______________________ И вот наши юноши, многие юноши христианские, от которых должно бы веять благоуханием чистоты, вместо того дают зловоние плотской нечистоты. Многие и от супружества отказываются по этой любви к жизни беспорядочной. И вот, благодаря этому, многие целые годы живут вне законного сожития, без благословения церкви, как бы не нуждаясь в нем. Что может быть печальнее этого явления? Между тем позднейшие медицинские исследования показали всю ошибочность взгляда на необходимость удовлетворения полового инстинкта при первом же наступлении половой зрелости. Выражение " половая зрелость " - говорит один беспристрастный врач - дает весьма ошибочное представление о состоянии организма в данный период жизни. Под именем " половой зрелости " не следует понимать, что юноша вполне зрел для половой жизни. Далеко нет. Относительно половой деятельности, прямая цель которой есть оплодотворение, он совсем не зрел и не годен, и только с 25 лет человек является вполне зрелым и совершенно годным для половой деятельности, - только с этого момента он находится в наивыгоднейших условиях для продолжения ______________________ Вот такой-то врач (к счастию, - редчайший), сказав в поддержку скопцу свое " научное заключение " , и в силах погубить семью в стране более, чем целый ураган сифилиса. Слыхал я от велосипедистов, что на 17-18 лет падает самая быстрая езда и что к 23 годам, как бы ни возросла техника искусства езды, такой быстроты езды мужчина не в силах достигнуть, потому что 17-18 лет есть максимум живости и напряжения организма, особенно в его седалищной половине. Но врач сказал: " Это -25 лет " . Прежде всего, чем это он подтвердил? Может быть, он сболтнул? Даже наверное! Но священник и тысячи священников подхватили: " Вот - видите: значит, можно и нужно воздерживаться " . И таково лицемерие их, что, венчая 66-летних старцев, они станут толковать, что в 18 лет " семя еще не созрело для оплодотворения " . Далее, и тупой врач-резонер, и тупые богословы-лицемеры скроют под фалдой порок Онана и хором потребуют зрелых и перезрелых браков, когда люди не влюбляются, запретив и осудив и изругав мещанским словом брак в чистейшем мечтательном возрасте, когда бы от чистых родителей рождались чистые дети. О, как должны евреи благодарить своих раввинов, удержавшихся от этих (см. дальше у Дернова) " трезвых взглядов " , которыми государство и не преминуло воспользоваться в интересах военной службы и долгого учения в школе. " Сведущие люди, доктора и священники, говорят, что до 25 лет семя еще худо для оплодотворения: возьму же я в службу и учение эти не нужные для брака годы " . И лицемер Дернов в другом месте (см. выше) плачется: " О, как хорош целомудренный брак, когда в него вступает непочатая юность " . Какая может быть надежда на таких слепых вождей! В. Р-в.

http://predanie.ru/book/219719-semeynyy-...

Отсюда должны вытекать все задачи дальнейшего пастырского делания, имеющего целью воспитать: здоровое - физически - поколение для общества и для государства, чистое, нравственное - для Церкви и угодное Богу - для царства небесного. XIX. Пастырское собрание по вопросу о незаконных сожительствах и мерах для борьбы с этим злом Пастырское собрание столичного духовенства, состоявшееся в зале Общества духовно-нравственного просвещения в духе православия 15 сего декабря, было продолжением такового же собрания 1 декабря. На первом предложен напечатанный уже в " СПб. Дух. Вестн. " доклад А. Дернова " О незаконных сожительствах и мерах к борьбе с этим злом " , - в собрании 15 декабря надлежало приступить к совещаниям по предложенному предмету. Вначале председатель собрания, прот. М. И. Горчаков, указав на сложность и многосторонность поставленного на обсуждение предмета, наметил главные составные его части. При рассуждениях и совещаниях, согласно мысли о. протоиерея, придется: I) выяснять значение законного и нормального брака как конкретного супружеского союза, так и установления в строе человеческого общежития - в народе и государстве, для лиц, вступающих в брак, для детей, семьи, потомства, родственного союза, соседей, населения в обществе, народа, церкви и государства; II) указывать вредные последствия и пагубное влияние незаконных сожительств - для лиц, повинных в этом, для детей, семьи, и т. д.; III) установлять верные воззрения на содержание, природу и существо законного и нормального брачного союза; IV) опровергать распространенные в обществе разные понятия о браке - односторонние, неверные и извращенные; V) исследовать причины и обстоятельства, препятствующие установлению законного брака; VI) указать и выяснить причины и обстоятельства, содействующие распространению незаконных сожительств; VII) обнаружить и критически исследовать отношения к разнообразным явлениям, противным целомудрию, девству и т. п., законодательства уголовного, полицейского и военного, властей и общества; и наконец, VIII) изыскать и указать пастырские меры, какие можно предпринять против широкого распространения упадка целомудренных отношений в населении столицы, соединенного с ужасными последствиями, подрывающими народное здоровье и благосостояние.

http://predanie.ru/book/219719-semeynyy-...

Розанов в то же время не стесняется неосторожно отзываться о наших канонах, установлениях и служителях - духовенстве! Ясное дело, что такие " писания " должны были вызвать отповедь со стороны служителей церкви. Попытку дать такую отповедь - и попытку удачную - и представляет собою брошюра о. А. Дернова с выписанным выше заглавием. В сжатой форме, языком ясным и сдержанным о. Дернов, шаг за шагом, следит за резво скачущею с предмета на предмет мыслию г. Розанова и обстоятельно доказывает неверность и пристрастность большинства из его выводов. Занявшись прежде всего систематизацией взглядов г. Розанова, о. Дернов переходит затем к выяснению вопроса о характере церковных законов, и в частности законов, определяющих союз брачный и отношения родителей и детей. Далее он обращается к вопросу о происхождении термина " незаконнорожденный " по отношению к детям и указывает, что инициатива здесь принадлежит не церкви, никогда не лишающей своих благодатных даров и незаконнорожденных, а государству, пытающемуся некоторыми ограничениями этих последних положить предел возможности полного ниспровержения семьи и всякой В главе IV и V разъясняется истинное значение стыда как начала, сдерживающего половую распущенность, а не источника, как думает г. Розанов, детоубийства и девоубийства; в гл. VI указывается на неверность освещения г. Розановым положения незаконнорожденных по нашим действующим гражданским законам; гл. VII посвящена опровержению мысли г. Розанова, что " если допускать незаконнорожденность, то следует допустить и незаконность смерти, а между тем смерть не только законна, но она - свята " ; гл. IX излагает неправильный взгляд г. Розанова на брак, а гл. X - истинно христианское учение о браке. Г. Розанов, заключает автор, чудовищно извращая факты, грубо относясь к духовенству, поверхностно понимая сущность тайны спасения во Христе и сущность канонического права, которое он напрасно хочет называть уничижительным, в его глазах, именем " византизм " , может достигнуть только полной разнузданности молодежи, а никак не возвышения ее в нравственном отношении.

http://predanie.ru/book/219719-semeynyy-...

Как это все важно: " Женщина - ты, когда любишь, - враждуешь против власти, среды, общественного мнения, семьи " . Все - уже приспособилось одно к другому, слежалось в ком поистине падали, задавившей одну сверкающую под собою точку - любовь. " Любовь - вот враг брака! " - не это ли восклицание есть, в сущности, тысячелетнее восклицание богословов? Как странно: значит, - брак без любви?! Как же иначе? Когда любовь - враг брака, то, стало быть, брак - враг любви. Какое неестественное сцепление! Что совершилось? Мгла в глазах, так страшно прочесть: ведь брак родился из любви, как же они разошлись, стали враждебны? Но мы вспоминаем хромого ловца и недоуздок: затем он и путешествовал, чтобы выкрасть из мира любовь. И когда он ее похитил и, отведя в сторону, " заколол, как последнюю языческую жертву " , то написал на воде пальцем: " Брак " . С тех пор всякий раз, когда бессмертное существо любви воскресает, " брак " бледнеет, теряется, не знает, что сказать, и зовет в защитники Пушкина или Дернова; а когда заключается " брак " - странным образом бледнеет и умирает любовь. Сказывают и пишут моралисты, что " брак в целой Европе умирает " . Но мне кажется, можно предвидеть, что, когда он испустит последний вздох, - вдруг вся Европа зацветет браком, так что уголка в ней безбрачного не останется. Ибо по аксиоме, " где умер брак - воскресла любовь " , - она вся зацветет любовью, которая сольется с браком, и брак обратно сольется с любовью. Тогда будет невиданное и во всяком случае неустроимое для Дернова зрелище: земли, наполненной браком, и притом решительно везде всецело и исключительно одним только счастливым браком! Какое " смягчение-то нравов " произойдет: ибо какой же счастливый дерется, кусается или воюет? Все это порождено желтым несчастием! В. Р-в. ______________________ В действительной жизни все это происходит у нас прежде всего вследствие распространения сектантских многие из которых, отрицая все установления Церкви, отрицают и брак и, льстя этим современных людей, дают им опору для отрицания принципе. Специалисты, имеющие дело с сектантскими учениями, могут указать, какие именно секты вредны и опасны в этом именно направлении.

http://predanie.ru/book/219719-semeynyy-...

Но дело -всегда сводилось к заботам А. Дернова и Novicius " a. В. Р-в. Что же, может быть, в самом деле поможет. Кончая замечания на все эти дебаты, из которых практического не выжалось ни одной капли, заметим следующее: 1) Все ораторы оперируют над людьми - цифрами, а не людьми - душами. 2) Ни один оратор не сказал: " Господа, не пойти ли нам и не посмотреть ли, что такое нелегальная семья, как она живет, каковы ее нравы, каково ее происхождение, какова окончательная судьба " . Трудно поверить, чтобы из священников, принимающих исповедь на духу, никто и не знал ни единого случая незаконной семьи. Однако на собрании ни один не сказал: " Выслушайте, братие, вот что я узнал и видел " . 3) Оперируя над цифрою-человеком, пастырское собрание имело перед собой как бы два ряда равнозначущих цифр: написанных белым по черному и черным по белому. Одно ему " placet " , другое " поп placet " [ " позволено " ... " не позволено " (лат.)]. Но ни единой попытки доказать их разницу и даже объяснить, почему " поп placet " , - не сделано. Вообще, что такое " незаконное сожитие " и " незаконнорожденное дитя " - осталось во всех дебатах невыясненным. Не приведено сведений об этом из Евангелия, не приведено сведений об этом из Ветхого Завета, ни как текстов, ни как примеров, ни как воззрений на них Спасителя, пророков и Моисея. Поэтому собственно предмет суждения - юридический; некоторая юридическая неправильность " незаконносожительствующих " и " незаконнорожденных " : но она трактуется как священное нарушение священнозаконов, в мантиях, с величавыми жестами, с священным ужасом на лице. Это необыкновенно отягчает положение юридических жертв, навело на них гипноз страха, чувство религиозной преступности и ответственности - и, вероятнее всего, оно-то и повело к детоубийству. Ибо из-за юридической ошибки никто дитя свое не убьет. Кто же вешается или топится, или топит или вешает, сознавая себя браконьером или нарушителем таможенной линии? Но здесь разыгрывается fata-morgana небесной таможни.

http://predanie.ru/book/219719-semeynyy-...

Анна Аркадьевна Дернова. Фото из архива А.С. Филипповой Хорошо помню бурный разговор между папой и мамой вечером. Говорила очень взволнованно мама: “Что ты делаешь, у тебя дети!” Надо сказать, что я никогда не слышала никаких размолвок между родителями. Либо они уж очень любили друг друга, либо отец обладал такой кротостью и в такой степени, что никогда слова спора, столкновения в нашей семье между родителями не случалось. И это был единственный бурный разговор, который я слышала и хорошо помню. Что отвечал отец, я не знаю. Он уже решил для себя, принял на себя это обязательство. И вероятно, не сомневался, что последует расплата. И вот состоялось это торжественное служение в соборе. Отец вышел на амвон говорить проповедь. Было это 10 или 11 февраля старого стиля 1918 года. Говорил он вот о чем – я помню только драматический сюжет и не помню ни одного имени: ни императора, ни временщика. В Константинополе при каком-то императоре был временщик, который забрал всю власть в стране, и император поступал так, как ему подсказывал временщик. А тот совершал одно зло за другим, все именем императора, и не было от него пощады несогласным с ним. Люди, попавшие в немилость к временщику, могли спастись только у алтаря храма, так как в Византии существовал древний обычай, что даже преступник, нашедший убежище в храме, получал защиту, и его нельзя было казнить. Надменный злодей временщик стал добиваться у императора отмены древнего обычая. И… добился! После того не было уже никакой преграды его своеволию и его злодеяниям. И в гордости своей он посягнул на то, что оскорбил императрицу. Она пала в ноги императору и просила защиты. Только тогда из уст ее узнал император о злых делах, которые творились его именем, и приказал схватить временщика и казнить его. А тот бежал и укрылся в храме, припав к алтарю. Однако это уже не могло спасти преступника: он сам позаботился о том, чтобы перестал действовать древний закон христианского милосердия. Но тут вышел сам Константинопольский патриарх и заступил дорогу посланным схватить преступника. И тем утвердил неприкосновенность Божиего храма.

http://zavet.ru/a/rss_1297613596.html

______________________ Что за разделение? Брак и есть " сожительство " , по Библии, Евангелию и даже по учению церкви: " брак есть мужа и жены (=полосочетанных мущины и женщины) союз и жребий на всю жизнь " (=сожительство) определяет " Кормчая " . О форме заключения - ни слова в " Кормчей " . В. Р-в. В Японии, как известно, договорный (гражданский) брак доведен до своего логического совершенства - брак на срок. Запад, запутанный еще в тенета римского права, до этого не дошел... будем надеяться! А.К. ______________________ Серия статей г. Розанова, помещенная в " Новом Времени " , вызвала в той же газете критику, хотя облеченную в дружественные формы, однако нещадную. Несмотря на достоинства этой критики, она недостаточно полно и точно следует за развитием аргументации г. Розанова, поэтому я позволю себе познакомить читателей " Нового Времени " еще с другой критикой, только что появившейся, именно с брошюрой о. протоиерея Дернова, рассматривающей статьи г. Розанова специально с точки зрения учения церкви и более подробно. Брошюра эта озаглавлена " Брак или разврат " . Заглавие - несколько резкое, но вполне соответствующее серьезности вопроса; ведь колебать брак - значит колебать семейство, а стало быть, и все гражданское общество, все государство! Не знаю, следовало ли вообще разбирать на страницах газеты, попадающей и в детские и в девичьи руки, столь щекотливый вопрос, но, раз это принято, приходится следовать обычному порядку. Молчание в этом случае было бы, может быть, вреднее. О. Дернов следует шаг за шагом за мыслью г. Розанова; я буду придерживаться принятого им порядка. Г. Розанов, говорит его критик, направляет свою смелую аргументацию против канон, права и духовенства, обвиняя их в византизме (не объясняя, однако, в чем именно состоит этот византизм и в чем его недостатки), и утверждает, что тлетворное его влияние побудило наши времена исказить Христово учение о браке и деторождении. Византия, говорит г. Розанов, сделала из брака - таинство, когда он таковым никогда не был, и, по словам Самого Спасителя, есть " полосочетание " ; незаконнорожденность есть выдумка духовенства, ибо все дети рождаются одинаково и одинаково законны.

http://predanie.ru/book/219719-semeynyy-...

У евреев назывались " незаконными " все дети от браков евреев с язычниками (образуется существо " ваала " ), хотя бы и правильно заключенных. См. поступок Ездры с женши-вавилонянками. В. Р-в. Таковы суть по преимуществу последователи Онана, убитого Богом. Его примеру, " окаянному " , последуют все, ради славы земной оставляющие себя в безбрачии или завистливо других не допускающие до счастливой семейной жизни, напр. несчастных в молодости овдовевших священников. Сюда и относятся слова Спасителя и Апостолов, обращенные к полигамическому даже народу, и без единого упрека полигамии. Ни в Библии, ни в Новом Завете нет упрека ни " внебрачному " так называемому " сожительству " ( " Тот, которого ты имеешь, не муж: тебе, - сказал Иисус самарянке, не прибавив, - не касайся впредь его " ), ни вообще любящему рождению детей. Что касается правил " Второзакония " , хотя в них и установлена полигамия, - то даже они необязательны в новой эре с точки зрения того принципа новозаветной эпохи, что " если законом оправдание - то Христос напрасно умер " (Ап. Павел - " К Галатам " ). Вот А. Дернов на всем пространстве этой брошюры и доказывает или усиливается доказать, что " Христос напрасно умер " , ибо все время твердит: " Одним законом оправдание " . Наивная брошюра. В. Р-в. ______________________ Вот, г. Розанов, где путь от разврата! Надобно прочно утвердить брак, а не ослаблять его, не отвергать его. Твердость же брака, поставляющая преграду страстей, зависит от религиозного убеждения в святости брака, как именно таинства! ______________________ Ну и " исцелили " . Человечеству " исцеленному " остается только встать на колени и благодарить. Но я вспоминаю, что фактически брак дается в предупреждение " соблазнов, пороков и болезней " (см. выше, слова Дернова), и, находя человечество " в соблазнах " (кафешантаны), " пороках " (вроде Онана) и " болезнях " (сифилис), говорю: " Не торопись, человечество, становиться на колени: ты - все в язвах, ибо запрещалось тебе супружество охраняющими (скрывающими, запирающими на замок) таинство брака " . В. Р-в.

http://predanie.ru/book/219719-semeynyy-...

и что было встречено неслыханно озлобленной полемикой. См. здесь, кроме частных писем, обширные " доклады " и рассуждения А. А. Дернова, Navicios " а, А.А. Киреева и др. В. Р-в. _______________________ Конечно, автор фактически пишет истину, - но каков же ее смысл?!! Из слов Спасителя: " и будут два в плоть едину, - что Бог сочетал, человек да не разлучает " , вынуто главное слово " плоть " , и таким образом формула эта в нашем теперешнем законе читается так: " и будут два в......едино, - что Бог сочетал, человек да не разлучает " . Но что же - когда плоть и супружество выгнаны, исключены, - остается? - Да остается как sine qua поп гражданское отношение, одно-фамильность, одно-имущественность, обще-юридичность! И совершенно очевидно, что мы и имеем, а автор-богослов защищает в богословском журнале так называемый гражданский брак, юридическую вещицу, но только в религиозной обработке и под религиозною номенклатурою. Я говорю, что Мефистофель - каламбурист и, когда вам кажется, что он плачет, он тут-то более всего и смеется: Супружества как непременного отношения в европейском браке нет. Детей как conditio sine qua поп нет же в нем. Да и ничего вообще реального в нем нет, кроме курульных кресел председательствующих: это - conditio sine qua non. Я говорю, - анализа не было; и настоящая книга прямо вводит нас в познание действительности. Это, так сказать, ревизионная поверка " наличной действительности " казначейства; и если в нем вместо золота лежат недостоверные бумажки, когда в книгах везде написано: " золото в слитках " , " золото в монете " , то это уже скорбь не ревизующего. Приведенные цитаты писались в 1899 году, - после появления статьи: " О непорочной семье и ее главном условии " . Длинно, сложно тянулась полемика, захватив в отголосках почти всю нашу печать. Истина так сильно стала входить в сознание, а обвинения, предъявленные к " воздыхающим о грехах мира " , были столь явны, убедительны и тягостны по смыслу своему, что началось отступление по всей линии сперва консервативной печати, а наконец и богословской (см.

http://predanie.ru/book/219719-semeynyy-...

Но Дернов запутался бы в рясе, упал на страшные свои рога и, начав с " закона Божия, закона природы " , кончил бы: " А вы греха бойтесь, на картинки не смотрите, музыки не слушайте: а читайте на каждый день из Минеи по два жития: и тем исполните закон Божий, выраженный в Синайском законодательстве через заповедь: не прелюбодействуй " . Словом, - он брак свел бы к безбрачию, " закон Божий " - к воздержанию, а чадородие и силы пола - выкинул бы, как " разжение страстей " . Ведь по этому плану и лишь растянуто написаны решительно все книжки " О христианском браке " . Тезис: " Брак благословен Богом " . Антитезис: " Девство поставлено выше Сыном Божиим " . Синтезис: " Ты - воздерживайся, иначе подлежишь геенне огненной " . В. Р-в. ______________________ Является крайняя необходимость пред учащимися наименовать, как говорит катихизис, некоторые грехи для предохранения от них и дать здравые понятия для юношества, вступающего в жизнь, об условиях правильного отправления того закона, который является самым важным законом в порядке земной жизни _______________________ Законы - не для " понимания " , а для " исполнения " ; и (см. выше) при достижении отроком лет зрелости ему должна быть дана девица, а девице при достижении таковых же лет зрелости должен быть дан юноша. Вот - и все. И тема Дернова - кончена. В. Р-в. _______________________ Иначе, по выходе из школ, юношество, не утвержденное отеческими наставлениями потерпит очень много опасностей в нравственном отношении. Каждый юноша, в возрасте между периодами наступления зрелости и возмужалости, предоставленный самому себе, неминуемо встречается в жизни, при современных ее условиях, с самыми разнообразными искушениями, - при этом наиболее серьезную опасность представляет для него область половых отношений, в которой он при искушениях оказывается беспомощным. И, при установившихся обычаях в учебных заведениях, - когда законоучителю не дозволяют обмолвиться и одним каким-либо словом об основном лицемерно предполагая, что законоучитель чрез это научит учащихся безнравственности, громадное большинство нашей молодежи будет обречено всем прискорбным последствиям собственного неведения, случайного увлечения и пр.

http://predanie.ru/book/219719-semeynyy-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010