Антония великого вместе с трапезою обить досками. По возвращении в Москву великий князь тотчас же послал в монастырь на имя Корнилия жалованную грамоту, которою предоставлялось получать от вологодских таможенников ежегодно на крещение Христово по пяти рублей на рыбу. По отъезде великого князя из монастыря скоро и старец Корнилий снова удалился в свою пустыню и предался обычным трудам и молитве. Однако ни дремучие леса, ни топкие сурские болота не доставили ему вожделенного безмолвия и уединения. И сюда один за другим стали приходить к нему люди, желавшие с ним сожительствовать, они построили себе кельи близ жилища старца и стали помогать ему в пустынных трудах. Когда собралось таким образом до шести иноков, пр. Корнилий вознамерился и здесь построить церковь и с этою целью отправился с одним учеником в Москву (в 1531 г.) просить государя и митрополита о дозволении построить храм. Не задолго пред тем временем у великого князя родился сын Иван, – государь, обрадованный рождением наследника, находился в то время в Сергиевом монастыре, куда отправился для принесения благодарственной Богу молитвы. Здесь Корнилий встретил великого князя, который принял его с великою честью как ангела Божия, благодарил за принесенное им поздравление и, намереваясь пробыть в обители еще несколько времени, послал старца вперед себя в Москву, чтобы он благословил великую княгиню и новорожденного так как его молитвам приписывал исполнение своего желания. Возвратясь в Москву Василий Иванонович осыпал Корнилия своими щедротами, ежедневно призывал к себе на трапезу, сверх того посылал ему и на дом все необходимое для пищи – что старец тайно раздавал нищим и маломощным. Но когда Корнилий стал просить дозволения построить в Сурской пустыне церковь, великий князь, вспомнил слезное моление комельской братии и данное им слово возвратить старца в обитель – решительно отказал Корнилию в его просьбе н объявил, что он должен возвратиться в свой монастырь и по прежнену управлять братиею. Такое приказание великого князя показалось тяжким для любителя безмолвия; Корнилий вполне надеялся на благосклонность и согласие государя, неожиданный отказ поверг его в великую скорбь, так что желая избавиться от управления обителью и уклониться от житейской молвы – решился скрыться в самой Москве в доме одного христолюбца.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На погребение его собрался весь град от мала до велика, мужеска полу и женска 195 и из такого множества народа не было ни одного человека, который бы не плакал о нем и не обливался слезами от горести. Как истинный преемник служения апостольского, всю жизнь свою заботившийся только о славе Божией и о пользе ближних, св. Антоний в последний год своей жизни обрадован был чудесным явлением иконы Божией Матери 196 не подалеку от Вологды и последовавшим затем множеством чудес и исцелений. Лишь только дошел до него слух об этом, он немедленно послал на место явления соборного ключаря священника Иоанна Васильева Емельянова для удостоверения в истине. Со слезами сердечной благодарности приемля явление св. иконы как знак особенного благоволения и милости Божией к пастве и пастырю, он приказал на месте явления св.иконы воздвигнуть храм и устроить монастырь во славу и честь Богоматери. Уже близок был день блаженной кончины святителя Антония, скоро надлежало ему начать служение в невещественной, небесной скинии, – но Господь восхотел даровать ему еще радость и утешение видеть освящение храма Своего на земле и тем пополнить последнее земное его желание. Так как во время прибытия его в Вологду древний деревянный кафедральный собор Воскресения Христова был уже весьма ветх и клонился к разрушению, а новый каменный Софийский собор, при котором находился уже и дом архиерейский, хотя построен был вчерне еще при Епископе Макарии в 1570 году, но оставался как бы забытым, без всякого внутреннего устройства, – то вблизи архиерейского дома и не было храма. Новый каменный Софийский собор, построенный царскими щедротами Uoahha IV , для внутреннего устройства, по размерам своим, требовал и совровищ царских, и, особенно, продолжительного времени. Неизвестно, имела ли вологодская архиерейская кафедра, при святителе Антоние, средства для этого, но сам святитель, предвидя близость своей кончины, уже не надеялся дождаться окончания устройства всего храма, – мешду тем отдаленность храма Божия тяготила его душу. В течении столь многих лет привыкши не опускать ни одной церковной службы, теперь, приближаясь в кончине, святитель особенно желал как можно чаще быть при богослужении и укреплять тем свою душу. Поэтому, не приступая к устройству всего храма, он поспешил устроить придельный храм св. Иоанна Крестителя, который к великой своей радости и освятил 1 октября 1588 года 197 . Тогда же. по всей вероятности, перенесен им, из ветхого деревянного собора в Софийский, гроб епископа Киприана, единственного его предшественника, скончавшегося и погребенного в Вологде, так как гроб епископа Киприана находится от северных дверей храма на первом месте, а самого Антония уже на втором.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Продолжительная и святая жизнь достойного служителя Божия не могла не сопровождаться всеобщею известностью в окрестности и приобресть ему истинной любви и уважения прихожан, которые едва не все при нем и родились и состарились; и потому еще при жизни его «бе слава многа о нем ради добродетельного жития его». В последний год своей жизни, чувствуя приближение смерти, он принял пострижение монашеское и облечен был в схиму от прибывшая тогда в тот край из г. Кевролы, для сбора церковной дани, Воскресенского игумена Иринарха, и с новым именем Сергия, преставился 16 ноября 1585 года. По завещанию самого преподобного Сергия, тело его положено было подле алтаря Преображенской церкви, «и домашнии ему людии устроиша над ним голбчик деревянный, еже есть сенцу малу, памяти ради где погребен бысть». Чудотворения незамедлили ознаменовать святость почившего пресвитера. На другой год по преставлении преподобного Сергия, клирик Преображенской церкви, одержимый тяжкою «щепотною» (головною) болезнью, наставлен был голосом в сонном видения идти на могилу преподобного, взять с нее персти, и отереть ею голову, и лишь только он исполнил это, как болезнь прошла и он почувствовал себя совершенно здоровым. Слух об этом исцелении и давняя, всеобщая известность о святой и богоугодной жизни усопшего пресвитера тотчас же стали привлекать к могиле его множество больных, которые брали с нее перст, и по вере своей, получали исцеления от различных недугов. Частые опыты таких благодатных исцелений побудили и священника той церкви Елисея, жившая спустя 60 лет после преподобного, каждогодно 16 ноября совершать его память, за каковое благоговейное уважение к угоднику он награжден был однажды следующим видением. В один год в 16 день ноября, когда священник Елисей, совершив дома обычное пред служением правило, отправился в церковь чтобы служить утреню, то, подходя к ней, с удивлением увидел, что храм освящен по праздничному, полон молящимися, и что какой-то незнакомый ему священник уже служит в нем. Елисей подумал сначала, что прибыл к ним десятильник для сбору патриаршей дани, и недождавшись его, сам начал священнослужение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А юных и безбрадых иноков не принимайте и не постригати зде таковых. А мирских юнотков безбрадных на служение не держати. А женска полу всяческих в нашу пустыню не входио, ниже бессловесных скотов коих женска пола не быти у них. Пиянственного пития отнюд не подобает держати нам. А еже како пребывати в пустыни нашей молитве во веки и како питатися и когда подобает исходити потребы ради в благословенно время на рукоделие и о прочем, сия вся вчинена суть в писании господина и учителя моего отца Нила, и яже написана в сей книзе. Сего ради аз вскоре претекох и вкратце написах, понеже тамо обрящеши вся, яке благоугодна суть «Богови». Блаженная кончина пр. Иннокентия последовала 19 марта 1521 года. 161 В 1538 году казанские татары нечаянно напали на Иннокентиеву пустынь, сожгли церковь и кельи, – трех старцев – учеников преподобного и многих пустынников убили, других взяли в плен, только некоторые спаслись бегством. Но вскоре монастырь был возобновлен и существовал до 1764 года, имея в последнее время до 428 душ крестьян. Мощи пр. Иннокентия почивают под спудом в каменной приходской Благовещенской церкви, заменившей монастырь. – По наружному виду пр. Иннокентий был среднего роста и имел не раздвоившуюся с легкою сединою бороду. Преподобный Игнатий Прилуцкий и брат его Димитрий Много веков в России, по смерти великого князя, княжение его переходило к старшему в роде: наследовал брат после брата и племянник после дяди. Такой порядок престолонасдия был причиною частых смут и кровопролитий между удельными князьями, домогавшимися великокняжеского престола, а смуты и кровопролития изнурили и ослабили Россию и предали ее во власть татар. Видя это умные князья московские старались переменить древний обычай и, овладении великокняжеским престолом, стали вводить новый порядок престолонаследия по прямой нисходящей линии от отца к сыну, а чтобы удобнее установить единодержавие, стали с одной стороны ограничивать власть удельных князей, с другой сокращать число самих уделов, присоединяя их под тем или другим предлогом к великому княжению.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Блаженный Агапит живя на земле старался жить по ангельски. Но не дремал и исконный враг рода человеческого – диавол, раздражаемый подвигами старца, и видя безуспешными собственные козни и нападения, так как старец постоянно разрушал их своими молитвами, старался противодействовать и вредить ему чрез других, подобных себе злых людей, возбуждая в них злобу и зависть к преподобному. Потому сколько братия и мпогие из окрестных жителей любили и почитали его, столько же другие ненавидели и злобствовали, на него. Завидно им было благосостояние и отличное хозяйство обители, неусыпными трудами старца в короткое время в цветущее состояние приведенное и с каждым годом все более и более улучшающееся; и опасались они того, что со временем все угодья и пустоши их отойдут к монастырю. Особенно недовольны были и злобствовали на преподобного жители деревни Камкина: они выжидали только случая, чтобы напасть на него, думая, что со смертью настоятеля разрушится и ненавистная им обитель; но случая этого долго им не представлялось потому, что братия, зная их злобу, старались охранять старца и везде, куда бы он ни пошел, сопровождали его. В 1585 году, уже в 8 лето пребывания преподобного Агапита на Маркуше, в мае месяце отправился он на лошади на мельницу, находившуюся на реке Лохте, для исправления некоторых повреждений, причиненных весенним разливом, в сопровождении только двоих монастырских послушников Феодора и Андрея. Узнавши о том жители деревни Камкина стали подстерегать его, и когда старец, 21 числа мая, возвращался в обитель, они, под предводительством Богдашки Ляхова, напали на него и убили вместе с обоими его спутниками, и тела их бросили в реку Уфтюгу, полагая, что быстриною ее унесет тела, и не падет на них подозрение в этом страшном злодянии. С этою конечно целью убийцы сняли с тела преподобного и тяжелыя его вериги и особо бросили в реку, чтобы тяжесть их не погрузила и не задержала тела. Предание говорит, что лошадь, на которой уехал преподобный, вырвавшись из рук убийц, неоднократно прибегала к монастырю, ржанием указывала на случившееся несчастие и убегала обратно к месту убийства 219 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Глубоко потрясли и запали в его душу слова Евангелия, тяжелая борьба началась в его сердце и кончилась тем, что он принял твердое намерение оставить мир и посвятить себя иноческой жизни, как только представится к тому удобный случай. Случай этот не замедлил представиться: родители его вскоре скончались и отдавши им последний долг, он стал свободен. Правда, и теперь еще оставались узы, привязывавшие его к миру ,– в лице малолетней дочери, нуждавшейся в его отеческом попечении 200 , но усильными своими просьбами он успел склонить родственников взять ее на свое попечение, что впрочем и не было для них обременительно, так как Феодосий, оставляя мир, оставлял и все, что имел в нем, и не брал с собою ничего из своего имения. Устроив таким образом судьбу дочери 201 и устранив последнее препятствие к иноческой жизни, он тотчас же решился оставить мир и придя в Прилуцкий монастырь стал усердно просить у настоятела иноческого пострижения Прилуцкий игумен по близости обители к городу лично знавший Феодосия, как человева самого честного и благонадежного, еще в мире уподоблявшегося инокам, согласился исполнить его просьбу, не подвергая его обычному продолжительному искусу, он постриг его в мантию и поручил опытному старцу для усовершенствования в иноческих подвигах. Новый инок, видя исполнение своего сердечного желания, плакал от радости, благодарил Бога и всего себя предал воле наставника. По его приказанию он прошел все тяжелые монастырские послушания: рубил дрова, носил воду, молол муку, пек хлебы, трудился в поварне и все делал с усердием и любовью, стараясь услужить каждому из братии и в тоже время успевал первым придти в церковь в богослужению и не опускал ни одной службы. Стараясь во всем подражать основателю обители пр. Димитрию, он часто приходил к его гробу и припадая со слезами просил себе его молитв и помощи; подобно Димитрию он употреблял в пищу только хлеб и воду и то в малом количестве, так что все удивлялись его воздержанию и посту. Такая строгая, подвижническая жизнь и усердные труды не могли не обратить на него внимания и не снискать Феодосию всеобщей любви и уважения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вследствие этого как самый верный и надежный из всей братии, он был послан игуменом в Тотьму на соляной завод для присмотра за монастырскими варницами. Это послушание – вдали от обители и от надзора монастырских властей – могло быть для других камнем преткновения и подать повод к искушению, – Феодосию же дало случай испытать себя, насколько он нуждается еще в руководстве других, насколько успел в духовной жизни и способен ли управлять другими. После продолжительной, усердной молитвы при гробе пр. Димитрия, принявши благословение игумена, пр. Феодосий отправился в путь, благополучно достиг Тотьмы и с великим усердием и старанием принялся за исполнение порученного ему дела. Управление его было таково, что Прилуцкий монастырь никогда не получал от варниц столько выгоды, как при нем, и ни при одном из его предшественников в управлении, солевары и другие рабочие не были всем так обеспечены и довольны, как при нем. Все рабочие с первого же раза встретили себе в новом надсмотрщике отца и благодетеля, готового всегда им помочь, и стали смотреть на него как на Ангела Божия. Пребывание на варницах не было бесполезно и для самого Феодосия. Часто он подолгу стоял в варницах и смотря на пылающий огонь, на кипящий и клокочущий рассол, представлял себе огнь вечный и муки уготовавные грешникам, и слезы умиления текли по постническому его лицу. «Феодосий терпи этот жар и огонь, чтобы избежать огня геенского, трудись в поте лица над солью вещественною, чтобы иметь в себе соль духовную и сохраниться от тления греховного», говорил он сам с собою, возбуждая себя к подвигам. Сколь ни свята и ни богоугодна была его жизнь на заводе, как все ни хвалили и ни ублажали его, он сам не был доволен собою и предпочитал такой жизни монастырское безмолвие и уединение. «Монах вне ограды монастыря все равно что рыба вне воды», говорил он и потому чаще и чаще ему стало приходить на мысль или возвратиться в обитель или тут близ завода построить монастырь. В то время жители старого посада переселялись от варниц на берег реки Сухоны, где ныне находится г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По совершении в соборе божественной литургии и после отпевания игумен Мисаил, в сопровождении всего народа, перенес тело князя-схимника в свою обитель и положил его в ногах чудотворца Димитрия под церковным алтарем. Здесь, прежде нежели успели предать тело земле, новое чудо засвидительствовало святость усопшего. Некто Михаил из Прилуцкого села был одержим смертною болезнью и уже отчаялся в выздоровлении; услышав о погребении в монастыре благоверного князя, он велел нести себя в монастырь; в это время пели уже последнюю панихиду над усопшим и лишь только больной прикоснулся в его гробу, тотчас же стал здоров, как будто не был болен. Эти и многие другие чудеса и исцеления, полученный людьми после молитвенного призывания имени благоверного кпязя Иоанна (Игнатия), убедили всех в его святости, вследствие чего игумен Мисаил, призвавши из того же Прилуцкого села каменщика Давида, велел ему сделать над могилою князя каменную гробницу, по подобию гробницы над чудотворцем Димитрием. Но когда Давид по невежеству своему во время работы сел без всякого уважения на гробницу князя, – в ту же минуту почувствовал нестерпимую боль, та часть тела, которою он так неуважительно прикасался к гробнице, страшно распухла, так что он не мог ни ходить, ни сидеть.Три дня продолжались его страдания, пока он, сознавши свою вину, не пришел ко гробу святого и многими слезами не испросил у него прощения себе; он так же скоро получил исцеление, как и заболел и, докончивши свою работу, с радостью возвратился в свой дом, прославляя угодника Божия Игнтия. В том же Прилуцком селе жила женщина Соломония, которая не слышала ушами и не видела одним глазом в продолжении 20 лет; узнавши о чудесных исцелениях, получаемых при гробе пр. князя Игнатия, она пришла в монастырь, помолилась святому и как скоро приложилась к его гробу, тотчас почувствовала себя совершенно здоровою, стала слышать и видеть обоими глазами. Некто Борис Соловцев, услышавши о погребении в Прилуцком монастыре благоверного князя Игнатия и о чудесах, бывающих у гроба его, привел в монастырь своего человека Иродиона, который уже год был нездоров глазами и болезнь, несмотря ни на какие лекарства, все более и более усиливалась, так что нужно было опасаться, что он скоро совсем ослепнет. По совершении молебствия, когда Иродион со слезами и с верою приложился в гробам пр. Димитрия и князя Игнат, он тотчас же исцелел и не мог удержаться, чтобы от радости не вскричать о том, что он все ясно видит по прежнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Арсений, приняв это за знамение благодати Божией, дарованной Стефану, приказал поставить над могилою его гробницу, осенить ее покровом и возжечь пред нею большую свечу, затем совершив соборне божественную литургию, установил, чтобы с тех пор ежегодно праздновалась в обители память преподобного. Если бы пр. Арсений не был возведен на высокую стенень игумена и оставался по прежнему в числе братства, не обращая на себя особенного внимания других, то может быть он и не подумал бы никогда оставить Троицкую обитель, в которой принял иноческое пострижение, дал обещание пребывать до смерти и – провел уже столько лет, – но начальство над братиею, неизбежные сношения с богатыми и сильными мира всеобщий почет и уважение, оказываемое ему, как наемнику Сергиеву – лежало тяжелым бременем на смиренной душе подвижника. Часто вспоминал он о своей прежней жизни, когда ничем не развлекаемый и заботясь только о самом себе, он мог всецело предаваться богомыслию, любовь к пустыне и безмолвию начала возгараться в его сердце все более и более, пока наконец преподобный не в силах будучи противиться влечению своего сердца и зная, что в. князь и вся братия не согласятся отпустить его, – он решился тайно оставить и удалиться в незнаемые места, чтобы в уединении всецело посвятить себя на служение единому Богу. Наслышавшись о неизмеримых лесах севера и зная, что еще при пр. Сергии и с его благословения из Троицкого монастыря ушли туда некоторые и основали там собственные монастыри и пустыни – пр. Арсений в 1529 году вышел из монастыря и направил свой путь в эту страну для него совершенно неизвестную. Оп обошел много лесов и пустынных дебрей, ища для себя удобного места и наконец, руководимый Промыслом, достиг вологодской страны. Здесь, не задолго пред тем временем (около 1525 года), в расстоянии 40 верст к северо-западу от г. Вологды, в верховьях малой речки Бабайки 183 явилась чудотворная икона Божией Матери Одигитрии. Услышав об этом новом знамении милосердия Божия пр. Арсений пошел в то пустынное место, где явилась икона и соорудив себе малую келью, стал подвизаться в ней в посте и молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Таков был блаженный , Аркадий, скончавшийся в затворе, и многие другие, основавшие впоследствии свои монастыри 191 , но всех ближе по духу к пр. Герасиму был инок Антоний. Откуда он был родом и какого происхождения – неизвестно 192 . Известно только то, что Антоний был постриженник и любимейший ученик пр. Герасима, он написал житие своего наставника, удостоен был сана священства еще при его жизни и впоследствии достойно заменил его для братии в сане игумена. Ученик во всем старался подражать своему учителю и по смерти Иосафата, преемника св. Герасима, всею братиею единогласно избран был в игумена на его место. Своею отеческою заботливостью о благоустроении вверенного ему стада, кротостью и любовью ко всем, незлобием и детскою простотою сердца он не только привлек к себе сердца братии и служил для нее примером; но и вне монастыря широко распространилась слава о его подвигах и достигла царствующего града. Поэтому, когда вологодская архиерейская кафедра, после епископа Варлаама 1, сделалась праздною, Антоний собором иерархов признан был достойным занять ее многого ради добродетельного жития своего. 193 Игумен Болдинский, избранный на вологодскую кафедру помимо всех других архимандритов, игуменов и настоятелей монастырей более славных и близких к Москве, был рукоположен в епископа митрополитом Дионисием 11 октября 1586 года и вскоре затем прибыл в Вологду и вступил в управление паствою. С апостольскою ревностью принялся он за управление обширнейшей епархией не жалея ни трудов своих, ни здоровья, стараясь всем быть вся ( 1Kop. IX, 22 ) и всех привлевая к себе любовью. Не долго впрочем привелось ему с высоты архипастырской кафедры светить пастве светом своих добродетелей и назидать пасомых словом и житием. От юности пребывая в бдениях и в пощениях, 194 он как зрелая пшеница, давно готов был в небесную житницу и горел желанием разрешитися и со Христом быти ( Фил. 1, 23 ). Только два года и две недели продолжалось его управление вологодскою епархией. Но и в это непродолжительное время своими отеческими заботами о благе пасомых, тихостью нрава и кротостью обращения, нелицеприятным правосудием, радушием и милосердием к бедным, он снискал у всех такую любовь и уважение, что кончина его для всех была величайшей потерей и несчатием.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010