Здесь приходится противостоять, ни много ни мало, научному майстриму – основной линии развития российского гуманитарного знания. Автор указывает на работы А. И. Веселовского, по взглядам которого, в созидании народной культуры «христианство участвовало лишь материалами, а содержание и сама постройка выхолили языческие». Можно вспомнить и взгляды его предшественника Г. Вырубова, с его теорией двоеверия и неоязычества русских, и работы многих продолжателей... Тем больше уважения вызывает книга А. В. Часовниковой, фактически создающая новую научную традицию. В чём суть этой этнологической традиции? В единственном тезисе: «для интерпретации религиозной семантики христианской образности необходима опора и на «церковные» источники» (с. 17). И если Вас интересует, как это делается, как должно выглядеть современное исследование, затрагивающее тему христианства в русской культуре, – читайте книгу «Христианские образы растительного мира в народной культуре». Кроме общего впечатления, книга ценна и многими частными сведениями. Так, например, увлечённому ставрографией интересен будет не только раздел «Петров крест», но и, к примеру, история возникновения формулы «дуб Мамврийский, крест Леванитов, глава Адамова» и т. д. А. А. Трашин Щепанская Т. Б. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции ХІХ–ХХ веков. – М.: Индрик. 2003. – 527 с. Книга Т. Б. Щепанской являет собой достойный образец оригинального этнографического исследования, выполненного в рамках так называемого семиотического подхода, невероятно модного в настоящее время в гуманитарных науках. Выгодное отличие этой работы в том, что автора привлекает не спекулятивный, а прагматический аспект исследования, что, собственно, предполагает привлечение огромного объёма источников. И с этой трудностью автор справилась, опираясь в своей работе как на сокровища множества научных архивов России, так и на собственные полевые исследования. Книга посвящена анализу дороги как знакового кода русской культуры и поиску социокультурных составляющих антропологии движения. Её содержание – выявление знаковых элементов, маркирующих пространственную и временную структуру перемещения. Несколько тем и сюжетов имеют непосредственное отношение к ставрографии: молитвы- " кресты», обетные кресты и часовни и т. д. Следует, правда, отметить, что автор в своих взглядах находится в рамках того дуалистического видения народной религиозности, которое приобрело наиболее законченное выражение в печальной концепции «народного православия». Возможно, разделение на «христианские» и «природные» культовые объекты методологически оправданно, но оно создаёт искажённое представление о религиозности русского народа, придавая народной культуре характер «двоебожия» (см. рецензии в первом Ставрографическом сборнике).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

В заключении проповеди произнес проклятие ненавистным для него большевикам/смотри показания Часовникова и Сосниной/. 2. Кроме того, при посещении тюрьмы на Пасхальной неделе он и там вел агитацию против большевизма/см. показания Трухина А…/ И хотя гр. Воронцов отрицает все эти обвинения, но ничего существенного в свое оправдание дать не мог, распространяясь лишь на допросе с христианских точек зрения, что он не от мира сего и партийность для него есть преступность» (цит. с сохранением орфографии источника – М.Д. ). Собственный комментарий отца Константина Воронцова из протокола допроса от 2 октября 1919 г. кое-что проясняет в этой смутной версии и позволяет выявить интерпретации его слов следователями ЧК. Ни о каком «сочувствии советской власти» отец Константин Воронцов не говорил. Свой отъезд в Пермь он объяснял тем, что вдова арестованного вместе с ним и расстрелянного большевиками в 1918 г. священника (Алексеева) после возвращения «белых» в Оханск незаслуженно обвинила его в том, что он якобы был политическим сторонником большевиков . Из проповеди о. Константина: «Я говорил, чтобы любили друг друга, а по сему скоро кончится война гражданская» Что же касается содержания его проповедей и обращений к пастве при «белых», батюшка подчеркивал, что они носили неполитический характер : «…говорил я проповедь, но не помню, какого это было числа, на могиле убитых белогвардейцев, но только я говорил в совершенно другом духе. Я говорил, чтобы любили друг друга, а по сему скоро кончится война гражданская» . Вполне возможно, что его проповеди не только содержали обличения в адрес большевиков, но и были эмоциональными сообразно обстоятельствам, но во время допроса в ЧК отец Константин заявил о том, что однажды в присутствии множества людей он ревностно обличал и неоправданную жестокость со стороны «белогвардейцев» . «Блаженны милостивые» Отец Константин навещал в тюрьме на Пасху арестованных членов РСДРП(б), не забывая о продуктовых передачах. А когда часть этой партии коммунистов всё-таки расстреляли, в его собственном доме нашли приют их вдовы и сироты

http://pravoslavie.ru/140240.html

75 Царь небесный, утешитель, Дух истины, везде сущий, всенаполняющий, сокровище благ, податель жизни, прийди, обитай в нас и очисти нас от всякой нечистоты; и спаси, о всеблагий, души наши! 86 О, насмотрелся я, когда больной лежал в одном военном госпитале, как умирают наши солдаты. Царь небесный! доселе кровью обливается сердце, как вспомнишь эти неумолкающие стоны, эти всю душу раздирающие вопли страдальцев, и ни души около них, которая словом утешения, участия, братской любви, словом живой веры облегчила бы им переход в ту страшную область, откуда нет возврата. Правда, их каждый день осматривают врачи, около них есть прислуга, т. е. так называемая прислуга, главное дело которой – чтобы было везде чисто, их обильно насыщают лекарствами, но, Боже мой, что все это, когда тут на половину умирающих – умирают от истомы душевней?! Какими лекарством зальешь, каким хлороформом усыпишь эту страшную агонию, которая длится по целым суткам? И никого около нах в эти минуты!!! Дивиться ли проклятиям, которые, сам я слышал, срываются с хладеющих уже уст?... О, друг мой, заклинаю тебя всем, что только дорого тебе на земле, заклинаю тебя Господом Спасителем, нашим будущим Судией, употребляй свои праздничные досуги на посещение какого-либо военного госпиталя. Знаю, что доступ в них не совсем удобен, но для истинной любви нет неодолимых препятствий, нет неотворяющихся дверей. Носи и читай так называемым безнадежным русские евангелие и псалтирь, читай им молитвы, особенно «канон молебный ко пресвятой Богородице», поемый во всякой скорби душевной (так называемый параклисис – утешение, во всяком канонике есть, в часовнике на конце). Не велика по цене будет твоя жертва, но как велика, выше всякой цены, будет она перед Господом Богом! Вот тут-то ты и исполнишь слово Спасателя: я был болен – и ты посетил меня. И мало посетил – спас душу от отчаяния и, значит, от вечной погибели. Не забудь, друг, молю и молю – не забудь моих слов. 107 Эта книга названа именем Соломона, а составлял и собирал не он один. Кроме Соломона, собирали и записали притчи мужи Езекии царя иудейского, и неизвестный, который внес свое собрание под заглавием, – и это притчи мудрых.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

– Это по-нашему называется: укравши Часовник, «услыши Господи правду мою» воспевать, Этак не идет-с. Бодростин перевел вопрошающий взгляд на генерала, но тот сейчас же встал и, закурив трубку, проговорил: – Тут всего интереснее только то: зачем все это делается с такой помпой? – Какая же помпа, mon cher Иван Демьяныч? В чем тут помпа? Я не его партизан, но… il faut avoir un peu d " indulgence pour lui. Но на это слово из-за стола быстро встала Синтянина и, вся негодующая, твердо произнесла: – Нет никакого снисхождения человеку, который имел дух так поступить с женщиной. – Сжечь его? – пошутил Бодростин. – А? сжечь? Аутодафе, с раздуваньем дамскими опахалами? Но шутка вышла не у места: блуждавшая по лицу Синтяниной тень смущения исчезла, и Александра Ивановна, уставив свой прямой взгляд в лицо Бодростина, проговорила: – Я удивляюсь вам, Михаил Андреевич, как вы, несомненно образованный человек, находите удобным говорить в таком тоне при женщине о другой женщине и еще, вдобавок, о моей знакомой, более… о моем друге… да, прошу вас знать, что я считаю бедную Лару моим другом, и если вы будете иметь случай, то прошу вас не отказать мне в одолжении, где только будет удобно говорить, что Лара мой самый близкий, самый искренний друг, что я ее люблю нежнейшим образом и сострадаю всею душой ее положению. Я как нельзя более сочувствую ее упрямству и… употреблю все мои усилия быть ей полезною. Несмотря на большой светский навык, Бодростин плохо отшутился и уехал крайне недовольный тем, что он в этом визите вышел как бы неловким подсыльным вестовщиком, в каковой должности его признала Синтянина своим поручением трубить о ее дружбе и сочувствии ко всеми покинутой Ларе. Глава вторая Синтянина берет на себя трудную заботу Так почти и вышло, как предполагал Бодростин: простясь с ним, ему не слали вослед благожеланий, а кляли его новость и были полны нехороших чувств к нему самому. Старый генерал был в духе и заговорил первый: его утешало, что его жена так отбрила и поставила в такое незавидное положение «этого аристократишку», а об остальном он мало думал. По отъезде Бодростина, он подошел к жене и, поцеловав ее руку, сказал:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Бытописатели казачества XVII–VIII вв. рассказывают о пристрастии донцов к яркому платью и блестящим украшениям, которое совмещалось с великолепным презреньем к их цене: казак мог усесться в грязь в дорогих турецких шароварах или вытереть смазные сапоги полой дорогого чекменя. В большинстве случаев восточные ткани и узорчатое платье черкасских щеголей были их долей в военной добыче – дуване, но серебряные чаши, изукрашенное чеканное оружие, серьги, которые носили и мужчины, и женщины нередко создавались руками местных мастеров. Прозвища этих ювелиров закрепились в фамилиях их потомков: Золотарь (Скородумовская, 1752 г.), Золотарев (8 станиц), от золотарь, ювелир, позолотчик; Серебряков (Кобылянская, Новочеркасск), от серебряк – серебряных дел мастер, серебряник. Хотя жемчужные или бриллиантовые серьги атаманши мало походили на серебряные сережки простой казачки, у сережников, ювелиров, изготовлявших серьги, работы, как видно, было достаточно, и их потомки Сережниковы жили в Грушевской и Базковской, Атаманской, Мелиховской, Новочеркасске. Самым любимым и распространенным из драгоценных камней на Дону был жемчуг. Поэтому торговца драгоценными камнями называли по его главному товару – жемчужником; в XVIII–XIX вв. фамилия Жемчужников встречалась в метрических книгах станицы Голубинской. Во времена, когда складывались донские фамилии, часы были гораздо большей редкостью, чем жемчужные серьги или золоченые чаши, и о ремесле часовщика напоминает лишь единственная фамилия Часовников (Аксайская, Новочеркасск), восходящая к старинному «часовник». В антропонимическом зеркале отразилось множество стародонских профессий и ремесел, но среди них почти нет названий людей умственного труда. Перечень занятий, требовавших образованности и специальных теоретических знаний ограничивается лекарем и землемером: Лекарь (Черкасск, 1752 г., Нагавская), Лекарев (Аксайская); Межевиков, Межевикин (Аксайская). Ни одного Учителя или Учитилева обнаружить не удалось, что, впрочем, вполне закономерно, ибо современники отмечали чрезвычайно низкий уровень образования на Дону еще в средине XIX в. Те же ничтожные начатки знаний, которыми обладали местные грамотеи, попадали к ним из рук попов и пономарей, о которых следует поговорить более подробно.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Напротив же того и Синоду в те Коллегии о духовных делах посылать указы, а о земских – промемории» 119 . В этом смысле 26 сентября Императрицей был издан указ 120 , причем «Второму Апартаменту велено именоваться: Коллегия Экономии Синодального Правления , и отправлять им дела, как о том в выданном указе 15 июля изображено». Вместе с тем А. Баскакову было передано через д. ст. сов. Степанова приказание В. Т. Совета, чтобы в Св. Синоде сами составили проект разделения его на два апартамента, иначе сказать «всем духовным и прочим имеющимся и ведомым в Св. Синоде делам, учинив обстоятельный реестр, для общего с Св. Синодом рассмотрения, которым где быть», внесли в В. Т. Совет 121 . Во исполнение этих распоряжений Св. Синод сделал соответствующее постановление 122 . Таким образом, почти равный по своему положению со Св. Синодом, независимый «Второй Апартамент» его превратился в подчиненную Св. Синоду Коллегию Экономии. Стремление правительства эмансипировать церковные имения от влияния и посягательства духовенства потерпело неудачу. Под новым наименованием все фактически осталось по-прежнему и потребовалось время, чтобы сама Коллегия Экономии, с помощью поддержки Сената в новое царствование, приобрела часть того значения, которое было приписано ей первоначальным проектом реформы. Между тем, в том же самом заседании Верховного Тайного Совета, в котором решено было дать «Второму Апартаменту» наименование Коллегии Экономии, Меньшиков со слов Баскакова заявил, как было упомянуто выше, что введение штатов невозможно, что на штатное содержание архиерейских домов и монастырей не хватит 30000 руб., а потому рассудили «доложить Е. И. Величеству с таким представлением, чтобы быть по-прежнему » 123 . Попутно явилось и другое затруднение к введению штатов. 11 ноября 1726 года в В. Т. Совете Баскаков докладывал, что по штату 22 мая 1724 г. светские люди (бельцы) для монастырских услуг положены вообще для всех монастырей одинаково, как для больших, так и для малых, причем за образец взяты большие архимандритские и игуменские монастыри. Между тем, у многих из них таких слуг, как часовники, пешники [пекари], оконнишники, шорники, каретники, рыбаки и др. чины, которым в некоторых монастырях и делать нечего, а в других такие ремесленники могут и из монахов сыскаться, никогда не было. В штате же 22 мая на них положена значительная сумма совершенно напрасно.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

(Л. 58) Февраля в 1 де[нь] запечатана грамота в Арзамас Преображенского монастыря игумену Феодосию по челобитью арзамаской съезжей избы подъячего Кузьмы Васильева. А велено сыскать, что бутто тот Кузьма женил брата своего родного Гаврила, женил в ближнем свойстве. Пошлин гривна. Взято. Того ж дни запечатана грамота в Переславль Залеской в уезд в государево дворцовое село Костентиновское сытнику Ивану Развалигородову по челобитью Антона Башмакова, а того ж села Костентиновского по михайловского попа Дмитрея Иванова в духовном деле. Пошлин гривна. Взято. Того ж дни запечатана грамота на Кострому десятильнику Ивану Кокошилову по чело (Л. 58 об.) битью боярина княз Алексея Михайловича Львова крестьянки Степановской жены вдовы Марьицы Михайловы дочери по костромич по посадцких людей земские избы по подьячего по Емелка Колинина в духовном деле. Пошлин гривна. Взято. Того ж дни запечатана грамота на Кострому ж десятильнику Ивану Кокошилову по челобитью с Костромы Богоявленского монастыря старца Авакума по костромитина по посадцкого человека по Фторышку Бузанова в ыску. Пошлин гривна. Взято. Того ж дни запечатана грамота в Володимер десятильнику Ивану Чортову по челобитью их Володимеря Успенского монастыря старицы Великониды (Л. 59) да Афиногены. А велено, что на них взял по рядной записи приданое съезжие избы подъячей Дорофей Часовников, справяся с отписьми другово приданово имать не велено. Пошлин две гривны. Взято. Того ж дни запечатана грамота в Белозерской уезд Воскресенского монастыря, что в Череповце, архимариту Гедеону за братьею по челобитью белянина Микифора Кольчюгина по беглово ево крестьянина деревни Моксимовского по Петрушку Ермолина з женою и з детми. Пошлин гривна. Взято. Февраля в 2 де[нь] запечатана грамота в Белозерской уезд домового Воскресенского монастыря архимариту Гедеону по челобитью Данила Румянцова по беглово (Л. 59 об.) ево крестьянина Волоцкого уезду деревни Лукьяново по Форку по Лукьянова з женою и з детми. Пошлин гривна. Взято. Того ж дни запечатана грамота в Галич десятильнику Иналею Белово по челобитью старицы Стефаниды Молчаниновы дочери Захарова по брата ее родново по костромитина по Тимофея Захарова в поместном владенье и в животах в пожитке отца их. Пошлин гривна. Взято.

http://sedmitza.ru/lib/text/4109389/

Две вдовы жили сначала мирно. Марья Левонова была женщина рабочая, трудолюбивая, безмолвная и покорная: дети ее были безответны пред Анной. Но у Анны вскоре стала проявляться особенная, предпочтительная, неразумная любовь к своему Егорушке. Приемышей, бывало, Анна посылает и уголья жечь, и косить, и молотить, всякую работу работать, а Егорушка где-нибудь около дома с матерью. Приемыш поди и дров наруби, и воды принеси, и коровам дай корму; девочки и туда и сюда сходи, и то сделай, и другое сделай, а Егорушка знать ничего не хочет. Егорушке и лепешку мать нарочно испечет, и молока нальет, и каши даст, – а приемышам щи да хлеб. Приемыши и молитв хорошенько не знали: где и когда им учиться? Чуть встали, сейчас на ту, на другую, на третью работу, а Егорушку грамоте выучили; Егорушка читал часовники псалтирь; Егорушка в церкви на клиросе пел. Егорушка чистехонек, белехонек, всегда причесан, всегда вымыт, всегда прибран, а приемыши – как случится. Марья Левонова терпела, плакала, молилась Богу, и работала со своими детьми без устали. – «Ну что ж делать, ведь она же нас приголубила», говорила она про первые годы своей жизни в доме Анны. Наконец, терпенье Марьи истощилось. Видя ежедневные притеснения своим детям от Анны, слыша ее брань и ворчанье, она решилась отойти от греха со своими детьми в особую избушку и жить, – пока мир не наделит ее детей землею, хотя Христовым именем, да своим честным трудом. Анна осталась одна с Егорушкою. Егорушка стал подрастать. Понимая, что мать его чрезмерно любит и балует, он начал своевольничать и капризничать. «Того хочу, этого подай». Мать исполняет капризы сынка. Работал Егор лениво и худо, за то мать старалась работать за троих. Егору было это и на руку. Хуже и хуже он делался нравственно. Добрые люди, особенно сельский священник, говорили Анне, чтоб она перестала баловать сына, чтоб она вразумляла и останавливала его, что ведь это и ему будет во вред, и ей на горе. – Куда!.. Мать и слышать ничего не хотела, – «Да он у меня такой смирный, такой добрый, говорила, такой послушный...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕВЕЖИН (Тимофеев) Иван Андроников, рус. мастер печатного дела кон. XVI - нач. XVII в., сын известного московского типографа 2-й пол. XVI в. Андроника Тимофеева Невежи . Н. начал принимать участие в типографской деятельности на Московском Печатном дворе еще при жизни отца и занял его место, когда тот отошел от дел. Впервые имя Н. упоминается в колофоне Часовника 1598 г., в к-ром наряду с привычным указанием на «мастерство Андроника Тимофеева сына Невежи и прочих о Господе сработников» специально отмечаются «труды Иванца Невежина с товарыщи». Это упоминание по времени почти совпадает с созданием в типографии нового шрифта (его употребление отмечено А. С. Родосским уже в следующем издании - Минее общей 1600 г. меньшего формата). В последние годы работы мастера Невежи были обновлены трафареты для орнаментального убранства изделий, эти нововведения также связывают с началом работы Н. в типографии. В очередной раз имя Н. появляется в московских изданиях только тогда, когда из них исчезает упоминание его отца. В качестве мастера, трудившегося над книгой «с прочими сработниками», он назван в колофоне Триоди Цветной 1604 г., работа над к-рой была начата в конце апр. 1603 г., и впосл. еще в 5 изданиях. Последней книгой Н. стала Минея служебная на нояб., ее печатание завершено 17 сент. 1610 г. Еще одно издание - Минея служебная на дек.- осталось незаконченным: события Смутного времени привели к временному закрытию Печатного двора. Н. начал самостоятельно работать в типографии, когда московские власти приняли решение о расширении печатного производства: было увеличено количество станов и соответственно мастеров. К Н. присоединились Анисим Михайлов Радишевский, а затем и Никита Фёдоров Фофанов, к-рые заново обустраивали свои станы, резали шрифты и необходимое для изданий орнаментальное убранство. Унаследовавший типографские материалы от отца, Н. был во многом избавлен от этих хлопот, хотя, используя прежний шрифт, он занимался созданием новых досок орнаментики (А. С. Зёрнова считала, что они исполнены в традиц. манере). Даже применяя старые доски, Н. стремился к тому, чтобы они воспринимались как часть именно его типографских материалов; не случайно, напр., с изображения на гравюре ап. Луки при печатании Апостола в 1606 г. было срезано указание на «мастера печатного» Невежу.

http://pravenc.ru/text/2564810.html

Как истинный оптимист, скажу, что, сдается мне, будет… Вторая – и более глобальная (потому что я все-таки верю, что под нажимом неблагоприятных обстоятельств сплотиться мы худо-бедно, но сможем) проблема заключается в том, что уличные мероприятия последнего времени слишком ярко продемонстрировали, насколько мы далеки от народа. Полторы-две тысячи человек – обычная численность академических митингов этого лета. И это – на почти двенадцатимилионный город. Даже, кажется, не капля в море. Обществу потребителей не нужна наука. В начале XVIII века Антиох Кантемир в первой сатире высмеял помещика Силвана, который никак не мог взять в толк, зачем жертвовать сном ради наблюдения небесных светил, если «в часовнике можно честь на всякий день года число месяца и час солнечного всхода». В начале XXI века всерьез доводилось слышать: «Зачем нужны метеорологические станции, если прогноз погоды есть в Интернете?» Так и живем. Триста лет прошло – и так мало что изменилось. Фото: Алексей Семенов, «Русский блоггер» Общество в своей массе (и мне это всё-таки до сих пор странно) равнодушно и к проблемам образования (при том, что все хотят, чтобы их детей хорошо учили, новый Закон об образовании, почти столь же спешно принятый под Новый год, даже не побудил людей выйти на улицы; на единственном митинге в защиту образования прошлой осенью было меньше тысячи человек), и – тем более! – к проблемам науки. Видимо, аспирантура в обществе потребления станет всего лишь способом продлить отсрочку от армии, а шум вокруг школ, вузов и академических институтов окончательно заглохнет и сотрется из памяти, вытесненный какой-нибудь более актуальной для народа идеей. Да вот хотя бы олимпиадой в Сочи. А при отсутствии воспроизводства научных кадров и проблема науки решится сама собой. P.S. Пришла домой, а по первому (sic!) каналу показывают сериал про Вангу. Подумалось: да какая тут и вправду Академия наук… Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/obshhestvu-potrebitele...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010