Комиссии, которая теперь назначена, придется непременно остановиться на этой метафизике человеческого рождения. Духовенство наше - не католическое, с его фанатизмом и, в сущности, очень коротеньким доктринерством. Православие - благостно и мудро. Давно замечено, еще первыми славянофилами, что, тогда как западные церковные доктрины имели политический дух и политические устремления, Восток всегда был мистичен и созерцателен. " Он и льна курящегося не загасит " , - предсказывали о Спасителе пророки: вероятна ли гипотеза, что, сойдя в среду людей, Христос погасил бы хотя одно рождающееся дитя?! И отделил бы это дитя - от родителей! Или, взглянув на фактически совершившееся рождение, не благословил бы его. Этому последовать предлежит и комиссии. " Нов. Вр. " , 1899, сентябрь. МАТЕРЬЯЛЫ ДЛЯ РАЗРЕШЕНИЯ ВОПРОСА XXI. Письмо в редакцию " Нового Времени " Милостивый Государь Господин редактор! В N 8458 " Нового Времени " , 14 сентября сего года, в статье г. Розанова " Важная забота церкви " , сделано указание на мой доклад пастырскому собранию 1 декабря 1898 г. " Что надобно иметь в виду при изыскании мер к устранению незаконных сожительств? " . В означенном указании дважды приписаны мне такие мысли, каких совершенно я не высказывал и не высказать. Что сделанные на меня в указанной статье ссылки неправильны, всякий может убедиться, прочитавши мой доклад, который тотчас же после вышеназванного пастырского собрания издан отдельною брошюрою. Упомянутой в означенной статье вашей газеты " особой комиссии " , будто бы назначенной Высокопреосвященным митрополитом С.-Петербургским Антонием для рассмотрения вопроса " о незаконных сожительствах и незаконнорожденных детях " , также нет и не было назначаемо. Прошу Вас, многоуважаемый господин редактор, не отказать напечатать настоящее мое письмо в ближайшем N вашей газеты и принять уверение в совершенном моем к Вам почтении и уважении. ______________________ Курс. А. Чернова. Относится это к словам моим: " На исповеди, как об этом и говорит священник Дернов, ни у одного священника не хватит духу присоветовать кающемуся сожителю, чтобы он оставил детей своих или свою рекомую сожительницу " (см. т. 1, с. 252). Как нам известно стало, после напечатания статьи: " Важная забота церкви " - А. Дернов позван был в некоторую высшую инстанцию, " ведающую дела рождения " , " святость брака " , - и спрошен об этих словах, и, смущенный, потребовал от редакции " Нов. Вр. " напечатания письма с отречением от приписанных ему (действительно неправильно) слов, которых он " не мог " сказать. Этот мелочный повод, таким образом, послужил толчком к формальному и категорическому заявлению священника Дернова, что он желает отторжения отца от детей и мужа от жены - если они живут не венчано. Не знаем, сколько было " испразднено " детей при Ироде: но при исполнении пожелания Дернова, конечно, их больше бы " испразднилось " в Петербурге и России. Но " восстает Звезда от Иакова и вождь от чресл его... " . В. Р-в.

http://predanie.ru/book/219719-semeynyy-...

16-го числа, отправившись рано поутру из Зубцова, приехал благополучно к обеду в Сычевку – последний город на пути к моей родине. За поздним выездом из Сычевки не успев доехать до родимого Дернова 15 , в шестнадцати верстах от оного нашел на упокоение нощное гостеприимный кров у госпожи Новицкой близ села Липиц. 17-го в девятом часу, отблагодарив свою странноприимицу, направил путь свой к Дернову и уже приближался к оному, как последовало со мной свыше предустроенное от сего места любезного к иному священнейшему уклонение. Стремление мое на родину исходило во мне не столько от желания свидеться с родными (хотя и сие утешительно душе моей), сколько от усердия помолиться на гробе родителей с приношением умилостивительной о грехах всего мира страшной бескровной жертвы за упокой душ в Боге почивающих виновников жизни моей временной. Господь по милосердию Своему сие намерение мое приял со благоволением и в знамение Своей милости привел меня на гробы их прежде, нежели я чаял. По незнанию сельских дорог извозчик мой, когда мы уже находились в самой близости Дернова, своротил не в ту сторону и по некоей открывшейся в лесу дороге привез меня на самое близкое расстояние к храму, в паперти коего почивает священный прах моих родителей 16 . Видя в сем случае действие Промысла Божия, поспешил я во храм Господень и, призвав священника, отслужил по усопшим панихиду, поклонился их праху и, так сказать, получив их благословение, от них уже приехал в Дерново к возлюбленному брату, которого хотя, к прискорбию, и не нашел дома, ибо он по обязанности депутатского своего звания отлучился в Смоленск, но супругой его почтеннейшей и всякого благочестия и честности исполненной принят был с искреннейшей о господе любовью и упокоен всевозможным образом. Предположив при помощи Божией целую седмицу совершать божественную литургию о упокоении в Бозе представльшихся родителей моих, на другой же день, 18-го числа, вступил я в сие священнейшее служение и сподобился, по желанию, совершить страшное бескровное жертвоприношение, проливая при том теплейшие ко Господу молитвы о спасении усопших и воздавая Ему от всего сердца пламенное благодарение за исполнение сего во благих желания, невзирая на многие препятствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В. Р-в. ______________________ Понимаемая в таком свойстве законодательная власть духовенства совершенно достаточна для осуществления возложенной на него задачи - спасения рода ______________________ Да, " спасли " . Цело человечество. Но о чем же были хлопоты Дернова в докладе о " незаконных сожительствах " ? И что за хлопоты медицинского департамента Мин. вн. дел о сплошной коре сифилиса, покрывающей русскую несчастную страну? В. Р-в. ______________________ Но сознание великой пользы наиболее сильного влияния и воздействия церковной власти на общественные и национальные нравы побуждало, нередко, благочестивых христианских государей усиливать значение церковных правил до уравнения их с государственными Так было в древней греко-римской империи, когда, вскоре по признании Церкви государственною религиею, императоры утверждали за отдельными догматами значение государственных законов, а потом, со времени Юстиниана, долго имело силу высказанное им общее правило, что церковные каноны имеют силу законов; впоследствии же времени сделалось обыкновенным, что император византийский или сам лично участвовал на соборе, издававшем церковные постановления, которые ео ipso получали значение и законов государственных, - или же в отсутствие его изданные утверждал впоследствии в значении государственных законов. ______________________ Как это все тонко. " Не мы! Не мы! А - государство " . Но уже я защищу доброе государство, все же с улицы подобравшее незаконнорожденных детей и воздвигнувшее для них дворцы - воспитательные дома. Нет, частные люди и государство всегда были к незаконнорождающим милостивы. А император Николай I даже раз посетил Воспитательный дом; да чуть ли для питомиц его не открыт один из институтов. Что же аналогичное сделало духовенство? Молчание. И вот это-то молчание и страшно. В. Р-в. ______________________ Сходный с этим порядок издания церковных законов действует и в настоящее время в русском государстве. В полномочия устроительной или правительственной власти в церкви входит, далее, власть соединенного с соответственными административными Общая задача его - наблюдение над всем состоянием общества верующих и охранение данного ему устройства.

http://predanie.ru/book/219719-semeynyy-...

статью: " Имущество, титулы и дети " . Нельзя не признать справедливости некоторых из этих соображений. То же или подобное было высказываемо и на пастырских собраниях столичного духовенства и обсуждалось в докладах протоиереев Горчакова, Дернова и др. Посему мы не будем говорить здесь об этих сторонах дела, а коснемся лишь религиозно-нравственной стороны вопроса. И, прежде всего, действительно ли сущность брака - в прилеплении полов? Определять брак с этой именно стороны - не значит ли сводить его к чисто физиологическому забывая, что в человеке, кроме тела, есть дух и что духовная сторона выше телесной. Г. Розанов пользуется выражением Св. Писания: " Будут два одною плотию " - для определения того, в чем состоит установленный Богом и не подлежащий разлучению от людей брачный союз, но он забывает, что при установлении брака Творцом изречено: нехорошо быть человеку (мужу) одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт., 2, 18). Ясно, что сущность брака шире, чем простое общение полов: брак предполагает общение мужа и жены не только физическое, но и духовное - в труде и отдохновении, в скорбях и радостях Эта полнота не физического только, но и духовного общения мужа и жены в браке настолько очевидна, что отмечена даже языческим законодательством. Римское право определяет брак как " conjunctio maris et feminae et consortium omnis vitae, divini et humani juris communicatio " , т. е. как " мужа и жены союз и общий жребий на всю жизнь, общение божественного и человеческого права " каковое определение, как отвечающее природе брака, удерживает и наша Кормчая (Кормч., законы градск., гр. 4, ст. 1). Посему-то, не всякое общение полов есть брак, но есть и такое общение полов, которое на языке Писания именуется прелюбодеянием, и т. п. И Христос ясно отличил брак от прелюбодеяния и освятил Своим присутствием брачное а прелюбодеяние осудил и Есть и еще одна сторона в браке, которую никак нельзя забывать: это благословение Божие. Сам Бог приводит в раю жену первозданному человеку и вручает ее ему; и в церкви Христовой с самых первых соблюдалось требование, чтобы брак заключался о Господе (1 Коринф. 7,39), т. е. с благословения церкви. Итак, брак есть союз мужа и жены не только физический, но и духовный, союз свободный, нравственно-ответственный и свыше Этими чертами он отличается как от случайных сожительств и связей, так и от того, что мы наблюдаем в мире животных и что также следовало бы назвать браком, если смотреть на него с точки зрения г. Розанова.

http://predanie.ru/book/219719-semeynyy-...

Тут какая-то магия. Подземный темный огонь, подогревающий снизу и невидимо пласты земли. Что за дело чиновникам до " женитьбы " ? Не очевидно ли, что семейный чиновник благонадежнее, устойчивее холостого? Однако нормальным и естественным мыслится холостое состояние. Если бы чиновник " испрашивал дозволения остаться холостым " - мыслился бы нормою брак. Таким образом, произошло всеобщее космическое качание брака, которому учреждения, законодатели бессознательно и слепо подчиняются, " творят волю его " , кого по имени и назвать не умеют. И в то же время, что это все от " Лукавого " , - видно из того, что на вопрос: " Чем держится отечество, государство, общество? " - решительно каждый законодатель и чиновник, всякий король ответит: " Конечно, - семьею, семейным бытом " . Неужели тут не магия, не " темная вода " в глазу?!! Так ведь и все суждения Дернова и пастырского собрания, начинаясь столь очевидною " славою " семье, " gloria familiae " , во всем дальнейшем изложении полны раздражения на рожденных и рождающих. Теперь если бы 1000 лет духовенство ежегодно, по каждому поводу, при каждом случае, как это раввины делали у евреев, напоминало о первой заповеди " плодитесь " государству, людям государственным, королям, частным человекам: то, конечно, в конце концов оно " вбило " бы в законы и народы обычай, как помещики за 400 лет забот о " приплоде " вбили в крестьян непререкаемый, своеохотный, закон - жениться в 18 лет на 16-летней. В. Р-в. Служа на службе в контроле, я наблюдал странную вещь: как только чиновник в низших чинах, жалованье крошечное, так женат и непременно много детей! и не жалуется на это, хотя выбивается из сил!! В то же время всегда это смышленый и полезный чиновник. Совсем другая картина выше: " Ну, что же, может быть, у вас невеста есть " , - спросишь чиновника 35-40 лет, получающего от 2800 до 3500 руб. жалованья. В ответ совершенно твердое и искреннее: " Что же я буду пролетариев разводить? " Покойный мой брат мне говорил, что с женитьбою, после которой сейчас пошли у него дети, расходы его на прожитие не только не увеличились, но даже чуть-чуть сократились, от бережливости и аккуратности в трате денег.

http://predanie.ru/book/219719-semeynyy-...

В. Розанов 23 ноября, 1900 г. XXXVII. Письмо г. Розанову Почему же вы, г. Розанов, считаете заглавие брошюры прот. А. Дернова " глубоко оскорбительным " для себя? Ведь оно вполне соответствует содержанию ваших статей. И какой вы, подумаешь, обидчивый! То, что указывает на истинный характер вашего quasi-фuлocoфcmbobahuя, вы считаете почему-то оскорблением для себя, а то, что вы осмеливаетесь, не имея никакого основания, оскорблять целые учреждения (как это вы дозволяете себе в отмеченных прот. Дерновым ваших статьях), писать совершенно голословные обвинения, напр. на консистории (письмо ваше в N 8827 " Н. Вр. " ), - находите с своей стороны не оскорбительным для этих учреждений и согласным с вашими понятиями о справедливости, чести и добросовестности. Но позвольте усомниться, есть ли у вас, г. Розанов, истинные понятия о справедливости, чести и добросовестности. Если и есть, то, вероятно, такие же, какие у ваших клиентов, составляющих сочувствующее вам общество, о котором вы упоминаете в нынешнем письме. А это общество, как надо полагать, общество, по выражению достоуважаемого г. А-та, " великих сластолюбцев-паскудников " и девиц, населяющих пансионы без древних языков, или подобных им. 24 ноября, 1900 г. Л. Григорьев XXXVIII. Копия с ответа, посланного отцу протоиерею Александру Дернову (Посвящается глубокоуважаемому В. В. Розанову) " Отпор " ли?.. Пока я не прочитал книжки вашей, батюшка, я еще сомневался, прав ли г. Розанов. Но, прочтя ее, я вполне убедился в правоте его, потому что в нем говорит искреннее и горячее искание правды не по букве закона хотя бы Божьего, а по духу его. Разве в постановлении ученых епископов XVII столетия по поводу известного в то время сочинения Галилея о движении Земли не сказано: " Утверждать, что Солнце стоит неподвижно в центре мира - мнение нелепое, ложное с философской точки зрения и формально еретическое, так как оно противоречит священному писанию " ? Но разве, дорогой отец, в этом постановлении есть правда? Правда открывается Всевышним не сразу. Она бы ослепила. Лишь - постепенно, последовательно, чтобы усвоить ее было бы возможно. Лишь тогда, когда к тому стал подготовлен человек, стал он удостоен к восприятию.

http://predanie.ru/book/219719-semeynyy-...

Особую заботу Совет и Правление института проявляли об устройстве библиотеки, дело с которой обстояло так. В 1918 году библиотека бывшей Петроградской Духовной академии вошла в состав Публичной библиотеки на правах отделения, 20 ноября 1918 года Библиотечный отдел Комиссариата Народного просвещения передал библиотеку Петроградской Духовной семинарии со всеми находящимися в ней книжными собраниями и учебными пособиями, Богословско-Пастырскому училищу. Книгами из библиотеки в течение 1918–1919 годов пользовались преподаватели и учащиеся Богословско-Пастырского училища. Ею стал пользоваться и Богословский институт. Библиотека Духовной семинарии была единственной на эти два учебных заведения. 24 февраля 1920 года «Подотдел Единой Трудовой Школы постановил передать эту библиотеку Детской Трудовой колонии, находившейся на территории Александро-Невской лавры. 28 февраля 1920 года ректор Богословского института прот. Н. Чуков и заведующий Богословско-Пастырским училищем И. П. Щербов обратились в Петроградский городской Отдел Народного образования с ходатайством об оставлении библиотеки бывшей Духовной семинарии в их ведении, а «если же это не будет разрешено, то, в крайнем случае, передать им отделы по языкознанию, богословский, философской, церковно-исторический, а во всех прочих произвести разборку с выделением книг, необходимых для Богословского института и училища, с одной стороны, и пригодных для детской колонии с другой». 19 марта 1920 года библиотека была передана в Богословский институт 322 . Приобретены были книги из частных библиотек, из бывших складов книгоиздателя А. Гузова, поступило несколько пожертвований и особенно ценное от протопресвитера А. А. Дернова. Но все это далеко не удовлетворяло потребностей профессоров и студентов, и перед институтом по-прежнему стоял вопрос о библиотеке, соответствующей достоинству Высшей Богословской школы. 1 декабря 1920 года по предложению гражданской власти при институте был учрежден Центральный Книжный Фонд. В его задачу входил сбор книг религиозного и церковно-богословского содержания из различных фондов – складов, библиотек и распределение их по приходам Петроградской и других епархий.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Прочитал журнал, оглашенный докладчиком, и стал спрашивать мнения членов Святейшего Синода, по принятому обычаю, в порядке старшинства, и первого – протопресвитера Дернова. Последний заявил, что это – не законная передача, а узурпация прав, т. е. по отношению к Святейшему Синоду употреблено обер-прокурором насилие. Протопресвитер Шавельский сказал: «Я ничего не имею против, потому что Академия находится в ведении Святейшего Синода». Другие члены Синода высказались согласно с о. Дерновым. Я обратился к митрополиту Владимиру, как председателю, с следующим предложением: «Спросите обер-прокурора, законен ли этот акт передачи “Вестника” Академии, ибо он – блюститель закона?» Вопрос, конечно, мог быть решен не походным журналом и не Синодом в составе трех членов, а в полном его составе, так как докладная записка была подана ранее, чем разъехались члены Святейшего Синода. Она была подана 8 марта. Почему же она не была доложена? А потому, вероятно, что легче провести дело при трех членах, чем в полном составе Синода. Владыка задал вопрос В. Н. Львову: «Законен ли указанный акт?» В. Н. Львов ответил повышенным тоном: «Совершенно законен, и новый журнал вполне отвечает потребностям времени». На это ему было разъяснено, что по существующему порядку, если кто-либо из членов Синода заявит, что следует передоложить дело, то и по требованию одного члена дело докладывается вторично. В. Н. Львов: «Совершенно законен акт; прежний “Ц[ерковно]-Общественный] В[естник]” помещал такие статьи, которые теперь неуместны; теперь этот орган совершенно соответствует современному церковно-общественному течению мысли. Там теперь вы не найдете таких имен, которые были сторонниками реакции, а только таких лиц, которые соответствуют современному течению». Немало было «немягких» разговоров в этом направлении, и разговоры доходили до высоких градусов. Наконец, когда разговоры дошли до высшей степени обострения, обер-прокурору была указана статья Инструкции об[ер]-прок[урора] 9-я (изд. Москва, Синод[альная] типография], 1904, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Позвольте обратиться через посредство вашей уважаемой газеты к защите ее читателей и также читателей моих последних в ней статей по поводу так называемых незаконнорожденных детей. 18 ноября мне подали с почты брошюру, чтение заглавия которой залило мое лицо краскою стыда: " Брак или разврат? По поводу статей г. Розанова о незаконных детях. Отпор на призыв к бесформенному сожитию или, вернее, к половой разнузданности и охранение святости брачного союза. Протоиерея А. Дернова. С.-Пет. 1901 " . Стыд во мне сменился удивлением, когда, отвернув обложку, на первом заглавном листе я прочел надпись чернилами автора: " Многоуважаемому сотруднику " Нового Времени " В.В. Розанову от автора, 17 ноября " . Каким образом идея " разврата " и " многоуважения " согласуется в уме и сердце автора, - для меня непостижимо, и, очевидно, что эти противоречия сердца и ума сокрыты и в брошюре. Сама собою как-то вспомнилась мне печальная история Валаама, выехавшего проклинать Израиля и против воли благословившего его. - Самое заглавие брошюры, которое читается в витринах книжных магазинов ранее ознакомления, а иногда и вовсе без ознакомления с ее содержанием, я не могу не считать глубоко оскорбительным для себя, как частного человека, как для друга своих друзей и знакомого своих знакомых, так же как и для писателя. Но вот уже общий, а не личный только интерес: если так публично осрамляется и позорно квалифицируется только литературный защитник таких детей, какова же буря " словесного побиения камнями " , падающая на голову как их, так и особенно их матерей. Однако, кажется, общество одумывается; во множестве частных получаемых писем я вижу, как сострадательно и деликатно оно начинает относиться к таким детям, и, кажется, все круги людей приходят теперь к соглашению, что термин (и чувство, и понятие) " незаконнорожденный " - не правилен, не ясен, не точен, не согласуется с идеей воли Божией в рождении детей. Но, как заметил я в начале полемики, вопрос этот есть неисследимой глубины и богатства выводов, а не одной филантропии, и касаться его в кратком этом моем протесте - не время и не место.

http://predanie.ru/book/219719-semeynyy-...

______________________ Эта ссылка уже совершенно непонятна. А. К. ______________________ Такова в кратком изложении сущность возражений о. Дернова г. Розанову; должно сказать, что из проекта г. Розанова не остается камня на камне. Приходится повторить то, что говорит в " Нов. Времени " г. А-т: " Г. Розанов, вы не ведаете, что творите! " К вышесказанному я позволю себе прибавить несколько соображений. Действительно, как замечает в " Новом Времени " г. А-т, г. Розанов не уяснил себе значения советов и наставлений, которыми он награждает наше общество. Если бы, паче чаяния, предлагаемые им меры были приняты к руководству, они, несомненно, привели бы не к улучшению брачных отношений, а к упразднению брака, а стало быть, к полному одичанию И тем не менее, читая статьи г. Розанова, чувствуешь, что в них есть некоторая доля правды если не в положительной, то в отрицательной их стороне; в них чувствуется справедливый протест против несомненного зла, против современного положения дел, несомненно неудовлетворительного, требующего радикального лечения. Беда лишь в том, что г. Розанов, второпях, для излечения несомненной и тяжкой болезни, хватается за лекарство никуда не годное, гораздо худшее самой болезни; он бежит, как говорится, " из огня да в полымя " . ______________________ Да что же, евреи и греки были " дикие " ? без наших норм? с другими? Слишком вы самообольщены с Дерновым. В. Р-в. ______________________ Это бывало и с очень крупными людьми. Возмущенный несправедливым, неравномерным распределением богатств, собственности, Прудон объявляет, что первый, кто выдумал, кто установил собственность, и был первым вором. " La propriete est un vol " ( " Собственность есть кража " (фр.)), - говорит он в своем сочинении " On " est-ce que la propriete? " ( " Что такое собственность? " (фр.)). Уничтожьте собственность, не будет на нее посягательств, не будет В подобном же настроении находился покойный В. Соловьев, когда писал свои необдуманные статьи о католицизме, статьи, в которых, ввиду несомненных недостатков нашего церковного строя, советовал нам перейти в унию и признать господство над нами папы. Разве это не то же " из огня да в полымя " ? А ведь как глубоко религиозна была мысль Соловьева! Конечно, многое требует исправления, в особенности дела бракоразводные, с их лжесвидетельствами, подкупами, с их непролазною кощунственною грязью, попадающею и на светлые нашей церкви! Да, все это требует лечения, требует реформ, но, конечно, не тех, которые предлагает г. Розанов.

http://predanie.ru/book/219719-semeynyy-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010