10 акафиста св. Параскеве; конд. 10 акафиста св. Георгию Победоносцу; конд. 11 акафиста св. Пантелеймона; конд. 10 акафиста св. Екатерине; ик. 11 акафиста св. Трифону; конд. 10 акафиста св. Варваре; ик. 4–5 акафиста свв. Вере, Надежде и Любови; ик. 3 акафиста священномученикам епископам Херсонским), других прободали копьями (конд. и ик. 6 акафиста св. Димитрию Солунскому), иных ввергали в раскаленный котел (ик. 7 акафиста св. Антипе Пергамскому), сжигали (ик. 11 акафиста св. Анастасии Узорешительнице). Авраамию Болгарскому мучители сначала отрубили руки и ноги, а затем усекли и главу (ик. 5). Рассказав о жизни, страданиях и смерти святых мучеников, акафисты в конце говорят и о их прославлении. Так, в акафисте св. Димитрию Солунскому говорится об обретении его мощей (ик. 7) и многочисленных чудесах св. великомученика, явленных его родному городу Солуни (конд. 9–10, ик. 9). В акафисте св. мученику Авраамию Болгарскому рассказывается о перенесении мощей св. мученика Владимирским князем Георгием во Владимир (конд. 6), где они и сияют лучами чудотворений (ик. 6). Святой великомученик Георгий Победоносец прославляется как пособник царям православным и «воинам во бранех поборник» (ик. 11). В акафисте свв. мученикам Антонию, Иоанну и Евстафию Виленским говорится, что их святые мощи, проповедуя несомненную надежду всеобщего Воскресения (конд. 6), ради страха иноверческого были «вторично сокрыты в недрах земли под спудом храма» и оттуда источали исцеления (ик. 6). Акафисты святым князьям Православная Церковь , прославляя в церковных службах святых угодников, различает лики пророков, апостолов, святителей, преподобных, мучеников, безмездников, юродивых. Отдельного лика святых князей в церковных службах не имеется. Святым князьям составляются службы и другие песнопения или как мученикам, когда они претерпели мученическую кончину, как, например, св. Всеволод (Гавриил), Псковский чудотворец, св. Михаил Ярославич Тверской, св. Георгий Владимирский, или как преподобным, когда они принимали пострижение, как, например, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

К. м. был перенесен ковчежец с частицей мощей мч. Авраамия Болгарского. Из собора в мон-рь поступила вышитая золотом икона мч. Авраамия Болгарского кон. XIX в. работы монастырских мастериц, по преданию принадлежавшая игум. Олимпиаде. По благословению Владимирского еп. Евлогия (Смирнова) насельницы В. К. м. составили тропарь и кондак благоверным княгиням, чьи останки почивают в обители. Казанский храм был возвращен мон-рю в окт. 1998 г. 10 сент. 1995 г. В. К. м. посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . В 1998 г. в мон-рь была принесена написанная на Афоне икона вмч. Пантелеимона. С 1997 г. при обители существуют епархиальная регентская школа с 3-годичным обучением (40 учениц), правосл. приют. Открыты Никольский скит в с. Новом Юрьев-Польского р-на и подворье в с. Арбузове Собинского р-на. В дек. 2004 г. во В. К. м. жили ок. 25 насельниц. Арх.: ГА Владимирской обл. Ф. 556, 568; РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. 690. Ист.: ПСРЛ. М., 2001. Т. 1. Стб. 415, 421; М., 1965. Т. 10. С. 33, 48; М.; Л., 1949. Т. 25. С. 100; М., 1965. Т. 15. С. 293. Лит.: Сведения о церк. и мон-рских землях Владимирской губ. Владимир, 1870; 700-летний юбилей владимирского Успенского Княгинина жен. мон-ря: 15 июля 1200-1900. Владимир, 1900; Ист. описание первоклассного Княгинина Успенского жен. мон-ря в губернском г. Владимире. М., 1900; Порфирий [Виноградов], архим. Древние гробницы во владимирском кафедральном Успенском соборе и Успенском Княгинином девическом мон-ре и погребенные в них князья, княгини и святители. Владимир, 19032. С. 98-119; Косаткин В. В. Мон-ри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до нач. XIX ст.: Кр. ист. сведения. Владимир, 1906. Ч. 1: Мон-ри. С. 199-219; Столетов А. В. Памятники архитектуры Владимирской обл. Владимир, 1958. С. 59-64; Воронин Н. Н. Зодчество Сев.-Вост. Руси XII-XV вв. М., 1961. Т. 1. С. 438-445; он же. Строители Княгинина собора//Памятники истории и культуры. Ярославль, 1983. Вып. 2. С. 107-109; Столетов И. А. Результаты исследования памятника архитектуры XIII-XVI вв.

http://pravenc.ru/text/154985.html

Так, например, в 1874 г. игуменья Владимирского Успенского женского монастыря, ходатайствуя перед Синодом о напечатании службы мученику Авраамию Болгарскому, указывала на то, что рукописный текст этой службы уже давно вошел в богослужебный обиход Успенского монастыря 16 . В результате подобных прошений одни службы издавались отдельными брошюрами (так произошло со службой мученику Авраамию Болгарскому), а другие включались в стандартные Минеи. История разрешения (или неразрешения) отдельных служб к церковному употреблению очень интересна. Сейчас готовится к публикации книга епископа Германа (Вейнберга), в которой эти сюжеты подробнейшим образом разобраны (см. сс. 43–44 настоящей книги). 5. Минея дополнительная Первый опыт масштабного включения в Минеи новых служб относится к началу XX века. В 1909 году из печати выходит Минея дополнительная 17 , в которую было включено 16 служб, отсутствующих в издании Служебных миней. Предполагалось, что первое время эта книга, изданная в формате стандартных Служебных миней, будет использоваться в качестве дополнения к ним, а в следующее издание Миней эти службы будут включены. Однако из-за революционных событий следующее издание месячных миней увидело свет лишь спустя 70 лет. Инициатива издания Дополнительной минеи принадлежала архиеп. Волынскому Антонию (Храповицкому) , который еще осенью 1905 г. обратил внимание Синода на отсутствие в Минеях ряда служб святым, которым положен полиелей. Определение Синода (от 4 марта/14 апреля 1908 1701) предусматривало: «1. Включить дни памяти преподобного Иова Почаевского в церковные Святцы. 2. Ныне же напечатать Дополнительную Минею отдельною книгою в форме и шрифтом существующих месячных Миней в потребном количестве экземпляров в составе девяти служб, независимо от внесения таковых в месячные Минеи, с тем, чтобы по напечатании книга была разослана во все монастыри и приходские церкви за плату не дороже одного рубля, а в бедные бесплатно. 3. Поручить Преосвященному Антонию, архиепископу Волынскому, подвергнуть означенные девять служб предварительно их печатания пересмотру с целью согласованности этих служб с другими аналогичными службами месячных Миней и требованием Церковного Устава» 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Республика Татарстан (храмы) Материал из Азбука паломники Свято-Авраамиевская церковь (Болгар) [ править править код ] Свято-Авраамиевская церковь (Болгар) - православный храм в городе Болгар Республики Татарстан. Главные святыни - мощи святого мученика Авраамия Болгарского и целебный источник, бьющий на месте гибели мученика Авраамия Болгарского. Настоятель храма - о. Владимир Головин. В 1988 году создатель храма – отец Владимир Головин – совместно с жителями города (тогда ещё районного Куйбышева) добились, с помощью Божией, от местных властей разрешение на открытие храма. Сначала Богослужения проводились в молитвенном доме, а затем верующим выделили территорию на въезде в город, у православного кладбища. По благословению архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия храм Святой Троицы из села Порфировки был перевезён в г. Болгар. Храм возрождался постепенно силами батюшки и прихожан. Спустя время облик церкви был изменен. В сегодняшнем варианте однопрестольный храм имеет многоглавое завершение и посвящен, по благословению правящего архиерея, мученику Авраамию Болгарскому чудотворцу. В день памяти пророка Илии, 2-го августа 1989 года, в храме состоялась первая Божественная Литургия. В 1990 году, 28 июля, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира правящим архиереем – епископом Казанским и Марийским Анастасием был совершен полный чин освящения храма. Адрес: Россия, 422840, РТ, Спасский район, г. Болгар, ул. Лихачёва д. 144 Подробнее... Никольский кафедральный собор (Чистополь) [ править править код ] Главным украшением и доминантой центральной части города Чистополя является Никольский собор, расположенный на берегу реки Кама. Трёхпрестольный каменный храм был построен в 1838 году по проекту архитектора П.Г. Пятницкого, ставшего известным зодчим после постройки Казанского университета. Собственно храм имеет центричную композицию с пятиглавым завершением, покрыт скатной крышей. По оси северного и южного фасадов размещены сильно выступающие вперед четырехколонные портики ионического ордера. За колоннами на стене расположены пилястры с ионическими капителями. На невысоком архитраве мощный фриз завершен карнизом с кронштейнами. Аналогично решен карниз фронтона портика.

http://azbyka.ru/palomnik/Республика_Тат...

Синодального з козацтвом провели навчальний у 6 травня 2015 р. 11:20 С 3 по 5 мая 2015 года по благословению председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла состоялась поездка сотрудников Комитета в город Болгар (Республика Татарстан) для участия в III Аврамиевском фестивале. Возглавил делегацию ответственный секретарь Комитета священник Тимофей Чайкин. Форум проходил под девизом «Дружба народов. Спасская земля — земля мира». Фестиваль приурочен ко дню памяти перенесения мощей святого мученика Авраамия Болгарского — престольному празднику Авраамиевского храма г. Болгар. 3 мая, в канун праздника, состоялось всенощное бдение, за которым молились священнослужители Татарстанской митрополии , атаманы, казаки и представители общественных организаций казачества, паломники, местные жители. По приглашению руководителя отдела по взаимодействию с казачеством Казанской епархии , настоятеля Авраамиевского храма и организатора фестиваля священника Анастасия Головина приход впервые посетили митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий , епископ Бугульминский и Альметьевский Мефодий , епископ Мелекесский и Чердаклинский Диодор . За богослужением митрополит Анастасий вручил почетному настоятелю прихода протоиерею Владимиру Головину наградной крест с украшениями за многолетнее и усердное служение Церкви Христовой. 4 мая, перед началом семинара, отец Анастасий рассказал сотрудникам Синодального комитета по взаимодействию с казачеством — священнику Тимофею Чайкину, руководителю отдела по взаимодействию с епархиями и органами государственной власти К.А. Трунову, руководителю учебно-методического отдела И.А. Котиной, руководителю пресс-службы Н.А. Селивановой — о состоявшемся накануне крестном ходе к колодцу святого мученика и чудотворца Авраамия Болгарского и праздничном молебне с акафистом у источника, а также об освящении часовни в честь Донской иконы Божией Матери (Казачья слобода в пос. Ржавец). Завершил первый день фестиваля концерт казачьего хора станицы Спасская.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4068604...

6 марта 1230 года мощи святого мученика Авраамия были принесены из Болгарской земли в славный город Владимир. Вместе с епископом Митрофаном и со всем клиром Георгий Всеволодович встретил мощи святого мученика за версту от города с зажженными свечами. Мощи святого Авраамия были положены в Благовещенской церкви Успенского женского монастыря, основанного в 1199 году княгиней Марией (в иночестве Марфой), супругой великого князя Всеволода. Со времени перенесения мощей началось и празднование памяти святого мученика Авраамия во Владимире. Болящие надевали на себя его вериги и стояли в них во время богослужения, по вере своей получая исцеление от недугов. Преподобнаго Геронтия канонарха, в Дальних пещерах почивающаго Тропарь, глас 3: Всечестный канонарше Геронтие,/правилоначальный бывый в церкви/и в правиле иночестем возсиявший светло,/моли Христа Бога,/да прегрешений оставление подаст душам нашим. Кондак, глас 1: Канонаршествуя, честный канонарше Геронтие,/и пение церковное поющим предводительствуя в церкви,/уподобился воистинну Ангелом,/поющим Бога на Небеси,/ихже и житию подражая, и, с ними ликуя,/поминай ны, любовию хвалящих тя. Ин тропарь , общий, преподобным Геронтию и Леонтию канонархам, в Дальних пещерах почивающим, глас 3: Двоице святая,/правилоначальная, бывшая в церкви/и в правиле иночестем возсиявшая светло,/всечестнии канонарси,/молите Христа Бога,/да прегрешений оставление подаст душам нашим. Ин кондак , общий, преподобным Геронтию и Леонтию канонархам, в Дальних пещерах почивающим, глас 1: Канонаршествующе, честнии канонарси,/и пение церковное поющим предводительствующе в церкви,/подобистеся воистинну Ангелом,/поющим Бога на Небеси,/ихже житию подражавше,/и, с ними ныне ликующе,/поминайте ны, любовию хвалящих вас. Преподобный Геронтий Преподобный Геронтий жил в XIV веке. Он был иноком Киево-Печерского монастыря и исполнял в обители послушание канонарха. Всю жизнь преподобный Геронтий совершал подвиги воздержания, послушания и молитвы в этом монастыре. Он погребен в Дальних пещерах. Память святого празднуется также 28 августа, в день соборной памяти преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1923 г. Княгинин монастырь был принудительно закрыт репрессивными органами советской власти: ликвидация монастыря производилась в течении восьми месяцев с марта по ноябрь 1923 г. и сопровождалась разграблением имущества обители и ее насельниц. Монахини были изгнаны из своих келий, отданных под заселение ответственным работникам аппарата советской власти и компартии. В связи с закрытием монастыря и созданием поселка для новой бюрократической элиты ликвидировали также и монастырское кладбище. В 1923 г. Княгинин монастырь как территориальную единицу в границах города переименовали в поселок имени Воровского.  В 1992 г. Успенский Княгинин монастырь был вновь возрожден как иноческая женская обитель Владимирской епархии. Настоятельницей монастыря стала монахиня Антония (Шаховцева). В Успенском соборе Княгинина монастыря, чудесно расписанном в XVII в. артелью знаменитых мастеров, находятся величайшие духовные святыни русского народа - икона Боголюбивой Божией Матери (первое русское иконописное изображение, созданное по указанию св. блгв. кн. Андрея Боголюбского) и мощи святого мученика Авраамия Болгарского. Из книги: Минин С.Н., священник. Очерки по истории Владимирской епархии. (Х-ХХвв.).- Владимир: 2004. С. 11-13 Княгинин Успенский монастырь, 1 класса, в городе Владимире. Основан в 1199 году княгиней Марией (в иночестве Марфой), супругой великого князя Владимирского Всеволода Юрьевича. В 1311 году монастырь был разорен татарами; возобновлен в начале XVI века; в 1855 году пострадал от пожара; в 1865 году возобновлен. Монастырский соборный храм — в честь Успения Божией Матери с приделами Благовещенья и Рождества Христова. Здесь почивают мощи Аврамия Болгарского (см. 1 апреля) и погребены княгиня Александра, первая супруга Александра Невского, княгиня Васса, вторая его супруга и дочь Евдокия. За левым клиросом на столпе помещается древняя икона святого мученика Аврамия; она служила иногда вместо гробовой доски над мощами страстотерпца. Здесь же находится гробница княгини Марии, основательницы монастыря, и других князей и княгинь, здесь погребенных.

http://sobory.ru/article/?object=05331

житие Феодосия терн, в Чтен. Общ. Ист. 1860, кн. 1, л. 8), Виссарион, Макарий (Времени, стр. 15). Преславские митрополиты были «протофронами», т. е. первыми после патриарха митрополитами (житие Феодосия терн., ibid. л. 8). 3) Вельбуждьская. В первое время по восстановлении царства Вельбуждю почему-то придаваемо было особенное значение, – в 1203 г., при заключении унии с Римом, епископ вельбуждьский вместе с епископом преславским возведен был в митрополиты, и притом поставлен был первым после патриарха (или примаса, во что собственно возведен был папою архиепископ терновский) 92 ; но в последующее время кафедра вельбуждьская была просто епископией. Под 1203 г. упоминается митрополит вельбуждьский (Belesbudiensis) Анастасий (Патрол. Миня т. 215, ст. 290); в болгарском синодике (Временн. стр. 15) упоминаются епископы вельбуждьский: Анастасий, Епифаний и Дмитрий (очень может быть, что Анастасий синодика есть одно и то же лицо с митроп. Анастасом 1203 года, т. е. что синодик называет последнего епископом, не признавая за ним сана, полученного от папы). Территория епископии вельбуждьской в половине тринадцатого века отошла от болгар к грекам (а от сих последних к сербам), при чем и кафедра епископская была закрыта. 4) Скопийская. Под 1203 г. упоминается епископ скопийский Марин (уМиня т. 215, стр. 289). Территория епархии скопийской отошла от болгар сначала к грекам, а потом к сербам, одновременно с территорией епархии вельбуждьской; епископская кафедра осталась при этом незакрытою. Кафедральною церковию епископа скопийского в 1203 г. была церковь Богородицы (у Миня ibid.). 5) Приштинская. Под 1203 г. упоминается епископ приштинский Авраам (у Миня т. 215, стр. 289). Во второй половине тринадцатого века область епископии приштинской отошла от болгар к сербам; неизвестно, когда была закрыта епископская кафедра, но под владением последних ее уже не существовало. 6) Нишевская или Нишская. Под 1203 г. упоминается епископ нишский Кирик (у Миня т. 215, стр. 289); в болгарском синодике упоминаются епископы Кирилл и Дионисий (Временн. стр. 15). В 1203 г. кафедра епископа нишского была при церкви Св. Прокопия (у Миня ibid.). В конце тринадцатого или в первой половине четырнадцатого века область епископии нишской отошла от болгар к сербам, причем и епископы нишские перешли под ведение сербских архиепископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Однако бездарные попытки переложить проблему с больной головы на здоровую лишь ещё более обнажают интеллектуально-аналитическую убогость национал-»политолога» и выдают его истинные цели. Так, восхищаясь митрополитом Казанским и Татарстанским Анастасием (А.М.Меткиным), благодаря которому «выстроена система доверительного диалога епархии РПЦ с властями республики», «Сергей Ласкин» многозначительно намекает: «Складывается впечатление, что за его спиной действуют те, кто хотел бы столкнуть христиан и мусульман, те, кто не доволен успехами Татарстана, его ровными и стабильными отношениями с федеральным центром». Очевиден намёк на то, что «толерантного» и «сладкого» во всех отношениях архиерея принуждают к этому некие «тёмные силы» в Московском Патриархате, ибо кто ещё может надавить на усиленно оберегаемого татарским руководством казанского владыку. О «достижениях» последнего, к сожалению, давно уже известно всей стране (тем более, Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу), и его благословение на сбор материалов для канонизации Н.И.Ильминского - это вовсе не последствие некоего «выкручивания рук» мифическими столичными «исламофобами», а результат многолетних обращений православной общественности (и в особенности кряшен). Безусловно, никакими глобальными потрясениями возможное прославление Н.И.Ильминского в лике местночтимых святых не грозит и никакой угрозы для царящего в Татарстане официально-протокольного «мира и согласия» не представляет. Как не представляет угрозы, к примеру, почитание давно уже причисленных к лику святых Авраамия Болгарского (этнического булгарина), Феодора Философа Болгарского (Камского), Иоанна Казанского, Петра и Стефана Казанских (этнических татар), известных своими «обличениями ислама», о существовании коих доморощенный «политолог», наверняка, даже и не догадывается. Тем более, что Н.И.Ильминский не «обличал ислам» в средневековом понимании этого миссионерского действа, а подробно изучал его и требовал того же от студентов Казанской духовной академии (КазДА), за что, кстати, даже пострадал в 1858 г. Его стремление было воспринято руководством академии, а затем и священноначалием Казанской епархии, как пропаганда ислама. Вследствие этого Н.И.Ильминский вынужден был оставить службу в КазДА. Как отмечал историк Е.В.Липаков: «Уход Ильминского был демонстративным - бывший профессор устроился на должность переводчика Оренбургской пограничной комиссии, которая не требовала никакого образования и предполагала лишь знание татарского языка».(4)

http://ruskline.ru/analitika/2015/02/16/...

7. Феодосий Терновский, ученик преп. Григория Синаита , родился около Виддина, и там, в Виддинском Николаевском монастыре, начал свои подвиги. Но не долго здесь оставался. Желая найти себе опытного духовного наставника, ойъ часто переходил из монастыря в монастырь. Так из Виддинского перешел в Терновский монастырь Богоматери, известный под именем «св. Гора», отсюда в Червенский, отсюда в Сливенскую гору, отсюда в монастырь Эпикерн, отсюда в пустыню Скрытную, где тогда спасался великий подвижник Григорий Синаит , известный преимущественно, как учитель созерцательной жизни. Феодосий нашел в нем все, чего искала благочестивая его душа, и для защиты монастыря испросил у болгарского царя Александра (1333– 1353 г.) средства оградить оный стеною и башнями, а для обеспечения– некоторые угодья. Но скончался Григорий, – и Феодосий, оплакав своего наставника, снова начал странствовать из монастыря в монастырь, чтоб найти себе другого наставника. Он был в Солуни и Месимврии, и остановился близ Тернова на горе Калифарево, и здесь устроил монастырь. Отсюда он являлся на терновские соборы, где с особенною силою и успехом ратовал против богомилов и жидовствующих. За 20 месяцев до своей кончины он тяжко заболел и просил позволения отправиться в Константинополь, чтоб повидаться с тамошним патриархом Каллистом I (1350– 1362; 1365 – 1369 г.), который некогда вместе с ним учился у Григория Синаита ; но не получив дозволения, он, больной, отправился туда тайно, водворился в монастыри св. Маманта и здесь скончался 17 февраля 1362 г. 481 Немало в Болгарии и св. мучеников, пострадавших за Христа в позднейшее время. Таковы, напр. Авраамий болгарин из богатых купцов (+ 1230 г.), которого мощи почивают в России, во Владимире, в ,женском Княгинином монастыре, Георгий из болгарского города Средца (т 1514 г.), Дамаскин из Габрова (т 1771 г.), Иоанн (И 1784 г.), Злата из меглинской епархии (у 1795 г.), Игнатий– терн, епархии (у 1814 г.), Онуфрий из Габрова (И 1818 г.) и пр. 299 Б) БОЛГАРИЯ. В конце XVIII и начале XIX века некоторые болгары переселились в Новороссийский край, и заняли место прежних нагайских орд.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010