христиане собрались в доме свящ. Митрофана (Цзи), в т. ч. пришли и его недоброжелатели. 10 июня солдаты и ихэтуани окружили жилище священника. В это время там находилось ок. 70 христиан, в основном женщины и дети. Священнику нанесли множественные ранения в грудь, от к-рых он скончался. Соседи отнесли его тело на то место, где находилась богадельня миссии. Позже архим. Авраамий (Часовников) позаботился о мощах священномученика. Жена свящ. Митрофана диаконисса Татиана Ли 10 июня укрылась в доме невесты сына, но на др. день ей и еще 19 христианам отрубили головы. Старший сын свящ. Митрофана 23-летний Исаия, который служил в артиллерии, был казнен 7 июня у ворот Пинцзэмэнь. За 2 дня до погрома его 19-летняя невеста Мария (Шуан) пришла в дом свящ. Митрофана и погибла вместе с семьей своего жениха. Сергий, средний сын священника, единственный выживший из семьи Цзи, трижды пытался убедить ее скрыться, но она отвечала: «Я родилась около церкви Пресв. Богородицы, здесь и умру». Младшему из детей священника, Иоанну, было тогда 8 лет. 10 июня ихэтуани нанесли ему множество ранений, отрезали нос и уши. Мария спрятала его в отхожем месте, и израненный мальчик прожил еще неск. дней. На вопрос, больно ли ему, он ответил, что страдать за Христа не больно. Иоанн попросил у соседей воды, но они отказали ему, опасаясь преследования. Сохранились свидетельства китайцев, которые впосл. приняли крещение, что мальчик, будучи повторно схвачен ихэтуанями, спокойно шел к месту казни. Христ. погромы произошли в ночь на 11 июня, т. е. на день памяти апостолов Варфоломея и Варнавы, в связи с чем это событие иногда называют «Варфоломеевской ночью в Пекине». Во время восстания ихэтуаней помимо правосл. христиан погибло ок. 30 тыс. католиков и ок. 2 тыс. протестантов. По ходатайству начальника миссии архим. Иннокентия поминовение К. м. установлено Указом Святейшего Синода 2874 от 22 апр. 1902 г. Их мощи были погребены в усыпальнице храма во имя Всех святых мучеников, возведенного в 1903 г. на территории Пекинской миссии.

http://pravenc.ru/text/1841145.html

Дай Бог, чтобы храмы, действующие сегодня на территории Китая, наполнились молитвой, звуками богослужений, наполнились верующими, чтобы в них совершались Божественные Таинства. И пусть этот храм, который по благословению Святейшего Патриарха Кирилла стал Китайским подворьем, служит делу укрепления Православной Церкви в Китае. Пусть в этом храме совершаются богослужения на китайском языке, а сам храм служит мостом между Русской Православной Церковью и ее дочерью, Китайской Автономной Православной Церковью». Учрежденная Святейшим Синодом Российская духовная миссия действовала в Китае с 1713 года. Начало XX века было отмечено значительным расширением сферы деятельности Миссии, в чем несомненная заслуга начальника XVIII Миссии епископа Переяславского (позднее митрополита Пекинского) Иннокентия (Фигуровского). Так возникли подворья в Харбине, Дальнем, на станции Маньчжурия Китайско-восточной железной дороги, Санкт-Петербурге и, наконец, в Москве. 6 марта 1 апреля 1908 года Святейший Синод принял определение об учреждении московского подворья Российской духовной миссии в Китае и подчинении его митрополиту Московскому и Коломенскому Макарию. Практически же подворье было устроено в Москве на углу Покровской и Ирининской улиц (в советское время Бакунинская и Фридриха Энгельса) летом 1913 года. Созидание московского подворья проходило при самом активном участии одного из самых деятельных членов XVIII Российской духовной миссии в Китае архимандрита Авраамия (Часовникова, 1864-1918). Его трудами на подворье появился небольшой храм в честь Рождества Иоанна Предтечи, который был освящен 18 октября 1914 года. В конце апреля начале мая 1922 года церковь подворья была опечатана. С тех пор в Предтеченском храме уже не совершались богослужения. В начале же 1923 года здания подворья были отданы под склад имущества ликвидировавшихся домовых церквей. В 1978 году была снесена часть здания по Покровской (Бакунинской) улице, дом 30, где находилась церковь, а к 1990 году на месте Подворья образовался пустырь.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1629293...

Архиерейский дом находился в конце Центральной аллеи Бэйгуаня. Западнее его находился дом наместника Успенского монастыря, стоящего во главе Хозяйственного управления Духовной Миссии. Здание архиерейских покоев отличалось высокой, блестящей, зеленой глазурованной черепичной крышей. Крытая веранда украшала южный фасад, вход с веранды находился посередине дома. Само название «Красная Фанза», видимо, произошло от красного цвета колонн, расположенных по всему периметру веранды. Потолок архиерейских покоев и домовой Крестовой церкви, сохраненный до настоящего времени, был выполнен искусно в китайском стиле и обращал внимание роскошью своих деталей. Крытым ходом покои владыки соединялись с соседним двухэтажным домом, в котором помещалась внизу – канцелярия Миссии, а рядом – странноприимное отделение, где проживали несколько инвалидов. Наверху располагались покои игумена отца Нафанаила – казначея и кассира Миссии и его сотрудников по хозяйственной части. В недавние годы эти помещения использовались как гостиница для гостей Посольства РФ в КНР. Вход с западной стороны здания архиерейского дома вел в Крестовую церковь во имя Святителя и Чудотворца Иннокентия Иркутского. «Высокие художественной работы потолки, могучие, богато украшенные резьбой, краской и позолотой колонны и балки, прекрасной работы с большими иконами и широкими царскими вратами иконостас, широкий амвон и просторный алтарь». Храм был в три раза меньше Успенского собора на территории Миссии, но в то же время вмещал в себя более 100 человек. В храме каждое утро в семь часов служилась литургия, а каждый вечер – всенощная. За балюстрадой находилось четыре-пять певчих. В Свято-Иннокентьевском храме хранилось несколько почитаемых святынь: часть гробовой доски от внешнего гроба святителя Иннокентия Иркутского, переданная сотруднику Пекинской Духовной Миссии архимандриту Авраамию (Часовникову) в 1915 г.; архиерейская митра святителя Иннокентия вместе с параманом и портретом Святителя. Также в церкви хранились частицы мощей Патриарха Московского и всея Руси священномученика Ермогена (ок. 1530-1612 гг.) в иконах с его изображением и часть древа от его гроба, а также икона Табынской Божией Матери, бесследно исчезнувшая в начале 1950-х гг.

http://sobory.ru/article/?object=41532

Во дворе дома М. ихэтуани «искололи ему грудь, как соты, и он упал под финиковым деревом». Соседи перенесли тело убиенного к развалинам миссионерской богадельни. Позднее член миссии архим. Авраамий (Часовников) подобрал тело священномученика. В 1903 г., при первом праздновании в честь мучеников в Пекине, останки М., а также др. убиенных были положены под алтарем храма Всех мучеников (1903), построенного на территории Русской духовной миссии. Мученическую кончину приняли также жена М. диаконисса Татиана Ли и его старший сын Исаия. В том же году на месте, где был замучен М., был поставлен крест, к к-рому в день памяти святых совершался крестный ход. Определением Синода от 17 февр. 1997 г. установлено почитание Китайских мучеников как местночтимых с 2-дневным празднованием - 23 и 24 июня (н. ст.). Как местночтимый святой с датой памяти 24 июня М. был прославлен РПЦЗ. В 2016 г. Архиерейский Собор РПЦ установил общецерковное поминание М. в лике Китайских мучеников память отмечается в день его кончины - 23 июня (н. ст.). Мощи священномученика при закрытии Пекинской миссии вместе с др. останками были перенесены на правосл. кладбище Пекина за Аньдинмэньскими воротами города. В годы т. н. культурной революции кладбище было разорено и позднее преобразовано в парк Цинняньху («Озеро Молодежи»), где, предположительно под спудом, покоятся мощи священномученика. Лит.: Список правосл. христиан, избиенных в Китае в 1900 г.: (Составлен по показаниям родственников избиенных христиан, соседей и очевидцев)//Изв. Братства правосл. Церкви в Китае. 1904. 6/7. С. 3-11; Сказание о мучениках Китайской правосл. Церкви, пострадавших в Пекине в 1900 г.//Китайский благовестник. Пекин, 1917. Вып. 13/14. С. 5-8; Китайский благовестник. Пекин, 1935; Первые христианские мученики из правосл. китайцев//За Церковь. Берлин, 1936. С. 1-3; Поздняев Д., свящ. Церковь на крови мучеников//АиО. 1997. 1(12); он же. Православие в Китае (1900-1997). М., 1998. Прот. Дионисий Поздняев Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/2563416.html

Ученая деятельность продолжалась и при начальнике 17-й миссии архим. Амфилохии (Лутовинове). Однако духовное просвещение китайцев и их обращение в христианство в это время почти не велось, православных на территории Китая было не более 500 человек. § 2. Православие в Китае в XX в. Очередная, 18-я миссия во главе с архим. Иннокентием (Фигуровским) прибыла в Китай в 1897 г. С его именем связана целая эпоха в истории Пекинской миссии. Он возглавлял ее на протяжении 35 лет, насыщенных историческими событиями в России и в Китае. Родился Иван Фигуровский в 1863 г. в Красноярском крае в семье сельского священника, учился в Томской семинарии. В двадцать лет он женился и служил на родине священником. Однако вскоре овдовел и через некоторое время уехал в Петербург, где окончил семинарию, затем академию, в 1890 г. был пострижен в монашество с именем Иннокентий. С 1892 г. он исполнял должность смотрителя Александро-Невского духовного училища, затем ректора Петербургской духовной семинарии (1894—1895), а после — настоятеля московского Покровского миссионерского монастыря (1895—1896). Указом 1896 г. он был назначен начальником 18-й духовной миссии. Очень необычным оказался маршрут нового начальника миссии в Китай. Архим. Иннокентий посетил в Киеве бывшего главу 16-й духовной миссии архиеп. Флавиана (Городецкого), затем поехал в Западную Европу (Лондон, Оксфорд, Париж, Рим), где познакомился с миссионерской подготовкой у католиков и протестантов; побывал на Афоне, где надеялся найти помощников-миссионеров, и на Святой Земле. Весной 1897 г. архим. Иннокентий через Шанхай прибыл в Пекин. Архим. Иннокентий сразу же открыл типографию и переплетную мастерскую, начал изучение китайского языка, занялся составлением словарей и переводами на китайский язык. В 1898 в Пекин приехали помощники: иеромон. Авраамий (Часовников) и диакон В. Скрижалин. Вскоре их усилиями православие распространилось за пределами Пекина. Началась покупка участков земли и строительство храмов. К этому времени особенно благоприятная обстановка для проповеди сложилась на северо-востоке Китая — в Маньчжурии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

По мнению противников церковной реформы если Никон и исправлял книги со славянских, то, или с польских, или же и с русских, но «с покидных» и «хромых» книг. Священник Никита в одном месте замечает: «то, государь, напечатано с польских служебников и русских покидных, а не от предания богоносных отец». В другой раз, указывая на неправоту новоисправленных книг, Никита говорит: «и то все он, Никон, учинил своим развратным вымыслом, собираючи с разных хромых и с покидных служебников и с иноземских, а не с преданных догмат и не с правых служебников, на раскол христоименитой вере напечатано, по научению ведомого христианского врага, жидовского обрезанца, Арсения чернца, чтоб ему Никону в литоргии Божиии спона и порок учинить». Говоря про чин освящения церкви, Никита замечает: «и то он освящение церкви претворил с ляцких требников Петра пана Могилы и с прочих латинских переводов». Делал это Никон, по мнению Никиты, в таких целях: «то явно есть по всему, говорит он, что он Никон, бывый патриарх, нарочно с хромых книг плевелные слова снискивал и в христоименитую веру всевал, чтоб ему какою смутить и всяко с латиною соединить». Инок Сергий говорит: «да что Никон патриарх уставил в херувимскую песнь, в перенос великого входа, диаконом и священником и святителем говорить титло великому государю: и то он взял с польских служебников и хромых, тамо бо и пановей своих поимявно величают». Откуда Никон мог взять покидных и хромых книг, это в одном месте, объясняет дьякон Федор. Он говорит, что кроме подлинного часовника митрополита Киприана существовал еще подметный, «и тот подметный часовник, со иными растленными книгами от преписующих неискусных, положен бысть в пустой палате под крыльцом у Благовещенья в сенях, нетления ради, по правилом, повелением святейшего патриарха Филарета. И егда Никон, сокровенный волк, вскочил на патриаршество, тогда он те сокровенные книги вынял, и в церковь внесе, и аллилуия почал четверити, от того времени и прочая расколы творити в церкви. Есть убо святого Киприана митрополита остался служебник его руки, писанный, и всем ведомо, яко потому он сам служил, и тот его киприянов служебник непорочен, и со старыми службами сходен с московскими, а новым всем противен. И тому святому Киприану не последова Никон отступник, и прельщенные от него власти не восхотели того держатися: и то явное блуждение их и противление богоугодным пастырем, древним отцем нашим». Инок Авраамий пишет царю: «он (Никон), государь, символ писал с коих несвидетельствованных книг и пометных письменных, – тут так, написано, а инде инако» 240 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Напр., посланник в Китае А. П. Кассини в 1893 г. в письме иркутскому ген.-губернатору А. Д. Горемыкину отмечал, что правительство стоит в стороне от интересов христ. пропаганды в Китае. 17-я миссия продолжала выполнять функции миссионерского учреждения в привычных рамках, но в целом в деятельности П. д. м. к кон. XIX в. наблюдался упадок. Новый этап истории П. д. м. начался с прибытием в Китай 18-й миссии (1896-1931). 3 окт. 1896 г. ее начальником был назначен архим. Иннокентий (Фигуровский ; впосл. митрополит Пекинский и Китайский), который прибыл в Пекин в марте 1897 г., приступил к изучению кит. языка и организовал работу по составлению словарей и переводу на кит. язык богослужебной лит-ры. При помощи купца А. Д. Старцева была открыта типография и переплетная мастерская. Вскоре архим. Иннокентий серьезно заболел малярией и выехал на лечение в Японию, где находился с 18 июля и до кон. сент. 1897 г. и ознакомился с опытом миссионерской работы еп. Николая (Касаткина). В отчете о состоянии П. д. м., составленном архим. Иннокентием 31 июля 1899 г., говорилось, что в авг. 1898 г. оставил миссию уволенный по болезни иером. Алексий, но ее состав пополнился с приездом иером. Авраамия (Часовникова) и диак. Василия Скрижалина. В кон. 1898 г. в штате 17-й миссии находились архимандрит, 2 иеродиакона, свящ. Н. Шастин и диакон. В ведении миссии было 5 церквей, при Сретенской ц. в Пекине было 30 рус. прихожан, при церкви в Ханькоу - 50 русских, при церкви в Калгане - 40 русских; правосл. албазинцев - 141 чел. (73 мужского и 68 женского пола), правосл. маньчжуров - 113 чел. (61 мужского и 52 женского пола), правосл. монголов в Пекине - 68 чел. (37 мужского и 31 женского пола), правосл. китайцев в Пекине - 47 чел. (22 мужского и 25 женского пола), правосл. жителей дер. Дундинань - 31 чел. Согласно этому отчету, в 1897 г. никто не принял Православие, а в 1898 г. крестили уже 50 китайцев (РНБ. Ф. 1457. Д. 218). В 1898 г. архим. Иннокентий купил неск. участков земли под буд. миссионерские учреждения, также для миссии были приобретены 2 дес.

http://pravenc.ru/text/2579896.html

11 окт. 1901 г. архим. Иннокентий обратился в Синод с офиц. ходатайством о возведении на месте сожженной церкви миссии в Пекине храма во имя Всех святых мучеников правосл. Церкви со склепом под алтарем для погребения в нем погибших правосл. китайцев, а также об установлении для правосл. общины в Китае празднования памяти мученической кончины 222 правосл. китайцев 10 и 11 июня. При поддержке митр. С.-Петербургского Антония (Вадковского) в янв. 1902 г. было принято предложение поручить архим. Иннокентию управление церковными делами в Китае с возведением его в сан епископа, и 3 июня того же года он был рукоположен во епископа Переславского, викария Владимирской епархии. Еп. Иннокентий составил новую инструкцию П. д. м., по к-рой главная обязанность членов миссии состояла «прежде всего в изучении местных языков, в обучении и воспитании детей и в проповедании Слова Божья…» (РГИА. Ф. 796. Оп. 188. Д. 7541. Л. 186). К лету 1902 г. еп. Иннокентий сформировал новый состав 18-й миссии из 34 чел., 4 из них имели академическое образование: иеромонахи Симон (Виноградов ; впосл. архиепископ Пекинский), Неофит (Осипов) и Пимен (Сипягин), иеродиак. Симон, диак. Нил Милютин, псаломщик Иларион Туркевич и др. Члены миссии выехали из С.-Петербурга в Порт-Артур по железной дороге в 2 специально предоставленных вагонах и прибыли в Пекин в авг. 1902 г. Работа миссии началась с восстановления Успенского мон-ря, его наместником стал архим. Авраамий (Часовников). В штате мон-ря было 2 иеромонаха, иеродиакон и 12 монахов. Еп. Иннокентий значительно расширил территорию П. д. м., в т. ч. приобрел дворец принца Сыефу, к-рый был переоборудован в помещение для начальника миссии и для архиерейской домовой церкви, также была открыта миссионерская школа. Территория миссии была обнесена кирпичной стеной. Кроме того, миссионеры активно занялись хозяйственной деятельностью. В 1902 г. недалеко от П. д. м. был куплен участок в 8 дес., где построен кирпичный завод на 8 печей, в том же году при заводе основаны молитвенный дом и школа, к-рыми заведовал Г. Сулдаков. В торговых рядах Пекина миссия приобрела лавку, где производились помол и продажа зерна. На подворье П. д. м. работали переплетная, сапожная и др. мастерские, был посажен сад. Буд. проповедники учили кит. язык и овладевали ремеслами, необходимыми при работе с простыми китайцами. Члены П. д. м. также обеспечивали духовные потребности возрастающего рус. населения Пекина и Тяньцзиня.

http://pravenc.ru/text/2579896.html

Откуда Никон мог взять покидных и хромых книг, это в одном месте объясняет дьякон Федор. Он говорит, что кроме подлинного часовника митрополита Киприана существовал еще подметный, «и тот подметный часовник, со иными растленными книгами от преписующих неискусных, поло жен бысть в пустой палате под крыльцом у Благовещенья в сенях, истления ради, по правилом, повелением святейшаго патриарха Филарета. И егда Никон, сокровенный волк, вскочил на патриаршество, тогда он те сокровенныя книги вынял, и в церковь внесе, и аллилуия почал четверити, оттого времени и прочая расколы творити в церкви. Есть убо святого Киприана митрополита остался служебник его руки, писанный, и всем ведомо, яко по тому он сам служил, и тот его киприянов служебник непорочен, и со старыми службами сходен с московскими, а новым всем противен. И тому святому Киприану не последова Никон отступник, и прельщенная от него власти не восхотели того держатися: и то явное блуждение их и противление богоугодным пастырем, древним отцем нашим». Инок Авраамий пишет царю: «он (Никон), государь, символ писал с коих несвидетельствованных книг и пометных письменных, — тут так, уписано, а инде инако». Исправленный Никоном, указанным образом, церковные книги естественно, по мнению противников исправления, должны были заключать в себе различные неправые мнения. И действительно, по их изысканиям, оказалось, что все те ереси, какие только существовали в христиан кой церкви с самого ее начала, все они будто бы нашли себе самый радушный прием в новоисправленных никоновских книгах. Целые сочинения написаны были с прямою целию показать: в каких никоновских книгах, где именно и какие ереси заключались, причем доказывалось, что «все новое никонианское мудрование и уложение ложно есть и лукаво, и отеческому писанию противно и богоборно богомерзко есть по всему»; что как сам «Никон мерзок Богу и святым его, таковы мерзки книги и догматы его». С принятием новоисправленных никоновских книг погибло на Руси православие и нет на Руси боле истиной церкви Христовой.

http://sedmitza.ru/lib/text/439663/

Созидание московского подворья проходило при самом активном участии одного из самых деятельных членов 18-й Пекинской Духовной Миссии - архимандрита Авраамия (в миру Василий Васильевич Часовников, 1864-1918). Он приехал из Пекина в Москву, чтобы, выступая с лекциями о миссионерской деятельности православных в Китае, собрать средства на развитие Китайского православного братства и строительство в Пекине собора во имя 300-летия Дома Романовых. Так, выступая в Москве 16 марта в Обществе любителей духовно-нравственного просвещения в присутствии Митрополита Петроградского Владимира, архимандрит Авраамий указывал на настоятельную необходимость подготовки миссионеров для работы в Китае. Он провидчески указывал на грядущий наплыв китайцев в Россию и на опасность наступления восточного язычества на православие. В конце 1913 г. московское подворье возглавил иеромонах Досифей (в миру Димитрий Федорович Королев), уроженец Москвы, начинавший свой монашеский путь в 1864 г. послушником в Николо-Угрешском монастыре. В 1873 г. он был пострижен в монахи, а вскорости рукоположен в иеромонахи, после чего переведен в Высокопетровский монастырь в Москве. В дальнейшем три года состоял экономом Московской Духовной академии. Иеромонах Досифей прославился своим замечательным голосом: П.И. Чайковский признавал его четвертым лучшим тенором Европы. В течение 27 лет о. Досифей подвизался в Чудовом монастыре, где был уставщиком. В 1901 г.он перешел казначеем в Знаменский монастырь. Являлся кавалером ордены Св. Анны 3 степени. В 1914 г. о. Досифей по неизвестным нам причинам сложил с себя обязанности заведующего подворьем. Появление часовни на подворье миссии вскоре было замечено, и благочинному 3 отделения Сретенского сорока, настоятелю Софийской, что на Лубянке, церкви протоиерею Сергию Садковскому 7 августа поступило донесение от священника Троицкой, что в Покровском, церкви Алексия Покровского. В нем, в частности, говорилось: “Будет открыта здесь Китайская семинария для приготовления миссионеров в Китай; построится пока деревянный храм, а со временем - и каменный; а пока отделали одну комнату - с Покровки - под часовню, в которой и начали служить с 3 августа молебны, всенощные бдения и обедницы... Служат монахи и имеют ли право на это - неизвестно”. Документ был приобщен к делу, ход коему был дан в связи со строительством, развернувшимся на подворье. Началось расследование. В ходе его выяснилось, что митрополит Московский и Коломенский Макарий еще 31 июля 1913 г. дал указание разрешить устроение временного храма при подворье Пекинской миссии”.

http://sobory.ru/article/?object=37997

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010