет жить Каренин, то ведь самому-то Каренину - претит? И вот, ничего не добившись от консистории, он потребует гражданского брака, потребует его и Лаврецкий, и Калитина - когда придет в сознание. Потребуют его все несчастные, не потому, чтобы хотели в супружестве жить без Божьего благословения, но потому что с просьбою о нем пошли не туда вовсе, не к супруго-Сочетателю, а к супруго-Разъединителю. И эта ошибка адреса и произвела (верим - минутную) запутанность, именуемую " гражданским браком " . Известно, что казна бережет потерянные вещи, пока не нашелся хозяин, ей же отдают и похищенные вещи, отнятые у вора. То же случилось на Западе и с семьей. В. Р-в.

http://predanie.ru/book/219719-semeynyy-...

_______________________ По сему самому всякая неправильность, допущенная несознательно ли, или тем более сознательно, по отношению к этой тайне, к этому закону, - всякое его, - должны естественно озабочивать всякого здравомыслящего человека, - тем более они должны озабочивать пастырей душ ______________________ " Закон " есть " установленный " и " освященный Богом " (по А. Дернову), дабы " достигшие физической зрелости девицы " юноши сопрягались " (по нему же): итак: " неправильность " и " нарушение " начинается с момента, как в это Божие и вместе мировое " пусть " , " да будет " вмешивается противоборствование: " Да не будет " , " пусть остановится " . И весь доклад А. Дернова и есть " допущенная сознательно или несознательно неправильность в толковании этого закона " . Собственно, тема его должна бы быть: " Пастыри, обсудим, как это множество детей, именуемых незаконными, и семей, так же именуемых, - перевести в состояние подзаконное? " Но этот вопрос и единственно возможная не кровавая тема даже не пришла ораторам и слушателям в голову, и незаметно они двинулись в кровавый путь, заканчивающийся Скублинскою или Масловскою: как течению детей от брака, течению " неизбежному " , которое уже сейчас стремится по порогам, разбиваясь о них, вырыть пропасть, образовать водопад детской крови. Ибо они " изыскивают меры к устранению (уничтожению, разрыву) незаконных сожительств " , а не к их урегулированию. В. Р-в. Поразительно: о " душе " забота должна бы выразиться успокоением ее, утешением ей? Но какая же о " душе " будет забота, если, подойдя к незаконнородившей, сказать: " Ты вопреки моей распорядительности родила: итак, чтобы эта распорядительность хоть a posteriori была оправдана, оставь и того, от кого ребенок рожден, и самого ребенка скрой куда-нибудь, во всяком случае при себе не держи " . Мне кажется, это - " попечение " не о " душе " женщины, а о " престиже " своей власти. Кстати, ведь родила-то она, " достигши зрелости " , о которой раньше неосторожно упомянул А. Дернов? В. Р-в.

http://predanie.ru/book/219719-semeynyy-...

Понятие о незаконнорожденности как абсолютного, непростимого греха - ясно здесь вырисовывается и из этого круга мысли вытекает. В то же время заповедь: " Не прелюбы сотвори " исходит от того самого Бога, как и заповедь: " Плодитесь, множитесь " , и в том же самом Завете, откуда уже очевидно, что они одна другой не противоречат. Т. е. " прелюбодеяние " отнюдь не заключается в зачатии и рождении, каком бы то ни было и какого бы то ни было ребенка, ибо " плодитесь " без исключения обнимает все рождения. Что же значит: " не прелюбодействуй " ? Что-то другое, а не рождение. Что - это я, после тщательных о Ветхом Завете разысканий, - знаю и гораздо ниже объясню, а Петербургское пастырское собрание об этом не задумалось и без размышления Творца, заповедавшего: " плодитесь " , нарекло основоположником мирового прелюбодейства. Как это произошло?!! Через дачу нового идеала - девства: тогда вообще всякое рождение как отступление от идеала половых отношений, заключающегося в отрицании их, и поступило в рубрику: " Ты прелюбодействуешь " . Брак стал метафизически невозможен, а если и есть физически - то как уступка, прощение. Так даже если взгляд на женщину - прелюбодеяние, то что же и говорить о совокуплении. Совокупление есть богоотступничество, брак есть богоборство, отсюда - монашество. В. Р-в. Интересно. Да ведь и весь доклад А. Дернова укладывается в это: " не перелюби " , т. е. не люби чего-либо больше Бога; эта заповедь запрещает, таким образом, всякие излишние увлечения чем-либо, кроме наших пастырских наставлений, и кем-либо, кроме нас, наставляющих. В. Р-в. Бывали проекты: " семейным чиновникам, и особенно многодетным, - прибавлять жалованье, вообще помогать по службе " . Не нужно объяснять, что это расстраивало бы службу, внося в оценку ее, а награду за нее, новый и посторонний службе принцип. Между тем я от священников слыхал советы: " Вот выскажитесь в этом смысле в печати " . Да для чего, когда у самих священников, духовенства, церкви полны руки обременительностей брака, и достаточно им распустить руки и выронить средневековые о браке архаизмы, ни для кого и ни для чего ненужные, кроме гордости их сословия, и это более предрасположит вступать в брак, чем всяческие служебные награды.

http://predanie.ru/book/219719-semeynyy-...

Пред глазами же порочных, по их собственному сознанию, постоянно воспроизводится какая-либо сцена или картина, виденная ими много лет назад и давшая первый толчок к раннему и болезненному развитию полового чувства. Понятно, что такое же действие оказывает чтение книг известного содержания, театральные представления, живые картины и т. п. Относительно театра многие придерживаются ложного убеждения и водят детей на волшебные представления (феерии), живые картины и балеты, не допуская их присутствовать при исполнении пьес нравственного содержания, затрогивающих высокие чувства любви, самоотвержения, чести, долга и проч. Вообще говоря, для детей театр абсолютно вреден, - для юношей же всего вреднее феерии, балеты, живые картины, представления в цирках, которые, не занимая ум, влияют исключительно на воображение, усиливают фантазию и оставляют нередко воспоминания об известной позе, жесте, движении или костюме исполнительницы, не изглаживающиеся во всю и служащие исходным пунктом раннего и болезненного полового ______________________ Ну, вот и все. На все случаи жизни один совет: " Воздерживайся " . " Законоучителю " Дернову дана была полная возможность высказаться перед своими зрелыми слушателями, и он, кроме коротенького: " а у нас солдат был " , " а у нас блины пекли " , ничего сказать не сумел. Чего же законоучителям в гимназиях указывать на уроках, что-то объяснять? Больше Дернова ничего не скажут; но " воздерживайся " можно просто золотом оттиснуть на стене, и repetitio не потребуется. Но как автор еще увертлив, и какой он софист: ну, картинки, ну, стишки, прислуга и гувернеры. Соглашаемся и устраняем все это. Но ведь наступят 18 лет для юноши и 15 лет для девицы, " признаки зрелости " налицо. Что же им-то Дернов? Опять " не читайте книжки, не смотрите на картинки " ? Или он что другое скажет? Тогда сказал бы! Но он молчит, упорно и тупо, как альпийский зверек. А я ему скажу: в монастырях с гувернерами не разговаривают, оперы не глядят, романами не балуются: а об " искушениях " слишком много написано в " житиях " . Таким образом, все сводится к тому, чтобы изъять дирижерскую палочку у столь очевидно неискусного дирижера и вручить ее совершенно другому, именно - создавителю самой пьесы, предлежащей к разыгрыванию! Спасение целомудрия и брака, очевидно, зависит от полной смены команды в воинствах брачных. Не распорядиться моряку на суше, а генералу - на море: и полное отстранение сонмов, хотя бы сколько-нибудь содержащих девственный идеал, от семьи, и призыв сюда наоборот таинственно " обрезавшихся Господу " , хотя бы духовно, - есть задача времени, проблема цивилизации. " Во иудее и эллине " , как духе, как поэзии и религии, - спасение. В. Р-в.

http://predanie.ru/book/219719-semeynyy-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010