Приведена была в монастырь одна бесноватая женщина по имени Мариамна, которая немедленно пришла в себя и сделалась совершенно здоровою когда совершили о ней молебное пение и приложили ее к раке преподобного. Когда в соборной монастырской церкви Положения ризы Богородицы, шнуры, опоясывающие св. престол от сырости и времени сгнили, вологодский архиепископ Маркелл приказал освятить церковь снова, что и было исполнено накануне праздника Богородицы (1 июля 7162–1654 года). На освящении храма был из Вологды диакон Предтеченской церкви Иосиф, который когда по окончании священнодействия и трапезы прилег, отдохнуть и заснул – внезапно почувововал себя весьма нездоровым, так что думал, что уже умирает. С плачем и слезами призывая на помощь Матерь Божию и пр. Арсения, он обещался написать икону Положения ризы Богородицы, потом придя в церковь припал к раке преподобного и стал читать ему канон. Во время чтения седмой песни ему стало легче, а когда он испил и умылся освященной водой, смешанной с перстью от гроба преподобного, то лютая его болезнь совершенно прошла, так что уже мог участвовать в вечерней службе. Арсениев монастырь имел 237 душ крестьян, по штатам 1764 года он оставлен в III классе с игуменским настоятельством. Преподобный Логгин Коряжемский В первой половине XVI века, в среде многочисленного братства Павло-обнорского монастыря, спасался инок Логгин. Он прибыл в моиастырь в молодых годах, прошел длинный ряд различных послушаний, дожил до старческих седин и приобрел немалую опытность в иночесной жизни, так что все стали смотреть на него, как на старца испытанного, духовного и относиться к нему с особенным уважением. Был у него друг и собеседник в Корнилиеве монастыре инок Симон, урожденец Сольвычегодский, подобно ему старавшийся угодить Богу. Беседуя с Логгином Симон часто вспоминал свою родину, где, по его словам, было много мест весьма удобных для отшельнической, безмолвной жизни. Стремление к отшельнической жизни усиливалось более и более в душе обоих друзей, уже начавших тяготиться многолюдством общежития и возрастающим к себе от иноков почетом и уважением; оттого их мысли чаще и чаще останавливались на жизни уединенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Когда он ходил в той стране по сбору на Слободской монастырь, его молитвами совершались многие чудеса. С ним были иконы Спасителя, Богородицы и Николая чудотворца (Можайского); и «бывшу ему в монастыре Николы Коряжемского, мнози от православных прихождаху и повелеваху преподобному молебен пети. Преподобный же, по данней ему от Бога благодати, в молебном пении ни мало без слез пребываше, но яко воды от благотекущего источника непрестанно исходят, тако и от очию преподобного слезы точахуся. Видев же преблагий Бог раба Своего тако творяща, прослави его, и бысть от образа Николая чудотворца знамения и чудеса велия. И того ради народи наипаче начаша велию веру держати ко преподобному, да его ради молитв обрящут от Бога милость». Сколь же усерден в молитвах был преп. Трифон, ο том инок Никольского монастыря Дионисий так свидетельствует: «во един от дний, по отпусте вечернего пения, оста преп. Трифон един в трапезе, возжег свещи пред иконами, их же с собою имяше, и фимиамом облаговонив, начен по обычаю благодарные молитвы возсылати, и слезы многи проливаше, яко и с воплем проглаголаше, и начасте падаше пред святыми иконами, и на долг час на земли лежаше; и тако моляся во всю нощ даже и до утреннего благовеста». Дионисий же находился в ту ночь рядом с трапезою, в кладовой, где «такожде правило свое совершаше в молитвах и коленопреклонениях многих». – Утром, когда он вышел и встретился с преп. Трифонон, то увидел, что он – «в поте и слезах весь мокр бысть». Так утруждал он себя поклонами даже до поту! И это он так молился ночью, днем опять совершал молебны, «видя к себе народ мног стекающ». Продолжая сбор на обитель, когда преподобный, изшедши из Коряжемского Никольского монастыря, пришел в город Сольвычегодск, – «тамо наипаче слава о нем прохождаше всюду, и стекахуся к нему мнози ту живущии люди, иже во Усольском и Устюжском уездах, во градех же и селах, по Вычегде и по Двине; и прихождаху знамения ради и чудес, бываемых от икон, яже бяху с преподобным, и поведающе друг другу преславная она, яже бывают молитвами преподобного. И припадающе к нему с великим усердием, от него благословение приимаху; приношаху же ему всяких чинов люди, кийждо по обещанию своему, от имений своих, ов злато, ов же серебро, ов же книги и ризы, и всяких прочих потреб довольно. Мнози же тогда и от нищих прихождаху и от убогих сирот, благословения ради; он же всем требующим от приносимых удовляше и никого же от себе тща и без упокоения отпускаше. А яже от образа Николая чудотворца каковая исцеления быша, и кому именем, и от которого града, или кия веси, и коим недугом кто одержим бысть, и како исцеление получи, о том вся писана в книге чудотворения великого святителя Николая (книга эта потеряна), числом пятьсот чудес».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

К 1558 г. К. м. принадлежали неск. деревень (Конашевская, Телячья, Савинская, Луковицына Гора и др.). Процветанию К. м. способствовали крупные промышленники и колонизаторы северо-востока Строгановы. В 1570 г. Яков, Григорий и Симеон Строгановы дали вкладом в мон-рь «на Едомге починки и пустоши»: починки Юрьевский, Бубнов, пустоши Сабуровской, пустоши Горяиновой, пустоши Митрохинской «паче озерца», «пустоши старца Семиона Дудышки» и 3/4 Воробинского починка. В 1571 г. братья Строгановы дали вкладом в обитель пожню Сверчиху ( Безроднов. 2011. С. 73, 74). О тесных отношениях Строгановых с К. м. свидетельствует тот факт, что указные грамоты, касавшиеся мон-ря, адресовались в ряде случаев Строгановым. В 1583 г. царь Иоанн Грозный вновь дал игум. Иову жалованную грамоту, подтверждавшую право мон-ря держать перевоз через р. Вычегду напротив Соли Вычегодской. Также К. м. было дано право на получение ежегодной суммы из гос. казны, равной по цене 50 пудам соли. В писцовых книгах 1586 г. за К. м. записаны 2 амбара в Соли Вычегодской «для осадного времени» и монастырское место на посаде, где также стоял амбар. К сольвычегодскому посаду были приписаны и монастырские угодья: Флоровская пожня на Усольском о-ве на р. Вычегде, поступившая в мон-рь в 1581 г. по данной грамоте; пожня Ермолинская Суровцова в Брянском наволоке; пожня Степановская Кожина на Коневском о-ве и др. (Николаевский Коряжемский мон-рь. 1901. 5. С. 128-129). К кон. XVI в. в вотчине К. м. имелись церкви - во имя свт. Николая Чудотворца в Шалимовой слободе и Преображенская на Пырской Едоме (Там же. 7. С. 177). Финансовое состояние мон-ря, по оценкам краеведов нач. ХХ в., было весьма удовлетворительным. В 1599-1602 гг. К. м. мог потратить на свои нужды от 184 до 192 р. в год. Мон-рь выступал и как заимодавец. Однажды К. м. ссудил единовременно 100 р. Н. Г. Строганову. Монастырские власти жертвовали деньги на строительство храмов в Соли Вычегодской, а также 300 р. «на царя и великаго князя Дмитрея Ивановича (самозванца)» (Там же).

http://pravenc.ru/text/2458767.html

Не лучшим оказалось и состояние храмов. Так, в ц. в честь Спаса Нерукотворного, по словам составителя записок, «все закоптело, всюду масса пыли… от спертого воздуха трудно дышать. В углах две неуклюжие печи, видно по всему, что они тепла дать не могут… Служебные книги буквально все истрепаны… Одежда на престоле вся полинялая, из синей обветшавшей материи. Другой на смену не имелось. Церковная утварь ветхая». Еще более ветхими оказались скотный двор, баня, погреб, амбар и др. хозяйственные постройки (Николаевский Коряжемский мон-рь. 1901. 13. С. 339-343). Главной задачей игум. Нектария стал капитальный ремонт всех зданий. В 1908 г. на средства благотворителей был куплен 311-пудовый колокол, затем приобретены вся необходимая богослужебная утварь, одежда, книги. Храмы и другие строения По описи 1567 г., в К. м. существовало 3 храма: соборный во имя свт. Николая Чудотворца, в честь Благовещения Пресв. Богородицы и во имя прп. Димитрия Прилуцкого (Список отписной Коряжемского Николаевского мон-ря//АЮБДР. Т. 3. Стб. 388-397). Возможно, устроение храма, посвященного прп. Димитрию, связано с особым почитанием насельниками Прилуцкого подвижника. Об этом, в частности, свидетельствуют многочисленные иконы преподобного, отмеченные в монастырской описи ( Мельник А. Г. Русские святые, почитавшиеся в Никольском Коряжемском мон-ре во 2-й пол. XVI в.//Ярославский пед. вестн. 2012. 1. Т. 1: Гуманитарные науки. С. 332). В 1631-1632 гг., при игум. Антонии, над воротами была построена Благовещенская ц., а на колокольню повешены часы, доставленные из Вел. Устюга. Вероятно, в 40-х гг. XVII в. началось возведение теплой ц. в честь Нерукотворного образа Спасителя. Во вкладной и в кормовой книге мон-ря имеется запись о том, что в 1644 г. на строительство храма дал вклад 30 р. игум. Александр (впосл. епископ Вятский и Великопермский). По писцовым книгам 1625 и 1645 гг., в К. м. стояли деревянные холодный Никольский собор, теплая Димитриевская ц., надвратная Благовещенская ц., колокольня с 7 (в 1625) и с 9 (в 1645) колоколами.

http://pravenc.ru/text/2458767.html

Дело Архива Святейшего Синода 197, 1860 г. 110 По указу Святейшего Правительствующего Синода от 15 октября 1861 года Дивеевский монастырь изъят из управления Нижегородского епархиального начальства и поручен управлении Тамбовского епархиального начальства. Дивеевская Серафимова община – теперешний монастырь, – находится в 1 стане Ардатовского уезда, Нижегородской губернии (по Списку населенных мест 374), при речке Вичкинзе, от г. Ардатова в 28 верстах, по левую сторону тракта из этого города в г. Темников (Тамбовской губ.). При существовании общины во владельческом селе Дивееве находилось всего 31 двор, училище, ярмарка; в общине 2 церкви, жителей в селе значилось (по Списку населенных мест 1863 г.) 274 души (149 женского пола), кроме общины. 115 Дело канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода 23/40, 1861. Село владельческое Деденево (Новоспасское) по Списку населенных мест Московской губернии, изд. Ц. Ст. Ком. в 1862 г. показано под 2395, во стане Дмитровского уезда, при речке Икше, в 13 верстах от г. Дмитрова, по правую сторону тракта из этого города в Москву. 117 По указу Святейшего Синода, 30 марта 1830 г., к общине назначены священник и диакон, на причетнической вакансии, с производством им жалованья из доходов общины, первому – по 100 р., а второму – по 50 руб. в год. Дело Архива Святейшего Синода 1615, 1861 г. 119 Николаевский Коряжемский мужской монастырь в Сольвычегодском уезде, близ устья речки Коряжемки, при заливе Коряжемском. Основан в 1535 году двумя прпп. Логгином и Симоном. История Российск. Иерархии. Ч. IV, с. с. 778–786. Коряжемский монастырь находился в 1 стане Сольвычегодского уезда, от уездного города в 15 верстах и по Списку населенных мест Вологодской губернии (изд. в 1866 г.) значится за 7654. 120 Сольвычегодский Введенский мужской монастырь в городе Сольвычегодске. Основание его относят к 1498 г. История Российск. Иерархии. Ч. VI, с. с. 180–184. 123 В циркулярном указе Святейшего Синода 1862 г. 20 марта о порядке избрания настоятелей и настоятельниц монастырей, между прочим, говорилось: благоустройству общежительных монастырей не благоприятствуют иногда следующие обстоятельства: 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛОНГИН († 10.02.1540), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе святых Архангельской митрополии), основатель и игумен Коряжемского во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-ря (ныне Котласский р-н Архангельской обл.). Источники Прп. Лонгин Коряжемский. Икона. Кон. XIX — нач. ХХ в. (ц. свт. Стефана Великопермского, Вел. Устюг) Прп. Лонгин Коряжемский. Икона. Кон. XIX — нач. ХХ в. (ц. свт. Стефана Великопермского, Вел. Устюг) Основным источником сведений о святом является «Сказание о зачале великого чюдотворца Николы Коряжемского монастыря и о началнике игумене Логине, како прииде на усть реки Коряжемки и нача здати обитель сию во имя великаго светителя и чюдотворца Николы архиепископа Мирикийских и о преставлении преподобнаго отца нашего игумена началника Логина и о чюдесех его». Ранний список (ВОКМ. 2151. Л. 21-57, 70-е гг. XVII в.; опубл.: Власов. 2011. С. 26-51) является автографом еп. Вятского и Великопермского Александра († 17 дек. 1678), рукопись принадлежала б-ке Коряжемского мон-ря. Поздний список (НМРК. 4117, нач. XIX в.) создан иноком Александрова Невского мон-ря Иннокентием, до 1924 г. хранился в б-ке Троицко-Стефано-Ульяновского мон-ря (опубл.: Сказание о зачале Николо-Коряжемского мон-ря. 2013. С. 475-482). Фрагмент «Сказания...» (рассказ о перенесении мощей Л.), текстуально близкий к списку НМРК. 4117, воспроизведен в «Доношении из Архангелогородской епархии» с рапортом наместника Коряжемского мон-ря иером. Илариона, присланном в Синод в 1746 г. в качестве ответа на указ от 7 дек. 1744 г. имп. Елизаветы Петровны «о мощах несвидетельствованных святых» (РГИА. Ф. 796. Оп. 25 (1746 г.). Д. 723 (а)). Создание «Сказания...» исследователи относят ко 2-й пол. XVII в. и связывают с пребыванием в Коряжемском мон-ре еп. Вятского Александра, который был пострижеником обители, а в 1643-1651 гг. стал ее игуменом; в 1674-1678 гг. он проживал в мон-ре на покое после оставления епископской кафедры ( Власов. 2011. С. 10-14). Автор «Сказания...» излагает краткие данные о жизни Л. и 7 посмертных чудес, последнее из к-рых датируется 1678 г. Рассказ об устроении Коряжемской обители зафиксирован также в летописце г. Сольвычегодска (РНБ. Q.I. 835. Л. 31 об.- 39 об., сер. XVIII в.) и в «Истории города Соли Вычегодской древних и нынешних времен», составленной в 1789 г. чиновником городского магистрата и 1-м историком г. Сольвычегодска А. И. Соскиным (1761-1822) (РНБ. Q.IV. 403. Л. 167-182).

http://pravenc.ru/text/2110689.html

При этом Голубинский пишет: «Итак на вопрос: какие святые суть канонизованные или настоящие святые, ответ есть тот, что они суть все, которые признаются за святых церковью (ибо признанный церковью и значит – канонизованный ею), не только общие или общепразднуемые, но и местные… одним словом все без изъятия святые, которым существует общее или местное признаваемое церковью празднование…» Он отмечает также, что «есть люди, которые признают святыми ненастоящих святых… некоторые даже из нарочитых агиографов приравнивают этих усопших к настоящим святым или и совсем принимают за настоящих святых. Но это совершенно неосновательно и совершенно неправильно или погрешительно!» 9 Так знаменитый церковный историк Е. Е. Голубинский «отмечает» факт церковного почитания царя Иоанна. Что мы находим в «Полном месяцеслове Востока» В «Полном месяцеслове Востока» архиепископа Сергия (Спасского) имя царя Иоанна не встречается ни в основном тесте, ни в заметках. Есть оно в описании все тех же «святцев Коряжемского монастыря», а так же в приложении к «Заметкам» 10 Длинный список имен, среди которых значится «Иван царь» (те же святцы, «июня 10 обретение телеси»), предваряется следующим авторским текстом: «Они не находятся у преосвященного Филарета Черниговского в его книге «Русские святые». Сведения об них сообщаются для исторических соображений. Имена их внесению в месяцесловы для общего употребления и календари не подлежат «…» дней празднования им не показано». Подчеркивая полноту труда преосвященного Филарета Черниговского, в котором все же нет тех имен, что даны в «приложении архиепископ Сергий пишет: «Несомненно, что у Филарета в число святых внесены и такие святые, каким и местно не совершается празднования». Разбирая в первом томе своего капитального и строго научного труда все источники, которыми он пользовался при составлении «Месяцеслова», в разделе «Рукописные святцы славянские» архиепископ Сергий так характеризует «Святцы Коряжемского монастыря»: «В сих святцах внесены в число святых и такие, которые не находятся ни в греческих, ни в славянских календарных памятниках… В основе их несомненно лежат другие, древнейшие их святцы… Общий недостаток святцев сего рода состоит в том, что в них многие памяти искажены отчасти переписчиками святцев, отчасти и потому, что сами составители пользовались искаженными славянскими источниками, так что не мало стоило трудов и времени возстановлять смысл и значение многих памятей» 11 . Далее архиепископ Сергий приводит в качестве примера несоответствий и особенностей отрывок из данного документа, где и упоминается запись о царе Иоанне. Делается это в следующем контексте: «Они (святцы – авт.) имеют довольно особенностей в сравнении с календарными памятниками, доселе известными… (следует длинная цитата из святцев с авторским объяснением несоответствий и неточностей)… Многие из означенных памятей неизвестны или в неканонизованных» 12 .

http://pravmir.ru/byl-li-car-ivan-grozny...

Церковь Спаса Нерукотворного Образа (Спасская церковь). Дата постройки: 1746 год. Церковь Спаса Нерукотворного образа строилась в первой половине XVIII века на средства монастырской казны и была освящена в 1746 году. В 1897 - 1899 году настоятелем игуменом Нектарием был проведен капитальный ремонт здания. В годы советской власти использовалась под ремонтные мастерские и склады. В 1997 году начали восстановительные работы на Спасском храме и воздвижение купола с крестом. В 2008 году над входом в Спасскую церковь установлена и освящена мозаичная икона Спаса Нерукотворного Образа работы Андрея Чаркина. В 2010 году церковь была освящена. Спасская церковь - одноэтажное культовое сооружение трапезного типа. Основу его композиции составляет квадратное в плане помещение собственно церковь, перекрытое коробовым с распалубкой сводом и покрытое четырехскатной крышей типа " колпак " , увенчанной небольшой главкой с крестом. К основному объему с восточной стороны примыкает пятистенная алтарная апсида, перекрытая полукупольным сводом; с западной стороны - прямоугольное в плане помещение трапезной и небольшая пятистенная паперть. Трапезная перекрыта коробовым с распалубками сводом и покрыта двускатной крышей конькового типа. Апсида и паперть покрыты крышами на пять скатов. Здание, размером 11 х 32 м, построено из кирпича на каменном фундаменте. Крыши обшиты кровельным железом.   Монастырь основан в 1535 году монахом Павло-Обнорского монастыря Лонгином и Симоном Сойгинским. В монастыре долгое время жил ученик св. Лонгина — св. Христофор Коряжемский, позже основавший Христофорову пустынь. Написанные в 1620-х годах «Святцы Коряжемского монастыря» свидетельствуют о почитании Ивана Грозного и ныне являются одним из аргументов сторонников канонизации царя. Расцвет культурной жизни монастыря следует отнести к середине XVII века, когда игуменом монастыря становится Александр (1643—1651), будущий епископ сначала Коломенский, а потом Вятский. Предполагают, что «Сказание о Логгине Коряжемском» принадлежит Александру Вятскому.

http://sobory.ru/article/?object=06309

В связи с этим интересно следующее: 17 марта 1673 г. изограф Василий Кондаков доставил игумену Николаевского Коряжемского монастыря Варсонуфию грамоту архиепископа Вологодского и Белозерского Симона . Возможно, работал он также и в самом Николо-Коряжемском монастыре, в синодик которого вписан «род Василия Иосифова сына Кондакова» (список XVIII в. с более раннего оригинала) (РНБ, Q-IV-351) . Известно, одним из документальных подтверждений официального причисления Царя Иоанна Васильевича к лику святых, служат «Святцы Коряжемского монастыря» (1624 г.), в которых на обороте 205 листа под датой 10 июня находится запись: «В той же день обретение святаго телеси великомученика Царя Иванна» . Церковный историк проф. Е. Голубинский (который весьма скептически оценивал личность государя Иоанна Васильевича) в своем труде «История канонизации святых в Русской церкви» признает, что речь идет о мощах именно царя Иоанна Грозного, а также отмечает почитание его в лике местночтимых святых, почитание которых прекратилось по какой-либо причине . Не стоит забывать и о том, что Новоспасский монастырь издавна служил родовой усыпальницей семейства Романовых. Это случилось еще по воле Патриарха Филарета, родного племянника Иоанна Грозного по его первой супруге, благоверной Царице Анастасии. Созданные в монастыре Василием Осиповым фрески были написаны явно с ведома Царя (будущего Императора) Петра Алексеевича, бывшего ктитором обители. Его отношение к личности Царя Иоанна Васильевича давно известно. В 1722 году Император Петр сказал своему будущему зятю - герцогу Голштинскому Карлу Фридриху, впоследствии ставшем мужем его дочери - Царевны Анны Петровны: «Сей Государь (Иван Грозный) есть Мой Предшественник и образец; я всегда представлял Его Себе образцом Моего правления в гражданских и воинских делах, но не успел еще в том столь далеко, как Он. Глупцы только, коим не известны обстоятельства Его времени, свойства Его народа и великие Его заслуги, называют его мучителем». В любом случае, изображение Царя Иоанна Васильевича с нимбом в монастыре, служившем родовой усыпальницей членам Царствующего Дома и находящемся под пристальным вниманием первого русского Императора явно не могло быть самодеятельностью тогдашних изографов.

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/12/...

Коряжма. Коряжемский Николаевский монастырь. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Карта и ближайшие объекты Церковь Спаса Нерукотворного образа - одно из самых старых сохранившихся зданий округи. Она представляет собой небольшой кирпичный храм – одноглавый четверик с трапезной. Основу его композиции составляет квадратное в плане помещение, перекрытое коробовым с распалубкой сводом и покрытое четырехскатной крышей, увенчанной главкой с крестом. Здание построено из кирпича на каменном фундаменте. Крыши покрыты кровельным железом, окрашенным суриком.                               ...В середине ХХ века храм перестроен, венчания сломаны. Более 90 лет храм не действовал, в его стенах сначала располагалась тюрьма, потом склад. В 1990-х возвращён верующим. Тогда началась реставрация храма… С сайта Заповедная Россия Церковь Спаса Нерукотворного образа строилась в первой половине XVIII века на средства монастырской казны и была освящена в 1746 году. В 1897 - 1899 гг. настоятелем игуменом Нектарием был проведен капитальный ремонт здания. В годы советской власти использовалась под ремонтные мастерские и склады. В 1997 году начали восстановительные работы на Спасском храме и воздвижение купола с крестом. В 2008 году над входом в Спасскую церковь установлена и освящена мозаичная икона Спаса Нерукотворного Образа работы Андрея Чаркина. В 2010 году церковь была освящена. Спасская церковь - одноэтажное культовое сооружение трапезного типа. Основу его композиции составляет квадратное в плане помещение собственно церковь, перекрытое коробовым с распалубкой сводом и покрытое четырехскатной крышей типа " колпак " , увенчанной небольшой главкой с крестом. К основному объему с восточной стороны примыкает пятистенная алтарная апсида, перекрытая полукупольным сводом; с западной стороны - прямоугольное в плане помещение трапезной и небольшая пятистенная паперть. Трапезная перекрыта коробовым с распалубками сводом и покрыта двускатной крышей конькового типа. Апсида и паперть покрыты крышами на пять скатов. Здание, размером 11 х 32 м, построено из кирпича на каменном фундаменте. Крыши обшиты кровельным железом.   Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=06310

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010