Саша, как старший из детей, первый покинул отчий дом и отправился по благословению Александра Афанасиевича в Вятское Духовное училище. Пройдя весь курс начальных церковных познаний, юноша продолжил обучение в Вятской Духовной семинарии. Быстро пролетел семинарский курс. В мае 1878 года Саша Дернов с отличием сдал экзамены и, по праву сильнейшего в учебе, в августе того же года поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию. В столичной Духовной академии Александр показал блестящие успехи. В 1882 году ему присваивается Советом академии степень кандидата богословия с правом получения стипендии магистра богословия. И еще немало значимых для Александра Дернова событий свершилось в 1882 году. 15 июня он, молодой выпускник Духовной академии, согласно резолюции митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского Исидора (Никольского) начал самостоятельное церковное служение - диаконом в церкви больницы святой Марии Магдалины на 1-й линии Васильевского Острова. В начале июля того же года Александр Александрович, испросив родительское благословение, женился на дочери протоиерея Елизавете Васильевне, урожденной Княжинской. Начало пастырского пути Молодого диакона вскоре рукоположили во священство. Дату рукоположения - 19 июля 1882 года - о. Александр впоследствии неизменно отмечал за торжественном богослужением в том храме, где нес свой пастырский крест. Сразу же после рукоположения в иерейский сан, батюшка стал принимать активное участие в деятельности Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви. Весной 1883 года о. Александр так описывал начало своей деятельности в Обществе: " Религиозно-нравственные беседы в зале при церкви больницы св. Марии Магдалины начаты мною 17 октября 1882 года. Беседы эти произносились каждый воскресный день с 5 до 6 часов вечера. Предметом бесед было " Отношение Церкви к христианам " , за немногими, впрочем, исключениями... Последняя моя беседа была 20 февраля, после чего меня сразила тяжелая болезнь (тиф), от которой я еще до сего времени не могу избавиться. И уже поправлялся, да на прошлой неделе мне сделалось опять хуже…

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=177...

Архиерейский Собор 29 ноября — 2 декабря 2017 года, констатировав «в целом благополучное становление организации епархий, находящихся в одном регионе, в митрополии», призвал «архиереев митрополий к дальнейшему активному и тесному взаимодействию при соблюдении как канонических прерогатив каждого архиерея, так и особой начальственной и координационной роли глав митрополий». Архиерейский Собор поручил Священному Синоду «изучить возможную необходимость внесения уточнений в Положение о митрополиях и, при соответствующем заключении, сформулировать и утвердить таковые» (пункт 9 Постановлений Архиерейского Собора). В связи с соборным поручением епархиям было предложено в первом полугодии 2018 года представить свои соображения относительно возможных дополнений и изменений в Положение о митрополиях. На основании поступивших из епархий 148 отзывов была подготовлена новая редакция данного Положения. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить новую редакцию Положения о митрополиях Русской Православной Церкви.   ЖУРНАЛ 84 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного епископа Троицкого Панкратия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, по вопросу включения протоиерея Павла Дернова и его сыновей Бориса, Григория и Симеона, а также священника Константина Верецкого в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Справка: Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских). Павел Александрович Дернов родился 12 января (по старому стилю) 1870 года в селе Пиштань Яранского уезда Вятской губернии в семье священника местной церкви. В возрасте 24 лет успешно окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1894 году Павел Дернов был рукоположен в сан иерея и назначен на должность настоятеля Рождество-Богородичной церкви города Елабуги, которая находилась при женской городской гимназии. Здесь прошли все годы служения отца Павла Дернова. Пастырь стремился взращивать во вверенных ему учебных заведениях (женская прогимназия и реальное училище) принципы христианской нравственности.

http://patriarchia.ru/db/text/5283687.ht...

В 1915 году А. Дернов, возведённый в сан протопресвитера, стал заведовать придворным духовенством, был назначен настоятелем Благовещенского собора Московского Кремля и Спасского собора в Императорском Зимнем дворце, присутствовал на заседаниях Синода. Под его началом  или при его участии действовало много организаций: Комитет православного миссионерского общества, Общество любителей ораторского искусства, Иоанно-Предтеченское братство трезвости, Общество вспоможения слушательницам Императорского женского пединститута и ученицам Константиновской женской гимназии, Комиссия по устройству народных чтений, дома призрения вдов и сирот придворного духовенства имени императора Александра II и так далее. А. А. Дернов  помогал личными средствами храмам, учебным заведениям, библиотекам, православным обществам и братствам, причём чаще всего делал это анонимно. В 1922 году он был арестован по делу митрополита Вениамина, но  вскоре освобождён  по частному ходатайству. Через год обновленцы приглашали его к сотрудничеству, но священник отказался от компромиссов с новой властью и церковью. Умер в октябре 1923 года, похоронен на Смоленском кладбище. Отца Александра Дернова отпевало большое количество духовенства, что, по словам современников, стало неким «торжеством Православия» верующих в советском Петрограде. В чём корень зла Книга «Прот. А.А. Дернов – методика Закона Божия…» подготовлена к печати  и  вышла в свет в Синодальный период истории Церкви  в Санкт-Петербурге в 1913 году и одобрена учебным комитетом при Священном Синоде. Перед нами её третье издание в трёх частях, дополненное и исправленное. Название должности автора пособия погружает нас совсем в другое время. «Настоятель Спб. Петропавловского Придворного собора» – значится рядом с именем и саном протоиерея А. А. Дернова на титульном листе. Только представьте себе тот факт, что год издания книги – 1913й, а значит, через четыре года Империя рухнет, и на её руинах будут насильственно строить совершенно другой мир. Церковное сознание миллионов людей будет поколеблено или стёрто.

http://azbyka.ru/deti/prot-a-a-dernov-me...

Сводя к короткому итогу все, выше мною высказанное, я находил бы насущно необходимым для подъема все ниже и ниже падающего уровня у нас общественного нравственного развития: 1. Ограничение прав на брачный союз: Возрастом: для мужчин от 25 до 60 лет и для женщин до 40 лет. Причем жених не должен быть старше более чем на 20 лет, а невеста не должна быть старше жениха более чем на 5 лет. Болезнями: сифилис, чахотка, проказа, рак, болезни мозга, идиотизм. 2. Пороками: пьянство, распутство, тяжкие преступления уголовные. Расторжение брака (развод) по причинам: прелюбодеяния, пьянства, сифилиса, физических недостатков к супружескому сожитию, болезни мозга, истязания супруга, уголовных преступлений, влекущих за собою ссылку, а равно и наказания за преступления, противные правилам чести. 3. Равноправность детей, как в браке, так и вне брака рожденных. 4. Имущественная равноправность сыновей и дочерей. Доктор медицины Ф. Фейгин XL. " Церковные Ведомости " о брошюре А. Дернова " Брак или разврат? По поводу статей г. Розанова о незаконных детях. Протоиерея Александра Дернова. СПб., 1901 г. " С.-Петербургская газета " Новое Время " за истекшую осень поместила ряд статей г. Розанова по вопросу о браке. Статьи эти, написанные страстно и притом - образным языком, с характером якобы глубокой философии, без сомнения, должны были обратить на себя особое внимание такой большой аудитории, как круг читателей одной из распространеннейших современных газет. Но, к сожалению, по высказанным в них взглядам статьи эти оказались настолько странными, чтобы не сказать более, - что даже в той же самой газете вызвали против себя возражения г. Е. Маркова и лица, пишущего под псевдонимом " А-т " . В самом деле, направляя в своих статьях все свои суждения, по-видимому, к тому, чтобы убедить людей в зависимости их жизни от Бога, убедить их в необходимости религиозной жизни, ослабить чрез это дальнейший рост таких вредных общественных явлений, как увеличивающийся разврат, и выработать новый, лучший тип семьи, г.

http://predanie.ru/book/219719-semeynyy-...

I.38. Об отправлении на фронт изданий религиозного содержания. – Выписка из протокола Соборного Совета 45 8 (21) декабря 1917 г. [Ст. 17.] Соборный Совет слушали: заявление члена Братства Исаакиевского собора штабс-капитана СМ. Булатова о немедленной отправке на фронт для раздачи солдатам Евангелий, молитвенников и других изданий религиозно-просветительного содержания 261 . Постановили: заявление направить на распоряжение протопресвитеру военного и морского духовенства. Декабря « » дня 1917 г. Делопроизводитель 262 Помета: О. Протопрес[витеру] Г. И. Шавельскому. 16 дек[абря]. ГА РФ. Ф. Р-3431. Оп. 1.Д. 183. Л. 100. Копия. I.39. Сообщение заведующего бывшим придворным духовенством протопресвитера соборов Зимнего дворца в Петрограде и Московского Благовещенского в Кремле Александра Дернова Патриарху Тихону о закрытии храма св. Троицы в Гатчинском дворце 8 (21) декабря 1917 г. Его Святейшеству Патриарху Московскому и Всея России Тихону Заведывающего быв. Придворным духовенством Протопресвитера соборов Зимнего дворца в Петрограде и Московского Благовещенского в Кремле Александра Дернова почтительнейшее представление Имею долг немедленно донести до сведения Вашего Святейшества о нижеследующем наглом надругательстве над храмом и над духовенством храма, происшедшем в городе Гатчине со стороны насильников – солдатских и крестьянских депутатов, как о том донес мне рапортом настоятель церкви Гатчинского дворца, находящейся в моем заведывании, протоиерей Виктор Страхов: «Один из членов Гатчинского исполнительного комитета Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 2 декабря по телефону потребовал от меня, чтобы я немедленно сообщил епархиальному начальству, чтобы убраны были из церкви, как он выразился, «все ваши святости»; при этом прибавил, что в них, «святостях», никто из членов исполнительного комитета не заинтересован. На мой вопрос, заданный ему о том, кто постановил закрыть Гатчинскую дворцовую церковь , он ответил, что это делает исполнительный комитет Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов автономно».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сыновья протоиерея Павла Дернова родились в городе Елабуге. Борис Дернов появился на свет 17 мая 1897 года. Окончил 6 классов Елабужского реального училища. После окончания дополнительного класса поступил в Петербургский институт путей сообщения. Григорий Дернов родился 23 января 1899 году. Он также окончил Елабужское реальное училище, дополнительный класс и поступил в Петроградский технологический институт. Семен Дернов родился 1 февраля 1901 года и успел получить образование только в Елабужском реальном училище. В 1918 году с захватом Елабуги карательным отрядом Е. Колчина в городе начался террор. После ярких проповедей, прочтения в храме послания Патриарха Тихона и обличения осквернителей храма, протоиерей Павел Дернов был представлен карателями как главный организатор восстания в городе Елабуге. В его доме 12 февраля 1918 года (по старому стилю) начался обыск. Отец Павел был арестован. Пьяные солдаты увели его на лед реки Тоймы и расстреляли в ночь с 13 на 14 февраля. На следующее утро, 14 февраля (27 февраля по новому стилю), когда весть о смерти протоиерея Павла Дернова еще не дошла до его семьи, трое его сыновей отправились на поиски отца и были арестованы солдатами. Очевидцы свидетельствовали, что по дороге к месту казни они во всеуслышание исповедовали православную веру. Братья Дерновы были выведены под городскую дамбу и там расстреляны из ружей с разрывными пулями, причем каратели беспорядочно стреляли в молодых людей и затем добивали их штыками. Константин Александрович Верецкий родился 3 июня (21 мая по старому стилю) 1874 года в селе Петровском Бахмутского уезда Екатеринославской губернии в семье священника. В 1892 году окончил курс в Екатеринославской духовной семинарии, и с 1898 по 1911 годы преподавал Закон Божий в различных учебных заведениях Новомосковского и Павлоградского уездов Екатеринославской губернии. В ноябре 1911 года рукоположен во иерея и определен к Свято-Троицкой церкви села Ейское укрепление. В 1913 году переведен третьим священником во Всехсвятскую церковь г. Ростова-на-Дону. Пастырь был любим народом, к нему приходили за утешением и за помощью, и он никому не отказывал.

http://patriarchia.ru/db/text/5283687.ht...

С начала Гражданской войны священник Константин призывал паству к миру и предупреждал о страшной трагедии, к которой может привести братоубийственная война. Он увещевал людей держаться традиций и хранить православную веру. 23 февраля 1918 года солдаты арестовали отца Константина. Священник проявил твердость и мужество, не став молить о пощаде. Пропустив его во время шествия по улице вперед, солдаты дали залп по мученику, а затем здесь же бросили его тело. Похоронили священника возле Всехсвятского храма. Добрая память об отце Константине и его почитание в народе были столь велики, что уже в мае 1918 года было принято решение построить на месте его мученической гибели памятник-часовню. Храм, в котором служил отец Константин, был разрушен в годы хрущевских гонений на Церковь, однако, память об убиенном священнике сохранилась в народе. Во Всехсвятском храме ежегодно в день гибели отца Константина совершаются поминальные богослужения и памятные мероприятия, посвященные его жизни и мученической кончине. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Включить в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской имена протоиерея Павла Дернова и его сыновей Бориса, Григория и Симеона, а также священника Константина Верецкого. 2. Память священномученика протоиерея Павла Дернова и его сыновей Бориса, Григория и Симеона совершать 14 (27) февраля, в день их мученической кончины. 3. Память священномученика Константина Верецкого совершать 10 (23) февраля, в день его мученической кончины. 4. Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы.   ЖУРНАЛ 85 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Петрозаводского и Карельского Константина, председателя Синодальной богослужебной комиссии, о представлении на утверждение Священного Синода текста службы Отцам Поместного Собора Церкви Русской. Справка: Священный Синод в своем заседании 4 мая 2017 года учредил соборную память Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917-1918 гг. (журнал 26), определив днем их поминовения 5 (18) ноября. Тогда же Синодальной богослужебной комиссии было дано поручение составить особую службу святым.

http://patriarchia.ru/db/text/5283687.ht...

Предлагаемая вниманию читателей книга представляет из себя методическое руководство по преподаванию Закона Божия. Из всех методов автор отдаёт предпочтение, историческому, который с авторитетного почина преосвященного Сильвестра, бывшего ректора киевской академии, сделался в нашей современной богословской науке преобладающим. Первые главы книги автор посвящает общим вопросам по методике Закона Божия, как-то: о важности Закона Божия, как учебного предмета; о его составе; о первых уроках; о постановке учебного дела в школе по предмету Закона Божия; о наглядном способе обучения детей св. истории. Дальнейшие главы посвящены историческому обзору педагогических воззрений мужей апостольских ( Ерм , Варнава, Игнатий Богоносец , св. Поликарп и др.) и отцов Церкви: Тертуллиана , Киприана Карфагенского , Климента Александрийского , Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоуста , Амвросия Медиоланского , бл. Августина и др. Причём их воззрения сгруппированы в пять педагогических приёмов: 1) проведение параллели между Ветхим и Новым Заветом (Варнава); 2) жизнь христиан и язычников, (св. Иустин); 3) рассмотрение творения ( Минуций Феликс ); уяснение границ разума ( Иустин философ ) и 5) изучение церковного предания (св. Ириней). Есть у автора интересные главы об отношении христианства к языческому образованию, о взглядах свв. отцов на религиозно-нравственное, умственное, эстетическое и физическое воспитание. Дальнейшие отделы, составляющие третью часть книги посвящены педагогическим воззрениям отцов и педагогов русской Церкви, начиная от св. Ольги и Анны Всеволодовны, преп. Евфросинии Полоцкой и Феодосия Печерского , кончая современными авторитетами: высокопреосвященным митрополитом Антонием, о. Иоанном Кронштадтским , К. П. Победоносцевым С. А. Рачинским и др. Уже из одного краткого описания содержания труда почтенного автора читатель может видеть, что по полноте содержания и по новизне постановки дела книга о. Дернова заслуживает серьёзного внимания оо. законоучителей и составляет выдающееся явление в нашей литературе. Книга выдерживает второе издание, что тоже говорит в её пользу. Хотя труд о. Дернова прямых миссионерских целей не имеет, но истинно-христианское воспитание в духе св. Церкви есть наилучшее миссионерство и потому мы на страницах органа миссии охотно рекомендуем новое издание этой полезной книги.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Я рассказала в основном все. Могила их цела. Хотя кладбище давно закрыто. Они захоронены в кирпичном склепе. Недавно через бывшее кладбище прошла какая-то траншея. Этих могил, к счастью, она не затронула. Но все равно никто не лег рядом с ними и не ляжет больше. Они были обречены. Мальчики после смерти отца непременно попали бы в Белую армию. И непременно омочили бы руки в крови. А может быть, потеряли бы человеческое, духовное, стали убийцами. Они умерли чистыми. Мир их праху!» Тяжело и горько читать эти строки. Но такова была Божия воля, чтобы именно в Елабуге, которая в то время входила в Вятскую епархию, появились первые новомученики Вятской земли. Первое упоминание о них сделал в 1999 году в книге «Живые иконы» член комиссии по канонизации святых Вятской епархии А.В. Маркелов. А с 2002 года по благословению митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа комиссия приступила к сбору сведений о жизни и гибели протоиерея Павла Дернова. В 2008 году, к 90-летию мученической кончины отца Павла и его сыновей, А.В. Маркелов выпустил брошюру «Первые новомученики Вятской земли», в которой он написал: «Вывести работу на новый этап помогло пришедшее в Вятку письмо Д.С. Дернова, внука отца Павла. Дмитрий Сергеевич просил владыку Хрисанфа рассмотреть вопрос о прославлении отца Павла. Сбор материалов шел непросто. В то же время было известно, что еще в 1981 году отец Павел с чадами был прославлен Русской Православной Церковью За границей в Соборе новомучеников и исповедников Российских». 1 июня 2007 года на сайте Казанской духовной семинарии появилось следующее сообщение: «17 мая этого года состоялось подписание Акта о каноническом общении между Русской Православной Церковью (РПЦ) и Русской Православной Церковью За границей (РПЦЗ). Благодаря этому важнейшему событию стало возможным признание и включение в месяцеслов Казанской епархии святых новомучеников, пострадавших в Казанском крае в годы гонений безбожной советской власти и канонизированных РПЦЗ в 1981 году, но которые еще не были прославлены Русской Православной Церковью».

http://zavet.ru/a/rss_1297613596.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДЕРНОВ ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прот. Павел Дернов Павел Александрович Дернов ( 1870 - 1918 ), протоиерей , священномученик Память 14 февраля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской Родился 12 января 1870 года в селе Пиштань Яранского уезда Вятской губернии в семье священника Александра Дернова и его супруги Ольги Константиновны. Их старший сын Афанасий умер в юношеском возрасте. В семье осталось четверо сыновей - Александр , Андрей, Павел и Василий и семь дочерей - Мария, Анна, Александра, Елизавета, Ольга, Валентина и Надежда. После рождения Надежды Ольга Константиновна, года полтора поболев, скончалась, а на попечении Александра Афанасьевича остались одиннадцать детей . В 1884 году окончил Яранское духовное училище , в 1890 году - Вятскую духовную семинарию . С аттестатом выпускника семинарии он получил медицинское свидетельство, подтверждающее, что " он имеет знаки привитой оспы и по состоянию своего здоровья продолжать дальнейшее обучение в духовной академии может " . В 1894 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия с правом преподавания в семинарии и духовном училище . 15 сентября 1894 года был определен на должность законоучителя Елабужского реального училища. 26 сентября 1894 года вступил в брак с Анной, дочерью протодиакона Спасского собора Аркадия Лаженицына . В семье родились Борис (17.05.1897 - 27.02.1918), Григорий (23.01.1899 - 27.02.1918) и Семен (01.02.1901 - 27.02.1918), Варвара (1907 г.р.) и Сергей (1913 г.р.). 2 октября 1894 года был рукоположен в сан иерея епископом Сарапульским Алексием (Соболевым) и определен к Елабужскому Спасскому собору без права получения доходов, как сверхштатный священник. 30 ноября 1894 года назначен на должность настоятеля Рождество-Богородичной церкви города Елабуги , при женской городской гимназии. Здесь прошли все годы служения отца Павла Дернова. Пастырь стремился взращивать во вверенных ему учебных заведениях (женская прогимназия и реальное училище) принципы христианской нравственности.

http://drevo-info.ru/articles/13678215.h...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010