Устройство в Пекине полноценного мон-ря было в числе первоочередных и сложных задач епископа. В апр. 1902 г. еп. Николай (Касаткин) записал в дневнике, сославшись на сведения журналиста и общественного деятеля Л. А. Тихомирова (1852-1923): ««О. Иннокентий, начальник Пекинской миссии, уже назначенный к рукоположению во епископа, привезет с собою в Китай тридцать монахов, будто бы уже найденных им для заведения монастыря там».- Что-то сомнительно, если же и вправду привезет, то сомнительно, чтобы не разбежались; хотя и весьма желательно, чтобы не случилось того» ( Николай Японский, св. Дневники/Сост.: К. Никамура. СПб., 2004. Т. 4. С. 612). Но о. Иннокентий смог собрать братию и восстановить мон-рь, в к-ром «наскоро было приспособлено помещение для зимовки, сделано обширное помещение в одном парадном зале дворца для устройства Крестовой церкви во имя святителя Иннокентия Иркутского. Затем наскоро отстроена типография, переплетная, открыты мастерские: чертежная для архитектурных планов, механическая, литейная, столярная, токарная, сапожная и портновская. В то же время приступлено к новым постройкам, для каковой цели был куплен кирпичный завод. Первой была выстроена кирпичная ограда вокруг всего участка миссии, длиною 863 саж. и высотою 10 футов» (РНБ ОР. Ф. 573. Оп. 1. Д. 904. Л. 84 об.). На месте разрушенного ихэтуанями Успенского храма началось строительство ц. Всех св. мучеников Китайских (1903). Летом 1902 г. рядом была выстроена небольшая трапезная Успенская ц., архитектуру которой отличали лаконизм композиции и простота сочленения ее фрагментов. В нач. ХХ в. в П. м. имелись трапезная Успенская ц., домовая архиерейская ц. свт. Иннокентия Иркутского, строящийся храм Всех св. мучеников и кладбищенская ц. прп. Серафима Саровского, братский корпус. Согласно уставу мон-ря, службы совершались ежедневно в Успенской ц., расположенной в зап. части миссии и имевшей вход за пределами ее стен. Неск. раз в году богослужения проводились в Николаевской ц. Всехсвятского храма. В 1902 г. наместником П. м. стал архим. Авраамий (Часовников) , всего штат мон-ря включал 2 иеромонахов, иеродиакона и 12 чел. братии. Чиновник Министерства финансов Д. Д. Покотилов сообщал в С.-Петербург: «Среди монахов есть, по-видимому, будущие проповедники, которые немедленно приступили к изучению языка» (РГИА. Ф. 796. Оп. 184. Д. 5210. Л. 3). В 1903 г. в обители было крещено 53 чел., совершено 5 бракосочетаний и 6 обрядов погребения.

http://pravenc.ru/text/2579900.html

Синьхайская революция 1911-1912 гг., приведшая к свержению Цинской династии, не повлияла на положение П. д. м.: новые власти подтвердили все обязательства по отношению к иностранцам и христ. миссионерам. В 1913 г. еп. Иннокентий по предложению 1-го постоянного президента Китайской Республики Юань Шикая в присутствии высокопоставленного кит. чиновника провел торжественное богослужение по случаю открытия всекитайского парламента. К нач. 1914 г. в составе П. д. м. числилось 85 чел., реально работали в Пекине 35 русских и 46 китайских миссионеров. В 1914 г. П. д. м. имела миссионерские станы в 32 населенных пунктах, в т. ч. 14 - в пров. Чжили и 12 - в пров. Хубэй, а также в Цзянсу, Чжэцзяне, Цзянси, Шаньдуне и др. провинциях. В большинстве из них работали кит. священники или активисты. К 1917 г. в Хубэе в 17 населенных пунктах работали только миссионеры-китайцы. К кон. 1915 г. в 6 провинциях, где велась миссионерская деятельность, было 5587 правосл. китайцев, проживавших в 670 населенных пунктах. В окрестностях Шанхая в 1916 г. численность православных китайцев превысила 1000. Накануне первой мировой войны миссия переживала пик расцвета, внешним выражением этого должен был стать храм в честь Воскресения Христова - памятник 300-летию воцарения в России династии Романовых, для к-рого в 1912 г. был куплен участок земли к югу от Бэйгуаня. Материальная база правосл. миссионерства в Китае во многом зависела от деятельности открытых в России и Маньчжурии подворий П. д. м. Еще в 1903 г. с разрешения Синода создано подворье миссии в С.-Петербурге. В 1913 г. подворье П. д. м. открылось в Москве, его обустройством занимался приехавший из Пекина архим. Авраамий (Часовников); на этом подворье планировалось учредить семинарию для китайцев, рассчитанную на 20 учеников. Вступление Российской империи в первую мировую войну привело к сокращению финансовых поступлений в П. д. м. Старые накопления были потрачены на помощь армии, весь капитал миссии (ок. 1 млн золотых р.) был помещен в военные займы. Кроме того, с 1 сент. 1914 г. члены миссии взяли обязательство отчислять по 5% своего содержания на помощь больным и раненым солдатам, при Московском подворье был организован лазарет. Несмотря на финансовые ограничения, миссионерская деятельность в Китае не была прекращена. Согласно отчету П. д. м. за 1916 г., в ее ведении состояли Успенский муж. и Покровский жен. мон-ри в Пекине, Крестовоздвиженский скит близ Пекина в горах Сишань, 5 подворий - в Петрограде, Москве, Харбине, Дальнем и на ст. Маньчжурия, 19 церквей, 3 часовни, 5 кладбищ, станы в 32 населенных пунктах, семинария в Пекине, 18 мужских и 3 женские школы, а также богадельня близ Пекина. В школах П. д. м. было более 700 учащихся, из них 148 - на полном содержании. Было крещено 706 чел., умерли 38 крестившихся, всего же насчитывалось 6255 правосл. христиан ( Ломанов. 2007. С. 346).

http://pravenc.ru/text/2579896.html

Война продолжалась еще несколькомесяцев, понемногу затихая. В ноябре 1900 г. представители европейских держав потребовали срыть крепость Таку и некоторые другие. 07.09.1901 г. Китай согласился выплатить компенсацию 465 млн таэлей в течение 39 лет под европейским контролем над доходами Китая. 08.04.1902 г. был заключен договор с Россией с правом нахождения российских войск в течение 1,5 летв Маньчжурии. См.: Керсновский А.А. История русской армии. Т. 3. М., 1994. С. 46–52. ...о состоянии Миссии... – Восстание ихэтуаней с ярко выраженным антихристианским характером было направлено против иностранцев, влияние которых на жизнь Китайской Империи усилилось с проникновением западных миссионеров. 26.05.1900 г. начальник Русской Духовной миссии архимандрит Иннокентий (Фигуровский) и ее сотрудники после настойчивых убеждений русского посланника в Пекине М.Н. Гирса покинули Миссию и переселились в российское посольство под охрану русского военного отряда, взяв с собой только древнюю икону святителя Николая, привезенную из Албазина в 1685 г., и ценную церковную утварь. Китайские власти гарантировали сохранность имущества Миссии. Однако 31.05.1900 г. подворье Миссии с уникальной библиотекой и ценнейшим архивом, богадельней, школами, метеорологической станцией уничтожили восставшие; вего разграблении участвовали китайские солдаты, охранявшие российское имущество. Вскоре было сожжено русское кладбище, памятники разрушены, могилы разрыты и кости почивших выброшены из могил. В 1900 г. полностью были разрушены церкви в Дундинане, Бейтайхэ и Калгане. Восставшие замучили 222 православных китайца, ставших первыми китайскими святыми- мучениками. Среди них священномученик – иерей Митрофан, первый китаец-священник, рукоположенный в 1882 г. равноап. Николаем Японским . Архимандрит Иннокентий вместе с членами Миссии иеромонахами Николаем (Шастиным) и Авраамием (Часовниковым), диаконом В.П. Скрижалиным, а также китайцами-христианами пережил двухмесячную осаду дипломатического квартала. В сентябре 1900 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В другой ситуации Николай (Касаткин) писал: «Хорошо бы и церковные здания в Порт-Артуре и Дальнем получить нам или Преосвященному Иннокентию, но, едва ли это исполнимо» Тем не менее,  монастырь в Пекине был основан уже в том же году, и японцы вернули Пекинской миссии шесть церковных зданий, две часовни, прочее имущество. марта 1928 г Не оправдались сомнения по поводу возможности найти людей для реализации столь сложных и масштабных планов, Иннокентий привез в Пекин таких подвижников, как Авраамий (Часовников), Симон (Виноградов), Амфилохий (Лутовин), и многих других. Опирался он и на земляков-енисейцев, летом 1903 г. в Пекин из Красноярского Знаменского женского монастыря прибыла старица Евпраксия с четырьмя послушницами, и даже на родственников, например Павел Фигуровский служил в только что открытой церкви Харбин, затем на Квантуне и в Шанхае. Именно недюжинная энергия Иннокентия и умение подобрать подобных себе помощников позволили оживить Российскую Духовную Миссию и положить начало Китайской Православной Церкви в Пекине. А ведь накануне приезда Иннокентия в Пекин все отмечали: «В Пекине наша Миссия – мертвая» Успехи же главы Пекинской Миссии признавали все, например, Николай Японский писал: «Преосвященный Иннокентий действует отлично, все русские, служащие под его началом, одушевлены… И как все широко и разумно устроено! Сколько людей привлечено на служение миссийскому делу! Японская Миссия пред всем этим просто пигмей» Целеустремленность и принципиальность Иннокентия Пекинского часто создавали образ «неуживчивости» главы Миссии, «несности» его характера. И где-то мы действительно видим излишнюю бескомпромиссность. Известный синолог И.Г. Баранов в своих воспоминаниях писал: «В русском подворье жить было недорого, занимаясь в тишине и спокойствии китайским языком… К сожалению, примерно с 1909 г. архиепископ  Иннокентий уже не позволял студентам во время их командировок селиться в Миссии. Студент Константин Андрущенко пользовался гостеприимством Миссии и добрым ее отношением к начинающему китаеведу. Но когда он вернулся из командировки, то в одной из владивостокских газет опубликовал «обличительную» статью, где критиковал жизнь и быт постоянных насельников – членов Миссии… начальник Миссии обиделся»

http://pravmir.ru/apostol-kitaya/

—182— словут и к нам приходят печатные, и зде с них переводят книги, и тем веровать отнюдь не подобает. Понеже печатают их еретики в трех градех – в Риме, Париже, и в Виницеи, греческим языком печатают, но не по древнему благочестию. А у греков печати своей нет, все у них книги себе покупают печатныя» 1796 . По мнению противников церковной реформы если Никон и исправлял книги с славянских, то, или с польских, или же и с русских, но «с покидных» и «хромых» книг. Священник Никита в одном месте замечает: «то, государь, напечатано с польских служебников и русских покидных, а не от предания богоносных отец». В другой раз, указывая на неправоту новоисправленных книг, Никита говорит: «и то все он, Никон, учинил своим развратным вымыслом, собираючи с разных хромых и с покидных служебников и с иноземских, а не с преданных догмат и не с правых служебников, на раскол христоименитой вере напечатано, по научению ведомого христианского врага, жидовского обрезанца, Арсения чернца, чтоб ему Никону в литоргии Боями спона и порок учинить». Говоря про чин освящения церкви, Никита замечает: «и то он освящение церкви претворил с ляцких требников Петра пана Могилы и с прочих латинских переводов». Делал это Никон, по мнению Никиты, в таких целях: «то явно есть но всему, говорит он, что он Никон, бывый патриарх, нарочно с хромых книг плевелные слова снискивал и в христоименитую веру всевал, чтоб ему какою смутить и всяко с латиною соединить». Инок Сергий говорит: «да что Никон патриарх уставил в херувимскую песнь, в перенос великого входа, диаконом и священником и святителем говорить титло великому государю: и то он взял с польских служебников и хромых, тамо бо и пановей своих поимявно величают». Откуда Никон мог взять покидных и хромых книг, это в одном месте, объясняет дьякон Федор. Он говорит, что кроме подлинного часовника митрополита Киприана существовал еще подметный, «и тот подметный часовник, со иными рас- —183— тленными книгами от преписующих неискусных, положен бысть в пустой палате под крыльцом у Благовещенья в сенях, нетления ради, по правилом, повелением святейшего патриарха Филарета. И егда Никон, сокровенный волк, вскочил на патриаршество, тогда он те сокровенные книги вынял, и в церковь внесе, и аллилуия почал четверити, оттого времени и прочая расколы творити в церкви. Есть убо святого Киприана митрополита остался служебник его руки, писанный, и всем ведомо, яко потому он сам служил, и тот его киприянов служебник непорочен, и со старыми службами сходен с московскими, а новым всем противен. И тому святому Киприану не последова Никон отступник, и прельщенные от него власти не восхотели того держатися: и то явное блуждение их и противление богоугодным пастырем, древним отцем нашим». Инок Авраамий пишет царю: «он (Никон), государь, символ писал с коих несвидетельствованных книг и пометных письменных, – тут так, написано, а инде инако» 1797 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВРААМИЙ (Часовников Василий Васильевич; 1864-1918), архим. Род. в семье протоиерея, получил начальное образование в Новочеркасском ДУ. В 1888 г. окончил Академию художеств, слушал лекции в Археологическом ин-те. В 1888-1896 гг. преподавал в Новочеркасском атаманском техническом уч-ще. В 1896 г. поступил на миссионерские курсы КазДА, к-рые успешно окончил по монг. отд-нию. 15 сент. 1897 г. принял монашество в казанском мон-ре в честь Преображения Господня . Будучи зачислен в состав Пекинской духовной миссии в 1898 г., А. отправился в Китай, где за активную миссионерскую деятельность в июне 1902 г. был возведен в сан архимандрита. Выполняя различные поручения по делам миссии, в т. ч. связанные со строительством новых церквей и организацией новых миссионерских станов в Китае, он одновременно редактировал ж. «Китайский благовестник» (изд. в Пекине с 1907) и занимался изучением истории Пекинской духовной миссии. После увольнения по состоянию здоровья из штатных членов Пекинской миссии в 1911 г. А. выехал в Россию, где в 1913-1914 гг. занимался обустройством московского подворья миссии. Вернувшись в Китай, скончался, оставив о себе светлую память неутомимого труженика на ниве духовного просвещения. Соч.: Пекинское сиденье: (Из дневника члена православно-русской миссии в Китае)//ХЧ. 1901. Кн. 1 (211). С. 65; Православная Китайская миссия. М., 1903; Чтения архимандрита А. о Китае//Китайский благовестник. 1914. Вып. 15-16. Лит.: Пантелеев Д. П. Материалы по истории Российской духовной миссии в Китае//Китайский благовестник. 1938. Вып. 12; Иванов П. М. Православные миссионерские станы в Китае в начале XX века//История Российской духовной миссии в Китае: Сб. ст. М., 1997. А. Н. Хохлов Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ (Суханов Антон Путилин; † 1668), келарь Троице-Сергиевой монастыря, дипломат, писатель, заведовал Московским Печатным двором

http://pravenc.ru/text/62928.html

  Е. Грачова: Владико, много благодаря, че отговорихте на нашите въпроси.   Митрополит Иларион: Благодаря, Екатерина.   Във втората част на предаването митрополит Иларион отговори на въпроси на телевизионните зрители, постъпили на сайта на програмата «Църквата и светът».   Въпрос: Владико, какви доказателства има за съществуването на Бога? Тези аргументи, които обикновено привеждат като отговор свещениците, днес, през XXI век, звучат твърде неубедително, по детски наивно, просто противоречат на здравия смисъл и научните данни. Можете ли Вие да назовете поне едно убедително свидетелство за съществуването на свръхестественото?   Митрополит Иларион: Аз не зная какви аргументи Вие имате предвид и кои научни данни опровергават съществуването на Бога. Досега аз не съм намерил нито едно убедително доказателство против съществуването на Бога. Нека си представим, че всичко се е появило от само себе си, че целият този гигантски механизъм, който съставлява Вселената се е образувал от някакъв взрив, от някакво вещество и след това по силата на случайността се е появила и Вселената, и галактиките, и слънчевата система, а след това на Земята се е появил живот, човек и такъв сложен механизъм, като човешкото тяло, и че всичко това се е появило по силата на случайността – за мен това е абсурд. Вземете един швейцарски часовник, разглобете го и си представете, дали има някаква вероятност, този швейцарски часовник да се е появил по силата на случайно стечение на обстоятелствата, без работилница, без майстори? Просто случайно са се събрали някакви елементи и се е получил швейцарски часовник. Вероятността е нулева. Така също, според мен и вероятността светът да е бил създаден без участието на Твореца, без участието на Бога е нулева. А аргументите са толкова много, че е невъзможно всички да бъдат приведени. Съществува обширна литература. Прочетете книгата на архиепископ Лука (Войно-Ясенецки) «Дух, душа и тяло», където той много интересно доказва съществуването на Бога на основата на природни явления, строежа на човешкото тяло.

http://mospat.ru/bg/news/88198/

Дело в том, что сегодня в распоряжении исследователей есть целый ряд положений, согласно которым средневековый зритель воспринимал теоретические положения через призму визуализации и символического отображения. Так, Г. М. Прохоров прекрасно показал, что существовала неразрывная связь между восприятием текстов и прочтением образов иконописного искусства. Исторический контекст визуализация мифологемы Масленицы объясним исходя из знания специфики восприятия слова и образа жителями средневековой Руси, обозначенной Г. М. Прохоровым [Прохоров 1987, 20, 24]. С другой стороны, в исследовании русской народной веры по духовным стихам Г. П. Федотова отчетливо видна каноничность народной веры [Федотов 1991]. В то же время, А. В. Часовникова на примере анализа народной обрядности, связанной с растительным миром, показывает возможность прочитывания того, что обычно усваивают языческому, исключительно в контексте христианского мировоззрения [Часовникова 2013]. Что касается христианских образов в масленичной обрядности, то прекрасный пример включения Масленицы в контекст Триоди постной дал Д. Кулигин. Действительно, есть все основания рассматривать Масленичную неделю в контексте последней седмицы перед Великим постом: «Великий пост — это жизнь человечества на земле после грехопадения. Соответственно, до того жизнь протекала в раю» [Кулигин 2004]. Таким образом, Масленицу необходимо проанализировать в контексте райской жизни, границей которой является «Изгнание Адама из Рая» (такое название имеет и последний день масленичной недели). В масленичных песнях, в которых обозначаются семь деньков Масленицы, всегда идёт указание на то, что им на смену приходят семь недель поста. Также интересно то, что грехопадение совершается в результате обмана. И в масленичных песнях нередко можно услышать, что «Масленица подманила, на великий пост посадила». Что мы знаем о райской жизни? Во-первых, вспоминается нагота его обитателей. Так и в масленичной обрядности, скажем, в драме «Масленица и Воевода», происходит обнажение главных героев. В свою очередь, пожилые информаторы рассказывают, что в масленичном поезде мужчины часто были обнажёнными. Кроме того, обязательным атрибутом Масленицы является масленичный столб. Однако, чтобы на него взобраться, необходимо обнажиться, так как он ледяной и при наличии одежды человек всегда соскальзывает вниз, каким бы ловким он ни был. Так, сама специфика масленичного столба обязывает обнажиться, что и происходит повсеместно вплоть до сего дня на Масленицу.

http://sueverie.net/problema-sootnosheni...

на печатном дворе замечается постепенное затишье и приостановка работ, вызванные, без сомнения, наступившей описью печатного двора и передачей его в ведение патриарха. За выходом из печати учебного часовника (l7 ноября 1653 г.) и общей минеи (9 декабря) приступили к печатанию учебной псалтыри, которое закончено было 26 января 1654 года; 13 декабря на печатном дворе служили молебен перед началом печатания триоди постной, но самое печатание этой книги началось 8 января 1654 г., вскоре было приостановлено и окончилось только через два года. Более никаких книг за это время не печатали до самого апреля 1654 г., когда приступили к печатанию нового исправлявшегося тогда служебника. Вместе с печатанием книг приостановилась и продажа их; продажа часослова закончилась 12 декабря, напрестольного евангелия 13 декабря, учебного часовника 14 декабря (книга 53, л. 25, 52 и 69 об.); минеи общие сряду по выходе из печати 9 декабря даже не поступали в продажу, а были переданы дьяку, под росписку, на хранение (там же л. 81 об.); только кормчие книги продавались дольше всех книг, до 9 января 1654 г. (кн. 52 л. 711). 3) Единовременно с этой приостановкой работ на печатном дворе подводился расчет прихода и расхода денежных сумм; так запись росписного расхода за сентябрьское полугодие с 3 сентября доведена только до 14 декабря 1653 г., а запись неросписного расхода с 3 сентября доведена до 20 февраля 1654 года (кн. 54 л 93–124). 4) При описи имущества печатного двора оказывались лишние вещи, которые за ненадобностью обыкновенно продавались; к половине января была закончена уже опись печатного материала; 14 января началась продажа битой приправочной бумаги, оставшейся излишней у печатного дела, и продано ей 262 стопы 19 дестей за 179 руб. 11 алт. 4 денги, да барановых обрезков продано на 16 руб. 8 алт. с денгою (кн. 53 л. 86–88). 19 «148 г. января 4 дня по приказу боярина дворецкаго князя A. Л, Львова взято 1000 р. на печатный двор из приказу большого дворца на бумажную покупку»; 27 января для той же цели взята из дворца другая 1000 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Игольное ушко для «верблюда» 16 июня 2010, 17:37 Автор: Родион Часовников. Родион Часовников , член союза журналистов России Все мы слышали выражение: «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в царствие небесное». Многие из нас знают, что это не просто древняя пословица, а евангельские слова (Евангелие от Матфея, гл. 19, ст. 24; Евангелие от Луки, гл. 18, ст. 25). Некоторые толкователи полагают, что разницу размеров можно несколько сократить. Так, одни утверждают, что под «игольным ушком» следует понимать узкие ворота Иерусалима, через которые не мог пройти груженый верблюд. Другие считают, что вместо слова «верблюд», в правильном переводе будут слова: «толстая веревка» или «канат». Мы непременно хотим сохранить хоть какую-то надежду или иллюзию, что можно проскочить, обойти неудобные законы и закономерности. «Ну, может быть «поднапрячься» и «втиснемся», может быть все не так строго и фатально…» Автор статьи ни в коем случае не возражает против толкования библейских текстов с учетом исторических реалий и научных данных. Но даже с приведенными оговорками и вариантами толкований суть остается неименной: достижение богатства, как правило, сопряжено с поступками хищными, нечестными, немилосердными. Привязанность к богатству и роскоши, чаще всего, убивает в человеке духовную жизнь, нравственный стержень, сострадание, стремление к идеалу… Может быть существуют исключения, но мы сейчас говорим о том, что больше распространено и подтверждается бесчисленными примерами истории и нашей жизни. Одним из тех, кто неправедно наживал свое состояние, считался среди иудеев апостол и евангелист Матфей – прежде своего апостольства, в то время, когда не был еще учеником Христовым. Он, как известно, был тогда мытарем, то есть сборщиком податей. Как и все завоеванные римлянами земли, Иудея была обложена податью в пользу Рима. Мытари собирали эту дань, а нередко ради своего обогащения взимали с народа много больше, чем положено, пользуясь защитой властей. Мытарей воспринимали как грабителей, людей бессердечных и алчных, презренных агентов (из среды евреев) враждебной языческой власти.

http://zavet.ru/a/post_1276695430.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010