Вот содержание приложенного при этой записке письма г. Ильминского от 19-го числа: «Ваше Высокопревосходительство Милостивый Государь Константин Петрович! Ваше письмо от 5 ноября я получил в радостнейший день 14 числа. Прочитав с глубочайшей благодарностью ваше предложение, считаю нужным изложить некоторые на сей предмет сведения. «Размышление» я написал по случайному, но очень возбудительному для меня обстоятельству. В июле 1881 года Преосвященный Сергий, тогда архиепископ Казанский, сообщил мне под великим секретом, что учреждена под его председательством Комиссия по вопросу об исправлении церковно-богослужебных книг, которая начнет свои занятия с пересмотра Псалтири и Евангелия; Преосвященный просил сообщить ему мои соображения. Как попович и семинарист, я с детства читывал Псалтирь и Часовник, изучал какое-то довольно посредственное руководство славянской грамматики, но с большим вниманием и душевным участием стал вникать в церковные тексты и грамматические законы славянского языка с тех только пор, как открылась здешняя учительская семинария и в домовое ее церкви я стал наблюдать за чтением воспитанников, как за религиозно-воспитательным средством. Мало по малу накопились у меня отдельные наблюдения и мысли; заметил я некоторые неисправности и опечатки в церковных книгах и т. д. Случилось мне раза два высказывать Преосвященному Сергию свои по этому предмету наблюдения и заметки; он и вообразим меня знатоком церковных текстов. Но хотя у меня и много накопилось материалов и было наделано много сличений и выписок, но я по медлительному свойству своей головы долго не мог ничего написать Преосвященному; между тем стали доходить до меня слухи, что Сергиевская Комиссия направляет дело к поновлению церковных текстов. Это меня сильно затронуло, но я не решался писать и полемизировать с новаторами, боясь нарушить секрет. Вдруг подвернулась статейка иеромонаха Филарета. У меня уже накопилось на душе столько мыслей и разного материала по отношению к славянскому языку и церковным текстам, что я, прицепившись к той статейке, выгрузил, так сказать все, что было у меня на душе, но выгрузил с некоторым огорчением и почти ожесточением.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

В 1861–1863 годах по ходатайству митрополита Филарета с разрешения св. Синода поступили в Академию дублеты некоторых старопечатных книг из библиотек московской синодальной типографии. Дело начато также профессором А. В. Горским, по поводу возникшего предположения передать эти дублеты в открывавшуюся тогда московскую публичную библиотеку. Из старопечатных книг Горский избрал и представил в Академию 151, кроме того 6 книг гражданской печати и 18 мелких брошюр, заключающих в себе манифесты, объявления, увещания, указы. Книги – преимущественно богослужебные и почти все относятся к XVII веку, за исключением Евангелия, изданного в Угровлахии 1512 года, первопечатного московского Апостола 1564 года, скориннинской книги царств 1518 г. октоиха 1594 г., триоди постной 1590 г., цветной 1594 г, маргарита острожского издания 1596 г. и катихизиса на польском языке 1562 года. 200 По открытии в 1854 году в Академии миссионерского отделения для преподавания истории русского раскола и полемики против него стали поступать в академическую библиотеку, по распоряжению митрополита Филарета, в пособие при преподавании этого предмета, старопечатные книги и преимущественно рукописные сочинения раскольников. В 1854 году по инициативе А. В. Горского, при участии бакалавра Η. П. Гилярова, переданы, вследствие ходатайства митрополита Филарета пред св. Синодом, в академическую библиотеку из московской синодальной библиотеки и из тамошней духовной консистории отобранные у раскольников старопечатные книги в количестве 224 и рукописи числом 240. Из книг можно указать между прочим на следующие: Евангелие,печатанное в Москве в XVI в. по догадкам, Иваном Федоровым; Евангелие 1561 г. кутеинское; Евангелие виленское, юсовое 1600; два Апостола виденские 1575 и 1576 г.; две Псалтири XVI в, служебник виленский XVI в.; потребники, часовники, уставы церковные, октоихи, триоди, канонники, прологи, отечники, служебные минеи большей частью XVII века в довольном количестве, катихизис великий, перепечатанный в Гродне с издания 1627 г, Кириллова книга, книга о вере, собрание краткие науки об артикулах веры, история об отцех и страдальцех соловецких и другие. Из рукописей: кроме богослужебных книг XVI и XVII века, Домострой XVI в.; подлинник XVII века; разглогольствие Никона патриарха с Павлом коломенским – нового письма; виноград российский; поморские ответы; рассуждение о браке; беспоповщинские требники с ямном крещения и исповеди; рассуждение о таинствах; сказание о картофии, о лестовке, значительное количество сборников XVII и XVIII века, преимущественно полемического содержания, раскольнические стихотворения, письма, картины и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Отец Филарет вот что заметил об «Изъяснении»: в нем сказано, что поречения на двуперстие внесены в учебные Псалтири; а они находятся и в следованной Псалтири и в Часовнике. Поэтому нельзя ли исправить, – сказать: «в Псалтири и Часослов». Притом он исправил карандашом и корректуру славянского набора, сделанного в Петербурге. Если угодно вам, так и пошлите в Петербург; а если неугодно, карандаш сотрите 450 . Благодарю, что письмо мое к Загадаеву о преданиях печатаете особыми листочками. Действительно, нам нужны такие копеечные брошюрки. Прошу ваших молитв и на вас и семейство ваше призываю Божие благословение. Архимандрит Павел» 19-го марта, еще не получив этого письма я писал отцу Павлу: «Посылаю вам обещанное письмо ко мне священника с вопросом о раскольнических браках и мой черновой ответ ему. Ныне же посылаю этот ответ вопросившему; а вы скажите мне, все ли в нем верно. Мне кажется, что со временем можно будет напечатать вместе и ваш ответ преосвященному Вениамину и мой – священнику 451 , ибо не излишне, полагаю, разъяснить вопрос, как видно, занимающий многих. Письмо возвратите мне при случае или при свидании. Дело не к спеху. Начал исправлять вашу беседу о символе веры , которой я дал заглавие: «Строго ли и точно ли содержат именуемые старообрядцы изложенное в Символе учение веры?» Годится ли такое заглавие? Статья эта имеет большую важность, и хорошо, что она является отдельно, а не вошла в состав другой однородного содержания. Надобно побольше напечатать оттисков её из журнала. Сколько прикажете? Желал я напечатать в седьмой книжке Братского Слова «Воззвание» отцов Казанского собора, которое ожидал из Петербурга; но, видно, не поспеть 452 . Имею известие, что вчерашний день должно было происходить в Петербурге, в академической зале, публичное собеседование о. К. Крючкова с раскольническими начетчиками, – ожидали для ратоборства с ним Швецова и Перетрухина. Что-то было? А читали ли вы в Церковном Вестнике полемику о. И. Виноградова с профессором Катанским по вопросу о времени установления иерархии? При случае сообщите мне ваше мнение об ней».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

(Л. 43) По указу великого государя и по писму за пометою дьяка Ивана Иванова Монастырского приказу приставу Максиму Шешковскому кормовых денег, что у него живет Углицкого уезду Симонова монастыря села Веси Егонского крестьянская жена в убивстве мужа своего июня з 10 числа июня же по 23 число на двенатцеть дней по две денги на день. Итого четыре алтына. Те денги ис прииму Якова Корницкого, росписка на приказе. Июня в 30 де[нь] по указу великого государя и по писму за пометою дьяка Ивана Иванова дано из Монастырского приказу печатных пошлин з грамоты, что послана в Бежецкой верх на Устюжну Железопольску, в Кашин к стольнику к Петру Травину. Велено тех монастырей стряпчих, и слуг, и служебников, и работников, пивоваров, браговаров, квасоваров, поваров, приспешников, хлебников, конюхов, столяров, котелников, плотников, кузнецов, воротников, сторожей, звонарей, часовников, (Л. 43 об.) коретников, колесников, портных мастеров, сапожников, рыбных ловцов, мельников, перевосщиков, оконничников, печников и всяких чинов людей розобрать и учинить им ныне великого государя денежное и хлебное жалованье по окладу шеснатцеть рублев шеснатцеть алтын четыре денги. Те денги шеснатцать рублев шеснатцать алтын четыре денги ис прииму Якова Корницкого. Калязина монастыря стряпчей Тимофей Шадеев вышеписанные деньги взял и росписался. (Л. 44) Июля в 1 де[нь] по указу великого государя и по писму за пометою дьяка Герасима Патапиева куплено в Монастырской приказ в мае да в ыюне месяцах чернил судейских да приказных на рубль на дватцать на два алтына на четыре денги, воробьевского песку три воза десять алтын, салных свеч одиноких пуд дватцеть шесть алтын четыре денги, семдесят мешков сотенных пятнатцеть алтын, дватцеть кусков рогожных мелких на шесть алтын на четыре денги. Всего на вышеписанные дачи три рубли четырнатцеть алтын две денги. Те денги три рубли четырнатцать алтын две денги ис прииму Якова Корницкого. Денги даны без росписки. Июля в 11 де[нь] по указу великого государя и по выписке за пометою дьяка Ивана Иванова и по росписи за рукою Преосвященного Стефана , митрополита Резанского и Муромского, словено-латынских школ руским учителем (Л. 44 об.) и учеником великого государя жалованья кормовых денег на июнь месяц нынешняго 1702-го году по указным их статьям двести дватцеть рублев тритцать один алтын четыре денги. Те денги ис прииму Якова Корницкого, росписка на указе.

http://sedmitza.ru/lib/text/10159754/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАМОНИЧИ Семья книгоиздателей, внесших значительный вклад в развитие кириллического книгопечатания в Литовском великом княжестве (ВКЛ) в посл. четв. XVI - 1-й четв. XVII в. Издателями являлись двое из 3 сыновей преуспевающего виленского купца И. Мамонича (среди прочего торговавшего книгами) - Лука (Лукаш) Иванович († 1606) и Кузьма Иванович († 1607). Братья занимали важные гос. должности: Кузьма в 1577, 1583, 1595 и 1601 гг. избирался виленским бурмистром; Лука был назначен старостой г. Дисна, в 1585 г. занял пост скарбного (казначея) ВКЛ. К маю 1574 г. они создали в своем доме в Вильно «Друкарню Мамоничов» («Друкарню дому Мамоничов»), просуществовавшую дольше, чем др. частные типографии в Юго-Зап. Руси,- почти 50 лет (с перерывами). В 1574-1623 гг. вышло из печати ок. 85 изданий, среди к-рых - богослужебные и библейские книги, офиц. документы, законодательные акты, учебные пособия и др. Типография М. объединила вокруг себя православных меценатов из Вильно (братья Иван и Зиновий Семеновичи-Зарецкие и др.) и др. мест (князья Константин Константинович Острожский и А. М. Курбский ). В деятельности типографии М. выделяют 3 этапа. На 1-м этапе (1574-1576) в типографии М. трудился приехавший в Литву из Москвы печатник Петр Мстиславец . Подготовленные им книги: Евангелие (30 марта 1575), Псалтирь (16 янв. 1576), Часовник (1574-1576) - по достоинству орнамента, гравюр, по качеству бумаги, по уровню набора превосходят все последующие издания М. Шрифт Мстиславца красив и четок, ориентирован на литургический полуустав московских рукописей. Впосл. отлитый Мстиславцем шрифт копировали везде, где печатались напрестольные Евангелия. В послесловиях к указанным изданиям Мстиславец благодарил своих покровителей М., которые во всем «изобильно его довольствовали». На 1-м этапе типография М. не испытывала давления со стороны правительства. Однако вступление в 1576 г. на польск. престол ревностного католика Стефана Батория побудило М., не желавших рисковать своим положением, остановить книгопечатание и расстаться с Мстиславцем, к-рый обратился в связи с этим в суд. М. были присуждены изданные книги, Мстиславцу - типографское оборудование и денежная компенсация. Однако решение суда исполнено не было, и в течение неск. лет типография М. стояла опечатанной.

http://pravenc.ru/text/2561792.html

По смерти своих товарищей, весь в долгах и не имея никаких средств, Гуттенберг не мог продолжать свои дела и, прервав свои занятия в Страсбурге, возвратился на родину, в Майнц. Здесь он вошел в новое товарищество с одним богатым ростовщиком, Фаустом, и потом с молодым и образованным человеком, Шеффером, который женился на дочери Фауста... Наконец, им удалось составить тот драгоценный сплав, с которого получаются буквы тонкие, мягкие и выдерживающие давления пресса. Сплав этот они составили из соединения свинца и сурьмы, полагая четыре части свинца и одну часть сурьмы. С изобретением такого сплава, великое дело изобретения книгопечатания было кончено. Изобретатель сделался ненужным для хитрого и корыстолюбивого Фауста. Он выгнал Гуттенберга из его же мастерской и соединился с зятем своим, Шеффером, чтобы воспользоваться всеми выгодами изобретения. Он быстро печатал книги и бессовестно продавал их по тем же ценам, как стоили рукописи. Не доверяя рабочим, он запирал их в мастерских, устроенных в темных подвалах, брал с них клятвы на Евангелии, что они никому не откроют изобретения и налагал штраф за нескромность мастеровых. Так он успел приготовить и продать много книг и нажить большие деньги. Среди этих успехов, Фауст погиб от чумы. Тогда зять его продолжал пользоваться изобретением. Но в это время Майнц был взят неприятелем и разграблен. Шеффер был убит. Тогда только рабочие освободились из заключения. Гуттенберг только двумя годами пережил Фауста. – Оставив Майнц, он скитался почти нищим и не имел куска хлеба. Только в конце своей жизни, он был принят ко двору Майнцского Епископа и получил от него пенсию. Благодаря этому покровительству, Гуттенберг опять мог посвятить себя усовершенствованию способов книгопечатания. Он умер в 1468 году. По смерти изобретателя книгопечатания, дети Гуттенберга (как называли первых типографщиков), рассеялись по всем частям Европы. Типографии открылись и в Германии, и в Англии, и Франции и в Швейцарии. В России книгопечатание введено было в 1563 году. Первая типография была заведена в Москве; в ней начали заниматься книгопечатанием два мастера: диакон Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Они напечатали книгу Деяний Апостольских и Часовник, но вслед за тем, по обвинению в ереси, должны были бежать из Москвы. Не смотря на это, книгопечатание и без них продолжалось в Московском Государстве. В Киеве, в Киево-Печерской лавре, учреждена типография архимандритом Елисеем Плетенецким в 1616 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

Теперь обратимся ко времени патриаршества Гермогена и к деятельности МПД. Патриарх Гермоген достроил Печатный двор: был возведен " превеликий " дом, размещено новое оборудование. Наследником былых традиций явился печатник Иван Андроников Невежин. Непосредственно перед избранием Гермогена Патриархом собственная " печатная изба " появилась и у Анисима Михайлова Радишевского – выходца из Литвы и ученика диакона Ивана Федорова. При Патриархе Гермогене была открыта третья изба, и в 1609 году принялся за дело третий печатник – Никита Федоров Фофанов. Таким образом, на Печатном дворе работало три " штанбы " (книгопечатный станок – прим. ред.), одновременно готовившие к печати различные издания. Поэтому рассматриваемый период был очень плодотворным как по количеству, так и по качеству появившихся публикаций. Закончился он польско-литовским разорением и пожаром 19 марта 1611 года, когда " печатный дом и вся штамба того печатного дела от тех врагов и супостатов разорися и огнем пожжена бысть... " [iv] . Восстановить Печатный Двор удалось только к 1614 году, но " на полную мощность " он стал работать много позже. Однако в период 1611-16 годов печать книг была организована в Нижнем Новгороде, и загадочная нижегородская типография вызвала немало вопросов у исследователей. Впрочем, последний из упомянутых печатников, Никита Фофанов, успел издать только Минею Общую (1609). По содержанию книга эта повторяла предыдущие издания (два издания 1600 года) [v] . Это была своеобразная " проба пера " начинающего печатника, оригинальным издание не было. Новой стала только форма – Фофанов отлил так называемую никитинскую азбуку (названную его именем), которая впервые встречается в этом издании. Главным печатником при патриарха Гермогене был Иван Невежин, сын печатника Андроника Тимофеева Невежи, о чем свидетельствует прозвищное отчество (Невежин) [vi] . Впервые он упомянут в послесловии к Часовнику 1598 года, изданному его отцом Андроником Тимофеевым Невежей: сын был активным помощником отца. Иван выпустил в Москве семь изданий. Он принимал деятельное участие в подготовке текста, изготавливал шрифты, заставки, концовки и другие орнаментальные материалы. Иван стал автором послесловий и предисловий к своим изданиям, некоторые из которых (например, к Минее 1607 года) можно считать своеобразными трактатами эстетико-философского плана. Последний раз его имя встречается в декабрьской Минее 1610-1611 годов. О его дальнейшей судьбе ничего не известно [vii] .

http://pravoslavie.ru/57367.html

Основной целью типографии Г. было удовлетворение потребностей в книге старообрядцев своего региона. Кроме того, вятчане предлагали руководству Преображенской типографии на своей базе печатать книги, «что не удобно издавать в вашей типографии и резкое против никонианства». К таким книгам они относили «Поморские ответы» , текст к-рых Г. подготовил на основании 3 списков, были также выполнены иллюстрации, сделаны пробные оттиски. Однако Преображенская община заказала это издание П. П. Рябушинскому. Впосл. сотрудничество типографий Преображенской и Старотушкинской продолжилось. Миниатюра из лицевого сборника. Мастер Л. А. Гребнев. Ок. 1918 г. (ЛАИ УГУ. IX. 375р/5510) Миниатюра из лицевого сборника. Мастер Л. А. Гребнев. Ок. 1918 г. (ЛАИ УГУ. IX. 375р/5510) Г. печатал малоформатные издания (в 4-16-ю долю листа), попытки выпуска больших книг были пресечены закрытием типографии. Были изданы широко употребляемые беспоповцами книги: каноны, отдельные и в виде сборников, Псалтирь, Часовник, Устав, Святцы, Азбука, Целебник, Скитское покаяние, Чин 12 псалмов, Панихида и 17-я кафизма; типография также печатала поздравительные открытки. Среди изданий вятской типографии выделяется ряд сочинений на религиозно-дидактические темы - авторских (с авторами Г., видимо, был хорошо знаком): «Беседа о таинстве брака» Т. С. Тулупова (1915), «Путь, ведущий христианина к прощению грехов» Г. Е. Фролова (1915) и анонимных: «Наказание [некоего] отца духовнаго к христианом» (1910), «О степени отеческой…» (1910), «О масле, возжигаемом пред иконостасом…» (1915), «О еже не осуждати кого инаго, но паче своя зрети злая» (1912), «О карточной игре и курении табака» (после 1910). Принято считать Г. автором изданного в Ст. Тушке родословия федосеевского согласия «О степени отеческой московских, новгородских, псковских, поморских и вятских стран» (1910), события в к-ром доведены до кон. 1907 г. В основу этого сочинения положена некая «гектографированная брошюра, излагающая историю Тушкинской старообрядческой иерархии от епископа Павла Коломенского до 1900-х годов». Экземпляры этого гектографа неизвестны, возможно, автором брошюры был также Г. Печатник являлся попечителем моленной в Ст. Тушке, руководителем местного старообрядческого хора.

http://pravenc.ru/text/166421.html

За годы работы на Печатном дворе Н. выпустил 11 изданий: Триодь Постную (8 нояб. 1589), Триодь Цветную (24 нояб. 1591), Октоих (Ч. 1. Глас 1-4 и Ч. 2. Глас 5-8) (31 янв. 1594), Апостол (4 июля 1597), Часовник (2 издания: 27 июля 1598 и 9 янв. 1601), Минею общую (2 издания: 29 июня 1600 и 19 авг. 1600, соответственно в 4-ю и во 2-ю доли листа), Служебник (25 апр. 1602), Псалтирь (30 нояб. 1602, с изменением рубрикации и текста) (книговедческое описание изданий см.: Зёрнова. 1958. С. 15-21). Четкие и крупные шрифты во всех изданиях Н. тождественны, в их основе лежит гарнитура Фёдорова. Безукоризненно выполнено 2-цветное печатание, важное с т. зр. рубрикации богослужебных книг. В своих изданиях Н. использовал нек-рые технические приемы, впервые появившиеся в изданиях анонимной московской типографии, в частности двойную нумерацию (по тетрадям и по листам) и исправление опечаток. Помимо красивого шрифта и искусно выполненного набора издания Н. замечательны своим оформлением. Они украшены нарядными и сложными заставками, к-рым Н. уделяет главное внимание, рамками, декорированной вязью, инициалами. Восприняв мн. художественно-технические особенности книгопечатания от Фёдорова, Н. внес новые черты в орнаментику своих изданий. Так, Н. использовал в заставках штриховку в клетку, к-рая не встречается у первопечатника. Если в двух первых невежинских изданиях (Псалтири 1568 и 1577) влияние Фёдорова было существенно, то начиная с Триоди Постной 1589 г. заставки отличаются большей самостоятельностью и оригинальностью. Три издания Н. украшены декоративными гравюрами: гравюра прор. Давида помещена на фронтисписах Псалтирей 1568 и 1577 гг., ап. Луки - на фронтисписе Апостола 1597 г. А. А. Сидоров отмечал, что в 1568 г. Н. «выполняет своего первого «Давида» по чужому рисунку… в 1577 г. он пробует свои силы как гравер и рисовальщик; своего зенита он достигает в Апостоле 1597 г.» ( Сидоров . 1951. С. 142). Дающая «иконный образ» и воплощающая «национальную традицию» гравюра ап. Луки - «большая удача всей русской художественной культуры XVI века» (Там же). Выделяя такие черты стиля Н., как академизм и такт, исследователь констатировал, что благодаря этому не Фёдоров, а именно Н. был «создателем основного образца для русской художественно оформленной книги всего того времени», что именно Н. «определил характер русской иллюстрации XVII в.», за ним «пошли многие граверы и рисовальщики правительственного Печатного двора» (Там же. С. 136, 143-144).

http://pravenc.ru/text/2564808.html

В текстах XIX в. появляется запрет работать в воскресные дни и церковные праздники, практически не встречающийся в средневековых вопросниках. 1286 О распространении грамотности среди старообрядцев косвенно свидетельствуют вопросы о письмах, читающиеся в вопросниках как для мужчин, так и для женщин: «Не писала ли ему любовныя писма?», «Не сочинял ли каких ругателных писем?» 1287 Впрочем, учиться грамоте в старообрядческой общине можно было только с благословения духовного отца. «Не учится ли кто в грамоте не благословився, неблагословенно получив азбук, без благословения часовник и прочыя книги?» читаем в уже упоминавшемся выгов- ском Уставе об исповеди. 1288 Старообрядцы не чужды были вкуса к изящной словесности и порой чрезмерно увлекались чтением: «Не читаеш ли каких соблазнительных или развратных книг? Читая новосочиненныя от нынешних сочинителей книги, не превозносит ли их похвалами лучше истинных святых Божиих угодников?» 1289 Статьи о доходе, упоминающиеся в старообрядческих вопросниках, известны по более ранним текстам: «Сребра своего не давал ли в рост? В торговли не отбьвесил ли кого или не обмерял ли, или заведомо не обчел ли деньгами, и за лучшее худое продавал? Не переорал ли чюжей полосы насилием и не перекосил ли у кого? Не имел ли в дому своем винныя продажи? 1290 Одна из старообрядческих рукописей, целиком посвящённая исповеди, сохранила более 50 исповедных текстов, вопросников и поновлений, адресованных людям разных состояний и профессий. Рукопись содержит тексты, обращённые как ко всем вообще кающимся или к большим группам людей (женатым и неженатым, вдовцам), так и к узкопрофессиональным группам: духовникам и судьям, нищим и мельникам и т. п. В поновлениях находятся перефразированные статьи из вопросников, записанных в той же рукописи выше. Тексты для духовников по содержанию сходны с вопросниками и поновлениями священникам. Среди статей, неизвестных по более ранним текстам, можно отметить вопросы о взимании платы за крещение и исповедь, отправление службы, молебнов и панихид; о сохранении тайны исповеди. 1291 Вслед за текстами для духовников идут тексты, обращённые к клирошанам, в которых большинство статей заимствовано из предшествующих текстов. Новой в сравнении с текстами для духовников является статья о подслушивании исповеди. 1292 Исповедные тексты для иконописцев представляют собой переходную ступень от текстов для клириков к текстам для мирян. Вопросы касаются обмана покупателей, превозношения собственного мастерства и принижения чужого, дурного обращения с работниками, помогающими иконописцу; запрещается выполнение заказов инославных. 1293

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010