Церковь Христова умножалась и умножается. СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА: Официальная хроника Служения и встречи Святейшего Патриарха  Кирилла Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Кирилла в Татарстанскую митрополию Определения Священного Синода Епархия Митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший наместник Московской митрополии. Видеть образ Божий в каждом Церковь и общество Протиерей Марк Ермолаев. Долг пастыря — укрепить бойца в вере  Духовное образование Протоиерей Вадим Суворов. Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу Дата Елена Алексеева. Носите тяготы друг друга  К 100-летию со дня преставления святого праведного Алексия Мечёва Иеромонах Афанасий (Дерюгин) . Мечёвцы Алексей Беглов. Пастырский подвиг праведного Алексия Православие в мире Митрополит Абрахам Мар Стефанос. Мы во многом единодушны. О диалоге и взаимодействии Русской Церкви с христианами Индии Страницы истории Глеб Кочин. Подвиг смиренного воина Христова. Жизнь и служение архиепископа Глазовского Авраамия (Дернова) Выставочный гид Елена Алексеева. «С благоговейным умилением соорудили мы сей оклад...». Иконы, киоты и лампады в стиле модерн впервые собраны в одном музейном проекте Чтение Книги Издательства Московской Патриархии Вечная память Протоиерей Николай Шорохов  Протоиерей Валерий Швецов   9 июня 2023 г. 13:00 HTML-koд для сайта или блога: Вышел в свет «Журнала Московской Патриархии» за 2023 год Продолжая праздновать Воскресение Христово, Святая Церковь назидает верных чтением книги Деяний апостольских, повествующей о стремительном росте христианских общин: Церкви... при утешении от Святого Духа, умножались (Деян. 9, 31). И каждый, внимающий словам Писания, умиляется сердцем и мысленно говорит себе: так было, так есть и так будет. Материалы очередного номера «Журнала Московской Патриархии» подтверждают это и в том смысле, что во всю землю изыде вещание (Пс. 18, 5) учеников Спасителя. Свидетельство тому — рассказ о древней Маланкарской Церкви, объединяющей последователей апостола Фомы в Индии. Но главное наше внимание — к истории и сегодняшнему дню Святой Руси.

http://e-vestnik.ru/church/jmp_june_2023...

Архив Пн Вышел в свет шестой номер «Журнала Московской Патриархии» за 2023 год 9 июня 2023 г. 14:23 Вышел в свет шестой номер «Журнала Московской Патриархии» за 2023 год. В обращении редакции журнала к читателям говорится: «Продолжая праздновать Воскресение Христово, Святая Церковь назидает верных чтением книги Деяний апостольских, повествующей о стремительном росте христианских общин: Церкви… при утешении от Святого Духа, умножались (Деян. 9:31). И каждый, внимающий словам Писания, умиляется сердцем и мысленно говорит себе: так было, так есть и так будет. Материалы очередного номера " Журнала Московской Патриархии " подтверждают это и в том смысле, что во всю землю изыде вещание (Пс. 18:5) учеников Спасителя. Свидетельство тому — рассказ о древней Маланкарской Церкви, объединяющей последователей апостола Фомы в Индии. Но главное наше внимание — к истории и сегодняшнему дню Святой Руси. Всего более века назад начались гонения на Церковь, и мы с благоговейным усердием исследуем стояние в вере подвижников совсем не отдаленного прошлого и духовно назидаемся их верностью Христовой истине, мужественным исполнением своего долга перед Господом и народом Божиим. Свидетельства ХХ века — житие святого праведного Алексия Мечева, благочестивые труды архиепископа Авраамия (Дернова) — являют нашему взору смиренных возделывателей нивы церковной, в суровых обстоятельствах безжалостных преследований утешавшихся древним и верным для любой эпохи наставлением: Если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь (1 Пет. 3:14). Именно тогда, в годы безвременья, вопреки замыслам гонителей закладывались основы нынешнего всеохватного возрождения церковной жизни. Два года назад была образована Московская митрополия, состоящая из пяти епархий. Патриарший наместник митрополит Крутицкий и Коломенский Павел рассказывает в своем интервью о том, как по благословению Святейшего Патриарха всесторонне развиваются различные направления церковного служения в Подмосковье. Читатель узнает также об истории и современной жизни Коломенской духовной семинарии, об участии священников Подмосковья в духовном окормлении участников специальной военной операции.

http://patriarchia.ru/db/text/6034805.ht...

______________________ Кстати об определении сущности брака; ловлю вас на цитате, которая и мне не приходила в голову: " Брак честен, ложе не скверно " - отождествляет брак ложу и как бы говорит: " Вот что такое брак, и это (ложе) не скверно, а честно " . Можно ли бы было сказать: " Венчание честно и ложе не скверно " (разделяя)? Самое слово " честно " употреблено с ударением, как бы были у людей сомнения; но разве же могло быть сомнение в честности обряда? Итак, ап. Павел видит центр брака там, где и я. И вся борьба А. А. Дернова просто незаконна, противо-апостолична. В. Р-в. ______________________ Церковь православная, последующая св. Писанию, не знает никакого " непорочного " зачатия: никто из рожденных женами, кроме Богочеловека Иисуса Христа, не зачинался без " беззакония " (Пс. 50, 7). " Плотское рождение, - говорит св. Григорий Богослов, - есть дело ночи, рабское и (Соч., ч. 3, стр. 224). ______________________ Св. Григорий Богослов канонизован в жизни своей, подвигах дела и правды, борьбы за веру; но не во всяком слове: ибо тогда он был бы не свят, а божествен. Святость всегда есть святость жизни, а не безгрешность мысли. И св. Григорий Богослов не знал " непорочного зачатия " и произошел, как мы, ограниченным, слабым. Иной праведник, напр. Мария Египетская, лишь концом жизни приобрела святость: канонизованность ее прострем ли мы назад и скажем: " Вот безгрешная в делах и мысли " . Посему, хотя Григорий Богослов и свят, но, как подверженный закону греха и ошибки, напр., в приведенных словах, порицающих закон размножения, Богом благословенный, он погрешил неосторожностью и порывистостью личного впечатления. Товия и Сарра зачинали, как мы; Авраам и Сарра прямо зачали по повелению Божию: неужели же они согрешили?! Может быть, однако, св. Григорий Богослов хотел сказать, что пошлый род людской уже разучился в праведности зачинать, а зачинает (в его время) в объядении и пьянстве: тогда его глагол и упрек небесно свят!! Но тогда он применим к случаям, к людям, а не есть выражение мирового закона зачатия. В. Р-в.

http://predanie.ru/book/219719-semeynyy-...

Как это все трогательно! Вот - религия! Какая нежность и деликатность разлита. И дивиться, дивиться ли, что у них не запихивают несчастные роженицы песок в рот новорожденному, " дабы не увидели и не застыдили " (незаконнорожденные у них получают непременно почетное имя " Авраама " и как бы усыновляются целым народом; да их почти и нет, ибо еврею нельзя не жениться). Напротив, прочтя грубый " ответ редакции " на просьбу молитвы о роженице, - ответ в XX веке, писателю, громко заговорившему о беспощадности к матерям, - невольно закрадывается сомнение и вопрос: а как говорили сплошь двадцать веков роженицам по деревням, по селам, в темноте, в глухоте, работницам, девицам, безгласным, запуганным: и песок во рту младенца, запиханный несчастною перезрелою девицей, не удержавшейся родить его, а может быть, даже и любившей несчастною любовью какого-нибудь солдата, которому запрещено жениться, говорю я - смерть этого младенца так становится понятна и объяснима. Все в связи. То-то и ужасно, что все - не случайно, не эмпирично, а раскрывает в себе члены огромной неподозреваемой философии. Значит, рождение - не член таинства брака, не зерно супружества; это - случай болезни, как ломота в костях или узкогрудость и тяжелое дыхание. Но тогда что же так думающие " благословляют " ? И не нужно ли им или отказаться от " благословения " рождению, - или уж " возвести в таинство " ревматизм и чахотку и сложить " чин " " напутствия " в эти болезни?! Но я не виню о. о. Лахостского и Дернова, в журнале которых мне было так отвечено: sancta simplicitas (святая простота (лат.))... Они не ведают только того, что забыто всею цивилизациею. Рождение ребенка, " стыдное " , как сифилис (см. во II томе письмо ко мне о. Титова), случайное, как ревматизм, вовсе не желательное, как чахотка, - мудрено ли, что оно утаивается, " зажимается ему рот " , - т. е. что родившемуся запихивается матерью песок в рот, " дабы не вошли и не увидели " . Теперь, где же слово Божие о детях, блудницах ( " впереди идут книжников " ) и плоти ( " два в плоть едину " )? Или мы им не поверили, не поверили с самого начала; или уже мы столь несчастны, что слово проведено мимо нас и, пав на землю, - ушло в нее, как капля дождя в кремнистый песок.

http://predanie.ru/book/219719-semeynyy-...

В. Р-в. Заметьте, читатель, что во всех приведенных цитатах берется, описывается и утверждается физиологический факт и к нему же отнесено апостольское: " Это есть великая тайна " (неразрешимость, неисследимость, трансцендентность). Позднее к бумаге или к небесному " посланию " неисследимого содержания привешена была сургучная печать; метаморфоза веков заключалась в том, что шнурок, на котором привешена была печать, перетерся, бумага затерялась, изорвана или спрятана, а " тайною " стал называться кусок когда-то сюда привешенного сургуча, простая химически обработанная смола с вытесненным гербом и неразборчивыми словами. Фабрикант " сургучных дел " с тех пор и стал отождествлять себя с автором, Творцом затерянной бумаги. Отсюда - права Дернова и тон его брошюры, а также и трогательное внимание слушателей его доклада. В. Р-в. ______________________ Да, тайна великая - особенно нормальный брак, когда непочатая невинность сочетавается с непочатою же невинностию. Потому-то брак и по церковному обряду - одно из седми таинств нашей святой ______________________ Как все тут скользко: но почему Дернов думает или какое имеет основание судить, что несчастная женщина, мать троих детей, вынужденная перед дворниками называться " девицею " , не была " непочатая невинность " перед рождением этих детей? " По сему-то, по непочатой невинности, брак и есть одно из семи таинств церкви " , - радует Дернов своего читателя. Он знает, что все " непочатую невинность " уважают, - и загребает ее кочергой в свою небесную канцелярию. Но ведь это неправда: если проститутку из дома терпимости пьяный московский купец возьмет и обвенчает с собою, т. е. соблюдет власть Дернова, - то будет " законный брак " , " одно из семи таинств нашей св. церкви " , а вот когда Нехлюдов у Катюши Масловой взял " непочатую невинность " , и родился ребенок у них: то это все-таки " блуд " , и младенец " плод блуда " , потому что предварительно не было спрошено дозволение Дернова. В. Р-в. ______________________ И дарование к супружеской жизни проистекает также от Бога, как и к житию девственному...

http://predanie.ru/book/219719-semeynyy-...

Камера – обычная одиночка со всеми принадлежностями для безвыходного в ней пребывания. Осмотрелся, и поворот мысли к семье. А знают ли там, где я. Будут справляться на Гороховой, но за краткостью моего там пребывания, вероятно, не имеется там надлежащих сведений обо мне. Как же дать знать им о себе? Но Бог и добрые люди повсюду. Для каждого этажа полагался свой староста из арестованных; он пользовался правом на относительную свободу в своем этаже: отмечал и вновь прибывающих, и уходящих; следил за порядком и тишиной и т.п. Вот этот человек и пришел мне на помощь. Не помню, в этот ли день к вечеру, или на другой, он, подойдя к оконцу двери моей камеры, сообщил, что сюда в тюрьму привезли еще двух священников и поместили в нашем же этаже, – Дернова и Пашулина, что обоих их уже отпускают на свободу; быть может, видя некоторую мою беспомощность, он сам предложил мне, чтобы я написал записочку для семьи и попросил бы о. Дернова переправить ее к моей семье, а он эту записочку отдаст о. Дернову. Нечего говорить, как я обрадовался этому предложению. Записка скоро была готова, передана по назначению, как узнал впоследствии, дочерью о. Дернова в этот же вечер была доставлена моей семье. А на другой день или через лень я уже получил передачи от Пахомовых и от семьи. Радостно бывает в тюрьме не от передач самих по себе, а от того, что они свидетельствуют об известности для семьи твоего нахождения в том или ином месте. Разумеется, главной мыслью было гадание, за что посадили в тюрьму, в чем тебя обвиняют. На другой день, поздно ночью, когда я уже спал, меня разбудили и повели в канцелярию, конечно, не говоря ничего, зачем ведут. Оказалось – к следователю на допрос. Допрос вертелся на моем отношении к отобранию ценностей, к митр. Вениамину и к Братству; допрос был короткий, и мне самому предложил следователь написать все мои показания. В своем письменном показании я был чистосердечно откровенен и написал многое на себя самого, что потом на суде постоянно цитировалось, было внесено в обвинительный акт и в судебный приговор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1469...

- Так все это божественно? - Да. Оттого в " Песне песней " и говорится: " Сильна любовь, как смерть, страшна - как преисподняя " . Но мы читаем это как гиперболу поэзии, тогда как это - член величественного Символа веры. XVIII. Что надобно иметь в виду при изыскании мер к устранению незаконных сожительств? Доклад свящ. А. А. Дернова Пастырскому собранию с.-петербургского духовенства 1 декабря 1898 г. Вопрос, подлежащий обсуждению настоящего пастырского собрания, по самому существу своему чрезвычайно важен. Он касается самого важного закона в порядке земной жизни Около этого вопроса сосредоточивается едва ли не большая часть всего человечества. Вопрос этот касается такого закона природы, который проявляется и действует во всяком человеке, достигшем физической зрелости. Влиянию этого закона равно подлежит жизнь юноши и девицы. Закон этот установлен и освящен Самим Богом и по существу своему великую тайну. _______________________ " Самый важный закон " , к коему, до доклада свящ. Дернова, " пастыри словесного стада " пребывали совершенно равнодушны. " Мы не от мира сего, нам что же " ... В. Р-в. Значит, " письменность " , то есть и мир, миряне, даже и пером старались, худо ли, хорошо ли, когда " лжесловесники " ни худо, ни хорошо не говорили. В. Р-в. Неизбежно, неизбежно, неизбежно... Но свящ. Дернов это-то сейчас и забудет, как не помнило этой " неизбежности " духовенство за 2000 лет; а настоящий доклад и направлен весь к борьбе против этой " неизбежности " и оспариванию ее и настаиванию именно на " избежности " . В. Р-в. Что же про чин венчания тут говорит свящ. Дернов? В нем ли " физическая зрелость " , равно в нем ли " девицы и юноши нуждаются " ? Автор говорит про сопряжение, про супружество, про законы и необходимость тело-духа. Говорит, чтобы... на все это обрушить последующие страницы. Он колотит факт брака доктриною, которая вся и начинается с суждения о " законе " , " необходимости " и проч. Из моих же слез сплел веревку, да меня же ею и отстегал. Спасибо, священник, за заботы о мире. В. Р-в.

http://predanie.ru/book/219719-semeynyy-...

_____________________ Т. е. " несемейного состояния: 118 711 + 12 162 + 1057, а всего 131 930 мужчин брачного возраста на 203 853 внутрь-брачного состояния. Поразительно, что как доклад А. Дернова, так и вызванные им прения даже не упоминают о проституции и домах терпимости. Между тем очевидно, что цифра 131 930 делится на два: проституционную, громадную, и очень небольшую, к несчастию (вот и пришлось сказать), незаконных сожительств, т. е. не венчанных семей. И как только вы ударите по вторым, явление под ударом опадет и пропорционально вспухнет в проституционном. Потому что пуху некуда деться, он может только переместиться. Не связывая этих явлений и крича только о каком-то неизвестном целомудрии, и пастырское собрание, и Дернов, в сущности, борются за проституцию, в пользу проституции. Таковы плоды наивности в сложных вопросах. В. Р-в. Итак внебрачных женщин брачного возраста: 133 764 + 58 000 + 1733, а всего 193 497 на 136 249 брачных. Вот эта цифра и есть корень всего дела. Но пастырское собрание так лениво к ним отнеслось, что даже не подсчитало итога. 5. Р-в. Когда были однодневные переписи в столице, то в табличках о всем крупном и мелком спрашивалось. Но поразительно, что такой крупный факт, как " незаконное сожительство " , показующий желание семейно жить и недопущение самим законом человека до семейной жизни - вовсе в вопросных пунктах не содержался. Нельзя сказать, чтобы статистики не знали об этом, на улице и средь бела дня лежащем, факте; но, очевидно, они боялись опрашиваемых обидеть вопросом, получить дерзость или ложь в ответ: это показует, на какой низкой степени опозоренности стоит в официальных и вообще в светских глазах " незаконное сожительство " . А если оно так низко стоит, что о нем даже в статистическом листке спросить нельзя, то будем ли мы осуждать девиц, вдов, что они скрывают всячески рождения. А если скрывают и не могут, не смеют под давлением общества не скрыть: то смеем ли мы отречься, что само общество и l " esprit des lois [дух законов (фр.)] требует убиения детей их. Правда, не прилагая к этому рук и вообще издали, сторонясь. Но ведь бывает на войнах, что целый отряд, корпус, армия сдается без выстрела: она уже так окружена, что не может не сдаться. Вот и девушка или вдова-христианка тоже " так окружена " , что не может " не сдаться в материнстве " , и бросает ребенка в прорубь, на чердак, в отхожее место, только дабы явиться " чистою " , " неосужденною " в глазах " целомудренных " (идеал Дернова) ее окруживших полчищ. В. Р-в.

http://predanie.ru/book/219719-semeynyy-...

______________________ Вот! Это - важное признание!! Напрасно и поздно оно маскируется теперь; но раньше - никакой пощады к " выблядкам " не было и к матерям " бл...ям " исключительно " ради охранения семьи и упрочения нравственности " (буквальные слова автора). Боже, Боже, как страшно читать: " нравственность " требовала 1000 лет детоубийства! Ради " охранения семьи " надо было заставить матерей бросать ими рождаемых детей в помойные ямы, колодцы, пруды! О, христиане, о, христианский мир, -что о тебе излагается стоятелями твоими. В. Р-в. ______________________ Таково содержание брошюры о. Дернова. Нельзя не пожелать, ввиду ее цели, возможно широкого ее распространения. Н. М. (Из " Прибавлений к Церковным Ведомостям " , в библиогр. отделе) XLI. Брак или (По поводу полемики о. прот. Дернова с г-м Розановым) Вопрос о браке, о его значении и создаваемых им обязанностях и правах сделался современным, " модным " . О нем пишут очень много, критикуют, иногда очень резко, современные формы и условия брака, толкуют о необходимости изменить их и улучшить; отыскивают новый " более " современный критерий для его обоснования, обращаются и к физиологии, и к статистике, и к праву, с завистью наконец указывают даже на Японию как на достойный подражания а между тем о единственно возможном критерии - о том, который дан нам в слове Божием, - точно забыли! Но ведь о браке говорит Сам Спаситель, и притом с совершенной ясностью и определенностью. Он указывает на его великое значение, на его святость и упоминает даже об условии, при котором, ввиду человеческой порочности и слабости, - допускается его прекращение; казалось бы, что ввиду столь авторитетного свидетельства вопрос мог бы быть решен довольно просто и скоро, по крайней мере для разумения и совести христианства (а ведь мы все-таки христиане), между тем люди толкуют, спорят и препираются и не думают просто обратиться к этому непогрешимому первоисточнику для проверки своих теорий; так, между прочим, поступает и г. Розанов в своих статьях о браке и незаконнорожденных детях; он иногда ссылается на слово Божие, но понимает его так своеобразно, что, с его точки зрения, было бы осторожнее воздержаться от таких ссылок.

http://predanie.ru/book/219719-semeynyy-...

Теоретические основы подготовки студентов православных духовных семинарий к педагогической деятельности В дореволюционных православных духовных семинариях педагогическая подготовка студентов была обусловлена тем, что выпускники семинарии получали, кроме основной подготовки к пастырской деятельности, и специальность законоучителя, что давало им право педагогической деятельности в учебных заведениях, принадлежащим различным ведомствам. Это и определяло содержание всей педагогической подготовки. Основным предметом можно было назвать «Методику Закона Божия», в рамках которого рассматривались многие вопросы педагогики, в том числе: история педагогики, проблемы дидактики и воспитания, конкретные методические разработки. Об этом свидетельствуют учебные пособия того времени, например, протоиерея М. И. Соколова и протоиерея А.А. Дернова. Пособие А.А. Дернова называлось «Методика Закона Божия. (Чтения по Закону Божию об истинно-христианском воспитании)». В настоящее время подобная задача перед духовными семинариями не ставится ввиду отсутствия самого предмета Закона Божия в программах учебных заведений России. Введение педагогических дисциплин в учебный план православных духовных семинарий в настоящее время вызвано, на наш взгляд, следующими причинами: – необходимостью просветительской деятельности священника в педагогической и родительской среде; – потребностью в организации в различных формах воспитательной, образовательной и просветительской деятельности на приходах; – участием священников в образовательном процессе государственных учебных заведений как в рамках образовательных программ, так и в сфере дополнительного образования; – получением студентами духовных семинарий педагогического образования как второго государственного образования; – потребностью в организации и проведении совместно с медицинскими работниками и психологами реабилитационной и коррекционной работы с детьми и взрослыми, страдающими задержками психического развития, наркоманией, алкоголизмом и т.п. Названные причины определяют цели педагогической подготовки студентов в духовных семинариях.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij-Shestu...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010