по этому поводу предисловие к современному греческому Типикону Виолакиса ). Однако уже в следующем (первом правленом) издании Часослова (1653) службы начинаются с полунощницы - в послесловии эта перемена объясняется греческими образцами ( ...начало положено против прежних множицею изданных во псалтырях с возследованием и древних греческих печатных преводов ). Никакой другой текстовой справы в этом издании, осуществленном уже при патриархе Никоне (в первое лето патриаршества) сделано не было. Следующее издание (1654 г.; сохранилось только в РГАДА - БМСТ/СПК 48, 2334) во всем копирует дореформенные Часовники, месяцеслова в нем нет, редакция текста старообрядческая. Из каталога Зерновой ( Зернова, 314 ) можно сделать вывод, что первый полностью правленый Часослов был издан в 1666 г. (в предисловии декларировано, что издание правлено и утверждено Собором (единственный экземпляр этого издания сохранился в РНБ). Эта декларация связана с тем, что издание приурочено к Собору - и только. Анализ содержания показывает, что первым правленым изданием был уже Часослов, изданный около 1655-1656 г. (единственный сохранившийся экземпляр находится в ГИМ: Син. Печ. 205), что совершенно справедливо отмечено Сазоновой (правда, без указания шифра). Этот Часослов (содержит и месяцеслов) представляет из себя по составу и форме практически современный Часослов (отличается лишь старым вариантом печати, также кое-где оставлена старая проклитическая форма вó веки и некоторые другие ). С этого издания и был перепечатан Часослов 1666 г. и все последующие издания этой книги (иногда, правда, книга издавалась без месяцеслова, при этом название оставалось прежним). Тексты Часослова также опубликованы со множеством ошибок (особенно в молитвах). Староверы с удивлением обнаружат несоответствие напечатанного текста с давно привычным и используемым на практике : исследовательнице надо было взять за основу последнюю иосифовскую редакцию (как в Требнике, так и в Часослове), а разницу редакций отметить в подстрочнике.

http://bogoslov.ru/article/319887

В 1581 г. иезуит Поссевин писал к Папе: «некоторые русские князья, каковы Острожский, Слуцкий, имеют свои училища, в которых питается их раскол». Но с именем Острога и князя К. К. Острожского связано не столько основанное им училище, сколько благотворная деятельность высокообразованных, окружавших его, православных ученых, занимавшихся изданием священных и богослужебных книг и сочинений в защиту православия. Неизвестно, школе или этому обществу принадлежало название Академии, употребленное в одном из острожских изданий (Календарь Римски-нови, 1587 г.): очень может быть, что оно принадлежало тому и другому. Ученые и школа составляли одно целое, и образованные сотрудники князя, по крайней мере некоторые, были и правителями школы и преподавателями в ней. 2) Типографии и печатание книг Книгопечатанием первые из Славян воспользовались Чехи. В 1475 г. они напечатали Новый Завет , в 1488 г. полную Библию. Издание Библии повторено было в 1489 и 1506 гг. После того стали печатать книги и Славяне, употребляющие кирилловские письмена. Первая славяно-русская типография заведена была в Кракове. Из нее вышли первые славяно-руские издания. Первый стал печатать книги кирилловскими буквами немец Швайпольт Феоль. Первые, отпечатанные им в 1491 г., пять книг, были: Октоих, Часослов, Триоди постная и цветная и Псалтирь. Издания эти весьма уважались православными. 457 Феоль обвинен был в ереси и бежал в Венгрию. После краковских изданий, печатные славянские книги стали выходить и в других землях, как-то: в Венеции (1493) , Черногории, Угровалахии (1512) и в Западной России (в Вильне 1525). В 1553 г. заведена была первая типография в Москве: в 1504 г. напечатана в ней первая книга «Апостол», образец изящной печати; в 1565 Часовник (Каратаев стр. 130). Но типографщики, диакон Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец, обвинены были в ереси и бежали в Литовскую землю. Принятые литовским гетманом Ходкевичем, они устроили типографию в имении его Заблудове (Белостокского уезда, Гродненской губернии) и напечатали в ней в 1568–1569 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

На сельской ярмарке народная культура представала праздничной и веселой; все смешивалось и жило по законам «мира наизнанку»: народные увеселения и балаганы соседствовали с роем маленьких лавочек и развалов, где можно было найти благочестивые предметы культа. На эту деревенскую торговлю отчасти проливает свет описание П. Симони некоего В.В. Холмушина – мелкого продавца дешевых народных изданий первой половины XIX в. Его «развал» – простая доска с разложенным товаром: Псалтыри, часовники, Святцы, азбуки, книжки для народа с лубками, вроде сказок об Еруслане Лазаревиче, Бове Королевиче и других богатырях, гадательные книжки царя Соломона, сонники, ворожеи, оракулы, а также многочисленные картинки религиозного содержания. Чуть разбогатев, В.В. Холмушин стал ездить по ярмаркам с передвижной лавочкой, в основном в местные праздники (Симони, 1907, с. 149–150), то, что такие торговцы были завсегдатаями холуйских ярмарок, не вызывает сомнений. Московские «книжники мелкой руки», сообщала местная газета в 1878 г., приезжали в Холуй по нескольку лиц – «то вдруг появятся четверо, то двое, то один», причем их же часто штрафовали «за неправильную торговлю предметами печати» (ВГВ, 1878, 35. «С холуйской Флоровской ярмарки»). Можно быть уверенным, что точно так же происходила и торговля иконами – она происходила в бесчисленных рядах развалов и лавочек. 80. Сельская торговля религиозными картинками; с картины В.М. Васнецова «Книжная лавочка». 1876. Третьяковская галерея, Москва. По отработанной веками модели офени набирали здесь суздальские иконы, с которыми расходились по деревням, местечкам и городам, усеивая огромные пространства Российской империи своими передвижными лавочками, которые еще в XVII в. Иосиф Владимиров окрестил «торговыми шалашами». Судя по известной картине В.М. Васнецова «Книжная лавочка», от XVII до в. мало что изменилось. В лавочке стоит офеня, вокруг нее толпятся любопытные крестьяне – покупатели, разглядывающие религиозные картинки, лубки и благочестивые книжки. Видимо, точно так же продавали иконы.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Не выходила ли от службы блуда ради? Любителю своему не давала ли клятвы любить его до смерти? 228 Не писала ли ему любовныя писма? Не имееш ли у себя имения от неправеднаго собрания, чрез блудодеяние собранное? Не умирывал ли кто от твоих рук? И не помыслила ли кого зелием уморить или//утопить, или тоску навести? Или ко убийству совету не подавала ли кому? Или не плакивал ли кто от тебя за какую обиду? КрСтарообр-Каргоп. 399: Каргоп. 399, л. 5–5 об . 1548 И тако вопрошает его прилежно, едино по единому, и ожидает его, донележе отвещает против коегождо вопрошения. Аще кающийся ново пришел на исповедь, прежде всех вопрошает его, глаголя: «Бывал ли ты когда на исповеди?» – и аще не бывал, а совершеннаго возраста: «Для чего не был? За леностию ли или за иным каким случаем?» Аще же исповедался прежде: «Повсегодно ли ты исповедался?» аще не повсегодно: «Для чего так не радил о твоем//спасении? А в правилах отеческих написано: кто не исповается за леностию на всяк год, тот недостоин христианином зваться. И прежняго тебе отца 1549 духовнаго для чего оставил? Не имеешь ли отлучения или запрещения от него?». Устав выговскиі і об исповеди: Друж. 8, л . 85–86 Отцом духовным на исповеди лепо вопрошати: 1.Не имеет ли кто сокровеннаго сребра, денег и прочее. Аще имеет, да отдаст в казну или собою, или чрез отца духовнаго. А донележе не обещается, на исповедь не приимати. 2.Не взимал ли кто без благословения вещей каких у казначея, у келаря и в прочих келиях великих или//малых одежды, обущи, книг и прочих. Аще взимал, да отдаст собою или чрез духовника, и не прежде прости его, дóндеже исправится и впредь не творити обещается. 3.Не давает ли кто без благословения каковых потреб сродником не спросився: обущи, или одежды, или прочаго, и без благословения полученнаго или взятаго тайно. Аще давал, взяти должно и возвратити таковая, и тогда простити его, и впредь обещание взяти, еже не со- девати таковых. 4.Вопрошати: Не учится ли кто в грамоте не благословився, неблагословенно получив азбук, без благословения часовник и прочыя книги. Таковым запретити впредь без благословения не учитися, ниже писати, и тако простити оных.//

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

е. азбуками, часовниками, псалтирями, начатками христианского учения, согласно указу святейшего Синода от 29 октября 1836 г., разрешалось выдать из церковно-кошельковой суммы по 50 рублей, и заведенные на оныя книги, считать церковными. Если раскольники пожелают обучать своих детей по старопечатным книгам, то дол­жны дать им свои собственные книги, по коим духо­венство должно их обучать чтению и молитвам. Духо­венству вменялось в обязанность, чтобы как родителей из раскольников, так и детей их располагать к учению добрым советом и внушениями; а при самом учении не смущать детей раскольнических и не раздражать родителей их укоризнами в заблуждениях раскола, но в тоже время внушать им уважение к православной Церкви и ее учению. Школы эти, учреждавшиеся с целью религиозно-христианского образования детей, должны были находиться в ведении епархиального архиерея, который по своему благоусмотрению назначает из наличного причта спо­собных начальников. 13 Получив предложение заниматься обращением раскольников на путь истины, старец Варлаам начал от­казываться и стал проситься во внутренние губернии России, для снискания способов к довершению благоустроения церкви в Чикойской обители, действительно требовавшей пособия. Но архипастырь отклонил о. Варлаама от намерения странствовать по России, и снова напомнил ему о предназначении его для обращения, Господу поспешествующу ( Мк. 16:20 ), коснеющих в расколе. «Конечно, для сего дела вы немощны», писал архи­пастырь, «но сила Божия и совершается в немощи. – Итак, прошу вас», повторял преосвященный Нил, «потрудитесь хоть немного, для пользы святыя православ­ные веры. Скажите необинуясь окружающим святую оби­тель вашу сынам противления: доколе вы храмлете на обе плесне ваши ( 3Цар. 18:21 ); почто отделяете себя от един­ства веры, почто благодать Бога нашего дерзаете прелагати в скверну ( Иуд. 1:4 )? – Пусть и после сего остаются они не познавши пути правды и по своих похотех ходяще (ст. 18); мы долг свой исполним и неповинны в погибели заблуд­ших будем, по сказанному у св.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

Кирилла Туровского , пасхалии и лунного течения, изданные в Вильне в 1596 году; 4) Псаломницу (псалтирь) и часовник, напечатанные в том же году в Вильне 2387 , и 5) оглашение церкви братской Львовской, изданное в 1600 году в Львове. В этом оглашении или воззвании братство обратилось за материальной помощью ко всем православным – духовным и светским – для поддержания своих учреждений, предназначенных ко спасению веры и русской народности. В этом воззвании указывалось, что даже жиды успели совокупными силами отстоять свою школу и божницу от иезуитов, а у православных русских берут не божницу, а насилуют их христианскую набожность и свободу: „Слыше небо! и внуши земле! щож терпим зле в том Львове“, восклицало братство, заявляя при этом всем верным, в виде предостережения, что за упадком веры близко следует и уничтожение народности („народное згинение“). На подлиннике оглашения была вытеснена печать братства, с изображением башни со львом, стоящим в воротах и с надписью: оглашение церкве братской Львовской 2388 . —237— Большим подспорьем и утешением служили Львовскому братству его постоянные сношения, личные и письменные, с почтеннейшим братчиком князем Константином Острожским. Как раз, осенью 1599 года, доблестный князь с двумя своими сыновьями приезжал под Львов в своё имение, лежавшее в трёх милях от Старого села, и ездил нарочно в Львов к братчикам, чтобы осмотреть их постройки, а братчики, со своей стороны, тоже ездили к нему в имение и при свидании заявили о всех нестерпимых обидах, которые терпели православные от поляков. Местный магистрат, стесняя православных в отправлении их обрядов и запрещая русским ремесленникам держать своих учеников, не знал какое ещё унижение придумать для православных: наконец средство было найдено и магистрат постановил обложить данью, натурой и деньгами, русских священников в пользу магистратских властей 2389 . Князь тотчас же написал об этой обиде королю, но братство всё-таки поплатилось за сопротивление в этом случае магистрату, так как пять старших братчиков были посажены в тюрьму.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Быковское попечительство хотя тратило большие суммы на расходы по устройству училища, богадельни и больницы, но и постоянно находило новые источники доходов. О. Алмазов, замечает автор хроники, уклонялся от молебнов частных, например, по случаю сруба избы, удачной торговли, пожалуй, угара (особые выдумываемые дьяконом прошения в этих случаях в роде: «о еже в комнате сей не угарати, и печке сей не дымитися. Господу помолимся " -были противны его убеждениям), и напротив поощрял молебствия общественные. Молебствие об избавлении от саранчи дало попечительству до 1000 р. Хотя саранча выпала на поля и огороды в несметном количестве (зелени было не видно, деревья ломались от тяжести), однако во время молебствия, «как бы гонимая некоею невидимою силою, с необыкновенным шумом поднялась с своих мест и в несметных, непроницаемых массах, заслонивших самые лучи солнца... на протяжении пяти верст устремилась вон из селения».– После благодарственного молебна о. Алмазов предложил в речи прихожанам, в благодарность Богу, пожертвовать по 1 р. с десятины на устройство больницы. На свадьбе врача Гедеонова, друга о. Алмазова, в ознаменование свадебного дня было собрано 1750 р. для приюта нищих. Пожар в «Быкове» ускорил открытие сельского банка. Решено было уполномочить доктора Гедеонова исхлопотать у земства 3000 р. заимообразно в банк, Вера Николаевна дала 500 р., Осокин 500 р., Часовников 1000 р., Вакула Лысый 1000 р. И сельский банк осуществился. Хотя за свою энергичную деятельность о. Александр Алмазов вообще пользовался уважением прихожан; но были у него и враги, которые привлекли его даже к ответственности. Одного прихожанина о. Александра, старика Трофима, нашли в канаве мертвым. Соседи говорили, что Трофим был в кабаке и, идя из кабака домой, пьяный свалился в канаву. О. Александр, считая Трофима вообще за человека хорошего, похоронил его без суда и следствия. К о. Александру явился старшина с допросом: по какому праву он осмелился похоронить без суда и следствия человека, умершего не своею смертью ? – Почтенный старшина! Если бы ты не был круглым невеждой в теологии; то я доказал бы тебе, что смерть Трофима не есть акт человеческой воли, желания, намерения; значит тут смертного греха самоубийства нет! Тем не менее на о.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

8) О Литургии. Кто установил св. причащение. Припомните о тайной вечере и о десятом члене. Священник Иуст. Ольшевский Заключение школьной комиссии Принимая во внимание определение Св. Синода об умножении церковных школ и о надлежащей их постановке в местностях с раскольническим и сектантским населением, школьная комиссия пришла к заключению, что в школах, которые посещаются детьми раскольников, при обучении соблюдать следующие особенности: 1) При изучении Закона Божия, истины о создании Господом Церкви, о бытии в ней епископов и седьми таин непрерывно до второго пришествия, о невозможности спасения без причащения тела и крови Христовых и без других таинств, о различии догматов и обрядов и о власти Церкви исправлять последние – внушаются детям с должною полнотой и с указанием на свидетельства Св. Писания и старо-печатных книг, причем некоторые из этих свидетельств даже запоминаются наизусть; но при изложении сих истин не упоминается об отступлении старообрядцев и тем более не допускается порицаний старообрядчества. 2) На церковно-славянское чтение отводится более учебного времени, чем в прочих школах. 3) Дети старообрядцев Псалтирь и Часовник читают по изданиям единоверческим; Новый же Завет читают по изданиям Св. Синода. 4) Азбуку употребляют единоверческого издания, по ней же изучают и первоначальные молитвы. 5) Изображают крестное знамение двумя перстами и полагают так называемый «начал» по обычаям старообрядцев. Что же касается местностей с сектантским населением, то для надлежащей постановки обучения в церковных школах сих местностей комиссия находила полезным принять в руководство: «Примерное распределение апологетического материала в курсе Закона Божия для одноклассных церковно-приходских школ», Священ. Иуст. Ольшевского, причем комиссия и выразила желание, чтобы эта программа была напечатана, и, чтобы священ. Ольшевский составил учебное руководство по содержанию представленной им программы. Находя возможным апологетическую постановку программ по Закону Божию в одноклассных церковно-приходских школах для местностей с сектантским населением, комиссия выразила желание соответственную постановку преподавания Закона Божия ввести в курс второкласных школ, причем в первые два года апологетический материал совместить с нормальной программой по Закону Божию, а в третий год выделить в особый повторительный курс с подробным разбором главных сектантских заблуждений.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Писано: аще не покаетеся: вси погибнете. Думаю: вы поняли, что я очень злобна? Писано: елико разсвирепе, толико дадите ему мук. Простите: не наскучиваю ли я вам своими письмецами? Не сумневайся: с удовольствием читаю. 118. 1849 года 12 сентября. Батюшка! Я Сашиньку привезла: примите его в келью побывать? О, премного я, недостойный, обрадован, что посетил меня Ангелоподобный гость! И получить благословение от вас? Благословении суть таковии Господеви! И примите от него подарочек? Сашиньку видел и письмецо от него с подарочком получил. У него и дома есть деньги, дареныя в имянины: куда оныя употребить? Это ему на необходимыя нужды: Азбука, Часослов (Часовник), Псалтирь, Библия; да притом, если бы оных, приобучаясь, стал слушаться: так и был бы великой счастливец! 119. 1849 года 15 сентября. Батюшка! Нижайше благодарим за ваше приветствие? Покорно прошу потерпеть на мне дерзком огорчения мои к вам. Отправляемся в путь? Милость Божия буди с вами! Простите и благословите? Господь благословит люди Своя миром. Маминька моя сбирается к вам: не оставьте поговорить с нею, в пользу души ея? При помощи Божией, намереваюсь понудиться придти к ней. 120. 1849 года 23 сентября. Батюшка, виновата: в добрых делах не успеваю, и в пище воздержания не имею? Постись, молись, слушайся Прологов; и Добротолюбия-то бы всего лучше! Мясное употребляю в людях, иногда и дома? С посторонними-то маленько; а без людей-то хорошо бы и ничего. Оставить не есть: страх нападает? В добрых предприятиях Бог подкрепляет. Молиться усердия нет? И не хотя, молись; а иначе, вечно умрешь. И слез нет? От поста – слезы. Желание бывает рядиться, а о добрых делах не внимаю? Писано: если не покаетеся, т.е. не перестанете грешить, так погибнете. То приходит на мысль: напрасно и вас узнала? Да, сударыня! Ведь говорят: он лукавец, лицемер, обманщик! Кажется страшна Христианская жизнь, да и оставить жалко? Корень-то пусть горек, да плоды-то сладки. Гордость у меня велика: к родным не жалка? От льстивых противников, гордецов Бог отвращается и удаляется. Кто любит Бога, тот и родня.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Известны 2 книги, выпущенные Н. в Александровой слободе: Псалтирь (2 июня 1576 - 31 янв. 1577) и Часовник (1577-1580). Исследователи отмечают близость орнамента «слободской» Псалтири к московскому - и по стилю, и по общности досок. Для ее инициалов, как и для инициалов фёдоровского издания, характерны растительные гирлянды ( Зёрнова. 1952. С. 15). Часовник сохранился в единственном экземпляре (РГБ. МК. Кир. 8, 81), неполном и дефектном, в к-ром отсутствуют указания на выходные данные. К слободским изданиям Н. Часовник относят на основе тождества его шрифта, заставок и бумаги с Псалтирью 1577 г. ( Каменева. 1967). Издание Часовника следовало за фёдоровским, новым при его печатании стало лишь уменьшение формата с 4-й до 8-й доли листа. По мнению А. В. Вознесенского, решение о возобновлении работы типографии связано с оживлением книгопечатания в Вильно и появлением на рус. рынке большого количества богослужебных книг, правильность текста к-рых не могли проконтролировать московские церковные власти. Вероятно, поэтому в Слободе были изданы Псалтирь, Часовник и, как установлено А. А. Туриловым, Евангелие (между февр. 1577 и 1580 г., в 4-ю долю листа) - три книги, к-рые в 1574-1576 гг. напечатал в Вильне Мстиславец. Кроме того, в Ярославле Д. Ф. Полозневым помимо экземпляра Евангелия был выявлен Апостол, также изданный Н. в Слободе одновременно с Евангелием ( Полознев Д. Ф. К истории б-ки ц. Ильи Пророка в Ярославле XVII в.//Книжная культура Ярославского края: Мат-лы науч. конф. (Ярославль, 12-13 окт. 2010 г.). Ярославль, 2011. С. 125-126; Он же. Библиогр. исследование печатных книг из ярославской б-ки Георгия Лыткина 1-й трети XVII в.//Библиография. 2013. 1. С. 69). В новой типографии Н. использовал прежний шрифт, а также нек-рые гравированные украшения из изданий московского периода его деятельности. Книгопечатание в Москве было возрождено после 20-летнего перерыва в кон. 80-х гг. XVI в., вскоре после учреждения в России Патриаршества. С 1587 г. Н. приступил к восстановлению и обустройству государевой типографии - Печатного двора , которым он руководил до 1602 г., вероятно до своей смерти.

http://pravenc.ru/text/2564808.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010