Леонтий преп. † 1492 г., 18 июля. Леонтий, 17 октября. Леонтий философ не позже 624 г., 19 октября. Лимний, пуст. Сирийский, V века, 22 февраля. Лин, Апостол из LXX, 4 янв., 5 ноября. Лонгин сотник, 16 октября. Лонгин Коряжемский † 1540 года, 10 февраля. Лонгин муч. IV века, 24 июня. Лонгин Яренгский † 1561 года, 3 июля. Лонгин вратарь XIV века, 28 авг. Лонгин муч. † 298 г., 7 ноября. Лот, плем. Авраама, 9 октября. Луарсаб Карталинский, 21 июня. Лука Евангелист, 4 янв. и 18 окт. Лука, пр. Елладский, 946 г., 7 февр. Лука Новгородский † 1058 г., 10 февр. 4 и 15 окт. Лука Печерский XIII века, 21 сент. Лукиллиан муч. около 273 года, 3 июня. Лукиан преп. † 1665 г., 8 сент. Лукиан муч. (с Филием), 15 сент. Лукиан преподобной, † 311 года, 15 октября. Лукиан Печерский † 1239 года, 28 августа. Лукий, Апостол из LXX, 4 января и 10 сентября. Лукия муч. † 304 г., 13 декабря. Лукия дев. муч. † 301 г., 6 июля. Лупи муч. † 304 г., 23 августа. Любовь муч. II века, 17 сентября. Людмила кн. † 927 г., 16 сентября. М авра муч. † 286 г., 3 мая, 1 ноябр. Мавра преп. † 436 г., 8 января. Маврикий муч. † около 305 года, 22 февраля. Маврикий муч. в Никополе, 10 июля. Мавр муч. † 305 г., 7 июня. Магна Кесарийская † 425 года, 18 ноября. Магн муч. III века, 29 апреля. Макарий, ученик Антония В., IV в., 2-го января. Макарий Великий † 391 г., 19 янв. Макарий Александр. † 395 года, 19 января. Макарий, монах Печерск., 19 янв. Макарий Жабынский † 1622 года, 22 января. Макарий исповеди, † 362 г., 19 февр. Макарий Колязинский † 1483 года, 17 марта. Макарий муч. † около 250 г., 10 апр. Макарий, митр. Киевский, † 1497 г., 1 мая. Макарий Желтоводский † 1444 г., 25 июля. Макарий Левенский, XV века, 15 августа. Макарий диакон, Печер., XVI века, 28 августа. Макарий Оредежский 1532 года, 9 августа. Макарий, патр. Сербский, † 1570 г., 30 августа. Макарий Каневский † 1678 года, 7 сентября. Макарий Глушицкий, XV века, 12 окт. Маккавеи муч., 1 августа. Макрина (с Эмилией), 8 мая. Макрина, сестра Василия Великого , 19 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Чтобы изгнать его из пустыни и удержать за собою землю, они стали наносить преподобному различные обиды и притеснения. Смиренный старец противопоставлял им сначала христианское терпение и кротость, стараясь победить их злобу своею любовью, – потом, когда притеснения сделались слишком часты и невыносимы, так что однажды злые люди, пришедши в келью и не заставши в ней самого Арсения, убили жившего с ним келейного его старца, – тогда он, по слову апостола дал место гневу ( Puм. XII, 19 ) и оставивши комельскую пустыню, удалился оттуда верст за 30 в дикий шилегодский лес на речку Шингор. Здесь он стал подвизаться в посте и молитве, в совершенном безмолвии и уединении. Прилагая труды к трудам и подвиги к подвигам, блаженный подвижник как огнем горел любовью к Богу, вверив к небу свой ум, – но сколько ни нравилась ему эта уединенная жизнь и как он ни рад был своему безмолвию, – оно скоро должно было прекратиться. Ибо Господь не хотел долее оставлять светильника своего, как бы под спудом, но восхотел, чтобы это духовное сокровище обогатило и других и чтобы подвиги его послужили примером и назиданием для многих. Крестьянин Алексей Охотин один раз пришел в шилегодский лес с собаками ловить зверей, собаки отбежали от него и он, отъискивая их, нечаянно набрел на келью отшельника. Старец принял его с отеческою любовью и стал спрашивать у него, как он нашел его келью, так как преподобный до него не видал в лесу ни одного человека и не знал, далеко ли находятся селения. Когда охотник рассказал ему подробно обо всем, то преподобный, видя в нем человека простого и доброго, долго беседовал с ним, поучая его страху Божию; отпуская он велел ему искать собак по речке Шингор на мысу Кривике и при этом сказал: «там найдешь их с большею добычею». Удивился охотник прозорливости старца, когда в самом деле нашел своих собак с добычею именно на том месте, где сказал ему преподобный. Добычею, пойманною собаками была, дорогой цены лисица, с которою охотник тотчас же возвратился к келье старца и просил его принять ее в дар, но старец отказался от подарка и посоветовал жертвователю употребить цену ее на милостыню.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

От ног верхней покрышки в длину по гробу с боку отломлено аршин 9 вершков, шириною в нижнем конце оной обломок 4 вершка с четвертью, а в верхнем два вершка с половиною, тлению оной весь гроб не подвержен. Сходственно: Внутри гроба покровец черной из шерстяной материи над главою цел, на коем вышит разными шелками осьмиконечный крест, а по бокам оного трость и копие не истлели, а шелк цвету своего не потерял. Шелк на покровц в цвте переменился и оный покровец обветшал. На нижней кромке оного покровца вышиты была многие слова, но истлели, а только несколько значатся 2 литтеры на подобие Е, которых за ветхостью и высыпанием в них отчасти ниток за действительные признать сомнительно. На нижней кромке сих литтер Е по истлении вовсе не значится. К сему покрову прилежит другой над телом большой покров из той же материи на подобие схимы, на боковых и на верхней кромках сего покрова вышиты были нитками слова же, но как многие из оных истлели и потому, что было вышито задостойник ли о тебе радуется, как на схимах обыкновенно вышиваем бывает, или другой стих, узнать не можно. Сходно и ныне, но весьма покров сделался трухл. На верхней же кромке, прилежащей к выше прописанному маленькому покровцу остались в целости только 2 литтеры сего изображения ДО и сии две литтеры под вышеозначенными на маленьком покровце литтерами такое положение Е / ДО и по внимательному и довольному рассмотрению все сии литеры оказались не вновь вышитыми, а подлинно старые. Ныне значится только сие изображение слов таким образом: / Е литтеры истлели. В рассуждении оставшихся литер оказалось и ныне сходно. С верхнего конца оного покрова поперек с правого боку около ¼ аршина, а с левого боку около вершка по шву отстало, а под оными последними двумя литерами с начала вышитыми шелком 3 небольшие креста и под ними 3 херувима. Сходно, но шелк в виде переменился. По ниже коих по средине осьмиконечный крест, а по сторонам оного по одному ангелу вышиты разными шелками, кои цвету своего непотеряли. Сходно, но шелк в цвете изменился.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ограбление иконной лавки в Архангельской области раскрыто по горячим следам 4 декабря 2008 г. 15:45 Днем 2 декабря на пульт вневедомственной охраны при ОВД по г. Коряжме (Котласский район Архангельской области) поступил сигнал. Сработала кнопка тревожной сигнализации, установленная в храме преподобного Лонгина Коряжемского. Через несколько минут на месте происшествия уже находился автопатруль вневедомственной охраны. Как выяснилось, несколько минут назад на иконную лавку, что находится на территории церкви, было совершено нападение. В помещение ворвались трое людей в масках. Они избили пожилых свечниц и забрали все деньги из кассы — около 10 тысяч рублей. Милицию вызвал настоятель храма игумен Антоний (Яворский), которому женщины тут же сообщили о происшествии. Пострадавшие описали, как выглядели нападавшие. Милиционеры установили несколько свидетелей, которые видели, как грабители выбежали из храма, а также смогли показать направление их движения. В городе был объявлен план «Квартал». Практически все милицейские силы были направлены на поиск преступников, посягнувших на церковное имущество и поднявших руку на пожилых женщин. Сотрудники милиции обследовали каждый двор, подъезды и чердаки домов, куда могли укрыться злоумышленники. Настоятель храма также принимал активное участие в поисковых мероприятиях, находясь «на борту» автопатруля. В одном из подъездов на лестничной площадке сотрудники милиции обнаружили двух молодых людей. При виде милиционеров они заволновались; при досмотре у них было обнаружено несколько тысяч рублей мелкими купюрами. Кроме этого, оперативников привлекли шапки парней, которые легко превращались в маски с прорезями для глаз. Молодые люди были доставлены в отдел, где дали признательные показания. Через несколько часов был задержан и третий участник нападения — к этому моменту задержания он уже успел потратить часть денег на куртку, кроссовки и другую одежду. Подозреваемых опознали сотрудницы иконной лавки. Двое задержанных оказались воспитанниками школы-интерната, третий — несовершеннолетний, который недавно бросил учебу и приехал в Коряжму к друзьям. В настоящее время возбуждено уголовное дело по ст. 161 «грабеж», обстоятельства происшествия выясняются. Часть похищенных денег возвращена храму. ИА «Православие на Северной земле» /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/498504.htm...

Величаем тя,/священномучениче Харалампие,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь преподобному Лонгину, игумену Коряжемскому, чудотворцу, глас 1 От мятежа мирскаго удалився,/к немерцающему Свету притекл еси,/преподобне отче Лонгине,/и ныне чисте зриши Святую Троицу,/юже моли за ны недостойныя,/да спасет души наша. Кондак, глас 8 По словеси Учителя Христа/крест на рамо твое приял еси,/вся житейская отринув,/и образ Животворящаго Древа в пустыню принеся еси,/идеже доныне исцеления неоскудно источаются/с верою приходящим к тебе. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Лонгине,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь преподобному Прохору Печерскому, Лебеднику, в Ближних пещерах почивающему, глас 4 Преподобне чудотворче, отче Прохоре,/препитавый во гладе алчущия хлебом от былия и солею от пепела./Напитай и нас пищею духовною,/моля Христа Бога о душах наших. Кондак, глас 2 Велием воздержанием удручая плоть свою, святе,/лишився пищи человеческия,/зелием и травою вместо хлеба, пепелом же, аки солею, питался еси,/чудодейственне Прохоре./Еже видя, Господь приложи зелие во хлеб и пепел в соль,/имиже ты множество гладных препитал еси,/тем тя чтим и ублажаем. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Прохоре,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь благоверной княгине Анне Новгородской, глас 4 От запада возсиявши, яко звезда небосветлая,/прияти Православную веру сподобилася еси,/в нейже плод благославный Российстей земли принесши,/святая благоверная княгине Анно,/Христа всем сердцем возлюбила еси,/Того оправдания и законы хранящи./Темже днесь всесвятую память твою празднующе,/грехов оставление молитвами твоими приемлем. Кондак, глас тойже Днесь в светлой памяти твоей/Великий Новград веселится,/созывая всех верных светло праздновати память твою,/и мы ныне, духовно ликовствующе,/радостно славим тя и молим:/святая благоверная княгине Анно,/предстоя Святей Троице/моли избавити Великий Новград и всю землю Русскую/от всяких бед и обстояний и всем нам спастися. Величание

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

угоднику, болезнь тотчас же прошла, и Дарья стала совершенно здорова. 15. Важеского уезда, Слободского стану, Верхонаденской волости, крестьянина Вавилы Григорьева Хламова жена Ирина Несторова в 1738 году, в Филиппов пост, имела женскую болезнь, и все тело ее, и руки, и ноги, и живот опухли так, что она не могла уже видеть ног своих. В одну ночь видела она во сне женщину, которая сказала ей: молись ты святому пр. Прокопию Усьянскому чудотворцу, и Бог простить тебя, хотя тяжело и трудно тебе будет, и родишь одного мертвого. Ирина стала молиться и положила обещание поклониться мощам праведного Прокопия, и родила благополучно близнецов, одного живого, а другого мертвого, и вскоре после сего оправилась от болезни, хотя, по тяжести родов, не надеялась и живой остаться. 16. Житель Усьянской Никольской волости Введенского прихода Потапий Федоров Пушкин в 1739 году плыл с товарищами на вешнем плоте к городу Архангельску, и когда уже был на р. Двине, внезапно поднялся сильный ветер, и начал разбивать и заливать волнами плоть его. В страхе и ужасе, ежеминутно ожидая себе смерти, Потапий со слезами начал призывать себе на помощь праведного Прокопия, обещаясь ему молебствовать, и не успел он еще кончить молитвы, как буря затихла и около плота его сделалось тихо, между тем в то самое время, и выше и ниже по реке, бурею разбило множество плотов с хлебом и лесом. 17. Усьянской Ростовской волости, у диаконского сына Ильи Леонтьева полтора года болела рука так, что он не мог даже и перекреститься ею. В 1745 году видел он во сне, что будто бы Прокопий праведный, в белой одежде, подошел к нему и севши возле него рядом сказал: что ты, окаянный, давно обещался идти к Прокопию Усьянскому и с отцем своим, и доныне не бывал? Иди немедленно и помолись, и сказавши это стал невидим. Пробудившись от сна, Илия почувствовал облегчение болезни, и затем вскоре совершенно выздоровел. 18) В г. Ваге (Шепкурске) в бытность воеводы Александра Васильевича Перелешина, случилось рабе его девице Марие, 20 лет, быть очень больной так, что и руки и ноги у нее сволокло, и близ года нисколько не могла она ими действовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сходно. Чулки серого сукна хотя и целы, но в некоторых местах истлели. Сходно. По свидетельству 1796 года ноября 15 дня состоящих под одеждою частей тела показано: По осмотру декабри 8 дня 1796 г. оказалось: У главы затылок сколько можно было прикоснуться рукою с обеих сторон цел, но мокр. Затылок с правой стороны цел, с левой внутрь главы есть отверстие. Шея и левое ухо цело, а правое во внутрь впало. Сходно, точию левое ухо присохло и кожа к костям присохла. По открытии рясы на грудях до препоясания рубашка холщевая сколько видно на грудях и на чреве и на ней гойтан шерстяной от шеи протягающийся до пояса, с коим и соединен, целы. Сходно, но рубашка несколько трухловата. На плечах рубашка истлела. Сходно. В сгибах оных плеч тела не имеется и правая рука в плечном сгибу несколько отстала. В плечных сгибах руки обе отстали и в тех сгибах кости трухловаты. Груди и ниже оных чрево впадшее, равным образом и бока, сколько рукою касаться можно было под рубашкою значатся целы. От лошки к правому боку чревная часть от грудной несколько отсела, а в протчем сходственно. Но по примечанию оное тело кажется быть мерзловато. И обе бедры под ряскою значатся целы же по самые колени из коих левое несколько раздробилось. От правого колена голень несколько поотстала. Ниже колен на голенях, кои целы и от колен не отделились, а только почернели, тела не имеется. Ножных стоп мелкие кости и составы, как от голеней, равно и между собою отделившиеся хотя и целы, но со впадшею в пролом верхней доски гроба землею перемешаны, на затылке около плеч и на коленах тело кажется быть трухловато, за каковою трухлостью и теснотою гроба к осмотру спины и прочих частей тела приступить было не можно. Сходно. Сходно, но оных костей, по причине сырости в том гробе и от того смерзшейся земли отделить и разобрать не можно. Платье все тлению предалось. 209 Место, где по обртении были поставлены мощи пр. Феодосия, была каменная стена, отделявшая Введенский придел, от Преображенской церкви. В 1797 году в ней сделана была арка или полуциркульный пролом для помещения и сокрытия гроба.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По его приказанию вытребовано было от Верюжской церкви древнее рукописное сказание о явлении мощей и чудесах праведного Прокопия, при чем бывшие тогда при ней священноцерковнослужители показали, что прежде было при церкви и житие святого, но вместе с указом и грамотою об освидетельствовании мощей взято в Архангельскую Консистории, и там в 1793 году во время пожара в Консистории сгорело, что и подтверждено сею последнею на отношение Вологодской Консистории 224 . В 1800 году статский советник Березников доносил Государю Императору, что во время бытности своей, по делам службы, в уздах Яренском, Устьсысольском и Сольвычегодском, подвергся он тяжкой болезни, и призвав в помощь праведного Прокопия Усьянского вскоре получил от нее исцеление, и просил Государя о повсемстность оглашении о мощах угодника Божия. Вследствие его прошения Святейшим Синодом в 180 1 году, декабря 16 дня, было постановлено, что «как по свидетельству сим мощам 1696 и 1739 года не оказалось многих на теле сего почитаемого за святого частей, и притом с которого времени оное открыто и кем? кто он и откуда верного сведения не найдено; описание же о происходивших якобы от оного чудесах к совершенному признанию его за святого и оглашению мощей весьма недостаточно, да и после того от епархиальных архиереев никакого об оных мощах в Святейший Синод донесения не было; то и оставить их в таком положении, в каком ныне состоять, не делая об оных повсеместного оглашения; о чем и Государю Императору донести». Но такое решение Святейшего Синода не удовлетворило усердных почитателей святого угодника; крестьянин Федор Кузнецов, по случаю исцеления своего от продолжительной и тяжкой болезни, полученного им от праведного Прокопия, положил обещание стараться об оглашении святых мощей его, и заручившись доверенностью четырех тысяч лиц, в 1809 году подал прошение Государю Императору, подобно Березникову, прося нетленные и уже дважды свидетельствованные мощи угодника огласить всенародно, а Государыню Императрицу Марию Феодоровну просил о пожертвовании на построение храма и дарование нового покрова на раку угодника взамен уже обветшавшего от временн покрова, данного Императрицей Елисаветой Петровной.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В XVI столетии окрестности г. Вологды наполнены были иноческими обителями, прославленными их святыми основателями, и многие из вологжан, привлекаемые к монашеству не одним только стремлением угодить Богу и спасти свою душу, но нередко желанием избежать гражданских повинностей, тягостей и забот житейских и проводить дни свои в покое и довольстве 199 , уходили в монастыри и постригались там. Юноша Феодосий, хотя и склонен был к монашеству по своему природному характеру и воспитанию, не последовал однако примеру таких людей и, достигши совершенных лет, по воле и убеждению родителей, вступил в брак, справедливо почитая повиновение родителям более приятным Богу, нежели необдуманные, юношеские обеты иночества. Бог благословил его супружество и вскоре он стал отцем дочери Марины, бывшей впоследствии в замужестве за одним из вологодских граждан. Однако любовь к супруге и дочери не охладила в нем любви к Богу и супружество, соединенное с заботами како угодити жене, не было для него препятствием угождать Богу. Усердно посещая храм Божий, Феодосий старался всем сердцем погружаться в молитву, а чтобы в это время ничем не развлекаться и ни с кем не говорить, он избирал для этого в храме уединенное место где-либо в углу или за столбом и стоял всегда поодаль от людей. Привязанный узами брака в жизни семейной, мирской, он тем не менее постоянно стремился душею в высшему духовному совершенству. Однажды стоя таким образом в церкви и слушая чтение св. Евангелия, он был поражен словами Спасителя: иже любить отца или мать паче Мене, несть Мене достоин; и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин. И иже не приимет креста своего и в след Мене грядет, несть Мене достоин. (Мф. X, 37–38). Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе (XVI, 24). Феодосий затрепетал от страха и залился слезами. Он полагал, что повинуясь воле родителей и живя в супружестве и среди мира, можно достигнуть высоты нравственного совершенства, но вдруг слышит, что любовь к миру есть вражда на Бога ( Uak. IV, 4 ), что даже врожденная привязанность к самым близким лицам, каковы родители и дети не всегда совмещается с истинною любовью к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Автограф продолжает значиться среди книг «в полдесть», в разделе «Книги ж в сундуке» в описях Патриаршей ризницы и библиотеки 1709 г. 7 , 1718 г. (под 716) 8 , 1727 г. 9 , 1735 г. 10 , 1749 г. (под 709) 11 . Судя по описи 1754 г., рукопись была включена в общий состав книг Синодальной (Патриаршей) библиотеки, систематизированных в алфавитном порядке названий, в связи с чем переместилась под 439 12 . В описи второй половины ХШ в. она получила новую характеристику: «Того ж Симеона Полоцкаго собрание стихов на разные материи, которых оглавление по алфавиту положено в конце книги сея с означением листов, писана скорописью, его же рукой». Авторской рукописи «Вертограда» был присвоен 536 13 , сохранявшийся за ней до 1817 г., когда по новому «Каталогу Патриаршей библиотеки» она получила 659 14 – шифр, под которым автограф значится до сих пор. В 1849 г. на основании утвержденного Синодом представления митрополита Московского Филарета о необходимости составить полное научное описание рукописей Синодальной библиотеки, для этой работы были приглашены профессор Московской Духовной Академии А.В. Горский и профессор Симбирской семинарии К.И. Невоструев 15 . В автографе «Вертограда» на л. I об. имеются карандашные записи руки К.И. Невоструева 16 , относящиеся к составу рукописи. Описание А.В. Горского и К.И. Невоструева осталось в черновиках, относящихся к декабрю 1853 г. 17 В них автограф «Вертограда» характеризуется следующим образом: «Черновая рукопись писма самого Полоцкаго »...» С л. 4 следуют стихи на разные предметы, из коих сей предмет обыкновенно означается на поле, иногда в заголовке, в самом изложении редко соблюдается порядок предметов и обыкновенно имеется несколько вирш на избранный предмет, потом на другой, третий и т. д., не имеющие с первым никакой связи». Ими также отмечено следующее: на л. 279 имеется челобитная Симеона Полоцкого патриарху Иоакиму; на л. 281, где начинается цикл «Вивлиа», «написано число 1676, означающее, вероятно, год составления статьи»; в рукописи есть правка Сильвестра Медведева: «Стиси краесогласнии...в сретение иконы Пресвятыя Богородицы» (449) не вошли в «беловой список»; на л. 488–499 в алфавитном порядке помещены «предметы, на кои доселе писаны вирши», «за алфавитом продолжаются вирши, писанные после сего (то есть 1678 г.) и до л. 524 предметы следуют один за другим по-прежнему без связи, а отселе по алфавитному порядку». Упомянутые Горским и Невоструевым отрывки из черновика челобитной Симеона царю Алексею Михайловичу о возвращении земли Николаевскому Коряжемскому монастырю в настоящее время в рукописи отсутствуют.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010