Какое чудное, истинно благословенное Богом, место был Комельский лес, простиравшийся во всю южную полосу страны вологодской и рассекаемый пустынным течением Нурмы, Комелы и множеством других, впадающих в них, безвестных речек и ручьев! Эта сплошная масса вековых дерев, тянувшаяся во все стороны на несколько десятков верст, со своими непроходимыми чащами и болотами, по=видимому, была удобна только для жительства диких зверей, но в нее издалека стремились ангелоподобные люди кто с Москвы, кто из Переяславля и Ростова, а иные даже из отдаленного Афона, – чтобы найти в ней путь к небу. В пустынной тишине Комельского леса, под сенью столетних елей и сосен они ставили свои кущи и кельи, сделавшими потом духовными твердынями, или же подобно птицам небесным витали в дуплах дерев, день и ночь воссылая хвалу Богу. Подвижники сначала селились только по окраинам леса, но потом проникли и в самую дикую глушь пустыни, наполнив ее, подобно пустыням Египта и Палестины, иноческими обителями. Первый проложил дорогу в Комельский лес пр. Димитрий Прилуцкий, поселившийся было с учеником своим Пахомием на реке Леже (1370 г.), но вскоре изгнанный оттуда грубыми авнежцами 158 . Потом, в начале XV века, на южной окраине леса на берегу реки Нурмы являются обители учеников Сергия Радонежского – Сергия Нуромского и Павла Обнорского, – южнее их и немного ранее обитель пр. Сильвестра Обнорского, тоже ученика Сергиева (ныне в ярославской епархии). Несколько позднее их в самой средине Комельского леса заводит общежитие друг и собеседник Нила Сорского пр. Иннокентий Комельский, – а Авраамий и Коприй на Печенге; пр. Корнилий поселяется в разбойничьем вертепе (1497 г.) и обращает его в рассадник святых пустынножителей и основателей монастырей; старцы Онуфрий и Авксентий устрояют пустыню в Перцеве, наконец пр. Стефан Озерский и Арсений Комельский заключают собою многочисленный лик подвижников, просиявших в комельском лесу. А сколько в нем было еще таких, которые известны одному только Богу! Так процвела и украсилась святыми обителями дикая пустыня комельская! К сожалению многих из них не пощадил роковой для монастырей 1764 год, а в тяжелое время татарских нападений жития святых по большей части утратились, так что о пр. Иннокентии – ближайшем ученике и спутнике Нила Сорского 159 мы можем сказать весьма немногое, а других известны одни только имена.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Несмотря на свою древность (святцы были закончены всего через 37 лет после смерти Ивана IV , в 1621 году), они не отличаются большой достоверностью. Например, киевский игумен Авраамий помещен них в пятый век по Рождестве Христовом, за пятьсот лет до крещения Руси! 4 Кроме того, нет никаких доказательств того, что данная запись относится именно к царю Ивану IV. Во всяком случае, чтобы обрести «святое тело», его для начала нужно извлечь из могилы. Тело же Ивана IV после его погребения неподвижно лежало в Архангельском соборе Кремля вплоть до 1963 года, когда оно было извлечено и обследовано антропологом М. М. Герасимовым. Каких – либо следов прежнего «обретения» и перезахоронения останков Ивана IV им обнаружено не было. Ко времени написания Коряжемских святцев Церковь знала немало святых царей и князей с именем Иоанн. Один из них — мученик Иоанн-Владимир, князь Сербский ( X век), именуемый в Сербии царем и великомучеником 5 . Его нетленные мироточивые мощи, от которых совершилось множество чудес, многократно переносились, и далеко не все даты их перенесений известны. Возможно также, что в упомянутой записи говорится о сербском короле Иоанне 6 ( XV – начало XVI в.), мощи которого были настолько почитаемы в Сербии, что были сожжены турками в XVIII веке. Между тем, данной записи явно недостаточно для того, чтобы называть «святым великомучеником» царя Ивана IV. «Факт почитания» Ивана Грозного по Голубинскому Знаменитый церковный историк профессор Голубинский в своей работе «История канонизации святых в Русской церкви» указывает четыре категории лиц, по каким-либо причинам поименованных на Руси «святыми». Это: 1. Общерусские святые. 2. Местночтимые святые. 3. Почитаемые усопшие (последние, при определенных условиях, могут быть прославлены в лике святых). 4. Усопшие, на самом деле не почитаемые и названные святыми по ошибке. «Царь Иоанн» помещен у Голубинского в «список усопших, на самом деле не почитаемых, но имена которых внесены в каталоги святых» 7 . Под «каталогом» Евгений Евсигнеевич имел в виду все те же «святцы Коряжемского монастыря», приведенную выше строчку, которую рассматривал как некий необъяснимый курьез: «под царем Иоанном, конечно, разумеется Грозный, умерший 18 марта 1584 года. Какое разумеется обретение его тела, не знаем» 8 .

http://pravmir.ru/byl-li-car-ivan-grozny...

АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых) ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРНАВА (Меркулов Василий Ильич; 1831 - 1906), иером., прп. Гефсиманский, Радонежский (пам. 17 февр., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Радонежских святых) ВАРФОЛОМЕЙ († 1442), келарь и строитель Симонова Старого в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря в Москве, прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ДАРИЯ (Кутукова Дария Дмитриевна, 1782 - 1858), прп., Сезёновская, Лебедянская (пам. в Соборе Тамбовских святых и в Соборе Липецких святых) ДИОНИСИЙ (Димитрий; 1362/63 - 1437) Глушицкий, прп. (пам. 1 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ЕВФИМИЙ И ХАРИТОН († не позднее 1470) и († 11.04.1509), преподобные, Сянжемские, Вологодские (пам. 20 янв. (Е.), 28 сент. (Х.), в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ЗОСИМА И АДРИАН (Еропкины; 2-я пол. XV - нач. XVI в.), преподобные (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Сестринские, Волоколамские ИЛАРИОН († 28.03.1476), прп. (пам. 28 марта; 21 окт.; в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских и в Соборе С.-Петербургских святых) ЛОНГИН († 10.02.1540), игумен, прп., Коряжемский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе святых Архангельской митрополии) МАРТИНИАН (Михаил Стомонахов; ок. 1400 - 1483), игумен, книгописец, прп. (пам. 12 янв., 7 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Белозерский АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/159098.html

О возможности княжения К. В. в Ярославле свидетельствует тот факт, что Смоленский блгв. вел. кн. Феодор Ростиславич Чёрный (см. в ст. Феодор Ростиславич, Давид и Константин ) перешел на княжение из Можайска в Ярославль лишь в нач. 60-х гг. XIII в. Следов., после смерти кн. Василия Всеволодовича Ярославское княжение перешло в руки его ближайшего родственника, которым мог быть К. В. Время его предполагаемого правления можно отнести к периоду между 1250 г. и нач. 60-х гг. XIII в. В Житии указано, что К. В. был похоронен в Успенском соборе Ярославля рядом с гробницей Василия Всеволодовича (погребенного здесь 8 февр. 1250), что косвенно подтверждает его принадлежность к 1-й династии ярославских князей. В родословцах XVII в. отмечается, что К. В. был бездетен (Ярославль: История города в док-тах и мат-лах от первых упоминаний до 1917 г. Ярославль, 1990. С. 72). В 1501 г. произошло обретение мощей Константина и Василия Всеволодовичей. Нетленные останки князей были обнаружены под полом Успенского собора после пожара в Ярославском кремле (имена были установлены по надписям на надгробных плитах, к-рые несомненно не были первоначальными - рус. надгробия с надписями появляются только в кон. XV в.). Житие св. князей сообщает о 15 чудесах, происшедших при обретении их мощей. На время строительства нового собора мастерами вел. кн. Иоанна III Васильевича мощи князей были перенесены в деревянную Борисоглебскую ц. В 1504 г. Иоанн III приезжал в Ярославль для поклонения мощам Василия и Константина Всеволодовичей, помещенным во вновь отстроенном Успенском соборе между столпами в правой части храма, под древними родовыми иконами членов ярославского княжеского дома. Местное предание связывает со св. князьями-братьями происхождение 3 икон, перед к-рыми они молились и к-рые впосл. находились у их раки: Спаса Вседержителя (нач. XIII в., ЯХМ), Божией Матери Ярославской (XVI в., список древней несохранившейся иконы) и свт. Николая Чудотворца (не сохр.). По-видимому, к нач. XVI в. следует отнести установление местного почитания св. князей-братьев. Их память отмечена под 3 июля в Коряжемских святцах (РГБ. Унд. 237, 1621 г.), в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в.: под 8 июня - обретение мощей и под 3 июля - память святых (РГБ. МДА. 201. Л. 319 об., 322 об.). Во имя Василия и Константина Всеволодовичей в 1674 г. был освящен холодный юж. придел Успенского собора; в 1833 г. Ростовский и Ярославский архиеп. Авраам (Шумилин) после перестройки придела освятил его также во имя св. князей-братьев. В XVII - нач. XX в. «князь Костянтин Ярославский» поминался в домовых синодиках ярославского Спасо-Преображенского муж. мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2057064.html

В. В. скончался во Владимире, траурную процессию в Ярославль провожали вел. кн. св. Александр Ярославич Невский , братья Васильковичи - князья Борис Ростовский и Глеб Белозерский и их мать - кнг. Мария, дочь убитого монголами в Орде в 1246 г. вел. кн. св. Михаила Всеволодовича Черниговского. 8 февр. 1250 г. В. В. был похоронен в Ярославле, в соборе Успения Пресв. Богородицы, отпевание совершил Ростовский еп. св. Кирилл. Там же ок. 1257 г. был похоронен брат В. В. св. кн. Константин Всеволодович. Св. блгв. князья Феодор с чадами Давидом и Константином, Василий и Константин Ярославские и прп. Макарий Унженский в молении перед Толгской иконой Божией Матери. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (ЯХМ) Св. блгв. князья Феодор с чадами Давидом и Константином, Василий и Константин Ярославские и прп. Макарий Унженский в молении перед Толгской иконой Божией Матери. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (ЯХМ) От брака с кнг. Ксенией у В. В. было 2 детей - кн. Василий, умерший, вероятно, малолетним, а также дочь Мария (в Крещении Феодосия), в нач. 60-х гг. XIII в. выданная замуж за св. Феодора Ростиславича Чёрного , вел. кн. Смоленского и Ярославского. В 1501 г. произошло обретение мощей В. В. и Константина Всеволодовича. После пожара, в к-ром сгорел Ярославский кремль и Успенский собор, под полом собора были обнаружены нетленные останки князей (имена были установлены по позднейшим надгробным плитам). Житие св. князей сообщает о 15 чудесах, происшедших при обретении мощей. На время строительства нового собора мастерами вел. кн. Иоанна III Васильевича мощи князей были перенесены в деревянную Борисоглебскую ц. В 1504 г. вел. кн. Иоанн III приезжал в Ярославль для поклонения мощам В. В. и Константина Всеволодовича, помещенным во вновь отстроенном Успенском соборе, между столпами в правой стороне, под древними родовыми иконами членов Ярославского княжеского дома. (Местное предание связывает со св. князьями-братьями 3 иконы, перед к-рыми они молились и к-рые впосл. находились у их раки: Спаса Вседержителя, Ярославская икона Божией Матери и образ свт. Николая Чудотворца. Икона Вседержителя (ЯХМ) датируется нач. XIII в. и может считаться семейной реликвией ярославских князей; Ярославская икона Божией Матери (ЯХМ) - XVI в., список с древней, не дошедшей до нас иконы; образ Николая Чудотворца не сохр.) По-видимому, к нач. XVI в. следует отнести установление местного почитания св. князей-братьев. Их память отмечена под 8 июня в Коряжемских святцах (РГБ. Унд. 237. Л. 203 об., 1621 г.), в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в.: под 8 июня - обретение мощей и под 3 июля - память святых (РГБ. МДА. 201. Л. 319 об., 322 об.). Во имя В. В. и Константина Всеволодовича в 1674 г. был освящен холодный юж. придел Успенского собора; в 1833 г. Ростовский и Ярославский архиеп. Авраам (Шумилин) освятил этот придел во имя св. князей-братьев после перестройки.

http://pravenc.ru/text/150795.html

3372 В 1620 г. тайно рукоположен Иерусалимским Патриархом Феофаном при участии Софийского митрополита Неофита и Стагонского епископа Авраамия (Архив Западной России. Т. 4. С. 501). В 1628 г. упоминается как епископ Смоленский и Брянский. В этом же году был избран на Киевскую кафедру. В 1633 г. оставил митрополичью кафедру и удалился на покой в Киево-Печерскую лавру (Историко-статистическое описание Смоленской епархии. СПб., 1864. С. 91). По Строев. С. 1042. хиротонисан в 1622 г., но на епархии не был. После 6-летнего пребывания в нетях (!) с 1628 г. появляется в Смоленске. В 1633 г. – митрополит Киевский. По ПБЭ, епископ Перемышльский – в 1620–1628 гг., Смоленский и Черниговский – в 1628–1631 гг., Клевский – с 1631 г. Не признанный польской властью, Исаия (Копинский) был вынужден проживать в Смоленске вне города, по монастырям. В Киеве, не без влияния митрополита Петра Могилы , он также не был признан польским сеймом и насильно удален в Киево-Печерскую Лавру. Скончался 05.10.1640. 3376 По Строев. C 1042 – номинально Киевский с 1663 г.; фактически с 1679 г. (Ук. соч. С. 4). По ААО. Τ. 1. С. 229–230 вторая дата иная: 1670 г. По Н.Д. Иерархия... С. 137 «...избр. на митр. Киевскую 1664; утвержд. м. Киевским 1676, оставаясь и еписк. Перемышльским.... † 1679...» 3380 ААОТ. 1. С. 10–11 о древнейших Переславских святителях замечает: «...Были епископы, но свои ли, сумнительно; а разве были только временные, из других епархий приезжавшие...» Н.Д. Иерархия... С. 549 сообщает (без дат) об одном из таких архиереев, некоем св. Александре, записанном в святцах Николаевского Коряжемского монастыря (Вологодская епархия), память коего совершается 14.05. Автор замечает, что «...с этим именем в России не было ни одного иерарха за исключением Новгородского митрополита, с 1576–1591 г...» 3381 Епископ Афанасий «...упом. 1331; около 1353, выехав из Волыни, жил в Переславле-Залесском; скончался в 1362 г. в Костроме...» (Строев. С. 1037). Некоторое время, перед Св. Алексием, являлся блюстителем Московской митрополии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

9. Отдание праздника Сретения Господня. Святаго мученика Никифора из Антиохии Сирския (ок. 257). Святителя Иннокентия, епископа Иркутскаго (обретение мощей, 1805). Преподобнаго Панкратия Печерскаго, в Дальних пещерах (XIII). Преподобных Никифора (1557) и Геннадия (ок. 1516) Важеезерских. Священномучеников Маркелла, епископа Сикелийскаго, Филагрия, епископа Кипрскаго, и Панкратия, епископа Тавроменийскаго (I). 10. Священномученика Харалампия и с ним мучеников Порфирия и Ваптоса и трех мучениц (202). Благоверныя княгини Анны Новгородския (1056). Преподобнаго Прохора Печерскаго, в Ближних пещерах (1107). Преподобнаго Лонгина Коряжемскаго (1540). Мучениц дев: Еннафы, Валентины и Павлы (308). Зри: Всех преподобных отец, в подвиге просиявших (переходящее празднование в субботу Сырныя седмицы). 11. Священномученика Власия, епископа Севастийскаго (ок. 316). Благовернаго князя Всеволода, во святом крещении Гавриила, Псковскаго (1138). Преподобнаго Димитрия Прилуцкаго, Вологодскаго (1392). Мученика Георгия Софийскаго (1555). Праведныя Феодоры, царицы Греческия, возстановившия почитание святых икон (ок. 867). 12. Иверския иконы Божия Матери. Святителя Мелетия, архиепископа Антиохийскаго (381). Преставление иже во святых отца нашего Алексия, митрополита всея Руси, чудотворца (1378). Святителя Милетия, архиепископа Харьковскаго и Ахтырскаго (1840). Преподобныя Марии, именовавшияся Марином, и отца ея Евгения (VI). Святителя Антония, патриарха Константинопольскаго (895). 13. Преподобнаго Мартиниана (V). Преподобных Зои и Фотинии (Светланы) (V). Преподобнаго Евлогия, архиепископа Александрийскаго (607–608). Преподобнаго Стефана, во иночестве Симеона, царя Сербскаго, мироточиваго (1200). 14. Преподобнаго Авксентия (ок. 470). Святаго равноапостольнаго Кирилла, учителя Словенскаго (преставление, 869). Преподобнаго Исаакия, затворника Печерскаго, в Ближних пещерах (ок. 1190), 12-ти греков, строителей соборныя Успенския церкви Киево-Печерския Лавры (XI). Перенесение мощей благовернаго князя Михаила Черниговскаго и болярина его Феодора (1578). Преподобнаго Марона, пустынника Сирийскаго (IV). Святителя Авраамия, епископа Каррийскаго (V).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В монастырской б-ке были переводы богословско-аскетических сочинений, посвященных монашескому внутреннему деланию, напр. прп. Симеона Нового Богослова («книга Семон Новые Богослов»). Нетипичным для монастырских собраний является наличие церковно-канонических сборников: «книги Маноканонник» (Номоканона), «книги Савы Сибирьского» (Кормчей книги свт. Саввы Сербского). Архив Документы К. м. находятся в неск. архивных собраниях. Архив С.-Петербургского ин-та истории РАН (Ф. 72) содержит документы с 1548 по 1746 г., всего 1446 единиц. Ряд документов находится в РНБ (Ф. 518), РГАДА (Ф. 1455), РГБ (Ф. 178), ОПИ ГИМ (Ф. 178. Муз.), в Секторе письменных источников ВГИАХМЗ. Часть документов по истории К. м. хранится в ГА Вологодской обл. М. С. Черкасова, проанализировав состав архива монастыря в XVI - нач. XVII в., отметила, что «в коряжемской казне хранились не только акты, в которых одной из заинтересованной сторон выступал монастырь, но и чисто светские актовые и делопроизводственные источники». Подробно исследовательница остановилась на характеристике описи имущества мон-ря 1609 г.,- безусловно, одного из важнейших хозяйственных документов обители ( Черкасова. 2007. С. 144). Ряд документов по истории К. м. опубликован, в частности сотная мон-ря (Сотная с писцовых книг. 1981), вкладная и кормовая книги XVI-XVIII вв. ( Безроднов. 2011), опись имущества мон-ря 1567 г. (АЮБДР. 1864. Т. 2. 264. Стб. 632-634; 1884. Т. 3. Стб. 388-397; РИБ. Т. 32. 229. Стб. 458-469). Настоятели, насельники, вкладчики В 1570 г., во всяком случае в янв., игумена в мон-ре не было. Однако во вкладной книге упоминаются келарь старец Иов (Новиков), казначей старец Авраамий, диак. Иов Китаев, свящ. Варсонофий, старцы Иродион, Иона Наволоцкий, Тимофей Батчищев, Серапион, Иларион, Иоиль, Агафон, Иосиф ростовец, Арсений, Селивестр, Варлаам Будра, Игнатий, Харалампий, Паисий, Ермолай, Сергий, Протасий и др. ( Безроднов. 2011. С. 73). Т. о., в мон-ре проживали более 20 пострижеников. В годы настоятельства Иова (1583 (?) -1588) кроме игумена, келаря и казначея в К. м. проживали 11 монахов и др. насельники. В 1702 г. помимо игум. Иосифа и казначея Авраамия в нем числилось 16 монахов. Во 2-й пол. XVIII в., после того как в 1764 г. К. м. лишился большей части земельных владений, остались лишь настоятель, казначей, 4 иеромонаха, 2 иеродиакона, 3 монаха, подьячий и 8 штатных служителей. В 1890 г. в К. м. проживали 2 монаха, в нач. ХХ в.- ок. 50 насельников.

http://pravenc.ru/text/2458767.html

Сергия Малопинежскаго (†1585) Ионы Яшезерскаго (†ок. 1589 †1592) Игнатия (†1591) и Исаакия (XVI †XVII) Ломских, Ярославских Онуфрия Мальскаго, Псковскаго (†1592) Серапиона Изборскаго, Псковскаго (XVI) Прохора и Вассиана Ястребских, Владимирских († 1592) Стефана Гусинскаго Ферапонта Монзенскаго (†1597) Киприана Стороженскаго (†после 1598) Антония Черноезерскаго (XVI) Кирилла Сырьинскаго (XVI) Никона, Василия и Тихона Соколовских, Истринских (XVI) Тихона Карачевскаго (XVI) Даниила Шужгорскаго (XVI) Харитона Кудинскаго (XVI) Варлаама Керетскаго (XVI) Афанасия Наволоцкаго (XVI †XVII) Макария Римлянина, Новгородскаго (XVI †XVII) Ксенофонта Тутанскаго, Тверскаго (кон. XVI †нач. XVII) Викентия Вологодскаго (XVI †XVII) Петра, иерея Черевковскаго, Сольвычегодскаго (XVI † XVII) Никандра Городноезерскаго (XVI †XVII) Пафнутия Балахнинскаго (XVI †XVII) Мартирия Зеленецкаго (†1603) Гурия Шалацкаго (†ок. 1603) Сергия Шухтомскаго (†1609) Адриана Монзенскаго (†1610) Феодосия трудника, Монзенскаго (XVI †XVII) Стефана Костромскаго (XVII) Серапиона Кожеезерскаго (†1611) Корнилия (XVI), Лонгина, Германа и Боголепа (XVI † XVII) Кожеезерских Антония Леохновскаго (†1611) Иосифа (†1612), Антония и Иоанникия (нач. XVII) Заоникиевских Авраамия, игумена Спасскаго, Коряжемскаго (нач. XVII) Трифона Вятскаго (†1612) Антония Соловецкаго (†1613) Иакова Соловецкаго, Костромскаго (†1614) Германа Столобенскаго (†1614) Иринарха, затворника Ростовскаго (†1616) Иоанна, затворника Псковскаго (†1616) Поликарпа Брянскаго (†ок. 1620 †1621) Иринарха пономаря, Радонежскаго (†1621) Дорофея книгохранителя, Радонежскаго (†1622) Дорофея (†1622) и Илариона (XVII) Югских Иоанна, трудника Каргопольскаго, Власатаго (в иночестве Ионы; †1622) Макария Жабынскаго, Белевскаго (†1623) Вассиана Тиксненскаго (†1624) Иринарха Соловецкаго (†1628) Марка Белавинскаго (†ок. 1630) Дионисия Радонежскаго (†1633) Диодора (†1633) и Прохора (Порфирия; сер. XVII), Юрьегорских Андрея, пустынника Соловецкаго (†1606) Никифора новгородца, пустынника Соловецкаго († 1617)

http://pravoslavie.ru/2368.html

Леонтий преп. † 1492 г., 18 июля. Леонтий, 17 октября. Леонтий философ не позже 624 г., 19 октября. Лимний, пуст. Сирийский, V века, 22 февраля. Лин, Апостол из LXX, 4 янв., 5 ноября. Лонгин сотник, 16 октября. Лонгин Коряжемский † 1540 года, 10 февраля. Лонгин муч. IV века, 24 июня. Лонгин Яренгский † 1561 года, 3 июля. Лонгин вратарь XIV века, 28 авг. Лонгин муч. † 298 г., 7 ноября. Лот, плем. Авраама, 9 октября. Луарсаб Карталинский, 21 июня. Лука Евангелист, 4 янв. и 18 окт. Лука, пр. Елладский, 946 г., 7 февр. Лука Новгородский † 1058 г., 10 февр. 4 и 15 окт. Лука Печерский XIII века, 21 сент. Лукиллиан муч. около 273 года, 3 июня. Лукиан преп. † 1665 г., 8 сент. Лукиан муч. (с Филием), 15 сент. Лукиан преподобной, † 311 года, 15 октября. Лукиан Печерский † 1239 года, 28 августа. Лукий, Апостол из LXX, 4 января и 10 сентября. Лукия муч. † 304 г., 13 декабря. Лукия дев. муч. † 301 г., 6 июля. Лупи муч. † 304 г., 23 августа. Любовь муч. II века, 17 сентября. Людмила кн. † 927 г., 16 сентября. М авра муч. † 286 г., 3 мая, 1 ноябр. Мавра преп. † 436 г., 8 января. Маврикий муч. † около 305 года, 22 февраля. Маврикий муч. в Никополе, 10 июля. Мавр муч. † 305 г., 7 июня. Магна Кесарийская † 425 года, 18 ноября. Магн муч. III века, 29 апреля. Макарий, ученик Антония В., IV в., 2-го января. Макарий Великий † 391 г., 19 янв. Макарий Александр. † 395 года, 19 января. Макарий, монах Печерск., 19 янв. Макарий Жабынский † 1622 года, 22 января. Макарий исповеди, † 362 г., 19 февр. Макарий Колязинский † 1483 года, 17 марта. Макарий муч. † около 250 г., 10 апр. Макарий, митр. Киевский, † 1497 г., 1 мая. Макарий Желтоводский † 1444 г., 25 июля. Макарий Левенский, XV века, 15 августа. Макарий диакон, Печер., XVI века, 28 августа. Макарий Оредежский 1532 года, 9 августа. Макарий, патр. Сербский, † 1570 г., 30 августа. Макарий Каневский † 1678 года, 7 сентября. Макарий Глушицкий, XV века, 12 окт. Маккавеи муч., 1 августа. Макрина (с Эмилией), 8 мая. Макрина, сестра Василия Великого , 19 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010