В приделах хранились иконы XVII-XVIII вв., представлявшие собой фрагменты старинных монастырских иконостасов. На сев. стене Рождественского придела помещался шитый золотом и шелком Владимирский образ Божией Матери - вклад Патриарха Иосифа. Придел в честь свт. Иоанна Златоуста в Казанском храме. Фотография. 1926 г. (ГВСМЗ) Придел в честь свт. Иоанна Златоуста в Казанском храме. Фотография. 1926 г. (ГВСМЗ) Во 2-й пол. 40-х - нач. 50-х гг. XVII в. у юго-зап. угла Успенского собора на средства Патриарха Иосифа была возведена каменная колокольня. Во 2-й пол. XVIII в. на ней находилось 3 больших благовестных колокола и 6 звонных. В 1792 г. верхний ярус был разобран. В 1796 г. над входными воротами мон-ря была устроена новая колокольня, на к-рой к 1900 г. находилось 9 колоколов. Известная с XVII в. паперть собора, устроенная на месте древней галереи, к XIX в. обветшала и была снесена, в 1823 г. была построена новая паперть с 5 килевидными окнами на западе. С юж. стороны паперть была расширена за счет палатки, представляющей собой нижний ярус колокольни. В XIX - нач. XX в. здесь находилась ризница, в сев. части - кладовая. На паперти среди 5 икон «старинного» письма находилась икона мч. Авраамия, некогда служившая доской на гробнице святого (росписи паперти не сохр.). К западу от Успенского собора в нач. XX в. находился храм в честь Казанской иконы Божией Матери (до 1789 во имя свт. Иоанна Златоуста) с сев. приделом во имя свт. Иоанна Златоуста и южным - во имя мч. Авраамия Болгарского. Впервые постройка упоминается как «трапеза камена» в писцовой книге Владимира 1624-1625 гг., впрочем, из текста неясно, идет ли речь о здании столовой палаты или о храме (историки архитектуры усматривают в основных объемах храма помещение 2-столпной трапезной палаты, сооруженной в 1-й пол. XVI в.). Опись сер. XVII в. упоминает «церковь теплую во имя Иоанна Златоустого и трапезу каменные». В 1747-1789 гг. в юж. части мон-ря находилась построенная на средства помещицы Ф. А. Пашковой 2-этажная каменная ц.

http://pravenc.ru/text/154985.html

Присматриваясь далее к святым, которых русская церковь канонизировала в этот период, не трудно заметить между ними очень важное различие. Одни из них вскоре же после своей смерти были причислены к лику святых и стали прославляться во всей Русской Церкви; причем о канонизации большей части этих святых всеобщей, а не местной, сохранились положительные сведения. Другие же святые неопределенное время были только местно-чтимыми святыми; всеобщее же почитание их в Русской Церкви началось не ранее конца XV века, а некоторых, как увидим, даже и позднее, но все-таки до соборов 1547 и 1549 г.г. О местно канонизации святых последнего рода, хотя и не всех, сохранились более или менее ясные и определенные сведения; между тем как о всеобщей их канонизации сведений никаких не сохранилось. Кроме этих двух классов святых, формально канонизированных, были в это время, равно как и в последующее, святые, настоящим образом не канонизированные, но которые однако местно чтились. К последнего рода святым можно отнести следующих: Мстислава Владимировича, по христианскому имени Федора (ум. 1132), и затем некоторых подвижников печерских; в Чернигове – князя Игоря Ольговича, убитого в 1147 году в Киеве, и вскоре перенесенного отсюда в Чернигов; в Смоленске – преп. Авраамия и Меркурия Смоленских; в Пскове – князей Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея; во Владимире на Клязьме – Авраамия, мученика Болгарского 143 , князя Георгия Владимировича, убитого татарами в битве на р. Сити в 1238 году, февр. 4; в Ростове – князя Василько Ростовского, взятого в плен татарами после сражения на р. Сити и замученного ими; в Рязани – князя Романа рязанского, замученного в Орде в 1270 году, 11-го Июля; в Ярославле – князей Василия и Константина Всеволодовичей; в Новгороде – блаж. князя Владимира Новгородского и матерь его Анну 144 . Это местное почитание всех этих святых без сомнения служило подготовительным путем к канонизации церковной. И действительно, как увидим, очень многие из этих святых, местно чтимых в этот период, в последующее время одни собрами 1547 и 1549 годов, другие после них формально были канонизированы Церковью. Вот почему мы в настоящем случае и не будем говорить о всех этих святых, а скажем о них тогда, когда будем рассматривать следующие за этим периоды канонизации. Часть первая

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ростислава, в св. крещении Феодосия, дочь Мстислава Удалого, супруга в. кн. Ярослава Всеволодовича, мать девяти сыновей, в числе которых были двое святых – Феодор и Александр Невский, в конце жизни постриглась под именем Евфросинии и скончалась 4 мая 1244 года. Гробница ее в соборной церкви Юрьева монастыря близ Новгорода (Рассказы из Ист. Р. Церкви, стр. 94). Не канонизирована. 412. Святая благоверная Княгиня Агафия жена святаго князя Георгия, 413. Святыя благоверныя княгини Мария и Христина иже быша снохи святому князю Георгию и княгине Агафии, 414. Святая и благоверная княжня Феодора Георгиевна, пострадаша от Батыевых Татар, во граде Владимире с матерью и с снохами в соборной церкви от огня и дыма, скончашася в лето 7747 месяца февраля в 3 день При страшном нашествии Батыевых полчищ на Владимир, 3 февраля 1238 года, родная сестра св. Михаила Черниговского, супруга вел. кн. Георгия Всеволодовича, Агафия Всеволодовна, дочь ее княжна Феодосия, две снохи Мария и Христина и дети их, вместе с епископом Митрофаном и многими борскими женами, заперлись в соборном храме Богоматери и на всходных полатях приняли от епископа Митрофана иноческое пострижение; все они принесли исповедь в грехах своих, причастились св. Таин и приготовились к смерти пострижением в схиму. Татары завладели городом и зажгли церковь ; тогда епископ сказал: «Господи, простри невидимую руку Твою и приими в мире души рабов Твоих» и благословил всех на смерть неизбежную. Все бывшие в соборе страдальчески умерли от огня и дыма. Тела их погребены в соборе. (Рассказы из Ист. Р. Ц., стр. 99). Не канонизированы. 415. Святый великомученик Авраамий Болгарский, иже убиен бысть в Болгарех за Христа в лето 6738 марта в 6 день, а пренесены быша мощи его во Владимир град в Княгинин монастырь в лето 6739 месяца апреля в 1 день Крещеный Камский Болгарин, богатый купец, замучеен за веру Христову в Болгарском Великом граде 1 апреля 1229 года. Мощи его принесены во Владимир 9 марта 1230 года, торжественно встречены вел. кн. Георгием и еписк. Митрофаном, и положены открыто в церкви Княгинина Успенского монастыря (Лавр. летопись, стр. 192). 416. Святый Священно-иерей Сава, иже бысть во Владимирском уезде на реце Лайдуге Малой в селе Мошку, новый чудотворец преставися в лето семь тысящь сто

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

181 Tov E. The Greek and Hebrew Bible: Collected Essays on the Septuagint. Atlanta, GA: Society of Biblical Literature, 1999. P. 267. 183 Сейчас уже признано, что евреи и в период талмудистов (II–V вв.), и в период деятельности масоретов (VII–X вв.) предельно благоговейно относились к библейскому тексту, так что такие тенденциозные редакторские исправления были невозможными. Разночтения между МТ и LXX объясняются или другим еврейским оригиналом LXX (меньшая часть разночтений), или деятельностью самих переводчиков Септуагинты (большая часть разночтений). Подробнее об этом см.: Селезнев М.Г. Еврейский текст Библии и Септуагинта: два оригинала, два перевода?//XVIII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. Т. I. М., 2008. С. 56–61. 185 Книга Царей с толкованием раби Давида Кимхи/Пер. Ф. Гуркинфельд. Т. II. Иерусалим; Запорожье, 2009. С. 18–19. 186 Romanos le Mélode. Hymnes. Vol. V: Nouveau Testament (XLVI–L) et Hymnes de circonstance (LI–LVI). Par J. Grosdidier de Matons//Source chrétiennes. Paris, 1981. 283. P. 152. 187 См.: Кинер К. Библейский культурно-исторический комментарий: В 2 ч. Ч. 2: Новый Завет /Пер. с англ. под общ. ред. Р.З. Ороховатской. СПб.: Мирт, 2005, С. 75; Бил Г.К., Карсон Д.А. Ветхий Завет на страницах Нового. Т. 2. Ев. от Луки. Ев. от Иоанна/Пер. с англ. Черкассы: Коллоквиум, 2011. С. 328; Bernard J.H. A critical and exegetical commentary on the Gospel according to St. John. Vol. 1. N.Y.: C. Scribner’ Sons, 1929. P. 111. 188 Рекомендуем статью, в которой представлено именно такое объяснение значения термина «лоно Авраамово»: Ткаченко А. Где находится «Лоно Авраамово»?//Фома. 2008. 9 (65). С. 46–50. 198 Материалисты Древней Греции: Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура/Общ. ред. и вступ. статья М.А. Дынника. М.: Госполитиздат, 1955. С. 119. 201 Глубоковский Н.Н. Благовестие св. апостола Павла по его происхождению и существу. СПб.: Типография М. Меркушева, 1910. С. 1011. 202 Апостол с толкованием блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского. Смоленск: Одигитрия, 2006. С. 134–135.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Христологическая экзегеза видит в Авраамовых гостях Христа и двух ангелов. Такое понимание было характерно для раннехристианской письменности. Его придерживались св. Иустин Философ, свт. Иоанн Златоуст, преп. Иоанн Дамаскин. В византийский период начинает преобладать тринитарная экзегеза.  Ее придерживались свт. Кирилл Александрийский, свт. Григорий Палама, иконописные мастерские. Свт. Григорий Палама писал: «Авраам явно узрел Бога в образе трех мужей». Постепенно в святоотеческом богословии христологическое толкование уступает место тринитарному. Четверг 07.09.2017 Приветственное слово митрополита Афинского Иеронима II (Лиаписа) было зачитано епископом Иоанном Термопулийским. Затем прозвучало приветственное слово болгарского митрополита Западно- и Среднеевропейского Антония (Михалева). Его озвучил протоиерей Стефан Поликаров, настоятель болгарской общины в Милане.  В этом приветственном слове подчеркивалось, что выбранная тема имеет огромное значение для сегодняшней Европы. Дар гостеприимства – это дар спасения. Гостеприимство тесно связано с трудными временами. Мы, христиане, – иностранцы в этом мире, поэтому должны протянуть руку помощи странникам. Авраам принимает странников в чужой для него стране. Так он сподобился принять Святую Троицу. Те, кто принимает странников, будут приняты в Царствии Небесном. Хризостомос Стамолис, профессор Фессалоникийского университета, представил доклад-размышление на слова Трипеснеца Великой Субботы: «Даждь ми сего странного иже не имеяше где главы приклонити». Его доклад был озаглавлен: «“Дай мне Странника, принявшего странников”. К богословскому осмыслению гостеприимства». В докладе профессор размышляет о глубочайшей жертве Спасителя, совершившего странничество в мир сей, чтобы соделать человека гражданином и наследником Вечности. Протоиерей Георгий Звиададзе, зачитал приветствие патриарха Грузинского Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) и доклад: «Гостеприимство в Иверском монастыре на Афоне». В докладе он раскрыл тему гостеприимства у грузинского народа, а также рассматривал грузинские традиция в контексте странноприимства.

http://bogoslov.ru/article/5541858

владимирские князья, мч. Авраамий Болгарский и свт. Максим, митр. Киевский (ПЭ. Т. 9. С. 74-75). На иконе 1814 г. работы И. Афанасьева из собрания Н. П. Лихачёва (ГРМ) Г. А., стоящий слева, рядом с блгв. кн. Георгием Всеволодовичем, в шапке и пышном плаще с горностаевым мехом, со скипетром в левой руке, включен в композицию с фигурами всех владимирских князей и мч. Авраамия Болгарского под Владимирской иконой Божией Матери, на фоне пейзажа с храмом. Особый извод, представленный иконами, созданными в основном во владимирских иконописных селах,- изображение 5 местных святых в одном ряду, с фигурой блгв. кн. Александра Невского в центре, или в 2 ряда (сзади Г. А. и мч. Авраамий): образы кон. XVIII - нач. XIX в. (с мощевиками) и посл. трети XIX в. из Успенского собора Владимира, сер.- 2-й пол. XIX в. (ГВСМЗ, частное собр.). Аналогичный подбор святых на литографии 1857 г. мастерской И. А. Голышева в Мстёре (цензурные экземпляры 1864, 1871: ЦАК МДА). На палехской иконе кон. XIX - нач. XX в. работы М. И. Парилова из частного собрания ( Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в имп. России. М., 1995. С. 385. Ил. 178), на мстерском образе того же времени (ГВСМЗ) написано только трое св. князей (чьи мощи находятся в Успенском соборе) с Владимирской иконой Божией Матери вверху (Г. А. с мечом и крестом в руке, плащ в виде домонг. корзна); аналогичный образ ок. 1884 г. из собрания И. Е. Забелина имеет дарственную надпись (ГИМ). В интерьере храма Христа Спасителя в Москве фигура Г. А., как и др. рус. св. князей, была написана в приделе блгв. кн. Александра Невского (работа П. Ф. Плешанова, 70-е гг. XIX в.), рядом с композицией «Крещение Господне», напротив блгв. кн. Феодора Ярославича Новгородского, к-рый принадлежал к той же ветви рода Рюриковичей и скончался в юном возрасте. Очевидно, Г. А. изображен и в группе Владимирских святых в росписи зап. галереи Успенского собора во Владимире кон. 80-х гг. XIX в. (артель Н. М. Сафонова), в юж. галерее находится изображение чуда в 1410 г.

http://pravenc.ru/text/165101.html

Однако посягательства азнауров на церковные владения не прекратились. Католикос Николай и его сподвижник еп. Ацкурский Николай (Джуаншерисдзе) изобличали «бесчинников», но «никто не склонял слух к словам их» (Там же. С. 166). Более того, под давлением царя Давида VI Нарина (1247-1293; в Зап. Грузии) католикос утвердил право некоего Арванбега Сабаисдзе на владение принадлежавшим Мцхете поместьем в Шеубани (1280 г. Док. 40//Корпус груз. Т. 1. С. 177-179), установив за ним оброк, к-рый тот должен был уплачивать Светицховели ежегодно в Великий четверг. Убедившись в своем бессилии, католикос Николай ушел на покой, оставив на Патриаршем престоле Авраама I (1282-1310). В. Силогава В 1269 г. груз. царем стал св. Димитрий II Самопожертвователь (Тавдадебули). В 80-х гг. XIII в. хан Аргун вызвал в Орду св. Димитрия, вовлеченного после смерти Абага-хана в междоусобную борьбу и обвиненного в заговоре против нового хана. Повторный суд приговорил св. Димитрия к смерти. 12 марта 1289 г. он был обезглавлен. Католикос Авраам и свящ. Моисей, сопровождавшие царя в поездке в Орду, тайно выкупили тело св. царя и при помощи тбилисских рыботорговцев привезли на родину и похоронили в Светицховели. Католикос Авраам 4 раза принимал участие в посольствах к монголам, после смерти св. царя Димитрия он еще дважды посещал Орду, чтобы разрядить напряженность между ордынским правителем и царем Давидом VIII (1293-1311). К 1-й пол. XIII в. относится деятельность прмч. Иоанна Чимчимели . Он был церковным деятелем, переводчиком и философом, получившим образование в груз. Петрицонском мон-ре. Перевел толкования Книги Екклесиаста еп. Григория Акрагантского и Олимпиодора Александрийского , толкования Евангелия от Марка и Евангелия от Луки свт. Феофилакта Болгарского , что имело большое значение для развития груз. духовной литературы того времени. Митр. Тимофей (Габашвили) (XVIII в.), описывая фрески Крестового мон-ря в Иерусалиме, называет его мучеником, а историк XIX в. М. Джанашвили отмечает, что прмч. Иоанн руководил лит. школой в Греми, где преподавал философию, богословие, греч., сир. и араб. языки. Прмч. Лука Иерусалимский (Абашидзе) подвизался в Крестовом мон-ре в Иерусалиме, принадлежавшем в то время Османской империи. В 1277 г., стремясь оградить мон-рь от притеснений со стороны мусульман, он, будучи уже настоятелем мон-ря, отправился к султану, к-рый предложил ему отречься от Христа в обмен на должность эмира. Лука исповедал Христа, за что ему отрубили голову, а тело сожгли. Приблизительно в то же время в Крестовом мон-ре персами была замучена прмц. Саломия Грузинка , мон. одного из жен. мон-рей Иерусалима.

http://pravenc.ru/text/638558.html

В годы его патриаршества были восстановлены и благоустроены многие церкви и монастыри, открыты новые школы, в том числе богословская школа Святого Креста. При нем в 1847 г. начала свою деятельность Русская Духовная Миссия в Иерусалиме. 7 ноября 1872 г. низложен с престола собственным Синодом за то, что отказался поддержать решение Константинопольского Собора объявить схизму Болгарской Церкви, провозгласившей автокефалию. Умер на покое на о. Халки близ Константинополя. 336 Имеется в виду Мелетий (1785–1867), митрополит Петры Аравийской, выдающийся деятель Иерусалимской Церкви второй трети XIX в. Приехал в Иерусалим в 1808 г. каменщиком, восстанавливать храм Гроба Господня после пожара. Был принят в Святогробское братство, пострижен в монашество (1810), рукоположен во иеромонаха (1818); назначен игуменом Авраамиевского монастыря. В 1838 г. хиротонисан во епископа Севастийского; после кончины митрополита Петры Аравийской Мисаила возведен в сан митрополита и поставлен на его место. С 1841 г. епитроп (наместник) Патриарха Иерусалимского Афанасия, постоянно пребывавшего в Константинополе. Владея русским языком, был долгие годы духовником русских паломников в Святой Земле, среди которых пользовался большим уважением и именовался не иначе как «Святой Петр», что является упрощенной и искаженной формой его греческого титула: «святой (у греков вместо преосвященнейший. – Н.Л.) Петры ». Арабы называли его мутран-нур ‘митрополит света’, поскольку в течение почти тридцати лет он возглавлял ежегодно в Великую Субботу службу раздаяния Благодатного Огня (греки и арабы говорят: Света). 337 Орлова-Чесменская Анна Алексеевна (1785–1848), графиня, дочь знаменитого сподвижника Екатерины II графа А. Г. Орлова -Чесменского, единственная наследница его огромного состояния. Выдающаяся церковная благотворительница, потратившая на различные вклады и пожертвования в России и на Православном Востоке, по некоторым оценкам, до 3,5 млн. рублей. 338 В 1841 г. по поручению прусского короля Фридриха-Вильгельма IV, религиозного романтика, мечтавшего о воссоединении Церквей, и в первую очередь протестантских общин – англиканской и евангелической (лютеранской), вызванный в Берлин прусский посланник в Швейцарии, известный протестантский теолог и историк Х.К.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Но по дошедшим до нас свидетельствам видно, что в XI в. Русь уже пользовалась многими отеческими поучениями. Так например пр. Нестор говорит о Феодосии печерском , что когда он сам не проповедовал, то заставлял других читать в церкви поучения, без сомнения св, отцов. В жизни Авраамия смоленского сказано, что он прилежно читал св. отцов, особенно св. Златоуста и Ефрема сирина . Основываясь на указаниях истории, мы перечислим немногие памятники греческого проповедничества в славянском переводе, и то лишь главные. После бесед св. Златоуста и Ефрема сирина Лествица или слова Иоанна Синайского были в наибольшем употреблении у русских, и потому Лествица Иоанна почти в каждое столетие была вновь переводима на славянский язык, или вновь списываема. Так, известна Лествица в списках славянских XII века и во многих списках XIII, XIV и XV веков. Прочие памятники греческого проповедничества появлялись в славянском переводе, в Болгарии, или России, в следующем порядке: Сборник болгарского царя Симеона, содержащий поучения Василия Великого , Афанасия Великого , Григория Нисского , Иоанна Златоуста , Григория Богослова , Кирилла Александрийского , Феодорита, Максима Исповедника , Иоанна Дамаскина , и некоторые риторические статьи; переписан для кн. Святослава, 1073 г. Сборник Святослава 1076 г., отличный от первого, но также содержащий разные статьи из поучений св. отцов; сборник этот переписан и в 1403 г. Сборник слов (18) Златоуста, Василия великого (1) и проч., XI в. Пандекты (поучения, размышления, наставления) инока Антиоха о разных добродетелях и пороках, в 130 отделениях или главах, XI–XV в. (составлен в VII в). Златоструй из 136 избранных слов Златоуста, с некоторыми прибавлениями, составленный болгарским царем Симеоном, в списке XII в. Слова еп. Климента Словенского (4) , XII в. Огласительные поучения Кирилла Иерусалимского , XII и XIII в. Слова или беседы Константина (болгар. священника) на воскресные дни года, извлеченные из св. Златоуста и других отцов, с собственными прибавлениями, XII–XIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

Предстоятели Болгарской Православной Церкви HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Предстоятели Болгарской Православной Церкви Тырновские патриархи Архиепископы Св. Иосиф I – 870 г.-? Георгий Леонтий I Димитрий I Сергий I Григорий I Патриархи Дамиан – 927 г.-? Герман Филипп. – кон. X в. Давид – 1015-1018 гг. Архиепископы (Охридские) Иоанн I – 1018-1037 гг. Лев I – XI в. Феодул I – +1065 г. Иоанн II Лампин – +1078 г. или 1079 г. Иоанн III Трезвый Феофилакт I – ок. 1085-1108 гг. Лев II Мунг – ок. 1120 г. Михаил Иоанн IV Комнин (брат императора Алексия I Комнина) – сер. XII в. Евстафий Константин I – ок. 1160-1170 гг. Иоанн V Коматир – ок. 1213 г. Димитрий II Хоматен – ок. 1216-1234 гг. Иоанникий Сергий II Константин II Кавасила – 2-я пол. XIII в. Иаков Проархий Адриан Геннадий – кон. XIII в. Макарий – ок. 1295 – ок. 1299 гг. Григорий II – ок. 1317 г. Анфим Метохит – ок. 1341 г. Николай I – ок. 1347 г. Григорий III – ок. 1364 г. Матфей – ок. 1408 г. Никодим – ок. 1452 г. Дорофей – ок.1466 г. Марк Ксилокорав – 1467 г. Николай II Захария Прохор – 1529-1550 гг. Симеон – ок. 1550 г. Григорий IV Никанор – ок. 1557 г. Паисий – ок. 1566 г. Парфений Софроний – ок. 1572 г. Гавриил – ок. 1582-1587 гг. Феодул II – ок. 1588 г. Иоаким – ок. 1593 г. Афанасий I – ок. 1596 г. Валаам – ок. 1598 г. Нектарий I – 1598 г., + 1626 г. Митрофан – ок. 1614 г. Нектарий II – ок. 1622 г. Порфирий – ок. 1624 г. Георгий Иоасаф I – ок. 1628 г. Авраамий – 1629-1634 гг. Мелетий I – ок. 1637 г. Харитон – ок. 1643-1651 гг. Даниил Афанасий II – ок. 1653 -1658 гг. Дионисий I – +1665 г. Пафнутий – ок. 1692 г. Игнатий I – ок 1660 г. Арсений Зосима I – ок. 1663-1670 гг. Панарет – 1671 г. Нектарий III – ок. 1673 г. Игнатий II – ок. 1676 г. Григорий V Феофан – 1676 г. Мелетий II – 1676 г. Парфений – 1677-1683 г. Герман II – 1688-1695 г. Григорий VI – 1691-1693 г. Игнатий III – 1693-1695 г. Зосима II – 1695-1699 г. Рафаил – 1699-1702 г. Мефодий – 1708 г. Дионисий II – 1709-1714 г. Филофей – 1714-1718 г. Иоасаф II – 1719-1745 г. Иосиф II – 1746-1751 г. Дионисий III – 1752-1756 г. Мефодий II – 1757-1758 г. Кирилл – 1759-1762 г. Иеремия – +1763 г. Анания – 1763 г. Арсений – 1763-1767 г.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010