12 окт. 2013 г. в Коряжме состоялись торжества, посвященные 100-летию со дня освящения храма прп. Лонгина Коряжемского . На территории епархии восстанавливают церкви и пустыни, возводят новые храмы. 30 мая 2014 г. было объявлено о подготовке к началу строительства кафедрального собора в честь Казанской иконы Божией Матери в Котласе. С 11 июля 2014 г. в Котласе на территории храма во имя свт. Стефана Пермского ведется строительство правосл. духовно-просветительского центра. 12 нояб. 2014 г. по благословению еп. Василия в Няндомском благочинии началось возрождение Елгомской пуст. В этом же месяце в Котласе на территории местной больницы построен храм-часовня в честь исп. Луки (Войно-Ясенецкого) , архиеп. Симферопольского и Крымского. 15 авг. 2014 г. состоялась презентация 1-го самостоятельного печатного издания К. и В. е.- кн. «Подвижница Северного края Евдокия» - сборника документальных фактов о жизни и народном почитании известной старицы блж. Евдокии, жившей во 2-й пол. XIX - 1-й пол. ХХ в. На местном телеканале «Котлас ТВ» с 16 февр. 2014 г. выходит телепроект «Котлас православный». Святыни и крестные ходы 13 июня 1998 г. в Свято-Лонгинов храм Коряжмы Сольвычегодский историко-художественный музей передал власяницу и вериги прп. Лонгина. Каждый год 13 июня в День города с ними совершается крестный ход. Также в 9-ю субботу после Пасхи проходит крестный ход с иконой Божией Матери «Одигитрия» из храма прп. Лонгина в Христофорову пуст., действующую ныне как приход. 9 окт. 2013 г. в Свято-Лонгинов храм Коряжмы из Сольвычегодского историко-художественного музея доставлен покров с гробницы прп. Лонгина Коряжемского. С 11 по 14 окт. святыня была выставлена для поклонения в верхнем приделе храма. В дер. Туровец, недалеко от Котласа, на месте явления в XVI в. Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» , существует св. источник. 19 июня 2014 г. в Коряжме состоялся крестный ход в честь 700-летия со дня рождения св. прп. Сергия Радонежского. 13 июля по случаю народно чтимого праздника «Васильевская мольба», ежегодно отмечаемого при поддержке миссионерского отдела К. е., 4-километровый крестный ход прошел от дер. Курцево до храма Василия Великого близ дер. Куимиха Котласского р-на.

http://pravenc.ru/text/2458895.html

Из грамоты, данной Варлаамом епископом Великоустюжским и Тотемским в 1755-м году, хранящейся при церкви, на построение деревянного храма Преображения Господня с приделом на северной стороне пророку Илии, известно, что были две деревянные холодные церкви Преображения Господня и св. пророка Илии, построенные в давних годах. 1785 года (чрез 30 лет после упомянутой грамоты) дана грамота Иоанном епископом Великоустюжским и Тотемским на построение вместо теплой деревянной Николаевской церкви вновь каменной однопрестольной Николаевской, которая в том же году и построена, и по благословению Иринея епископа Вологодского и Белозерского освящена. Чрез 18 лет пристроена и верхняя каменная же во имя Преображения Господня, и в 1804 году по благословению Феофилакта, епископа Вологодского и Устюжского, освящена. Наконец в 1813 году Преосвященным Евгением епископом Вологодски и Устюжским дана грамота на построение каменной церкви во имя святого пророка Илии с колокольней, которая по благословению Онисифора епископа Вологодского и Устюжского освящена в 1822-м году. В таком виде и по сие время находятся храмы без малейшего с наружной стороны изменения. Предметом досточтимости при сей церкви есть икона Божией Матери Взыскание погибших, коей установлено праздновать во вторую неделю Святой Четыредесятницы, - каковое празднование с 1823-го года совершается и до сих пор каждогодно, при многочисленном стечении народа. Поклонники год от года умножаются. Чудотворений особенных не видно. Примечания: Слово Чакула зырянское по словопроизводству (чак — губа и ула — низменное место, означает губное место). Водам речки Чакулы приписывают целебное свойство против расстройства желудка, ран на теле и проч. Сверх того, предание говорит, что однажды проходили три св. угодника Божия Логгин Коряжемский, Симон Сойгинский и Христофор Пустынский, и остановились в долине между горами, при устье упомянутой речки, и, по причине красивости местоположения, хотели там поселиться и основать монастырь, но грубостью жителей деревни Горки были выгнаны, за каковую дерзость упомянутые жители были прокляты вечной бедностью, каковая бедность и доселе в них замечательна. Вследствие сего сии три угодника разлучились между собой, и первый из них — Логгин ушел вниз по Вычегде, и основал монастырь Коряжемский за 45 верст от Чакулы, второй Симон ушел вверх за 25 верст и основал Сйгинский монастырь, превратившийся уже в приходскую церковь, а третий Христофор ушел в сторону за 70 верст, и основал церковь, что ныне Христофорова пустынь.

http://sobory.ru/article/?object=10616

Находилась в бывшей Устюжской, а ныне Вологодской Епархии в Сольвычегодском уезде при Сойгинском озере на речке Сойге, близ большой Архангелогородской дороги по Двине, от Сольвычегодска к северо-западу в 200 вёрстах, на самой границе Архангелогородской Губернии; она построена в 7147 (1639) году Иеромонахом Кириллом с братией по грамоте Патриарха Иоасафа Всероссийского от 3 Января, того же года. В этой пустыне Настоятельство было Строительское. По переписным книгам 7186 года было написано за нею 8 дворов, а по генеральному 1722 года свидетельству – 117 душ мужского пола, земли – 48 четвертей, а сенокоса – 14.307 пудов. Сойгинская Преображенская или Спасская пустынь Упразднённая, находилась в бывшей Устюжской, а ныне Вологодской Епархии в Сольвычегодском уезде, от города Сольвычегодска вверх по Вычегде в 75 вёрстах, на высоком гористом берегу при устье речки Сойги, впадающей с правой стороны в Вычегду. Ныне там, на месте монастыря, приходская только церковь Сойгинского погоста. О начале сего монастыря находится в помянутой приходской церкви следующая летописная записка: «Лета 7047, Сентября 16, на память Святой Великомученицы Евфимии всехвальной пришёл на место на устье реки Сойги на плёс Вычегодское, на дикой лес Игумен Симон, в мире был по плоти Никитин сын Тентюков, родом Сольвычегодский, постриженик и ученик Корнилиев, что на Комеле и поставил церковь Преображения Спасова в лето 7048 (1540) Мая 8, а освящена та церковь в лето 7049, Мая 17 день, при Архиепископе Ростовском Досифее, а преставился Игумен Симон в лето 7070 (1562) Ноября 24, на память Святой Великомученицы Екатерины, при Архиепископе Никандре Ростовском, и положен в своём строении, где обитель создал во имя Преображения Господня». До пришествия своего на реку Сойгу Преподобный Симон был сотрудником Преподобного Логгина, основателя Николаевского Коряжемского монастыря, в котором он с ним сперва и трудился, но после вознамерился отойти в особое уединение и, найдя упомянутое место вверх по Вычегде на реке Сойге в 60 вёрстах от Коряжемы, основал на оном свою обитель, в коей и был первым Игуменом.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Воевода, слышав о чудесах пр. Феодосия, приказал снести ее в монастырь и положить при гробе, а о больной просил отслужить молебен с водосвятием. Как только по окончании молебна игумен осенил ее крестом и покропил водою, больная очувствовалась, встала сама с одра, приложилась ко гробу преподобного и ушла совершенно здоровою. Григорий Болонин, писец тотемской приказной избы, находясь в Москве, сделался так нездоров, что уже отчаялся в жизни, потому что день и ночь непрестанно шла у него кровь из носа. Готовясь умереть он исповедался и причастился св. Таин. Это было 2 февраля. В ту же ночь ему является во сне пр. Феодосий с иконою в руках, трижды помахав ему рукою, он как бы песком крестообразно посыпал на него и сказал: «восстань»! Григорий пробудившись почувствовал себя совершенно здоровым. – Григорий Евтихиев Фирсов – тотемский дьяк, – будучи в Москве по делу о писцевых книгах, так тяжко заболел, что все его лицо покрылось струпами, из которых непрестанно истекал смрадный гной. Безуспешно перепробовав различные лекарства, он вспомнил наконец о чудесах пр. Феодосия и пожелал поклониться его гробу, но не надеялся исполнить этого как по своей болезни, так и потому, что книги были еще не кончены. Тогда пр. Феодосий является ему во сне, берет его на руки и несет в Тотьму в дом его матери и говорит ей: возми сына твоего, исцеленного от тяжкой болезни. В ужасе проснулся дьяк, непонимая значения сна, но когда он осязал свое лицо, на котором не нашел ни одного струпа, и когда во всем теле своем почувствовал силу и здоровье – тогда сердце его исполнилось радости. Много было и других чудесных исцелений при гробе пр. Феодосия. Видя все это игумен Спасо-суморина монастыря Галактион (1626–1633) просил одного тотемского иконописца Якова Попова написать образ преподобного, что тот и исполнил в 1626 году, изобразив лик пр. Феодосия по рассказам столетнего старца Космы Любевцова, который весьма хорошо помнил его в живых. В 1635 году написан был другой образ преподобного в большем виде против первого и положен на раке, над которою устроена была и сень.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вскоре его обитель наполнилась братиею и хотя не имела еще земель и угодий, однако от расположения к ней окрестных жителей, в ней во всем был достаток и изобилие. Чтобы обеспечить свой монастырь и на будущее время пр. Феодосий как попечительный хозяин купил мельницу на Песьей-деньге и лежавший против нее по берегу реки сенной покос, овин и гумно, а в 1555 году выпросил у царя другую грамоту, которою ему дозволялось иметь на тотемских солеварнях свои трубы и добываемую соль продавать без пошлины 205 . По этой грамоте еще при жизни пр. Феодосий у монастыря было уже 6 труб, 4 варницы и 2 лавки в Тотьме для продажи соли. Пр. Феодосий приобрел то куплею, то вкладами много и других угодий для своей обители и на всегда обеспечил братию содержанием, так что видя его распорядительность и неутомимое трудолюбие ростовский владыка поручил ему возобновление запустевшей Ефремовой пустыни, находившейся в том же Тотемском уезде, в займище Левонидовом на реке Реже. Феодосий возобновил ее и собрал братию. Устрояя и обогащая обители земные, временные, пр.Феодосий еще более заботился об уготовлении себе и другим обители вечной на небесах, – по мере умножения числа своей братии, он увеличивал и заботы о них, непрестанно поучал и назидал их словом, а особенно собственным своим примером, отказывая себе во всем и проводя жизнь самую строгую и подвижническую: тело свое изнурял трудами, постом и всенощными стояниями, душу же укреплял молитвою и не давал себе ослабы и не изменял своего правила до самой блаженной своей кончины. Впрочем мы напрасно бы стали трудиться описывать его келейные подвиги, которые он старался скрывать от всех и которые ведомы единому Богу. Его подвигов не знали даже близкие к нему люди, подвизавшиеся вместе с ним, и только смерть преподобного приподняла несколько завесу тайны и открыла, что этот самопроизвольный мученик носил на себе тяжелые железные вериги, которые от времени врезались в его тело, и под обыкновенною одеждою имел жестокую власяницу, до крови терзавшую его тело.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Логгина, в котором сказано: «и вселися (Логгин) ту в пустынное место и сперва не один, но име с собою некоего брата, именем Симона, и сей Симон немногое время ту с Логгином в пустыни пребысть и отыде в особенное место, нареченное в Сойгу». А в Сойгу пр. Симон прибыл в 1539 г., 16 сентября, как значится в современной летописи. 190 Пелена по шелковой материи шита золотом, серебром и разными шелками и возложена на гробницу в 1650 годах гг. Строгановыми. Украсить гробницу золоченою резьбою, а в приличных местах образами и поставить над ней балдахин дозволено указом Вологод. Дух. Консистории от 25 февраля 1821 тода за 520 при епископе. Онисифоре, который вместо панихид дозволял отправлять пр. Логгину молебны. 191 Учениками пр. Герасима основаны монастыри: Верхней Спасский в окрестностях Вязьмы; Баскаков в Свевском уезде; Вознесенский в Юхновском; Пустынно-Подлесная Никольская пустынь в Бельском уезде. 192 Так как в древности в иноческих обителях мало обращалось внимание на происхождение и мирское звание и часто князья и бояре бывали в подчинении у людей низкого происхождения, то и происхождение Антония осталось неизвестным. 198 Род Сумориных значится в древнем синодике Спасо-прилуцкого монастыря. В нем много лиц монашествующих. 199 Чем обители того времени при усердии к ним народа и при множестве своих вотчин, не мало изобиловали. 200 О супруге его ничего не известно. Так как в житии упоминается только об одной дочери, то вероятно первой уже не было тогда в живых. 202 Се аз Марья Григорьева дочь, а Истоминская жена, да с своими детьми – с Феодором да Петром да со внуком с Ивановым сыном приданово дали есма старцу Феодосию Суморину, от отца своего благословение, купить пустошь Симакинскую на Песьй-деньге и на Ковде, со всем угодьем, что к нам исстари потягло, а в межах с Ворлыгинскою деревнею да по Царевской дороге по старой, а от дороги вниз по Песь-деньге, по обе стороны Чеботова, и наволочки, и новые, и пожни и мельницы тоеж пустоши осиновка; а в межах с Чеботовым, да и с чеботовскою пустошью; а дали есма ему на монастырское строение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1764 году монастырь был закрыт и церкви обращены в бесприходные с белым священником и причетниками; но когда он в 1803 году апреля 23 числа сгорали, то уже и не были возобновлены, и место бывшего монастыря совершенно запустило. Прошло около 30 лет, когда память не только о монастыре давно уже закрытом, но и о сгоревших церквах готова была изгладиться между окрестными жителями, как вдруг забытая всеми уединенная могила преподобного основателя обители начала отовсюду привлевать к себе поклонников целыми тысячами, имя преподобного Онуфрия стало переходить из уст в уста и надгробная плита его сделалась источником исцелений. «С самой весны сего 1834 года на место Катромского монастыря народ во множестве собирается, не проходить ни одних суток, в которые бы не было там богомольцев, а в праздничные дни число приходящих на поклонение почивающему здесь угоднику простирается до тысячи и более человек, которые обнаруживают свое усердие посильными пожертвованиями, без всякого на то вызова. А что касается до того, что подало случай собираться на означенное место для богомоления; то носятся слухи, будто причиной тому суть: некоторым достойным людям сновидения, явления и верующим исцеления», писал в августе месяце в рапорте своем Вологодскому епископу Стефану благочинный священник Иоанн Ржаницын, (отец Тверскаго архиепископа Алексея) и в октябре того же года представил ему репорт священноцерковнослужителей Карачуновской Спасопреображенской церкви, в приходе коих находилось место Катромского монастыря, с приложением записки или сказания о чудесных исцелениях при гробе преподобного Онуфрия, происходивших в июле, августе и сентябре месяцах. Всех исцелений записано было в ней 26, и записка о них закончена так: Сверх сего хотя и другие многие болящие получили здравие, но по редкому пребыванию на том месте служащих в запись не поступили. Казалось бы, что, по получении этих донесений от благочинного, первым делом епархиального начальства будет дознание и поверка их справедливости. Но епископ Стефан посмотрел на это иначе.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобные Кассиан и Лаврентий игумены Комельские В списке св. угодников Вологодских, составленном Киевским митрополитом Евгением 180 , находятся между прочими Кассиан и Лаврентий – игумены Комельского монастыря; но кроме некоторых сведений, находящихся в житии самого пр. Корнилия, до нас не дошло никаких известий об этих учениках и преемниках пр. Корнилия. Вероятно это произошло от того, что современники преподобного, пораженные величием его подвигов, как бы не замечали и не обращали должного внимания на труды и подвиги его учеников, как при ярком свете луны не заметно бывает блистание звезд; оттого и то, что во всякое другое время показалось бы удивительным и достойным памяти, – они считали делом обыкновенным тем более, что тогдашнее братство Корнилиева монастыря изобиловало подвижниками, старавшимися во всем подражать своему учителю и превзойти друг друга в добродетели. Однако все это не только не служит к унижению пр. Кассиана и Лаврентия, а еще более их возвышает. Уже одно то, что они самим Корнилием признаны были достойными быть его приемниками, когда в числе братии монастыря находились: Кирилл Новоезерский, Симон Сойгинский, Филиип Иранский, Иродион Илоезерский, Даниил Шушгорский и Геннадий Любимский – показывает, каковы были пр. Кассиан и Лаврентий. Выходя из монастыря в пустыню, пр. Корнилий сказал плачущей братии, что где он ни будет, сердце его всегда будет с ними; мог ли же он отдать свою братию руководству этих лиц, если бы не был вполне уверен, что они могут заменить его? Из 90 человек монастырской братии пр. Корнилий мог выбрать себе преемников способных и достойных и если его выбор пал па Кассиана и Лаврентия, то мы можем заключать отсюда, что это были лучшие и первые из его учеников; единодушное согласие братии на их избрание в игумены показывает, что и братия ценила их высошя добродетели. Таковы были эти св. старцы, о жизни которых нам почти ничего неизвестно. Преподобный Лаврентий также ученик Корнилия, проводил жизнь свою в трудах, посте и молитве, стараясь подражать в них своему наставнику и все более и более усовершаясь в иноческих подвигах.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Когда брат его Димитрий начинал изнемогать, предаваться печали и уныния, он старался утешать его, напоминал ему о Боге, о терпении святых, о будущем воздаянии страждущим невинно и не отступал от него дотоле, пока тот не ободрялся и не переставал жаловаться на свое положение. «Не скорби, любезный брат мой, о своих узах и темнице, говорил он. Бог внушил дяде нашему, государю великому князю Иоанну Васильевичу позаботиться о пользе душ наших, отлучить нас от сего суетного света, чтобы отнять от нас заботу о нем. Недостойны мы того, чтобы жить нам на сем свете по воле своей, на свободе; будем же молиться о том, чтобы неволя эта послужила нам в пользу, чтобы дал Бог силу с радостью до конца претерпеть ее во имя Господа нашего Иисуса Христа, чтобы избавиться нам чрез то муки вечные. Должны мы молиться и о государе дяде нашем и о детях его, потому что они сделались ходатаями и виновниками нашего спасения и пекутся о душах и телах наших, приготовив нам это покойное место, чтобы внимать нам себе во псалмах и пении и чтении книг, как отцы святые жили «Не все ли они шествовали путем скорбным, перенося голод и жажду, стужу и наготу, в темницах и ранах и во всяком лишении, и однако не унывали о том, а еще радовались? Так и нам подобает, уничижая самих себя, поревновать им благою ревностью, чтобы безропотно подражать их злостраданиям, болезням и терпению. Святых Апостолов побивали камнями, так же и святые мученики потерпели различный муки, а преподобные отцы сами себя мучили, оставляя отца, мать, жену и детей и весь мир, терпели для Бога и голод и жажду; а мы грешные не сделали ничего доброго на свете, не поревновали житию и страдание святых и потому по истине достойны всякого осуждения и ран и мучения». Так блаженный страдалец смотрел на свою земную участь, как на строение благой премудрости Божией, обращающей и ошибочные дела людские в средства во спасению; так в чистой душе его за скорбью следовала терпеливость, за терпеливости духовная опытность, за опытностью – надежда, а надежда не оставляет в стыде.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Когда в церковь пришел настоятель, они называли его именем: игумен Израиль, которого они прежде никогда не видали. Игумен оградил их крестом Господним и дал воды пить, обретенной во гробе и в тот час отрок и девица пришли в разум и все прославили Бога и угодника Его пр. Феодосия. Отрок поведал, что в то время видел он самого пр. Феодосия, прогоняющего бесов и крепко борющегося с ними и силою Божиею всех их поражающего. По исповедании гробным монахом Нифонтом, который и литургию отправлял, на 2 неделе поста в субботу сын мой Андрей необычно пружаясь и страх наводя предстоящим, почувствовал и очевидно усмотрел, что дух изгнан был из него в виде страшного чудовища, бегал по полу в церкви, но во св. алтарь войти не мог и дух сказал ему: Андрюшка прощай, я вон вышел из тебя чрез этого, лежащего во гробе и есть мне уготовано место. В тот час сын мой Андрей совершенное исцеление получил за молитвами пр. Феодосия и теперь здрав, которого сына моего Андрея, по искреннему его желанию и оставляю в монастыре для моления». Из этого описания видно, что преподобный Агапит несколько лет подвизался в Сольвычегодском Борисоглебском монастыре. Но откуда был родом, когда и где пострижен в монашество, и долго ли жил в Сольвычегодске, достоверно неизвестно, хотя и есть предание, что пострижен он был и полагал начало иноческих подвигов в Соловецком монастыре 215 . Вероятно он был постриженником святого Филиппа, и вышел из Соловецкого монастыря после 1568 года, при недостойном преемнике его Паисии. Находясь в Борисоглебском монастыре, преподобный Агапит, в 1576 году, в марте месяце, сделался тяжко болен и не вставал с постели почти целый месяц В 27 день болезни, когда она усилилась уже до того, что Агапит потерял надежду на выздоровление, вдруг явилась ему икона святителя Николая, и услышал он голос, приказывающий ему перенести ее в пустое место, на речки Маркушу и Тарнагу, и построить там церковь и обитель иноческую. Мне ли строить церковь и монастырь, когда я не могу встать с постели? подумал было Агапит, и тотчас же почувствовал себя совершенно здоровым.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010