- О какой любви Вы говорите? - недоумевают атеистически настроенные журналисты. - Ничем иным, как только истинною христианскою любовию, не завидующей, не превозносящейся, не ищущей своего, все терпящей и николиже отпадающей можно явить плодотворную работу, - тихо отвечает батюшка. - Эта любовь не вызывается стремлением достигнуть каких-нибудь житейских выгод, материального довольства, или громкой славы. Труды наших пастырей чуждые всяких самолюбивых расчетов и доходят иногда до полного самоотвержения, становятся своего рода подвижничеством с великими лишениями и с забвением собственной личности… 17 февраля 1915 года Высочайшим указом протоиерей Александр получает должность заведующего придворным духовенством и сан протопресвитера. С 24 октября того же года он постоянно присутствует на заседаниях Святейшего Синода. После октябрьского переворота Вскоре закрутилась на Руси бесовским октябрьским хороводом сатанинская власть чужебесов. Грянула революция. В тяжелое, жестокое время протопресвитер Александр Дернов продолжает возглавлять ведомство, которое стало называться " ведомством бывшего придворного духовенства " . Батюшке Александру придется еще не раз пережить не только беззаконные убийства близких людей (прежде всего священнослужителей, которые входили во вверенное ему ведомство, и которых он считал необходимым по мере сил ограждать от произвола большевистской власти), но и поругание этой властью православных святынь. Нелегко складывалась судьба протопресвитера Александра Александровича Дернова. С 1 апреля 1918 года он оказался без средств к существованию. Однако уже 1 декабря 1919 года батюшка Александр передал открывавшемуся Петроградскому Богословскому институту 10 000 рублей " и выразил надежду, что это первое пожертвование от него не будет последним " . Он сделал также ценное пожертвование в библиотеку института. С конца 1910-х до середины 1920-х Санкт-Петербургскую епархию накрыла волна обновленчества. К 1923 году в обновленческом расколе не принимали участие только 5 храмов из 123, а в Петрограде не оставалось ни одного архиерея Патриаршей Церкви. Большинство стойких борцов с обновленцами считали самым достойным кандидатом во епископа уроженца города Луги иеромонаха Мануила (Лемешевского). В июле 1923 г., после освобождения Святейшего Патриарха Тихона из-под стражи, протопресвитер Александр Дернов приехал к Первосвятителю в Москву. Цель поездки - просить о назначении правящим архиереем в Петроград о. Мануила (Лемешевского).

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=177...

Ближайшими помощниками преосвященного были архимандрит Серафим (Протопопов), прот. Николай Вертоградский, прот. Сергий Тихомиров и прот. Иоанн Благодатов. Каждый из них считался духовником одного из питерских округов. В их обязанности входила антиобновленческая проповедь и прием покаяний. Все они, за исключением о. Сергия Тихомирова , выделявшегося своей энергией, были ничем не замечательными, самыми посредственными людьми, однако огненная ревность епископа Мануила восполняла их недостатки. Он был всюду и везде, всюду выступал со страстными речами, обличал, проклинал 51 , призывал к покаянию... Приводя к покаянию обновленческих священнослужителей, он и после покаяния не оставлял их в покое: ежедневно, на протяжении недели, они должны были с ним служить литургию. Поэтому с ним всегда служило не менее 30–40 священников и не менее 10–15 диаконов. Эти торжественные богослужения происходили в покаянной атмосфере. Религиозное воодушевление соединялось с яростными проклятиями против обновленцев. В храмах, где еще держались обновленцы, чуть ли не ежедневно происходили эксцессы. Успехи епископа Мануила были поразительны: 29 сентября, после его прибытия, в Петрограде находилось 93 священнослужителя, не признавших Синода, через две недели к 15 октября среди петроградских клириков насчитывался уже 191 человек, верный патриарху. Отпевание протопресвитера о. Александра Дернова, происходившее 2/15 октября 1923 года, превратилось поэтому в своеобразный смотр успехов епископа Мануила. В этот день на отпевание с епископом Мануилом вышло 144 священника и 47 диаконов. Непрестанно к патриарху присоединялись питерские храмы. Самым замечательным во всей этой “мануиловской эпопее” было то, что ни у кого (ни у самого владыки, ни у его друзей, ни у его врагов) не было ни малейшего сомнения в том, что в 2–3 месяца епископ со своими помощниками лишатся свободы. Это и создавало в епископе и среди его ближайшего окружения то особое настроение героического подъема, которое как бы возвышает людей над действительностью и над бытом, обновляет их, смывает все мелкое, пошлое, что есть в каждом человеке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первенствующий член Св. Синода председательствовал на заседаниях, руководил прениями, мог влиять на исход их, мог возбуждать новые вопросы, – последнего права не были лишены и все прочие члены Св. Синода. Этим дело и ограничивалось. Всё прочее зависело частью от его авторитета и героизма, а главным образом от отношений к нему обер-прокурора и царя. До царя, впрочем, всем первенствующим было далеко. [...] Первенствующий, таким образом, не был хозяином в Церкви. Фактически во всё вмешивавшийся и всем распоряжавшийся в Церкви обер-прокурор также не мог считаться хозяином. На хозяйничанье его никто не уполномачивал и хозяином его никто не мог признать. Он мог всё разрушить, что бы ни создавал Синод, но не мог ничего создать без Синода или не прикрываясь авторитетом Синода. Так и жила Церковь , без ответственного хозяина, без единой направляющей воли. [...] В отношении чинопочитания даже военная среда не могла конкурировать с архиерейской. Хотя и митрополит и самый последний викарий в своих благодатных правах совершенно равны, однако даже архиепископы смиренно держали себя перед митрополитами, уступая их голосам решающую роль. Значение митрополитов в Синоде поэтому было огромным. От их голосов прежде всего зависело то или иное направление дела. Их значение еще тем усиливалось, что они каждый год заседали в Синоде, когда прочие члены беспрестанно менялись и вылетали из Синода, не успев осмотреться кругом и привыкнуть к ходу дел. [...] За полтора года моего существования в Синоде, в течение трех сессий в нем перебывало много членов архиепископов и епископов. Среди них были весьма достойные, как твердый, неподкупный, прямой и умный Новгородский епископ Арсений, лучший наш богослов архиепископ Финляндский Сергий, осторожный и чистый архиепископ литовский Тихон, безгранично прямой и открытый епископ Рязанский Димитрий. К ним же я должен отнести и прямого, иногда до резкости, честного придворного протопресвитера] А.А. Дернова. Были сознававшие необходимость реформ и рвавшиеся к ним, как архиепископ Тверской Серафим. Были и недостойные. [...]

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

398 См. о нем выше, стр. 435, примеч. 3. (в данном электронном варианте это сноска 383 – примечание электронной редакции). 399 Между сочинениями Нестора и летописъю существуют противоречия, указанные Казанским. Между прочим, тот, чье сочинение вошло в летопись, говорит, что он пришел к Феодосию; а Нестор в «Житии Феодосия» говорит, что он постригся при преемнике Феодосия, Стефане, а о Феодосии говорит по преданию. Замечательно, что рассказ о Борисе и Глебе в летописи принадлежит не Нестору, а Иакову Черноризцу («Русская история» К. И. Бестужева-Рюмина). 400 О нем: а) «Обзор русской духовной литературы», Филар. Черн. кн. 1, стр. 27–28; б) «История русской словесности», Порфирьева, ч. I, стр. 415–420. 401 См. о нем выше, стр. 435, примеч. 3. (в данном электронном варианте это сноска 384 – примечание электронной редакции) 402 О нем: а) «Обзор русской духовной литературы», Филар. Черн., кн. I, стр. 28–30; б) «История русской словесности», Порфирьева, ч. I; стр. 393–398. 405 По этому предмету: а) «История русской словесности», Порфирьева, ч. I, стр. 544–556; б) «Домострой – Сильвестровского извода». Изд. А. Н. Чудинова. Русская классная библиотека. Вып. 2-й; в) «Опыт историко-литературного исследования древнерусского Домостроя», И. С. Некрасова. 1873 г. 408 Материалы по этому предмету: а) «Завещание отеческое». Сочинение И. Т. Посошкова. Издание коммиссии для описания архива Св. Синода, под редакцией Е. М. Прилежаева. Спб. 1893 г.; б) Издания общества ревнителей Русского Исторического Просвещения в память Императора Александра III. Выпуск 5. Крестьянин-писатель начала XVII века И. Т. Посошков. Его жизнь и деятельность. Исторический очерк И. С. Беляева. М. 1902. 418 К. Бестужев-Рюмин: В. Н. Татищев, администратор и историк начала XVIII в. Биографии и характеристики. 429 Более подробные сведения излагаемого ниже значения житий святых можно видеть в ранее названной книге А. Яхонтова: «Жития святых, как образовательно-воспитательное средство». 436 «О важности для христиан чтения слова Божия и религиозно-нравственных книг, с указанием того, как читать слово Божие и как пользоваться им». Протоиерея Александра Дернова. Изд. 4-е, Спб. 1901 г., стр. 57 и 58.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

После того как в конце 1920-х годов Анна Аркадьевна Дернова с дочерью Варварой и сыном Сергеем переехали в Ленинград, никто из родственников не был в Елабуге. И только в 2008 году по приглашению Елабужского государственного музея-заповедника в городе впервые побывала внучка отца Павла Анна Сергеевна Филиппова. Она приехала в надежде отыскать на разоренном Троицком кладбище могилу родных. И ей, действительно, указали место захоронения, на которое несколько верующих женщин приходили молиться. Однако позднее выяснилось, что могила новомучеников находится не там. В семейном архиве жившей с дочерьми в Алма-Ате В.П. Дерновой удалось отыскать ее переписку с неким Иваном Кощеевым. Его юность прошла в Елабуге, откуда он впоследствии уехал в Москву. Но о родине всегда скучал и постоянно приезжал в Елабугу. Он-то и прислал Варваре Павловне схему расположения могилы, где ориентиром служил вход в некогда самую красивую, но разрушенную Троицкую церковь. Установить место захоронения помогли сотрудники музея-заповедника. В очередной приезд в августе этого года Анна Сергеевна заказала надгробный памятник, а через месяц вновь приехала на его открытие. Символично, что этот день, 30 сентября, совпал с днем памяти Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, а также с попразднством Воздвижения Креста Господня. На открытие надгробного памятника приехали из Вятки А.В. Маркелов и настоятель Свято-Троицкого собора г. Уржума священник Андрей Лебедев, пришли прихожане елабужских храмов, сотрудники музея-заповедника во главе с генеральным директором Г.Р. Руденко. Выступая перед собравшимися, Гульзада Ракиповна Руденко назвала знаменательное событие продолжением долгого пути покаяния. Она рассказала о том, как усилиями сотрудников музея-заповедника и городских властей удалось установить ограждение вокруг сохранившейся части кладбища, не затронутой современной застройкой; расчистить руины Троицкой церкви, над которой долгие годы возвышался земляной холм; установить и разложить найденные в самых разных местах надгробные памятники и плиты. На Троицком кладбище, сказала она, захоронены целые купеческие династии, чьими стараниями созидались архитектурные красоты Елабуги, возводились храмы и многочисленные учебные заведения.

http://zavet.ru/a/rss_1297613596.html

Лист этой и другой страницы видимо представляет вставку, где роды инока Арсения Соловцова, Мисаила Сакина, Чудина Антонова, Василия Батурина, и даже род митрополита Макария и Филофея Рязанского, не гармонирует с предшествующим родом Заволоцких и князем иноком Ионою, который приплетен к роду Филофея Рязанского, равно как и род князя Ивана Туренина. Далее идет род Смирнова-Шокурова, род Тугарина, род инока Иоасафа Кошкина, род Иоанна Сыркова, Феодора и Алексея Сырковых, род Некраса Хрипунова, Бориса Щекина, род Ступишиных, Петра Нащекина, Ионы Курцова, Третьякова, Зыкова, дьяка Кожуха-Кроткого, Козорина Дубровского, Плутова, Нечаева, Макария Забелина, дьяка Никиты Титова, Андрея и Василия Щелкаловых. а после сего говорится: «А се поминание архиепископа Новгородскаго Геннадия», которое помещается почти на 15 страницах, причем в конце киноварью написано: «В сем роду имян а м е. Далее идет род Кабаковых, Григория и Иоанна Мамоновых, род Козьмы Милославского, род Маномаховых, Никиты Салорева, Астафия Плещеева, Андрея Кубасова, дьяка Феодора Панова, старицы Елены Морозы. На листе 46 киноварью написано: «Лета з ч н (1590) декабря Имена опальным людям по присылке государя царя и великого князя Ивана Васильевича всея России Ивана, Иоанна, Иоанна, Игнатия, Григория и т.д. идут разные имена, оканчиваясь князем Иваном, Василием, Андреем, Иваном и священноиереем Григорием. В конце киноварью написано: всех ч в (1992). Далее идет род Баима Войекова, род Шемяки Елизав. сына Арнетова, инока Арсения из Можайска, род Симеона Протопопа, Богдана сына Замятина, род Ивана Онучина, род Андрея Васильевича сына Черного и много других малых родов. На листе 61 значится род князя Ивана Васильевича Голицына, потом род князя Михаила Ноздроватого, Димитрия Ивановича Годунова. На листе 62 род Гомана М. Пивова, род Бессона-Кириллова Картавого, Мины Коширина казака, Прокопия Высокого Тверитянина. На листе 68 старою скорописью написан род подполковника Ивана Афанасьевича Дернова, во иноцех Иринарха, где на полях значится а ф д (1704).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Как и в минувшем году, она была любезна и заботлива. Когда я вошел в ее кабинет, первым ее вопросом ко мне был: – Чем я могу быть вам полезна, о. Нестор? Я попросил у нее откомандировать на Камчатку для медицинского обслуживания туземного населения десять сестер милосердия. Она удовлетворила эту просьбу. И, по моему совету, медсестры были откомандированы из Сибирской общины Красного Креста, так как климатические условия Сибири были такими же, как и на Камчатке, поэтому сестрам не пришлось долго акклиматизироваться. Впоследствии эти сестры-добровольцы проявили настоящие подвиги любви и милосердия ко всем туземцам далекого, всеми забытого уголка России. Возвращаясь на Камчатку, я решил задержаться в некоторых городах Центральной России для срочного открытия отделений Камчатского благотворительного братства. Но предварительно потребовалось созвать в Петербурге собрание членов-учредителей, на котором временным председателем избрали Ново-Ладожского предводителя дворянства Шварца, заместителем председателя – протоиерея о. Александра Дернова – настоятеля столичного Петропавловского собора, а членами правления – многих представителей петербургской знати. По прибытии в Москву я отправился в Кремль. Здесь, при Чудовом монастыре, был склад пожертвованных для школ вещей, а также церковной утвари. Все это было предназначено для отправки на Камчатку через Владивосток. Я занялся созданием отделения Камчатского благотворительного братства. Председателем был избран настоятель Чудова монастыря – московский викарный епископ Арсений. В Киеве после моей лекции в духовной семинарии о целях и задачах Камчатского благотворительного братства председателем местного отделения избрали ректора – епископа Иннокентия (профессора Ястребова, бывшего моего учителя калмыцкого языка в г. Казани). Во всех этих филиалах Братства, согласно Уставу, проводился энергичный сбор средств путем распространения орденских знаков. За право ношения орденского знака I степени полагался пожизненный взнос в сумме 300 рублей, II степени – 75 рублей, III степени – 50 рублей, IV степени – 25 рублей. Попутно все отделения Братства производили сбор школьных принадлежностей, церковной утвари, походных аптечек, одежды и т. п. Все это ежегодно отправлялось в предоставляемом по распоряжению Императора товарном вагоне на Дальний Восток и дальше морем, на пароходе Добровольного флота, на Камчатку. Во Владивостоке, на Седанке, под наблюдением архиепископа Евсевия на берегу Амурского залива комплектовались в разобранном виде церкви и школы, а затем после доставки их на место назначения так же производилась их сборка и установка. Вскоре таким путем удалось создать в разных уголках Камчатской области школы, церкви, приют для детей кочевников и т. п. В связи с транспортировкой людей и грузов, направляемых на Камчатку на пароходах Добровольного флота, мне вспомнился один примечательный случай.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Скоро представился случай: освободилось дьяконское место в придворной Конюшенной (в СПБ по Конюшенной ул.) церкви. Попасть в придворное ведомство для каждого священника и дьякона вообще являлось счастьем. Конюшенная же церковь по своей доходности была одною из лучших Петербургских придворных церквей. И я был уверен, что о. Власов поблагодарит меня, когда я устрою его на это место. Не сомневаясь, что у придворного протопресвитера есть свой кандидат на это место, я решил произвести на него такое давление, которое обязало бы его исполнить просьбу. Я обратился к министру двора графу Фредериксу, чтобы он помог мне устроить протодиакона Власова. Добрый старик согласился. Не знаю, что писал граф Фредерикс протопр. А. А. Дернову; может быть, он сообщил последнему о желании Государя, чтобы протодиакону Власову было предоставлено место в Конюшенной церкви. Но скоро я получил от протопр. А. А. Дернова официальную бумагу, где сообщалось, что о. Власов назначен, и предписывалось последнему немедленно вступить в должность. Я тотчас объявил о. Власову о назначении, приказав ему на следующий день отбыть к месту новой службы. Сам я в тот же день отбыл на фронт. С фронта через несколько дней я прибыл в Петроград для участия в заседаниях Синода. Там я встретился с протопр. А. А. Дерновым, который тотчас выразил мне неудовольствие, что ему назначили нежелательного кандидата, а затем удивление, что последний еще не явился к месту службы. Это и меня удивило, тем более, что на место о. Власова мною уже был назначен протодиакон церкви лейб-гвардии Егерского полка Н. А. Сперанский , с полным семинарским образованием и со всеми качествами, необходимыми для ставочного дьякона, и ему было приказано немедленно отправиться в Ставку. Вернувшись в Ставку, я первым делом спросил: – Уехал ли Власов? – И не думал уезжать! Он везде теперь хвастает: «Протопресвитер хотел меня сплавить, да не удалось. Сам царь приказал мне оставаться в Ставке», – ответил на мой вопрос начальник моей канцелярии. Дальше разъяснилась такая история. После моего отъезда на фронт о. Власов отправился к начальнику походной канцелярии, флигель-адъютанту полковнику А. А. Дрентельну.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Е. В. Афонина. Святитель Филарет (Амфитеатров) и духовное образование в Казанской епархии (160) Р. А. Благов. Театральные представления в Казанской духовной семинарии (163) А. М. Елдашев. К. П. Победоносцев государственный и религиозный деятель, философ (к 180-лети со дня рождения) (167) А. В. Мошин. Преподавание Закона Божия в средних учебных заведениях Казани во второй половине XIX в. (177) М. М. Зубарева. Изразцы Свияжска по материалам раскопок 2005 года (184) Г. В. Ибнеева. Киевское духовенство в церемониале встречи императрицы Екатерины II в 1787 г. (188) Е. И. Карташева. Формирование и экспонирование коллекции памятников православной истории и культу ы в Казанском музее (1890-е 1920-е годы) (193) Н. А. Комолов. Церковь и военное кораблестроение в южнорусском регионе в конце XVII первой половине XVIII вв. (200) Р. В. Комолова. Церковь и общество на юге России в конце XVII–XVIII вв. (206) М. А. Костюков. Пантелеймон Крестович Жузе историк христианского Востока (215) Б. М. Куницын. Духовное наследие православной писательницы Екатерины Лебедевой (1861?) (223) А. В. Маркелов. Штрихи к жизнеописанию и житию священномученика Павла Дернова (233) иерей Алексий Колясев. Преосвященный Иоасаф (Удалов), епископ Чистопольский, викарий Казанской епархии. Аресты 20-х гг. ХХ века (Из материалов на канонизацию) (238) К. Т. Сергазина. Влияние монастырской культуры на формирование первых общин христоверов (248) Н. Е. Троепольская. Свято-Троицкий Феодоровский монастырь. Вехи истории. Графическая реконструкция (258) Н. Е. Троепольская, О. В. Троепольская. Церковь во имя прп. Серафима Саровского в Академической слободе (265) М. З. Хабибуллин. Миссионерские отделения Казанской духовной академии – востоковедческие центры дореволюционной России (271) П. Г. Чистяков. Крестные ходы с иконами в первые годы советской власти (284) 52. Православный собеседник 2009 год Выпуск 1 (19) Секция православной лингвистики А. И. Бовсуновская. Церковная лексика в лексиконах Епифания Славинецкого (4) Е. М.Верещагин. Philologia – ancilla theologiae: пример успешного взаимодействия наук (на материале Остромирова евангелия) (7)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Жена была у Преосв. Алексия, ежедневно бывает у Аксенова. Надоедят ему от меня. Сегодня он пишет мне, что получил новый уголовный кодекс, весьма благоприятный для нашей защиты и кассации. Указал мне даже параграфы, на которые необходимо обратить внимание. Мое письмо вчерашнее, конечно, доставило слезы, и за него упрекает меня и Леонид Дмитриевич и Аня. Но что ж? Я не люблю скрывать ничего, надо быть готовым ко всему в революционное время, поэтому надо уметь говорить предусмотрительно и о смерти. Здесь на прогулке увидел - Л.Парийского, И.М.Ковшарова, архимандрита Сергия, о. П.Левицкого. Дернова не видал. Пищулин и Бенешевич выпущены. Говорят, арестован в Лавре и о. Гурий. Преосв. Иннокентий будто бы не благословил о. Введенского на собрании архиереев в лавре, и теперь сидит за якобы какое-то восстание в Ладожском уезде, и, по словам Введенского, ему грозит самая тяжелая участь, может быть расстрел. Вот это нехорошо; тут непременно нужно не допустить этого в силу именно личного столкновения. А о. Рождественский (ключарь Казанского собора. - Л.А. ), оказывается, несмотря на мой арест, изволил от такого праздника уехать куда-то в гости, и в соборе беспорядки: сегодня Преосв. Алексий пришел к литургии; конечно, его никто не вышел встречать, но даже и ковры не постланы... Итак, пятый день заканчиваю в тюрьме. В одиночной камере сидеть предпочитаю: никто не мешает, не стесняет, полный хозяин самого себя. Если бы не неизвестность участи, то это отличное уединение для размышления, для отдыха, даже для занятий. Словом - " дом отдыха " . Особенно, при том добром, благожелательном от всех отношении, какое проявляется к нам всем духовным. Обычно здесь сидят налетчики, воры, и люди интеллигентные, особенно духовные, являются для служащих тем светлым пятном на мрачном фоне тюремной жизни, на котором, очевидно, успокаивается их глаз. И за это, слава Богу! Камера моя - 2 сажени в длину, 1 - в ширину, и около 2 с половиной сажень в высоту. Окно выходит на линию (испорч. текст. - Л.А. ). Солнце светит в первую половину дня, значит, окно выходит на юго-восток. Табуретки нет, и я устроил сиденье под окном у стены на проходящей у стены пароводяной трубе, уложив на острых ребрах клеенку. Тут поставил стол, и так, со светом сзади, с лицом, обращенным прямо к двери, сижу. Тут и насыщаюсь, тут и пишу. Стол покрыт вместо скатерти чистой длинной тряпкой: получается вид вполне приличный и опрятный. В углу полочка с продуктами; внизу под ней корзинка с ними же. Надо только избавиться от лишней рясы, чтобы быть совсем налегке в случае перехода в Трибунал или куда-нибудь в иное место.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010