В действительности же, я был едва не самым добросовестным союзником Обер-Прокуратуры на этом съезде. Съезд был вызван не столько заботами о реорганизации свечного дела в России и развитии отечественного производства воска, сколько подозрениями в злоупотреблениях директора Хозяйственного Управления А.Осецкого при закупках воска за границею, о чем громко кричали газеты, указывая на то, что А.Осецкому грозит не только отставка, но и предание его суду. Не имея еще фактических данных для реальных обвинений А.Осецкого в означенных злоупотреблениях, я имел, однако, основания разделять подозрения Обер-Прокуратуры. Впоследствии эти подозрения подтвердились, ибо А.Осецкий, на одном из заседаний, под моим председательством, уже в бытность мою Товарищем Обер-Прокурора Св. Синода, был вынужден сознаться в том, что покупал воск в Германии, игнорируя более дешевые предложения, а устроенные им торги были фиктивными… Во время этого примечательного заседания, один из участников, член Государственного Совета от Киевской епархии, протоиерей С.И.Трегубов, передал мне полученную им от какого-то члена Думы записку, написанную на клочке бумаги, где значилось, что Дума категорически требует немедленного упразднения комиссии по расследованию деятельности А.Осецкого, свободного в ее глазах от всяких подозрений. Было очевидно, что дальнейшие разоблачения довели бы Осецкого до скамьи подсудимых, и что, спасаясь от преследований Обер-Прокуратуры, он нашел защиту в Думе. Однако грозный окрик Думы не испугал меня, и заседания комиссии продолжались, хотя к моему удивлению, крайне тормозилось Синодом, где А.Осецкий также имел защитников, особенно в лице протопресвитера А.Дернова. Они прервались лишь с наступлением столь долгожданной и желанной революции, освободившей от ответственности не одного только Осецкого. Впрочем, не буду забегать вперед. Разбившись на секции, Съезд стал устраивать заседания по вечерам, в часы, свободные от служебных занятий, и в течение ближайших двух-трех недель, я принимал в этих заседаниях постоянное участие, изредка встречаясь и с А.Н.Волжиным.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

Однако А.Осецкий, имея поддержку не только у протопресвитера А.Дернова, но и со стороны Синода и даже Государственной Думы, создавал условия, при которых отказ Комиссии в дальнейшем переводе немецких документов на русский язык мог бы истолковаться как действие враждебное к нему, и Обер-Прокурор не находил возможным допускать этого. Вот почему я стал назначать заседания комиссии по мере поступления ко мне новых материалов, и на этих заседаниях старался выяснить попутно и общие вопросы. Среди членов комиссии почти все были убеждены в виновности Осецкого и находили, что я не должен приглашать ни эти заседания Осецкого, дабы его присутствие не стесняло комиссию. Я ответил, что комиссия призвана не судить А.Осецкого, а лишь рассмотреть те обвинения, какие к нему предъявляются печатью, громко кричащей о Синодальной панаме и бросавшей тень даже на Синод; что, каковы бы ни были личные предположения, но доколе мы не выслушаем противной стороны, мы не вправе выносить никаких обвинений, и что по этим соображениям я считаю обязательным приглашать в свою комиссию и Осецкого. С моими доводами согласились, и Осецкий явился. Здесь и разыгрался эпизод, уже описанный мной в 6 главе. На другой день состоялось заседание Св. Синода, и протопресвитер Дернов в очень резкой форме потребовал от меня ускорить работы моей комиссии, настаивал на том, чтобы я зафиксировал определенный срок их окончания. Я отказался это сделать, ибо работы комиссии тормозились, главным образом, переводами документов; мне же было неизвестно, когда эти переводы закончатся. Дернов был до того взбешен, что со всего размаха ударил кулаком по столу, забыв, что он сидит в зале заседаний Св. Синода, в присутствии членов Синода, и что в этом месте не подобает держать себя так, как он, вероятно, привык держаться у себя дома… Безобразное впечатление произвела на меня эта дикая выходка священника, добравшегося до сана протопресвитера, увешанного звездами и не научившегося держать себя прилично… Она, кроме того, повредила и Осецкому, ибо превратила подозрения в его виновности в убеждения и заронила сомнения даже в среде иерархов.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

КОНФЕРЕНЦИЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ ПАМЯТИ ПРОТОПРЕСВИТЕРА АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА ДЕРНОВА февраля 2006 12 февраля 2006 года в помещении Школы трезвения в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре прошла конференция, посвященная памяти протопресвитера Александра Александровича Дернова (1857-1923)... 12 февраля 2006 года в помещении Школы трезвения в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре прошла конференция, посвященная памяти протопресвитера Александра Александровича Дернова (1857-1923), заведующего придворным духовенством, члена Святейшего Синода, блистательного публициста, литератора и педагога, щедрого благотворителя, неутомимого труженика на ниве православной трезвости.. В работе конференции принимали участие православные трезвенники Санкт-Петербурга, Новгорода, Гатчины, Ораниенбаума, Сестрорецка. Участники конференции пришли к единому решению: активизировать исследовательскую работу о жизни и деятельности протопресвитера Александра Дернова, учитывая грядущий в следующем году юбилей - 150-летие со дня рождения о. Александра. Отдел по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии предлагает для ознакомления исторический очерк об о. Александре Дернове, прочитанный на конференции ответственным секретарем Отдела Владимиром Анатольевичем Цыганковым. Протопресвитер Александр Александрович Дернов. Фото 1915 г. В послушании отцу Александр Александрович Дернов родился 15 февраля 1857 года в селе Никольское Яранского уезда Вятской губернии в семье местного священника Александра Афанасиевича Дернова (12.02.1833 - 14.01.1908) и его супруги Ольги Константиновны. Их старший сын Афанасий умер в юношеском возрасте. Из пяти сынов осталось четверо - Александр, Андрей, Павел и Василий. Кроме них в большую патриархальную семью входили семь дочерей - Мария, Анна, Александра, Елизавета, Ольга, Валентина и Надежда. После рождения Надежды Ольга Константиновна, года полтора поболев, скончалась, а на попечении Александра Афанасиевича остались одиннадцать детей. Крест вдовства особенно тяжел для священника, обязанного по долгу службы денно и нощно служить многочисленной пастве. Впрочем, несовершеннолетние дети, лишенные материнской заботы, получили двойное, даже тройное отцовское внимание. Александр Афанасиевич сумел дать сынам и дочерям истинно христианское, строго церковное, воспитание. Он требовал от детей обязательного присутствия на воскресных и праздничных богослужениях, строгого соблюдения всех постов. Чтобы прокормиться, семье, не исключая самых младших дочерей, приходилось вносить посильный трудовой вклад в полевых и домашних хозяйственных работах. Так и жили дети - в послушании отцу, трудовых заботах и христианском воспитании.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=177...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Елабуге состоялось прославление в лике святых протоиерея Павла Дернова и трех его сыновей 27.02.2019 27 февраля 2019 года, в день убиения протоиерея Павла Дернова и его сыновей Бориса , Григория и Симеона , в Спасском соборе города Елабуги (Республика Татарстан) была совершена торжественная Божественную литургия, за которой состоялось прославление отца Павла и его чад в лике святых. В этом соборе 23 февраля 1918 года протоиерей Павел Дернов произнес свою последнюю проповедь, за которую священника и трех его сыновей расстреляли через несколько дней. В день прославления священномученика Павла, пресвитера Елабужского, и его чад богослужение в Спасском соборе возглавили митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков) , епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий (Зайцев) и епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен (Щипелев) . Архипастырям сослужили наместники монастырей, благочинные церковных округов, руководители епархиальных отделов в священном сане, настоятели храмов Татарстанской митрополии. Перед началом Литургии была совершена последняя заупокойная лития по протоиерею Павлу Дернову и трем его сыновьям. На малом входе состоялся чин прославления в лике святых протоиерея Павла Дернова и его сыновей Бориса, Григория и Симеона. Секретарь Казанского епархиального управления митрофорный протоиерей Владимир Самойленко огласил постановление Священного Синода Русской Православной Церкви от 15 октября 2018 года (журнал 84) о включении имен святых в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Память их установлено совершать 14 (27) февраля, в день мученической кончины. Благочинный I Казанского округа протоиерей Алексий Чубаков и благочинный Елабужского округа протоиерей Михаил Гречко изнесли из алтаря на середину храма образ священномученика Павла Дернова, пресвитера Елабужского, и его чад Бориса, Григория и Симеона. Глава Татарстанской митрополии при пении тропаря и кондака святым осенил иконой верующих.

http://drevo-info.ru/news/24705.html

Архив Пн В Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской внесены новые имена 16 октября 2018 г. 22:43 15 октября 2018 года на  заседании  Священного Синода Русской Православной Церкви в Минске был заслушан рапорт председателя Синодальной комиссии по канонизации святых епископа Троицкого Панкратия о включении протоиерея Павла Дернова и его сыновей Бориса, Григория и Симеона, а также священника Константина Верецкого в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской ( журнал 84 ). Участники заседания постановили включить в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской имена протоиерея Павла Дернова и его сыновей Бориса, Григория и Симеона, а также священника Константина Верецкого. Память священномученика протоиерея Павла Дернова и его сыновей будет совершаться 14 (27) февраля, священномученика Константина Верецкого — 10 (23) февраля, в дни их мученической кончины. Священный Синод также постановил сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы. Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских).   Павел Александрович Дернов родился 12 января (по старому стилю) 1870 года в селе Пиштань Яранского уезда Вятской губернии в семье священника местной церкви. В возрасте 24 лет успешно окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1894 году Павел Дернов был рукоположен в сан иерея и назначен на должность настоятеля Рождество-Богородичной церкви города Елабуги, которая находилась при женской городской гимназии. Здесь прошли все годы служения отца Павла Дернова. Пастырь стремился взращивать во вверенных ему учебных заведениях (женская прогимназия и реальное училище) принципы христианской нравственности.

http://patriarchia.ru/db/text/5285556.ht...

В Елабуге состоялось прославление в лике святых протоиерея Павла Дернова и трех его сыновей 28 февраля 2019 г. 12:34 27 февраля 2019 года, в день убиения протоиерея Павла Дернова и его сыновей Бориса, Григория и Симеона, в Спасском соборе города Елабуги (Республика Татарстан) была совершена торжественная Божественную литургия, за которой состоялось прославление отца Павла и его чад в лике святых. В этом соборе 23 февраля 1918 года протоиерей Павел Дернов произнес свою последнюю проповедь, за которую священника и трех его сыновей расстреляли через несколько дней. В день прославления священномученика Павла, пресвитера Елабужского, и его чад богослужение в Спасском соборе возглавили митрополит Казанский и Татарстанский Феофан , епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий и епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен . Архипастырям сослужили наместники монастырей, благочинные церковных округов, руководители епархиальных отделов в священном сане, настоятели храмов Татарстанской митрополии . Среди молившихся за богослужением были настоятельница Елабужского Казанско-Богородицкого женского монастыря игумения Вера (Шевченко), духовенство и монашествующие митрополии, студенты Казанской православной духовной семинарии, представители православной молодежи Татарстана, многочисленные верующие. Богослужебные песнопения исполнили архиерейский мужской хор под управлением Дениса Рогова и смешанный хор Казанской духовной семинарии под управлением Вероники Архиповой. Перед началом Литургии была совершена последняя заупокойная лития по протоиерею Павлу Дернову и трем его сыновьям. На малом входе состоялся чин прославления в лике святых протоиерея Павла Дернова и его сыновей Бориса, Григория и Симеона. Секретарь Казанского епархиального управления митрофорный протоиерей Владимир Самойленко огласил постановление Священного Синода Русской Православной Церкви от 15 октября 2018 года (журнал 84) о включении имен святых в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Память их установлено совершать 14 (27) февраля, в день мученической кончины.

http://patriarchia.ru/db/text/5381039.ht...

С Высочайшего соизволения и согласно прошению заведующего придворным духовенством протопресвитера И. Л. Янышева 25 июня 1888 года батюшка Александр переводится на вакансию священника Петропавловского Придворного собора. Вскоре за усердную службу он награждается Святейшим Правительствующим Синодом саном протоиерея, в который 9 мая 1899 года его возводит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский). 1 июня того же года протоиерей Александр Дернов получает назначение на должность настоятеля Петропавловского собора. Смиренный и любящий пастырь-благотворитель Природными чертами батюшки Александра Дернова являлись смирение и любовь к людям. С этими качествами соседствовала еще одна отличительная черта - щедрая благотворительность. Батюшка Александр жертвовал немало личных средств, а от духовных чад постоянно передавались пожертвования храмам, библиотекам, учебным заведениям, православным обществам и братствам трезвости. Получая материальную поддержку, люди спрашивали: - За кого молиться Господу? - Благотворители пожелали остаться неизвестными, - неизменно отвечал о. Александр Дернов, смиренно скрывая и свою, и своих духовных чад тайную благотворительность. - Как же благодарить их? - Кто добро творит, тому Бог отплатит. Батюшка постоянно проводил от Общества распространения религиозно-нравственного просвещения внебогослужебные беседы о трезвости в храмах Общества: Иоанно-Предтеченском на Нюстадтской улице, Воскресения Христова у Варшавского вокзала, в Троицком соборе на Стремянной, материально помогал бывшим пьяницам, встающим на путь православной трезвости. Во всех храмах трезвенники неизменно удивлялись тому, что сила слов о. Александра Дернова на удивление схожа с горячими проповедями знаменитого кронштадтского протоиерея Иоанна Сергиева. В защиту о. Иоанна Кронштадтского Вполне закономерно, что именно протоиерей Александр Дернов становится инициатором создания Общества защиты о. Иоанна Кронштадтского от нападок врагов. История свидетельствует: " После манифеста 17 октября 1905 г. о свободе совести в газетах и журналах стали печатать разные пакости про Царя и про о. Иоанна Сергиева с несомненною целью очернить их обоих в глазах народа. Нападки на о. Иоанна сделались вскоре столь многочисленны и бесстыдны, что горячие почитатели великого старца решили учредить Общество для защиты его от этих безобразий " .

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=177...

Низкий поклон за память от всех потомков Дерновых – внуков, правнуков и праправнуков – передала Анна Сергеевна Филиппова. Со словами особой благодарности она обратилась к сотрудникам музея-заповедника, сказав, что без их помощи, сочувствия и поддержки они ничего не смогли бы сделать. «Отец Павел Дернов служил в вашем городе всю жизнь, – рассказал А.В. Маркелов. – Казалось бы, внешне это был достаточно простой священник. В отличие от своего старшего брата Александра Дернова, который являлся настоятелем Петропавловского собора в Санкт-Петербурге, протопресвитером придворного духовенства, членом Священного Синода. Но именно отцу Павлу и его сыновьям суждено было совершить этот духовный подвиг, который и для нас может служить примером того, как нужно жить и умирать». Под молитвенные песнопения настоятель елабужского прихода во имя Святой Троицы отец Геннадий Колесников совершил заупокойную литию по новомученикам протоиерею Павлу и чадам его Борису, Григорию и Симеону. К надгробному камню были возложены живые цветы. В тот же вечер в здании бывшей женской гимназии, где отец Павел много лет был законоучителем и настоятелем Рождественско-Богородицкой церкви, на заседании Елабужского краеведческого центра прошла встреча с А.С. Филипповой и А.В. Маркеловым, который рассказал о работе над изданием «Первые новомученики Вятской земли». А.С. Филиппова поделилась воспоминаниями о своей бабушке Анне Аркадьевне и тете Варваре Павловне Дерновых, рассказала, как было найдено захоронение, показала фотографии из семейного альбома, многие из которых были сделаны в дореволюционной Елабуге. Священник Андрей Лебедев говорил о необходимости дальнейшего изучения жизни и деятельности отца Павла Дернова, который был не только истинным пастырем, но и замечательным педагогом, писателем, историком, общественным деятелем и врачом-гомеопатом. Есть события, чьи значение и смысл осознаются не сразу, а становятся понятными только со временем. Елабуга открыла и заново обрела для себя сразу четверых замечательных граждан, подвижников веры и совести. Поминая на богослужениях священномученика Павла Дернова, архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий называет его Павлом Елабужским. А в двух местных храмах уже есть его иконы.

http://zavet.ru/a/rss_1297613596.html

Если помнить это, то какими слабыми, чтобы не сказать больше, представляются доводы сторонников сохранения на первый день Рождества молебна по случаю избавления России от врагов. Всего менее, конечно, может преследовать Русская Церковь , как, по-видимому, рекомендует ей поступать г. Поселянин, объединение, да еще в первый день Рождества, нынешней России с Русью начала XIX века на почве молитвенного воспоминания об историческом событии. Уже один факт оправдания молебна подобным аргументом подрывает соображения г. Поселянина. Что же сказать затем о странном утверждении протоиерея Дернова, что именно этот молебен насаждал святые чувства в молящихся и соединял все слои общества нашего в едином чувстве глубокой благодарности к Богу за дарованное нам спасение отечества в постигшую его тяжелую годину. Что подумать о замечании протоиерея Дернова, что молебен в день Рождества возвеличивает торжественность праздничного богослужения и является «духовным утешением» чад Русской Церкви. Вселенское богослужение Спасителю в день Рождества с его вселенскими мыслями, чувствами и желаниями, находящее себе отклик и на небе, возбуждающее состояние радости и сознание сыновства, позволяющее нам предвкушать условия будущей жизни, – всё оно в глазах о. протоиерея, по-видимому, недостаточно для торжественности богослужения и для соединения всех слоев русского общества в —206— едином чувстве высшей благодарности к Богу за Его милосердное явление в мире, для насаждения святых чувств в молящихся и для духовного утешения чад Русской Церкви. Для этого полезно еще отслужить после литургии молебен, в котором, так сказать, низвести людей с неба на землю и напомнить людям о бедах земли и царствующей среди них вражде. Не хочется верить, чтобы о. протоиерей мог удалиться настолько от вселенского предания празднования Рождества и упустить из виду, что Русская Церковь уже в силу своего единения с Церковью Вселенской должна возбуждать в её членах святые чувства и объединять их в общей благодарности к Богу, сосредоточивая их внимание на явлении в мире Христа с Его величайшими для нас последствиями, а вовсе не на воспоминании об избавлении отечества от нашествия Наполеона.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

За пострадавшими от имущественного переворота признается лишь право на общественную поддержку на время, необходимое для приспособления к новым условиям существования. 2. Все недра земли, руда, нефть, уголь, соль и т. д., а также леса и воды, имеющие общегосударственное значение, переходят в исключительное пользование государства. Все мелкие реки, озера, леса и проч. переходят в пользование общин при условии заведывания ими местными органами самоуправления. 3. Земельные участки с высококультурными хозяйствами: сады, плантации, рассадники, питомники, оранжереи и т. п. не подлежат разделу, а превращаются в показательные и передаются в исключительное пользование государства или общин 149 в зависимости от размера и значения их 150 . Усадебная городская и сельская земля с домашними садами и огородами остается в пользовании настоящих владельцев, причем размер самих участков и высота налога за пользование ими определяются законодательным порядком. [...] 151 Председатель Совета народных комиссаров      Владимир Ульянов-Ленин Распубликован в 1 «Газеты Временного Рабочего и Крестьянского правительства» от 28 октября 1917 г. СУ. 1917. Ст. 3. Декреты Советской власти. 25октября 1917г. – 16 марта 1918г. М., 1957. Т. 1. С. 1–20. I.3. Сообщение заведующего Ведомством бывшего придворного духовенства протопресвитера соборов Зимнего дворца в Петрограде и Благовещенского в Московском Кремле Александра Дернова Святейшему Синоду об ограблении революционными солдатами и матросами Малого придворного храма Сретения Господня в Зимнем дворце 28 октября (10 ноября) 1917 г. Святейшему Правительствующему Всероссийскому Синоду заведывающего б. придворным духовенством Протопресвитера соборов Зимнего Дворца и Московского Благовещенского 152 Александра Дернова донесение Великая смута, распространяющаяся более и более с каждым днем, достигла своего апогея при разгроме в ночь на 26 октября Зимнего дворца. Грабившие дворец солдаты и матросы сломали замки Малого храма Зимнего дворца 153 , проникли в этот храм и осквернили его, войдя в царские врата в алтарь, где они дерзновенно и кощунственно сорвали покрывало со святого престола и все обшарили на престоле и на жертвеннике, а штыками ружей, с которыми они вошли в алтарь, обшаривали под престолом и жертвенником, содрали завесу с царских врат, содрали занавески шелковые с боковых входных дверей в алтарь, содрали наложенную на храмовый образ Сретения Господня звезду, взломали стоявшие у северной стены храма ящики, в которых находились мундиры почивших императоров, и похитили эти мундиры, разбросали образа и богослужебные книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010